В Словаре по педагогике духовно-нравственное воспитание интерпретируется как развитие у ребенка ценностного отношения к жизни, формирование системы нравственных отношений [1].
Духовно-нравственная воспитательная парадигма, инициированная Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 87), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (1–4-е классы), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (пункт I), Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, обусловила в последние десятилетия проведение большого количества исследований духовно-нравственного воспитания детей. Однако, по утверждению Е.Н. Шиянова и И.Б.Котовой, стихийный опыт такого воспитания в традиционных культурах редко являлся предметом историко-педагогического анализа [2]. Вместе с тем традиционные культуры стабильно демонстрируют высокий уровень морального воспитания детей, что обусловливает целесообразность изучения традиционного народно-педагогического опыта в этой области. Знания о нем способны повысить уровень духовно-нравственного воспитания современных школьников.
Наиболее продуктивным возрастом для интеграции такого опыта в образование является младшее школьное детство, ассоциирующееся в народной педагогике с периодом 6–10 лет. В этом возрасте у ребенка закладываются моральные ценности и абсолюты, определяются примеры для подражания, формируются модели поведения. Достижение определенного уровня нравственной воспитанности является залогом высоконравственной личности в будущем. Это обстоятельство зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В частности, отмечено, что личностные результаты освоения программы этого вида образования достигаются в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами поведения [3]. Эти ценности, нормы и правила воплощены в предметных результатах по учебным дисциплинам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации», «Литературное чтение на родном языке».
В соответствии с этим цель исследования состоит в получении педагогического знания об эмпирическом опыте духовно-нравственного воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных культурах.
Материал и методы исследования
Объектом исследования выступил эмпирический опыт духовно-нравственного воспитания детей в российских традиционных культурах.
Предметом исследования стало духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Гипотеза сформулирована следующим образом: духовно-нравственное воспитание младших школьников будет эффективнее при преемственности опыта такого воспитания в традиционных российских культурах.
Задачи исследования включают:
1) изложение выводов о системно-генетическом анализе эмпирического опыта духовно-нравственного воспитания детей в российских традиционных культурах;
2) разработку педагогической технологии духовно-нравственного воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, приемлющей опыт такого воспитания в российских традиционных культурах.
В рамках задачи 1 конкретизирован категориальный аппарат исследования названной проблемы. Уточнены понятия «преемственность», «системогенез», «духовность», «нравственность». Сформировано понятийное поле исследования, коррелирующее с такими областями научного знания, как философия, культурология, возрастная психология, этнология, этнопсихология, языковедение. Достаточно широкий понятийно-знаниевый контекст сообщил исследованию междисциплинарный характер.
На конкретно-научном уровне нами сделан акцент на принцип культуросообразности воспитания. В его контексте воспитание и обучение ребенка в национально-региональной среде выстраиваются на традициях этнокультур [4]. Методический арсенал на этом уровне включил методы эмпирические (наблюдение, беседу, изучение специальной литературы), контекстуальные (обращение к народным воспитательным традициям, канонам, предписаниям, авторитетам), теоретические (исторический метод, абстрагирование, анализ, обобщение, проектирование), экспериментальный, математические методы (количественный подсчет и расчет по формуле среднего арифметического).
Представленные методологические позиции исследования учитывают возрастные психологические особенности детей 6–10 лет: становление детских убеждений [5], рождение своего «Я», появление внутренней позиции, обретение сенситивных данному возрасту качеств: уверенности в себе, умения позитивно общаться со своим окружением, дружить, сострадать, помогать, делиться [6].
Выполненное теоретико-методологическое обоснование исследования позволило нам перейти к системогенезу эмпирических факторов духовно-нравственного воспитания и обучения детей 6–10 лет в российских традиционных обществах. К названным факторам нами отнесены семейная педагогика и домашнее духовно-нравственное воспитание, общественно-культурные нормы и идеалы, религия, язык и труд.
Следствием эмпирического исследования семейной педагогики и домашнего духовно-нравственного воспитания стали наши суждения о: 1) формировании духовно-нравственной основы ребенка посредством семейных идеалов, ценностей, взаимоотношений членов семьи, основанных на силе любви и признании сыновьего долга; 2) наличии в традиционной семейной педагогике специальных методов (убеждение, внушение, пример, поощрение, наказание), средств (игра, труд, напутствие, устное народное творчество), приемов (назидание, наставление, предупреждение, поучение) духовно-нравственного развития и воспитания детей данной возрастной группы; 3) общности духовно-нравственных приоритетов семейного воспитания российских традиционных обществ при минимальных различиях в деталях.
Результатом изучения общественно-культурных норм и идеалов являются наши выводы о: 1) приоритете и стабилизирующей функции духовно-нравственного развития и воспитания в традиционных обществах; 2) его направленности на полезного обществу члена и собирательный характер, складывающийся из образа идеального героя и господствующих нравственных норм (коллективизм, взаимопомощь, подчинение личных интересов общественным и др.); 3) наличии нравственно-этических кодексов («намус» (даг.), «афсарм» (осет.), «адыгэ хабзэ» (адыг.), «адамлыкъ» (карач.), «нохчалла» (чечен.), «к=м=л» (чуваш.) и др.), народных воспитателей («ребячьи пастухи» (чуваш.), «бабушки» (калмыц.) и др.), общественных агентов воспитания (соседи, старейшины, односельчане), разных каналов духовно-нравственного воздействия на детей («улы» (чуваш.), «ларма» (чуваш.), «пятиминутки» годекана (даг.), праздники, народные гулянья, свадьбы и др.); 4) сходстве содержания, форм и методов такого воспитания в российских традиционных обществах.
Наше заключение о религии как о важном факторе духовно-нравственного развития и воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных обществах основано на: 1) исторической справке о вероучении как духовно-нравственной ценностной основе российского начального образования; 2) диалектике отечественного института религии; 3) описании характерных для России традиционных религий; 4) требованиях Федерального государственного стандарта начального общего образования, распространяющихся на предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».
Сделанные нами выводы относительно языкового выражения духовно-нравственных интенций развития и воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных обществах выразилась в следующем: данный феномен базируется на присоединении ребенка как продуцента речи к коллективному языковому сознанию [7]. Основным механизмом в этом процессе выступает лексика, формирующая на базе семантического признака – развивающе-воспитательных слов духовно-нравственной направленности – соответствующее понятийное поле, сужаемое нами в контексте исследуемой проблемы до возрастного рубежа 6–10 лет. Задаваемый схожестью языковой картины мира [8] общий способ концептуализации и духовно-нравственных интенций прослеживается в: 1) многожанровом, содержательно и сюжетно насыщенном фольклоре, обнаруживающем сходство в мотивах, идеализированных образах, ценностных установках, языковых средствах; 2) этикетно-поведенческих стереотипах и правилах, формирующих у ребенка альтруистическую мотивацию, приучающих его к нравственной дисциплине.
Наша позиция по рассмотрению труда в качестве механизма духовно-нравственного развития и воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных обществах состоит в следующем. В названных обществах труд исторически являлся базовой ценностью [9], неотъемлемой частью духовно-нравственного развития и воспитания. В возрасте 6–10 лет у детей формировалось трудовое сознание, связанное с пониманием общественного значения труда, личной ответственностью перед семьей и обществом, творческой активностью.
Итак, системно-генетический анализ рассмотренных нами эмпирических факторов свидетельствует о схожести духовно-нравственного воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных обществах, обусловленной их территориальной близостью и единой государственностью, ассимилятивными культурными процессами, универсальностью законов исторического развития традиционных обществ. Получено подтверждение относительно устойчивости духовно-нравственных абсолютов и интенций представителей названных обществ. Эти обстоятельства сообщили единую основу для проектирования основного продукта нашего исследования – Традиционно-культурной технологии духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Согласно Технологии, в основе развивающе-воспитательного процесса в начальной общей школе лежит конструктивный синтез деятельностного и аксиологического подходов, детерминирующих следующую динамическую последовательность ценностных преобразований: присвоение явлениям окружающего мира ценностных смыслов – превращение ценностных смыслов в личностные – вычленение ценностной ориентации. Технологические принципы включают: 1) учет возрастных и индивидуальных особенностей; 2) обусловленность сознания педагогическими воздействиями; 3) вовлечение воспитуемых в сознательную деятельность; 4) социальную целесообразность воспитания; 5) культуросообразность, 6) коллективность общественного воспитания. Их квинтэссенцией является выдвинутое нами утверждение: духовно-нравственное воспитание ребенка младшего школьного возраста должно быть направлено на традиционное, коллективное формирование его ценностного и морального сознания в процессе деятельности и освоения культурных абсолютов.
В традиционном технологическом ракурсе «чему обучать?» и «как обучать?» наша позиция по сути первого вопроса, сопряженного с содержанием развития и воспитания, сводится к овладению младшими школьниками узловыми духовно-нравственными понятиями (такими как «совесть», «честность», «справедливость», «вежливость», «ответственность») и абсолютами (идеалами духовной культуры и морального поведения в конкретном обществе). Организация духовно-нравственного воспитания, коррелирующая с вопросом «как учить?», представлена следующей иерархической последовательностью композиционных компонентов: 1) формирование ценностного и морального сознания (развитие мотивации к восприятию духовно-нравственных категорий, выделение сопряженных с ними положительных эмоций – овладение узловыми духовно-нравственными понятиями и их значениями – ознакомление с коллективными представлениями, общественными идеалами – превращение ценностных смыслов в личностные – преобразование личностных смыслов в духовно-нравственные абсолюты – вычленение ценностной ориентации (позиции)); 2) формирование моральных действий и поведения (деятельностное выражение социально одобряемых моделей поведения – развитие этических чувств: стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения, овладение эмпатией – оценка ребенком своих поступков как хороших или плохих, прогнозирование им своих поступков).
Технологические основы в их системной совокупности включают: цель (формирование у детей младшего школьного возраста преднравственного уровня, критериями которого являются: оценка ребенком своих поступков как хороших или плохих, прогнозирование их последствий), стратегические задачи: 1) формирование бережного отношения к культурному наследию народов России, истории и традициям духовно-нравственного развития и воспитания детей 6–10 лет; 2) преемственность лучших моральных принципов, исторически выработанных традиционными обществами; 3) развитие ценностной и духовно-нравственной сторон сознания; объект (младший школьник); субъект (начальная общая школа); методы (деятельностные, универсальные, специфические, ситуативный, анализ воспитывающей ситуации и др.); приемы (просьба, проявление сочувствия, доброты и внимания, одобрение, похвала, поручение, авансирование достоинств воспитуемого, проявление огорчения, прощение как замена наказания, психологическая поддержка); формы (словесно-логические, психологические, игровые, образно-художественные; классные родительско-ученические собрания, телевизионные и радиовещательные программы с обсуждением проблемы, тематические книжные выставки, Дни духовности и нравственности, конкурсы рисунков, встречи с представителями общественности и др.); средства (учение, труд, игра, жизнь в семье и школе, взаимоотношения с окружающими, совместные дела, общение, социальное и культурное окружение, слово, эпос, искусство изобразительное и музыкальное и др.), условия: 1) использование развивающе-воспитательных возможностей семьи, родственного коллектива, начальной общей школы; 2) создание воспитывающей среды в детском коллективе, превращение его в воспитательный; 3) использование позитивного развивающе-воспитательного потенциала внешне-организационной традиционной среды; 4) повышение компетентности педагогов в области духовно-нравственного развития и воспитания в российских традиционных обществах. Эффективность Технологии была доказана экспериментально.
В рамках экспериментальной рефлексии были выработаны рекомендации для педагогов: 1) организовать распространение Традиционно-культурной технологии духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста через практико-ориентированные конференции, круглые столы, дискуссии, групповые консультации; 2) создать электронные банки данных по направлению духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в российской традиционно-культурной среде.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках проведенного исследования авторами были выполнены задачи исследования. В частности, реализованный в рамках задачи 1 системно-генетический анализ эмпирического опыта духовно-нравственного воспитания детей в российских традиционных культурах отразил сходство такого опыта в названных культурах при незначительных отличиях. Последние детерминированы этнической культурой, ментальностью, религиозными воззрениями, языком. Это обстоятельство позволило рассматривать возможность преемственности названного опыта начальным общим образованием.
В рамках решения задачи 2 была разработана Традиционно-культурная технология духовно-нравственного воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, приемлющая опыт духовно-нравственного воспитания в российских традиционных культурах. Ее эффективность подтверждена экспериментально.
Заключение
В рамках предлагаемой статьи получено новое педагогическое знание об эмпирическом опыте духовно-нравственного воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных культурах. Для этого осуществлены методологическое обоснование исследования, системно-генетический анализ названного опыта, сделан вывод о его сходстве в российских традиционных культурах и целесообразности преемственности начальным общим образованием. Описана авторская Традиционно-культурная технология духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, прошедшая экспериментальную апробацию и доказавшая свою эффективность. Сделано заключение о достижении ожидаемых результатов ее освоения всеми видами образовательных организаций начального общего образования. Сформулированы рекомендации педагогам по реализации авторской технологии.
Библиографическая ссылка
Султыгова Р.М., Лезина В.В. ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОПЫТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6–10 ЛЕТ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31645 (дата обращения: 28.03.2024).