Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Саяпина Л.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"
В статье рассматривается учебная практика студентов-дизайнеров как возможность прикладного применения навыков теоретического обучения. Актуальность исследования вызвана необходимостью сохранить практико-ориентированный опыт деятельности преподавателя вуза в период важных изменений, происходящих в высшем образовании на современном этапе развития российского общества. Улучшение качественной практической подготовки студентов-дизайнеров является важной целью обучения в вузе. Учебная практика должна быть продолжением теоретических дисциплин и в то же время давать студентам возможность применить свои теоретические знания в новых профессиональных условиях. На учебной практике студенты – будущие дизайнеры изучают работу дизайнерских организаций: дизайн-бюро, дизайн-лаборатории. Также студенты изучают должностные обязанности сотрудников организации, взаимодействие структурных подразделений компании, технологии работ. Они применяют свои знания и навыки и создают образцы качественной дизайнерской продукции. Студенты учатся использовать свой творческий потенциал в процессе работы на практике, работают с современной техникой и дизайнерскими программами, самостоятельно выбирают технологии своей деятельности. Обучающиеся получают практический навыки работы в коллективе, а также опыт принятия профессиональных решений. На этой практике студенты формируют важные профессиональные компетенции. Формирование компетенций может происходить на трех уровнях освоения программы практической подготовки. Это «базовый (ознакомительный)», «уверенный, (уверенный пользователь; репродуктивный)» и «продвинутый (продуктивный)» уровни.
учебная практика
изучение технологий работы
общепрофессиональные и профессиональные компетенции
уровни формирования компетенций
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 255 от 21 марта 2016 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.04.01 Дизайн (уровень магистратуры)». [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/4/1841 (дата обращения 05.03.2022).
2. Власова И.М., Бердник Т.О. Оптимизация профессиональной подготовки дизайнеров // Дизайн. Материалы. Технология. 2014. № 4 (34). С. 14–19.
3. Куликовская И.Э., Арест М.Я. Необходимость в смене педагогической парадигмы: от процесса обучения к процессу самопознания. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 9. С. 19–24.
4. Стеценко И. А. Теория и практика развития педагогической рефлексии студентов. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2006. 256 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.02.2022).

Актуальность исследования продиктована необходимостью сохранения в период изменений, происходящих в высшем образовании, практико-ориентированного опыта деятельности преподавателя вуза. Вместе с принятием и развитием новых индикаторов, критериев и норм необходимо встраивать в современный учебный процесс опыт деятельности, давший положительные результаты в течение нескольких лет.

Целью исследования является совершенствование практики подготовки дизайнеров в вузе на современном этапе развития образовательного процесса.

«Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков» (далее принято сокращение – Практика первичных умений и навыков) [1] является учебной студенческой практикой. В ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (далее – ДГТУ) она необходима для ознакомления с общими принципами деятельности и функционирования организаций, выполняющих дизайнерские работы и услуги для населения. Эта практика может быть организована как практика с выездом в другие населенные пункты (выездная) или как стационарная. Во втором случае студенты изучают работу дизайнерских организаций в том населенном пункте, в котором они обучаются.

Практика первичных умений и навыков является практической дисциплиной и входит в ядро основных дисциплин, ориентированных на получение опыта по профессии. Это важнейшая составляющая в высококачественной и системной подготовке студентов – будущих дизайнеров, обучающихся по направлению 54.04.01 Дизайн, программа «Концептуальное дизайнерское проектирование средовых пространств». Она проводится в полном соответствии с планом обучения и основной образовательной программой.

Эта практика является полностью практико-ориентированным этапом обучения студентов-магистрантов. Она может проводиться на базах практики, которыми являются работающие в городе дизайн-фирмы, дизайн-бюро. Также практика может проходить в учебных дизайнерских мастерских и в учебных лабораториях профилирующей кафедры.

Практика первичных умений и навыков у студентов должна быть направлена на активное соединение полученной ранее на лекционных занятиях теоретической подготовки с практической деятельностью на индивидуальных учебных или рабочих местах. Т.О. Бердник и И.М. Власова отмечают, что существующая в общественном развитии «…ситуация способствует привлечению пристального внимания к вопросам профессиональной подготовки дизайнеров, ее структуре, содержанию и организации как со стороны учреждений высшего профессионального образования, так и со стороны предприятий, осуществляющих выпуск дизайн-продукции» [2, с. 14].

Для успешного освоения работ на практике и для долговременного формирования профессиональных компетенций преподаватели вуза первоначально планируют цели, которые необходимо поставить перед обучающимися. Продумывать цели и способы их достижения следует с учетом полного охвата всех планируемых результатов обучения с точки зрения формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В основной образовательной программе студентов-дизайнеров направления 54.04.01 Дизайн по итогам Практики первичных умений и навыков намечено формирование нижеперечисленных компетенций. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

Шифр компетенции

Пояснение к содержанию компетенции

1.

ОК-3

Студент должен быть подготовлен к использованию и в процессе обучения, и на будущей работе своего творческого потенциала, постоянно заниматься саморазвитием

2.

ОПК-2

Студент должен быть готов в процессе обучения и будущей работы изучать новые методы деятельности с тем, чтобы получить возможность менять профиль будущей профессиональной деятельности. Профиль деятельности может быть как научно-ориентированным, так и практически-ориентированным

3.

ПК-2

Студент должен научиться ставить цели и самостоятельно планировать содержание работы. Обучающемуся необходимо самостоятельно выбирать образовательные технологии и приобрести опыт в оценке результатов работы. Также необходимо постоянно работать с современной компьютерной техникой, новейшими программами, осваивая инновационные формы обучения

4.

ПК-9

Студент вырабатывает социальные навыки, участвуя или организуя работы коллектива сотрудников. Обучающийся вырабатывает навыки принятия профессиональных и управленческих решений в работе с коллективом; приобретает опыт выбора надежных и оптимальных решений, умеет оценивать качество продукта и рассчитать его стоимость

Для достижения желаемого результата обучения необходимо первоначально разработать критерии формирования каждой компетенции в соответствии с уровнями ее освоения. Это первый важный фактор деятельности по разработке целей и задач учебной практики. Преподаватель – руководитель практики может планировать контроль формирования каждой компетенции по трем уровням освоения программы учебной дисциплины. Это «базовый (ознакомительный)», «уверенный, (уверенный пользователь; репродуктивный)» и «продвинутый (продуктивный)» уровни. Руководитель практики может в части целей и задач практики запроектировать навыки, умения и опыт проектной деятельности, которые должен приобрести каждый обучающийся. Преподаватель планирует, что студенты для освоения практических навыков и получения опыта профессиональной деятельности должны владеть следующими методами исследования: методом предпроектного анализа, методом аналогий, методом проектирования, методом моделирования, методами оценки проекта – и активно применять их.

Так, в части формирования компетенции ОПК-2 на базовом (ознакомительном) уровне студент должен уметь применять творческие методы для поиска информационного материала в рамках предпроектного анализа и владеть современными методами успешной реализации творческой задачи в дизайнерском проектировании. Для уровня уверенного пользователя (репродуктивного уровня) обучающийся должен уметь не только применять творческие методы для поиска информационного материала в рамках предпроектного анализа, но и использовать оптимальные методы, методики и подходы в дизайнерском проектировании. Также на этом уровне освоения компетенции ОПК-2 необходимо владеть современными методами генерации творческой задачи и ее успешной реализации в дизайнерском проектировании.

Для продвинутого (продуктивного) уровня в части формирования компетенции ОПК-2 студент должен разрабатывать авторские методики и подходы для постановки дизайнерской задачи и ее успешной реализации в профессиональной группе. Также, получая профессиональный опыт, он овладевает современными методами успешной реализации дизайнерских задач и эффективными приемами и средствами презентации творческих решений в рамках публичных выступлений.

Планирование критериев формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров можно рассмотреть на примере освоения одной из компетенций – ПК-2. Она является одной из профессионально необходимых для дизайнерской деятельности студента. Это «способность к определению целей, отбору содержания, организации образовательной деятельности, выбору образовательных технологий, оценке результатов, ориентированностью на разработку и внедрение инновационных форм обучения с помощью компьютерной техники, создание авторских программ и курсов» [1, с. 6].

Можно спланировать критерии трех уровней формирования этой компетенции у студентов в процессе их работы на Практике первичных умений и навыков. Эти критерии представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни формирования компетенции ПК-2

«ПК-2: способность к определению целей, отбору содержания, организации образовательной деятельности, выбору образовательных технологий, оценке результатов, ориентированностью на разработку и внедрение инновационных форм обучения с помощью компьютерной техники, создание авторских программ и курсов» [1]

Знать:

Уровень 1

Основные методы исследования и творческого исполнения проектных задач

Уровень 2

Основные методы исследования и творческого исполнения проектных задач; взаимосвязь художественных и научных методов

Уровень 3

Инновационные методы исследования и творческого исполнения проектных задач; взаимосвязь художественных и научных методов

Уметь:

Уровень 1

Использовать аналоговые методы исследования и творческого исполнения проектных задач

Уровень 2

Использовать аналоговые и инновационные методы исследования и творческого исполнения проектных задач в их комплексном взаимодействии

Уровень 3

Инновационные методы исследования и творческого исполнения проектных задач; взаимосвязь художественных и научных методов

Владеть:

Уровень 1

Основами методологических знаний и приемов исследования проблемы

Уровень 2

Методологическими знаниями, художественными и научными методами исследования проблемы

Уровень 3

Методологическими знаниями, художественными и научными методами исследования проблемы; творческим подходом к выбору методов художественного проектирования в контексте поставленной задачи

При организации работ на Практике первичных умений и навыков преподаватели вуза также стараются учесть изученные студентами ранее профессионально необходимые дисциплины, такие как «Дизайн и современное искусство», «Менеджмент проектной деятельности», «Дизайн-проектирование», и предоставить обучающимся возможность выполнить дизайн-проект, который будет максимально близким к реальному заказу.

Практика первичных умений и навыков способствует внедрению обучающимися теоретических знаний в их реальную деятельность. «Живое созерцание, абстрактное мышление и практика являются ступенями, или точнее, моментами функционирования всякого нормального познавательного процесса» – так пишут И.Э. Куликовская и М.Я. Арест в своих исследованиях [3, с. 21].

Вторым важным фактором перед планированием целей учебной практики является планирование отчетной работы по итогам освоения объема работ, которая будет наглядно иллюстрировать формирование всех видов компетенций у студентов-дизайнеров.

Отчетная работа по Практике первичных умений и навыков может быть представлена в различных формах, соответствующих утвержденным формам отчетности и утвержденных учебно-методическим советом соответствующего подразделения вуза, факультета или кафедры. Отчетная работа может быть представлена в виде отчета по практике утвержденной формы и дополнена материалом, иллюстрирующим процесс работы студента на практике. Иллюстративный материал может быть представлен:

– в виде средств корпоративной идентификации, отвечающих современным требованиям и стилистическим тенденциям и рекламирующих продукцию предприятия (баннеры, вывески, штендеры);

– в виде планшета с разработкой графического обеспечения какого-либо мероприятия (выставки, фестиваля, конкурса), включая печатную и сувенирную продукцию;

– в виде полиграфического издания или серии полиграфической продукции (макета с полностью завершенной предпечатной подготовкой или готового образца продукции);

– в виде макетов дизайнерских объектов для оформления творческого или выставочного мероприятия или оформления производственных объектов.

Количество объектов дизайн-разработки и представления, требования к объему и качеству выполнения проектов должны быть подробно описаны в методических указаниях по практике.

Если представленная графическая работа сопровождается дополнительной нормативно-технической документацией, то вся документация должна быть оформлена в полном соответствии с государственными и отраслевыми стандартами, санитарными нормами и правилами (СНиПами), сертификатами соответствия, нормами качества вуза.

Третьим важным фактором перед планированием целей учебной практики является планирование не только работы под руководством преподавателя – руководителя практики или под руководством сотрудника дизайн-предприятия, но и самостоятельной работы студента – будущего дизайнера.

В период проведения практики, помимо аудиторной работы в учебной мастерской вуза или на предприятии, выполняющем дизайн-работы и дизайн-услуги, обязательно предусмотрена самостоятельная работа студента. Она направлена, прежде всего, на внутреннюю самоорганизацию личности обучающегося. Самостоятельная аудиторная или внеаудиторная работа также ориентирована на развитие готовности студента к усвоению практических навыков, к приобретению опыта работы по профессии. Задания и объем самостоятельной работы также спланированы и описаны преподавателем-руководителем в методических указаниях и могут корректироваться в зависимости от уровня подготовленности студента.

Важной частью подготовки и организации практики являлась направленность студентов на выработку у них процессов рефлексии о проделанной работе. В итоговом отчете в письменной форме они анализируют достоинства и недостатки своей индивидуальной деятельности на практике. По мнению И.А. Стеценко, работу студентов на практике характеризуют «рефлексивность мышления, проявляющаяся как обращенность к результату деятельности и к процессам его достижения; стремление и способность к самоанализу, выявлению узких мест; знаковой реконструкции своей деятельности и мышления» [4 c. 133–134].

Рабочая программа дисциплины (РПД) является важным документом, в котором отражены цели и задачи учебной практики, определены основные компетенции вместе с критериями, спланирована этапность выполнения работ, добавлены список материально-технического обеспечения и перечень ресурсов. Программы всех учебных дисциплин (и практик в том числе) включают утвержденный вузом пакет документов. В него входят формы отчетных документов по каждой практике и «фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике» [5, с. 6]. Проводит оценку практик аттестационная комиссия, которая состоит из преподавателей профилирующей кафедры. В состав кафедральной комиссии также могут входить представители предприятий или заказчиков. Комиссия в количестве трех и более сотрудников проверяет выполненные отчеты, изучает графические приложения или дополнения (планшеты, макеты), слушает ответы обучающихся на вопросы. Сотрудники комиссии оценивают работу студентов в системе дифференцированного зачета или в балльно-рейтинговой системе.

С учетом вышеперечисленных составляющих мы могли спланировать цели, которые должны были быть поставлены перед студентами – будущими дизайнерами. Целями освоения дисциплины «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков» стали:

– приобретение опыта художественной и дизайнерской деятельности;

– овладение навыками осуществления проектных идей и художественных замыслов;

– формирование положительной мотивации к профессиональной деятельности;

– формирование необходимых компетенций по профессии.

Для реализации запланированных в РПД целей в процессе работы на учебной практике студентам необходимо было решить следующие задачи:

1) овладеть методикой работы с профессиональной литературой и специальной нормативно-технической документацией;

2) изучить внутреннюю структуру дизайнерского предприятия, должностные обязанности сотрудников;

3) изучить специфику работы дизайнерского предприятия и технологии работы;

4) рассмотреть особенности рынка дизайн-услуг и исследовать способы их продвижения;

5) освоить разные виды профессиональной деятельности, в том числе организационно-управленческую, производственно-технологическую деятельность;

6) применить на практике изученные методы дизайнерской деятельности;

7) выполнить поэтапно индивидуальную и/или командную разработку и изготовление проекта (дизайн-проекта, оригинал-макета);

8) закрепить навыки оценки качества проектов и изделий в области дизайна;

9) выполнить самоанализ работы;

10) подготовить качественно выполненную отчетную документацию.

В процессе проведения практики у обучающихся происходило поэтапное решение поставленных задач.

Таким образом, поставленные нами цели и задачи охватывают оценку со стороны всех критериев и показывают формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов на Практике первичных умений и навыков. Эта практика была успешно реализована в учебном процессе на кафедре «Дизайн» ДГТУ для студентов, обучающихся по ФГОС по направлению подготовки 54.04.01 Дизайн, утвержденному 21 марта 2016 г., № 255. Для студентов, обучающихся по ФГОС по направлению подготовки 54.04.01 Дизайн, утвержденному 13 августа 2020 г, № 1004, образовательные практики спланированы с учетом введения нового ФГОС. Соответственно, планирование и целеполагание учебных и профессиональных практик для студентов, обучающихся в 2021–2022 учебном году, также выполнены с учетом требований нового ФГОС.


Библиографическая ссылка

Саяпина Л.Ю. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31570 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674