Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОПЫТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6–10 ЛЕТ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Султыгова Р.М. 1 Лезина В.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»
Данная статья содержит выводы по изучению проблемы опыта духовно-нравственного воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных обществах. Предпосылками исследования являются дефицит нравственной воспитанности у современных детей и более высокий уровень морального поведения у представителей традиционной культуры по сравнению с носителями культуры рациональной. Знания о таком опыте и механизмах его преемственности в начальную общую школу оптимизируют воспитательный процесс. Рассмотрена методология исследования на философском, общенаучном, конкретно-научном (педагогическом), методическом уровнях. Приоритетным методом изучения названного опыта в традиционных культурах стал системно-генетический анализ. Он позволил выделить источники (семейная педагогика и домашнее духовно-нравственное воспитание, общественно-культурные нормы и идеалы, религия, язык и труд). Результатом анализа стал вывод об общности духовно-нравственного воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных обществах. Структурные компоненты содержания опыта духовно-нравственного воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных обществах воплощены в Традиционно-культурной технологии духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Ее композиционные компоненты представлены в виде последовательности: 1) формирование ценностного и морального сознания; 2) формирование моральных действий и поведения. Первый компонент достигается посредством развития мотивации к восприятию духовно-нравственных категорий, выделения сопряженных с ними положительных эмоций, овладения узловыми духовно-нравственными понятиями и их значениями, ознакомления с коллективными представлениями и общественными идеалами, превращения ценностных смыслов в личностные, преобразования личностных смыслов в духовно-нравственные абсолюты, вычленения ценностной ориентации. Второй компонент включает деятельностное выражение социально одобряемых моделей поведения, развитие этических чувств (стыда, вины, совести), овладение эмпатией, прогнозирование своих поступков. Эффективность технологии доказана экспериментально. Выработаны рекомендации педагогам по реализации авторской технологии.
опыт
духовно-нравственное воспитание
традиционное общество
младший школьник
нравственная воспитанность
преемственность
методология
системно-генетический анализ
педагогическая технология
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. С. 41.
2. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учеб. пособие. М.: Академия, 1999. 288 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31.05.2021.
4. Целоева Д.М., Местоева Е.А. Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи в Северо-Кавказском регионе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 278-282.
5. Панькин А.Б., Иванов С.В., Иванова А.П., Сокальский Э.А. Духовно-нравственная подготовка студента – будущего воспитателя детского сада // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2020. № 1 (144). С. 73-80.
6. Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х., Алиева З.И. Концепция единства этнокультурных ценностей: светских и религиозных // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85) С. 357-357.
7. Этнопедагогика: предмет, проблемы, современные поиски // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: материалы международной научной конференции, Элиста: АПП «Джангар», 2017. С. 25.
8. Лезина В.В., Султыгова Л.М., Мамиева З.М. Развитие творчества у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях национально-региональной среды: коллективная монография «Реализация творческого потенциала личности: проблемы, теория, практика». Чебоксары: Изд. дом «Среда», 2021. С. 194-208.
9. Методология этнопедагогического исследования: коллективная монография. Элиста: Изд-во Калм.ГУ, 2019. 205 с.

В Словаре по педагогике духовно-нравственное воспитание интерпретируется как развитие у ребенка ценностного отношения к жизни, формирование системы нравственных отношений [1].

Духовно-нравственная воспитательная парадигма, инициированная Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 87), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (1–4-е классы), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (пункт I), Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, обусловила в последние десятилетия проведение большого количества исследований духовно-нравственного воспитания детей. Однако, по утверждению Е.Н. Шиянова и И.Б.Котовой, стихийный опыт такого воспитания в традиционных культурах редко являлся предметом историко-педагогического анализа [2]. Вместе с тем традиционные культуры стабильно демонстрируют высокий уровень морального воспитания детей, что обусловливает целесообразность изучения традиционного народно-педагогического опыта в этой области. Знания о нем способны повысить уровень духовно-нравственного воспитания современных школьников.

Наиболее продуктивным возрастом для интеграции такого опыта в образование является младшее школьное детство, ассоциирующееся в народной педагогике с периодом 6–10 лет. В этом возрасте у ребенка закладываются моральные ценности и абсолюты, определяются примеры для подражания, формируются модели поведения. Достижение определенного уровня нравственной воспитанности является залогом высоконравственной личности в будущем. Это обстоятельство зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В частности, отмечено, что личностные результаты освоения программы этого вида образования достигаются в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами поведения [3]. Эти ценности, нормы и правила воплощены в предметных результатах по учебным дисциплинам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации», «Литературное чтение на родном языке».

В соответствии с этим цель исследования состоит в получении педагогического знания об эмпирическом опыте духовно-нравственного воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных культурах.

Материал и методы исследования

Объектом исследования выступил эмпирический опыт духовно-нравственного воспитания детей в российских традиционных культурах.

Предметом исследования стало духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Гипотеза сформулирована следующим образом: духовно-нравственное воспитание младших школьников будет эффективнее при преемственности опыта такого воспитания в традиционных российских культурах.

Задачи исследования включают:

1) изложение выводов о системно-генетическом анализе эмпирического опыта духовно-нравственного воспитания детей в российских традиционных культурах;

2) разработку педагогической технологии духовно-нравственного воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, приемлющей опыт такого воспитания в российских традиционных культурах.

В рамках задачи 1 конкретизирован категориальный аппарат исследования названной проблемы. Уточнены понятия «преемственность», «системогенез», «духовность», «нравственность». Сформировано понятийное поле исследования, коррелирующее с такими областями научного знания, как философия, культурология, возрастная психология, этнология, этнопсихология, языковедение. Достаточно широкий понятийно-знаниевый контекст сообщил исследованию междисциплинарный характер.

На конкретно-научном уровне нами сделан акцент на принцип культуросообразности воспитания. В его контексте воспитание и обучение ребенка в национально-региональной среде выстраиваются на традициях этнокультур [4]. Методический арсенал на этом уровне включил методы эмпирические (наблюдение, беседу, изучение специальной литературы), контекстуальные (обращение к народным воспитательным традициям, канонам, предписаниям, авторитетам), теоретические (исторический метод, абстрагирование, анализ, обобщение, проектирование), экспериментальный, математические методы (количественный подсчет и расчет по формуле среднего арифметического).

Представленные методологические позиции исследования учитывают возрастные психологические особенности детей 6–10 лет: становление детских убеждений [5], рождение своего «Я», появление внутренней позиции, обретение сенситивных данному возрасту качеств: уверенности в себе, умения позитивно общаться со своим окружением, дружить, сострадать, помогать, делиться [6].

Выполненное теоретико-методологическое обоснование исследования позволило нам перейти к системогенезу эмпирических факторов духовно-нравственного воспитания и обучения детей 6–10 лет в российских традиционных обществах. К названным факторам нами отнесены семейная педагогика и домашнее духовно-нравственное воспитание, общественно-культурные нормы и идеалы, религия, язык и труд.

Следствием эмпирического исследования семейной педагогики и домашнего духовно-нравственного воспитания стали наши суждения о: 1) формировании духовно-нравственной основы ребенка посредством семейных идеалов, ценностей, взаимоотношений членов семьи, основанных на силе любви и признании сыновьего долга; 2) наличии в традиционной семейной педагогике специальных методов (убеждение, внушение, пример, поощрение, наказание), средств (игра, труд, напутствие, устное народное творчество), приемов (назидание, наставление, предупреждение, поучение) духовно-нравственного развития и воспитания детей данной возрастной группы; 3) общности духовно-нравственных приоритетов семейного воспитания российских традиционных обществ при минимальных различиях в деталях.

Результатом изучения общественно-культурных норм и идеалов являются наши выводы о: 1) приоритете и стабилизирующей функции духовно-нравственного развития и воспитания в традиционных обществах; 2) его направленности на полезного обществу члена и собирательный характер, складывающийся из образа идеального героя и господствующих нравственных норм (коллективизм, взаимопомощь, подчинение личных интересов общественным и др.); 3) наличии нравственно-этических кодексов («намус» (даг.), «афсарм» (осет.), «адыгэ хабзэ» (адыг.), «адамлыкъ» (карач.), «нохчалла» (чечен.), «к=м=л» (чуваш.) и др.), народных воспитателей («ребячьи пастухи» (чуваш.), «бабушки» (калмыц.) и др.), общественных агентов воспитания (соседи, старейшины, односельчане), разных каналов духовно-нравственного воздействия на детей («улы» (чуваш.), «ларма» (чуваш.), «пятиминутки» годекана (даг.), праздники, народные гулянья, свадьбы и др.); 4) сходстве содержания, форм и методов такого воспитания в российских традиционных обществах.

Наше заключение о религии как о важном факторе духовно-нравственного развития и воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных обществах основано на: 1) исторической справке о вероучении как духовно-нравственной ценностной основе российского начального образования; 2) диалектике отечественного института религии; 3) описании характерных для России традиционных религий; 4) требованиях Федерального государственного стандарта начального общего образования, распространяющихся на предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».

Сделанные нами выводы относительно языкового выражения духовно-нравственных интенций развития и воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных обществах выразилась в следующем: данный феномен базируется на присоединении ребенка как продуцента речи к коллективному языковому сознанию [7]. Основным механизмом в этом процессе выступает лексика, формирующая на базе семантического признака – развивающе-воспитательных слов духовно-нравственной направленности – соответствующее понятийное поле, сужаемое нами в контексте исследуемой проблемы до возрастного рубежа 6–10 лет. Задаваемый схожестью языковой картины мира [8] общий способ концептуализации и духовно-нравственных интенций прослеживается в: 1) многожанровом, содержательно и сюжетно насыщенном фольклоре, обнаруживающем сходство в мотивах, идеализированных образах, ценностных установках, языковых средствах; 2) этикетно-поведенческих стереотипах и правилах, формирующих у ребенка альтруистическую мотивацию, приучающих его к нравственной дисциплине.

Наша позиция по рассмотрению труда в качестве механизма духовно-нравственного развития и воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных обществах состоит в следующем. В названных обществах труд исторически являлся базовой ценностью [9], неотъемлемой частью духовно-нравственного развития и воспитания. В возрасте 6–10 лет у детей формировалось трудовое сознание, связанное с пониманием общественного значения труда, личной ответственностью перед семьей и обществом, творческой активностью.

Итак, системно-генетический анализ рассмотренных нами эмпирических факторов свидетельствует о схожести духовно-нравственного воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных обществах, обусловленной их территориальной близостью и единой государственностью, ассимилятивными культурными процессами, универсальностью законов исторического развития традиционных обществ. Получено подтверждение относительно устойчивости духовно-нравственных абсолютов и интенций представителей названных обществ. Эти обстоятельства сообщили единую основу для проектирования основного продукта нашего исследования – Традиционно-культурной технологии духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Согласно Технологии, в основе развивающе-воспитательного процесса в начальной общей школе лежит конструктивный синтез деятельностного и аксиологического подходов, детерминирующих следующую динамическую последовательность ценностных преобразований: присвоение явлениям окружающего мира ценностных смыслов – превращение ценностных смыслов в личностные – вычленение ценностной ориентации. Технологические принципы включают: 1) учет возрастных и индивидуальных особенностей; 2) обусловленность сознания педагогическими воздействиями; 3) вовлечение воспитуемых в сознательную деятельность; 4) социальную целесообразность воспитания; 5) культуросообразность, 6) коллективность общественного воспитания. Их квинтэссенцией является выдвинутое нами утверждение: духовно-нравственное воспитание ребенка младшего школьного возраста должно быть направлено на традиционное, коллективное формирование его ценностного и морального сознания в процессе деятельности и освоения культурных абсолютов.

В традиционном технологическом ракурсе «чему обучать?» и «как обучать?» наша позиция по сути первого вопроса, сопряженного с содержанием развития и воспитания, сводится к овладению младшими школьниками узловыми духовно-нравственными понятиями (такими как «совесть», «честность», «справедливость», «вежливость», «ответственность») и абсолютами (идеалами духовной культуры и морального поведения в конкретном обществе). Организация духовно-нравственного воспитания, коррелирующая с вопросом «как учить?», представлена следующей иерархической последовательностью композиционных компонентов: 1) формирование ценностного и морального сознания (развитие мотивации к восприятию духовно-нравственных категорий, выделение сопряженных с ними положительных эмоций – овладение узловыми духовно-нравственными понятиями и их значениями – ознакомление с коллективными представлениями, общественными идеалами – превращение ценностных смыслов в личностные – преобразование личностных смыслов в духовно-нравственные абсолюты – вычленение ценностной ориентации (позиции)); 2) формирование моральных действий и поведения (деятельностное выражение социально одобряемых моделей поведения – развитие этических чувств: стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения, овладение эмпатией – оценка ребенком своих поступков как хороших или плохих, прогнозирование им своих поступков).

Технологические основы в их системной совокупности включают: цель (формирование у детей младшего школьного возраста преднравственного уровня, критериями которого являются: оценка ребенком своих поступков как хороших или плохих, прогнозирование их последствий), стратегические задачи: 1) формирование бережного отношения к культурному наследию народов России, истории и традициям духовно-нравственного развития и воспитания детей 6–10 лет; 2) преемственность лучших моральных принципов, исторически выработанных традиционными обществами; 3) развитие ценностной и духовно-нравственной сторон сознания; объект (младший школьник); субъект (начальная общая школа); методы (деятельностные, универсальные, специфические, ситуативный, анализ воспитывающей ситуации и др.); приемы (просьба, проявление сочувствия, доброты и внимания, одобрение, похвала, поручение, авансирование достоинств воспитуемого, проявление огорчения, прощение как замена наказания, психологическая поддержка); формы (словесно-логические, психологические, игровые, образно-художественные; классные родительско-ученические собрания, телевизионные и радиовещательные программы с обсуждением проблемы, тематические книжные выставки, Дни духовности и нравственности, конкурсы рисунков, встречи с представителями общественности и др.); средства (учение, труд, игра, жизнь в семье и школе, взаимоотношения с окружающими, совместные дела, общение, социальное и культурное окружение, слово, эпос, искусство изобразительное и музыкальное и др.), условия: 1) использование развивающе-воспитательных возможностей семьи, родственного коллектива, начальной общей школы; 2) создание воспитывающей среды в детском коллективе, превращение его в воспитательный; 3) использование позитивного развивающе-воспитательного потенциала внешне-организационной традиционной среды; 4) повышение компетентности педагогов в области духовно-нравственного развития и воспитания в российских традиционных обществах. Эффективность Технологии была доказана экспериментально.

В рамках экспериментальной рефлексии были выработаны рекомендации для педагогов: 1) организовать распространение Традиционно-культурной технологии духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста через практико-ориентированные конференции, круглые столы, дискуссии, групповые консультации; 2) создать электронные банки данных по направлению духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в российской традиционно-культурной среде.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках проведенного исследования авторами были выполнены задачи исследования. В частности, реализованный в рамках задачи 1 системно-генетический анализ эмпирического опыта духовно-нравственного воспитания детей в российских традиционных культурах отразил сходство такого опыта в названных культурах при незначительных отличиях. Последние детерминированы этнической культурой, ментальностью, религиозными воззрениями, языком. Это обстоятельство позволило рассматривать возможность преемственности названного опыта начальным общим образованием.

В рамках решения задачи 2 была разработана Традиционно-культурная технология духовно-нравственного воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, приемлющая опыт духовно-нравственного воспитания в российских традиционных культурах. Ее эффективность подтверждена экспериментально.

Заключение

В рамках предлагаемой статьи получено новое педагогическое знание об эмпирическом опыте духовно-нравственного воспитания детей 6–10 лет в российских традиционных культурах. Для этого осуществлены методологическое обоснование исследования, системно-генетический анализ названного опыта, сделан вывод о его сходстве в российских традиционных культурах и целесообразности преемственности начальным общим образованием. Описана авторская Традиционно-культурная технология духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, прошедшая экспериментальную апробацию и доказавшая свою эффективность. Сделано заключение о достижении ожидаемых результатов ее освоения всеми видами образовательных организаций начального общего образования. Сформулированы рекомендации педагогам по реализации авторской технологии.


Библиографическая ссылка

Султыгова Р.М., Лезина В.В. ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОПЫТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6–10 ЛЕТ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31645 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674