Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «АДАПТАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА» КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Шалаева М.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
В профессиональной подготовке создание условий для саморазвития и самообразования обучающихся на современном этапе является одной из приоритетных задач. Данная статья посвящена вопросу организации самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов бакалавриата с использованием рабочей тетради. Автором представлен опыт разработки и применения рабочей тетради по дисциплине «Адаптация на рынке труда» в качестве одного из актуальных и перспективных дидактических средств формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций обучающихся вуза. Показано, что применение рабочей тетради в образовательном процессе при реализации компетентностного подхода способствует переводу обучающегося в позицию активного субъекта, то есть индивидуализирует процесс обучения. Использование рабочей тетради, содержащей систему разноуровневых заданий для индивидуальной и коллективной работы, позволяет сформировать у обучающихся учебную мотивацию, повысить их конкурентоспособность в процессе учебы, увидеть особенности и потребности каждого, а также более объективно и дифференцированно оценить результаты. Данный инструмент организации самостоятельной работы и оценки уровня освоения компетенций является эффективным с точки зрения управления и контроля, совершенствования методики преподавания дисциплины, рефлексии профессиональной деятельности.
высшее профессиональное образование
самостоятельная работа
дидактическое средство
рабочая тетрадь
адаптация на рынке труда
1. Бордонская Л.А., Голобокова Г.И. Рабочая тетрадь студента вуза как многофункциональное дидактическое средство // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. № 6 (53). С. 51-66.
2. Ларина Е.Н. Рабочая тетрадь как средство формирования компетенций будущего специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 1061-1065.
3. Гребенщикова Т.В., Лаптева Ю.А., Умнов В.С. Рабочая тетрадь дисциплины как средство повышения эффективности самостоятельной работы студента // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 2 (115). С. 69-73.
4. Елагина В.С., Хайруллин С.С. Рабочая тетрадь как средство организации самостоятельной работы иностранных курсантов военного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28763 (дата обращения: 18.03.2022).
5. Щеткин Б.Н. Рабочая тетрадь как одно из эффективных средств организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 1. С. 89-90.
6. Шалаева М.В., Шалаев В.А. Учебная дисциплина «Адаптация на рынке труда» в системе вузовской подготовки конкурентоспособного специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28578 (дата обращения: 18.03.2022).
7. Шалаева М.В. Адаптация на рынке труда. Рабочая тетрадь: учебное пособие. Тюмень: ТИУ, 2016. 114 с.

В новых федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования особое внимание уделяется индивидуализации образовательного процесса, предполагающего создание таких условий, при которых обучающийся стал бы субъектом своего собственного образования. В профессиональной подготовке ориентация на саморазвитие и самообразование обучающихся обусловливает увеличение доли самостоятельной работы при освоении ими учебных дисциплин. При этом перед преподавателем стоит задача найти и применить наиболее эффективные дидактические средства её организации, а также новые формы и способы взаимодействия со студентом.

Правильно подобранные и рационально используемые дидактические средства обогащают применяемые методы обучения, улучшая условия познания изучаемого предмета и позволяя организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями.

Особое место среди современных дидактических средств занимает рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь как одно из средств индивидуализации процесса обучения, повышения учебной мотивации обучающегося и эффективности образовательного процесса в целом, давно и успешно используется в общем (основном и среднем) и среднем профессиональном образовании. Массово рабочие тетради начали внедряться в учебный процесс со второй половины 1990-х годов в связи с реформой и переходом к стратегии вариативного образования сначала в системе школьного образования. В последние десятилетия они широко используются в учебном процессе и среднего профессионального образования. В настоящее время отечественные исследователи все чаще отмечают необходимость использования рабочих тетрадей и в высшей профессиональной подготовке [1; 2].

Достоинство рабочей тетради состоит в том, что она нацелена главным образом на самостоятельное добывание знаний [3-5], а не на простое заучивание учебного материала. В своем содержательном аспекте данная разновидность учебного пособия предполагает такое педагогическое взаимодействие, при котором совместная работа превращается в «соавторство», «сотворчество». Такой вид сотрудничества достигается вследствие выстраивания индивидуальных образовательных траекторий и является важнейшим условием, стимулирующим развитие личностных и профессиональных качеств обучающихся.

Цель исследования заключается в обосновании преимуществ использования рабочей тетради как средства организации самостоятельной работы в вузовской подготовке, на примере рабочей тетради по дисциплине «Адаптация на рынке труда».

Материалы и методы исследования

Рабочая тетрадь представляет собой разновидность учебного пособия, которое имеет особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе над освоением содержания изучаемой дисциплины в рамках аудиторной и внеаудиторной работы и направленный на получение и/или закрепление необходимого теоретического материала, формирование требуемых практических умений и навыков.

Допустимы различные варианты композиционного построения рабочей тетради, которые во многом зависят от специфики изучаемой дисциплины и от замысла автора. К оформлению и содержанию данного вида учебного пособия предъявляются следующие обязательные требования: наличие предисловия, поясняющего назначение рабочей тетради и систему используемых в ней условных обозначений, а также мотивирующего к самостоятельной работе; виды заданий должны различаться уровнем трудности, творчества и степенью самостоятельности. При этом между собой задания должны иметь определенную соподчиненность; наличие обучающего/поясняющего иллюстративного материала; в конце каждой изучаемой темы рабочая тетрадь должна иметь серию контрольных вопросов и/или тестовых заданий, позволяющих систематизировать знания, а также список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов для выполнения заданий и углубленного изучения материала.

Основу исследования составили такие взаимосвязанные методологические подходы, как: компетентностный подход, направленный на формирование готовности обучающегося к активному и самостоятельному овладению деятельностью, на основе знаний, профессионального и жизненного опыта; деятельностный подход, ориентированный на перевод обучающегося в позицию активного субъекта образовательного процесса, способного к целеполаганию, планированию и организации собственной деятельности, к оценке ее результатов и самоанализу; индивидуально-дифференцированный подход, предполагающий выявление личностных особенностей каждого обучающегося и их учет при построении взаимодействия в ходе образовательного процесса.

В исследовании использованы методы теоретического анализа научной и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Авторский учебный курс «Адаптация на рынке труда», реализуемый в рамках подготовки бакалавров Тюменского индустриального университета (филиал в г. Нижневартовске), имеет междисциплинарный характер, объединяя в себе необходимые для профессионального становления и развития знания из таких областей, как психология, экономика, правоведение, менеджмент [6].

Курс состоит из шести разделов:

1. Основы трудовой профессиональной деятельности.

2. Рынок труда: общая характеристика.

3. Технология эффективного трудоустройства.

4. Адаптация на рабочем месте.

5. Карьера как стратегия трудовой жизни.

6. Организация собственного дела.

В рамках преподавания учебного курса автором была разработана и апробирована рабочая тетрадь по дисциплине «Адаптация на рынке труда», позволяющая организовать и оценить самостоятельную работу обучающихся [7].

Целью рабочей тетради «Адаптация на рынке труда» является актуализация и развитие адаптационного потенциала студентов-бакалавров в рамках их профессионального образования и саморазвития.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1) создать условия для развития профессионально-личностного потенциала студентов;

2) укрепить уверенность будущих выпускников вуза в своих профессиональных и личностных возможностях;

3) сформировать позицию активного поведения на рынке труда и позитивное отношение к процессу трудоустройства;

4) помочь построить план профессиональной карьеры и определить пути его реализации;

5) сформировать навыки эффективного поиска работы;

6) способствовать выработке навыков делового общения и самопрезентации.

Структура рабочей тетради включает в себя:

– предисловие, которое знакомит обучающихся с назначением, структурой учебного пособия и алгоритмом работы с ним;

– задания по теоретическим разделам курса и психологические тесты;

– тестовые задания и контрольные вопросы, позволяющие осуществлять контроль и самоконтроль усвоения учебного материала;

– список литературы, рекомендуемый при работе с заданиями;

– приложения, содержащие дополнительную информацию.

Одной из главных функций рабочей тетради является функция сопровождения самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельность при работе с данным видом учебного пособия в рамках изучения курса «Адаптация на рынке труда» проявляется в том, что:

– развивается умение работать с различного рода источниками информации: обучающиеся получают навык поиска источника, анализа и систематизации содержащейся в нем информации, необходимой для выполнения задания;

– учебные задания выстроены таким образом, что при их выполнении обучающемуся не требуется дополнительной консультации преподавателя (имеется необходимая для этого «навигация»: система условных обозначений, ссылки на необходимый источник или приложение);

– при выполнении заданий рабочей тетради развиваются общеучебные умения: организационные (целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция и саморефлексия при осуществлении самостоятельной работы); интеллектуальные (поиск, переработка и преобразование информации в необходимую форму – таблица, структурно-логическая схема, план, вывод и т.п.); коммуникативные (аргументированное изложение своей позиции, понимание и учет мнения другой стороны, ориентация на сотрудничество и командную работу);

– психологические тесты, подкрепленные поясняющими приложениями и требующие обязательного вывода (под руководством преподавателя) о полученных результатах, которые позволяют произвести «инвентаризацию» своих сильных личностных и профессиональных качеств, найти способы компенсации слабых сторон, обнаруженных в личностной и профессиональной самохарактеристике, а также корректировать и выстраивать будущие образовательные и карьерные маршруты.

Особенность рабочей тетради «Адаптация на рынке труда» заключается в том, что она может использоваться как автономно, так и в комбинации с другими пособиями и учебниками. В ней представлены задания по основным темам дисциплины, дополняющие, расширяющие и углубляющие содержание лекционного материала и способствующие формированию и развитию необходимых для личностного и профессионального развития компетенций. При этом рабочая тетрадь обращена лично к каждому из обучающихся и ориентирует на самостоятельный поиск нужной информации, постановку вопросов, интерпретацию различных точек зрения и нахождение ответа.

Рабочая тетрадь способствует индивидуализации обучения также за счет того, что освоение тем курса осуществляется посредством выполнения различных по уровню сложности заданий: репродуктивных, реконструктивных и творческих.

Репродуктивные задания (на воспроизведение) позволяют оценить знание материала дисциплины, умение правильно использовать основные понятия, интерпретировать основные проблемы в рамках изучаемого раздела. В рабочей тетради они представлены заданиями на проверку теоретических знаний, целью которых является усвоение основных понятий и подходов.

Задания реконструктивного уровня (на понимание и применение в уже знакомой ситуации) направлены на выявление и оценку способностей обучающихся при работе с теоретическим и фактическим материалом к осуществлению таких мыслительных операций, как синтез, анализ, обобщение, сравнение, классификация, а также к установлению причинно-следственных связей и формулировке конкретных выводов. В нашем случае это задания, позволяющие провести анализ ситуации на рынке труда, профессиональных и карьерных компетенций, а также психологические тесты личностного и профессионального самоопределения с обязательными выводами.

Задания творческого уровня (на применение в измененной или незнакомой ситуации) помогают оценить умения интегрировать знания, относящиеся к различным областям, аргументированно выражать собственную точку зрения, планировать свою деятельность. В рабочей тетради – это индивидуальные и групповые творческие задания, направленные на совершенствование умений и навыков исследовательской и проектной работы.

В начале каждой изучаемой темы указаны порядковые номера заданий, проранжированные по трем уровням оценивания. Первый уровень включает репродуктивные и реконструктивные задания для обязательного выполнения (минимум для получения отметки «удовлетворительно»). Второй, в дополнение к обязательным заданиям первого уровня, включает творческие задания и рассчитан для обучающихся, претендующих на более высокий балл («хорошо» и «отлично»). Третий – содержит дополнительные индивидуальные и коллективные творческие задания, выполнение которых позволяет повысить рейтинг по дисциплине.

Рабочая тетрадь может эффективно использоваться не только в рамках самостоятельной внеаудиторной, но и аудиторной работы. Типы заданий рабочей тетради «Адаптация на рынке труда» в соответствии с уровнями самостоятельной работы обучающихся представлены в таблице.

Типы заданий рабочей тетради в соответствии с уровнями самостоятельной работы

Задания для аудиторной самостоятельной работы

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

I уровень сложности

Репродуктивные задания

• дописать определение понятия;

• ответить кратко на вопрос;

• пройти тест по изученному материалу

• пользуясь различными источниками, дать определение понятиям;

• опираясь на предлагаемый источник, заполнить таблицу, схему;

• найти в различных источниках основные подходы к интересуемой проблеме;

• составить перечень

Реконструктивные задания

• дать характеристику;

• пройти психологический тест и сделать вывод (под руководством преподавателя) по результатам

• провести анализ ситуации;

• выделить особенности, привести примеры

II уровень сложности

Творческие задания

• составить сопроводительное письмо к резюме;

• сформулировать и записать вопросы;

• решить ситуационную задачу;

• принять участие в тренинговых упражнениях

• написать эссе;

• составить резюме;

• составить план профессионального развития;

• подготовить доклад-презентацию;

• подготовить проект

III уровень сложности

Дополнительные индивидуальные и коллективные

творческие задания

• предложить рекомендации;

• принять участие в командной работе

• подготовиться к деловой игре;

• подготовить портфолио карьерного продвижения;

• SWOT-анализ своих личностных и профессиональных качеств

Используя систему разноуровневых заданий, преподаватель получает следующие возможности: сформировать у обучающихся учебную мотивацию, повысить их конкурентоспособность в процессе учебы, увидеть особенности и потребности каждого за счет анализа тех заданий, которые он выбирает и выполняет, а также более объективно и дифференцированно оценить результаты учебной работы обучающихся.

Работа с тетрадью в рамках использования балльно-рейтинговой системы оценивается максимально в 70 баллов при 100-балльной шкале. При этом баллы распределяются следующим образом: 64-70 баллов – «отлично»; 53-63 балла – «хорошо»; 43-52 балла – «удовлетворительно»; менее 43 баллов – «неудовлетворительно». Остальные 30 баллов обучающийся получает на итоговом коллоквиуме.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Адаптация на рынке труда», несмотря на ее целостность, предполагает содержательное обновление, обогащение в силу изменяющихся социально-экономических реалий, затрагивающих рынок труда. Благодаря заданиям открытого типа (заданиям свободного изложения), рабочая тетрадь содержательно обновляется в значительной мере самими обучающимися. Работа с заданиями предполагает самостоятельный анализ и систематизацию актуальной информации о состоянии рынка труда в целом и о востребованности специалистов по интересуемому направлению подготовки в частности, а также собственных приоритетов профессионального развития.

В итоге каждая отдельно взятая заполненная тетрадь уникальна и неповторима, т.к. имеет сразу нескольких соавторов: автора пособия / преподавателя и самого студента. С одной стороны, она представляет собой комплекс самостоятельно проанализированного и систематизированного теоретического материала, который позволяет понимать специфику и требования рынка труда, ориентироваться в его актуальных тенденциях, с другой – отражает индивидуальный социально-психологический портрет, который помогает дальнейшему профессиональному развитию с учетом своих интересов и склонностей.

Рабочая тетрадь в рамках изучения дисциплины «Адаптация на рынке труда» студентами бакалавриата Тюменского индустриального университета (филиал в г. Нижневартовске) используется с 2016 года. Для определения эффективности ее применения как дидактического средства обучающимся предлагалось пройти анкетирование. Из 207 опрошенных 182 (88%) ответили, что работа с тетрадью повышает мотивацию к изучению дисциплины и позволяет более успешно осваивать учебный материал, 15 (7%) обучающихся отметили, что для них нет разницы, с помощью каких средств обучения получать знания, и лишь 10 (5%) человек посчитали, что могли бы обойтись без этого средства. На вопрос «Соответствуют ли задания рабочей тетради содержанию обучения, т.е. системе научных знаний, навыков и практических умений, мировоззренческих идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения?» 157 обучающихся (76%) ответили утвердительно, 29 (14%) – хотели бы изменить (откорректировать/исключить/дополнить) некоторые задания, остальные 21 (10%) – воздержались от ответа. При этом подавляющее большинство обучающихся – 195 (94%) – сошлись во мнении, что использование рабочей тетради при изучении дисциплины обеспечивает индивидуализацию обучения, дает возможность самостоятельно и в своем темпе прорабатывать материал, позволяет провести рефлексию и наладить эффективную обратную связь с преподавателем.

Эффективность применения рабочих тетрадей в вузовской подготовке обусловлена психологическими особенностями возраста обучающихся и спецификой организации образовательного процесса.

Во-первых, осознание значимости выбора своей профессиональной деятельности, желание занять достойное положение в обществе и состояться в профессии служат основой мотивированности студенческой молодежи к получению знаний и необходимых компетенций.

Во-вторых, молодежи свойственно стремление к самостоятельности: интеллектуальной, творческой, социальной. У данной возрастной категории значительный объем знаний является результатом самостоятельного познания, которое вызвано как потребностью в получении объективных знаний, так и необходимостью выполнения большого объема самостоятельной работы по освоению учебного материала. Учение при этом приобретает личностный смысл, который влияет на формирование такой необходимой для профессионального развития потребности, как потребность в самообразовании. Также важным новообразованием периода молодости является развитие самопознания, суть которого – развитие установки на сознательное построение собственной жизни и поиск ее смысла. Таким образом, постепенно формируется индивидуальный стиль деятельности.

В-третьих, молодежь, обучающаяся в вузе, активно и уверенно использует электронную технику и информационные технологии, что позволяет эффективно применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе.

В-четвертых, лекционно-семинарская форма организации учебных занятий в вузе предполагает переработку большого объема информации для того, чтобы перевести его в необходимые знания.

В-пятых, в вузе значительное количество времени при освоении учебных дисциплин отведено на самостоятельную работу (к примеру, при изучении дисциплины «Адаптация на рынке труда» самостоятельная работа составляет 64% от общего количества часов, заложенных в учебный план на освоение данной дисциплины).

В-шестых, дискретность контроля, который предполагает проведение внутрисеместровых и промежуточных аттестаций.

Заключение. Рабочая тетрадь по дисциплине «Адаптация на рынке труда» позволяет сформировать у обучающихся необходимые компетенции, индивидуализируя и дифференцируя процесс обучения, мотивируя к саморазвитию и самообразованию, развивая навыки рефлексии и творческие способности, а также установить оптимальную обратную связь с преподавателем.

Для преподавателя данный инструмент организации самостоятельной работы и оценки уровня освоения компетенций является эффективным с точки зрения управления и контроля, совершенствования методики преподавания дисциплины, рефлексии своей профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Шалаева М.В. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «АДАПТАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА» КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31609 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674