Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Панкова Е.С. 1 Казакова Г.Н. 1, 2 Бочаров А.В. 1 Шведчикова З.К. 2 Ситников Ю.Е. 3
1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
2 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»
3 ФГКОУ ВО Сибирский юридический институт МВД России
Сегодня имеет место очевидное противоречие между признанием педагогическим сообществом значимости работы по формированию культуры личной безопасности в начальной школе и ее отсутствием в учебных планах специальных учебных дисциплин. Наличие данного противоречия обусловливает актуальность темы настоящего исследования и его проблематику, которая концентрируется вокруг поиска дополнительных ресурсов формирования у младших школьников культуры личной безопасности. В этой статье рассматривается проблема ознакомления с основными правилами безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности: сформированность культуры безопасности учащихся вторых классов в системах: «Ребенок и другие люди» (правильность действий в ситуации контакта с незнакомыми людьми), «Ребенок и природа» (правильность действий на природе в разные времена года (в отношении животных, растений и на воде), «Ребенок дома» (правильность действий ребенка дома в отсутствие родителей) – и сформированность навыков безопасного поведения на улице (безопасность в системе «Ребенок на улице»). При проведении опытно-экспериментальной работы нами были использованы следующие научно–исследовательские методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методы констатирующего эксперимента, анализ результатов деятельности учащихся и протоколов бесед с ними. Сравнительный анализ результатов экспериментов по всем методикам показал, что после проведения формирующего эксперимента произошло достоверное повышение уровня культуры личной безопасности респондентов.
культура
младшие школьники
безопасное поведение
правила
повседневная жизнедеятельность
личная безопасность
1. Ерофеева Л.В. Как обеспечить безопасность детей на дорогах // Обеспечение безопасности детей на дорогах: сборник статей по итогам Межрегиональной научно-практической конференции. (Самара, 26 февраля 2021 г.). Самара, 2021. С. 164.
2. Скрипкин Л.Ю., Алпатова О.Б. Школьное образование как пространство формирования культуры правового и безопасного поведения // Проблемы современного образования. 2018. № 6. С. 31-37.
3. Погодаева М.В. Концепция формирования пространства безопасного детства. Красноярск, 2014. 82 с.
4. Зубарева Ю.М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (Уфа, март 2015 г.), 2015. С.63-68.
5. Жукова А.В. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе // Молодой ученый. 2013. № 11 (58). С. 590-592.
6. Скрипкин Л.Ю., Алпатова О.Б. Школьное образование как пространство формирования культуры правового и безопасного поведения // Проблемы современного образования. 2018. № 6. С. 31-37.
7. Михайлова В.С. Возможности формирования культуры личной безопасности у младших школьников на занятиях кружка «Азбука безопасности». [Электронный ресурс]. URL: http://elib.kspu.ru/document/64434 (дата обращения: 15.03.2022).

Жизненной необходимостью и гарантией сохранения здоровья и жизни ребенка в условиях мегаполиса и современного образа жизни является ознакомление обучающихся младшего школьного возраста с основными и значимыми правилами безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности [1].

Личная безопасность – междисциплинарное понятие, охватывающее самые разнообразные аспекты жизнедеятельности человека, оно объединяет широкий спектр представлений о безопасности – от элементарного выживания в природе до взаимодействия людей в социуме. Культура личной безопасности включает в себя наличие знаний о безопасном поведении в природе, в быту, в общении, о личной гигиене и безопасности окружающих, усвоение знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Проблема личной безопасности младшего школьника сегодня рассматривается в нескольких направлениях: ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; ребенок на улице [2, 3].

Формирование знаний о безопасном поведении – процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, однако именно в период обучения в школе заложенные в раннем и дошкольном детстве знания об основах сохранения здоровья и безопасности интенсивно расширяются. Значительную роль в формировании культуры безопасного поведения играют родители школьников, которые еще в раннем детстве приучают детей следовать нормам безопасности, предостерегают их от опасностей, учат избегать потенциально опасных ситуаций. В то же время нельзя не признать, что с поступлением ребенка в школу контроль его жизнедеятельности родителями ослабляется. Более того, после школьных занятий до возвращения родителей с работы младший школьник фактически предоставлен самому себе – домой из школы он идет часто без сопровождения взрослых; все элементарные бытовые дела, связанные с самообслуживанием, осуществляет самостоятельно. Соответственно, и соблюдение правил безопасности на улице, в общественных местах, дома становится зоной ответственности самого ребенка [4, 5].

Личная безопасность младшего школьника – это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда его существованию и жизнедеятельности. Соблюдение педагогических условий для обеспечения младшего школьника навыками безопасной жизнедеятельности в начальной школе должно проводиться в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) при наличии данного предмета в учебной программе, а также в рамках предметов «Физическая культура» и «Окружающий мир». Важной особенностью формирования культуры личной безопасности у младших школьников является изучение правил безопасного поведения: ознакомление детей с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций; расширение знаний и формирование умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций [6].

Цель исследования: выявление эффективности процесса формирования культуры личной безопасности у младших школьников на занятиях кружка «Азбука безопасности».

Материал и методы исследования

С целью изучения актуального уровня сформированности культуры личной безопасности младших школьников и проверки достоверности выдвинутой нами гипотезы был проведен педагогический эксперимент на базе Хатангской средней школы № 1 Красноярского края [7]. Участниками исследования стали обучающиеся вторых классов. Диагностика проводилась во 2«А» (экспериментальный) и 2«Б» (контрольный) классах. В каждой группе количество обучающихся составило 16 человек. Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Для проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента нами были описаны параметры и уровни сформированности у младших школьников культуры личной безопасности, разработана диагностическая программа исследования, подобраны соответствующие каждому критерию методики (таблица).

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты первичной диагностики уровня сформированности культуры личной безопасности показали, что не все второклассники готовы к разрешению ситуаций контакта с незнакомыми людьми на улице или по телефону в ответ на их приглашение принять подарок, покататься, уйти вместе домой якобы по просьбе родителей, поиграть в чужой квартире в компьютерную игру или просто зайти «за документами на щенка» или показать дорогу до чего-либо. У них не сформированы навыки безопасного поведения в подъезде, в лифте, при встрече с безнадзорными собаками на улице, на природе, у воды, на льду осенью и весной, в условиях сильной жары или холода, гололеда, сосулек весной; учащиеся не знают отдельных правил безопасного обращения с огнем, некоторыми ядовитыми растениями и опасными насекомыми, правила ориентирования на местности. Большинство детей не знают правил дорожного движения, купания в водоемах, не умеют оказывать первую помощь, не готовы правильно действовать при обращении с газом, лекарствами, средствами бытовой химии, электричеством, бытовой техникой и приборами, домашними животными, т.е. в опасных ситуациях, которые могут случиться с ними дома, когда нет родителей.

Обучающиеся контрольной группы осваивали правила безопасности во взаимодействии с другими людьми, на природе, дома и на улице в обычном режиме – в рамках изучения дисциплины «Окружающий мир» и проведения плановых воспитательных мероприятий. Для обучающихся экспериментальной группы дополнительно была разработана и реализована программа занятий кружка «Азбука безопасности».

Гипотеза исследования – занятия кружка «Азбука безопасности» способствуют повышению уровня культуры личной безопасности, если они будут направлены на расширение знаний младших школьников о безопасном поведении в природе, в быту, на улице, при встрече с незнакомцем (личной безопасности и безопасности окружающих), на усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Целью программы является создание условий для повышения уровня культуры личной безопасности младших школьников посредством занятий в кружке «Азбука безопасности».

Задачи программы: обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды различного происхождения, предотвращать, ликвидировать их последствия; прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи, взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического и психологического здоровья; воспитывать культуру безопасности.

По каждой теме, входящей в программу, нами были подобраны необходимый теоретический материал и перечень практических работ. Основная часть времени каждой темы практикоориентирована. Программа рассчитана на 12 часов, занятия проводились 1 раз в неделю по 1 часу.

Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: групповая, индивидуальная, коллективная. Методы проведения занятий: словесный, наглядный, практический. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Диагностическая программа исследования

Параметр/Критерий

Уровень сформированности, баллы

 

Методики диагностики

Низкий

Средний

Высокий

№ 1. Безопасность в системе «Ребенок и другие люди /

Правильность действий в ситуации контакта с незнакомыми людьми

Ребенок не знает большую часть правил безопасного поведения, выбирает неправильную стратегию поведения, аргументировать не может (0–10)

 

Ребенок знает большую часть правил безопасного поведения, чаще всего выбирает правильную стратегию поведения, но аргументировать не может (11–21)

Ребенок знает правила безопасного поведения, выбирает правильную стратегию поведения, свой выбор аргументирует (22–33)

 

Опрос «Незнакомец» (Автор: Е.А. Конькова)

№ 2. Безопасность в системе «Ребенок и природа» /

Правильность действий на природе в разные времена года (в отношении животных, растений и на воде)

Ребенок не знает большую часть правил безопасного поведения в природе, обращения с природными объектами, выбирает неправильную стратегию поведения, аргументировать не может (0–10)

Ребенок знает большую часть правил безопасного поведения в природе, обращения с природными объектами, чаще всего выбирает правильную стратегию поведения, но аргументировать не может

(11–21)

Ребенок знает правила безопасного поведения в природе, обращения с природными объектами, выбирает правильную стратегию поведения, свой выбор аргументирует

(22–33)

 

Беседа по картинкам (Автор: И.В. Цветкова)

№ 3. Безопасность в системе «Ребенок дома» /

Правильность действий ребенка дома в отсутствие родителей

Ребенок не знает большую часть правил безопасного поведения дома в отсутствие взрослых, выбирает неправильную стратегию поведения, аргументировать не может (0–10)

Ребенок знает большую часть правил безопасного поведения дома в отсутствие взрослых, чаще всего выбирает правильную стратегию поведения, но аргументировать не может (11–21)

Ребенок знает правила безопасного поведения дома в отсутствие взрослых, выбирает правильную стратегию поведения, свой выбор аргументирует (22–30)

 

Игра «найди ошибку» (Автор: А.М.Щитинина)

№ 4. Безопасность в системе «Ребенок на улице» /

Сформированность навыков безопасного поведения на улице, знание правил ПДД

Ребенок не знает большую часть ПДД, выбирает неправильную стратегию поведения, аргументировать не может (0–10)

 

Ребенок знает большую часть ПДД, чаще всего выбирает правильную стратегию поведения, но аргументировать не может

(11–21)

Ребенок знает ПДД, выбирает правильную стратегию поведения, свой выбор аргументирует

(22–33)

Методика «Подбери знак » (Автор: А.А. Ганкевич)

Культура личной безопасности в целом

0–43

44–87

88–129

 

Тематический план занятий (12 ч) включал разделы: «Ребенок и другие люди» («Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Ребенок и другие дети, в том числе подростки», «Если «чужой» приходит в дом»); «Ребенок и природа» («Безопасность в разных жизненных ситуациях», «Бережное отношение к живой природе», «Контакты с животными»); «Ребенок дома» («Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами», «Безопасность в помещении», «Экстремальные ситуации в быту»); «Ребенок на улице» («Улица полна неожиданностей», «Правила поведения в транспорте», «Если ребенок потерялся на улице»).

Предметом отслеживания образовательных результатов или оценивания в ходе формирующего эксперимента стали результаты освоения программы «Азбука безопасности» в течение учебного года. Оценка качества реализации программы включала в себя текущий контроль результатов освоения программы, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости нами использовались устные опросы, письменные работы, беседа, наблюдение, тестирование. Текущий контроль проводился в рамках учебных занятий. Требования к содержанию промежуточной и итоговой аттестации обучающихся определялись на основании рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности учреждения. Сравнительный анализ результатов по всем трем методикам показал, что после проведения формирующего эксперимента произошло достоверное повышение уровня культуры личной безопасности младших школьников (рисунок).

Сравнительные данные диагностики уровня культуры личной безопасности у второклассников

Результаты формирующего эксперимента со всей очевидностью свидетельствуют о наличии положительной динамики в показателях сформированности культуры личной безопасности по критерию № 1: при повторной диагностике в группе участников эксперимента не оказалось тех, кто совсем не владеет знаниями о безопасном поведении в ситуациях контакта с незнакомцами, не умеет распознавать потенциальные угрозы и выбирать правильные способы поведения. Одновременно произошло увеличение доли детей со средним уровнем сформированности исследуемого параметра. При этом пятая часть детей экспериментальной группы продемонстрировала полные и осознанные знания о правилах взаимодействия с незнакомыми людьми. На момент завершения педагогического эксперимента в группе полностью отсутствуют дети, не обладающие познаниями в области безопасного поведения на природе: в экспериментальной группе почти вдвое увеличилась доля младших школьников, обладающих средним уровнем сформированности культуры безопасного поведения на природе, а половина второклассников экспериментальной группы расширила свои знания до высокого уровня. Анализ полученных результатов по критерию № 3 показал, что более 50% детей демонстрируют высокий уровень выраженности диагностируемого параметра; немногим менее половины – средний уровень; зафиксирован единичный случай обладания низким уровнем сформированности осознанных знаний о правилах безопасного поведения в дома в отсутствие родителей (доля таких детей уменьшилась в 4 раза). Кроме того, в экспериментальной группе вдвое увеличилась доля детей с высоким уровнем сформированности представлений о правилах безопасного поведения на улице, до нуля сократилась доля детей, совсем не владеющих этими правилами.

В целом произошли следующие положительные сдвиги:

– в экспериментальной группе доля детей с высоким уровнем сформированности культуры личной безопасности увеличилась более, чем в два раза; в контрольной группе прирост незначительный (в абсолютном выражении увеличении численности на 1 человека);

– в экспериментальной группе отсутствуют дети с низким уровнем сформированности культуры личной безопасности; в контрольной группе таких детей – четвертая часть от общей численности, и сокращение численности этой категории детей в абсолютном выражении – на 2 человека;

– у половины детей экспериментальной и контрольной групп наблюдается средний уровень сформированности культуры личной безопасности, при этом прирост в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе. На основании сравнительного анализа полученных в ходе повторной диагностики данных можно признать гипотезу подтвержденной.

Заключение

Реализация программы «Азбука безопасности» привела к повышению уровня культуры личной безопасности младших школьников: в экспериментальной группе доля детей с высоким уровнем сформированности культуры личной безопасности увеличилась в два с лишним раза; отсутствуют дети с низким уровнем сформированности культуры личной безопасности; примерно у половины детей экспериментальной и контрольной групп отмечен средний уровень сформированности культуры личной безопасности.

Факт наличия положительной динамики свидетельствует о достаточно высокой результативности проведенной работы и целесообразности включения занятий кружка «Азбука безопасности» в программу внеурочной деятельности начальных школ: они будут способствовать повышению уровня культуры личной безопасности, рациональному поведению детей в повседневной жизни. Наиболее приемлемой для младших школьников формой организации факультативных занятий является кружковая форма работы, предполагающая широкое разнообразие методов обучения и воспитания, неформальное общение и свободное принятие ребенком решения о посещении занятий кружка или отказе от участия в его работе.


Библиографическая ссылка

Панкова Е.С., Казакова Г.Н., Бочаров А.В., Шведчикова З.К., Ситников Ю.Е. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31602 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674