Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ» В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Заховаева А.Г. 1 Жуколина М.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Данное исследование анализирует актуальную проблему поиска новых гуманизирующих образовательных парадигм в сфере высшего профессионального медицинского образования. Обучение в медицинском вузе имеет свою особую специфику. Здесь важен не только сам процесс передачи и получения знаний (теория и практика). База медицины – это гуманистический смыл этих знаний, и, как следствие, неразрывная связь обучения и воспитания. В этом плане именно философия с ее основной задачей: обращать все полученные знания на благо человека – является стержнем, который создает современную гуманистическую медицину, о которой так много говорится, но мало реализуется в действительности. Главная ее задача – формирование личности врача-гуманиста. Цель исследования: показать значимость и необходимость курса «Философия медицины» в медицинском вузе, указать его роль в воспитательном, гуманизирующем аспекте при формировании целостной личности будущего врача. Материалом исследования служит семилетний опыт преподавания курса «Философия медицины» в ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» на лечебном и педиатрическом факультетах. Для решения поставленных задач применяются следующие методы: принцип историзма, где исследуется роль великих врачей-философов в формировании гуманистической медицины; диалектика, что дает импульс всестороннего изучения вопроса. Эмпирические методы: реализация программы курса «Философия медицины» в течение 7 лет, наблюдение, методологические эксперименты. Новизна: актуализируются трансдисциплинарные связи медицины и философии, что позволяет говорить о гуманистическом и воспитательном смысле курса «Философии медицины» для студента-медика. Используется опыт применения цифровых обучающих технологий: Moodle (проблемные задания и тесты), YouTube (лекции), Zoom (онлайн-обучение). Учебная дисциплина «Философия медицины» развивает философско-медицинское мышление – вершину мастерства врача, гуманизирует и формирует целостную личность.
образование
воспитание
философия
медицина
гуманизм
личность
врачи-философы
1. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2. С. 91–117.
2. Мудров М.Я. Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2009. №4. С.118-126.
3. Мудров М.Я. Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zdrav.by/istoriya-meditsiny/slovo-o-sposobe-uchit-i-uchitsya-meditsine-prakticheskoj-ili-deyatelnomu-vrachebnomu-iskusstvu-pri-postelyah-bolnyh/ (дата обращения: 27.03.2022).
4. Силуянова И.В. М.Я. Мудров о вопросах «благочестия и нравственных качествах врача» // История медицины. 2014. № 2. С. 88-92.
5. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. М.: АСТ, 2021. 416 с.
6. Волнина Н.Н., Стародубцева К.А. Этические взгляды великих русских врачей-гуманистов Х1Х века // Забайкальские Рождественские образовательные чтения: сборник материаловIX Научно-практической конференции. Чита, 2020. С. 96-111.
7. Заховаева А.Г., Жуколина М.В. Проблемы философии здоровья в эпоху пандемии // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 6. С. 26-30.
8. Дубровина Н.В. Современные педагогические технологии // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 17. С. 44-48.
9. Заховаева А.Г. «Сократовский метод» в современном образовательном и воспитательном процессе медицинского вуза (на примере философии) // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-1. С. 161-165.
10. Философия медицины / под ред. Ю.Л. Шевченко. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 480 с.

«Медицина – ежедневное испытание на человечность»

А.П. Чехов

Обучение в медицинском вузе имеет свою особую специфику. Здесь важен не только сам процесс передачи и получения знаний (теория и практика). База медицины – это гуманистический смыл этих знаний, и, как следствие, неразрывная связь обучения и воспитания. В этом плане именно философия с ее основной задачей: обращать все полученные знания на благо человека – является стержнем, который создает современную гуманистическую медицину, о которой так много говорится, но которая столь мало реализуется в действительности. Через свои главные функции – гуманистическую и воспитательную – философия способна формировать целостную нравственно-ориентированную личность, личность врача-гуманиста.

В данном исследовании проанализирована актуальная проблема поиска новых гуманизирующих образовательных парадигм в сфере высшего профессионального медицинского образования.

Новизна: актуализируются трансдисциплинарные связи медицины и философии, что позволяет говорить о гуманистическом и воспитательном смысле курса «Философия медицины» для студента-медика. Используется опыт применения цифровых обучающих технологий: Moodle (проблемные задания и тесты), YouTube (лекции), Zoom (онлайн-обучение).

Цель исследования: показать значимость и необходимость курса «Философия медицины» в медицинском вузе, указать его роль в воспитательном, гуманизирующем аспекте при формировании целостной личности будущего врача.

Материал и методы исследования: материалом исследования служит семилетний опыт преподавания курса «Философия медицины» в ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» на лечебном и педиатрическом факультетах.

Для решения поставленных задач применяются методы:

– теоретические: историзм, исследование роль великих врачей-философов в формировании гуманистической медицины; диалектика – дает импульс всестороннего изучения вопроса;

– эмпирические: реализация программы курса «Философия медицины» в течение 7 лет, наблюдение, методологические эксперименты; опыт применения цифровых обучающих технологий: СДО Moodle (проблемные задания и тесты), YouTube (лекции), платформа видеоконференций Zoom (онлайн-обучение).

Результаты исследования и их обсуждение. Учебная дисциплина «Философия медицины» – это гармонический синтез, где трансдисциплинарные связи философии и медицины выходят на новый уровень, что позволяет говорить о гуманистическом и воспитательном смысле учебной дисциплины для студента-медика.

Медицина, как и философия, – это наука о человеке. Это неразрывно связывает философию и медицину, в отличие от других наук. И философию, и медицину можно назвать сосредоточением мудрости, высших нравственных общечеловеческих ценностей. Издревле считалось, что настоящий врач – это всегда мудрец (философ).

Жизнь, смысл жизни и смысл смерти, проблемы сознания и познания, нравственные и аксиологические проблемы – это важные проблемы и медицины, и философии. Кроме того, важная задача философии – формировать духовность, целостное мировоззрение Личности. При этом главная задача медицины – укрепление физического и психического здоровья личности. Так, в медицине аккумулируются и систематизируются все знания о человеке.

Обучение в медицинском вузе должно быть неразрывно связано с воспитательным процессом, прежде всего через гуманитарные предметы. База гуманизирующего образования – это гуманитарные предметы. «Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом – средой» [1]. Формирование целостной творческой Личности, способной к самосовершенствованию, – это и есть гуманизация образования. Кроме того, гуманизация образования предполагает индивидуальный подход к каждому студенту.

Курс «Философии медицины» состоит из 3 разделов. В Разделе 1 «Философия медицины как наука» затрагиваются проблемы философии как методологии медицины. Ключевые слова: наука, медицина, методология, система, диалектика, истина и заблуждение, методы, познание. В Разделе 2 «Врачи-философы» анализируется философское и этическое наследие античных врачей-философов, а также Авиценны, Ж. Ламетри, русских врачей-философов. Ключевые слова: врач-философ, гуманизм, воспитание, нравственность, образование. В Разделе 3 «Основные проблемы философии медицины» акцент сделан на «философии здоровья», актуализации аксиологических, этических и эстетических парадигм. Ключевые слова: здоровье, болезнь, личность, биоэтика, смысл жизни и смерти, биоэстетика.

Раздел 1 «Философия медицины как наука». «Философия медицины» – это раздел «философии науки», где гносеологические вопросы неразрывно связаны с этическими. Здесь затрагиваются следующие проблемы познания: Что такое наука? В чем смысл познавательных (интеллектуальных) способностей человека? Что есть истина? Классификация медицины как науки. Связи диалектики (в частности, законов диалектики Г.Гегеля) с медициной. Особое значение имеет рассмотрение роли медицины в системе культуры. Влияние философии на медицину и медицины на философию.

Примеры проблемных заданий по Разделу 1: 1) Какое влияние оказала философия на развитие медицины? 2) Какое влияние оказала медицина на развитие философии? 3) Роль медицины в системе духовной культуры. 4) Медицина как наука и как искусство. 5) Приведите примеры из медицины на каждый из законов диалектики Г.Гегеля. Примеры тестовых заданий по Разделу 1: 1) Что является объектом медицины как науки? А)организм человека; Б) психика человека; В) психосоматическая целостность жизнедеятельности человека; Г) изучение болезней. 2) В научном познании выделяют два уровня: А) эмпирический и теоретический; Б) новаторский и репродуктивный; В)диалектический и метафизический; Г) эклектический и монистический. 3) Как происходит развитие в «законе отрицания отрицания» Гегеля? А) по кругу; Б) по спирали; В)прямолинейно; Г) по ступени.

Раздел 2 «Врачи-философы». Изучая «Философию медицины», студенты не только приобщаются к философскому наследию великих врачей-философов, но и осознают смысл их гуманистических теорий. Известно, что многие великие ученые-медики не просто интересовались философией, а занимались изучением философских проблем. Это: Гиппократ, Гален, Парацельс, Авиценна, Жюльен Ламетри. Философы Аристотель, Д. Локк, И. Кант, З. Фрейд, К. Юнг, К. Ясперс и иные были по образованию врачами. Великие русские врачи и естествоиспытатели М.Я.Мудров, Н.И.Пирогов, И.М.Сеченов, И.И.Мечников, И.П.Павлов оставили немалое философское наследие.

Яркий пример деятельности врача-гуманиста представляет творчество М.Я.Мудрова. Как декан медицинского факультета Московского университета он способствовал развитию не только клинического мышления студентов, но и гуманистической базы медицины. В торжественной речи «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача» [2] Мудров раскрывает слушателям деонтологические основы медицины, этику Гиппократа. Он разделяет знаменитый афоризм Гиппократа: «Жизнь коротка, наука длинна, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно», утверждая, что и целой жизни человека недостаточно для постижения истин науки. «Слово о благочестии» направлено, прежде всего, к студентам-медикам, которых М.Я.Мудров учит что медицина «требует от вас беспрестанного учения и упражнения до конца жизни вашей» [2]. Автор образно уподобляет обучение медицине землепашеству, где поле – это природные способности студентов, семена – это получаемые от учителей знания, а трудолюбие и усердие составляют суть землепашества. Важнейшее качество будущего врача – умение вызывать расположение больных как внешним обликом, так и поведением, скромностью, честностью. Особый акцент делается на умеренности поведения: «вид благоразумия без жесткости, чтобы не показаться гордым или бесчеловечным. Кто склонен к смеху и слишком весел, тот в тягость больным, чего крайне избегать должно. Правота во всех поступках много украшает врача» [2].

В лекции «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных» Мудров размышляет о «врачевании душевных свойств», делает акцент на нравственном воспитании [3]. В перечислении душевных качеств врача мы встречаем как сформулированные Гиппократом качества – целомудрие и скромность, сохранение врачебной тайны и стремление к пользе больного, так и качества в духе христианской медицины – умеренность, бескорыстие, милосердие и сострадание ко всем независимо от статуса и материального положения. Не случайно важнейшим качеством врача Мудров считает любовь к ближнему, из которой проистекают и «услужливость, готовность к помощи во всякое время», и сочетание «снисхождения к погрешностям больных» и «кроткой строгости к их непослушанию» [3], и умение достойно принять совет или уважительно отклонить его.

Процесс развития лучших врачебных качеств мыслится Мудрову беспредельным, не случайно в завершение своей речи он наставляет студентов: «Вам остается преуспевать в подвигах добродетели, в строгом воспитании самих себя и в постоянном стремлении духа к совершенству до конца жизни вашей» [3]. Мудров делает акцент на важности проблем каждого больного, состояния его тела и души, что является одним из проявлений гуманизма, которым он щедро делился со своими студентами: «Врач при лечении болезни первою должностью поставляет рассмотреть больного и вникнуть во все его существо для восстановления его здравия» [3].

Изучение на занятиях по философии медицины литературного наследия Матвея Яковлевича Мудрова крайне важно. Оно позволяет поднять проблемы и деонтологии, и развития клинического мышления, и диалектики объективного и субъективного в медицине. Впоследствии на основе мыслей М.Я. Мудрова было составлено в 1845 г. «Факультетское обещание русского врача» [4] – торжественная клятва, приносимая всеми выпускниками медицинских университетов вплоть до революции 1917 г. Факультетское обещание способствовало утверждению в российской медицине корпоративной культуры и принципов коллегиальности, поэтому знакомство современных студентов с положениями «Факультетского обещания» и сопоставление его с положениями как клятвы Гиппократа, так и со словами М.Я.Мудрова помогает сформулировать и осмыслить деонтологические основы современной медицины. Обсуждение этих проблем приводит студентов не только к формированию собственной точки зрения и критическому анализу проблемных ситуаций, но и к формированию компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Не менее блестящий материал для обсуждения на занятиях по философии медицины дают работы Николая Ивановича Пирогова. Статья 1856 г. «Вопросы жизни» раскрывает педагогические взгляды великого хирурга, которые он сам назвал духовно-нравственной педагогикой [5]. Он разрабатывает концепцию гуманизма в образовательной системе, бережного отношения к индивидуальности ребенка и развития к нем стремления к самовоспитанию. Статья Пирогова стояла у истоков широкой общественной дискуссии 1860-х гг., которая привела к реформам российского образования.

«Дневник старого врача» (1879–1881 гг.) – это дневниковые записи, охватывающие последние три года жизни Николая Ивановича, в которых он осмысляет свою жизнь, свой профессиональный путь и медицинскую реальность. Труд Пирогова является великолепным «слепком эпохи», позволяя понять, чем жила медицина XIX в., какие идеи господствовали в умах врачей и русской интеллигенции в целом. Пирогов исследует интеллектуальную жизнь человека, рассматривает вопросы функционирования сознания и самосознания, взаимосвязи восприятия и мышления, эволюции мировоззрения. Пирогов признает, что мыслящий человека не может всю жизнь придерживаться одного мировоззрения, человек ищет себя всю жизнь, его мировоззрение меняется в ходе жизни [5].

Изучение творчества Н.И.Пирогова дает большой простор для студенческих дискуссий, позволяя студентам сформулировать и выразить свою позицию по важнейшим ценностным проблемам бытия. Наследие русских врачей-философов есть наглядный пример служения людям, искреннего выполнения своего профессионального долга [6].

Примеры проблемных заданий по Разделу 2: 1) Как Вы понимаете слова Гиппократа: «Врач-философ равен Богу»? 2) Проблемы становления личности в философском наследии Н.И.Пирогова. 3) Почему великие врачи были еще и философами? Примеры тестовых заданий по Разделу 2: 1) Укажите философский трактат Авиценны: А) «Книга исцеления»; Б) «Книга жизни»; В) «Книга счастья»; Г) «Книга смерти». 2) Даосы выделяли следующие причины болезни: А) «избыток – недостаток»; Б) «голодание – ожирение»; В)«пассивность – активность»; Г) «нравственность – аморальность». 3) Кто считал, что лечить нужно три уровня человека: духовный, душевный и телесный? А) Гиппократ; Б) Гален; В)Эмпедокл; Г) Парацельс.

Раздел 3. «Основные проблемы философии медицины». Здесь особый раздел – это «Философия здоровья». В этом аспекте курс «Философия медицины» затрагивает вопросы: Что есть здоровье? Понятия «здоровый образ жизни», «здоровье нации», «здоровое общество». Затрагиваются некоторые аспекты биоэтики и биоэстетики.

Неразрывна связь «Медицины» и «Философской антропологии». При изучении антропологических проблем рассматриваются важные экзистенциальные вопросы: Что есть человек? В чем смысл жизни? В чем смысл смерти? А потерю смысла жизни можно назвать главной причиной самоубийств, при этом поводов для суицида может быть множество. Для чего жить? В чем смысл существования? Именно эти вопросы может задать врачу парализованный в результате травм спортсмен, онкобольной юноша или мать у постели умирающего ребенка. Врач стоит на пути «у смерти слепой», у врача, как у бога, безнадежные больные ищут утешение, поддержку.

С особой актуальностью проблемы философии медицины, в частности философии здоровья, проявляются в данный момент, во время пандемии. «Происходит переосмысление понятия “жизнь” как высшей ценности человеческого бытия. “Смысл жизни” и “смысл смерти” из чисто метафизической и экзистенциальной категории выходит на уровень “обыденного мышления”. Для каждого стало очевидно, что надо беречь и ценить жизнь и, как следствие, здоровье» [7].

Примеры проблемных заданий по Разделу 3: 1) Философия – методология медицины. 2) Способно ли искусство исцелять? 3) Проанализируйте философский смысл терминов «здоровье» и «болезнь». Примеры тестовых заданий по Разделу 3: 1) Врач, который научно обосновал арт-терапию: А)Гален; Б) Бехтерев; В) Хилл; Г) Фрейд. 2) Кто из философов рассматривал здоровье как благо, способствующее духовному удовлетворению человека? А) Гиппократ; Б) Платон; В) Аристотель; Г) Цельс. 3) Кто определил болезнь как «стесненную в своей свободе жизнь»? А) Богомолец; Б)Давыдовский; В) Селье; Г) Маркс.

За 7 лет преподавания в Ивановской государственной медицинской академии курс «Философия медицины» активно дорабатывался с учетом главной цели: гуманизации личности. Этапы разработки, апробация курса отражены в таблице.

Этапы разработки и апробации курса «Философия медицины»

Этап

Краткое содержание проведенной работы

I этап – разработка программы курса

Курс «Философия медицины» разработан в рамках компетентностного подхода и нацелен на формирование трех общекультурных компетенций – ОК-1, ОК-2 и ОК-5. К началу преподавания был создан фонд оценочных средств для оценки текущей успеваемости и проведения промежуточной аттестации

II этап – введение интерактивных методов обучения

В целях реализации компетентностного подхода в практику преподавания постепенно внедряются интерактивные методы обучения (диспут, мозговой штурм, дебаты). Промежуточная аттестация включает тестирование, написание и презентацию реферата

III этап – акцент на создание индивидуального образовательного маршрута

Этап связан с проведением Международной научной конференции молодых ученых и студентов «Философские, этические и исторические проблемы медицины». В ее рамках проводится творческий конкурс философских эссе «Союз философии и медицины», лучшие эссе публикуются в материалах конференции. Неотъемлемой частью практических занятий становится дискуссия. Промежуточная аттестация включает тестирование и решение проблемных заданий

IV этап – внедрение дистанционных технологий в процесс обучения

Этап связан с началом пандемии SARS-COV-2, когда занятия были перенесены в дистанционный формат. В короткое время был разработан дистанционный курс «Философия медицины» в СДО Moodle (сейчас включает более 50 проблемных заданий и 475 тестов), отсняты 9 видеолекций с презентациями, размещенные на канале YouTube, отработана практика проведения онлайн-занятий со студентами в Zoom. Размещенные на YouTube лекции интерактивны: после каждой лекции студент проходит тестирование в LMS Moodle для проверки степени освоения лекционного материала

V этап – переработка рабочей программы с учетом требований ФГОС 2021 и профессиональных стандартов

Сейчас учебная программа переработана на базе требований ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов. Перерабатываются лекционные материалы и фонды оценочных средств на основе новейших публикаций. Важнейшим изменением является возможность для студентов прокладывать индивидуальный образовательный маршрут, выбирая уровень обучения – от базового уровня до уровня научных исследований, которые проводятся в течение ряда лет

Заключение

Анализ произошедших изменений в преподавании курса «Философия медицины» позволяет выявить определенную тенденцию: если в начале работы упор делался на проверку знания студентом фактического материала и умения выразить свою мировоззренческую позицию, то сейчас акцент делается на «личностно-ориентированное обучение, направленное на индивидуальный подход и саморазвитие личности; развивающее обучение, основу которого составляет включение внутренних механизмов развития личности» [8]. Важнейшую роль в процессе обучения играет «Сократовский метод» [9], который нацеливает студентов на самовоспитание и самопознание, позволяет «научиться учиться», размышлять и формулировать собственную мировоззренческую позицию.

Академик РАМН Ю.Л. Шевченко в работе «Философия медицины» утверждает: «Сегодня как никогда для будущего врача важно овладеть основами философии, так как для медицины и ее служителей овладение основами философии – это вопрос формирования человеческого духа, это общечеловеческое образование и воспитание, в основе которых гуманизм, высокая нравственность, правдивость, честность и милосердие. Без этих категорий нет медицины, нет врача» [10]. Высшая миссия медика не только лечить (его профессионализм), но и быть авторитетом для пациентов и коллег, обладать «внутренним стержнем», быть интеллектуалом и просто хорошим собеседником. Человечность, человеколюбие – главный критерий истинного врача! Да, реальность далека от идеала, но из этого не следует, что истинные ценности должны игнорироваться, что общечеловеческие нравственные принципы полностью девальвировались. Само стремление к идеалу делает мир лучше.

Курс «Философии медицины» развивает философско-медицинское мышление – вершину мастерства врача. Главная задача курса «Философия медицины» – воспитательная, гуманизирующая: формирование врача-гуманиста. Гуманизм в медицине есть уважение к Личности через сострадание и милосердие, а по сути – это талант быть Человеком с большой буквы.


Библиографическая ссылка

Заховаева А.Г., Жуколина М.В. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ» В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31579 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674