Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КРОССФИТ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ТХЭКВОНДИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ (ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ)

Абраменков П.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»
В статье рассматриваются особенности применения кроссфита как средства совершенствования процесса физической подготовки юных спортсменов-тхэквондистов 10–12 лет. Представлены результаты анкетного опроса тренеров по тхэквондо, направленного на выявление объема теоретических знаний в вопросах характеристики, значения и особенностей применения кроссфит-тренировки в подготовке юных спортсменов-тхэквондистов. Проанализирована динамика показателей и уровня физической подготовленности юных спортсменов-тхэквондистов 10–12 лет, занимающихся на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) подготовки. Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании методики физической подготовки юных спортсменов 10–12 лет, занимающихся тхэквондо, на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) с применением средств кроссфита. Педагогический эксперимент был организован в течение 2020–2021 гг. на базе МБУДО СДЮСШОР Дворец спорта «Динамо» г. Челябинска. В исследовании приняли участие 56 юных спортсменов, специализирующихся в тхэквондо, занимающихся третий год на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) обучения. В контрольную группу (КГ-1) вошли мальчики 10–12 лет (n=14) и девочки 10–12 лет (КГ-2) (n=14). В экспериментальную группу были включены мальчики 10–12 лет (n=14) (ЭГ-1) и девочки 10–12 лет (n=14) (ЭГ-2). Физическая подготовка детей контрольных групп, как мальчиков, так и девочек, осуществлялась по общепринятой программе для тхэквондо, для юных спортсменов экспериментальных групп была введена кроссфит-тренировка. Разработана анкета для тренеров по тхэквондо, направленная на выявление объема теоретических знаний в вопросах характеристики, значения и особенностей применения кроссфит-тренировки в подготовке юных спортсменов-тхэквондистов, представлен анализ проведенного анкетирования. В результате исследования доказано положительное влияние экспериментальной методики на показатели и уровень развития физической подготовленности юных спортсменов-тхэквондистов 10–12 лет. Определены темпы прироста развития физических качеств спортсменов-тхэквондистов за период проведения педагогического эксперимента. Результаты апробации экспериментальной методики свидетельствуют о том, что она является весьма перспективным направлением решения проблемы повышения эффективности физической подготовки юных тхэквондистов с преимущественным использованием средств кроссфита. Совокупность положений и выводов, полученных в исследовании, направленных на совершенствование процесса физической подготовки тхэквондистов 10–12 лет, может быть использована в работе специалистов сферы физической культуры и спорта.
кроссфит-тренировка
юные тхэквондисты
тренировочный процесс
физическая подготовка
анкетный опрос
тренеры по тхэквондо
1. Орехов Л.И. Пути совершенствования физической подготовки спортсменов в горных условиях (на материале лыжного спорта): автореф. дис. ... докт. пед. наук. Минск, 1994. 41 c.
2. Галимова А.Г. Повышение уровня физической подготовленности курсантов вузов МВД России средствами кроссфит: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2017. 184 с.
3. Волков В.В., Селуянов В.Н. Особенности физической подготовленности атлетов-кроссфитеров высокой квалификации // Национальные программы формирования здорового образа жизни: междунар. науч.-практ. конгресс. В 4 т., Т. 1: Мин-во спорта РФ, Департамент образования г. Москвы. М.: ФГБОУ ВПО «Российский гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2014. С. 307-308.
4. Абраменков П.В. Применение высокоинтенсивных многофункциональных физических упражнений кроссфит в физической подготовке юных спортсменов-тхэквондистов 10-12 лет // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК. Вып. 19 / Под ред. к.п.н., доцента Е. Б. Малетиной. Челябинск: УралГУФК, 2022. С. 3-7.
5. Мищенко Н.Ю. Применение высокоинтенсивных многофункциональных физических упражнений кроссфит в общефизической подготовке спортсменов-саночников 12-14 лет // Взаимодействие духовного и физического воспитания в становлении гармонично развитой личности. Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической онлайн-конференции (Славянск-Краматорск, Украина, 18-19 марта 2020 г.) / гл. ред. В.М. Пристынский. Славянск, 2020. С. 212–222.
6. Тхэквондо ИТФ. Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Физкультура и Спорт, 2009. 160 с.

Как подчеркивает Л.И. Орехов, «вопросы физической подготовки широко освещены в научной и методической литературе. Практический опыт и исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что для обеспечения роста результатов необходимо развитие двигательных способностей в оптимальном сочетании и в гармонической взаимосвязи с другими сторонами подготовки в соответствии с требованиями конкретного вида спорта. Однако далеко не всегда удается подобрать оптимальный тренировочный режим, спланировать микроциклы, выбрать методы и средства, приводящие к росту достижений. Это побуждает тренеров вести поиск новых путей повышения эффективности тренировочного процесса» [1].

Как отмечают специалисты, в частности А.Г. Галимова (2017), «одним из современных и перспективных направлений, отвечающих данным требованиям, может служить система высокоинтенсивных многофункциональных упражнений кроссфит» [2].

Функциональное многоборье (кроссфит), по мнению В.В. Волкова, В.Н. Селуянова (2014), «отличается интенсивными короткими тренировками, включающими в себя кардио и кардио с силовыми нагрузками, специфика которых заключается в комбинировании тяжелой атлетики, гимнастики, бега, гиревого спорта, упражнений с собственным весом, плавания, гребли, пауэрлифтинга, скалолазания, упражнений с канатом» [3].

Несмотря на имеющиеся исследования в данной области как зарубежных, так и отечественных специалистов, отсутствуют публикации о влиянии занятий кроссфитом на организм юных спортсменов, занимающихся тхэквондо. Не обнаружены научные работы, посвященные анализу особенностей организации тренировочного процесса, его направленности на достижение спортивных результатов с учетом индивидуального уровня тренированности и состояния здоровья спортсменов-тхэквондистов. Недостаточно внимания учеными уделено изучению возможностей использования упражнений кроссфита как средства физической подготовки в тренировочном процессе спортсменов в различных видах спорта, хотя большинство специалистов рекомендуют включать это направление в физическую подготовку спортсменов в различных видах единоборств, включая тхэквондо [4, 5].

Таким образом, существует противоречие между: необходимостью повышения уровня физической подготовленности юных спортсменов-тхэквондистов 10–12 лет на основе применения относительно нового направления – «кроссфит», представляющего собой разновидность силового многоборья, особенностями проведения которого являются значительная интенсивность, цикличность выполнения, а также разнообразие предлагаемых нагрузок, и отсутствием программ его реализации на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) в тхэквондо.

Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании методики физической подготовки юных спортсменов 10–12 лет, занимающихся тхэквондо на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), с применением средств кроссфита.

Материалы и методы исследования

Педагогический эксперимент был организован в течение 2020–2021 гг. на базе МБУДО СДЮСШОР Дворец спорта «Динамо» г. Челябинска. В исследовании приняли участие 56 юных спортсменов, специализирующихся в тхэквондо, занимающихся третий год на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) обучения. В контрольную группу вошли мальчики 10–12 лет (n=14) (КГ-1) и девочки 10–12 лет (n=14) (КГ-2), в экспериментальную – мальчики 10–12 лет (n=14) (ЭГ-1) и девочки 10–12 лет (n=14) (ЭГ-2). Физическая подготовка детей контрольных групп, как мальчиков, так и девочек, осуществлялась по общепринятой программе для тхэквондо, в экспериментальную группу юных спортсменов была введена кроссфит-тренировка [6].

Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования было проведено анкетирование тренеров по тхэквондо в количестве 21 человека с целью выявления объема теоретических знаний в вопросах характеристики, значения и особенностей применения средств кроссфита в тренировочном процессе юных тхэквондистов 10–12 лет. Были получены следующие результаты (табл. 1). Большинство тренеров по тхэквондо – 11 человек (52,4%) – ответили, что знакомы с разновидностью силового многоборья «кроссфит», и лишь 5 тренеров (23,8%) ответили, что не знакомы; кроме того, 5 тренеров (23,8%) затруднились ответить на данный вопрос.

На вопрос анкеты: «Что Вы понимаете под относительно новым спортивным направлением “кроссфит”?» лишь 5 тренеров (23,8%) дали полное определение этого понятия и отметили, что под «кроссфит» понимают «разновидность силового многоборья, особенностями проведения которого являются значительная интенсивность, цикличность выполнения, а также разнообразие предлагаемых нагрузок»; 8 тренеров (38,0%) дали частичное определение и ответили, что кроссфит – это «преимущественно многоповторные и круговые тренировки – чередование нескольких упражнений, выполняемых одно за другим без паузы»; 8 тренеров (38,0%) затруднились дать определение данному направлению.

На вопрос анкеты: «Какие элементы видов спорта включает кроссфит-тренировка?»– лишь 6 тренеров (28,6%) назвали более 3 – это «тяжелая атлетика», «гимнастика», «гиревой спорт», «тяжелая атлетика», «плавание» и др.; 7 тренеров (33,3%) смогли назвать лишь 1 элемент, 8 тренеров (38,0%) затруднились ответить на данный вопрос.

На следующий вопрос анкеты: «В соответствии с системой кроссфита назовите основные методы для выполнения подобранных упражнений» – лишь 6 тренеров (28,6%) назвали три основных метода – «круговая тренировка», «интервальный метод», «повторный метод»; 9 тренеров (2,8%) выделили один метод – «круговая тренировка» и 6 тренеров (28,6%) затруднились ответить на данный вопрос.

На вопрос анкеты: «Знакомы ли Вы с существующими моделями кроссфит-тренировки?» – лишь 7 тренеров по тхэквондо (33,3%) ответили, что знакомы; 6 тренеров (28,6%) ответили, что не знакомы, и 8 тренеров (38,0%) затруднились ответить на данный вопрос.

На следующий вопрос: «Применяете ли Вы кроссфит-тренировку в тренировочном процессе юных спортсменов?» – лишь 4 тренера (19,0%) ответили, что применяют, и 17 человек (80,9%) ответили, что не применяют.

На вопрос анкеты: «Хотели бы Вы ознакомиться более подробно с методикой проведения кроссфит-тренировки с юными спортсменами-тхэквондистами?» – все тренеры, 21 человек (100%), ответили положительно (табл. 1).

Таким образом, результаты анкетного опроса тренеров по тхэквондо показали, что лишь незначительная часть респондентов знакома с новым направлением «кроссфит», в основном тренеры имеют частичные теоретические знания о характеристике, значении и особенностях применения представленного направления в тренировочном процессе юных спортсменов-тхэквондистов 10–12 лет. Однако все респонденты (100%) выявили желание ознакомиться с особенностями организации и применения кроссфит-тренировки в процессе подготовки юных спортсменов.

Таблица 1

Результаты анкетного опроса тренеров по тхэквондо, направленного на выявление объема теоретических знаний в вопросах характеристики, значения и особенностей применения средств кроссфита в тренировочном процессе тхэквондистов (фрагмент)

Вопрос анкеты

Варианты ответов респондентов

1. Знакомы ли Вы с разновидностью силового многоборья «кроссфит?»

«Да»

«Нет»

«Затрудняюсь

ответить»

11 (52,4%)

5 (23,8%)

5 (23,8%)

2. Что Вы понимаете под относительно новым спортивным направлением «кроссфит»?

Дано полное

определение

Дано частичное определение

«Затрудняюсь

ответить»

5 (23,8%)

8 (38,0%)

8 (38,0%)

3. Какие элементы видов спорта включает «кроссфит-тренировка»?

Назвали 3 и более элемента

Назвали 1 элемент

«Затрудняюсь

ответить»

6 (28,6%)

7 (33,3%)

8 (38,0%)

4. В соответствии с системой кроссфита назовите основные методы для выполнения подобранных упражнений

Назвали 3 основных метода

Назвали 1 метод

«Затрудняюсь

ответить»

6 (28,6%)

9 (42,8%)

6 (28,6%)

5. Знакомы ли Вы с существующими моделями кроссфит-тренировки?

«Да»

«Нет»

«Затрудняюсь

ответить»

7 (33,3%)

6 (28,6%)

8 (38,0%)

6. Применяете ли Вы кроссфит-тренировку в тренировочном процессе юных спортсменов?

«Да»

«Нет»

«Затрудняюсь

ответить»

4 (19,0%)

17 (80,9%)

0 (0%)

7. Хотели бы Вы ознакомиться более подробно с методикой проведения кроссфит-тренировки с юными спортсменами-тхэквондистами?

«Да»

«Нет»

«Затрудняюсь

ответить»

21 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

Представим некоторые полученные результаты исследования, полученные в ходе тестирования мальчиков 10–12 лет, занимающихся тхэквондо, как в начале, так и в конце эксперимента. Выполненный сравнительный анализ физической подготовленности мальчиков 10–12 лет, занимающихся тхэквондо, не выявил статистически достоверных различий между полученными результатами контрольных упражнений юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп (рис. 1).

Рис. 1. Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность мальчиков 10–12 лет, занимающихся тхэквондо в начале эксперимента (сентябрь 2020 г.; в единицах)

Оценка уровня физической подготовленности мальчиков опытных групп в начале исследования показала, что в экспериментальной группе из 14 человек 6 мальчиков, или 42,8%, имели средний уровень физической подготовленности, 5 мальчиков, или 35,8%, – низкий и лишь 3 мальчика, или 21,4%, – высокий уровень физической подготовленности (рис. 2). В контрольной группе из 14 мальчиков 5 мальчиков, или 35,8%, имеют средний уровень, и 5 мальчиков, или 35,8%, – низкий уровень физической подготовленности, и только 43 мальчика, или 28,4% – высокий уровень физической подготовленности (рис. 2).

Рис. 2. Распределение юных спортсменов-тхэквондистов по уровню физической подготовленности в начале исследования (в %)

Особенностью кроссфит-тренировки юных тхэквондистов 10–12 лет являлось то, что программа занятий строилась по 3 моделям, краткая характеристика которых дана в таблице 2. В течение 1 месяца на первой тренировке применялась первая модель, на второй тренировке – вторая модель; на третьей тренировке – третья модель. Разработанные комплексы кроссфит-тренировки включали от 3 до 10 движений. Корректировка содержания, дозировки осуществлялась каждые две недели. Усложнение осуществлялось за счет усложнения выполняемых движений занимающимися. В процессе кроссфит-тренировки использовались специальные тренажеры: медбол, фитбол, резиновый амортизатор, BOSU, TRX.

Таблица 2

Направленность моделей кроссфит-тренировки юных спортсменов, занимающихся тхэквондо

Первая модель

Вторая модель

Третья модель

1-я тренировка

2-я тренировка

3-я тренировка

Развитие всех физических качеств юных спортсменов-тхэквондистов без уклона в развитие одного какого-то из них: работоспособности кардиореспираторной системы, силы, гибкости, выносливости, мощности, быстроты, координации, баланса, точности, маневренности

Энергообеспечение двигательной деятельности и высокого уровня тренированности всех жизненно важных систем организма

Развитие готовности к выполнению любой возможной двигательной задачи произвольной длительности, интенсивности и с любым двигательным составом

Полученные результаты физической подготовленности в конце эксперимента, в мае 2021 г., показали, что между результатами мальчиков контрольной и экспериментальной групп произошли статистически достоверные изменения во всех предлагаемых контрольных упражнениях (рис. 3). Также были отмечены положительные темпы прироста показателей физической подготовленности мальчиков как контрольной группы, так и экспериментальной, однако прирост результатов был существеннее у мальчиков экспериментальной группы и составил в тесте: «Бег 30 м», с – 35,9%; «Челночный бег 3х8 м», с – 14,2%; «Статическое равновесие», с – 40,4%; «Подтягивания из виса на перекладине» (кол-во раз) – 94,7%; «Подъем туловища из положения лежа на спине за 30 с» (кол-во раз) – 43,2%; «Прыжок в длину с места», см – 6,9%; «Наклон вперед из положения стоя на возвышении в 25–35 см», см – 26,3% (рис. 4).

Рис. 3. Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность мальчиков 10–12 лет, занимающихся тхэквондо, в конце эксперимента (май 2021; в единицах)

Рис. 4. Прирост показателей физической подготовленности юных тхэквондистов 10–12 лет за период педагогического эксперимента (в %)

В контрольной группе юных спортсменов-тхэквондистов прирост был не такой существенный, как в экспериментальной группе мальчиков, и составил в тестах: «Бег 30 м», с – 15,8%; «Челночный бег 3х8 м», с – 4,4%; «Статическое равновесие», с – 11,7%; «Подтягивания из виса на перекладине» (кол-во раз) – 40,0%; «Подъем туловища из положения лежа на спине за 30 с» (кол-во раз) – 21,3%; «Прыжок в длину с места», см – 2,5%; «Наклон вперед из положения стоя на возвышении в 25–35 см», см – 13,3% (рис. 4).

В конце эксперимента произошли более существенные изменения в уровне физической подготовленности мальчиков 10–12 лет, занимающихся тхэквондо, экспериментальной группы. Так, снизилось количество юных спортсменов-тхэквондистов с низким уровнем с 5 человек, или 35,8%, до 0 человек, или 0%, и увеличилось количество мальчиков, которые стали иметь высокий уровень, с 3 человек, или 21,4%, до 8 человек, или 57,2%; количество спортсменов со средним уровнем осталось неизменным и составило в конце эксперимента 6 человек, или 42,8% (рис. 5).

Рис. 5. Распределение юных спортсменов-тхэквондистов по уровню физической подготовленности в конце исследования (в %)

В контрольной группе количество мальчиков 10–12 лет, занимающихся тхэквондо, снизилось с 5 человек, или 35,5%, до 3 человек, или 21,4%, увеличилось количество человек со средним уровнем с 5 человек, или 35,8%, до 7 человек, или 50,0%; количество юных спортсменов с высоким уровнем физической подготовленности составило 4 человека, или 28,4%, как и в начале эксперимента (рис. 5).

Выводы

1. Результаты анкетного опроса тренеров по тхэквондо показали, что лишь незначительная часть респондентов знакома с новым направлением «кроссфит», в основном тренеры по тхэквондо имеют частичные теоретические знания, связанные с характеристикой, значением и особенностями применения представленного направления в тренировочном процессе юных спортсменов-тхэквондистов 10–12 лет. Однако все респонденты (100%) выявили желание ознакомиться с особенностями организации и применения кроссфит-тренировки в процессе подготовки юных спортсменов.

2 Разработанная экспериментальная методика с применением силового многоборья «кроссфит» способствует разностороннему развитию физических качеств, что отразилось на повышении уровня физической подготовленности юных тхэквондистов 10–12 лет, занимающихся на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), и вызывает определенный интерес у занимающихся.


Библиографическая ссылка

Абраменков П.В. КРОССФИТ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ТХЭКВОНДИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ (ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31600 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674