Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Фоминых С.О. 1
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Часто в вузовской образовательной системе формированию сетевых компетенций в рамках обмена опытом и развития педагогического мастерства не уделяется должного внимания, что приводит к противоречию между необходимостью такого внимания и его текущим состоянием. В настоящее время интернет-сообщества в сетевом пространстве – это место, позволяющее объединять все больше заинтересованных пользователей – студентов педагогических вузов, педагогов любой категории, чтобы помочь им самореализоваться, обменяться информацией, поддержать других, расширить пределы своих опыта и знаний, дополнить чужие замыслы и представить свои идеи, обсудить темы, опубликовать свой контент. Но участие в данном сообществе возможно исключительно при стремлении и желании человека к такому формату самовыражения и участия. В работе описаны организационно-педагогические условия построения модели взаимодействия в рамках формирования основ педагогического мастерства будущих учителей физики в процессе обучения в вузе. К таковым, в частности, следует отнести: обеспечение педагогов и студентов научными и методическими материалами, предусматривающими деятельность по профессиональному росту педагогов и повышению педагогического мастерства студентов-физиков; информационно-аналитическое обеспечение, ориентированное на исследование вопросов практического образовательного процесса в рамках предмета физики; организационно-методическое обеспечение, предусматривающее осуществление ряда общественно важных мероприятий и событий в сфере образования; консалтинг.
педагогическое мастерство
будущие учителя
физика
вуз
сетевое взаимодействие
сетевое сообщество
модель взаимодействия
1. Суходимцева А.П., Королькова Е.С., Еремина Ю.Б. Формы и методы осуществления межпредметого подхода в образовательном процессе школы // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 04–06 июня 2019 года. М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. С. 845-859.
2. Ломакина И.С. Информационно-коммуникативное обеспечение управления профессиональной подготовкой будущего специалиста // Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов: мат. межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск: изд-во Челяб. гос. акад. культуры и искусств. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csu.ru/Shared%20Documents/ИПКПК/Документы%20ИПКПК/08.03.2016%20-%20reg.pdf (дата обращения: 24.04.2022).
3. Любимова Е.М., Борисов И.А. Сетевое взаимодействие школа-вуз как средство погружения студентов в профессиональную деятельность // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19426 (дата обращения: 24.04.2022).
4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование - psyedu.ru. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://psyeduru/journal/2014/2/MargoHs.phtml (дата обращения: 24.04.2022).
5. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. М.: ПЕР СЭ. [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/124/69124/files/collaboration2009_no_crop.pdf.pdf (дата обращения: 22.04.2022).
6. Хорошавина Г.Д. Коммуникативная деятельность как детерминанта профессионального образования: дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2014. 412 с.
7. Олескин А.В. Общие свойства «сети» как одной из стержневых метафор современной (постнеклассической науки) // Вызов познанию. Стратегии развития науки в современном мире / Под ред. Н.К. Удумян. М.: Наука Москва, 2014. С. 223-224.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского язык / РАН, ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ». [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 22.04.2022).

В настоящее время в отечественной системе образования проводятся многочисленные реформы, вводятся новые подходы к улучшению образовательной системы и разрабатываются Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения. В рамках данной деятельности устанавливаются первостепенные задачи и цели образования, и их разрешение связано с достаточно высоким уровнем качества современного российского образования. Социум нуждается в молодых специалистах, которые готовы активно и эффективно трудиться, работать в информационной среде, применять на практике полученные знания, иметь цели развиваться в выбранной профессии, заниматься самообразованием и саморазвитием, объективно подходить к оценке своих способностей и возможностей, анализировать свои результаты. Самым важным результатом полученного образования для выпускника вуза является теперь не полученный комплекс знаний и умений как таковой, а совокупность компетенций, позволяющих человеку продуктивно и адекватно решать различные вопросы.

Введение замысла компетентностного подхода в отечественной образовательной системе ставит на высшую ступень не подготовленность будущего педагога-физика в плане информации, знаний, а его навыки урегулирования различных вопросов, появляющихся в отношениях одного человека с другим и с общественностью, в профессиональной среде, в личных предпочтениях и проблемах, поскольку компетентностный подход предполагает «формирование у обучающихся способностей решать важные практические задачи и воспитания личности в целом» [1].

Однако для профессионала в системе образования важно не только наличие компетенций, но и мастерство, опыт, с помощью которых указанные компетенции реализуются. Для подготовки таких учителей физики, для обеспечения необходимого уровня их педагогического мастерства необходимо использовать современные образовательные технологии (СОТ) с учетом аспекта цифровизации, электронных ресурсных баз, а также сетевого взаимодействия уже на этапе обучения в вузе, в то время как школа для студента-педагога является лучшей площадкой для становления и развития педмастерства. Часто в вузовской образовательной системе формированию сетевых компетенций в рамках обмена опытом и развития педагогического мастерства не уделяется должного внимания, что приводит к противоречию между необходимостью такого внимания и его текущим состоянием.

Цель исследования: раскрыть специфику формирования основ педагогического мастерства будущих учителей физики в процессе обучения в вузе посредством инструментов сетевого взаимодействия в системе «вуз – школьная образовательная организация».

Материал и методы исследования. Используемые в исследовании методы обладают междисциплинарной сущностью и содержат несколько подходов, а именно:

– компетентностный подход;

– концептуальный подход в отношении применения технологий в сфере высшей ступени профессионального образования;

– проектно-целевой подход в рамках формирования цели исследования;

– метапредметный подход, распространяемый на разнообразные области познания;

– системно-технологический подход в отношении качественного и эффективного выстраивания обучающего процесса лиц, которые осуществляют на практике педагогические технологии новых образовательных стандартов в условиях преподавания в высших учебных заведениях.

Теоретико-методологическое основание научно-исследовательской работы составили труды таких исследователей, как И.С. Ломакина [2], Е.М. Любимова, И.А. Борисов [3], А.А. Марголис [4], Е.Д. Патаракин [5], Г.Д. Хорошавина [6] и др.

С точки зрения Е.М. Любимовой, в отечественной образовательной системе существует сетевое взаимодействие, которое представляет собой общую обоюдную работу организаций, ориентированную на положительное развитие качества российского образования [2]. Классическая схема сотрудничества «школа + вуз» ранее подразумевала в первую очередь подготовку учащихся к получению образования в высших учебных заведениях, но на данный момент согласно реалиям и концепту реформирования  педагогического образования главный акцент ставится на самого обучающегося вуза, т.е. он становится в этом взаимодействии ключевой фигурой. При этом основные усилия в совместной работе со школьным учреждением будут ориентированы на развитие будущего педагога. А последний в рамках сетевого взаимодействия обязан получить практический опыт в профессиональном плане, реализуя соответствующую трудовую деятельность.

На данный момент государство ставит задачу по созданию проекта профессиональных стандартов высшего педагогического образования, и в пределах данной деятельности педагоги отечественных высших учебных заведений довольно активно говорят о необходимости укрепления именно практической работы учащихся – будущих педагогов. Образовательный процесс, в котором ориентация идет на практику, предусматривает расширение именно практической деятельности будущих педагогов-физиков, учитывая, что традиционные способы подачи теории и знаний по предмету претерпевают изменения. Таким образом, данный подход позволяет будущим преподавателям больше и серьезнее углубиться в свою профессию на практике, постигая основы педагогического мастерства [4].

Не следует недооценивать потенциал сетевых сообществ педагогов как практиков в процессе формирования основ педагогического мастерства будущих учителей физики. В начале ХХІ в. в условиях дистанционного электронного образования, в рамках реформирования образовательной системы, выстраивания принципиально новой образовательной модели начинают возрождаться и формироваться сообщества педагогических работников. Среди таких объединений следует назвать: группы педагогов, ведущих новаторскую деятельность; объединения педагогов, занимающихся экспериментальной практической педагогикой; творческие объединения «Молодой педагог», «Учитель года», «Ассоциация педагогов, содействующих развивающему обучению по системе академика Л.В. Занкова» (директор С.Г. Яковлева), «Всероссийское педагогическое собрание» (руководитель В.Н. Иванова) и т.д.

Указанные и подобные им объединения педагогов и специалистов создаются в стране массово. Такие сообщества нацелены на поддержку педагогов, на усиление их профессиональной мотивации в рамках реформирования отечественной системы, на развитие у педагогов более уверенной и активной  гражданской инициативы, на формирование условий для их профессиональной и личной реализации, повышение престижа профессии педагога в целом.

Сегодня подобные сообщества приобретают сетевой характер. В современных условиях глобализации и урбанизации все активнее создаются виртуальные сообщества в интернет-сети.  Данное понятие можно встретить в разработках и в исследованиях педагогов. Однако интерпретация сетевого сообщества обусловлена формированием в интернет-пространстве виртуального сообщества, предназначенного для  коммуникации, совместной деятельности по урегулированию актуальных вопросов, установлению профессиональных и личных контактов, организации мероприятий и иных совместных действий. При этом производится и методическое сопровождение данных сообществ в сети. На сегодняшний день в педагогической среде популярны такие объединения в сети, как «Сетевое взаимодействие школ» (http://www.school-net.ru). «Сетевые исследовательские лаборатории “Школа для всех”» (http://www.setilab.ru). «Сеть творческих педагогов» (http://www.it-n.ru).

По мере развития такие сообщества стали предметом исследования специалистов. В североамериканских и европейских странах в первой половине 1990-х гг. в исследованиях рассматривались такие термины, как «virtual community» (виртуальное сообщество), которое говорит о коммуникации людей именно в сетевом пространстве, в интернет-среде; «online community» (интернет-сообщество, онлайн-сообщество), т.е. социальное общение людей в пространстве интернет-сети в режиме реального времени («здесь и сейчас»), это аналогия интернет-форума, где общаются между собой, спорят, что-то обсуждают – в противовес offline (т.е. человек не находится в сети и недоступен для общения посредством Интернета). Как верно пишет А.В. Олескин, в современных условиях виртуальное сообщество – это реальное явление, социальный факт. Создание такого сообщества основано на интересах, стремлениях, мотивах пользователей сети, причем они хотят в рамках сообщества постоянно взаимодействовать, общаться, обмениваться информацией и т.п. [7].

Если говорить о профессиональных интернет-сообществах, можно, в частности, обратиться к трудам Е.Д. Патаракина, который в своем исследовании рассматривает разные моменты, обусловленные организацией и сопровождением сетевого взаимодействия педагогов по программе Интел «Обучение для будущего», а также по программе «Партнерство в образовании» (Майкрософт). В своей работе автор обозначает несколько логических закономерностей, присущих  современным сетевым сообществам педагогов профессионального характера:

– формирование и обслуживание интернет-сайта, выступающего «центровым ядром», на площадке которого публикуются все актуальные данные, сопроводительная информация, цели и задачи, тенденции работы педагогов;

– большое практическое значение координатора либо органа, координирующего деятельность сообщества, создающего темы обсуждений, мероприятия в сети;

– применение различных вариантов связи: от переписки и рассылки по электронной почте до проведения вебинаров, интернет-конференций, включая активности в сети – онлайн-обсуждения, чаты, общение на форуме, представление к награждению за инициативы и предложения участников сообщества, передача участникам важных материалов, информации для сертификации и многое другое;

– подготовка и обсуждение офлайн-встреч, поскольку очное общение имеет важное значение для развития сетевой коммуникации участников сообщества [5].

Результаты исследования и их обсуждение. Собственно, сегодня молодая концепция «сетевого сообщества» подвергается активным обсуждениям ученых. Обозначая в данной работе понятие «сетевое сообщество педагогов», мы собираемся отдельно рассмотреть термины «сетевое» («сеть») и «сообщество» для того, чтобы сформулировать дефиницию указанной категории. Начнем с понятия «сообщество». Так, согласно словарю С.И. Ожегова, данный термин определяется как объединение индивидов, народных масс либо целых стран, которые сплачиваются вокруг общих целей и интересов [8]. Если взять за основу данное определение в контексте нашего исследования, то мы можем именовать сообществом объединение нескольких человек, которые взаимодействуют друг с другом в рамках конкретного пространства и на протяжении определенного времени, их связывают конкретные задачи, интересы и цели [5].

Приведем толкование термина «сеть». Если рассматривать его с позиции информационных технологий, то оно подразумевает ряд компьютеров, находящихся в рабочей цепи и взаимодействии, которые могут совокупно использовать технологии и общее подключенное оборудование и тем самым связываться с иными сетями [7].

Понятие сети сегодня широко используется в обществе. В частности, в социологии его изучали ученые Б. Веллман, Г.В. Градосельская многие другие специалисты. Поэтому общеизвестное понятие «социальная сеть» данные авторы именуют методом, посредством которого организуется социальное знание, формируются социальный ресурс и капитал.

Следовательно, можно определить социальную сеть как некое объединение индивидов, между которыми существует определенная социальная связь и которые взаимодействуют друг с другом в рамках этой группы. Помимо этого, сотрудничество работников должно происходить в едином пространстве, здесь имеется в виду и интернет-пространство.

Также можно отметить, что термин «социальная сеть» и термин «сетевое сообщество» имеют единое значение по смыслу – объединение индивидов, поэтому тождественны друг другу и могут использоваться равнозначно. В контексте нашего исследования мы будем использовать данную равноценность понятий.

Более того, для нашего исследования большое значение имеет необходимость отследить, каким образом термины «сетевое сообщество», «сеть», «сетевой», «сетевое взаимодействие» возникают и используются в образовательной среде, в процессе сотрудничества и координации действий, в процессе профессионального роста педагогов в качестве конкретного ресурса. Профессиональный рост работников образования возможен и дает требуемый результат при наличии конкретных достаточных условий. Чтобы обозначить таковые, рассмотрим природу термина «организационно-педагогическое условие». Данный термин в контексте мониторинга эффективного применения современных образовательных ресурсов в условиях дистанционного обучения в отечественной образовательной системе можно определить как группу мер, ресурсов и факторов единого процесса, присутствие которых дает возможность сформировать и скоординировать работу сетевых сообществ педагогов для того, чтобы развивать и улучшать их профессиональные навыки, знания и компетенции.

В рамках своей исследовательский работы ученый Е.Д. Патаракин приводит интерпретацию сетевого сообщества как некоего объединения лиц, которые общаются и осуществляют взаимодействие через Интернет и посредством электронных компьютерных средств [5].

Однако современные информационные и сетевые технологии для обычных школ – это нововведения, и они только развиваются в этих условиях. Здесь играет свою роль и тот факт, что российские школьные кабинеты физики по большей части слабо оснащены компьютерами и современными технологическими достижениями, а соответствующая компетентность у учителей школ еще недостаточно сформирована, поэтому массово вовлекать педагогов школ (включая начальную ступень обучения) в виртуальные сообщества в Интернете сложно. Бывает, что и среди старшего поколения педагогов вузов встречаются примеры компьютерной некомпетентности [2].

При рассмотрении различных литературных источников, проведении анализа работ исследователей становится понятным, что педагоги осуществляют сетевое взаимодействие в самых разных вариациях: переписка педагогов, обмен сведениями, онлайн-коммуникации (чаты, форумы), создание обучающих интернет-сайтов, скоординированная совместная деятельность по осуществлению программ профессионального роста и повышения квалификации сразу среди нескольких организаций, презентация достижений педагогического опыта, инновации практической работы и их распространение среди коллег. А в целом такое взаимодействие реализуется за счет сетевых педагогических сообществ.

Как нам кажется, в настоящее время интернет-сообщества в сетевом пространстве – это место, позволяющее объединять все больше заинтересованных пользователей – студентов педагогических вузов, педагогов любой категории, чтобы дать им возможность самореализоваться, обменяться информацией, поддержать других, расширить пределы своих опыта и знаний, дополнить чужие замыслы и представить свои идеи, обсудить темы, опубликовать свой контент. Но участие в данном сообществе возможно исключительно при стремлении и желании человека к такому формату самовыражения и участия.

В контексте проводимого нами исследования термин «сетевое сообщество педагогов» имеет несколько другую сущность и содержание, обоснованное актуальными вопросами и проблемами российского образования:

– рабочее место педагогов плохо оснащено с технической точки зрения (мало компьютеров, иных электронных средств связи), что не позволяет полноценно обеспечивать потребности учителей в самообучении за счет удаленного общения, участия в сетевых сообществах, обмена опытом с коллегами из других учреждений; этот недостаток затрудняет постижение инновационных технологий образования и воспитания, развивающих методик учащихся;

– большой «разбег» вариативности всех ступеней школьного образования; введение все новых и новых учебно-методических комплексов, которые нередко создают наслаивание «педагогических достижений» – использование различных методик, концепций, внедрение показателей исследования продуктивности и еще многих моментов, которые инициируют у учителей и преподавателей «профессионально-депрессивный» настрой.

В нашем же понимании создание виртуального сообщества действующих педагогов и студентов-физиков педагогических вузов в рамках формирования основ педагогического мастерства будущих учителей физики – это создание профессионального сообщества будущих и настоящих специалистов педагогики, спроецированное в сетевое пространство, сформированное на критериях открытого, добровольного участия, включения участников разного уровня, которое позволяет своим членам налаживать социальную коммуникацию, выстраивать межличностные отношения, нарабатывать опыт сетевого взаимодействия и обмена опытом с другими, самопознания за счет деятельности с коллегами; оно активизирует совместную работу педагогов, ориентированную на развитие инноваций в образовательном учреждении, улучшение квалификации и компетенций педагогов, предоставление поддержки педагогам по вопросам методической работы, выявление инициативных творческих специалистов.

Для развития и подержания активной работы виртуального сообщества либо иной формы сетевой коммуникации настоящих и будущих педагогов необходимо, чтобы последние регулярно и активно участвовали во взаимодействии, делились эффективными наработками, давали советы друг другу, обсуждали идеи и насущные проблемы, презентовали свои экспериментальные труды и инновационные проекты [6]. Например, активной темой для обсуждения является использование квест-технологий на уроках физики. Анализ практики деятельности школьных учреждений показывает, что педагогический потенциал игры при формировании предметной компетентности учащихся при изучении ряда разделов физики (включая достаточно сложный в методическом плане раздел «Электромагнитные явления») как средства развития познавательной сферы школьников используется не в полной мере. Недооценивается роль квеста на уроках физики в 8–9-х классах при изучении многих разделов.

Формирование виртуального сетевого сообщества действующих педагогов и студентов педагогических вузов осуществляется на базе нескольких принципов: доверие, честность, открытость, помощь и поддержка, развитие активной социальной позиции, профессионализм, стимулирование к внедрению нового и современного.

Выводы

В нашем исследовании предполагается создание некой модели взаимодействия в рамках формирования основ педагогического мастерства будущих учителей физики в процессе обучения в вузе. При этом мы можем обозначить определенные организационно-педагогические условия построения такой модели, а именно:

– предметное и межпредметное обеспечение педагогов и студентов научными и методическими материалами, предусматривающими деятельность по профессиональному росту педагогов и повышению педагогического мастерства студентов-физиков посредством их работы с различными ресурсными площадками для дистанционного обучения; исследование, анализ, обобщение и возможность делиться опытом и наработками, инновациями в практической педагогике, применяемой в образовательных организациях. В частности, на уроках физики необходимо не просто показывать приборы для измерений, давать информацию о сфере их использования. Следует наглядно протестировать их (по возможности), показать, как влияют геофизические параметры на человеческое состояние, здоровье, экологическую сферу места проживания человека (изменение среднегодовых температур, шумовые уровни и электромагнитное излучение, уровень радиации, электрическое освещение более длительного действия и др.). Подобная необходимость может стимулировать создание Дистанционного Клуба Экспериментаторов, где различные физические опыты, их описание и проведение могли бы оформляться в виде видеофайлов (либо проводиться в прямом эфире в месседжерах или электронных дистанционных ресурсах) с загрузкой по определенной форме практических советов по проведению опыта, что позволяет продемонстрировать опыт в условиях невозможности реального проведения эксперимента, особенно при отсутствии дорогостоящего экспериментального оборудования;

– информационно-аналитическое обеспечение, ориентированное на исследование вопросов практического образовательного процесса в рамках предмета физики, методик и научных разработок в отношении повышения профессиональных компетенций педагогов и студентов; подробное рассмотрение и анализ инноваций и вводимых обновлений образовательных программ, итогов внедрения на практике новых программ и методик, обсуждение новых технологий и организаторских принципов работы; обеспечение информационными данными деятельности педагогов и студентов (исследования, анализ, научно-методические разработки). Например, в рамках обсуждения новых технологий возможно создание Дискуссионного методического клуба. Вариантом обсуждения в таком клубе может стать применение квест-технологий на уроках физики, в частности в вопросах межпредметного взаимодействия, к примеру между физикой и экологией. Квест-игра, разрабатываемая на стыке физики и экологии, в сущности, ориентирована на решение двух задач: популяризация физики и раскрытие экологических проблем. Способы, которыми достигается эта популяризация у всех педагогов, различны, этот факт и составляет предмет обмена мнениями. В конце ведущий Дискуссионного клуба может провести обобщение точек зрения: в любом случае, учащиеся исследуют в процессе квеста взаимосвязь физических законов и экологической обстановки в мировой экосистеме. Важно понять, что человек, нарушая равновесие, затрагивает многие естественные процессы, существующие по физическим законам;

– организационно-методическое обеспечение, предусматривающее осуществление ряда общественно важных мероприятий и событий в сфере образования; обеспечение методологического плана конкурсов и мероприятий, проводимых в масштабах реализации приоритетного национального проекта «Образование»; осуществление событий и мероприятий в сфере инноваций в образовании, разработанных на местном и региональном уровне (проведение конкурсов, встреч, семинаров, круглых столов и конференций научно-практического характера и т.д.);

– консалтинг – предусматривает встречи и обсуждения с руководством и работниками образования по важным и насущным проблемам современного дистанционного образования и сетевого взаимодействия, консультирование по различным вопросам, направленное на рост педагогического мастерства педагогов и студентов (вопросы внедрения инноваций, практическое использование методик и программное обеспечение ОО, аттестация работников образования, разработка материалов для мероприятий и конкурсов и др.).

Следовательно, мы можем сделать вывод, что профессиональный рост и формирование педагогического мастерства педагогов и студентов в контексте модели взаимодействия педагогов и студентов в процессе обучения в вузе предусматривают постоянную деятельность в формате самообучения, повышения квалификации. Выявлены организационно-педагогические условия построения такой модели: предметное и межпредметное обеспечение педагогов и студентов научными и методическими материалами, предусматривающее деятельность по профессиональному росту педагогов и повышению педагогического мастерства студентов-физиков; информационно-аналитическое обеспечение, ориентированное на исследование вопросов практического образовательного процесса в рамках предмета физики, методик и научных разработок; организационно-методическое обеспечение; консалтинг.


Библиографическая ссылка

Фоминых С.О. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31749 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674