Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Емелин К.Г. 1 Медведева Ж.В. 1 Вебер Д.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет»
2 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
В настоящей работе рассматривается процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности (БЖД) студентов. Культура БЖД студентов в условиях обучения в вузе реализуется через механизм процесса формирования, развития и воспитания самой личности. Анализируется творческий учебный процесс, который выведет за рамки шаблонов, привычных действий и придаст новаторский характер профессиональной деятельности студентов. Процесс формирования культуры БЖД студентов в большей степени реализуется за счет чувственно-эмоционального состояния студента, которое дает дополнительный стимул к профессиональной деятельности. Представлен практико-ориентированный подход в обучении студентов в вузе, который характеризуется введением в учебный процесс занятий по практическому применению знаний о культуре безопасности жизнедеятельности и теории, способствующей лучшему усвоению материала и повышению уровня знаний. Раскрывается терминологический аппарат по данной теме исследования. Авторская позиция состоит в том, что реализация выявленных направлений процесса формирования культуры БЖД студентов позволит существенно повысить уровень личностного развития, творческих сил, дарований, способностей студента. Это, в свою очередь, положительно скажется на его профессиональном становлении и формировании необходимых компетенций для осуществления дальнейшей деятельности.
процесс формирования
культура
бжд
культуротворчество
творческая направленность
практико-ориентированный подход
физическая культура
жизнедеятельность
профессиональная подготовка
1. Вебер Д.А. Программное обеспечение профессионально-личностной безопасности в процессе подготовки бакалавров // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 1-6 (57). С. 40-45.
2. Князев С.А., Корнаушенко А.В. Практический аспект влияния современных технологий на жизнедеятельность студенческой молодежи // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 1-4 (57). С. 84-88.
3. Золотухина И.А., Емелин К.Г., Бартенева Л.М., Вдовин С.В. О причинах пассивного отношения студентов различных направлений подготовки к базовой дисциплине «Физическое воспитание» в вузах // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 7. С. 104-109.
4. Зелеева В.П. Культуротворчество в процессе изучения педагогики в классическом университете // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. кн. 1. С. 123-130.
5. Попова Н.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5 (24). С. 206-208.
6. Крайник В.Л. Формирование культуры учебной деятельности будущего педагога: дис. … докт. пед. наук. Барнаул, 2008. 380 с.
7. Тимофеева Е.В., Виноградова Ю.Б. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов средствами ИКТ // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С. 96-99.

В настоящее время учебный процесс студентов высшего учебного заведения не соответствует в полной мере быстро меняющимся условиям современного, информационного мира. Отсутствие элементарных механизмов освоения и использования современных технологий, мультимедийного оборудования, анализа и структурирования больших информационных потоков в большой степени усложняет процесс усвоения академических и культурологических знаний и навыков обучающихся вузов. Даже в редких попытках применить на практике новые творческие подходы для решения вопросов учебных задач обучающийся руководствуется элементарными умениями, которые были сформированы у него ранее. Поэтому назрела объективная необходимость наполнения учебного процесса студента творческим и культурологическим содержанием, выражающаяся в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов в условиях профессионального обучения в вузе.

Актуальность исследования заключается в том, что общее образование не в полной мере способствует формированию готовности обучающихся к практической деятельности.

Представлен практико-ориентированный подход в обучении студентов вуза, который характеризуется введением в учебный процесс занятий практического применения знаний о культуре безопасности жизнедеятельности и теории, способствующей лучшему усвоению материала и повышению уровня знаний [1].

Цель исследования – раскрыть процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в условиях профессионального обучения в вузе.

Материал и методы исследования. В литературных источниках безопасность представляется и рассматривается как необходимое условие дальнейшего развития цивилизации [2].

В современной литературе многие теоретики и практики понимают культуру безопасности жизнедеятельности студентов как уровень развития современной личности и самого общества в целом [3]. В нашем понимании культура безопасности жизнедеятельности (БЖД) студентов – некое состояние развития и формирования личности, всей ее окружающей социальной группы и общества в целом, которое характеризуется отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и профессиональной деятельности молодежи, а также творческой, активной, практической деятельностью по снижению уровня опасности.

По мнению В.П. Зелеева, культуротворчество понимается как «процесс становления культурной личности и человека культуры» [4]. Действительно, культура и творчество являются взаимодополняющими и взаимосвязанными понятиями, что позволяет определить закономерную связь между вхождением студента в культуру и актом его творчества.

Процесс формирования культуры БЖД студентов в современном мире сущностно определен нестабильностью, постоянными изменениями и кризисами. Поэтому участникам образовательного процесса в качестве контрмер необходимо создать в личности студента прочную духовную базу, которая позволяет оценивать и сортировать данные информационного потока.

Стоит отметить, что процесс формирования культуры БЖД студентов имеет не механический характер, в большей степени он реализуется за счет чувственно-эмоционального состояния студента. Наполняемость и творческий порыв раскрываются в тот момент, когда разум, фантазия и воля подчиняются общей цели и тем самым подталкивают обучающегося к конкретным шагам и действиям. Чувственно-эмоциональное состояние не обеспечивает успех в безопасности и творчеству, так как оно только дает толчок, дополнительный стимул к профессиональной деятельности.

Но процесс формирования культуры БЖД студентов не может проходить только под влиянием его чувственно-эмоционального состояния, здесь необходим систематизированный алгоритм, понимающийся как механизм и раскрывающийся в несколько этапов (культуроосвоение, культуросозидание и культуротворчество) [5].

Культуроосвоение обучающегося является первым этапом его духовного становления. На данном этапе обучающийся впитывает образцы культурных практик, усваивает знания гуманитарной и профессионально-педагогической направленности. Все это требует от студента значительных усилий, так как в процессе присвоения элементов культуры у него еще не в полной мере сформирован осознанный характер познавательной деятельности.

Следующий этап характеризуется культуросозидательной деятельностью студента, в процессе которой происходит приумножение ценностей культуры во всех ее проявлениях и аспектах. Но, в отличие от культуроосвоения, на данном этапе обучающийся не отягощен определенными рамками, ограничениями, как это было ранее, он более свободен в выборе средств и методов обучения для достижения необходимого результата. Данный выбор пока еще не несет определенных новшеств, новаторства, смелых идей, так как студент руководствуется теми знаниями, умениями и навыками, которые были известны и изучены им ранее.

Во-первых, обучающийся старается уменьшить степень личной ответственности, поэтому и использует в своей практике ранее усвоенные культурологические и профессионально-педагогические знания, проверенные формы и образцы поведения, во-вторых – с низким уровнем интеграции различных видов искусств в процесс учебной деятельности.

Действительно, деятельность обучающихся сводится к частным случаям увлеченности различными видами творчества, а акцент делается на освоении и трансляции знаний преподаваемой дисциплины. Поэтому систематическое приобщение к культурным образцам, нашедшим свое выражение в произведениях искусства, архитектуры, живописи, литературы, музыки и ином, расширяет его культурный кругозор и формирует чувственно-эмоциональную сферу. Наряду с этим формируется его культура речи – она становится глубокой и богатой из-за увеличения словарного запаса и образного мышления, голос становится громким, четким, поставленным. Все это придает обучающемуся уверенности в его образовательной деятельности, усиливается обратная связь как с педагогом, так и с другими участниками учебного процесса, а впоследствии это приводит к их сотворчеству.

Освоение данного этапа заканчивается тогда, когда происходит зарождение у обучающегося творческих, креативных и нестандартных решений, которые применяются им в процессе учебной деятельности. В свою очередь, данный итоговый результат служит началом третьего этапа, содержанием которого является культуротворчество самого студента.

Характерной особенностью процесса культуротворчества выступает то, что обучающийся на основе культуроосвоения и культуросозидания стремится выйти за пределы установленных культурных стереотипов, норм, средств и практик. Другими словами, творчество, основанное на культурологических знаниях, помогает ему развивать свой внутренний мир, свое сознание, превращаясь не просто в культурного, интеллектуального человека, а в полноценного творца культуры.

Таким образом, последовательная реализация механизма процесса формирования культуры БЖД студентов вуза создает предпосылки для ориентации и включения обучающегося в систематический и непрерывный процесс культурного становления. Исходя из этого целью образования является формирование специалиста, ориентированного на внутреннее саморазвитие, самообразование и самовоспитание, способного открывать горизонты для новых целей и новых результатов в учебной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Раскрытие данного механизма и выявление цели образования позволили разработать анкету и впоследствии провести опрос студентов 1-го курса АлтГАУ и АлтГПУ. Обработка полученных ответов дала следующие результаты: 49% опрошенных имеют низкий, 38% – средний, 13% – высокий уровень формирования культуры БЖД.

В нашей исследовательской работе мы представили практико-ориентированный подход в обучении студентов, который характеризуется введением в учебный процесс занятий по практическому применению знаний о культуре безопасности жизнедеятельности и теории, способствующей лучшему усвоению материала и повышению уровню знаний. В систему практико-ориентированных занятий были включены следующие виды деятельности: практическая работа, лабораторная работа, проектная работа, деловая игра, творческая деятельность, семинар, конференция, мастер-класс, самостоятельная работа, исследовательская работа, нетрадиционные виды.

Экспериментальное исследование было организовано на базе Алтайского государственного аграрного университета и Алтайского государственного педагогического университета со студентами 1-го курса обучения в вузе.

Цель педагогического эксперимента заключалась в выявлении эффективности проведения практических занятий по формированию культуры БЖД в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Исследование проводилось с сентября 2020 г. по май 2021 г. в три этапа: подготовительный, практический и обобщающий.

Эмпирические методы: опрос и беседа со студентами, с преподавателями, родителями на протяжении всего эксперимента, анкетирование, тестирование с целью определения качества знаний о культуре безопасности жизнедеятельности, наблюдение и последующая корректировка учебного процесса.

Эксперимент со студентами 1-го курса Алтайского государственного аграрного университета и Алтайского государственного педагогического университета был проведен с применением тестирования по теме «Культура безопасности жизнедеятельности студентов». Констатирующий этап эксперимента проводился перед практическими занятиями дисциплины «Культура безопасности жизнедеятельности» с целью оценить уровень знаний у студентов.

После проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Культура безопасности жизнедеятельности» вновь было проведено тестирование студентов в экспериментальной и контрольной группах.

Сводные данные о тестировании знаний студентов до проведения занятий и после эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные тестирования студентов до и после эксперимента (% правильных ответов)

№ вопроса

До эксперимента

% правильных ответов в группах

 

После эксперимента

% правильных ответов в группах

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

1.

60

45

95

55

2.

80

75

100

95

3.

100

100

100

90

4.

50

50

100

90

5.

35

30

80

50

6.

55

60

90

60

7.

 

35

30

100

60

8.

75

70

100

70

9.

30

35

95

55

10.

55

55

95

55

11.

100

100

100

100

12.

85

75

90

75

13.

30

25

100

100

14.

70

80

70

80

15.

90

80

90

80

16.

60

65

100

65

17.

75

70

90

70

18.

55

65

90

65

19.

25

25

100

65

20.

80

75

90

55

М± m

62,25±5,37

60,50±5,30

93,75± 1,82

71,75±3,71

После расчета показателей вариационного ряда видно, что до проведения практических занятий знания о культуре безопасности жизнедеятельности в группах примерно одинаковы и процент правильных ответов составляет в контрольной группе 60,50±5,30, в экспериментальной группе – 62,25±5,37. После занятий традиционного плана процент правильных ответов в контрольной группе поднялся до 71,75±3,71, а в группе, где занятия проводились в форме игры и викторины, – до 93,75±1,82.

После полученных отметок был рассчитан коэффициент χ2 для экспериментальной и контрольной групп. Расчеты значения χ2 на уровне р=0,01 по результатам показали статистически значимую разницу для контрольной и экспериментальной групп, так как χ2эксперим.> χ2критич. (для экспериментальной группы χ2= 794, для контрольной группы χ2= 365).

Для повышения эффективности данного процесса мы разработали следующие рекомендации по формированию культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

1. Формирование познавательной активности студента.

В процессе учебной деятельности обучающийся должен систематически возбуждать, развивать и укреплять свои познавательный интерес и мотивы учения. Его цели, намерения, личностные потребности во многом предопределяют глубину и силу познавательной активности. Стремление студента решить учебную задачу или проблему, решить противоречия между известными фактами и вновь полученной информации формирует его познавательную потребность.

2. Формирование фундаментальных знаний о культуре.

В данной задаче показателем сформированности является уровень культурологических знаний, социально-культурного опыта и творческого развития. При упоминании человека культурного нам представляется личность духовно развитая, высокоинтеллектуальная, обладающая большим багажом знаний. Поэтому критерием оценки фундаментальных основ общей культуры студента вуза является сформированность интеллектуальной, духовно-нравственной и творческой направленности студента.

3. Академические знания по гуманитарным дисциплинам.

Предъявляя требования к студенту как к будущему учителю, целесообразно выделить его профессиональные знания, умения и навыки, реализуемые в педагогической области. Так, усвоенные знания из общеобразовательного кластера: в области истории, политики, литературы, искусства, валеологии, этики, культуры, обществознания и иного – позволяют данному многообразию научных дисциплин развивать культурологический кругозор студента, а также сформировать многообразную палитру приемов, средств и методов. Другими словами, чем богаче внутренний мир обучающегося, чем глубже знания в своей профессиональной области, тем больше вариантов выбора решений, которые могут потребоваться в различных образовательных ситуациях.

4. Приобщение к общественно-историческому опыту.

В процессе образовательной деятельности обучающийся получает большие объемы общих, профессиональных и культурологических знаний, которые впоследствии формируются в утверждения, что является одним из первых этапов перехода от количества к качеству знаний. Параллельно с этим у обучающегося формируются профессиональные навыки и умения, которые в педагогической и культурологической литературе понимаются как опыт. Шаг за шагом происходит накопление практических решений, выражающееся в развитии ролевого поведения. Широкий диапазон общественно-исторического опыта позволяет студенту не только действовать по определенному рамочному шаблону в сложившихся как жизненных, так и педагогических ситуациях, но и проявить ему гибкость поведенческого репертуара. В частности, В.Л. Крайник пишет: «… что в учебной деятельности будет заложена возможность не просто принятия материала, а его осмысления, творческого прочтения, что изучаемый материал будет рассматриваться не как конечная истина, а как один из возможных вариантов описания социально-культурного опыта» [6, с. 111–112].

5. Формирование творческой направленности студента и принятие нестандартных решений в процессе учебной деятельности.

Образуя новые идеи, транслируя их в творческие и нестандартные решения в процессе учебной деятельности, студент создает и развивает духовную самостоятельность, потребность в самообразовании, критическую направленность мышления. Такой подход позволяет ему выйти за рамки учебной программы, перенести фокус восприятия от мыслеполагания к мыслетворчеству, что в совокупности способствует не только повышению духовности студента, но и развитию креативных способностей

6. Формирование рефлексии студента. Рефлексия – это способность оценить результат своей деятельности и посмотреть на собственную деятельность как бы со стороны [7]. Без осознания способов учения, механизмов познания и оценивания результатов своей деятельности студенты не способны усвоить в полном объеме те знания, которые они добыли, а также сделать выводы о неудачах, постигших их в процессе осуществления деятельности.

Выводы. Таким образом, использование практико-ориентированного подхода к обучению в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов будет более эффективным, если в учебный процесс включить систему практико-ориентированных занятий по практическому применению знаний, следующие виды деятельности: практическая работа, лабораторная работа, проектная работа, деловая игра, творческая деятельность, семинар, конференция, мастер-класс, самостоятельная работа, исследовательская работа, нетрадиционные виды, способствующие лучшему усвоению материала и более высокому уровню знаний в условиях профессиональной подготовки в вузе. Это, в свою очередь, положительно скажется на профессиональном становлении студента и формировании у него необходимых компетенций для осуществления дальнейшей деятельности.


Библиографическая ссылка

Емелин К.Г., Медведева Ж.В., Вебер Д.А. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31735 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674