Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НЕКОТОРЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Винокурова А.С. 1 Катаманова Е.В. 1 Денисова И.А. 2 Катаманов Д.А. 2 Андреева О.К. 2
1 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»
2 Медицинская автономная некоммерческая организация "Лечебно-диагностический центр"
В статье раскрываются некоторые клинические особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных организаций. Экспериментальную выборку составили 89 педагогов организаций среднего образования. С помощью клинических и психометрических методов определены распространенность, степень выраженности, структурные компоненты, ведущие симптомы и симптомокомплексы синдрома. Данные проведенного исследования подтверждают предположение о наличии значимых проблем со здоровьем у работников сферы среднего образования, причем частота выявленной патологии напрямую коррелирует с увеличением возраста и стажа работы. Одним из проявлений нарушений здоровья у учителей является синдром эмоционального выгорания. При этом выявлена не только широкая распространенность этого синдрома (76%) среди педагогов общеобразовательных организаций, но и высокая степень его выраженности – так, полностью сформировавшаяся фаза синдрома выявлена у 58% педагогов. Установлены зависимости между наиболее распространенными психопатологическими и соматическими проявлениями синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ и их динамикой по мере увеличения стажа работы в школе. Результаты исследования могут быть использованы для разработки профилактических мероприятий на основе выявленных клинических особенностей синдрома эмоционального выгорания с учетом стажевых характеристик профессиональной группы педагогов общеобразовательных организаций.
синдром эмоционального выгорания
психосоматическая патология
Педагоги
1. Хадарцев А.А., Токарев А.Р., Трефилова И.Л. Профессиональный стресс у преподавателей // Вестник новых медицинских технологий. 2019. Т. 26. № 4. С. 122-128.
2. Дашиева Б.А., Карауш И.С., Куприянова И.Е., Гарганеева Н.П., Никитина В.Б., Епанчинцева Е.М., Цыбульская Е.В., Иванова А.А., Аксенов М.М., Рудницкий В.А. Особенности реабилитации педагогов с расстройствами адаптации и кардиоваскулярной патологией // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017. № 2 (95). С 73–80.
3. Максимов О.Л., Занина М.Я., Машдиева М.С., Квасов А.Р., Аветисян З.Е. Гигиеническая характеристика показателей психического и соматического здоровья учителей и государственных служащих // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26547 (дата обращения: 20.05.2022).
4. Отставнова Ю.Ю., Тутынин С.В., Волкова Л.И. Синдром эмоционального выгорания и психоэмоциональных нарушений у учителей средней школы // Уральский медицинский журнал. 2019. № 13 (181) С. 73-75.
5. Михальчич И.О., Казьмин А.С., Меретукова А.А., Наматян А.Б., Наматян Т.Б. Сравнительная оценка выраженности отдельных составляющих эмоционального выгорания у врачей и преподавателей высших учебных заведений // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29962 (дата обращения: 20.05.2022).
6. Мелоян А.Э., Погребгая А.А., Кохан С.Т., Гунчин Б. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности учителей школ-интернатов для детей с нарушениями интеллекта. Чита. Издательство Забайкальского государственного университета. 2020. 247 с.
7. Кондаурова О.П., Молева К.С. К вопросу исследования эмоционального выгорания учителей средней школы // Заметки ученого. 2021. № 13 С. 209-211.
8. Нуркенова А.С. Особенности профессионального эмоционального выгорания учителя средней школы // Калининградский вестник образования. 2019. № 4. С. 9-15.
9. Селиванова Е.А., Ильясов Д.Ф., Черепов Е.А., Смирнова Л.В. Диагностика и профилактика эмоционального выгорания учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2019. № 2. С. 35-37.
10. Понамарева О.П., Горблянский Ю.Ю., Пиктушанская Т.Е. Коморбидность у педагогов с профессиональным выгоранием // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 9 С. 154.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Установлено, что значительная интенсивность интеллектуальных и эмоциональных процессов в профессиональной деятельности педагогов обусловливает развитие профессионального стресса [1]. Такая ситуация потенциально способствует увеличению нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний.

Исследования указывают, что как профессиональная группа педагоги традиционно отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья [2, 3]. Например, по данным исследования уральских учителей средней школы, у 75,8% из них выявлены тревожные расстройства, у 70,8% – астения и у 28,3% – депрессия [4].

Среди прочих факторов риска здоровью педагогов выделяется своим разрушительным воздействием синдром эмоционального выгорания (далее – СЭВ). Данное состояние включено в МКБ-11 как Burnout с кодом QD85 и согласно определению ВОЗ [5] возникает как следствие хронического стресса на рабочем месте, с которым невозможно успешно справиться.

При анализе вероятности развития СЭВ у педагогов современные исследования показали, что более чем у половины учителей общеобразовательных школ обнаруживаются те или иные признаки данного состояния [6–8], при этом отмечено существенное снижение количества педагогов, не имеющих признаков эмоционального выгорания, – с 28% до 18% [9].

СЭВ проявляет себя на нескольких уровнях, одним из которых является психосоматический. Изучение показателей здоровья ростовских учителей показало высокий уровень коморбидности эмоционального выгорания с сердечно-сосудистыми заболеваниями (36%), заболеваниями глаз (24%) и органов дыхания (21%) [10].

Сочетание психической и соматической патологии может обусловливать риск развития «порочного круга», что выражается во взаимопотенцирующем эффекте. Кроме того, тревожные, депрессивные и другие расстройства часто маскируются соматовегетативными проявлениями. Своевременная диагностика последствий хронического стресса на работе у участников педагогического процесса необходима для помощи в оптимизации функционального состояния, выявления явных и скрытых ресурсов, сохраняющих психическое и физическое здоровье.

Цель исследования – изучить особенности клинических проявлений СЭВ у педагогов общеобразовательных организаций для повышения эффективности ранней диагностики и последующей разработки профилактических мероприятий

Материал и методы исследования Исследование проводилось на базе клиники ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований». Всего были обследованы 50 учителей средних школ города Ангарска. Всю группу обследованных представляли лица женского пола в возрасте 53,4±8,3 года, со стажем работы 32,1±9,1 года.

Всем обследуемым проводилось общеклиническое обследование с участием различных врачей-специалистов. Для оценки психопатологических расстройств применялись анамнестический и клинико-психопатологический методы.

Для выявления признаков эмоционального выгорания использовалась Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (1996), которая включает в себя 84 вопроса, группирующихся в 12 шкал, соответствующих симптомам эмоционального выгорания; шкалы, в свою очередь, группируются в 3 фактора, соответствующие выделенным Бойко стадиям эмоционального выгорания. Путем подсчета баллов определяют выраженность каждого из симптомов эмоционального выгорания, выделяют доминирующие симптомы, а также определяют степень сформированности фазы эмоционального выгорания.

Дополнительно с целью оценки выраженности психопатологической симптоматики использовался Симптоматический опросник SCL – 90 – R (Simptom Chek List-90- Revised) (L.Derogatis et al., 1976, адапт. Н.В. Тарабриной), включающий в себя 90 утверждений, которые оцениваются по 5-балльной шкале (от 0 до 4). Результаты интерпретировались на двух уровнях: общая выраженность психопатологической симптоматики и выраженность отдельных шкал: соматизация, обсессивность-компульсивность, межличностная сенситивность, депрессия, тревожность, враждебность, фобическая тревожность, паранойяльные тенденции, психотизм, общий индекс тяжести симптомов, индекс наличного симптоматического дистресса. После подсчета значений для каждой шкалы они соотносятся с нормативными данными.

Также использовалась Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) (A.S. Zigmond, R.P. Snaith, 1983) для скрининговой оценки симптомов депрессии и тревоги. Шкала составлена из 14 утверждений, соответствующих 2 подшкалам – тревоги и депрессии. Для интерпретации данных определялся суммарный показатель по подшкалам. Сумма баллов 0–7 свидетельствует об отсутствии признаков тревоги и/или депрессии, 8–10баллов соответствуют субклинически выраженной тревоге/депрессии, 11 баллов и выше – клинически выраженной тревоге/депрессии.

Для проверки статистической гипотезы о различиях частот качественного признака в независимых выборках использовали F-критерий Фишера.

Результаты исследования и их обсуждение

При изучении проявлений и содержания СЭВ среди 50 педагогов установлено, что у 6% педагогов сформирована фаза напряжения, у 42% – фаза резистенции, у 10% – фаза истощения (табл. 1). Эмоциональному выгоранию не подвержены 12 человек (24%). У 21 (42%) человека выявлены признаки выгорания: в основном в фазе резистенции – у 14 человек (28%), у 6 обследуемых (12%) – в 2 фазах (напряжения и резистенции 4 человека, резистенции и истощения 2 человека), у 1 обследуемой (2%) – во всех 3 фазах.

Таблица 1

Распределение фаз синдрома эмоционального выгорания в общей выборке педагогов

Фазы выгорания

Степень сформированности

Кол-во человек (n=50)

%

Напряжения

Фаза не сформирована

39

78,0

Фаза в стадии формирования

8

16,0

Фаза сформирована

3

6,0

Резистенции

Фаза не сформирована

12

24,0

Фаза в стадии формирования

17

34,0

Фаза сформирована

21

42,0

Истощения

Фаза не сформирована

31

62,0

Фаза в стадии формирования

14

28,0

Фаза сформирована

5

10,0

Среди доминирующих симптомов эмоционального выгорания преобладали: редукция профессиональных обязанностей (23,6%) что свидетельствует о попытках педагогов упростить свои обязанности, сократить их по количеству или по времени; как следствие, проявляется недостаток внимания к детям; расширение сферы экономии эмоций (18%), что проявляется вне профессиональной деятельности (дома, с близкими): происходит замыкание педагога в себе либо он выплескивает негатив на близких; неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (15,3%), когда педагог начинает действовать согласно своему текущему эмоциональному состоянию, не видя при этом разницы между допустимым и эффективным поведением, с равнодушием и неуважением к личности; переживание психотравмирующих обстоятельств (11,1%), предполагающее наличие ощущения накопления неудовлетворенности, отчаяния.

Данные таблицы 2 позволяют выявить связь между степенью сформированности фаз эмоционального выгорания и стажем профессиональной деятельности. В частности, фаза напряжения чаще формируется у педагогов со стажем педагогической деятельности до 15 лет; фаза резистенции – у педагогов со стажем 15–24 года; фаза истощения – 25 лет и более, что отражает снижение адаптационных возможностей организма в процессе профессиональной деятельности.

Таблица 2

Уровни сформированности фаз эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа работы, % [95%-ный ДИ]

Фаза выгорания

Степень сформированности фазы выгорания

Стаж

I – до 15 лет (n=3)

II – 15–24 года (n=15)

III – 25 и более (n=32)

Фаза напряжения

Фаза не сформирована

66,6 [38–80]

86,6 [68–96]

75,0 [52–89]

Фаза в стадии формирования

33,4 [18–52]

20,0 [9–32]

12,5 [3–19]*

Фаза сформирована

0

6,6 [0–15]

6,3 [0–14]

Фаза резистентности

Фаза не сформирована

66,6 [38–80]

46,6 [29–61]

9,4 [1–15]*•

Фаза в стадии формирования

0

13,3 [4–22]*

46,9 [22–67]*•

Фаза сформирована

33,4 [18–52]

53,3 [38–80]*

37,5 [19–55]

Фаза истощения

Фаза не сформирована

100

80,0 [68–92]

50,0 [35–68]*•

Фаза в стадии формирования

0

13,3 [4–22]

37,5 [19–55]*•

Фаза сформирована

0

6,6 [0–15]

12,5 [3–19]

Примечание * – различия статистически значимы при р≤0,05 по сравнению с I группой; • – различия статистически значимы при р≤0,05 между II и III группами (F-критерий Фишера)

По результатам общеклинического обследования педагогов, имеющих признаки СЭВ (табл. 3), отмечается рост заболеваний сердечно-сосудистой системы по мере увеличения стажа педагогической деятельности. Для терапевтической и эндокринной патологии, занимающих 2-е и 3-е место в структуре выявленной патологии, характерна прогредиентная динамика роста от I к III группе. Рост заболеваний психическими расстройствами отчетливо выражен при стаже работы свыше 25 лет. Заболевания нервной системы по количеству нозологий стоят на 1-м месте среди всей выявленной патологии; практически отсутствуют различия по частоте во всех трех группах.

Таблица 3

Частота выявленной патологии в зависимости от педагогического стажа, % [95%-ный ДИ]

Специалисты

Стаж

I – до 15 лет (n=2)

II – 15–24 года (n=11)

III – 25 и более (n=25)

Оториноларинголог

100,0

27,3 [15–41]*

46,9 [22–67]*

Невролог

100,0

100,0

96,0 [71–100]

Эндокринолог

50,0 [30–72]

63,6 [45–85]

75,0 [52–89]

Терапевт

50,0 [30–72]

72,7 [69–95]

100,0*•

Аллерголог

0

9,1 [1–21]

28,0 [14–45]*•

Психиатр

50,0 [30–72]

46,6 [29–61]

75,0 [52–89]

Кардиолог

0

72,7 [69–95]*

84,0 [38–80]*

Офтальмолог

100,0

36,3 [19–54]*

37,5 [19–55]*

Примечание * – различия статистически значимы при р≤0,05 по сравнению с I группой; • – различия статистически значимы при р≤0,05 между II и III группами (F-критерий Фишера).

При клиническом обследовании с применением анамнестического и клинико-психопатологического методов у педагогов с признаками СЭВ выявлены клинические и субклинические проявления расстройств, соответствующие рубрике F40-48 МКБ-10 – невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (табл. 4).

Таблица 4

Распространенность психических расстройств и психодезадаптационных состояний (донозологический уровень) среди педагогов с признаками СЭВ

Клинические формы

абс.

%

Астенические расстройства

18

47,4

из них: (n=18)

неврастения

12

66,6

постковидная астения

6

33,3

Тревожные расстройства

11

28,9

из них: (n=11)

донозологический уровень

4

36,3

изолированное фобическое расстройство F 40.2

1

9,1

паническое расстройство без агорофобии F41.0

1

9,1

генерализованное тревожное расстройство F 41.1

3

27,3

соматоформная вегетативная дисфункция F 45.3

2

18,2

Депрессивные расстройства

9

23,7

из них: (n=9)

донозологический уровень

6

66,7

смешанное тревожное и депрессивное расстройство F 41.2

2

22,2

пролонгированная депрессивная реакция в связи с расстройством адаптации F 43.21

1

11,1

Астенические расстройства, характеризующиеся такими симптомами, как повышенная утомляемость, головные боли давящего, сжимающего характера, раздражительность, вспыльчивость, нарушения сна с трудностью засыпания, с пробуждением без чувства отдыха, нарушение концентрации внимания, снижение работоспособности со снижением способности к длительному умственному и физическому напряжению, выявлены у половины (47,4%) учителей. При этом в ряде случаев указанные состояния провоцировались дополнительной повышенной нагрузкой (необходимостью ухода за престарелыми родственниками, совмещением работы в других образовательных организациях), перенесенной коронавирусной инфекцией.

В 11 случаях (28,9%) доминировала тревожная симптоматика, сопровождающаяся в различных сочетаниях такими симптомами, как нервозность, повышенная возбудимость, напряжение, мнительность, склонность к опасениям, ипохондрические реакции, вегетативный дисбаланс, приступы страха и безфабульной тревоги, чувство внутренней дрожи, неприятные ощущения со стороны сердца и желудка, головокружение, чувство сдавления в груди и нехватки воздуха, нарушение сна с трудностью засыпания, частые пробуждения среди ночи с последующей трудностью засыпания. При этом в 7 случаях из 11 (63,6%) выраженность симптоматики достигала клинически значимого уровня, что позволяло установить нозологическую форму данных расстройств в соответствии с критериями МКБ-10.

У 23,7% учителей была выявлена симптоматика депрессивного спектра с такими проявлениями, как апатия, ангедония, пессимистическое видение будущего, раздражительность, неудовлетворенность, недовольство собой и окружающими, чувство психического дискомфорта, общее ухудшение самочувствия, диффузные боли, нарушения сна с трудностью засыпания, ощущение разбитости по утрам, снижение работоспособности. В трети случаев выраженность депрессивной симптоматики соответствовала критериям депрессии в соответствии с МКБ-10.

При анализе распределения выявленных нарушений в зависимости от степени выраженности эмоционального выгорания (табл. 5) установлено, что при сформировавшемся СЭВ отмечается большая частота депрессивных расстройств (в том числе клинически значимых) в сравнении с патологией тревожного спектра, а при формирующемся синдроме – обратная пропорция. При этом в обеих группах практически у половины педагогов превалируют астенические проявления. Эти данные согласуются с концепцией В.В. Бойко об истощении энергетических ресурсов организма по мере развития выгорания, что клинически отражается в смене астеноневротической (тревожной симптоматики) на астенодепрессивную, являющуюся показателем нарастания истощения.

Таблица 5

Распределение психопаптологических проявлений среди педагогов в зависимости от степени сформированности СЭВ, % [95%-ный ДИ]

Клинические проявления

Сформировавший СЭВ (n=29)

Формирующийся СЭВ (n=9)

 

Астенические расстройства

48,3 [28–67]

44,4 [27–62]

Тревожные расстройства

24,1 [14–43]

44,4 [27–62] •

в том числе клинически выраженные

13,8 [6–24]

33,3 [16–58] •

Депрессивные расстройства

27,6 [15–47]

11,2 [4–32]

в том числе клинически выраженные

10,3 [2–29]

0

• – различия статистически значимы при р≤0,05 между I и II группами (F-критерий Фишера).

При этом более чем у половины педагогов I и II стажевой групп явно преобладала астеническая симптоматика, а в III группе на фоне доминирования астенического симптомокомплекса отмечалось возрастание удельного веса тревожной и депрессивной симптоматики (табл. 6). Также у 5 (20,0%) педагогов III стажевой группы были выявлены признаки синдрома легких когнитивных нарушений в виде жалоб на снижение памяти и умственной работоспособности, повышенную отвлекаемость, снижение концентрации внимания, трудности при запоминании нового, затруднения в подборе слов. Данный синдром отличался отсутствием взаимосвязи между выраженностью симптоматики эмоционального выгорания, но обнаруживал четкую связь с наличием патологии эндокринной (сахарный диабет) и центральной нервной системы (дисциркуляторная энцефалопатия).

Таблица 6

Частота психопатологических проявлений среди педагогов в зависимости от педагогического стажа, % [95%-ный ДИ]

Клинические проявления

Стаж

I – до 15 лет (n=2)

II – 15–24 года (n=11)

III – 25 и более (n=25)

 

Астенические расстройства

50,0 [30–72]

63,6 [45–85]

40,0 [22–67]

Тревожные расстройства

50,0 [30–72]

27,3 [15–41]*

28,0 [14–45]

в том числе клинически выраженные

0

18,2 [9–34]*

20,0 [11–39]*

Депрессивные расстройства

0

9,1 [1–21]

32,0 [16–49]*•

в том числе клинически выраженные

0

0

12,0 [5–29]

Примечание * – различия статистически значимы при р≤0,05 по сравнению с I группой; • – различия статистически значимы при р≤0,05 между II и III группами (F-критерий Фишера).

Полученные нами клинические данные были подтверждены в результате проведения психометрических методик. Так, по данным анализа симптоматического опросника SCL – 90 – R (табл. 7), у обследуемых учителей с признаками эмоционального выгорания отмечалось существенное превышение показателей в сравнении с усредненной нормой по следующим категориям психопатологических симптомов: соматизация (22,2%), обсессивность (16,9%), депрессивность (15,1%) и тревожность (13,1%). На основании этого можно сделать вывод о наличии у педагогов выраженной тенденции к физиологическим нарушениям в различных органах и системах (причиной возникновения которых является аффективное напряжение вследствие психологических конфликтов), к формированию навязчивых состояний и мыслей, к преобладанию подавленного настроения, упадка сил, пессимистическим оценкам себя и своего положения в окружающей действительности, безысходности и к восприятию широкого круга ситуаций как угрожающих самооценке или жизнедеятельности и к реагированию на эти ситуации чувством тревоги.

Таблица 7

Частота психопатологической симптоматики, превышающей нормативные значения

Шкалы

абс.

%

Соматизация

34

22,2

Обсессивность

26

16,9

Межличностная тревожность

14

9,2

Депрессивность

23

15,1

Тревожность

20

13,1

Враждебность

9

5,9

Фобии

13

8,5

Паранойяльность

12

7,8

Психотизм

2

1,3

Согласно шкале HADS, у 23% педагогов отмечено повышение показателей по шкале «тревога»: в 3 случаях (7,9%) выявлена субклиническая тревога и в 6 случаях (15,8%) – клинически выраженная тревожность; у 21,1% – по шкале «депрессия»: субдепрессивная симптоматика и клинически выраженная депрессия составили по 4 случая (10,5%).

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о высокой частоте СЭВ среди учителей общеобразовательных организаций, а также о высоком риске развития у них соматических и психических расстройств, причем частота выявленной патологии возрастает с увеличением педагогического стажа. При этом выявлена не только широкая распространенность СЭВ (76%) среди педагогов общеобразовательных организаций, но и высокая степень его выраженности – так, полностью сформировавшаяся фаза эмоционального выгорания выявлена у 58% педагогов. Установлена взаимосвязь между повышением уровня напряженности фаз эмоционального выгорания, истощением энергетических ресурсов организма и увеличением стажа педагогической деятельности. В клинической структуре СЭВ отмечены значимое преобладание астенического симптомокомплекса и увеличение его распространенности при более длительном стаже работы. Также характерно его сочетание с высоким уровнем терапевтической, эндокринологической патологии и заболеваниями нервной системы. В группе педагогов, имеющих стаж работы от 25 лет и более, отмечается повышение удельного веса тревожной и депрессивной симптоматики. При этом астеническая симптоматика присутствовала в структуре тревожных и депрессивных расстройств как стрежневой симптомокомплекс, что отражает ведущее значение истощения энергетических ресурсов, лежащее в основе формирования СЭВ. Данные клинико-психопатологического исследования подтверждаются психометрическими методами, где также выявлен достаточно высокий уровень тревожной и депрессивной симптоматики на фоне дистресса, возникающего из ощущения телесной дисфункции.

Полученные в результате проведенного исследования данные обусловливают необходимость более внимательного и детального отношения к обследованию педагогов, в том числе путем тщательной оценки жалоб на соматическое неблагополучие, часто маскирующее проявления СЭВ, а также разработки и внедрения программ превентивной и лечебно-профилактической направленности с учетом специфики клинических проявлений СЭВ.


Библиографическая ссылка

Винокурова А.С., Катаманова Е.В., Денисова И.А., Катаманов Д.А., Андреева О.К. НЕКОТОРЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31752 (дата обращения: 08.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674