Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА

Ваганова О.И. 1 Желтухина М.Р. 2 Донскова Л.А. 3
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет
3 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
Цель статьи заключается в анализе проектно-исследовательской деятельности как интегративного дидактического средства формирования межкультурного диалога обучающихся в условиях активного развития цифровизации. Проектно-исследовательская деятельность для современного студента является одним из результативных способов подготовки к реальной профессиональной деятельности, поскольку включает в себя проблемный вопрос, решение которого зависит от использования современных инструментов, выступающих неотъемлемой частью формирования профессиональных компетенций . В статье подчеркивается значимость проекта как инструмента , позволяющего выстроить межкультурный диалог через электронные средства коммуникации. Взаимодействие студентов разных культур в условиях проектной деятельности способствует активной передаче опыта друг другу. В условиях самостоятельной творческой деятельности при консультирующей роли преподавателя обучающиеся используют как приложения для оперативного общения, так и программы для обмена большими информационными файлами . В статье определены основные преимущества проектно-исследовательской деятельности в подготовке высококвалифицированных специалистов. Выделены современные электронные инструменты, используемые для организации взаимодействия при выполнении студентами проекта. Реализация проектно-исследовательской деятельности как интегративного средства расширяет возможности формирования профессиональных компетенций и способствует подготовке высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста.
проектно-исследовательская деятельность
компетенции
профессиональное учебное заведение
межкультурный диалог
дидактическое средство
1. Ахмадова Т.Х. Формирование проектно-исследовательских компетенций студентов в ВУЗЕ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 363-364.
2. Овечкина А.И., Петрова Н. П., Присяжная Р. И. Влияние проектной деятельности на формирование общепрофессиональных компетенций // Известия СПбГЭУ. 2021. № 6 (132). С. 142-148.
3. Петров А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 10. С. 119-124.
4. Шабалина О.А., Желтухина М.Р., Садовникова Н.П., Тимофеев Г.А. 6.2. Методологические основы разработки междисциплинарных образовательных ресурсов для исследования культурно-исторического наследия Волгоградской области в игровой AR среде // Человек и его дискурс – 6: дигитализация коммуникативных практик: коллективная монография / Отв. ред. М. Р. Желтухина; ВГСПУ; ИЯ РАН. М. Волгоград: ООО «ПринТерра-Дизайн», 2020. С. 286-317.
5. Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу: монография / Отв. ред. Л.Г. Викулова, Е.Г. Тарева. М.: Издательский дом ВКН, 2021. 328 с.
6. Ваганова О.И., Бахарев Н.П., Булаева М.Н., Лапшова А.В., Кутепов М.М. Методы и средства реализации технологий взаимодействия в вузе // Amazonia Investiga. 2020. 9 (26). P. 383-390.
7. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Алешугина Е.А. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 57-59.
8. Ваганова О.И., Винникова И.С., Сундеева Л.А., Кутепов М.М., Попкова А.А. Формирование профессионально-педагогической направленности педагога профессионального обучения // Amazonia Investiga. 2020. № 9 (25). С. 350-355.
9. Петров Ю.Н., Петров А.Ю. Перспективы развития и принципы построения основных компонентов содержания образования // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2014. № 4 (64). C. 24-29.
10. Sedykh E.P., Zheltukhina M.R., Vaganova O.I., Lapshova A.V., Frolova N.V. Development and Implementation of Project Management Skills in Vocational Institutions. Eduweb: Revista de Tecnología de Información y Comunicación en Educación. 2021. № 15 (3). P. 235-244.
11. Ермолаева Е.Л., Петров А.Ю., Петров Ю.Н. Педагогическая проблема профессионально-педагогического развития ценностных ориентаций обучающихся // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 7-15. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-1-7-15.
12. Дульчаева И.Л., Содномова Н. Бадма-Цыреновна. Формирование профессиональных компетенций студентов средствами проектной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 82–87.
13. Горбунова Н.В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 112-116.

Развитие технического прогресса и цифровизации порождает потребность в специалистах нового типа, способных самостоятельно и творчески реализовывать профессиональную деятельность в быстро изменяющихся условиях.

Современные требования к подготовке специалистов обусловливают необходимость изыскания способов, позволяющих расширить возможности самостоятельной творческой деятельности студента, способствующих формированию его профессиональных компетенций [1, c. 363-364]. Федеральные государственные образовательные стандарты обозначают важность вовлечения в процесс обучения студентов как активных субъектов образовательной деятельности.

Одним из наиболее результативных инструментов, позволяющих активизировать деятельность современного студента и включить его в образовательный процесс – это проект [2, c. 142-148]. Проектно-исследовательская деятельность реализуется как в индивидуальном порядке, так и в групповом формате, когда студенты объединяются в команды (кружки, семинары, конкурсы профессионального мастерства, научные конференции и др.).

Рассмотрение проектно-исследовательской деятельности как интегративного дидактического средства обусловлено многогранностью проекта, для достижения целей которого студенты объединяют в своей работе разные инструменты. Сюда стоит отнести, к примеру, реализацию электронных технологий, использование мессенджеров, электронных платформ, которые способствуют организации коммуникативного взаимодействия. Также стоит обратить внимание на использование в процессе работы электронных библиотек, видеофильмов, каталогов, макетов, схем и других информационных источников. Для выработки идей студенты используют мозговой штурм, круглые столы. Педагоги включают в работу игры. Каждый из студентов знает свою роль в достижении общей цели.

Преимущество проектно-исследовательской деятельности, как интегративного дидактического средства развития профессиональных компетенций обучающихся, состоит в том, что каждый из участников знает свою долю ответственности и в связи с этим осуществляет самоконтроль для достижения общей цели [3, c. 119-124].

Проектно-исследовательская деятельность позволяет объединить студентов разных культур, сформировать межкультурный диалог, способствующий развитию коммуникативных навыков, и выстроить полноценный последовательный проектный процесс [4; 5].

Сформированность межкультурной компетенции позволяет студенту обогащать свою культуру за счет принятия и приобщения к другой культуре (способность увидеть не только культурные различия, но и те элементы, которые могут объединить); развивать толерантность – формирование бесконфликтного общения с другими культурами с учетом их ценностей и норм. Межкультурная компетенция – это также коммуникабельное поведение, соответствующее той или иной профессиональной сфере, стремление к поддержанию контактов. Рассматриваемой компетенции присуще явление, называемое лингвосоциокультурным. Студенты используют лингвистические средства языка с профессиональными культурными нормами. Сюда относятся умения слушать, задавать вопросы.

Цель исследования заключается в анализе проектно-исследовательской деятельности как интегративного дидактического средства формирования межкультурного диалога обучающихся в условиях активного развития цифровизации.

Материалы и методы исследования. В статье приведено исследование, позволившее выделить уровень сформированности проектной, коммуникативной, межкультурной, информационно-коммуникационной компетенций студентов высших учебных заведений. Осуществляется сравнительная характеристика результатов сформированности указанных компетенций. Базой исследования стали: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина; Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. Исследование включает использование «Шкалы интегративного опросника межкультурной компетентности» и «Расширенной шкалы культурного интеллекта». В исследовании приняли участие 557 человек. Вопросы были разделены по темам: моральные и деловые качества; многонациональность; личные взаимоотношения, умение выстраивать диалог; отношение к другим культурам. Каждому вопросу было необходимо присвоить балл от 0 до 4. Количество набранных баллов по каждой теме отражало уровень сформированности компетенции.

Результаты исследования и их обсуждение. Для формирования компетенции необходимо учитывать:

- культурные традиции того или иного народа, их обычаи;

- бытовые привычки, тесно связанные с традициями;

- поведение в повседневной жизни (нормы общения, которые приняты в повседневности народа;

- художественную культуру.

Формирование в процессе проектно-исследовательской деятельности компетенций строится на принципах учета многообразия мнений; использования различных источников информации, объединенных одной идеей; отбора актуальной информации из общего объема [6, c. 383-390].

Прежде всего, стоит обратить внимание на проектную компетенцию, которая представлена как способность студента реализовывать современные технологии, проектные умения и навыки для достижения установленной цели (формирования нового продукта), профессиональных задач. В формировании проектной компетенции можно выделить несколько уровней [6-8]. Среди них мотивационный; этап непосредственного формирования компетенции – сам процесс; рефлексивный этап.

Было проведено исследование, которое позволило выявить уровень сформированности проектной компетенции. В качестве базы проведения исследования выступают: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина; Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина.

Студенты приняли участие в проекте «Диалог культур», целью которого является создание условий для развития культурного, научного и образовательного взаимодействия студентов. Данная цель созвучна с требованиями к формированию компетенций в России и странах Европы. В проект входило изучение культур разных стран через сравнение с историей и культурой родной страны, через оценку значимых личностей, фактов в различных аспектах: культурном, социальном, политическом и др. В процессе выполнения проекта было уделено внимание сторителлингу – написанию эссе об отечественном и зарубежном культурном наследии, изучению взаимовлияния культур и рассмотрению перспектив культурного взаимодействия.

Сформированность проектной компетенции можно обозначить тремя уровнями: высокий, средний, низкий. Характеристика уровней представлена ниже.

Сформированность компетенции на высоком уровне позволяет студенту быть ответственным, обладать высокой скоростью решения практических задач [8, c. 350-355]. Студент ориентируется на внешнюю реальность, на имеющиеся данные, адаптируется и структурирует свою деятельность в соответствии с реальными условиями. Управляет своей деятельностью и деятельностью команды при условии, что он занимает позицию лидера [9, c. 24-29; 10]. Он осознанно планирует способы достижения целей, обладает ясными представлениями как о внешних, так и о внутренних значимых условиях. Может решать вопросы как в коллективе, так и автономно, в индивидуальном порядке. Студент готов к сотрудничеству, легко устанавливает контакты, эмоционально устойчив, адекватно реагирует на критику, умеет аргументировать свой ответ. Высокий уровень сформированности проектной компетенции раскрывает в обучающемся способность к поиску нестандартных путей решения задачи. Студент активно взаимодействует и привлекает инновационные технологии в процесс выполнения проекта. Он использует различные цифровые приложения и программы для повышения результативности процессов.

Средний уровень сформированности проектной компетенции говорит о проявлении студентом ответственности в условиях личной заинтересованности, он умеренно настойчив в достижении целей [11, c. 7-15]. Имеет среднюю скорость решения поставленных задач. Не проявляет заинтересованность в осознанном планировании деятельности. Ему сложно контролировать эмоции, имеет сложности в восприятии критики. Общителен и готов к совместной деятельности, имеет затруднения в установлении новых контактов [12, c. 82-87]. Занимается поиском наиболее простых путей решения задачи. Стремится к получению быстрых результатов.

Низкий уровень сформированности проектной компетенции говорит о склонности студента к непостоянству [13]. Деятельность студента и построение внешних связей зависит от его настроения. Потребность в планировании развита слабо. Слабая способность к оценке внутренних и внешних условий. Некритично относится к собственной деятельности. На резко изменившиеся условия реагирует медленно, плохо адаптируется. Не может и не стремится организовать свою деятельность и деятельность команды.

После завершения проекта были выявлены следующие результаты. Большинство студентов показали высокий уровень сформированности проектной компетенции – 55%, 40% исследуемых показали средний уровень сформированности проектной компетенции, 5% - низкий уровень. Следовательно, большинство студентов, принимая активное участие в проектно-исследовательской деятельности, смогли достичь поставленных целей.

С развитием проектной компетенции студент включает развитие других важных профессиональных компетенций, которые способствуют профессиональному становлению студента и адаптации его к будущей профессиональной деятельности.

Каждый участник развивает коммуникативные компетенции, общаясь с другими участниками, учится разрешать конфликты, аргументированно отстаивать свою позицию, в том числе в работе с иностранными студентами. Развитие межкультурного диалога в проектно-исследовательской деятельности представляет собой многогранный, многоступенчатый процесс, в котором задействуются лица разных культур, мировоззрений и представлений о профессиональной и бытовой жизни.

Задача каждого студента, который был помещен в такие условия, научиться вести диалог, аргументированно высказывая свою точку зрения, обходясь без мало аргументированной критики и принимая чужие взгляды и позиции, в том числе представителей другой лингвокультуры.

Педагог, организуя студенческое взаимодействие на начало выполнения проекта, формирует у студента представления о существующих культурных различиях и учит толерантно относиться к этому.

Преподаватель обозначает ряд правил, которых должны придерживаться студенты при выполнении проекта. К ним относятся и правила, касающиеся соблюдения регламента, структуры выполнения работы, а также особенностей взаимодействия. К особенностям взаимодействия в контексте правил относятся: позитивная оценка работы другого без предубеждений; принятие другого культурного поведения, формирование эмпатичной реакции; способность адаптироваться к быстро изменяющимся условиям и действовать в условиях неопределенности и неоднозначности. В условиях современного мира данные навыки особенно актуальны, поскольку конкурентоспособность специалиста определяется в том числе и его способностью оперативно и адекватно реагировать на произошедшие изменения.

Межкультурная компетенция, формируемая в процессе проектно-исследовательской деятельности с участием представителей разных культур, предполагает понимание обучающимися зависимости результата коммуникаций от когнитивных моделей, сформированных культурной средой. Знакомство с культурными моделями поведения и различными коммуникативными стилями позволяет расширить готовность к принятию культурных особенностей и приводит, как следствие, к более конструктивному диалогу и оперативному достижению проектных целей.

Стоит обратить внимание на зависимость поведения от мышления. Межкультурная компетенция включает способности коммуниканта понимать, ценить, уважать, результативно применять факторы восприятия и суждения в отношении себя и других. Взаимная адаптация в процессе проектно-исследовательской деятельности позволяет мягко входить в межкультурный диалог и достигать общих целей.

Задачи организации проекта для формирования межкультурного диалога заключаются в следующем: формирование представлений о значимости будущей профессиональной деятельности для каждого из участников; формирование представлений о значимости результативного взаимодействия, поддержания диалога для достижения общих и личных целей; формирование интереса и уважительного отношения к другим мнениям; формирование навыка соблюдения этикета (приобщение к этикету других культур).

Однако стоит отметить, что соблюдение этикета в межкультурном взаимодействии часто вызывает затруднения. Одна из главнейших задач преподавателя состоит в том, чтобы способствовать преодолению межкультурных недоразумений в процессе интерактивного взаимодействия, формированию стремления студентов к нахождению компромисса, принятию совместного решения.

Среди студентов высших учебных заведений было проведено исследование, которое позволило выявить уровень сформированности межкультурной компетенции (высокий, средний, низкий). Определение уровня осуществлялось в рамках следующих положений:

- отношение к другим национальностям и культурам;

- оценка моральных, деловых качеств отдельных личностей;

- отношение к многонациональной культуре Российской Федерации;

- умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, готовность к межкультурным контактам.

Опрос был проведен в электронном формате. Исследование предусматривает использование «Шкалы интегративного опросника межкультурной компетентности» и «Расширенной шкалы культурного интеллекта». В числе опрашиваемых респондентов оказалось 557 человек (студенты старших курсов). Данное исследование нацелено на выявление знаний студентов о собственной культуре и культуре других народов, в том числе включало вопросы, отражающие их способность выстраивать взаимоотношения с людьми другой культуры. Вопросы были разделены на несколько категорий, по каждой из которых осуществлялся подсчет баллов: моральные и деловые качества; многонациональность; личные взаимоотношения, умение выстраивать диалог; отношение к другим культурам. Каждому вопросу присваивался балл от 0 до 4. Низкий уровень сформированности компетенции: 0-30 баллов, средний уровень: 31-60 баллов, высокий уровень: 61-80 баллов. В опросник были внесены 40 вопросов. Некоторые из них мы отражаем в статье: «Есть ли у Вас друзья и знакомые другой культуры?»; «Есть ли у Вас успешный опыт учебы/работы за рубежом?»; «Владеете ли Вы иностранным языком?», «Если владеете, то укажите количество», «Как часто Вы путешествуете?», «Интересуют ли Вас зарубежные новости?».

Развитие межкультурной компетенции позволяет подготовить студентов к результативному межкультурному диалогу как в рамках образовательного процесса, так и в будущей профессиональной деятельности. Это значимый инструмент в подготовке высококвалифицированного специалиста, готового к творческому решению задач.

По итогам исследования высоким уровнем сформированности межкультурной компетенции обладают 50% респондентов, средним уровнем обладают 35% опрошенных, 15% обладают низким уровнем сформированности межкультурной компетенции. Большинство студентов показали хорошие знания своей культуры и культуры своих сокурсников. Кроме того, они нацелены на совместное решение задач и преодоление возможных затруднений, появляющихся в процессе выполнения проекта.

К значимым факторам проектной деятельности стоит отнести: повышение мотивации студента; развитие креативности; формирование условий результативного сотрудничества обучающихся.

Использование в процессе обучения проектно-исследовательской деятельности позволяет студентам легче адаптироваться к реальным профессиональным условиям. Кроме того, современный проект выполняется с использованием большого количества цифровых инструментов.

Информационно-коммуникационная компетенция имеет высокую значимость для конкурентоспособности специалиста. В ходе выполнения проекта студенты для взаимодействия, поиска информации и структуризации своей деятельности используют электронные технологии.

Сравнительный анализ сформированности исследуемых компетенций (проектной, коммуникативной, межкультурной, информационно-коммуникационной) представлен на рисунке.

Результаты оценки сформированности исследуемых компетенций

Выработка совместных решений при очном взаимодействии является наиболее результативным вариантом взаимодействия на начальных этапах выполнения проекта. Однако при невозможности организации общения в очном формате используются электронные платформы для связи.

Для обмена информацией, сообщениями, видеофайлами студенты используют мессенджеры, которые позволяют оперативно передавать материалы. В рамках проекта они используются для сбора и обсуждения идей. Электронные образовательные платформы студенты используют для передачи крупных файлов. Функционал платформ позволяет совместно редактировать файлы. Преподаватель видит промежуточный ход работы и выполняет консультирующую роль для обучающихся. В ходе Zoom-конференции обучающиеся вместе с педагогом обсуждают полученные результаты и дальнейший ход работы.

Приложения для организации конференцсвязи в проектно-исследовательской деятельности используются в качестве способа обмена опытом со студентами и преподавателями из других профессиональных учебных заведений, исследователями, учеными, практикующими специалистами. Проектная деятельность организуется в том числе и с участием студентов из других городов. Цифровое взаимодействие – неотъемлемая часть профессиональной жизни. Общение с помощью смс-сообщений или видеозвонков - характерная особенность современной профессиональной и бытовой жизни общества.

Выводы. В статье был проведен анализ проектно-исследовательской деятельности как интегративного дидактического средства формирования межкультурного диалога обучающихся в условиях активного развития цифровизации. Проектно-исследовательская деятельность, являясь многогранным инструментом формирования межкультурного диалога, который объединяет различные педагогические, электронные, информационные и другие элементы, позволяет подготовить студентов к общению и взаимодействию в непривычных, иногда быстро меняющихся условиях. Это, в свою очередь, формирует креативность и мотивирует обучающихся к решению различных задач нестандартными способами. Формирование компетенций в условиях развития межкультурного диалога дает возможность подготовить квалифицированного, конкурентоспособного, готового к профессиональному самосовершенствованию специалиста.

Проектно-исследовательская деятельность, объединяя в себе разнообразные способы формирования компетенций, предоставляет широкие возможности для качественной подготовки обучающихся в современных условиях поликультурной цифровой коммуникации.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https://rscf.ru/project/22-28-01623/  (Желтухина М.Р. – часть статьи о межкультурной специфике коммуникации, проектной деятельности, о проведении опроса молодежи.)


Библиографическая ссылка

Ваганова О.И., Желтухина М.Р., Донскова Л.А. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31730 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674