Современный человек постоянно задумывается о своем здоровье. Качество жизни городского жителя непосредственно зависит от его активности и стремления к сохранению здорового образа жизни. Сфера спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг может рассматриваться как часть социально значимой инфраструктуры современного города и региона.
Рынок спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг – один из самых быстрорастущих. Сегодня широко используются разнообразные направления физической культуры, нацеленные на оздоровление организма и поддержание физической формы у потребителей разных групп. Фитнес-индустрия имеет высокий потенциал развития на территории Псковской области. С каждым годом появляются все новые направления фитнеса, набирающие невероятную популярность.
Следует отметить, что важнейшей тенденцией развития рынка услуг является синтез разнообразных форм физической культуры, связанный с поиском наиболее конкурентных вариантов в условиях многообразия потребностей и возможностей выбора конкретного предложения на рынке спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.
Одним из современных направлений фитнес-индустрии является воздушная атлетика – неолимпийский развивающийся вид спорта, включающий следующие дисциплины: «спорт на пилоне», «воздушные полотна», «воздушное кольцо» – и другие дисциплины, объединенные общей системой подготовки атлетов, правил проведения турниров и судейства [1].
«Спорт на пилоне» – одна из наиболее спорных и зрелищных дисциплин воздушной атлетики, в которой атлет выступает под музыкальное сопровождение на спортивном снаряде – пилоне [2].
Согласно одной из версий, спорт на пилоне берет свое начало в XII в. в древнеиндийской практике занятий маллакхамб. Маллакхамб – зрелищный национальный вид спорта Индии. В переводе слово делится на две составляющие, это «мала» – «спортсмен» и «кхамб» – «шест». Маллакхамб – это выполнение гимнастических поз и трюков, в основном из йоги, на шесте, деревянном столбе или веревке. Современную форму этот спорт приобрел примерно в XIX в. [3]. Маллакхамб имеет большое количество разновидностей, он как висячий, так и неподвижный. Самым близким из самых популярных видов спорта в мире считается пилон. Индийская армия до сих пор проводит занятия по этому виду спорта.
Сегодня спорт на пилоне является самостоятельной дисциплиной воздушной атлетики, который также развивается и как вид спорта, предполагающий стандартизированную систему судейства на основе единых требований к набору гимнастических упражнений и элементов, которые выполняются спортсменами в форме единой композиции под музыку. Все выступления по дисциплине спорта на пилоне оцениваются судейскими бригадами, состоящими из сертифицированных судей. Требования к снаряду, костюму участника и программе выступления по дисциплине регламентированы и описаны в правилах чемпионатов воздушной атлетики ФВАР.
ФВАР – Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация по развитию воздушной атлетики «Федерация воздушной атлетики России». ФВАР создана в 2012 г., занимается развитием и популяризацией на территории РФ нового вида спорта – «воздушная атлетика» [4].
Дисциплины воздушной атлетики пользуются популярностью и спросом, условно их можно разделить на три направления: спортивное, любительское и профессиональное. Физическая культура является основой данного спортивного направления, которое позволило сформировать самостоятельный рынок спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей с учетом уровня физической подготовки и базовых двигательных умений и навыков.
Сегментирование рынка как процесс выделения групп потребителей, которые предъявляют к продукту (товару или услуге) идентичные или схожие требования, позволяет сформировать такую стратегию маркетинга, которая позволяла бы использовать потенциал продукта, цены, рекламы и потребителя максимально плодотворно для развития конкретной организации и регионального рынка спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг в целом.
Специфика вида спорта и физической активности, очевидно, является определяющей для сегментации рынка спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг. Поэтому проведение сегментации регионального рынка услуг воздушной атлетики необходимо осуществлять с учетом выявленной специфики продукта и потребителя.
Цель исследования – проанализировать региональный рынок услуг воздушной атлетики и описать схему сегментации на основе теоретически разработанного подхода.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели применялись следующие методы:
1) анализ открытых источников информации о состоянии регионального рынка услуг воздушной атлетики Псковской области и г. Великие Луки;
2) опрос жителей города Великие Луки с целью изучения портрета потенциального потребителя спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг на основе направлений воздушной атлетики, в котором приняли участие 158 респондентов на основе случайной выборки.
Для проведения сегментации было проанализировано текущее состояние рынка услуг воздушной атлетики Псковской области и г. Великие Луки.
Результаты исследования и их обсуждение
В Псковской области свою деятельность по оказанию спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг воздушной акробатики осуществляют несколько танцевальных школ/студий:
1) Академия спорта на пилоне и воздушной акробатики «LM & Girls» (г. Псков, г. Великие Луки, г. Себеж);
2) Школа танца Ивана Жидкова (г. Псков); Центр акробатики «I fly studio» (г. Псков);
3) «Pole Dance Cats» (г. Псков);
4) «Luki fit & dance» Великие Луки (г. Великие Луки).
Полный перечень предоставляемых услуг в этих школах/студиях представлен в таблице 1 [5-7].
Таблица 1
Направления занятий школ/студий воздушной атлетики Псковской области
Школы воздушной атлетики |
Перечень услуг воздушной атлетики |
Академия спорта на пилоне и воздушной акробатики «LM & Girls» (г. Псков) |
Воздушное кольцо (дети, подростки, взрослые) – работа на специальном снаряде, позволяющая развивать гибкость и координацию; «Lady Dance» – программы тренировок на пилоне для снижения веса и поддержания формы; «Exotic Dance» – программы тренировок на пилоне на основе освоения разнообразных приемов; «Pole Dance» (дети, подростки, взрослые) – базовые программы с использованием пилона |
Академия спорта на пилоне и воздушной акробатики «LM & Girls» (г. Великие Луки) |
Воздушное кольцо (дети, подростки, взрослые); «Exotic Dance»; «Lady Dance»; «Pole Dance» (дети, подростки, взрослые) |
Судия танца и воздушной акробатики «LM & Girls» (г. Себеж) |
«Pole Dance» (дети, подростки, взрослые)
|
Школа танца Ивана Жидкова (г. Псков) |
Танец на пилоне |
Центр акробатики «I fly studio» (г. Псков) |
Воздушное кольцо (дети, подростки, взрослые); «Pole Dance» (дети, подростки, взрослые); Воздушные полотна (дети, подростки, взрослые) |
«Pole Dance Studio Cats» (г. Псков)
|
«Pole Dance» (дети, подростки, взрослые); «Exotic Dance» |
«Luki fit & dance» Велики Луки (г. Великие Луки) |
«Pole Dance» (подростки, взрослые); «Lady dance» |
Описание услуг школ/студий танцев и воздушной акробатики Псковской области выявило, что наибольший ассортимент услуг представлен в Академии спорта на пилоне и воздушной акробатики «LM & Girls» в г. Пскове и г. Великие Луки.
Данная школа является самой популярной и наиболее посещаемой в этих городах. Направление «воздушные полотна» представлено только в двух школах воздушной атлетики: Центре акробатики «I fly studio» (г. Псков) и Академии спорта на пилоне и воздушной акробатики «LM & Girls» (г. Псков).
Базовым элементом маркетингового подхода к построению и предоставлению услуги является сегментация рынка с последующей возможностью сформировать наиболее конкурентное предложение, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей конкретной целевой группы.
Опрос показал в целом позитивное отношение и достаточную осведомленность горожан: 86% опрошенных знают о таком направлении воздушной атлетики, как воздушные полотна; 77% хотели бы видеть данное направление на рынке услуг города; 77% посетили бы занятие; причины отказа от посещения занятий следующие: неинтересно (50%), нет финансовой возможности посещать более одного направления (29%), недостаточная физическая подготовка (21%).
Анализ результатов опроса позволил также сегментировать рынок г. Великие Луки по стандартным критериям (табл. 2), при этом появилась необходимость видоизменить схему сегментации, предложенную И.А. Белоусовой, и К.О. Боровых [8] исходя из специфики занятий различными направлениями воздушной атлетики.
Таблица 2
Сегментирование рынка физкультурно-оздоровительных услуг по воздушной атлетике
Критерии сегментирования
|
Сегмент |
Пол |
Мужчины/Женщины |
Возраст |
С 6 до 10 лет – дети; с 11 до 17 лет – подростки; с 18 до 25 лет – молодежь; с 26 до 35 лет – взрослая молодежь |
Доход |
Низкий – до 12000 рублей в месяц; средний – от 12000 до 30000 рублей в месяц; высокий – свыше 30000 рублей в месяц. По результатам анализа прайс-листов танцевальных школ доход потребителей должен соответствовать категории «средний», поскольку средняя цена абонемента на 8 тренировок составляет 2000 – 2 500 рублей |
Статус клиента |
«Новичок» – не занимался ранее; «любитель» – ранее занимался, имеет базовую подготовку; «профессионал» – занимается на постоянной основе |
Цель потребления услуг |
«Новичок»: познакомиться с базовыми элементами воздушной атлетики. «Любитель»: сформировать красоту своего тела, получить положительные эмоции и впечатления, отдохнуть от повседневной рутинной деятельности. «Профессионал»: развить свои навыки, культуру своего тела до уровня профессионального спортсмена и реализовать себя через участие в профессиональных конкурсах и чемпионатах разного масштаба |
Стиль жизни |
Пассивный: стремление к комфорту и размеренному распорядку дня, пассивные виды досуга. Активный: стремление к движению, оживленному образу жизни развитию, к абсолютному исключению размеренного распорядка дня, в свободное время потребители стараются занять себя разными видами деятельности, включая акробатические направления |
Предложенная схема сегментации позволяет сочетать стандартные признаки потребителей: пол, возраст, уровень дохода – со спецификой конкретных целей и потребностей занятий различными направлениями воздушной атлетики. Подобный комплексный поход дает возможность формировать программу занятий, максимально полно учитывая потребности конкретной группы потребителей. Кроме того, возможно поэтапное, пошаговое построение программы занятий с постепенным усложнением программы и отдельных видов гимнастических упражнений.
Так, для «новичков» основной целью на занятиях станут: развитие физических качеств, физической подготовленности, формирование базовых навыков работы на снаряде и получение теоретических знаний по организации и структуре тренировочных занятий.
Для работы с клиентами, освоившими базовой курс по воздушной атлетике, необходимо сформировать индивидуальное предложение на основе предпочтений, выявленных на первом этапе обучения. Так клиент-«любитель» получит возможность более глубокого освоения снаряда и комплекса конкретных упражнений с целью совершенствования полученных ранее двигательных умений и навыков.
Клиент-«профессионал» рассматривает воздушную атлетику как спорт, а целью тренировок становится подготовка спортивных программ к соревнованиям под руководством профессионального тренера на основе индивидуального плана тренировок и плана соревнований.
Более того, формирование программы занятий на основе статуса клиента: «новичок», «любитель» и «профессионал» – позволяет структурировать программу занятий и сформировать индивидуальный трек обучения с учетом базовых возможностей и уровня подготовки клиента. Все вышеперечисленное позволит организации – производителю спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг существенно увеличить конкурентоспособность и создать условия для расширения рынка. У потребителя появится возможность выбора услуги в соответствии с его возможностями и состоянием здоровья.
Выводы
Рынок услуг воздушной атлетики города и области представлен семью организациями. При этом только в Академии спорта на пилоне и воздушной акробатики «LM & Girls» в г. Пскове и г. Великие Луки предлагается достаточно разнообразный ассортимент услуг, остальные организации рассматривают данный вид деятельности как дополнительный.
В результате опроса установлено, что жители города заинтересованы в данном виде спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Данные опроса позволили сегментировать региональный рынок на основе универсального теоретического подхода. Предложенная сегментация рынка позволяет сформировать несколько корпоративных стратегий маркетинга в зависимости от выбора производителем услуг конкретного целевого сегмента или сегментов.
Полный охват рынка способствует формированию широкого ассортимента услуг для всех выявленных групп потребителей. Данная стратегия предполагает развитие широкого ассортимента услуг с целью удовлетворения максимального числа потребителей, продукт максимально усреднен для охвата всех доступных клиентов. Цены доступные, обязательны наличие пробных занятий, реклама в региональных СМИ, работа в группах с максимальной наполняемостью, статус клиента – «новичок». Воздушная атлетика – лишь часть ассортимента фитнес-тренировок.
Дифференцированный маркетинг – формирование ассортимента на основе нескольких целевых сегментов (например, по статусу клиента). В данном случае речь идет о формировании ассортимента на основе направлений и снарядов воздушной атлетики. Цены выше среднего. Высокий уровень подготовки тренеров. Работа в малых группах или индивидуально. Реклама в региональных СМИ, наружная реклама. Статус клиента – «новичок», «любитель» или «профессионал».
Узкая специализация – фокусировка усилий на одном из сегментов рынка воздушной атлетики, например женщины в возрасте от 18 до 25 лет со средним уровнем дохода, ведущие активный образ жизни и желающие познакомиться с базовыми элементами воздушной атлетики. Распространение информации происходит через бытовые каналы и специализированные сайты, форумы и сообщества в Интернете. Именно этот сегмент является наиболее массовым на исследуемом рынке, а его параметры позволят производителю спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг сформировать продукт, наиболее полно сочетающий в себе освоение базовых навыков воздушной атлетики с поддержанием активного образа жизни в условиях современного города.
Библиографическая ссылка
Степанов А.А., Смирнова Е.Ю. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА СПОРТИВНЫХ И ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК БАЗОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31711 (дата обращения: 07.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31711