Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТАТИВА «АМФИБИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ»

Репш Н.В. 1 Берсенева С.А. 1 Белов А.Н. 1 Коляда А.С. 1 Золотарева О.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия»
2 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Липовецкая средняя общеобразовательная школа № 2 Октябрьского района»
Современные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы в общеобразовательных организациях Российской Федерации установлены федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее по тексту – ФГОС), который был принят Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287. Формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни, воспитание обучающихся – процессы освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые позволяют отражать особенности и региональную специфику региона. Формой реализации получения дополнительных знаний, позволяющих расширить кругозор обучающихся в области биологии и экологии, является факультатив или факультативные курсы. Ограничение аудиторных часов биологии в школьном курсе не позволяет более детально и глубоко изучить флору и фауну родного края, подобные вопросы на уроках биологии не вписываются в общую концепцию биологических знаний. Цель исследования: доказать эффективность разработанного факультативного курса «Амфибии Приморского края» в рамках реализации региональной специфики обучения биологии. Факультативный курс был реализован в рамках занятий по биологии у обучающихся 9-х классов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Липовецкая средняя общеобразовательная школа № 2 Октябрьского района Приморского края». Авторы разработанного факультатива доказали, что курс позволяет систематизировать и углубить знания школьников об амфибиях Приморского края, их экологии, образе жизни и роли земноводных в природе и жизни человека. Изучение курса «Амфибии Приморского края» позволяет реализовать региональную специфику в обучении биологии. В основу факультативного курса положены принципы последовательности, деятельности и творчества. Использование игровых, исследовательских методов обучения позволяет не только повысить общий уровень образования обучающихся, но и формировать самостоятельность и умение работать в коллективе.
общеобразовательная школа
факультативный курс
биология
региональная специфика обучения
амфибии приморского края
экология земноводных
1. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Репш Н.В., Шурухина Т.Н., Белов А.Н., Золотарева О.А. Возможности факультативного курса «Удивительный мир насекомых Приморского края» в реализации региональной специфики обучения по биологии // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN520.pdf (дата обращения: 15.04.2022).
3. Лукина С.А., Максимова Р.А. Роль регионального компонента в содержании биологического образования учащихся в школах Республики Саха (Якутия) // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 7. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN219.pdf (дата обращения: 15.04.2022).
4. Репш Н.В., Белов А.Н., Шурухина Т.Н. Факультативный курс «Удивительный мир насекомых Приморского края» как средство реализации принципа региональности в обучении // Биология в школе. 2020. № 3. С. 66–73.
5. Дунаев Е.А., Орлова В.Ф. Земноводные и пресмыкающиеся России. М.: Изд-во Фитон XX1, 2017. 328 с.
6. Красная книга Российской Федерации (животные). М., 2001. 860 с.
7. Маслова И.В., Акуленко М.В., Портнягина Е.Ю., Похилюк Н.Е., Рогашевская Д.А. Редкие и исчезающие земноводные и пресмыкающиеся Приморского края (Дальний Восток России) // Биота и среда природных территорий. 2021. № 4. С. 102–121.

Согласно ФГОС основного общего образования формирование культуры непрерывного образования и саморазвития обучающихся на протяжении жизни, а также их личностные результаты должны отражать специфику патриотического, духовно-нравственного, эстетического, трудового и экологического воспитания [1; 2]. Все это позволяет утверждать, что включение в содержание школьных предметов региональной специфики является вполне закономерным и обоснованным.

Школьный курс биологии является одним из тех курсов, который имеет возможность включения региональной составляющей, связанной с изучением флоры и фауны и экологических аспектов региона [3]. Многими авторами отмечено, что преподавание биологии с учетом факультативных занятий регионального характера позволяет получить положительный результат, при этом значение таких занятий в общей системе обучения и воспитания сегодня возрастает [2; 4]. Формой внеурочной работы по любой дисциплине (предмету) является факультатив. Исторически факультативные занятия принято считать видом дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе России они введены в 1986 г. с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профориентации. Факультативы призваны дать учащимся возможность углубить интерес к конкретной отрасли научных знаний, определить к ней свое отношение.

Факультативные занятия по биологии позволяют расширить знания школьников о флоре и фауне родного края. Физико-географическое положение Дальнего Востока, в том числе и Приморского края, обусловило появление и существование уникальной флоры и фауны, сформированность особых экологических условий субрегиона, что обуславливает высокую степень актуальности изучения регионального компонента [4].

Важно отметить, что изучение вопросов биологического цикла с учетом регионального характера не всегда возможно реализовать в структуре содержания, например, определенной темы или раздела. Это напрямую связано с объемом часов, выделенных согласно ФГОС, при линейном курсе изучения биологии в объёме 238 часов за пять лет обучения: из расчёта с 5 по 7 класс – 1 час в неделю (34 ч), в 8-9 классах – 2 часа в неделю (68 ч) [1].

Цель исследования: доказать эффективность разработанного факультативного курса «Амфибии Приморского края» в рамках реализации региональной специфики обучения биологии.

Материал и методы исследования. В своей работе мы применили основные методы исследований: анализ литературы и интернет-источников; метод конструирования – разработка факультативного курса по биологии с региональной составляющей.

Реализация факультативного курса «Амфибии Приморского края» осуществлялась на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Липовецкая средняя общеобразовательная школа № 2 Октябрьского района» (далее по тексту – МОБУ «Липовецкая СОШ № 2», Приморский край) среди обучающихся 9-х классов в 2019-2020 учебном году с сентября по март. Факультативные занятия посещали 25 школьников.

Результаты исследования и их обсуждение. Предлагаемый факультативный курс «Амфибии Приморского края» разработан для школьников 9-х классов в объеме 18 часов (1 час в неделю).

В основу курса положены все принципы организации факультативных занятий: принцип доступности, индивидуализации обучения, двойственного характера образовательного процесса, занимательности, безотметочного обучения, адаптивности педагогического процесса, преемственности обучения с учетом всех функций факультатива: предметно-повышающей, мотивирующей, общеобразовательной, профориентационной.

Цель курса – формирование метапредметных и предметных знаний в области герпетологии на примере многообразия амфибий Приморского края, их экологии, образа жизни в условиях региона с целью расширения биологического кругозора и подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ.

Основные задачи курса:

– развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся в процессе изучения материала, в ходе работы с различными источниками информации;

– сформировать умение анализировать ситуацию и делать прогнозы;

- сформировать навыки исследовательской деятельности обучающихся;

– сформировать ценность природы изучаемого региона; воспитывать трудолюбие, аккуратность, внимательность.

Материально-техническое обеспечение факультативного курса.

Комплект учебно-методической документации по курсу «Амфибии Приморского края». Наглядные средства обучения: муляжи, плакаты, схемы, рисунки, фотографии, таблицы, слайд-презентации, учебные фильмы.

Нами в процессе реализации факультативных занятий применялись различные традиционные, внеурочные и нетрадиционные формы контроля, из которых наиболее интересными отмечены: тестовые задания, составление структурно-логических схем и заполнение таблиц, а также доклады в сопровождении презентаций.

В программе курса были выделены лекционные и практические занятия, которые позволяют в равной степени формировать предметную компетентность обучающегося, т.е. способность и готовность личности к различным видам деятельности на основе полученных знаний, опыта, приобретенных в учебно-познавательном процессе. Такой предметной компетентностью можно назвать природоохранную, здоровьесберегающую и исследовательскую деятельность обучающихся, формируемую в ходе изучения основных тем факультатива.

Практические занятия проводились в форме конференций, семинаров, в игровом формате. На отдельных занятиях школьники получали индивидуальные задания, предполагающие самостоятельную проработку ими отдельных тем, работу над домашними заданиями.

Тематическое содержание факультативного курса, разработанное авторами с учетом региональных особенностей, позволяет систематизировать полученные ранее знания в области зоологии, расширить кругозор обучающихся о видах, населяющих регион и занесенных в Красную книгу.

Среди вопросов тематического содержания уделяется внимание не только морфологии представителей класса Амфибии, но и их распространению на территории края, экологии и значению в природе и жизнедеятельности человека. Вопросы региональных особенностей фаунистического состава, морфологии, экологии, охраны и рационального использования амфибий Дальневосточного региона, в том числе и Приморского края, отмечены во многих изданиях [5-7].

Факультативный курс «Амфибии Приморского края» характеризуется определенной логикой построения занятий: от обзора глобальных естественно-научных вопросов к более детальной характеристике представителей, с одновременным навыком их видового определения и решения заданий ОГЭ соответствующей темы. Комплексный подход в подготовке материалов региональной направленности предпринят авторами и разработчиками факультативного курса «Амфибии Приморского края» и представлен в тематическом планировании (таблица).

Тематическое планирование курса «Амфибии Приморского края»

занятия

Тема занятия

Вид занятия

Реализуемые цели

1-2

Внешнее и внутреннее строение амфибий

Лекция с элементами беседы

Цель: систематизировать знания обучающихся об особенностях внешнего и внутреннего строения амфибий (земноводных)

Обобщающее занятие-игра по теме

Цель: закрепить знания школьников о земноводных, особенностях их строения и развития

3-5

Многообразие амфибий Приморского края

Урок-лекция с демонстрацией слайдов

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о многообразии амфибий, обитающих на территории Приморского края. Обосновать важность роли амфибий в природе и жизни человека

Лабораторная работа «Определение земноводных»

Цель: научить школьников определять земноводных, используя атлас-определитель

Занятие, проводимое в форме игры по теме

Цель: закрепить знания школьников о земноводных Приморского края и их особенностях

6-7

Экология амфибий

Семинар по теме «Экологические особенности амфибий Приморского края» с использованием докладов школьников в сопровождении мини-презентаций

Цель: познакомить школьников с некоторыми чертами экологии амфибий, населяющих Приморский край: распространение, биотопическое размещение, особенности питания

8-9

Влияние факторов среды на амфибий

Лекция с элементами беседы (с демонстрацией слайдов)

Цель: расширить знания обучающихся об абиотических, биотических и антропогенных факторах среды; показать их влияние на жизнедеятельность амфибий в условиях региона

Лабораторная работа «Влияние экологических факторов на амфибий»

Цель: закрепить знания школьников о факторах среды и их влиянии на амфибий, обитающих в крае

10-11

Трофические связи амфибий в Приморском крае

Лекция с элементами беседы (с демонстрацией слайдов)

Цель: изучить влияние пищи на рост и развитие амфибий; сформировать понятие «трофическая группа»; рассмотреть спектр питания земноводных в условиях региона

Занятие, проводимое в форме игры по теме «Питание амфибий»

Цель: обобщить и систематизировать знания школьников об особенностях питания амфибий

12-13

Экологические связи земноводных между собой и с другими животными

Лекция с элементами беседы (с демонстрацией слайдов)

Цель: сформировать общие биологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозах; познакомить учащихся с многообразием связей амфибий между собой и с другими организмами

Конференция по теме с использованием докладов учащихся в сопровождении мини-презентаций

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о многообразии связей амфибий между собой и с другими животными

14.

Земноводные и человек

Семинар по теме с демонстрацией слайдов

Цель: рассмотреть роль земноводных в жизни и деятельности человека

15-17

Редкие и исчезающие виды амфибий, занесенные в Красную книгу России и Приморского края

Лекция с элементами беседы (с демонстрацией кинофильма «Амфибии Уссурийского заповедника»)

Цель: сформировать понятие «редкие и исчезающие виды»; познакомить школьников с Красной книгой, ее видами, историей создания красных книг; познакомить с амфибиями Приморского края, которые занесены в Красную книгу

Занятие, проводимое в форме игры по теме «Редкие и исчезающие виды амфибий, занесенные в красные книги разных уровней»

Цель: закрепить знания обучающихся о редких и исчезающих видах амфибий, занесенных в красные книги разных уровней

18

Зачетное занятие

Итоговый тест по курсу «Экология амфибий»

Цель: проверить знания учащихся об особенностях образа жизни амфибий, их роли в природе и жизни человека

Такой подход в формировании содержания факультатива направлен на поддержание и повышение мотивации обучающихся и на целостное восприятие дисциплины.

Оценка качества и глубины знаний обучающихся в ходе проведения занятий факультатива проводилась с помощью основных видов и форм контроля: вводный, текущий и итоговый контроль; собеседование, зачёт, семинары, практикумы, рефераты, контрольные и тренировочные упражнения, периодические тестирования в формате ОГЭ.

Несколько занятий факультатива были проведены в форме ОГЭ для 9 класса. Цель такого тестирования – определение общего уровня владения предметом записавшихся слушателей. Именно такая форма позволила выявить общие пробелы знаний в вопросах регионального характера, а также провести мониторинг качества усвоения теоретического материала и умения применять полученные знания при их решении. Результат проведенного исследования показал положительную динамику качества и глубины знаний обучающихся по разделу зоологии.

В целом эффективность изучения основных разделов биологии, связанных с темами факультативного курса, оценивалась нами согласно результатам двух тестирований: вводного и итогового, вопросы которых были направлены на проверку уровня знаний школьников на момент начала проведения факультативного курса и по его окончании. Каждый тест состоял из 20 вопросов с четырьмя вариантами ответов и отражал специфику материала по таким вопросам курса, как «Многообразие амфибий Приморского края», «Внешнее и внутреннее строение земноводных», «Особенности биологии и экологии земноводных Приморского края», «Значение амфибий в природе и жизни человека».

Математической обработке результатов тестирований подверглись оценки, полученные обучающимися в ходе тестирований, выраженные в баллах, по которым можно судить об эффективности усвоения учебного материала курса «Амфибии Приморского края» (рисунок).

Результаты тестирования в ходе проведения факультативного курса «Амфибии Приморского края»

Из 25 обучающихся, посещающих факультативный курс, по результатам итогового теста получили оценку «хорошо» – 14 человек, оценку «отлично» – 6 человек, что на 28% выше показателя вводного тестирования. Следовательно, гипотеза об эффективности проведенных занятий, успеваемости слушателей факультатива получила свое подтверждение. Обучающиеся успешно справились практически со всеми заданиями тестов, что, в свою очередь, позволяет сделать заключение об эффективности усвоения материала факультативного курса.

Заключение. Разработанный авторами и реализованный факультативный курс «Амфибии Приморского края» ориентирован на реализацию региональной специфики обучения биологии в учебной программе 9 класса. Материал предлагаемого курса направлен на изучение фауны родного края, представленной краснокнижными видами, требующими рационального использования и охраны. Кроме того, курс способствует повышению качества знаний обучающихся по биологии в области герпетологии, поддерживает мотивацию и интерес к изучению предмета, формирует пространственное мышление как на глобальном, так и на региональном уровнях, развивает навыки природоохранной деятельности, формирует нравственную сторону личности. Использование различных методов обучения формирует самостоятельность обучающихся, умение работать в команде и использовать научные подходы в изложении материалов.


Библиографическая ссылка

Репш Н.В., Берсенева С.А., Белов А.Н., Коляда А.С., Золотарева О.А. К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТАТИВА «АМФИБИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31694 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674