Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТОЛЕРАНТНАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Прошина И.И. 1 Раевских А.С. 2
1 ФГБОУ ВО "КамГУ им.Витуса Беринга"
2 КГПОБУ «Камчатский сельскохозяйственный техникум»
Система среднего профессионального образования не так давно включилась в реализацию инклюзивной практики. И толерантность выступает значимым ресурсом создания инклюзивной среды. В статье отражены результаты обобщающего исследования, целью которого выступило выявление и описание мировоззренческих доминант участников образовательного процесса в системе среднего профессионального образования к проблеме инклюзивного образования, их представлений о достоинствах и недостатках совместного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с детьми категории норма. Сделанные нами выводы требуют дальнейшей проверки на более объёмных и разноплановых выборках в системе СПО. Вместе с тем полученные результаты могут быть использованы для создания толерантной среды, и одним из возможных решений этой проблемы может стать внедрение в образовательный процесс программы тренинга, которая позволит сформировать толерантную среду в образовательном учреждении. В данной статье авторами дается краткая характеристика комплексной программы тренинговых занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся категории норма, их родителей и педагогов, направленной на успешную адаптацию лиц с ОВЗ и их принятие всеми участниками образовательных отношений.
инклюзивное образование
дети с ограниченными возможностями здоровья
коммуникативная толерантность
толерантная среда
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.04.2022).
2. Афонькина Ю.А. Принципы инклюзивного образования в парадигме социального взаимодействия // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 11. С. 16–20.
3. Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2010. 24 с.
4. Хуснутдинова М.Р. Риски инклюзивного образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 26–45.
5. Богомолова Е.А., Подольская И.А., Спиженкова М.А. Исследование отношения родителей к инклюзивному образованию // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященная 20-летию факультета психологии КГУ им. К. Э. Циолковского (г. Калуга, 23-25 мая 2013 г.). Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. C. 243–247.
6. Симаева И.Н., Хитрюк В.В. Проблемы готовности к инклюзивному образованию родителей обучающихся // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2015. № 11. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-gotovnosti-k-inklyuzivnomu-obrazovaniyu-roditeley-obuchayuschihsya (дата обращения: 30.04.2022).
7. Леонова Е.В. Анализ состояния готовности родителей к совместному обучению детей в условиях инклюзивной образовательной среды // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 1–1. С. 78–82.
8. Адеева Т.Н. Проблемные аспекты и факторы готовности к инклюзивному образованию педагогов и родителей // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 4. С. 129–135.
9. Семенова Е.М. Психологическая характеристика личности с разным уровнем развития коммуникативной толерантности // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 1. С. 244–249.
10. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. 2-е издание, стереотипное. М.: Генезис, 2001. 112 с.

В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) можно считать одним из приоритетных направлений политики государства. Это подтверждается изменениями и в законодательной сфере, и в «мировоззрении школы». Так, Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ» трактует инклюзивное образование как «…обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1, ст. 2, п. 27].

Это подтверждается и близкой нам позицией Ю.А. Афонькиной, которая утверждает, что «инклюзивное образование как социальный и педагогический феномен в современном обществе выполняет разные функции, важнейшей из которых выступает восстановление целостности социума на основе преодоления дискриминации и сегрегации такого уязвимого меньшинства, как лица с ОВЗ, инвалидностью. Оно создаёт условия для их индивидуального развития, становления способностей, формирования подлинно человеческих отношений» [2, с. 16].

Мы разделяем мнение Н.П. Артюшенко, которая говорит, что «в исследованиях российских учёных (Д.В. Зайцев, И.И. Лошакова, Э.К. Наберушкина, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова) установлено, что в развитии инклюзивного образования заинтересованы, прежде всего, родители: 70% родителей обычных детей не возражают против совместного обучения, т.к. это позволит их детям стать более толерантными, научиться взаимопомощи; однако они убеждены в том, что для этого педагогам надо прилагать специальные усилия. 76% родителей детей с ограниченными возможностями здоровья согласны с преимуществом совместного обучения, но понимают, что для этого необходимо преодолеть ряд барьеров архитектурного, социального, нормативного, учебно-методического характера» [3, с. 3-4].

Такое положение дел подтверждается и другими авторами. Так, М.Р. Хуснутдинова в своём исследовании, посвящённом выявлению рисков инклюзивного образования, утверждает, что «сравнительный анализ мнений респондентов из разных типов образовательных организаций касательно указанных рисков выявил, что страхи по поводу гипотетических негативных последствий совместного обучения представителей и общеобразовательных, и в особенности коррекционных школ сильно преувеличены» [4, с. 38-39].

Хотя эксперимент по инклюзивному образованию и начался более 10 лет назад, система среднего профессионального образования не так давно включилась в создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ. И количество исследований, посвящённых выявлению психологической, педагогической готовности участников образовательного процесса к инклюзивному образованию, не слишком велико [5-7].

В статье представлены результаты обобщающего исследования, целью которого выступило выявление отношения участников образовательного процесса к проблеме инклюзивного образования, их представлений о достоинствах и недостатках совместного обучения.

Материал и методы исследования

Мы провели исследование мировоззренческих доминант готовности к участию в реализации инклюзивного образования в системе СПО. В анкетировании принимали участие родители студентов категории норма и обучающихся с ОВЗ Камчатского сельскохозяйственного техникума (всего 15 человек), а также 21 обучающийся с ОВЗ и 31 категории норма.

Для анкетирования респондентов были разработаны анкеты в формате Google forms. Анкета для родителей включает в себя 13 вопросов закрытого и открытого типа, которые охватывали взгляды родителей на инклюзивное образование: что такое инклюзивное образование, должны ли дети с ОВЗ обучаться вместе с детьми категории норма, какие положительные и отрицательные стороны они в этом видят, что должно учитывать ОУ при организации такого обучения, что родителям интересно и полезно было бы узнать об инклюзивном обучении.

Анкета для обучающихся включает в себя 12 вопросов. Нужно было выбрать вариант, который соответствует их мнению, либо дописать свой вариант ответа в пустой строке. Вопросы были направлены на выявление уровня толерантности: как здоровые дети относятся к обучающимся с ОВЗ, готовы ли они принять совместное обучение с такими детьми в одном образовательном учреждении, в одной учебной группе, какие положительные и отрицательные стороны инклюзивного обучения они видят, какими качествами должны обладать педагоги техникума.

Результаты исследования и их обсуждение

Анкетирование родителей позволило подвести следующие промежуточные итоги.

Отвечая на вопрос, готовы ли вы признавать детей с ОВЗ как равноправных членов общества, 33,3% респондентов ответили, что готовы принимать детей с ОВЗ как равноправных членов общества, также 33,3% частично согласны с их принятием, полностью не готовы принимать таких детей 6,7%, и 6,7% указывают на то, что возможности у таких детей разные (рис. 1).

Рис. 1. Готовность родителей признавать детей с ОВЗ как равноправных членов общества

В вопросе о преимуществах совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ мнения родителей разделились: большая часть опрошенных (80%) говорит, что такое обучение научит состраданию и расширит представления детей о жизни, 66,7% родителей считает, что дети станут терпимее, а 53,3% - что дети станут добрее и научатся помогать другим (рис. 2).

Рис. 2. Преимущества совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ

Кроме преимуществ, родители также отмечают и недостатки: снижение интереса к занятиям среди здоровых детей - 66,7%, их успеваемости и посещаемости - 66,7%; 53,3% опрошенных родителей указали на то, что могут возникать конфликты в коллективе. Следует сделать акцент на последнем варианте ответа, предложенном 6,7% родителей, с обоснованием, что «эти ваши особенные сами не способны учиться и будут мешать другим». Нам кажется, что появление этого ответа говорит о низкой психологической готовности части родителей к принятию особого ребенка, что можно объяснить существующими в нашей стране стереотипами по поводу людей с ограниченными возможностями.

Рис. 3. Недостатки совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ

Отвечая на вопрос, какая тема по инклюзивному образованию была бы интересна родителям, опрошенные могли выбрать несколько вариантов из предложенных им или добавить свой вариант ответа. Так, 93,3% респондентов ответили, что им интересно было бы узнать о возможных путях поддержания, улучшения и восстановления здоровья особенных детей; 73,3% заинтересовались особенностями обучения студентов, имеющих различные нарушения; 46,7% хотели бы узнать о влиянии этого процесса на детей с типичным развитием, 20% родителей хотели бы ознакомиться с путями приобретения профессии, с рынком труда.

Многие указывают на необходимость специальной подготовки и наличия определённых знаний для работы с детьми с ОВЗ и хотели бы сами больше узнать об инклюзивном образовании.

Анкетирование обучающихся показывает следующее.

По мнению 66,7% обучающихся с ОВЗ, в техникуме создана особая среда для их полноценного включения в студенческий коллектив.

52% опрошенных обучающихся с ОВЗ оценивают отношение к ним со стороны других студентов как дружественное, 19% респондентов отметили полную лояльность, 14% - настороженное отношение, 9,5% студентов считают, что отношение к ним доброжелательное, и 5% говорят о негативном к ним отношении.

При оценке отношения преподавателей к обучающимся с ОВЗ почти 66,7% опрошенных отметили полную лояльность, 19% респондентов считают, что преподаватели относятся к ним насторожено, 5% отметили критичное отношение, и такое же количество чувствуют к себе хорошее и даже «замечательное» отношение.

45% опрошенных обучающихся категории норма допускают возможность обучения детей с ОВЗ в техникуме, 35,5% – всячески поддерживают совместное обучение, скорее против такого обучения 6,5%, и такое же количество респондентов затруднились дать ответ на данный вопрос, 3,3% студентов все равно с кем учиться, и 3,3% говорят, что они в целом нормально относятся к инклюзивному образованию. Следует отметить, что среди опрошенных не нашлось обучающихся, кто категорически против такого обучения.

Такого же мнения респонденты придерживаются, если будут обучаться в одной группе с такими детьми, что говорит о высоком уровне толерантности по отношению к лицам с ОВЗ и инвалидностью.

Более половины респондентов (71%) считают, что дети с ОВЗ и инвалидностью должны расти и развиваться вместе со здоровыми детьми для того, чтобы решить их проблему приспособления к жизни общества, почти 25,8% опрошенных за то, чтобы такие дети воспитывались в специальных учебных заведениях с особыми условиями, 3,2% затруднились дать ответ на данный вопрос (рис. 4).

Рис. 4. Возможность решения проблемы приспособления детей с ОВЗ к жизни общества

Заключение

Обобщая результаты исследований, можно сформулировать ряд выводов.

Большинство родителей уверено, что реализация инклюзивного образования повлияет на формирование мировоззрения молодого поколения в лучшую сторону. Родители понимают суть инклюзивного обучения, считают нормальным обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно со здоровыми детьми в одной среде, выделяют преимущества такого обучения, хотя и проявляют осторожность в прогнозе относительно влияния инклюзивного обучения на обучение здоровых детей, так как это новое явление. Это подтверждается и исследованиями других учёных, которые говорят, что «для данной категории респондентов проблема инклюзивного образования не является личностно значимой, они практически не имеют личного опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ» [8, с. 132].

Анкетирование обучающихся категории норма показало толерантное отношение к детям с ОВЗ и инвалидностью. Следует отметить хорошее понимание студентами сути инклюзивного образования. Все это подтверждается и итогами опросов студентов с ОВЗ, которые считают, что в техникуме создана особая среда для их полноценного включения в студенческий коллектив и чествуют доброжелательное к ним отношение.

Приведённые факты приводят к мысли, что введение инклюзивного образования не может решаться исключительно за счёт административных ресурсов. Требуется система мер по обеспечению открытости учреждений СПО, повышению толерантного отношения к обучающимся с ОВЗ.

В условиях СПО фундаментом толерантности детей категории норма может выступать коммуникативная толерантность, отражающая их готовность к принятию иного образа жизни и направленная на партнёрское равноправное общение с обучающимися с ОВЗ. Так, по мнению Е.М. Семеновой, «выражается толерантность в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия методом сотрудничества и диалога, в способности человека принимать другого во всем его многообразии» [9, с. 254].

Проявлением коммуникативной толерантности как у обучающиеся категории норма, так и у обучающиеся с ОВЗ можно считать отсутствие дискомфорта в общении, при взаимодействии друг с другом негативных эмоций, внутреннего переживания или напряжения по поводу различий.

К проявлениям более высокого уровня сформированности коммуникативной толерантности можно отнести и ситуации, в которых обучающиеся категории норма меньше замечают нетерпимых и непривлекательных для себя различий, умеют воспринимать людей с ОВЗ такими, какие они есть.

Изложенное приводит нас к мысли, что целенаправленная работа педагогического коллектива техникума по смягчению, прорабатыванию отрицательных эмоций или фрустрирующих ситуаций от общения с «другим», «не таким, как я» приведёт к повышению уровня толерантности.

Для этого мы разработали программу тренинга, направленного на решение ключевых задач:

- знакомство обучающихся с сущностью понятия «толерантность» и его важностью во взаимодействии между людьми;

- развитие коммуникативных навыков и выработка умений толерантного взаимодействия друг с другом в различных ситуациях общения;

- развитие способностей уважительного отношения к людям с ОВЗ, принятия и понимания их особенностей;

- развитие способностей к эмпатии;

- обучение различным способам разрешения конфликтных ситуаций и способов избегания конфликтов;

- отработка приемов рефлексивной деятельности.

Программа тренинга является комплексной и адаптированной для всех обучающихся. Включает в себя теоретическую часть, способствующую усвоению сущности понятия «толерантность», и практическую часть, направленную на формирование навыков эффективного общения, на развитие социального интеллекта, произвольной саморегуляции в общении и деятельности, совершенствование навыков диалога, социальной компетентности и пр.

Для более глубокого усвоения и закрепления результатов в программе предлагается проведение 10 занятий с периодичностью 1 раз в неделю по 1 часу. Мы считаем, что такая периодичность занятий приведёт нас к хорошему результату развития у обучающихся коммуникативной толерантности.

Следует отметить, что содержание программы основано на игровых упражнениях разных авторов (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и др.) [10].

Структура занятия состоит из разминки, основной части и заключительной части.

Разминка необходима для того, чтобы обучающиеся смогли включиться в работу и настроиться на проблему. Здесь используются такие игры, как «Снежный ком», «Меняются местами», «Никто из вас не знает…», «Сосед справа», «Сосед слева», «Комплименты» и др.

Основная часть занятия раскрывает теоретический материал, реализуются также игры и упражнения: «Определение толерантности», «Возьми свой орех», «Кто я?», «Эмблема толерантности», «Интолерантность – это…» и др.

Заключительная часть посвящена рефлексии, направленной на лучшее усвоение и осмысление полученных знаний во время тренинга, а также формирование личностного отношения к проблеме занятия. Итогом выступает обсуждение выполненных упражнений в форме групповых работ или шеринга (участники тренинга взаимодействуют друг с другом, делятся личным опытом, чувствами и эмоциями, которые возникли у них во время выполнения упражнений).

При решении поставленных задач тренинга не обойтись без индивидуальных консультаций педагога-психолога, направленных на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся.

Работа может быть дополнена в рамках дальнейших исследований на более объёмных и разноплановых выборках в системе СПО. Перспективным направлением работы может стать изучение динамики мировоззренческих доминант участников образовательных отношений после реализации тренинга.


Библиографическая ссылка

Прошина И.И., Раевских А.С. ТОЛЕРАНТНАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31758 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674