Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ «Я - БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

Быстрицкая Е.В. 1 Бурханова И.Ю. 1 Иванова С.С. 1
1 Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининский университет)
В данной статье рассматривается проблема включения студента в профессию посредством формирования у него культуры отношения к себе в профессии и к профессии в себе. Рассматриваются механизмы самоактуализации субъекта в процессе включения студента в систему профессионально-личностных отношений. В работе представлены этапы процесса становления и вербализации его субъектности как стержня культуры его отношения в системе «Я – будущая профессия». Основными методами исследования были анализ философско-методологической и методической литературы по теме исследования, метод опроса и методы графической и статистической обработки результатов исследования. На основании проведенных исследований определены принципы построения его рефлексивной культуры мышления в структуре игровых и интерактивных образовательных технологий как основы формирования культуры отношений к себе как профессионалу и к миру, где избранная профессия и вся профессиональная область выполняют определенную социальную функцию. В целом, речь идет о культуре отношения как об основании профессиональной и личностной социализации студента на примере вузов и факультетов физической культуры и спорта. Как показало авторское исследование, субъектная позиция будущего педагога по физической культуре выступает в качестве системы критериев оценки результативности его личностной и профессиональной социализации. В связи с этим отношение студента к себе в профессии и профессии в себе становится основой профессионального и личностного целеполагания, что во многом определяет успешность его будущей профессиональной деятельности.
культура отношения
механизмы самоактуализации
субъектность
студент-спортсмен
вербализация
рефлексивная культура мышления
интерактивные образовательные технологии
социализация
1. Грибова Н.С., Тарасюк Н.А. Формирование ценностного отношения будущих специалистов к профессиональной деятельности на основе реализации цивилизационного подхода в условиях глобализации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 4. С. 30-33.
2. Быховская И.М., Люлевич И.Ю. Аксиология телесности и здоровья: вертикали и горизонтали сравнительно-культурного анализа // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 4. С. 208-223.
3. Елькина О.Ю., Лозован Л.Я., Мартынова А.В. Исследование отношения студентов педагогических профилей к будущей профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 82-89.
4. Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В., Воронин Д.И. Трансверсальные программы для системы образования магистрантов в сфере физической культуры. Часть 1: docendo discimus (обучая других, мы учимся сами) // Спортивный психолог. 2014. № 3. С. 15-19.
5. Крухмалев А.Е. Отношение студентов к будущей профессиональной деятельности // Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, приоритеты и пути решения: материалы IV международно-практической конференции. 2013. С. 182-185.
6. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация – основание акмеологического развития. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 224 с.
7. Ткач Р.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре и безопасности жизнедеятельности // Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы: сборник научных трудов / Под ред. Е.Н. Ткач. 2019. С. 500-503.
8. Быстрицкая Е.В., Бурханова И.Ю., Неверкович С.Д. Профессиональные принципы самоопределения студентов факультетов физической культуры // Известия Российской академии образования. 2021. № 4 (56). С. 109-121.

Процесс включения студента в профессиональную сферу деятельности подразумевает его включение в систему отношений в профессиональном сообществе. Здесь, безусловно, следует выделить отношение к себе, к другим субъектам, к объектам деятельности и общения, к самому факту общения в профессиональном сообществе, к корпоративной культуре, к деятельности во всей полноте ее процессов и результатов. В данном контексте каждый тип отношений представляет собой своеобразный антропоконструкт, обладающий своей структурой, механизмом становления и способами проявления и вербализации. При этом каждый представленный тип содержит гармонизующее начало, в качестве которого выступает культура отношений [1]. И.М. Быховская, рассматривая культуру через призму телесности, отмечает, что ее деятельностный аспект проявляется, в том числе, и через отношение к миру, а также к себе в этом мире [2]. С учетом индивидуальности субъектов и многообразия контекстов возникает еще большее многообразие подобных единичных отношений, а культура отношения представляет собой «всеобщий механизм воспроизводства человеческого в человеке» [3].

В соответствии с результатами проведенного авторами исследования была определена актуальная проблема, решение которой имеет высокую теоретическую и практическую значимость, а именно: каким образом обеспечить формирование культуры отношения студента к будущей профессии и к своей роли и своему месту в этой профессии.

Целью исследования является определение наиболее значимых аспектов культуры отношения студентов факультета физической культуры к профессиональной деятельности, себе в рамках профессиональной деятельности, которые должны быть сформированы в условиях вуза.

Материал и методы исследования

Констатирующее исследование по выявлению аспектов отношения студентов к себе в профессии и к своей будущей профессиональной деятельности было проведено на базе ФГБОУ ВО «НГПУ им Козьмы Минина». В исследовании приняли участие 269 студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование», обучающихся на 3-5-х курсах.

Основными методами исследования были анализ философско-методологической и методической литературы по теме исследования, метод опроса и методы графической и статистической обработки результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Среди аспектов отношения человека к себе в профессии, а шире – в социуме, и к профессии в себе, подлежащих формированию в структуре высшего образования, студенты отметили: рефлексивное мышление, критическое мышление, проектное мышление и мотивацию к самообразованию. Респондентам задавали два вопроса: «Насколько важным Вы считаете каждый из аспектов отношения в системе профессиональной деятельности?» и «Насколько каждый из аспектов уже сформирован у Вас в ходе высшего образования?»

Результаты констатирующего исследования представлены на рисунке.

Результаты исследования отношения студентов в системе «Я – будущая профессия»

На основании статистического анализа достоверности различий по коэффициенту Фишера определено, что наиболее значимыми аспектами отношения к профессии для студентов являются проектное мышление и мотивация к самообразованию, тогда как в наибольшей степени у них сформированы аспекты проектного и критического мышления. Как видно из рисунка, осознание важности аспекта отношения к профессии не всегда соответствует реальному уровню его сформированности. В соответствии с полученными результатами была разработана теоретическая основа процесса формирования у студентов ФФК и С адекватной культуры отношения в системе «Я – будущая профессия», что было учтено при построении программ внутривузовской профориентации.

Функции каждого аспекта в культуре формирования отношения субъекта к себе и к миру различны. Мотивация к самообразованию включает в себя мотивы, потребности и механизмы постановки человеком цели формирования профессионального или личностно-профессионального отношения к значимым феноменам и процессам своей будущей трудовой деятельности, гармонизованные на основах неповторимой индивидуальности субъекта [4]. Проектное мышление позволяет спроектировать профессиональное и личностное отношение в гармоничной созависимости с результатами проектной рефлексии. Проектное мышление дает возможность воспринимать профессиональную реальность в координатах проектной деятельности, чему предшествует рефлексия трех видов:

– ретроспективная, связанная с результатами и механизмами уже осуществленной профессиональной деятельности и социального взаимодействия;

– проспективная, осуществляемая в течение и по ходу процесса деятельности по формированию или предъявлению отношений, в том числе и мыследеятельности;

– проективная, проявляющаяся в ходе планирования или предвосхищения возникновения нового отношения или коррекции существующего.

Контекст формирования культуры отношения в системе «Я – будущая профессия» у студентов-спортсменов связан с принципом понимания субъекта как определяемого через общественные отношения, в которые он вступал в своей истории, вступает в настоящее время и будет вступать в будущем с определенной вероятностью [5]. В соответствии с указанным принципом самовоспроизведение субъектом профессионально-личностных отношений осуществляется на основании механизма гармонизации системы общественных отношений, представляющих собой отражение отношений субъектов к системной совокупности социально значимых целей, процессов и результатов деятельности, соответствующих характеристикам их носителей. При этом объективно принятые общественно значимые способы организации деятельности субъекта раскрываются в субъективной системе конкретных отношений [6]. Рожденное таким способом видение общественных отношений становится компонентом культуры отношения субъекта к социуму. При этом нельзя сказать, что культура отношения студента к системе профессиональных отношений тем лучше, чем ближе его осмысленное восприятие таких отношений к их объективным характеристикам.

Следует отметить, что далеко не всегда отношение студента к субъектам профессиональной деятельности, к ее объектам, а особенно к себе является осмысленным, то есть прошедшим весь механизм становления культуры отношения. Как показало исследование, эти отношения частью остаются аморфными, частью – в меру востребованности в профессиональной деятельности – не полностью осознанными. Такой процесс частичного и ситуативного «окультуривания» своего отношения в системе «Я – будущая профессия» усложняется еще и тем, что отношение как таковое является структурой динамической, хотя культура отношения входит в жесткое ядро принципиальных основ мировоззрения будущего профессионала [7].

Процесс формирования, отражения и презентации своего отношения студентами-спортсменами является многоступенчатым и неодномерным, поскольку целевой результат их будущей профессиональной деятельности включает в себя динамику развития организма воспитанника и его физических качеств, психической структуры растущей личности и все аспекты формирования коллектива и личности в спортивном коллективе [8]. Именно поэтому столь важно выявить этапы актуализации профессионально значимых отношений будущего тренера и сформировать его культуру отношения, легализация которой возможна при предъявлении им следующих компонентов своей субъектности:

– личностно-социальной и профессиональной позиции, построенной на принципах гармонизации отношений как профессионала к социуму, как личности к социуму; к себе как личности в обществе; к себе как члену профессионального сообщества;

– иерархии потребностей, мотивов, целей и смыслов профессиональной деятельности, построенной на основании рефлексии отношений к «Я-реальному», «Я-идеальному», «Я-зеркальному» в профессии и социуме;

– профессиональных ценностей и принципов личностно-профессиональной культуры, выявленных на соотнесении собственных ценностных отношений субъекта к себе в мире и миру в себе.

Принципиальное значение для понимания и формирования всех указанных аспектов отношения студента-спортсмена в системе «Я – будущая профессия» имеют процессуальные характеристики его деятельности и общения. Оставив за рамками изучения проявления культуры отношения в деятельности, рассмотрим ее актуализацию в процессе общения.

Интересен сам механизм осмысления принципиальных основ построения субъектом своих отношений, определяемых здесь как проектное мышление. В формировании отношения к иному субъекту профессиональной деятельности студент-спортсмен определяет субъективно значимые для него самого аспекты общения и взаимодействия с этим субъектом и мысленно наделяет субъект необходимыми для этого качествами в той мере и степени, в которой он сам ими владеет. При этом, если избранный субъект отношения владеет этими качествами в той же или несколько большей или меньшей мере, то отношение к нему формируется в личностно-позитивном ключе. Здесь для формирования определенных нами аспектов отношения можно применять методы творческого, частично-поискового характера, оказывающие эмоционально ровное воздействие на обучающегося.

Если же избранный субъект профессиональной деятельности и отношений владеет этими качествами в гораздо большей или меньшей степени, чем студент-спортсмен, то это вызывает у студента-спортсмена некое замешательство, поскольку спроектированная при «примерке на себя» система отношений в данной ситуации может быть неуспешной и требует новой рефлексии и перестроения. Именно здесь для формирования адекватных отношений важными оказываются проблемно-ориентированные методы обучения, как связанные со спортивной деятельностью и необходимостью преодоления барьеров, так и собственно образовательные методы и технологии проблемно-ориентированного характера.

Таким образом, при осознании профессии в себе студент-спортсмен проходит следующий путь:

– отражение отношения в плане речи и в плане деятельности безотносительно к адресату;

– отношение отношения в плане речи и в плане деятельности с учетом адресата;

– отношение отношения в плане речи и в плане деятельности с учетом собственной индивидуальности студента как профессионала.

В рамках социокультурной теории двигательных действий, разработанной С.В. Дмитриевым и С.Д. Неверковичем, предложено понятие «деятельностное сознание», позволяющее трактовать пространство профессиональной деятельности как проектируемый человеком продукт на основании построения и осознания культуры, как гармонизующее начало своего отношения к себе в мире и к миру в себе на основании ценностных установок, личностных смыслов деятельности, уникального персонифицированного характера предметного мира личности. Всему этому способствует рефлексивное мышление, включающее в себя:

1) семантический анализ задач высказывания, сверхзадач актуализации культуры профессионального отношения как принципиальных основ своей профессионально-личностной позиции, позволяющий открыть «путь от мысли к слову» (Л.С. Выготский), когда субъект определяет некие идеальные конструкции высказывания и ориентируется на идеальное от них впечатление;

2) содержательный анализ сущности высказывания, адресации самоактуализации, играющий роль акцентирования в речи тех аспектов отношения, которые, по мнению субъекта, являются наиболее значимыми, и секвестирования вторичных или второстепенных с точки зрения результатов смыслового анализа;

3) операциональный анализ высказывания, который посвящен отбору знаковой отраженности высказывания, формулировок, слов-терминов, призванных быть однозначно истолкованными адресатами, при этом субъект ориентируется на так называемый социальный язык, который представляет собой совокупность актуальных речевых форм, описывающих рассматриваемую предметную область.

Следует сказать, что структуры всех трех уровней довербального анализа отношений тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности представляются отражением самоотношения субъекта в системе «Я – будущая профессиональная деятельность». Именно самоотношение, которое формируется извне, как социально обусловленной, но только в той мере и степени и в том виде, который свойственен уникальной структуре организма, психики и личности субъекта. Особым образом формируется самоотношение у студентов-спортсменов, когда смена спортивных социокультурных ролей (игрового амплуа, члена определенной спортивной команды, игрока, тренера, играющего тренера и др.) приводит к возникновению широкого спектра единичных самоотношений, отражающих актуальный социум и спортивные, а также профессиональные задачи, стоящие перед ним. Таким образом, возникает парадокс – самоотношений много, а регулируемая ими функция – культура отношения во всей совокупности указанных аспектов – формируется с трудом. В этом процессе также помогает специальная учебная вербализация отношений, этапы которой представлены далее.

Исходя из вышеизложенного этапами процесса становления культуры отношения студента-спортсмена системе «Я – будущая профессия» можно указать следующие:

1) диагностика и устранение ошибок представления о профессии и отношения к ней;

2) определение своего места в структуре профессиональных и социальных отношений, что позволяет точнее определить ценностно-смысловое отношение к профессии в себе и к себе в профессии (рефлексивное мышление);

3) референция отношения студента к объектам и субъектам профессиональной деятельности и расширение системы целенаправленных профессиональных отношений (критическое мышление);

4) выявление и проектирование моделей отношений в профессиональном пространстве, которые впоследствии могут проявиться как поведенческие паттерны (проектное мышление);

5) смысловая перцепция прогнозирования отношения, а вследствие этого и динамика коррекции отношения к себе в профессии и к профессии в себе (мотивация к самообразованию).

Указанные этапы соответствуют задачам формирования отношения студентов в системе «Я – будущая профессия» в структуре внутривузовской профориентационной работы, построенной по учебным курсам. Все представленные этапы акцентируют в большей степени внимание педагогов вуза на формирование одного из выделенных аспектов отношения в системе.

Выводы

На основании проведенного теоретического и экспериментального исследования были выявлены следующие аспекты отношения студента в системе «Я – будущая профессия»: рефлексивное мышление, критическое мышление, проектное мышление и мотивация к самообразованию. Определено, что их формирование в системе внутривузовской работы должно быть основано на результатах всестороннего анализа структуры и сущности будущей профессиональной деятельности студентов, а также их индивидуальности. Проведенный анализ позволил выявить этапы формирования значимых аспектов культуры отношения в указанной системе и реализовать их в форме задач внутривузовской профориентационной деятельности.


Библиографическая ссылка

Быстрицкая Е.В., Бурханова И.Ю., Иванова С.С. СТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ «Я - БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31703 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674