Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО (ПРОФИЛЬ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ»)

Иванова Е.Г. 1 Хрисанова Е.Г. 2
1 Волжский филиал ФГБОУ ВО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)"
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Статья посвящена проблеме формирования проектировочной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»). Проведен анализ педагогического опыта подготовки будущих бакалавров различных профилей к профессиональному проектированию в процессе обучения в вузе. Проведенный анализ позволил выявить педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование проектировочной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»): интеграция учебного, учебно-профессионального и социального проектирования, направленного на овладение студентами умений применения на практике знаний теории проектировочной деятельности; расширение форм взаимодействия вуза и профильных предприятий, направленных на приобретение студентами опыта решения проектных задач в области проектирования и строительства автомобильных дорог и сопутствующих объектов; разработка и внедрение в образовательный процесс вуза авторской программы повышения квалификации «Проектная деятельность в автодорожном строительстве», направленной на специальную подготовку преподавателей вуза к формированию проектировочной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»). Раскрыты пути реализации выявленных педагогических условий в процессе профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»). Представлены результаты эксперимента по формированию проектировочной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»), проведенного на базе Волжского филиала «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)».
обучающиеся автодорожного строительства
проектировочная компетентность
педагогические условия
эксперимент
1. Иванова Е.Г., Хрисанова Е.Г. Анализ опыта формирования проектировочной компетентности у обучающихся технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=29906 (дата обращения: 23.03.2022).
2. Приказ Минтруда России от 24.11.2020 N 823н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области проектирования автомобильных дорог». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373661/ (дата обращения: 23.03.2022).
3. Комендровская Ю.Г. Формирование проектировочной компетенции переводчика-референта в процессе профессиональной подготовки: дис ... канд. пед. наук. Иркутск, 2010. 165 с.
4. Смагина Е.А. Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического образования в вузе: профиль "Иностранный язык": дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2017. 164 с.
5. Миронова Е.В. Формирование и развитие проектно-конструкторской компетентности бакалавров агроинженерного профиля: дис. … канд. пед. наук. Орел, 2016. 280 с.
6. Ерцкина Е.Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов в процессе инженерного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерево, 2009. 23 с.
7. Смирнова М.А. Развитие профессиональных компетенций бакалавров в условиях проектного обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2007. 24 с.
8. Иванова Е.Г. К вопросу о сущности и структуре проектировочной компетентности бакалавра автодорожного строительства // Транспортные, технологические машины и наземные транспортно-технологические средства: сборник научных трудов кафедры. Чебоксары: Волжский филиал МАДИ. 2018. С. 14-20.
9. Парфенова Т.А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 223-228.
10. Щеглова Т.М. Формирование проектной компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образовании (на материале укрупненной группы специальностей и профессий «Технологии легкой промышленности»): дис. … канд. пед. наук. Белгород. 2016. 222 с.
11. Булан И.Г. Учебно-методическое обеспечение проектно-исследовательской деятельности студентов в условиях среднего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. Калининград. 2017. 213 с.
12. Самерханова Э. К., Имжарова З. У. Проектирование единой электронной платформы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/697/626 (дата обращения: 23.03.2022).

Одной из ключевых составляющих профессиональной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»), является проектировочная компетентность, характеризующая их готовность и способность к эффективному осуществлению профессиональной проектировочной деятельности на основе применения имеющихся знаний теории проектирования в автодорожном строительстве, умений и навыков проектировочной деятельности, опыта индивидуального и коллективного проектирования с использованием специализированных IT-технологий [1].

Проектировочная деятельность для будущих высококвалифицированных специалистов - студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»), является основной в структуре их профессиональных обязанностей и выполняемых трудовых действий [2]. Для эффективного осуществления проектировочной деятельности бакалавры должны иметь сформированные проектировочные умения (постановки проблемы, целей и задач, сбора и обработки информации, нахождения способа решения, проведения экспериментов, анализа полученных результатов в проектировании проекта, его материализации в техническом объекте, осуществления проверки эффективности его функционирования в условиях современной промышленности, оформления документации по проекту), развитое креативное воображение, творческое и логическое мышление, развитый потенциал личности, умение использовать знания, умения, навыки и способности, полученные в вузе.

Профессиональная подготовка будущих высококвалифицированных специалистов - студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»), обладающих эффективно сформированной проектировочной компетентностью, не может быть основана только на освоении теоретических знаний. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных педагогических условий, обеспечивающих формирование у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»), проектировочных умений и накопление ими опыта проектировочной деятельности.

Цель исследования заключается в выявлении педагогических условий, позволяющих эффективно формировать проектировочную компетентность у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»), в процессе их обучения в вузе.

Материал и методы исследования. В качестве методов решения исследуемой проблемы был использован анализ научных трудов, посвященных изучению феномена проектировочной компетентности и ее формирования у обучающихся, педагогического опыта проектировочной подготовки бакалавров в вузах. Экспериментальная работа по реализации выявленных педагогических условий формирования проектировочной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»), проводилась в Волжском филиале ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)». В эксперименте приняли участие контрольная группа (94 обучающихся) и экспериментальная группа (94 обучающихся).

Результаты исследования и их обсуждение

Феномен проектной компетентности является достаточно изученным. Проведены диссертационные исследования, посвященные вопросу формирования проектировочной компетентности у бакалавров различных направлений подготовки: бакалавров-переводчиков (Ю.Г. Комендровская [3], Е.А. Смагина [4] и др.), бакалавров агроинженерного комплекса (Е.В. Миронова [5]), бакалавров-инженеров (Е.Б. Ерцкина [6], М.А. Смирнова [7] и др.). Исследователями были предложены авторские трактовки проектировочной компетентности, научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное ее формирование у обучающихся в вузе.

Анализ трудов вышеперечисленных ученых позволил представить содержание проектировочной компетентности у студента, обучающегося по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»), как совокупности ценностно-мотивационного (устойчивая мотивация к осуществлению профессионально-проектировочной деятельности и осознание значимости проектирования в профессиональной деятельности строительства автомобильных дорог), когнитивного (глубокие и систематизированные знания профессионально-проектировочной теории проектирования автомобильных дорог и сопутствующих объектов), деятельностно-практического (совокупность умений, навыков и способностей, освоенного профессионального опыта проектировочной деятельности в области строительства в процессе обучения в вузе) компонентов.

Были определены критерии и показатели проектировочной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»): ценностно-мотивационный; когнитивный; деятельностно-практический [8].

В соответствии с критериями и показателями определены уровни сформированности проектировочной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»), в процессе профессионально-проектировочной подготовки (низкий, достаточный, высокий).

Проблема развития и формирования проектной и проектировочной компетентности студентов различных направлений в вузе отражена в педагогических трудах исследователей Т.А. Парфеновой [9], Т.М. Щегловой [10] и др.

Обращение к исследовательской работе И.Г. Булан, направленной на решение проблемы формирования знаний и умений проектно-исследовательской деятельности, показало, что реализация разработанного автором учебно-методического обеспечения проектно-исследовательской работы в процессе обучения студентов математике и специальным дисциплинам способствует формированию не только знаний и умений по дисциплинам, но и проектно-исследовательских умений. Создание комплексных мероприятий и технологий (по зависимым переменным – мотивация, обученность, проектно-исследовательские умения) ориентирует условия для полноценной самостоятельной работы студентов над проектами исследовательского характера [11].

Е.А. Смагина для совершенствования подготовки бакалавров предлагает профессионально ориентированные технология обучения. Автор полагает, что содержанием данной технологии является интеграция аудиторной и внеаудиторной, учебной, учебно-профессиональной, квазипрофессиональной деятельности студентов [4].

Э.К. Самерханова, З.У. Имжарова в процессе исследования проблемы подготовки бакалавров педагогического направления обосновали необходимость формирования у будущих учителей проектной компетенции на основе применения облачных технологий, искусственного интеллекта, виртуальных развивающих сред, сетевых технологий взаимодействия и др. [12]. Высоким дидактическим потенциалом, по мнению ученых, обладают метод проектов, кейс-метод, научно-исследовательская работа, мозговой штурм и др. технологии в проектной деятельности. В частности, сочетание традиционного метода обучения с активными и интерактивными методами обучения раскрывает проектировочные умения, способности и личностные качества студентов.

Далее рассмотрим более подробно опыт научно-исследовательской работы педагогов высших учебных заведений по формированию проектной и проектировочной компетентности у будущих бакалавров различных профилей подготовки.

Анализ опыта организации образовательного процесса в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова свидетельствует о том, что в профессиональной подготовке бакалавров направления подготовки 08.03.01 «Строительство» достаточное внимание уделяется проектировочной деятельности с применением цифровых технологий. Анализ учебного плана для бакалавров направления подготовки 08.03.01 «Строительство» показал, что на 3 и 4 курсах студенты выполняют только четыре курсовых проекта по профессиональным дисциплинам. Но это не мешает готовить студентов строительного направления к проектировочной деятельности, так как большое количество времени уделяется расчетно-графическим работам по дисциплинам, формирующим проектировочную компетентность, и занятию в факультативных кружках «Расчетчик» и «Проектировщик».

Особое внимание в проектировочной деятельности уделяется изучению дисциплин «Информационные технологии», «Инженерная компьютерная графика», «Компьютерные и графические методы проектирования», «САПР в строительстве», «Автоматизированные расчеты зданий и сооружений» на всех этапах обучения бакалавров, позволяющих увеличить темп выполнения расчетно-графических работ при решении проектных задач.

В Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова создана высоконасыщенная электронно-образовательная среда, включающая LMS Moodle, электронно-библиотечную систему, доступный сверхскоростной интернет в компьютерных классах, образовательные программные продукты, ВIM-технологию, профессиональную справочную систему «Техэксперт», программное обеспечение Matlab&Simulink и т.д.

На строительном факультете ЧГУ имени И.Н. Ульянова для успешного формирования представлений о будущей профессии для школьников 8-11-х классов проводятся занятия по программам «Черчение», «Проекционное черчение», «Рисунок», «Живопись», мастер-классы «Профессии будущего».

Интересный опыт формирования проектировочной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»), имеется в Поволжском государственном технологическом университете. В процессе подготовки к проектной деятельности преподаватели используют активные и интерактивные методы с применением современных информационных технологий – ресурсы сети Интернет, средства мультимедиа, инженерное программное обеспечение «Адепт», «Багира», MatCAD, АrchiCAD, электронную библиотеку.

Проектная деятельность направлена на практико-ориентированное обучение с привлечением работодателей: ГКУ «Марийскавтодор»; ОАО «Марий Эл Дорстрой»; ГУП «Мостремстрой»; Медведевский филиал АО «Марий Эл Дорстрой». На базе ГКУ «Марийскавтодор» создан филиал кафедры. Реализуемые проектные разработки участвуют во Всероссийском студенческом форуме «Инженерные кадры – будущее инновационной экономики России», в республиканских и региональных конкурсах.

Таким образом, проблема формирования проектировочной компетентности у бакалавров различных профилей подготовки является достаточно разработанной в теоретическом аспекте. Однако анализ практики подготовки в исследуемом направлении у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»), свидетельствует о необходимости повышения качества формирования проектировочной компетентности за счет применения различных образовательных форм, методов и средств, создания соответствующих педагогических условий в вузе.

Анализ разного рода источников позволил выявить, что отличительной особенностью понятия «педагогические условия» выступают элементы всех составляющих образовательного процесса (цели, задачи, содержание, методы, формы, средства).

В качестве педагогических условий, повышающих эффективность формирования проектировочной компетентности, были определены:

– обеспечение интеграции учебного, учебно-профессионального и социального проектирования, направленного на овладение студентами умений применения на практике знаний теории проектировочной деятельности;

– расширение форм взаимодействия вуза и профильных предприятий, направленных на приобретение студентами опыта решения проектных задач в области проектирования и строительства автомобильных дорог и сопутствующих объектов;

– разработка и внедрение в образовательный процесс вуза авторской программы «Проектная деятельность в автодорожном строительстве», направленной на специальную подготовку преподавателей вуза к формированию проектировочной компетентности бакалавров автодорожного строительства.

В экспериментальной работе по реализации перечисленных педагогических условий формирования проектировочной компетентности участвовали 188 студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги») (экспериментальная группа - 94 обучающихся, контрольная группа - 94 обучающихся) Волжского филиала Московского автомобильно-дорожного технического университета (МАДИ).

Перед началом эксперимента была проведена диагностика исходного уровня сформированности проектировочной компетентности у студентов экспериментальной и контрольной групп, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги») (рис. 1).

Рис. 1. Исходный уровень сформированности проектировочной компетентности обучающихся экспериментальной и контрольной групп

Как видно из представленной диаграммы, в обеих группах преобладающим исходным уровнем исследуемой компетентности был низкий.

С учетом полученных результатов осуществлялась реализация выявленных педагогических условий формирования проектировочной компетентности у будущих бакалавров автодорожного строительства.

Первое педагогическое условие - обеспечение интеграции учебного, учебно-профессионального и социального проектирования, направленного на овладение студентами умений применения на практике знаний теории проектировочной деятельности - предполагало переориентирование учебного проектирования в соответствии с моделью будущей профессиональной деятельности будущих инженеров-строителей автомобильных дорог, совершенствование проектировочной деятельности и повышение социальной активности обучающихся.

Обучающиеся экспериментальной группы приступали к выполнению курсовых работ и проектов с первых дней профессиональной подготовки в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 08.03.01 Строительство. Предлагаемые учебные и учебно-профессиональные проекты были направлены на развитие и углубление профессионально-проектировочных знаний и умений в строительстве дорог и сопутствующих объектов. Поэтапное включение студентов в проектную деятельность позволило сформировать новые знания и умения в области проектирования. Кроме того, обучающиеся приступают к выполнению социально значимых проектов муниципалитета, республики, страны («Доступная городская среда», «Комплексное развитие сельских дорог», «Идеи, преображающие города», «Аллея любви и верности», «Аллея автодорожников», «Твори добро», «Паспорт безопасности дорог к образовательным учреждениям» и др.), используя ранее освоенные знания и умения проектирования, накопленный опыт проектировочной деятельности. В процессе разработки и реализации социальных проектов учатся решать профессиональные задачи, не только используя профессионально-проектировочные знания, но и учитывая следующие аспекты: социально-экономические, экологические и другие.

Реализация второго педагогического условия включала расширение форм взаимодействия вуза и профильных предприятий, направленных на приобретение студентами опыта решения проектных задач в области проектирования и строительства автомобильных дорог и сопутствующих объектов.

Совместная деятельность вуза и предприятий дорожного строительства заключается в привлечении работодателей к руководству выпускными квалификационными работами будущих бакалавров, направленными на исследование практических проблем, возникающих в процессе строительства и реконструкции автомобильных дорог. Практико-ориентированное обучение способствовало закреплению, расширению, углублению и систематизации проектировочных знаний, умений и навыков, обеспечивало формирование профессиональной готовности обучающихся к самостоятельной проектировочной деятельности.

Непосредственное участие не только в проектировании строительства и реконструкции, но и в работе на самих строительных участках автомобильных дорог в качестве дорожных рабочих способствовало ознакомлению студентов с положительными и отрицательными моментами в области технологии строительства и реконструкции автомобильных дорог, формированию их мотивации к овладению профессией инженера-строителя автомобильных дорог.

Следующим педагогическим условием явились разработка и внедрение в образовательный процесс вуза авторской программы повышения квалификации преподавателей «Проектная деятельность в автодорожном строительстве», направленной на подготовку преподавателей технического вуза к формированию проектировочной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»).

Разработанная нами программа повышения квалификации была направлена на развитие у преподавателей технических вузов умений проектирования и моделирования подготовки обучающихся по индивидуальной траектории. Программа разрабатывалась в целях устранения выявленных в ходе анализа образовательного процесса вуза проблемных моментов: слабая мотивация преподавателей к проектировочной деятельности и руководству проектировочной деятельностью обучающихся, отсутствие у них опыта проектирования с применением современных технологий и средств.

Содержание программы включало расширение теоретических знаний преподавателей в области основ проектирования, их опыта проектной деятельности, внедрения проектных технологий автодорожного строительства в образовательный процесс, подготовки и разработки инновационных высокотехнологичных проектов в автодорожном строительстве.

Преподаватели Волжского филиала МАДИ ежегодно повышают уровень профессиональной подготовки в целом, в том числе уровень проектировочной и цифровой грамотности, совершенствуют педагогическое и инженерное мастерство с помощью онлайн-курсов в системе Moodle на базе Волжского филиала МАДИ. К организации повышения квалификации привлекаются сторонние профильные организации и другие учреждения дополнительного профессионального образования. Кроме этого, преподаватели вуза получают опыт проектной деятельности в результате обсуждения актуальных профессионально-проектных задач на научных конференциях, семинарах и круглых столах.

Все результаты повышения профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава фиксируются на электронно-образовательной платформе Moodle. По завершении обучающего курса повышения уровня профессионально-проектной компетентности преподаватели представили разработанные проекты в форме конкурсных заявок и рукописей научных статей для публикации в журналах и сборниках научных трудов.

Сотрудничество вуза и профильных предприятий автодорожного строительства позволило повысить уровень профессионально-проектной деятельности преподавателей. Так, например, на базе ФГАОУ ДПО «Межрегиональный ЦППК» (г. Санкт-Петербург) проводилось обучение сотрудников Волжского филиала МАДИ, обучение сотрудников органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, дорожно-строительных организаций, инженерно-технических и управленческих кадров в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги».

В рамках данного проекта рассматривались следующие основные вопросы: Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги. Общие сведения», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Контракты жизненного цикла», «Цифровая инфраструктура как инструмент предоставления цифровых сервисов автомобильных дорог» и др.

Быстрое и непрерывное развитие инженерных программных обеспечений, необходимых для проектирования, обусловило необходимость дистанционного обучения преподавателей Волжского филиала с целью повышения графических и расчетных навыков работы. Преподаватели также пользовались материалами вебинаров, методическими пособиями, учебниками по руководству работой с программным обеспечением, видеолекциями и др.

В процессе повышения квалификации преподаватели смогли приобрести и повысить квалификацию в области применения инновационных методов и технологий проектирования в автодорожном строительстве, умений и навыков организации и руководства проектной деятельностью обучающихся.

В конце экспериментальной работы была проведена заключительная проверка уровня сформированности проектировочной компетентности у студентов экспериментальной и контрольной групп (рис. 2).

Рис. 2. Итоговый уровень сформированности проектировочной компетентности у студентов экспериментальной и контрольной групп

Для подтверждения статистической достоверности результатов исследования был применен критерий Пирсона Х2. Если в начале экспериментальной работы различия между экспериментальной и контрольной группами являлись статистически незначимыми при 1% уровне значимости (х2наб≤х2крит, х2крит=1,77), то по окончании эксперимента эти различия стали статистически значимыми (х2наб>х2крит, х2крит=136,29).

Проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективном влиянии выявленных и реализованных педагогических условий на формирование проектировочной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»), в условиях цифровой образовательной среды.

Заключение. Внедрение выявленных педагогических условий в образовательный процесс автодорожного вуза позволило повысить уровень сформированности проектировочной компетентности у студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Автомобильные дороги»).

Полученные результаты не исчерпывают многоаспектности поставленной проблемы. В качестве дальнейшего направления научного исследования предлагается проблема совершенствования цифровой грамотности будущих инженеров-строителей автомобильных дорог в условиях проектной деятельности в процессе непрерывного профессионального развития.


Библиографическая ссылка

Иванова Е.Г., Хрисанова Е.Г. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 08.03.01 СТРОИТЕЛЬСТВО (ПРОФИЛЬ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ») // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31624 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674