В настоящее время большой популярностью среди различных видов спорта получают единоборства, включая тхэквондо, которым в различных странах занимаются около 50 млн человек. Такая популярность связана с большими возможностями этого спорта для повышения уровня физического и соматического здоровья, функциональных показателей организма людей всех возрастов и телосложения [1, 2]. Включение этого вида спорта в Олимпийские игры значительно повысило его престижность. В спортивной деятельности человека особую важность приобретают научные исследования среди молодых спортсменов в связи с ранней спортивной специализацией, усложнением физической, технико-тактической и психологической подготовки [3]. Представляет научно-практический интерес поиск новых педагогических технологий и методик тренировок, направленных на быстрое развитие и совершенствование определенных физических показателей спортсменов.
Одной из педагогических технологий может выступать батутно-акробатическая подготовка, которая направлена на всестороннее развитие и формирование важных для данного вида спорта физических качеств спортсмена. Элементы такой подготовки могут быть использованы в учебно-тренировочных занятиях как средство, повышающее координационно-двигательные способности спортсменов. В научных исследованиях представлены материалы, в которых указывается на более высокую скорость перестроения к двигательному действию, способность к сохранению равновесия и координации детей дошкольного возраста, занимающихся прыжками на батуте, по сравнению с детьми, не использующими это средство физического воспитания [4]. Тестирование способности спортсмена ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие и согласованность движений показало более высокую эффективность у лиц, которые используют батутно-акробатическую подготовку [5], что подтверждено в наблюдениях за юными волейболистками [6] и конькобежцами 9–10 лет [7].
Из литературных источников известно, что начальная спортивная подготовка должна иметь элементы батутно-акробатической подготовки, которая развивает координационные, физические и технические качества юных спортсменов [8].
Прыжковые упражнения на батуте обеспечивают равномерную физическую нагрузку, способствуют наращиванию мышечной массы, развивают вестибулярный аппарат, проприоцептивные качества и моторику конечностей [9]. Использование батута развивает дыхательную мускулатуру и увеличивает жизненную емкость легких, улучшает функциональные характеристики сердечно-сосудистой системы, способствует позитивному психологическому и эмоциональному состоянию человека.
Несмотря на имеющийся научный материал об использовании батутно-акробатической подготовки спортсменов в различных видах спорта, в литературе имеется недостаточно данных о применении этого вида подготовки в тренировочном процессе начинающих спортсменов в возрасте 6–7 лет, занимающихся тхэквондо, в связи с чем изучение данного вопроса является актуальным.
Цель исследования – разработать и дать оценку методике использования батутно-акробатических упражнений в учебно-тренировочных занятиях мальчиков 6–7 лет, занимающихся тхэквондо, для повышения уровня технической подготовленности.
Материал и методы исследования
На базе детской спортивной школы г. Иркутска (Сибирский федеральный округ) проводился педагогический эксперимент в течение учебного года (с сентября 2019 г. по май 2020 г.). В исследовании участвовали 24 мальчика в возрасте 6–7 лет с начальным уровнем физической подготовки, которые были разделены на две группы по 12 детей в каждой: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). Учебно-тренировочные занятия проводились 3 раза в неделю продолжительностью 45 минут, согласно программе по тхэквондо (ВТФ) Федерального стандарта спортивной подготовки по тхэквондо [10]. В ЭГ 2 занятия в неделю проводились по традиционной программе тхэквондо и 1 занятие было полностью посвящено батутно-акробатической подготовке согласно программе спортивной подготовки «Прыжки на батуте, акробатической дорожке и двойном мини-трампе» [11].
Батутно-акробатическая подготовка в ЭГ проводилась в 3 этапа и включала теоретический, практический и контрольный разделы.
На первом этапе (сентябрь 2019 г.) проводились теоретическая подготовка, разучивание элементарных упражнений батутно-акробатического комплекса и рубежное тестирование батутно-акробатической и технической подготовленности спортсменов.
Второй этап эксперимента (октябрь 2020 г.) включал разучивание комплекса базовых батутных и акробатических упражнений.
На третьем этапе (ноябрь 2019 г. – май 2020 г.) программа занятия предусматривала совместное выполнение на батуте акробатических связок и базовых упражнений.
В обеих группах содержание подготовительной части тренировочного занятия (15–20% от общего времени занятия) предусматривало объяснение задач занятия и подготовку организма обучающихся к выполнению физических нагрузок. Для развития основных двигательных качеств спортсменов использовались строевые, общеразвивающие упражнения с предметами и без них, разные виды ходьбы, бега, подготовительные прыжковые упражнения с имитацией техники ударов ногами и руками в тхэквондо.
Основная часть двухнедельных занятий в ЭГ и КГ проводилась согласно программе по тхэквондо (ВТФ). В ЭГ вся основная часть третьего занятия в неделю (70% от общего времени занятия) проводилась методом круговой тренировки с акцентом на изучение или совершенствование техники упражнений малой акробатики, прыжков на батуте, мини-трампе, акробатической дорожке. Продолжительность выполнения батутно-акробатических упражнений составляла 5–7 минут. Для повышения эмоционального фона тренировочных занятий и закрепления двигательных умений и навыков в конце основной части тренировки проводились подвижные игры и эстафеты на батуте.
Для решения задач заключительной части третьего занятия (10% от общего времени занятия) в экспериментальной группе применялись средства из разделов общей и специальной физической подготовки программы спортивной подготовки по тхэквондо.
До и после педагогического эксперимента проводили рубежный контроль (в баллах, от 0 до 9) техники выполнения батутно-акробатических упражнений с использованием тестов: «кувырок вперед», «кувырок назад», «мост», «шпагат продольный», «шпагат поперечный», «поднимание в висе прямых ног до угла 1100» (кол-во непрерывно выполненных элементов), «прыжки на батуте с движением рук, прыжки в группировке, складке, складке ноги врозь, повороты на 360°, прыжок на живот из седа, прыжок на спину, прыжок из седа с поворотом на 180° в сед». Техническую подготовку тхэквондо оценивали с помощью общепринятых тестов, используемых в этом виде спорта. Это прямые и круговые удары руками и ногами в различные уровни.
Согласие родителей на проведение обследования детей получено. Использовали общепринятые статистические методы исследования. Применяли пакет прикладных программ Statistica 6.1 для Windows.
Результаты исследования и их обсуждение
В начале педагогического эксперимента уровень батутно-акробатической подготовленности мальчиков-тхэквондистов 7 лет в контрольной и экспериментальной группах был примерно одинаковый (табл. 1). В конце эксперимента достоверное улучшение значений показателей регистрируется в трех тестах у спортсменов КГ и во всех тестах у мальчиков ЭГ (табл. 1), р <0,05.
Таблица 1
Техника выполнения батутно-акробатических упражнений мальчиков в начале и конце эксперимента (М±m) в баллах
Тесты |
КГ (n=12) |
ЭГ (n=12) |
|||
В начале эксперимента |
После эксперимента |
В начале эксперимента |
После эксперимента |
||
Акробатика |
|||||
Кувырок
|
1. Вперед |
4,3±0,14 |
4,8±0,73 |
4,2±0,23 |
5,6±1,12 * |
2. Назад |
4,0±0,78 |
4,5±0,17 |
4,0±0,32 |
5,5±1,09 * |
|
3. «Мост» |
4,5±0,34 |
4,9±0,89 |
4,4±0,14 |
5,7±1,15 * |
|
Шпагат
|
4. Продольный |
4,0±0,89 |
4,4±0,98 |
4,0±0,11 |
5,4±1,13 * |
5. Поперечный |
2,5±0,23 |
3,6±0,76 * |
2,3±0,19 |
4,0±1,11 * |
|
6. Поднимание в висе прямых ног до угла 1100 (кол-во непрерывно выполненных элементов) |
1,3±0,12 |
2,2±0,43 * |
1,3±0,15 |
3,0±1,28 * |
|
Батут |
|||||
1. Прыжки на батуте с движением рук, в группировке, складке, складке ноги врозь, повороты на 360°, прыжок на живот из седа, прыжок на спину, прыжок из седа с поворотом на 180° в сед |
1,5±0,12 |
3,3±0,45 * |
1,2±0,64 |
3,7±1,55 * |
Примечание. * – достоверность разницы между значениями показателей до и после эксперимента, р<0,05
Значения прироста показателей техники выполнения батутно-акробатических упражнений мальчиков КГ и ЭГ в конце эксперимента показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Годовой прирост значений показателей техники выполнения батутно-акробатических упражнений у мальчиков КГ и ЭГ в конце эксперимента
Как видно из рисунка 1, в обеих наблюдаемых группах мальчиков зарегистрирован прирост значений показателей техники выполнения батутно-акробатических упражнений в конце эксперимента. Во всех тестовых испытаниях прирост показателей у мальчиков ЭГ оказался выше по сравнению с результатами мальчиков КГ. В качестве примера приводим значения показателей в двух тестовых батутно-акробатических упражнениях («мост» и «шпагат поперечный») у мальчиков КГ и ЭГ (табл. 2).
Таблица 2
Значения показателей техники выполнения батутно-акробатических упражнений «мост», «шпагат» мальчиков КГ и ЭГ в конце наблюдения (М±m)
Тесты |
КГ (n=12) |
ЭГ (n=12) |
р |
1. Мост (расстояния от стоп до пальцев рук при фиксации не менее 5 сек), см |
44,2±3,61 |
35,3±3,35 |
<0,05 |
2. Шпагат поперечный (расстояние от бедер до пола), см |
22,5±2,29 |
16,4±2,31 |
<0,05 |
Установлено, что у спортсменов ЭГ значение показателя в тесте «мост» лучше на 20,1% по сравнению с мальчиками КГ (35,3±3,35 и 44,2±3,61 см соответственно), р<0,05. В тестовом упражнении «шпагат поперечный» результат у мальчиков ЭГ был лучше на 37,2% по сравнению с мальчиками КГ (16,4±2,31 и 22,5±2,29 см соответственно), р<0,05.
Использование в тренировочном макроцикле батутно-акробатической подготовки позволило улучшить техническую подготовку спортсменов тхэквондо (табл. 3).
Таблица 3
Значения показателей технической подготовленности тхэквондо мальчиков КГ и ЭГ в начале и конце эксперимента (М±m), в баллах
Контрольные упражнения |
Контрольная группа (n=12) |
Экспериментальная группа (n=12) |
|||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
||
Прямой удар |
1. Ногой в верхний уровень |
3,3±0,67 |
5,25±1,54 |
3,2±0,33 |
6,36±2,48* |
2. Рукой в три уровня |
3,2±0,56 |
5,31±1,38* |
3,4±0,65 |
6,68±1,23* |
|
3. Круговой удар ногой в верхний уровень |
3,5±0,89 |
5,21±1,42 |
3,3±0,43 |
6,12±2,17* |
|
4. Прямой удар рукой и ногой в средний уровень + Круговой удар ногой в средний уровень |
3,2±0,48 |
5,21±1,27* |
3,2±0,52 |
6,76±0,75* |
Примечание. * – достоверность разницы между значениями показателей до и после эксперимента, р<0,05
В начале эксперимента не установлено различий в технической подготовке мальчиков КГ и ЭГ, занимающихся тхэквондо, р>0,05. В конце эксперимента установлен прирост технической подготовленности у всех мальчиков. В КГ мальчиков зарегистрировано достоверное увеличение показателей технической подготовки в двух тестах: № 3 и № 4, р<0,05. У спортсменов ЭГ установлено увеличение значений показателей технической подготовленности в тхэквондо во всех четырех тестах (№ 1, № 2, № 3, № 4), р<0,05. Установленный нами значительный прирост значений показателей технической подготовленности юных спортсменов, занимающихся тхэквондо, согласуется с результатами исследований других авторов [9].
Прирост значений технической подготовленности в тхэквондо в конце эксперимента у мальчиков КГ и ЭГ представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Годовой прирост технической подготовленности в тхэквондо в конце эксперимента у мальчиков КГ и ЭГ
Из рисунка 2 видно, что у мальчиков ЭГ прирост значений показателей технической подготовленности за год тренировки с батутно-акробатической подготовкой выше, чем у спортсменов КГ.
Полученные нами данные свидетельствуют об эффективности использования батутно-акробатической подготовки в тренировочном процессе тхэквондо для повышения технических способностей мальчиков 6–7 лет. Это согласуется с результатами наблюдения других авторов за подготовкой спортсменов тхэквондо в возрасте 10–11 лет (Volkova, Volkov, 2020). Полагаем, что освоение прыжков на батуте в 6–7 лет необходимо начинать с освоения упражнений, направленных на адаптацию детей к условиям упругой опоры. Затем следует переходить на упражнения, способствующие выработке узконаправленных физических качеств и умений, необходимых для овладения элементами со сложными вращениями.
Выводы
Предложенный нами экспериментальный комплекс батутно-акробатической подготовки спортсменов тхэквондо предусматривает выполнение упражнений с преодолением веса собственного тела; упражнений, направленных на развитие гибкости; на развитие координационных способностей; таких упражнений, как перевороты, стойки, бег на батуте, мост из положения лежа, стоя, привычные упражнения из непривычных положений, прыжки с передачей и ловлей предметов (мяча), прыжки с продвижением вперед, назад с выполнением заданий различного характера и др.; упражнения в равновесии.
Заключительное тестирование, показало, что прирост значений показателей батутно-акробатической и технической подготовленности в тхэквондо мальчиков ЭГ достоверно выше, чем у спортсменов КГ, которые занимались по традиционной методике подготовки. Использование в тренировочном процессе тхэквондо упражнений на упругой опоре оказалось эффективным. Это достоверно подтверждается увеличением балльной оценки выполнения технических приемов у мальчиков ЭГ.
Предложенная и апробированная нами методика подготовки юных тхэквондистов в возрасте 6–7 лет с использованием комплекса батутно-акробатических упражнений расширяет список существующих педагогических методов и средств, применяемых в тренировочном процессе.
Библиографическая ссылка
Романова Е.В., Колокольцев М.М., Ворожейкин А.В., Челядинов В.В., Антипин Ю.А., Владимиров М.Б. БАТУТНО-АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МАЛЬЧИКОВ 6-7 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31708 (дата обращения: 09.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31708