Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НОВЫЙ ТЕСТ НА АЛЬФА2-МАКРОГЛОБУЛИН В ДИАГНОСТИКЕ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ

Кривенцев Ю.А. 1 Даутов И.Б. 2
1 ФГБОУ ВРО «Астраханский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России»
2 ГБУЗ АО «Областной клинический противотуберкулёзный диспансер»
В ходе исследования разработан оригинальный способ выделения и очистки альфа2-макроглобулина, состоящий в последовательном фракционировании глобулинов плазмы крови беременных женщин добавлением сернокислого аммония до 40%, анионообменной хроматографии на сефадексе типа DEAE и гель-хроматографии на Toyopearl-65. Моновалентные антисыворотки к изучаемому белку, полученные иммунизацией кроликов, легли в основу смоделированного иммунохимического теста на альфа2-макроглобулин с порогом чувствительности 1,63±0,08 мг/л и воспроизводимостью, равной 97,2%. Оценка диагностической значимости теста на альфа2-макроглобулин показала его абсолютную специфичность и высокую диагностическую эффективность (97,9%), что доказывает его ценность как дополнительного параметра в диагностике, прогнозе и оценке качества терапии туберкулеза легких. Проведена широкая клиническая апробация предлагаемого теста на альфа2-макроглобулин на 390 пробах от 180 больных туберкулезом легких и здоровых доноров. Анализ показал значительное достоверное повышение средней концентрации альфа2-макроглобулина при различных формах туберкулеза легких в его активном течении, высокую прямую корреляцию уровня этого белка с объемом поражения паренхимы легких и высокую обратную корреляцию динамики его концентрации с течением туберкулезного процесса при успешном лечении.
альфа-2-макроглобулин
туберкулез легких
диагностика
иммунохимия
очистка
1. Тюлькина Е.А. Фактическая функция врачебной должности врача-фтизиатра в удмуртской республике // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27156 (дата обращения: 10.03.2022).
2. Тевосян С.Т., Борисов Н.В., Груздева Е.С. Туберкулез как актуальная медико-социальная проблема // Молодой ученый. 2019. № 7 (245). С. 143-145.
3. Веневцева Н.В., Кондусова Ю.В., Князева А.М., Пятницина С.И. Туберкулез как общественное опасное заболевание. Вопросы профилактики // Приднепровский научный вестник. 2018. Т. 10. № 3. С. 024-026.
4. Барканова О.Н., Гагарина С.Г., Калуженина А.А. Туберкулез в сочетании с covid-19 // Лекарственный вестник. 2021. Т. 15. № 2 (82). С. 33-37.
5. Kumar N.P., Thiruvengadam K., Sivakumar S., Hissar S., Babu S., Moideen K., Nancy A., Viswanathan V., Kornfeld H. Acute Phase Proteins Are Baseline Predictors of Tuberculosis Treatment Failure. Frontiers in Immunology. 2021. vol. 12. no. MAR. P. 731878.
6. Зорина В.Н., Школьникова Т.В., Короткий Н.Г., Зорина Р.М., Бурдина А.В., Коняхина И.Г., Зорин Н.А. Альфа-2-макроглобулин, лактоферрин и некоторые цитокины при псориазе // Иммунология. 2014. Т. 35. № 1. С. 21-23.
7. Зурнаджьянц В.А., Кчибеков Э.А., Коханов А.В., Сердюков М.А., Алексашина Д.С., Луцева О.А. К вопросу о значении теста на α2-макроглобулин для своевременной диагностики тяжести воспалительного процесса в поджелудочной железе // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016. Т. 11. № 3. С. 405-408.
8. Кривенцев Ю.А., Носков А.И., Осыко С.В. и др. Иммунохимический тест на альфа2-макроглобулин в оценке иммунного статуса человека // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24622 (дата обращения: 10.03.2022).
9. Кривенцев Ю.А., Никулина Д.М., Бисалиева Р.А. Иммунохимический анализ концентрации фетального гемоглобина в крови новорожденных мальчиков и девочек с внутриутробной гипоксией // Омский научный вестник. 2006. Т. 46. № 9. С. 272-274.
10. Никулина Д.М., Кривенцев Ю.А., Бисалиева Р.А., Лапеко С.В. Новый иммунохимический тест для лабораторной оценки состояния эритрона // Клиническая лабораторная диагностика. 2009. № 12. С. 27-30.

Начало XXI в. ознаменовано успехами по многим направлениям российской медицины, в том числе и фтизиатрии, что во многом обусловлено выполнением соответствующих государственных программ. Однако широкое распространение туберкулеза легких, ежегодно приводящее к длительной потере нетрудоспособности и даже инвалидизации десятков тысяч работоспособных граждан нашей страны, до сих пор остается злободневной проблемой как в медицинской, так и в общегосударственной сферах [1, 2, 3, 4].

В этом аспекте выявление новых неселективных маркеров туберкулезного процесса, а также разработка на их основе оригинальных и простых биохимических тестов, способных оптимизировать стандартные схемы диагностики, прогноза и адекватного анализа качества лечения туберкулеза легких, безусловно, являются насущными задачами современной фтизиатрии.

Наиболее привлекательным в этом плане, на наш взгляд, является альфа2-макроглобулин (МГ) – тяжелый гликопротеид плазмы крови человека (молекулярная масса 820 кД), известный как острофазовый маркер. Кроме того, его уровень повышается у нефротических больных, у пациентов с псориазом, отторжением трансплантата, а снижение концентрации этого белка в сыворотке крови отмечается при панкреонекрозе, массивных ожогах, остеоартрозе ревматического генеза, вирусном гепатите [5, 6, 7].

По данным многих авторов, являясь активным ингибитором большинства известных протеолитических ферментов, МГ выполняет функцию выраженного иммуносупрессора, причем на уровне как клеточного, так и гуморального иммунитета [7, 8]. Основываясь на этих сведениях, мы выдвинули предположение, что такая патология, как туберкулез легких, довольно часто сопровождающаяся снижением иммунного статуса, может стимулировать индукцию гена МГ и, следовательно, приводить к достоверным изменениям уровня данного белка.

Цель исследования: создание, клиническая апробация и оценка диагностической значимости иммунохимического теста на альфа2-макроглобулин для диагностики туберкулеза легких.

Материалы и методы исследования

В качестве материала в данном исследовании использовали сыворотку крови больных различными формами туберкулеза легких, которую получали в ГБУЗ АО «Областной клинический противотуберкулёзный диспансер» (клинический материал), а также человеческую плазму (в контрольной группе), получаемую в Астраханской областной станции переливания крови. Следует отметить, что для исследования брали материал только от больных с активным туберкулезным процессом, т.е. от пациентов с выраженной клинической картиной, манифестными данными рентгенографии и компьютерной томографии (КТ) легких, положительной реакцией на «Диаскинтест» и уровням С-реактивного белка (СРБ) не ниже 50 мг/л.

Всего исследовано 390 проб, из них: 336 образцов крови от 126 пациентов с туберкулезом легких и 54 – от доноров (табл. 1).

Таблица 1

Перечень материала по группам

Материал

Образцы (n)

Пациенты (n)

Туберкулез легких:

очаговый туберкулез

инфильтративный туберкулез

диссеминированный туберкулез

фиброзно-кавернозный туберкулез

336

112

97

53

74

126

44

37

19

26

Доноры (группы сравнения)

54

54

Всего

390

180

Проведено исследование 48 пациентов в динамике: на момент поступления в стационар, на 3-й месяц и по окончании интенсивного курса терапии (144 пробы) с позитивными результатами лечения, качество которого оценивали по нормализации клинических, рентгенологических и лабораторных данных.

Объем поражения легких, определяемый методом компьютерной томографии органов грудной клетки, вычислялся по авторской разработке как отношение количества пораженных сегментов к общему их числу – 19, которое затем переводили в проценты от общего объема легочной паренхимы. Пример: если у пациента обнаруживали патологические зоны активного туберкулеза, занимавшие в одном сегменте четверть объема, а в другом – половину, то общий объем поражения рассчитывался следующим образом: (1/4 + 1/2) / 19 х 100 = 3,95%.

Для очистки МГ применяли методы высаливания белков исходного материала (сыворотка крови беременных женщин (38–40 недель), доставляемая из ГБУЗ АО «Клинический родильный дом», Астрахань) сернокислым аммонием 40%-ного насыщения, анионообменной хроматографии на сефадексе типа DEAE А-50 в 0,01 М трис-HCl, рН 7,1 буфере а гель-проникающую хроматографию проводили на Toyopearl-65 с использованием 0,14 М фосфатного буфера, рН 7,3.

Моноспецифические поликлональные антисыворотки на МГ получали иммунизацией кроликов породы «шиншилл» дробными дозами очищенного препарата МГ подкожно, в 4–5 точек в районах лимфоузлов, по следующей схеме: 4 введения с 5-дневными интервалами смеси антигенного материала с 2,5 мл полного адьюванта Фрейнда, 3 мг убитых туберкулезных палочек и 0,5 мл физраствора. Антиген вводили в возрастающих дозах: 12 – 24 – 48 – 64 мг. Контроль качества полученных антисывороток к МГ проводили методами иммунопреципитации и иммуноэлектрофореза. Титры полученных гипериммунных моновалентных антисывороток, определенные методом радиальной иммунодиффузии, составили 1/128.

Определение концентраций МГ как в очищенных препаратах, так и в клиническом материале проводили методом ракетного электрофореза на 1% на 0,05 М веронал-мединаловом буфере рН-8,6 с додецилсульфатом натрия (ДСН) в авторской модификации [9, 10]. Порог чувствительности метода устанавливали по минимальной концентрации МГ в стандартной пробе, при которой еще визуально определялись электрофоретические пики. Уровень искомого протеина определяли с помощью калибровочной кривой, построенной на основании усредненных значений высоты пиков разгона проб с известной концентрацией МГ (от 0,5 до 1500 мг/).

Для оценки диагностической значимости разработанного теста на МГ использовали альтернативный тип референтной оценки с применением количественного результата трактовки. Дискриминантная концентрация (точка разделения) определялась как сумма средних числовых значений уровня МГ в контрольной группе и трехкратного среднеквадратического отклонения (М±3σ) по каждой из референтных групп. Чувствительность теста определялась как процент числа истинно положительных от суммы истинно положительных и ложноотрицательных результатов; специфичность – как процент числа истинно отрицательных от суммы ложноположительных и истинно отрицательных выявлений; воспроизводимость – как процент сходных значений (не выше ±σ) при повторных определениях идентичных проб; диагностическая эффективность – как половина суммы значений чувствительности и специфичности теста.

Статистический анализ полученных данных проводили при помощи лицензионного пакета Excel-2019 (Microsoft) с использованием общепринятых показателей: М (средняя величина), m (среднее отклонение), р (значимость различий), t (критерий Стьюдента), r (корреляционный коэффициент Пирсона), а также F (критерий Фишера) для дисперсионного анализа по клиническим выборкам.

Результаты исследования и их обсуждение

Настоящее исследование проводилось с 2017 по 2020 гг.

В ходе работы смоделирован новый алгоритм получения очищенного препарата МГ, включающий три простых и эффективных этапа: высаливание белковых компонентов исходного биоматериала добавлением (NH4)2SO4 до 40%, анионообменное хроматографическое выделение на сефадексе типа DEAE А-50 с 0,01 М трис-HCl в качестве элюэнта при рН 7,1 с элюцией в нисходящем ступенчатом градиенте рН, а также гель-фильтрация на Toyopearl-65 с элюцией в 0,14 М фосфатном буфере при рН 7,3.

Степень чистоты препарата МГ, определяемая как процент его абсолютных средних величин (мг/л) к таковым по общему белку в очищенных препаратах, составила 84,31±2,8%, что соответствовало степени очистки в 73,4±2,4 раза.

На основе полученных самостоятельно специфических антисывороток к МГ и очищенного препарата этого белка разработан оригинальный иммунохимический тест на МГ с порогом чувствительности 1,63±0,08 мг/л (р<0,005). Анализ многократных повторных определений уровня МГ в стандартных пробах очищенного препарата показал его высокую воспроизводимость – 97,2%.

Предлагаемый способ количественного определения МГ в сыворотке крови основывается на методе ракетного электрофореза в авторской модификации, заключающейся в добавлении ДСН в исследуемые пробы (до 2% концентрации). Как показал эксперимент, будучи активным анионным детергентом, ДСН увеличивает заряд белковых молекул, в том числе и МГ, и тем самым значительно повышает электрофоретическую подвижность этого «тяжелого» белка. Данной манипуляцией достигаются два позитивных эффекта, являющихся безусловным преимуществом теста: во-первых, существенно сокращается время проведения электрофоретического анализа (с 1,5 ч до 45–50 мин), во-вторых, увеличивается длина пиков преципитации, что повышает точность определения концентрации МГ.

Проведена широкая клиническая апробация иммунохимического теста на МГ в представленных выборках клинического материала (табл. 2).

Таблица 2

Результаты количественного определения МГ в выборках

Исследуемые клинические группы

n

 

Концентрация МГ

(мг/л)

Критерий Стьюдента (t)

Коэффициент дисперсии (F)

Очаговый туберкулез

112

815,8±32,24

4,14

р<0,05

5,1

Инфильтративный туберкулез

97

857,4±28,16

5,32

р<0,01

5,4

Диссеминированный туберкулез

53

982,3±35,27

5,63

р<0,01

6,2

Фиброзно-кавернозный туберкулез

74

739,1±30,48

4,75

р<0,05

4,9

Здоровые

54

318,2±22,13

Всего

390

 

 

 

Математический сравнительный анализ сопоставляемых парных средних по клиническим выборкам по отношению к результатам в группе сравнения, а также уровней дисперсии показал высокую статистическую значимость в исследуемых выборках. Различия средних концентраций МГ между всеми клиническими группами и контрольной группой оказались достоверными (р<0,05).

Выявлена высокая прямая корреляция между средними значениями МГ в каждой выборке и соответствующими средними объемами поражения паренхимы легких активным туберкулезным процессом (без учета фиброзных изменений), что свидетельствует о значимости МГ как маркера активного туберкулеза легких (табл. 3).

Было также проведено количественное определение уровня МГ в динамике у пациентов с позитивным течением патологического процесса, свидетельствующим об успешности проводимого лечения. В представленных клинических группах исследование показало удовлетворительные значения обратной корреляции между концентрацией МГ и сроками терапии (за исключением больных с фиброзно-кавернозной формой, где величина r оказалась на грани достоверности) (табл. 3).

Таблица 3

Анализ корреляционных отношений по группам

Исследуемые группы

Корреляция (r) уровня МГ с объемом поражения легких

Корреляция (r) уровня МГ с течением процесса в ходе лечения

Очаговый туберкулез

0,76

–0,72

Инфильтративный туберкулез

0,78

–0,85

Диссеминированный туберкулез

0,74

–0,69

Фиброзно-кавернозный туберкулез

0,72

–0,42

Данный факт свидетельствует о безусловной ценности МГ как маркера качества лечения.

На наш взгляд, выраженное повышение среднего уровня МГ у больных туберкулезом легких объясняется ключевой ролью этого белка в формировании иммунного статуса человека, что было показано нами ранее [8]. Неудивительно, что, будучи выраженным иммуносупрессором, этот протеин чутко реагирует на активный туберкулезный процесс, который, как правило, развивается на фоне подавленного иммунитета. Если учесть активную роль МГ в формировании иммунологической толерантности беременных женщин [8], не исключено, что этот белок также участвует в процессах иммунологической супрессии при туберкулезе легких. Снижение средних значений МГ в сыворотке крови пациентов в процессе успешного лечения тоже укладывается в данную гипотезу.

На заключительном этапе исследования проведена оценка качества теста на МГ как нового диагностическо-прогностического инструмента для фтизиатрии с учетом альтернативной количественной характеристики результатов. Расчет дискриминантной концентрации дал значение 371±34,6 мг/л. Анализ диагностической значимости предлагаемого теста на МГ по основным показателям дал следующие результаты: чувствительность – 95,8%; прогностичность отрицательного результата – 79,4%; диагностическая эффективность – 97,9%; специфичность – 100%; прогностичность положительного результата – 100%.

Данные результаты объясняются полным отсутствием ложноположительных срабатываний и доказывают клинико-лабораторную ценность нового теста на МГ.

Заключение

Включение нового селективного, чувствительного, воспроизводимого и эффективного иммунохимического теста на альфа2-макроглобулин в стандартную панель диагностики и оценки течения туберкулеза легких в качестве дополнительного параметра, несомненно, облегчит клинико-диагностический мониторинг данной патологии.


Библиографическая ссылка

Кривенцев Ю.А., Даутов И.Б. НОВЫЙ ТЕСТ НА АЛЬФА2-МАКРОГЛОБУЛИН В ДИАГНОСТИКЕ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31585 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674