Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бирюкова Н.В. 1
1 ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России
В статье рассматриваются особенности медицинского профильного обучения в Ресурсном центре «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» и факторы риска здоровью обучающихся. Спецификой профильной подготовки учащихся являются углубленное изучение предметов естественно-научного цикла; интеграция теоретических знаний и практических навыков; посещение элективных курсов, связанных со специальностью; ведение исследовательской деятельности. Описаны основные организационно-педагогические условия. Профильное образование – новая форма обучения, связанная с углубленным изучением предметов, позволяющая осознанно определиться в выборе профессии. В связи со спецификой профиля в ресурсном центре применяются технологии, связанные с медициной, практикуется глубокое изучение таких предметов, как биология, химия, физика, математика, информатика и иностранные языки. Цель исследования – выявить факторы риска здоровью у учащихся профильного медицинского образования. В процессе исследования нами были выделены основные факторы риска здоровью: интенсификация учебного процесса, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, гиподинамия, хронические заболевания, неполноценный рацион питания, недостаточный сон, недостаточное пребывание на воздухе. Мы пришли к выводу, что, несмотря на некоторую положительную динамику педагогической работы, необходимо разработать наиболее эффективные пути и средства по укреплению и сохранению здоровья обучающихся.
факторы риска
здоровье
подростки
учебная нагрузка
малоподвижный образ жизни
педагогическая работа
1. Виленский М.Я., Авчинникова С.О. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры. 2004. № 11. С. 4-7.
2. Танская Г.А., Паатова М.Э. Комплексный подход к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков и молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № 10 (3-2). С. 118-120.
3. Усачева Л.В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 46-59.
4. Саньков С.В., Тикашкина О.В. Изучение распространенности поведенческих факторов риска здоровью у старшеклассников // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 11 (332). С. 49–54.
5. Куранов В.Г. Развитие медицинского законодательства в России в советский и современный период // Пермский медицинский журнал. 2013. Т. 30. № 6. С. 133-139.
6. Кучма В.Р. Состояние здоровья детей и подростков // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: материалы IX всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 2001. Т. 2. С. 390-396.
7. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность // Здоровье и образование в XXI веке: Журнал научных статей. 2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.
8. Коркина А.Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. C. 20-29.
9. Ярцева Д.Ю. Влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья подростков // Молодой ученый. 2017. № 18 (152). С. 126-129.
10. Хоркина Н.А., Лопатина М.В., Костина Ю.В. Физическая активность российской молодежи и возможности государственной политики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 178-182.
11. Решетников М.М. Психическое здоровье населения – Современные тенденции и старые проблемы // Национальный психологический журнал. 2015. № 1(17). С. 9-15.
12. Тер-Геворкова Н.К. Социальное здоровье современной молодежи российского общества // Молодой ученый. 2019. № 12. (250). С. 237-241.

Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения – главная задача страны, которая обозначена в основных нормативных документах РФ: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС (2010), постановлении Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (2001), Конвенции о правах ребенка (1989г.). Согласно результатам исследований, в XXI в. риск сохранения здоровья связан с возрастанием и изменением вида учебной и техногенной нагрузки, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья. Здоровый образ жизни, согласно определению ВОЗ, представляетсобой«оптимальноекачествожизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды» [1, 2].

С одной стороны, научно обоснованная современная медицина достигла высочайших результатов. С помощью мощного оборудования, новейших методов ученые победили много неизлечимых болезней. С другой стороны, усложнение социальной жизни приводит к изменению характера заболеваний. Однако перед многими вопросами, связанными с охраной здоровья современного человека, медицина бессильна. В частности, наркомания, алкоголизм, токсикомания, ВИЧ, суициды возникают по вине самого человека. Медицинское знание не может повлиять на изменение жизни, поведения, привычек людей. Человек сам несет ответственность за свое здоровье и за ту среду, в которой он живет, поэтому потребуется кардинальное изменение отношения человека к самому себе и ко всему окружающему. Необходимо задуматься над вопросами о сущности, назначении и месте человека в мире и его конечной цели. С целью спасения планеты, здоровья человека выдвижение всех этих вопросов на первый план на научном мировоззренческом уровне становится чрезвычайно актуальным в настоящее время.

Создание профильного образования решает кадровую проблему, прежде всего, повышает профессиональную компетентность работников, помогает молодому поколению самоопределиться в выборе будущей профессии с учетом интересов и способностей. Профильное обучение позволяет учащимся осознанно выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Однако вместе с внедрением новых подходов в образовании возникает ряд противоречий, в первую очередь, связанных со здоровьем учащихся. Факторов, влияющих на здоровье учеников, очень много: приобретенные в процессе учебы сколиозы, близорукость и другие патологии обусловлены сугубо условиями обучения. Проблема ухудшения здоровья детей подтверждается статистическими данными специалистов – врачей и психологов. Поэтому решение данного вопроса на сегодняшний день является не менее приоритетным, чем вопросов реализации успешной учебной деятельности современного подростка [3, 4].

Цель исследования – выявить факторы риска здоровью у учащихся профильных медицинских учебных заведений.

Материалы и методы исследования: теоретический анализ педагогической и медицинской литературы. Диагностика двигательной активности выявлена по методике Н.Б. Стамбуловой. Степень удовлетворенности учащимися предпрофильным обучением определена по диагностике А.А. Андреевой. Также были применены методы: опрос, анкетирование и интервьюирование. Анализ суточного рациона питания проведен на основе 24-часового воспроизведения питания (анкетно-опросный метод), производилась статистическая обработка результатов исследования. Осуществлен анализ медицинских карт обучающихся. В исследовании принимали участие обучающиеся 10–11-х классов Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» в количестве 300 человек.

В определенный период истории нашей страны формирование потребности и привычки в здоровом образе жизни считалось эффективным и надежным способом профилактики различных заболеваний. Большое внимание уделялось спорту, который охватывал практически все сферы жизни. С целью пропаганды здорового образа жизни активно строились спортивные учреждения: стадионы, клубы; организовались секции, кружки. На уроках физической культуры были установлены спортивные нормативы ГТО, определяющие уровень здоровья и спортивного достижения, к которому стремился абсолютно каждый учащийся. Выходные и праздничные дни посвящались массовым видам спорта: ходьбе на лыжах, бегу на разные дистанции. В спортивные мероприятия вовлекались семьи и коллективы. Была профессия спортивного журналиста, которая в советское время считалась очень престижной. Журналисты пропагандировали массовые виды спорта, ценности и идеалы здоровьесбережения. Известные спортсмены были примером подражания для молодого поколения [5].

В связи с произошедшими после 1990-х гг. социально-экономическими изменениями образ жизни общества и человеческие ценности приобрели противоречивый характер. В XXI в. цифровые технологии стали причиной многих болезней. Во-первых, развитие цифровой техники оказывает негативное влияние на физическое состояние организма. В новом веке человек ограничен в движении. Люди большую часть времени проводят с телефонами в социальных сетях, заняты просмотром видео или различными компьютерными играми. Во-вторых, компьютерные технологии наносят вред психическому здоровью человека, вызывая нервное перенапряжение, стрессы, нарушение режима дня, бессонницу, неадекватное поведение. В-третьих, использование мобильных телефонов приводит к социальным проблемам, в частности ограничивает личное общение людей, а это вызывает сильнейшую изолированность, замкнутость, нарушение общественных контактов.

В наше время ухудшение состояния здоровья детей и подростков вызывает тревогу. В период обучения в школе у детей диагностируют нарушения зрения, психики, работы нервной системы. ВОЗ было проведено исследование физической активности подростков, которое охватило 147 стран мира. Эксперты отметили, что у подростков наблюдается острый дефицит физической активности: данный показатель у 85% девочек и 78% мальчиков находится ниже рекомендованного уровня (не менее 1 часа в сутки) [6, 7].

В конце концов, изменились интересы, ценности, образ жизни человека. Под понятием «образ жизни» подразумевают повседневную жизнь людей, их мировоззрение, систему ценностей и интересов [8].

Изменения произошли и в сфере образования. Меняются приоритеты, структура и содержание образования. Появились дорогие частные школы и учебные заведения, лицеи, гимназии, центры предвузовской подготовки. Не секрет, что родители всеми возможными способами стараются устроить своих детей в эти престижные образовательные организации. Чрезмерная забота родителей о будущей профессии детей и далее стремление к карьерному росту не дают ребенку возможности развивать свой собственный потенциал, способности, склонности и интересы. Неправильная позиция родителей заставляет ребенка старательно заучивать предметы, что является еще одной причиной ухудшения здоровья, с чем и связан дефицит движения.

Почему нам необходимо двигаться? Здоровый образ жизни включает три составляющие: физическое, эмоциональное и социальное благополучие. Физическое здоровье напрямую связано с человеческим телом. В своем эволюционном развитии человек именно благодаря труду развивался физически, изменял внешний облик, адаптировался к различным условиям среды обитания. Для успешного выживания он стал контролировать свои физические данные и управлять ими, в этих целях появились спортивные состязания и подвижные игры. Научные исследования доказали, что двигательная активность организма физиологически тесно связана с работой головного мозга, она активизирует биоэлектрический потенциал. При этом улучшается питание мозга, повышается способность запоминать, обостряется внимание, укрепляется иммунитет. У новорожденного ребенка работа мышц включается нервными центрами, от степени активности мышц зависят дальнейшее развитие мозга, увеличение его массы и интеллектуальное развитие. Оценка развития мышечной работы – основной фактор здоровья малышей. Астенический синдром – пример более глубоких изменений, обусловленных слабой подвижностью, что сопровождается снижением функциональных возможностей организма. К мышцам прикрепляются все органы, суставы, нервы, сосуды, и кровь движется по всему организму и насыщает его энергией и кислородом. При малоподвижном состоянии у человека снижается сокращение мышц, ухудшается работа органов, ослабляется иммунитет. Высококалорийное питание при малой подвижности приводит к ожирению. Именно поэтому специалисты рекомендуют чередование учебной и физической нагрузки [8, 9].

Физическая активность также поддерживает уровень психической функции. Психика – это внутреннее состояние человека, когда он взаимодействует с близким социальным и природным окружением. Эмоциональное благополучие – комфортное душевное состояние без тревог и переживаний. Благоприятная семейная обстановка, взаимоуважение, умение правильно управлять своими эмоциями являются основой психического здоровья [10]. Управление эмоциями имеет свои исторические корни. У древних греков умение управлять чувствами и эмоциями было на высоком уровне. Цитата Сократа: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» имеет очень глубокое философское значение. В восточных традициях до сих пор актуально эмоциональное воспитание молодого поколения.

В новом веке эмоции людей становятся неустойчивыми. Причины отрицательных эмоций – семейные конфликты, низкий социальный статус, беспокойство, переживание, высокая потребность в чем-либо, неудовлетворенность жизнью. Напряженное эмоциональное и физическое состояние вызывает стресс. У человека, испытавшего стресс, ухудшается сон, увеличивается потребление лекарств, появляется нежелание общаться – замкнутость. В мегаполисах количество стрессовых факторов, как правило, увеличивается, это могут быть плохая экология, шум, высокая плотность населения и др. Наряду с этими обстоятельствами в современной литературе все большее внимание уделяют управлению эмоциями. Социально-экономические изменения, происходящие во всем мире, вызывают постоянную тревогу, неуверенность себе, озабоченность. События последних 2–3 лет еще больше усугубляют негативные эмоции людей. Настало время вплотную подойти к решению этой проблемы [10].

Под социальным здоровьем подразумевают адаптацию в обществе, личностное умение контактировать с другими людьми – нравственные качества. Социальное функционирование взаимосвязано с духовно-нравственными ценностями, такими как забота, уважение, любовь, преданность, патриотизм.

Благоприятное взаимодействие трех рассмотренных составляющих способствует эффективному сохранению и укреплению здоровья [11, 12].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что здоровый образ жизни – это правильное сочетание умственной, физической деятельности и управление эмоциями. Основная проблема современного человека – недостаточная работа мышечной системы. Главной причиной малоподвижного образа жизни являются компьютерные технологии. Недостаток движения негативно сказывается на приспособительных реакциях всего организма. В последнее время у школьников специалисты часто выявляют нарушение психического здоровья: плохое поведение или депрессивное состояние. Основные условия сохранения здоровья – это двигательный режим, здоровые привычки, соблюдение правил гигиены, сбалансированное питание и гармоничные отношения с природой и социальным окружением. Поэтому у учащихся необходимо сформировать представление об основных компонентах здоровья, позитивных и негативных факторах. В связи с этим проблема укрепления здоровья молодого поколения и формирования здорового образа жизни является первоочередной задачей государства.

В 2016 г. при поддержке Правительства Москвы в Первом Московском государственном университете имени И.М. Сеченова был создан Ресурсный центр «Предуниверсарий». Центр открывался в рамках образовательной программы непрерывного профессионального образования «Школа – Университет – Клиника». Участниками проекта «Медицинский класс в московской школе» являются несколько десятков школ города Москвы. «Предуниверсарий» является специальным подразделением внутри университета, центральным звеном в непрерывном образовании. В проекте принимают участие различные учреждения здравоохранения Москвы, которые предоставляют возможность развития практических умений и навыков. Профильное образование – новая форма обучения, связанная с углубленным изучением предметов, позволяющая осознанно определиться в выборе профессии. Новые образовательные организации созданы с целью подготовки высококвалифицированных, компетентных и осмысленно выбравших будущую профессию специалистов, востребованных на современном рынке труда. В связи со спецификой профиля в ресурсном центре применяются технологии, связанные с медициной, практикуется глубокое изучение таких предметов, как биология, химия, физика, математика, информатика и иностранные языки.

Результаты исследования и их обсуждение. Мы сравнили динамику состояния здоровья учащихся одного и того же класса (2020–2021 и 2021–2022 гг.) и изучили состояние здоровья обучающихся нового набора 10-го класса (2021–2022 г.) на основе медицинских карт (рис. 1). Согласно диаграмме, самые высокие показатели получены по болезням костно-мышечной системы и зрения. На второе место можно условно поставить заболевания эндокринной и нервной систем, почти на таком же уровне выявлены сердечно-сосудистые заболевания и болезни уха, горла, носа. На третьем месте – аллергические заболевания кожи и болезни желудочно-кишечного тракта.

Динамика развития хронических заболеваний костно-мышечной системы и зрения в период обучения с 10-го по 11-й класс значительно повысилась, также поднялись показатели заболеваемости сердечно-сосудистой и нервной систем. К другим заболеваниям относятся травмы, кисты во внутренних органах, отравления, которые также часто наблюдаются. Ежегодно встречаются дети – инвалиды детства: в 11-м классе – 5 человек, в новом наборе 10-го класса – 4 человека. У учащихся 10-го класса, поступивших в новом учебном году, отмечаются и те же болезни, что и у учащихся 11-го класса.

Рис. 1. Состояние здоровья старшеклассников

Надо отметить, что у одного и того же школьника было выявлено несколько видов болезней. Например, нарушения опорно-двигательного аппарата часто негативно влияют на нервную и сердечно-сосудистую системы. Полученные данные подтвердили ухудшение показателей здоровья школьников с хроническим течением и уменьшение количества абсолютно здоровых детей.

Мы проверили отношение будущих медиков к своему здоровью. 76% респондентов признают позицию «здоровье» как наиболее значимую, что говорит об осознании обучающимся необходимости заботиться о своем здоровье. Подавляющее большинство учащихся признают, что главной причиной для обеспечения качества здоровья является отсутствие вредных привычек.

Школьники подчеркнули основные факторы, влияющие на здоровье: экология, образ жизни, правильное питание, здоровый сон, соблюдение режима дня, соблюдение индивидуальных гигиенических норм, занятия физкультурой и спортом. Исходя из ответов можно констатировать, что участники опроса четко осознают правильные жизненные ориентиры относительно здоровья. Оценка навыков образа жизни старшеклассников показывает, что большинство (71,3%) из них предпочитают здоровый образ жизни без вредных привычек, при этом учащиеся понимают, что основным компонентом здоровья служат не только физические данные, но и физиологическое и психическое состояние. В то же время надо подчеркнуть, что в классах имеются дети, которые имеют вредные привычки: курят 9%, употребляют алкоголь 3% школьников.

При диагностике двигательной активности учащихся нами были получены следующие показатели (рис. 2). Значительно увеличилось количество респондентов с благоприятным состоянием здоровья, но также повышается количество учащихся с неблагоприятным состоянием здоровья.

Рис. 2. Двигательная активность обучающихся

Наиболее распространенным фактором риска для здоровья среди обучающихся является дефицит сна. Для нормальной работы организма человек должен спать не менее 8 часов. Путем опроса и анкеты нами было выявлено (рис. 3) хроническое недосыпание – у 33% участников эксперимента, у которых сон длится в среднем 4–5 часов. У 66% учащихся сон длится 5–6 часов, лишь у 1% школьников наблюдается полноценный сон продолжительностью 7–8 часов. К сожалению, из диаграммы видно, что показатели здорового сна значительно ухудшаются из года в год. Недостаток сна дети связывают с высокой учебной нагрузкой и подготовкой к занятиям. Необходимо помнить, что недосыпание является одним из факторов риска здоровья учащихся, так как оно может привести к расстройству нервной системы и психики, ослаблению иммунитета.

Чистый воздух необходим человеку так же, как сон и питание. Недостаточное пребывание на воздухе отметили 51% респондентов.

Рис. 3. Продолжительность сна учащихся

При оценке рационов питания школьников нами были установлены: недостаток свежих овощей и фруктов (7%), дефицит в рационе питания молока и молочных продуктов (33%), дефицит употребления мяса (43%). В ходе опроса выяснилось, что прием горячей еды происходит 1–2 раза в день и реже (57%), часто бывает питание всухомятку в обеденный перерыв (78%). Необходимо указать на признание респондентов об увеличении в их питании количества углеводов за счет частого потребления шоколадных конфет и других сладостей. При оценке питания респондентов надо подчеркнуть несоответствие полноценности питания принятым нормам.

Согласно ответам на вопросы анкеты, значительное место в свободном времени школьников (71,3%) занимают Интернет и социальные сети. Большую часть времени (от 3 до 8 часов в сутки) молодое поколение посвящает цифровым и компьютерным технологиям. Почти все участники опроса длительное использование Интернета связывают с выполнением домашней работы, подготовкой к ЕГЭ, дистанционным обучением; помимо того, учащиеся не скрывают злоупотребления социальными сетями для общения со своими сверстниками.

Мы выяснили степень удовлетворенности учащимися профильным медицинским обучением, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Степень удовлетворенности профильным обучением

Вопросы анкетирования

«Да»

«Нет»

«Не знаю»

1.

Я иду в Предуниверсарий с радостью

68%

9%

23%

2.

К преподавателям можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации

84%

16%

3.

На уроке я могу всегда свободно высказать своё мнение

78%

22%

4.

В школе есть преподаватель, которому я могу рассказать свою проблему

82%

3%

15%

5.

На уроке преподаватель оценивает мои знания, а не мое поведение

91%

9%

6.

Я согласен с утверждением, что «учреждение, где я учусь для меня безопасное место, где я себя комфортно чувствую»

95%

5%

7.

У меня есть желание и потребность участвовать в делах нашего учреждения

68%

6%

26%

8.

У меня часто бывают конфликты с учителями

93%

1%

6%

9.

В Предуниверсарии замечают мои успехи, когда я делаю что-то полезное и важное для него

53%

32%

16%

10.

Трудно ли учиться в предпрофильном обучении?

80%

13%

7%

11.

Испытываете ли вы усталость в конце недели?

79%

3%

18%

12.

Я продолжаю повторять учебный материал во время каникул

76%

24%

13.

Я горжусь, что учусь в престижном учреждении

80%

1%

19%

14.

У меня почти не бывает свободного времени

90%

10%

15.

Я занимаюсь исследовательской деятельностью, так как это принесет пользу для обучения в вузе

94%

6%

16.

Легко ли вам даются практические предпрофессиональные медицинские навыки

56%

44%%

Обработка результатов таблицы говорит о том, что в первую очередь учащиеся ценят свое учреждение, где они учатся: оно безопасное, конфликтов не бывает, они гордятся и считают его престижным; 68% детей хотят участвовать в различных делах предпрофильного учреждения. Учащиеся удовлетворены профессорско-преподавательским составом Предуниверсария (от 82% до 91%), отмечают, что доверяют преподавателям: они справедливо оценивают знания, замечают и ценят успехи, в любое время можно обратиться к ним за помощью, дают возможность свободно высказывать свое мнение на занятиях. Участники эксперимента считают, что выбрали учреждение исходя из своих собственных интересов и желаний стать медиком. Однако все дети (100%) отмечают сложность в углубленном изучении профильных предметов. Многим обучающимся приходится доучивать учебный материал даже во время каникул. 90% старшеклассников указывают на отсутствие свободного времени. Важно отметить, что особенностью программы обучения в Предуниверсарии является то, что, помимо основной образовательной программы, школьники имеют 2–3 дополнительных часа в неделю по каждому профильному предмету. Профильное обучение обеспечивает качественную подготовку кЕГЭ, дает возможность принимать участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, заниматься исследовательской работой и выступать на научно-практических конференциях, посещать мастер-классы, тем самым учащийся зарабатывает дополнительные баллы к ЕГЭ и повышает свои шансы на поступление. В процессе обучения предусмотрены экскурсионные и ознакомительные программы, посещение школьниками клинических баз Университета и музея истории медицины. Школьники отрабатывают практические навыки с использованием фантомных и симуляционных технологий в области первой помощи, ухода за больными, а также навыков действия в чрезвычайных ситуациях. В ресурсном центре в 10–11-х классах два раза в полугодие проводятся промежуточная аттестация и итоговая годовая аттестация.

Заключение

Ресурсный центр обеспечивает выпускникам серьезную профессиональную подготовку, необходимую для поступления в лучшие медицинские вузы страны. В связи с углубленным изучением профильных предметов и курсов, связанных с медицинской подготовкой, учащиеся испытывают высокую учебную нагрузку. Полученные в ходе рассмотрения личных медицинских карточек показатели здоровья учащихся вызывают тревогу. Нами были выявлены факторы риска здоровью у обучающихся медицинского профильного образования: высокая учебная нагрузка, нерациональное питание, низкая двигательная активность, изначально низкие показатели здоровья, недостаточный сон, нехватка времени для отдыха и прогулки. Все эти факторы риска здоровью приводят к несоблюдению гигиенических нормативов режима учебы и отдыха. Они обусловлены сложностью и объемом учебного материала в профильном обучении. Полученные данные помогут устранить негативные причины и будут способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся Предуниверсария. Несмотря на то что вся система педагогической работы направлена на сохранение здоровья обучающихся, необходимо усилить работу по обеспечению оптимальной нагрузки и совершенствованию методической деятельности.


Библиографическая ссылка

Бирюкова Н.В. ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31664 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674