В новых федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования особое внимание уделяется индивидуализации образовательного процесса, предполагающего создание таких условий, при которых обучающийся стал бы субъектом своего собственного образования. В профессиональной подготовке ориентация на саморазвитие и самообразование обучающихся обусловливает увеличение доли самостоятельной работы при освоении ими учебных дисциплин. При этом перед преподавателем стоит задача найти и применить наиболее эффективные дидактические средства её организации, а также новые формы и способы взаимодействия со студентом.
Правильно подобранные и рационально используемые дидактические средства обогащают применяемые методы обучения, улучшая условия познания изучаемого предмета и позволяя организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями.
Особое место среди современных дидактических средств занимает рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь как одно из средств индивидуализации процесса обучения, повышения учебной мотивации обучающегося и эффективности образовательного процесса в целом, давно и успешно используется в общем (основном и среднем) и среднем профессиональном образовании. Массово рабочие тетради начали внедряться в учебный процесс со второй половины 1990-х годов в связи с реформой и переходом к стратегии вариативного образования сначала в системе школьного образования. В последние десятилетия они широко используются в учебном процессе и среднего профессионального образования. В настоящее время отечественные исследователи все чаще отмечают необходимость использования рабочих тетрадей и в высшей профессиональной подготовке [1; 2].
Достоинство рабочей тетради состоит в том, что она нацелена главным образом на самостоятельное добывание знаний [3-5], а не на простое заучивание учебного материала. В своем содержательном аспекте данная разновидность учебного пособия предполагает такое педагогическое взаимодействие, при котором совместная работа превращается в «соавторство», «сотворчество». Такой вид сотрудничества достигается вследствие выстраивания индивидуальных образовательных траекторий и является важнейшим условием, стимулирующим развитие личностных и профессиональных качеств обучающихся.
Цель исследования заключается в обосновании преимуществ использования рабочей тетради как средства организации самостоятельной работы в вузовской подготовке, на примере рабочей тетради по дисциплине «Адаптация на рынке труда».
Материалы и методы исследования
Рабочая тетрадь представляет собой разновидность учебного пособия, которое имеет особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе над освоением содержания изучаемой дисциплины в рамках аудиторной и внеаудиторной работы и направленный на получение и/или закрепление необходимого теоретического материала, формирование требуемых практических умений и навыков.
Допустимы различные варианты композиционного построения рабочей тетради, которые во многом зависят от специфики изучаемой дисциплины и от замысла автора. К оформлению и содержанию данного вида учебного пособия предъявляются следующие обязательные требования: наличие предисловия, поясняющего назначение рабочей тетради и систему используемых в ней условных обозначений, а также мотивирующего к самостоятельной работе; виды заданий должны различаться уровнем трудности, творчества и степенью самостоятельности. При этом между собой задания должны иметь определенную соподчиненность; наличие обучающего/поясняющего иллюстративного материала; в конце каждой изучаемой темы рабочая тетрадь должна иметь серию контрольных вопросов и/или тестовых заданий, позволяющих систематизировать знания, а также список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов для выполнения заданий и углубленного изучения материала.
Основу исследования составили такие взаимосвязанные методологические подходы, как: компетентностный подход, направленный на формирование готовности обучающегося к активному и самостоятельному овладению деятельностью, на основе знаний, профессионального и жизненного опыта; деятельностный подход, ориентированный на перевод обучающегося в позицию активного субъекта образовательного процесса, способного к целеполаганию, планированию и организации собственной деятельности, к оценке ее результатов и самоанализу; индивидуально-дифференцированный подход, предполагающий выявление личностных особенностей каждого обучающегося и их учет при построении взаимодействия в ходе образовательного процесса.
В исследовании использованы методы теоретического анализа научной и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Авторский учебный курс «Адаптация на рынке труда», реализуемый в рамках подготовки бакалавров Тюменского индустриального университета (филиал в г. Нижневартовске), имеет междисциплинарный характер, объединяя в себе необходимые для профессионального становления и развития знания из таких областей, как психология, экономика, правоведение, менеджмент [6].
Курс состоит из шести разделов:
1. Основы трудовой профессиональной деятельности.
2. Рынок труда: общая характеристика.
3. Технология эффективного трудоустройства.
4. Адаптация на рабочем месте.
5. Карьера как стратегия трудовой жизни.
6. Организация собственного дела.
В рамках преподавания учебного курса автором была разработана и апробирована рабочая тетрадь по дисциплине «Адаптация на рынке труда», позволяющая организовать и оценить самостоятельную работу обучающихся [7].
Целью рабочей тетради «Адаптация на рынке труда» является актуализация и развитие адаптационного потенциала студентов-бакалавров в рамках их профессионального образования и саморазвития.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) создать условия для развития профессионально-личностного потенциала студентов;
2) укрепить уверенность будущих выпускников вуза в своих профессиональных и личностных возможностях;
3) сформировать позицию активного поведения на рынке труда и позитивное отношение к процессу трудоустройства;
4) помочь построить план профессиональной карьеры и определить пути его реализации;
5) сформировать навыки эффективного поиска работы;
6) способствовать выработке навыков делового общения и самопрезентации.
Структура рабочей тетради включает в себя:
– предисловие, которое знакомит обучающихся с назначением, структурой учебного пособия и алгоритмом работы с ним;
– задания по теоретическим разделам курса и психологические тесты;
– тестовые задания и контрольные вопросы, позволяющие осуществлять контроль и самоконтроль усвоения учебного материала;
– список литературы, рекомендуемый при работе с заданиями;
– приложения, содержащие дополнительную информацию.
Одной из главных функций рабочей тетради является функция сопровождения самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельность при работе с данным видом учебного пособия в рамках изучения курса «Адаптация на рынке труда» проявляется в том, что:
– развивается умение работать с различного рода источниками информации: обучающиеся получают навык поиска источника, анализа и систематизации содержащейся в нем информации, необходимой для выполнения задания;
– учебные задания выстроены таким образом, что при их выполнении обучающемуся не требуется дополнительной консультации преподавателя (имеется необходимая для этого «навигация»: система условных обозначений, ссылки на необходимый источник или приложение);
– при выполнении заданий рабочей тетради развиваются общеучебные умения: организационные (целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция и саморефлексия при осуществлении самостоятельной работы); интеллектуальные (поиск, переработка и преобразование информации в необходимую форму – таблица, структурно-логическая схема, план, вывод и т.п.); коммуникативные (аргументированное изложение своей позиции, понимание и учет мнения другой стороны, ориентация на сотрудничество и командную работу);
– психологические тесты, подкрепленные поясняющими приложениями и требующие обязательного вывода (под руководством преподавателя) о полученных результатах, которые позволяют произвести «инвентаризацию» своих сильных личностных и профессиональных качеств, найти способы компенсации слабых сторон, обнаруженных в личностной и профессиональной самохарактеристике, а также корректировать и выстраивать будущие образовательные и карьерные маршруты.
Особенность рабочей тетради «Адаптация на рынке труда» заключается в том, что она может использоваться как автономно, так и в комбинации с другими пособиями и учебниками. В ней представлены задания по основным темам дисциплины, дополняющие, расширяющие и углубляющие содержание лекционного материала и способствующие формированию и развитию необходимых для личностного и профессионального развития компетенций. При этом рабочая тетрадь обращена лично к каждому из обучающихся и ориентирует на самостоятельный поиск нужной информации, постановку вопросов, интерпретацию различных точек зрения и нахождение ответа.
Рабочая тетрадь способствует индивидуализации обучения также за счет того, что освоение тем курса осуществляется посредством выполнения различных по уровню сложности заданий: репродуктивных, реконструктивных и творческих.
Репродуктивные задания (на воспроизведение) позволяют оценить знание материала дисциплины, умение правильно использовать основные понятия, интерпретировать основные проблемы в рамках изучаемого раздела. В рабочей тетради они представлены заданиями на проверку теоретических знаний, целью которых является усвоение основных понятий и подходов.
Задания реконструктивного уровня (на понимание и применение в уже знакомой ситуации) направлены на выявление и оценку способностей обучающихся при работе с теоретическим и фактическим материалом к осуществлению таких мыслительных операций, как синтез, анализ, обобщение, сравнение, классификация, а также к установлению причинно-следственных связей и формулировке конкретных выводов. В нашем случае это задания, позволяющие провести анализ ситуации на рынке труда, профессиональных и карьерных компетенций, а также психологические тесты личностного и профессионального самоопределения с обязательными выводами.
Задания творческого уровня (на применение в измененной или незнакомой ситуации) помогают оценить умения интегрировать знания, относящиеся к различным областям, аргументированно выражать собственную точку зрения, планировать свою деятельность. В рабочей тетради – это индивидуальные и групповые творческие задания, направленные на совершенствование умений и навыков исследовательской и проектной работы.
В начале каждой изучаемой темы указаны порядковые номера заданий, проранжированные по трем уровням оценивания. Первый уровень включает репродуктивные и реконструктивные задания для обязательного выполнения (минимум для получения отметки «удовлетворительно»). Второй, в дополнение к обязательным заданиям первого уровня, включает творческие задания и рассчитан для обучающихся, претендующих на более высокий балл («хорошо» и «отлично»). Третий – содержит дополнительные индивидуальные и коллективные творческие задания, выполнение которых позволяет повысить рейтинг по дисциплине.
Рабочая тетрадь может эффективно использоваться не только в рамках самостоятельной внеаудиторной, но и аудиторной работы. Типы заданий рабочей тетради «Адаптация на рынке труда» в соответствии с уровнями самостоятельной работы обучающихся представлены в таблице.
Типы заданий рабочей тетради в соответствии с уровнями самостоятельной работы
Задания для аудиторной самостоятельной работы |
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы |
I уровень сложности |
|
Репродуктивные задания |
|
• дописать определение понятия; • ответить кратко на вопрос; • пройти тест по изученному материалу |
• пользуясь различными источниками, дать определение понятиям; • опираясь на предлагаемый источник, заполнить таблицу, схему; • найти в различных источниках основные подходы к интересуемой проблеме; • составить перечень |
Реконструктивные задания |
|
• дать характеристику; • пройти психологический тест и сделать вывод (под руководством преподавателя) по результатам |
• провести анализ ситуации; • выделить особенности, привести примеры |
II уровень сложности |
|
Творческие задания |
|
• составить сопроводительное письмо к резюме; • сформулировать и записать вопросы; • решить ситуационную задачу; • принять участие в тренинговых упражнениях |
• написать эссе; • составить резюме; • составить план профессионального развития; • подготовить доклад-презентацию; • подготовить проект |
III уровень сложности |
|
Дополнительные индивидуальные и коллективные творческие задания |
|
• предложить рекомендации; • принять участие в командной работе |
• подготовиться к деловой игре; • подготовить портфолио карьерного продвижения; • SWOT-анализ своих личностных и профессиональных качеств |
Используя систему разноуровневых заданий, преподаватель получает следующие возможности: сформировать у обучающихся учебную мотивацию, повысить их конкурентоспособность в процессе учебы, увидеть особенности и потребности каждого за счет анализа тех заданий, которые он выбирает и выполняет, а также более объективно и дифференцированно оценить результаты учебной работы обучающихся.
Работа с тетрадью в рамках использования балльно-рейтинговой системы оценивается максимально в 70 баллов при 100-балльной шкале. При этом баллы распределяются следующим образом: 64-70 баллов – «отлично»; 53-63 балла – «хорошо»; 43-52 балла – «удовлетворительно»; менее 43 баллов – «неудовлетворительно». Остальные 30 баллов обучающийся получает на итоговом коллоквиуме.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Адаптация на рынке труда», несмотря на ее целостность, предполагает содержательное обновление, обогащение в силу изменяющихся социально-экономических реалий, затрагивающих рынок труда. Благодаря заданиям открытого типа (заданиям свободного изложения), рабочая тетрадь содержательно обновляется в значительной мере самими обучающимися. Работа с заданиями предполагает самостоятельный анализ и систематизацию актуальной информации о состоянии рынка труда в целом и о востребованности специалистов по интересуемому направлению подготовки в частности, а также собственных приоритетов профессионального развития.
В итоге каждая отдельно взятая заполненная тетрадь уникальна и неповторима, т.к. имеет сразу нескольких соавторов: автора пособия / преподавателя и самого студента. С одной стороны, она представляет собой комплекс самостоятельно проанализированного и систематизированного теоретического материала, который позволяет понимать специфику и требования рынка труда, ориентироваться в его актуальных тенденциях, с другой – отражает индивидуальный социально-психологический портрет, который помогает дальнейшему профессиональному развитию с учетом своих интересов и склонностей.
Рабочая тетрадь в рамках изучения дисциплины «Адаптация на рынке труда» студентами бакалавриата Тюменского индустриального университета (филиал в г. Нижневартовске) используется с 2016 года. Для определения эффективности ее применения как дидактического средства обучающимся предлагалось пройти анкетирование. Из 207 опрошенных 182 (88%) ответили, что работа с тетрадью повышает мотивацию к изучению дисциплины и позволяет более успешно осваивать учебный материал, 15 (7%) обучающихся отметили, что для них нет разницы, с помощью каких средств обучения получать знания, и лишь 10 (5%) человек посчитали, что могли бы обойтись без этого средства. На вопрос «Соответствуют ли задания рабочей тетради содержанию обучения, т.е. системе научных знаний, навыков и практических умений, мировоззренческих идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения?» 157 обучающихся (76%) ответили утвердительно, 29 (14%) – хотели бы изменить (откорректировать/исключить/дополнить) некоторые задания, остальные 21 (10%) – воздержались от ответа. При этом подавляющее большинство обучающихся – 195 (94%) – сошлись во мнении, что использование рабочей тетради при изучении дисциплины обеспечивает индивидуализацию обучения, дает возможность самостоятельно и в своем темпе прорабатывать материал, позволяет провести рефлексию и наладить эффективную обратную связь с преподавателем.
Эффективность применения рабочих тетрадей в вузовской подготовке обусловлена психологическими особенностями возраста обучающихся и спецификой организации образовательного процесса.
Во-первых, осознание значимости выбора своей профессиональной деятельности, желание занять достойное положение в обществе и состояться в профессии служат основой мотивированности студенческой молодежи к получению знаний и необходимых компетенций.
Во-вторых, молодежи свойственно стремление к самостоятельности: интеллектуальной, творческой, социальной. У данной возрастной категории значительный объем знаний является результатом самостоятельного познания, которое вызвано как потребностью в получении объективных знаний, так и необходимостью выполнения большого объема самостоятельной работы по освоению учебного материала. Учение при этом приобретает личностный смысл, который влияет на формирование такой необходимой для профессионального развития потребности, как потребность в самообразовании. Также важным новообразованием периода молодости является развитие самопознания, суть которого – развитие установки на сознательное построение собственной жизни и поиск ее смысла. Таким образом, постепенно формируется индивидуальный стиль деятельности.
В-третьих, молодежь, обучающаяся в вузе, активно и уверенно использует электронную технику и информационные технологии, что позволяет эффективно применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе.
В-четвертых, лекционно-семинарская форма организации учебных занятий в вузе предполагает переработку большого объема информации для того, чтобы перевести его в необходимые знания.
В-пятых, в вузе значительное количество времени при освоении учебных дисциплин отведено на самостоятельную работу (к примеру, при изучении дисциплины «Адаптация на рынке труда» самостоятельная работа составляет 64% от общего количества часов, заложенных в учебный план на освоение данной дисциплины).
В-шестых, дискретность контроля, который предполагает проведение внутрисеместровых и промежуточных аттестаций.
Заключение. Рабочая тетрадь по дисциплине «Адаптация на рынке труда» позволяет сформировать у обучающихся необходимые компетенции, индивидуализируя и дифференцируя процесс обучения, мотивируя к саморазвитию и самообразованию, развивая навыки рефлексии и творческие способности, а также установить оптимальную обратную связь с преподавателем.
Для преподавателя данный инструмент организации самостоятельной работы и оценки уровня освоения компетенций является эффективным с точки зрения управления и контроля, совершенствования методики преподавания дисциплины, рефлексии своей профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Шалаева М.В. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «АДАПТАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА» КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31609 (дата обращения: 09.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31609