Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Хорошилова М.В. 1 Мокрецова Л.А. 1 Швец Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»
В статье представлена модель подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде, разработанная на основе системного, личностно-деятельностного и аксиологического подходов. Раскрыто содержание педагогической модели. Подготовка будущего учителя осуществляется посредством реализации взаимосвязанных блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, технологического, структурного, результативно-диагностического. Целевой блок определяет функционирование всех блоков системы. Теоретико-методологический блок отражает положения основных подходов и принципов подготовки, таких как принцип системности, принцип целостности, принцип непрерывности и преемственности, принцип деятельности, принцип индивидуальности, принцип субъектности, принцип нравственного закаливания, принцип гуманизма. Эффективность процесса подготовки будущего учителя обеспечивается выполнением организационно-педагогических условий, ориентированных на повышение уровня подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде. Содержательный блок представлен учебной, научной и воспитательной деятельностью. Технологические этапы (мотивационно-ценностный, теоретико-методический и деятельностно-практический) отражают сущность подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде. Структурный блок модели описывает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса. В результативно-диагностическом блоке предлагается анализ критериев готовности студентов к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде: мотивационного, личностного, когнитивного и деятельностного.
модель
подготовка будущего учителя
патриотическое воспитание
цифровая среда
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: https:// legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-2905 2015-n-996-r/ (дата обращения: 22.04.2022).
2. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 22.04.2022).
3. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 22.04.2022).
4. Тютькова И.А. Педагогический тезаурус. М.: АНО ВО «Институт непрерывного образования», 2016. 160 с.
5. Шумейко О.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Международной научной конференции. Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. С. 18-25.
6. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург, 1996. 188 с.
7. Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В. Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов. Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 8-14.
8. Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада): дис. … канд. пед. наук. Новосибирск. 2019. 230 с.

Цифровая трансформация общества, смена идеологической парадигмы, ценностных ориентиров подрастающего поколения, доступ к различным источникам информации, оказывающим порой деструктивное влияние на личность, обусловливают необходимость обратить особое внимание в высших учебных заведениях на подготовку будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. представлены актуальные задачи в сфере воспитания детей, среди которых наиболее значимой в условиях современного общества является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной реализовать свой потенциал, готовой к мирному созиданию и защите Родины [1]. В рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [2] осуществляется всесторонняя деятельность по проведению воспитательной работы в образовательных организациях как общего, так и профессионального образования, проводится комплекс мероприятий патриотической направленности. Модернизация системы образования и профессиональной подготовки находит отражение в Приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [3], основой которого является разработка образовательных программ в соответствии с нуждами цифровой экономики. Практическое внедрение цифровых инструментов в учебную деятельность и их целостное включение в информационную среду будут способствовать обучению граждан по индивидуальному учебному плану в любое время и в любом месте. Вышеуказанные национальные ориентиры определяют необходимость использования современных технологий патриотического воспитания обучающихся именно в цифровой среде.

Цель исследования состоит в разработке модели подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде.

Материалы и методы исследования

С целью повышения эффективности подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде нами был выбран метод моделирования. Он позволяет достичь полного понимания диалектической зависимости между элементами исследуемой системы. Многообразие гносеологических функций метода моделирования обусловливает изучение педагогических явлений и процессов на специальном объекте – модели, выступающей промежуточным звеном между субъектом и предметом исследования. Модель подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде рассматривается нами в двух аспектах:

– с точки зрения исследователей, занимающихся разработкой педагогических моделей (Е.А. Солодова, В.А. Ясвин, М.А. Петухов, Н.Н. Никитина, В.С. Безрукова, О.М. Железнякова, Л.Г. Семушина и др.) и отмечающих многообразие объектов в зависимости от среды, в которой их рассматривают;

– с позиций системного подхода, идеи которого в своих работах развивали и обосновывали Ю.К. Бабанский, С.И. Архангельский, Ф.Ф. Королев, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, А.В. Хуторской и др.

Педагогическая модель представляет собой предполагаемый эталон, мысленный или условный стандарт. Модель предстает как форма педагогического научного исследования, обобщенный мысленный образ, замещающий и отражающий структуру и функции конкретного педагогического объекта в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей. Педагогическая модель может носить теоретический и нормативный характер [4, с. 69]. Сконструированная нами модель представлена целостной системой, включающей в себя шесть взаимосвязанных блоков: целевой, теоретико-методологический, содержательный, технологический, структурный, результативно-диагностический.

Целевой блок модели является системообразующим, определяет функционирование всех блоков системы и включает цель, соответствующую социальному заказу современной педагогической практики: сформировать готовность будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде.

Теоретико-методологический блок отражает основные положения системного, личностно-деятельностного и аксиологического подходов.

Системный подход (В.Г. Афанасьев, Б.Ф. Ломов, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г.Юдин и др.), являясь основным методологическим направлением в современной науке, по мнению исследователей, позволяет комплексно подойти к решению профессиональных задач, систематизировать получаемые будущими педагогами психолого-педагогические знания, способствуя тем самым формированию целостного представления о человеческой личности, педагогической действительности, учебно-воспитательном процессе в целом. Системный подход предполагает развитие компетенций и качеств личности, отвечающих требованиям цифровой экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур, толерантности, уважения многонационального и поликонфессионального состава российского социума [5, с. 19].

Личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, И.О. Якиманская и др.) требует учета личностных особенностей студентов, их склонностей, интересов, потребностей, мотивов выбора педагогической профессии. Личностно-деятельностный подход предполагает отход от привычного процесса обучения, при котором происходит только организация усвоения учебного материала студентами, то есть сообщение знаний, формирование умений и навыков, реализуется субъектно-объектная схема общения. Данный подход основывается на решении воспитательных проблем самими студентами. Преподаватель определяет стратегию деятельности и ее особенности, но именно студенты овладевают основой ее реализации. Происходит изменение характера процесса и объекта обучения, а также основной схемы общения на субъект-субъектную. Личностно-деятельностный подход способствует повышению уровня готовности студентов к патриотическому воспитанию, развитию «4-К» компетенций в условиях гуманизации образовательной системы, проявлению активной гражданской позиции, использованию в патриотической деятельности инновационных технологий.

Инструмент, устанавливающий взаимосвязи между ценностями, социальными, культурными факторами и личностью, где личность рассматривается как наивысшая ценность общества, представляет собой аксиологический подход (Б.М. Бим-Бад, Б.И.Додонов, Б.С. Брушлинский, Н.Д. Никандоров, Б.Г. Кузнецов, В.М. Розин, В.А. Сластенин, П.Г. Щедровицкий, М.Н. Фишер и др.) [6, с. 15]. Становление личности будущего учителя в гармонии с культурой и общечеловеческими ценностями во многом зависит от ценностных оснований образования. Воспитать школьника с высоким уровнем патриотизма способен только учитель, имеющий устремленность к жизненным целям, идеям, идеалам гражданского общества, являющийся патриотом своей отчизны. Актуализацию и развитие будущими педагогами профессиональных ценностей отражает аксиологический подход. При нем происходит осознание студентами централизующей роли педагога в развитии патриотических качеств школьников. Педагог-патриот выступает примером для подрастающего поколения, несет ответственность за воспитание патриотов своей страны. У студентов возникает потребность осуществления патриотической деятельности в соответствии с данными ценностями и передачи их школьникам. При этом происходит изменение форм и методов взаимодействия педагога и воспитанников [7, с. 10]. Выделенные нами подходы позволили определить основные принципы подготовки, такие как принцип системности, принцип целостности, принцип непрерывности и преемственности, принцип деятельности, принцип индивидуальности, принцип субъектности, принцип нравственного закаливания, принцип гуманизма.

Одним из компонентов модели подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде выступают организационно-педагогические условия подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде. Реализация организационно-педагогических условий направлена на повышение эффективности процесса подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде и включает в себя: дополнение содержания теоретической подготовки студентов спецкурсом «Методика организации патриотического воспитания школьников в цифровой среде»; направленность учебного и внеучебного процесса на формирование готовности к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде; организацию практической подготовки студентов к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде.

В содержательном блоке модели отражена реализация обозначенных педагогических условий подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде, которая происходит в ходе осуществления учебной, научной и воспитательной деятельности.

Учебная деятельность представлена теоретической и практической подготовкой студентов. Научная деятельность включает участие будущих педагогов в мероприятиях патриотической направленности, таких как: олимпиады («Подари знание»; Всероссийские олимпиады «Афганская война 1979–1989 гг.», «Подвиг Ленинграда», «День народного единства», «День защитника Отечества» и др.); научно-практические конференции различного уровня; конкурсы (Всероссийский конкурс социально-активных технологий воспитания обучающихся «Большая перемена», «Растим гражданина» и др.); военно-патриотические фестивали.

Воспитательная деятельность подразумевает активное участие будущих педагогов в студенческих объединениях (волонтерском движении, отряде снежного десанта «Земляки», клубе патриотического воспитания школьников и молодежи «Душа Отечества» и др.), социально значимых проектах («Дорога памяти», Всероссийский проект «Без срока давности», Всероссийский проект «Лица Победы» и др.), акциях патриотической тематики, всероссийских кинопоказах военных фильмов.

Составной частью технологического блока является технология подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде, включающая в себя такие этапы, как: мотивационно-ценностный, теоретико-методологический и деятельностно-практический. Мотивационно-ценностный этап направлен на повышение интереса и потребности в изучении истории и культуры своей страны, осмысление возможности применения исторического материала и цифровых ресурсов в патриотическом воспитании школьников. Теоретико-методический этап предполагает обеспечение углубленной подготовки студентов к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде. На данном этапе реализуется спецкурс. Деятельностно-практический этап предполагает осознание студентами значимости изученного теоретического материала, совершенствование умений и навыков по патриотическому воспитанию в цифровой среде. Реализация этапа происходит в период учебной и производственной практик.

Структурный блок модели представлен субъект-субъектными взаимоотношениями между участниками учебно-воспитательного процесса:

- профессорско-преподавательским составом вуза, организующим теоретическую и практическую подготовку студентов, обеспечивающим взаимодействие между студентами, школьниками и родителями;

- студентами, которые с позиции пассивных потребителей знаний переходят в позицию активных соавторов учебно-воспитательного процесса в результате освоения спецкурса «Методика организации патриотического воспитания школьников в цифровой среде», активного участия во внеучебной работе; изучение методов и форм взаимодействия с родителями по вопросам воспитания способствует освоению будущими педагогами современных технологий патриотического воспитания школьников;

- школьниками, принимающими участие в мероприятиях патриотической направленности;

- родителями, выступающими союзниками во взаимоотношениях с учителем по повышению уровня патриотического воспитания школьников, осуществляющими онлайн-взаимодействие со студентами – будущими учителями по вопросам патриотического воспитания в цифровой среде.

Цифровая среда является компонентом педагогической системы. Выступая средством позитивной социализации обучающихся, цифровая среда способствует решению задач социального образования, обеспечивает расширение социального опыта, а также реализацию индивидуального подхода к воспитанникам с целью их интеграции в современное цифровое общество. Использование цифровой среды представляет собой педагогическую деятельность в учебно-воспитательном процессе, направленную на развитие и выработку качеств личности, необходимых для продуктивной деятельности в современном цифровом обществе [8, с. 56].

В процессе формирования готовности будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде для осуществления учебной, научной и воспитательной деятельности используются образовательная платформа MOODLE, платформа GOOGLE Meet, блог учителя в VK, патриотический контент в сети Интернет, аудиофайлы, видеофайлы, презентации, мультимедиа-кейсы, тесты (рисунок).

Ресурсы цифровой среды

Результативно-диагностический блок модели представлен критериями, позволяющими определить уровни сформированности готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде. Результативность процесса обучения и воспитания отражается достижением целей обучения и воспитания и получением соответствующих им результатов. На основе разработанной системы критериев оценки уровня готовности к педагогической деятельности таких авторов, как Н.В. Ипполитова, Г.В.Здерева, В.А. Сластенин и иные, согласно структурным компонентам готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде были определены следующие критерии и показатели данной готовности:

¾ мотивационный (самомотивация студентов и устойчивый интерес к будущей профессиональной деятельности по осуществлению патриотического воспитания школьников в цифровой среде);

¾ личностный (уровень патриотизма студента – будущего педагога);

¾ когнитивный (теоретические и методические знания студентов в области патриотического воспитания школьников в цифровой среде: знание сущности понятий «воспитание», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «цифровая среда»; знание современных форм и методов патриотического воспитания; знание возможностей использования цифровых ресурсов в патриотическом воспитании школьников);

¾ деятельностный (умения и навыки патриотического воспитания школьников в цифровой среде: навыки организации и проведения воспитательных мероприятий патриотической направленности; навыки использования цифровых ресурсов в патриотическом воспитании школьников; способность научного поиска новых подходов к профессиональной деятельности по воспитанию патриота Российской Федерации).

На основании выделенных критериев и показателей охарактеризованы уровни сформированности готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде, такие как низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.

Результаты исследования и их обсуждение

При апробации разработанной модели необходимо учитывать, что процесс подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде осуществляется посредством реализации двух взаимосвязанных составляющих. Первая включает патриотическое воспитание студентов как патриотов своего Отечества. Вторая составляющая отражает подготовку студентов как будущих учителей, она способствует их личностному развитию, становлению как педагогов, подготавливает их к продуктивной педагогической деятельности.

Заключение

Подготовка будущего учителя к патриотическому воспитанию школьников в цифровой среде представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых этапов. Каждый последующий этап подготовки студента является логичным продолжением предыдущего. Представленная модель служит непосредственным отражением функционирования всей системы. Субъект-субъектное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса в единой цифровой среде способствует выстраиванию доверительных отношений между школьником, будущим учителем и родителями, создавая благоприятное поле для патриотического воспитания школьников.


Библиографическая ссылка

Хорошилова М.В., Мокрецова Л.А., Швец Н.А. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31742 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674