Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Барышева М.Э. 1 Марченко М.Н. 1
1 Кубанский государственный университет
В статье рассматриваются актуальные проблемы в профильном дизайн-образовании, а также показаны некоторые пути их решения. Раскрывается взаимосвязь качества дизайна в стране со всеми сферами общества и уровнем жизни государства в целом. Объясняется, почему необходима модернизация образовательного процесса и какие именно реформы нужно осуществить. Среди имеющихся затрагиваемых проблем рассмотрены: ориентация дизайн-образования на будущее; проблема формирования познавательного интереса у студентов, его взаимосвязь с компетентностью педагогов; тема мотивации работников образовательной сферы как к самой работе, так и к повышению их личной квалификации; нехватка практической деятельности в обучении студентов профильных учебных заведений, сложности с поиском хорошего места для прохождения трудовой практики; нехватка дополнительных образовательных дисциплин по культурно-этическому воспитанию и юридической трудовой грамотности. Каждая проблема показана в общей системе образования, где в цепочке прослеживается взаимосвязь между ними. Выявлено, как они обусловливают оторванность образовательных программ от производственных условий и сказываются на общей экономической обстановке страны. Предложены теоретические пути решения сложившейся ситуации. Целью данной работы является прослеживание взаимосвязи между выявленными глобальными проблемами в дизайн-образовании и акцентирование внимания на наиболее важных аспектах, требующих незамедлительной модернизации.
дизайн-образование
этика
квалификация
интерес
обучение
непрерывное образование
1. Корчиков П.С., Марченко М.Н. Философские аспекты в дизайн-проектировании // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики : сборник научных трудов, Краснодар, 28–30 апреля 2020 года. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. С. 199-208.
2. Садовников Н.В. Фундаментализация современного образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 782-786.
3. Валькова Н.П., Грабовенко Ю.А., Лазарев Е.Н., Михайленко В.Н. Дизайн: очерки теории системного проектирования. Л.: ЛГУ, 1983. 183 с.
4. Панкина М.В. Проблемы развития непрерывного дизайн-образования и дизайн-мышления // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2021. 9 с.
5. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. М., 1963. 563 с.
6. Гербарт И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения Гербарта в систематическом извлечении. М., 1906. 365 с.
7. Азимова У.А. Инновационная деятельность педагога в образовании // Наука и образование сегодня. 2018. № 11 (34). С. 37-38.
8. Гайворонская Т.В., Шадрина Э.М. Имидж преподавателя вуза глазами студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 25-28.
9. Ложечкина А.Д., Волошина Е.Б. Психолого-акмеологические технологии личностно-профессионального развития учителя // Психологическое здоровье личности: теория и практика, 2016. С. 36-39.
10. Джумаева Н.И. Подготовка квалифицированных педагогов - важный фактор развития общества // Наука и образование сегодня. 2019. C. 75-76.
11. Дрынкина Т.И. Психологическое здоровье и психологическое время // Психологическое здоровье личности: теория и практика, 2016. С. 50-53.
12. Хомякова В.Е., Фалеева Л.В. Производственная практика как фактор развития опыта профессионального общения студентов // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2. С. 146-151.
13. Скрипченко Е.И. Трудоустройство выпускника вуза: проблемы и решения // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 5 (57). С. 473-480.
14. Попова М.В. Имидж России в сознании студентов // Вестник высшей школы. 2018. № 4. С. 50-53.

Образование – деятельность по усвоению определенной системы знаний, включающая как сам результат, так и процесс его достижения. Данный термин также подразумевает под собой развитие личностных качеств обучающегося, необходимых для последующего применения полученной информации в практической послевузовской (в нашем случае) среде. Образованным считается человек, усвоивший общечеловеческие знания и, как следствие, способный их применять уже в действительной ориентации в окружающем мире и приспособляться к его изменениям. Он также способен дополнять и изучать эту среду. Все это способствует приобретению им новых знаний для совершенствования личности и, тем самым, расширяет границы его образованности. Так, можно выделить главный критерий образованности – системную совокупность знаний и мышления. Благодаря этой системности образованный человек способен при помощи логических выводов самостоятельно дополнять свои знания, восполнять их пробелы необходимой информацией, которую он сам сможет найти и отсеять среди большого количества получаемого материала.

Цель исследования. На сегодняшний день в России требуется модернизация системы профессионального образования дизайнеров. Данная необходимость обусловливается современными запросами рынка труда, требующего от специалистов, помимо необходимых знаний, обладать предрасположенностью к активной поисковой и творческой преобразовательной деятельности, способности к проектной детерминации будущего, психологической готовности быть в ответе за проделанную работу, развитого дизайн-мышления, подготовленности к периодически изменяющимся экономическим и социальным условиям. Так создается потребность именно в образованных и мобильных кадрах, способных к быстрой адаптации в быстро изменяющихся производственных условиях. Целями данной работы являются обобщение глобальных проблем российского дизайн-образования, акцентирование внимания на менее, на первый взгляд, очевидных из них, а также прослеживание их взаимосвязи между собой и с экономической обстановкой страны в целом.

Материал и методы исследования. Методическую основу работы составляют: анализ наблюдаемых образовательных процессов, индукционный метод рассмотрения существующих проблем и синтез представленных умозаключений.

Результаты исследования и их обсуждение. Рассматривая дизайн-образование сегодня, нужно отметить, что имеется недостаточная согласованность между рынком труда и образовательной системой. Этому способствует ряд проблем, которые, в свою очередь, влияют на многие другие сферы образования, и в совокупности все они и являются причинами затруднительного положения с внедрением квалифицированных кадров в производственную среду.

Во-первых, это качество образовательного процесса, который, помимо «шага в ногу со временем», должен быть ориентирован на будущее [1]. Несомненно, научный потенциал, даже несмотря на большое количество образовательных реформ, сохранен на достойном уровне, но все же многие знания, получаемые студентами в момент обучения, уже через несколько лет теряют свою актуальность. Сегодня в некоторых вузах с этой проблемой борются посредством фундаментализации профессиональных знаний [2]. У данного подхода есть свои плюсы и минусы, поэтому, сохраняя тенденцию на опережение, стоит также рассмотреть варианты внедрения научного исследования, направленного на прогнозирование будущего. Дизайн – это в какой-то степени исследовательская профессия, и отхождение от этого понимания не лучшим способом сказывается на нашей конкурентоспособности среди мировых лидеров [3]. Она направлена не только на преобразования в настоящем, но и на долгосрочные решения в различных сферах общества. Дизайн способен решать экологические, социальные, экономические, политические и иные проблемы. Эта профессия многогранна. Дизайнер, по сути – это инженер, работающий с визуальной составляющей предмета, его свойствами и назначением. Посредством работы он воздействует не только на общеудобные параметры товара, но и на психологию его потребителей. От уровня дизайна зависит общее качество жизни населения страны. Именно поэтому государству нужно увеличить обороты исследований в данном направлении, сделать обучение более ориентированным на будущее.

Во-вторых, система образования должна быть ориентирована на личность учащегося, помогать ему раскрыть свой творческий потенциал. Речь идет о внедрении непрерывного образования. Еще довольно распространена уравнивающая учебная система, целью которой является «внедрить» знания, а не развить способность их добывать. Студент профильного учебного заведения в первую очередь должен научиться учиться, чтобы, как было ранее отмечено, уметь владеть полученными данными и самостоятельно дополнять их. О модели непрерывного образования заговорили еще в конце 1920-х гг. в США и Великобритании. Как отмечает профессор М.В. Панкина в своей статье: «Цель непрерывного образования – готовить людей к постоянно изменяющимся условиям экономики и развития общества, изменениям своего социального положения; предоставлять возможность повышения квалификации на всех ступенях системы образования либо расширения своих компетенций, освоения новой специальности или саморазвития; повышать конкурентоспособность людей на рынке труда…» [4]. Также методы решения сложившейся проблемы, которые она описывает, вполне пригодны в качестве ориентира на пути улучшения сложившейся ситуации. Таким образом, нужно отметить, что процесс непрерывного образования не имеет временных границ и должен продолжаться на протяжении всей жизни человека. Задача профессионального образования – вдохновить и замотивировать студентов и таким путем создать условия для реализации данного вида обучения.

Отсюда вытекает третья проблема – мотивированности учащихся, построенной на интересе к изучаемой сфере деятельности. Данная тема довольно актуальна во всех областях и направлениях образования. Суть интереса довольно ярко выражена в цитате великого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци: «Вот истина, подтверждающаяся при всех обстоятельствах: действенно, истинно и природосообразно формированию человека способствует лишь то, что захватывает человека, воздействуя на силы его природы во всей их совокупности, то есть на сердце, ум и руку» [5]. Действительно, неподдельный интерес к изучаемой сфере – это некий двигатель, благодаря которому обучающиеся готовы самостоятельно погружаться в интересующую их сферу. В контексте данной проблемы также можно оспорить устоявшееся среди студентов выражение «Лень – двигатель прогресса». В ретроспективе данной фразы лежит цитата Тэффи из рассказа «Лень». Бесспорно, благодаря этому явлению было разработано много предметов, облегчающих нашу жизнь, но вместе с этим можно отметить, что ленивый человек, достигая поставленной цели, теряет всяческую потребность связи с ней, а человек, действительно мотивированный именно любопытством и интересом к рассматриваемой им сфере, безгранично готов к познавательной деятельности избранного им предмета или явления. Немецкий психолог И.Ф. Гербарт в начале XIX в. заслуженно присвоил проблеме интереса педагогической характер [6]. Действительно, в профильных учебных заведениях преподаватели способны оказывать большое влияние на становление интереса к изучаемым предметам у учащихся. А где есть осознанный интерес, там имеется и мотивация к обучению и самосовершенствованию. Но, чтобы вызвать у студента желание погрузиться в изучение определенной сферы, необходимы квалифицированные педагоги, которые смогут увлечь обучающегося. О подготовке специалистов сферы образования довольно корректно рассуждает А.Ю. Азимова. Она выделяет основные качества, которыми должен владеть педагог в нашей рассматриваемой теоретической модернизированной модели: владеть креативным мышлением, обладать способностью заинтересовать учащихся, уметь оценить профессиональную деятельность, иметь индивидуальные черты характера (трудолюбие, ответственность) [7, 8, 9]. Дизайнер – это одна из тех профессий, где творческий темперамент играет очень большую роль в становлении профессионала, поэтому у преподавателей данной и смежных сфер, помимо определенных компетенциями знаний, первое качество должно быть особенно развитым. Также к рассматриваемым навыкам стоит добавить естественную любовь к преподавательской деятельности. Педагогу, в первую очередь, работа должна приносить удовольствие, не быть для него «каторгой», только тогда возможно в полной мере получение им описанных выше качеств. Таким образом, можно подытожить, что преподаватель должен уметь правильно и грамотно (с педагогической точки зрения) замотивировать учащихся на качественное усвоение образовательного материала, вдохновлять их на дальнейшее изучение профильной информации, чтобы каждое новое знание, полученное в процессе обучения, увеличивало интерес к продолжению изучения материала по рассматриваемому предмету или явлению уже вне заявленных вузом количества учебных часов.

Далее можно перейти к уже затронутой выше теме мотивации педагога к продолжению своего профессионального обучения, повышению квалификации, стремлению помочь своим «подопечным» найти свое место в мире – как с точки зрения выбранной профессии, так и с точки зрения их общего миросозерцания. Профессиональное мастерство – это результат довольно продолжительной трудовой практики и работы над собой, над своими знаниями и личностью в целом. Преподаватель должен непрерывно учиться, чтобы уровень его квалифицированной информированности и навыков были вровень с потребностями современных реалий [10]. Но, к сожалению, почти во всех регионах нашей страны у педагогов существует проблема с мотивацией. Она строится на довольно высоких требованиях к работнику сферы образования, без достойного, в большинстве случаев, поощрения его трудовой деятельности. В данном случае речь идет об оплате труда. Заработная плата педагогов не успевает изменяться вслед за быстро меняющимися экономическими условиями, поэтому она не сопоставима с нынешними доходами дизайнеров. Данная проблема также связана и с преемственностью образования. Ввиду заработной платы, не сопоставимой с затраченными на работу ресурсами, большое количество выпускников вузов не стремятся к преподавательской деятельности. Данная проблема, в свою очередь, отражается на нехватке квалифицированных кадров в сфере образования в высших учебных заведениях. Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, при которой создается нехватка преподавателей на определенных обучающих программах, образовательные учреждения вынуждены либо брать на работу менее квалифицированных специалистов, либо увеличивать количество рабочих часов работникам. Последнее нередко негативным образом отражается на жизненных показателях кадров. Ментальное и физическое здоровье очень важны, так как от них зависит работоспособность человека, что впоследствии сказывается и на качестве предполагаемого разработанного педагогом конечного образовательного продукта [11]. Получается некий замкнутый круг, который помогут привести в порядок только масштабные реформы в сфере педагогики. А именно в первую очередь нуждается в пересмотре заработная плата преподавателей. Возможно, также стоит рассмотреть введение для них дополнительных стимулирующих социальных льгот. Более пристальное внимание стоит уделять и квалификации специалистов, а именно созданию большего количества государственных учреждений, помогающих педагогам перенять знания и опыт поколений – как русский, так и зарубежный. Сфера педагогики, как правило, построена на информации, приобретенной от предшественников, т.е. оригинальной в ней является именно логика построения полученного материала. Чтобы на достойном уровне овладеть профессиональными навыками преподавания, педагогу необходимо повышение квалификации в виде мастер-классов. Методика проведения последних не имеет каких-то четких рамок и нормативов. Раскрывая терминологию мастер-класса, можно сказать, что это некий семинар, проводимый экспертами в рассматриваемой области, направленный непосредственно на обмен опытом со всеми его участниками.

Стоит также учесть, что в каждом направлении педагогики есть свои нюансы. Такое специфичное направление, как дизайн, требует дополнительных знаний и умений для преподавателей, которым нужно своеобразным образом преподносить нестандартный материал. На мастер-классах преподаватели определенных направлений могут непосредственно обмениваться опытом преподавания, оказывать друг другу поддержку и помощь. Это будет наилучшим образом сказываться на качестве преподнесения обучающего материала студентам профильных учебных заведений.

Следующей, четвертой проблемой дизайн-образования можно выделить нехватку качественной профессиональной практики у студентов профильных образовательных заведений. Учебных и производственных практик не хватает для полного понимания производственных процессов, так как на данный момент отсутствуют государственные учреждения в дизайнерской сфере [12]. Частные компании не всегда готовы работать со студентами, поэтому учащиеся часто находят места для практической деятельности только через личные связи с преподавателями либо вне учебного заведения. В последнем случае студентам не всегда удается устроиться на практику в благополучную фирму. Практическая деятельность очень важна для учащихся, так как при прохождении практики они попадают в проектные условия, в которых получают более полное понимание о рабочей среде и необходимых навыках [13]. Нередко после окончания профильного учебного заведения студентов трудоустраивают на фирме, которая способствовала практической деятельности будущего специалиста. Как можно заметить, прохождение хорошей практики благоприятно сказывается на знаниях будущих кадров и их дальнейшем профессиональном пути. Государственные реформы в данном направлении должны поспособствовать беспроблемному и быстрому нахождению учащимися хорошего места для практической деятельности. В дальнейшем это отразится не только на отдельных кадрах, но и на трудовом рынке в целом.

Также стоит рассмотреть общую для всех профессиональных направлений проблему в сфере образования – это воспитание этики, норм поведения и культуры у учащихся профильных учебных заведений как внутри образовательного процесса, так и в послевузовских производственных условиях. При устройстве на работу не многие начинающие специалисты знают, как себя вести, как преподнести потенциальному работодателю свои навыки с учетом отсутствия трудового стажа и часто небольшого портфолио. При приеме на рабочее место работодатели не только обращают внимание на вузовские знания, умения и опыт собеседуемого, но и рассматривают его с точки зрения личности, которой вследствие трудовых моментов нужно будет осваиваться в сложившемся рабочем коллективе. От общего впечатления, складывающегося в первые минуты общения, зависит многое [14]. Одежда, манера речи, тактичность, вежливость и эрудированность составляют общий имидж человека. Он также может непосредственно отразиться на решении работодателя о принятии на работу. Несомненно, сам трудовой дресс-код регулируется корпоративной культурой, и часто у дизайнеров разрешен «свободный стиль». Но, к сожалению, некоторые начинающие специалисты не видят его рамки и воспринимают слишком буквально. Это иногда приводит к неприятным последствиям в карьере. Введение предполагаемой дисциплины должно решить проблему «воспитания имиджа» у студентов, привить предрасположенность к соблюдению норм корпоративной этики и общей культуры взаимодействия с окружающими. Также наряду с этим стоит в данное образовательное направление включить темы юридического характера, которые будут знакомить обучающихся с основными положениями Трудового кодекса Российской Федерации, на которые нужно обратить пристальное внимание. Как показала практика, многие начинающие специалисты не знают своих трудовых прав, но ввиду того, что не все компании являются благополучными, случаются происшествия, при которых недобросовестные работодатели пользуются этим самым незнанием прав отнюдь не во благо начинающего специалиста. Бесспорно, каждый год появляются новые законы, старые переписываются и дополняются, но данная дисциплина поможет привить обучающимся осознанное стремление быть в курсе реформ, с которыми им предстоит сталкиваться на протяжении всего профессионального пути.

Выводы. На основе рассмотренных проблем можно сделать обобщенный вывод, что сегодняшнее российское образование, в частности дизайн-образование, нуждается в модернизации и сильной государственной поддержке. Профессиональное образование влияет на все сферы общества. Рассмотренные проблемы взаимосвязаны между собой и оказывают в цепочке воздействие на все государство в целом.

Таким образом, предлагаем такие пути решения сложившейся ситуации в образовании дизайнеров, как: развитие исследовательского направления, ориентированного на будущее; внедрение непрерывного дизайн-образования, направленного на личность обучающегося; повышение заинтересованности педагогов за счет улучшения их экономического благосостояния (увеличения зарплаты, введения льгот) и создание государственных учреждений, способствующих получению необходимых знаний для квалификации преподавателей; введение государственных программ и учреждений, помогающих студентам найти хорошее место для прохождения практики; реализация новых дисциплин по культурно-этическому воспитанию и юридической трудовой грамотности. Размышляя о дизайн-образовании сегодня, нужно отметить, что данная сфера многогранна и от ее качества зависит уровень жизни всей страны. Предложенные решения проблем, в теории, должны разрешить сложившуюся ситуацию. Только при правильном, продуманном и структурированном подходе к реформам в данной области возможно добиться высоких показателей качества знаний у дизайнеров.


Библиографическая ссылка

Барышева М.Э., Марченко М.Н. ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31723 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674