Согласно ФГОС основного общего образования формирование культуры непрерывного образования и саморазвития обучающихся на протяжении жизни, а также их личностные результаты должны отражать специфику патриотического, духовно-нравственного, эстетического, трудового и экологического воспитания [1; 2]. Все это позволяет утверждать, что включение в содержание школьных предметов региональной специфики является вполне закономерным и обоснованным.
Школьный курс биологии является одним из тех курсов, который имеет возможность включения региональной составляющей, связанной с изучением флоры и фауны и экологических аспектов региона [3]. Многими авторами отмечено, что преподавание биологии с учетом факультативных занятий регионального характера позволяет получить положительный результат, при этом значение таких занятий в общей системе обучения и воспитания сегодня возрастает [2; 4]. Формой внеурочной работы по любой дисциплине (предмету) является факультатив. Исторически факультативные занятия принято считать видом дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе России они введены в 1986 г. с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профориентации. Факультативы призваны дать учащимся возможность углубить интерес к конкретной отрасли научных знаний, определить к ней свое отношение.
Факультативные занятия по биологии позволяют расширить знания школьников о флоре и фауне родного края. Физико-географическое положение Дальнего Востока, в том числе и Приморского края, обусловило появление и существование уникальной флоры и фауны, сформированность особых экологических условий субрегиона, что обуславливает высокую степень актуальности изучения регионального компонента [4].
Важно отметить, что изучение вопросов биологического цикла с учетом регионального характера не всегда возможно реализовать в структуре содержания, например, определенной темы или раздела. Это напрямую связано с объемом часов, выделенных согласно ФГОС, при линейном курсе изучения биологии в объёме 238 часов за пять лет обучения: из расчёта с 5 по 7 класс – 1 час в неделю (34 ч), в 8-9 классах – 2 часа в неделю (68 ч) [1].
Цель исследования: доказать эффективность разработанного факультативного курса «Амфибии Приморского края» в рамках реализации региональной специфики обучения биологии.
Материал и методы исследования. В своей работе мы применили основные методы исследований: анализ литературы и интернет-источников; метод конструирования – разработка факультативного курса по биологии с региональной составляющей.
Реализация факультативного курса «Амфибии Приморского края» осуществлялась на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Липовецкая средняя общеобразовательная школа № 2 Октябрьского района» (далее по тексту – МОБУ «Липовецкая СОШ № 2», Приморский край) среди обучающихся 9-х классов в 2019-2020 учебном году с сентября по март. Факультативные занятия посещали 25 школьников.
Результаты исследования и их обсуждение. Предлагаемый факультативный курс «Амфибии Приморского края» разработан для школьников 9-х классов в объеме 18 часов (1 час в неделю).
В основу курса положены все принципы организации факультативных занятий: принцип доступности, индивидуализации обучения, двойственного характера образовательного процесса, занимательности, безотметочного обучения, адаптивности педагогического процесса, преемственности обучения с учетом всех функций факультатива: предметно-повышающей, мотивирующей, общеобразовательной, профориентационной.
Цель курса – формирование метапредметных и предметных знаний в области герпетологии на примере многообразия амфибий Приморского края, их экологии, образа жизни в условиях региона с целью расширения биологического кругозора и подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ.
Основные задачи курса:
– развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся в процессе изучения материала, в ходе работы с различными источниками информации;
– сформировать умение анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- сформировать навыки исследовательской деятельности обучающихся;
– сформировать ценность природы изучаемого региона; воспитывать трудолюбие, аккуратность, внимательность.
Материально-техническое обеспечение факультативного курса.
Комплект учебно-методической документации по курсу «Амфибии Приморского края». Наглядные средства обучения: муляжи, плакаты, схемы, рисунки, фотографии, таблицы, слайд-презентации, учебные фильмы.
Нами в процессе реализации факультативных занятий применялись различные традиционные, внеурочные и нетрадиционные формы контроля, из которых наиболее интересными отмечены: тестовые задания, составление структурно-логических схем и заполнение таблиц, а также доклады в сопровождении презентаций.
В программе курса были выделены лекционные и практические занятия, которые позволяют в равной степени формировать предметную компетентность обучающегося, т.е. способность и готовность личности к различным видам деятельности на основе полученных знаний, опыта, приобретенных в учебно-познавательном процессе. Такой предметной компетентностью можно назвать природоохранную, здоровьесберегающую и исследовательскую деятельность обучающихся, формируемую в ходе изучения основных тем факультатива.
Практические занятия проводились в форме конференций, семинаров, в игровом формате. На отдельных занятиях школьники получали индивидуальные задания, предполагающие самостоятельную проработку ими отдельных тем, работу над домашними заданиями.
Тематическое содержание факультативного курса, разработанное авторами с учетом региональных особенностей, позволяет систематизировать полученные ранее знания в области зоологии, расширить кругозор обучающихся о видах, населяющих регион и занесенных в Красную книгу.
Среди вопросов тематического содержания уделяется внимание не только морфологии представителей класса Амфибии, но и их распространению на территории края, экологии и значению в природе и жизнедеятельности человека. Вопросы региональных особенностей фаунистического состава, морфологии, экологии, охраны и рационального использования амфибий Дальневосточного региона, в том числе и Приморского края, отмечены во многих изданиях [5-7].
Факультативный курс «Амфибии Приморского края» характеризуется определенной логикой построения занятий: от обзора глобальных естественно-научных вопросов к более детальной характеристике представителей, с одновременным навыком их видового определения и решения заданий ОГЭ соответствующей темы. Комплексный подход в подготовке материалов региональной направленности предпринят авторами и разработчиками факультативного курса «Амфибии Приморского края» и представлен в тематическом планировании (таблица).
Тематическое планирование курса «Амфибии Приморского края»
№ занятия |
Тема занятия |
Вид занятия |
Реализуемые цели |
1-2 |
Внешнее и внутреннее строение амфибий |
Лекция с элементами беседы |
Цель: систематизировать знания обучающихся об особенностях внешнего и внутреннего строения амфибий (земноводных) |
Обобщающее занятие-игра по теме |
Цель: закрепить знания школьников о земноводных, особенностях их строения и развития |
||
3-5 |
Многообразие амфибий Приморского края |
Урок-лекция с демонстрацией слайдов |
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о многообразии амфибий, обитающих на территории Приморского края. Обосновать важность роли амфибий в природе и жизни человека |
Лабораторная работа «Определение земноводных» |
Цель: научить школьников определять земноводных, используя атлас-определитель |
||
Занятие, проводимое в форме игры по теме |
Цель: закрепить знания школьников о земноводных Приморского края и их особенностях |
||
6-7 |
Экология амфибий |
Семинар по теме «Экологические особенности амфибий Приморского края» с использованием докладов школьников в сопровождении мини-презентаций |
Цель: познакомить школьников с некоторыми чертами экологии амфибий, населяющих Приморский край: распространение, биотопическое размещение, особенности питания |
8-9 |
Влияние факторов среды на амфибий |
Лекция с элементами беседы (с демонстрацией слайдов) |
Цель: расширить знания обучающихся об абиотических, биотических и антропогенных факторах среды; показать их влияние на жизнедеятельность амфибий в условиях региона |
Лабораторная работа «Влияние экологических факторов на амфибий» |
Цель: закрепить знания школьников о факторах среды и их влиянии на амфибий, обитающих в крае |
||
10-11 |
Трофические связи амфибий в Приморском крае |
Лекция с элементами беседы (с демонстрацией слайдов) |
Цель: изучить влияние пищи на рост и развитие амфибий; сформировать понятие «трофическая группа»; рассмотреть спектр питания земноводных в условиях региона |
Занятие, проводимое в форме игры по теме «Питание амфибий» |
Цель: обобщить и систематизировать знания школьников об особенностях питания амфибий |
||
12-13 |
Экологические связи земноводных между собой и с другими животными |
Лекция с элементами беседы (с демонстрацией слайдов) |
Цель: сформировать общие биологические понятия о приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозах; познакомить учащихся с многообразием связей амфибий между собой и с другими организмами |
Конференция по теме с использованием докладов учащихся в сопровождении мини-презентаций |
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о многообразии связей амфибий между собой и с другими животными |
||
14. |
Земноводные и человек |
Семинар по теме с демонстрацией слайдов |
Цель: рассмотреть роль земноводных в жизни и деятельности человека |
15-17 |
Редкие и исчезающие виды амфибий, занесенные в Красную книгу России и Приморского края |
Лекция с элементами беседы (с демонстрацией кинофильма «Амфибии Уссурийского заповедника») |
Цель: сформировать понятие «редкие и исчезающие виды»; познакомить школьников с Красной книгой, ее видами, историей создания красных книг; познакомить с амфибиями Приморского края, которые занесены в Красную книгу |
Занятие, проводимое в форме игры по теме «Редкие и исчезающие виды амфибий, занесенные в красные книги разных уровней» |
Цель: закрепить знания обучающихся о редких и исчезающих видах амфибий, занесенных в красные книги разных уровней |
||
18 |
Зачетное занятие |
Итоговый тест по курсу «Экология амфибий» |
Цель: проверить знания учащихся об особенностях образа жизни амфибий, их роли в природе и жизни человека |
Такой подход в формировании содержания факультатива направлен на поддержание и повышение мотивации обучающихся и на целостное восприятие дисциплины.
Оценка качества и глубины знаний обучающихся в ходе проведения занятий факультатива проводилась с помощью основных видов и форм контроля: вводный, текущий и итоговый контроль; собеседование, зачёт, семинары, практикумы, рефераты, контрольные и тренировочные упражнения, периодические тестирования в формате ОГЭ.
Несколько занятий факультатива были проведены в форме ОГЭ для 9 класса. Цель такого тестирования – определение общего уровня владения предметом записавшихся слушателей. Именно такая форма позволила выявить общие пробелы знаний в вопросах регионального характера, а также провести мониторинг качества усвоения теоретического материала и умения применять полученные знания при их решении. Результат проведенного исследования показал положительную динамику качества и глубины знаний обучающихся по разделу зоологии.
В целом эффективность изучения основных разделов биологии, связанных с темами факультативного курса, оценивалась нами согласно результатам двух тестирований: вводного и итогового, вопросы которых были направлены на проверку уровня знаний школьников на момент начала проведения факультативного курса и по его окончании. Каждый тест состоял из 20 вопросов с четырьмя вариантами ответов и отражал специфику материала по таким вопросам курса, как «Многообразие амфибий Приморского края», «Внешнее и внутреннее строение земноводных», «Особенности биологии и экологии земноводных Приморского края», «Значение амфибий в природе и жизни человека».
Математической обработке результатов тестирований подверглись оценки, полученные обучающимися в ходе тестирований, выраженные в баллах, по которым можно судить об эффективности усвоения учебного материала курса «Амфибии Приморского края» (рисунок).
Результаты тестирования в ходе проведения факультативного курса «Амфибии Приморского края»
Из 25 обучающихся, посещающих факультативный курс, по результатам итогового теста получили оценку «хорошо» – 14 человек, оценку «отлично» – 6 человек, что на 28% выше показателя вводного тестирования. Следовательно, гипотеза об эффективности проведенных занятий, успеваемости слушателей факультатива получила свое подтверждение. Обучающиеся успешно справились практически со всеми заданиями тестов, что, в свою очередь, позволяет сделать заключение об эффективности усвоения материала факультативного курса.
Заключение. Разработанный авторами и реализованный факультативный курс «Амфибии Приморского края» ориентирован на реализацию региональной специфики обучения биологии в учебной программе 9 класса. Материал предлагаемого курса направлен на изучение фауны родного края, представленной краснокнижными видами, требующими рационального использования и охраны. Кроме того, курс способствует повышению качества знаний обучающихся по биологии в области герпетологии, поддерживает мотивацию и интерес к изучению предмета, формирует пространственное мышление как на глобальном, так и на региональном уровнях, развивает навыки природоохранной деятельности, формирует нравственную сторону личности. Использование различных методов обучения формирует самостоятельность обучающихся, умение работать в команде и использовать научные подходы в изложении материалов.
Библиографическая ссылка
Репш Н.В., Берсенева С.А., Белов А.Н., Коляда А.С., Золотарева О.А. К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТАТИВА «АМФИБИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31694 (дата обращения: 29.03.2024).