Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ В ЭТНИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Джумалиева А.А. 1
1 ФГБОУ ВО Ингушский государственный университет
Представленная статья посвящена проблеме поиска методологических основ исследования семьи в этнопедагогике северокавказских горцев. Целеполагание заключается в разработке методологического инструментария, позволяющего результативно решить эту проблему. Определены предпосылки исследования (недостаточная изученность проблемы, входящая в противоречие с потребностями северокавказского социума), его объект (этнопедагогика северокавказской семьи), предмет (методология этнопедагогики семьи), гипотеза. В соответствии с задачей 1 уточнены понятия «северокавказская семья», «методология», «этнопедагогика». В рамках задачи 2 проблема исследования отнесена к этнопедагогике семьи. Выделены разработчики этой области педагогического знания. Конкретизированы уровни методологии этой области педагогического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, методический. На философском уровне доказана целесообразность использования идей культурного релятивизма. На общенаучном уровне выделены междисциплинарный подход, этнопсихологическая школа. На конкретно-научном уровне в качестве основного выделен этнопедагогический подход. На методическом уровне определены и раскрыты методы эмпирические (опрос, наблюдение, статистический), теоретические (анализ, исторический), контекстуальные (обращение к традиции, авторитетам). Описаны средства исследования: материальные, логические, информационные, языковые. Рассмотрены факты. Конкретизированы мега-, макро-, мезо-, микрофакторы. Совокупный методологический инструментарий, определенный в статье, позволяет с науковедческих позиций решить выделенную проблему исследования.
методология
северокавказская семья
этнопедагогика
методологический инструментарий
подход
методы
средства
факты
факторы
1. Дармодехин С.В. Семья и государство. М.: Гос.НИИ семьи и воспитани, 2001, 208 с.
2. Лезина В.В., Мальсагова М.Х. Этнопедагогическое исследование: методология и методика реализации: монография. Пятигорск, 2016. С. 20.
3. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: монография. Пятигорск, 2006. С. 53.
4. Этнопедагогика: предмет, проблемы, современные поиски // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: материалы международной научной конференции. Элиста: АПП «Джангар», 2017. С. 25.
5. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 134 с.
6. Султыгова Р.М. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей 6-10 лет в российских традиционных обществах: монография. Пятигорск: ПГУ, 2020. 215 с.
7. Лезина В.В., Мархиева М.В., Джанзакова Ш.И. Науковедческий подход как приоритетный в современном исследовании развития этнопедагогики: коллективная монография «Методология, теория и практика этнопедагогического сопровождения развития творческого потенциала учащихся». Элиста: ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», 2018. С. 112-117.
8. Боднева Н.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие. Пятигорск: ПГУ, 2019. С. 98.
9. Методология этнопедагогического исследования: коллективная монография. Элиста: Изд-во Калм.ГУ, 2019. 205 с.
10. Яковенко И.М. Повышение профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций в этнокультурном развитии личности // Теория и практика современных гуманитарных наук: сборник научных статей Камчатского государственного педагогического университета им В.Беринга, 2016. С. 104-113.
11. Педагогическая антропология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. С.186.
12. Гайтукиев М.А. Технология формирования валеологической грамотности у младших школьников // Вестник ПГЛУ. 2016. № 1. С. 197.

В этнической педагогике народов Северного Кавказа семья как посредник между индивидом и обществом, транслятор фундаментальных ценностей от старшего поколения к младшему [1] занимает центральное место. Воспитание ребенка в семье производится за счет авторитета ее старших членов, их личного примера, регулярных воздействий, норм бытования, устоявшихся традиций. Семья является инициатором познания ребенком окружающей действительности, приобщения его к культурным ценностям, социальной адаптации, овладения трудовыми компетенциями. Наряду с обобщенными, типическими характеристиками семейного воспитания у разных народов существуют свои национальные особенности. Они вырабатываются исторически и составляют суть этнической семейной педагогики.

Ее изучение у северокавказских горцев ведется с помощью арсенала методологии этнопедагогического исследования, чему и посвящена данная статья. Методология этнопедагогики на материале народной педагогики северокавказских горцев детально изложена В.В. Лезиной и М.Х. Мальсаговой в монографии «Этнопедагогическое исследование: методология и методика реализации» [2]. Однако методология этнопедагогики северокавказской семьи не получила в ней достаточного освещения. Это обстоятельство приходит в противоречие с потребностями северокавказского общества и науковедческими требованиями к исследованию этнопедагогики семьи. В данной статье предприняты попытки решения этой проблемы и устранения выделенного противоречия.

В соответствии с этим цель исследования состоит в разработке методологического инструментария исследования семьи в этнической педагогике народов Северного Кавказа.

Материал и методы исследования

Мы приблизились к рассмотрению методов исследования заявленной нами проблемы. Они включают методы эмпирические, теоретические, контекстуальные. Первые представлены наблюдением, опросом/беседой, статистическими данными. Теоретические методы являют собой исторический метод, анализ. Контекстуальные методы предполагают обращение к авторитетам, традиции, здравому смыслу.

В исследовании семьи в этнической педагогике народов Северного Кавказа наблюдение занимает корректную позицию, проявляющуюся в избирательности и этичности информации. В связи с этим квалифицированный исследователь – наблюдатель имеет целевую установку и заранее продуманный план наблюдений. В семейной этнопедагогике разделяются наблюдения качественные (прослеживание поведения ребенка, родителей и других опекунов) и количественные (квалиметрический подсчет диагностических и экспериментальных данных, фактов). В наблюдении семейного воспитания следует опираться на факты во избежание спекулятивности и субъективизма. Факты в семейной этнопедагогике северокавказских горцев представляют собой реальные события, их описание, высказывания. Излагаемые факты нуждаются в интерпретации, обобщении, анализе, систематизации, классификации.

Опрос в семейной этнопедагогике подчиняется нормам межкультурной коммуникации и предполагает сотрудничество, доверительные отношения. В силу этого наиболее эффективной формой опроса является беседа. На ответное поведение коммуникантов влияют общая национальная принадлежность или искренний научный интерес к заявленной проблеме. В таких случаях исследовательский диалог коммуникантов может быть откровенным и объективным. Возбраняются крайние или конфронтационные позиции коммуникантов; необходима культурологическая подготовка лица, производящего опрос. Он должен быть осведомлен в этнокультурных нормах семейного воспитания детей.

В качестве статистического материала используются демографические данные, архивы ЗАГСов, школьные сведения (классного руководителя, психолога) о семье и ребенке.

Представленные выше теоретические методы направлены на генезис изучаемого феномена для понимания его сути. Исторический метод позволяет раскрыть природу семейного воспитания у того или иного народа, объяснить происхождение и этническую потребность в сложившихся поведенческих нормах. Например, дошедшая до нашего времени традиция «избегания» родителями своих детей у большинства северокавказских горцев диктовалась суровыми условиями обитания в горах и необходимостью воспитания волевых членов общества. Анализ этих факторов позволяет исследователю понять, сопоставить и вынести объективное суждение о характере изучаемого феномена. Аналитическими принципами в семейной этнопедагогике выступают обобщение, сравнение, сопоставление, систематизация полученных данных и фактов.

Названные выше контекстуальные методы допускают наличие некоей доли субъективизма в исследовательском поиске и проверку истинности авторских суждений посредством их подтверждения авторитетным мнением признанных общественных деятелей или выработанных регулятивов (таких как традиции, обычаи, ритуалы, нормы, правила, здравый смысл).

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование семьи в этнической педагогике народов Северного Кавказа предполагает методологическое обоснование этой проблемы. Для ее решения нами предложена дескриптивная методология, позволяющая изучить выделенный феномен с точки зрения описания теории. Ресурс такой методологии включает понятийный аппарат, гносеологическое поле, научные труды ведущих специалистов, философские идеи, общенаучные и конкретно-научные подходы, средства, факты, факторы.

Объектом исследования выступила этнопедагогика северокавказской семьи.

Предметом исследования стала методология этнопедагогики семьи.

Гипотеза сформулирована следующим образом: исследование семьи в этнической педагогике народов Северного Кавказа будет эффективным, если к данному процессу будут применены идеи культурного релятивизма и этнопсихологической школы, этнопедагогический и междисциплинарный подходы.

Задачи исследования включают:

1) конкретизацию понятий «северокавказская семья», «этнопедагогика», «методология»;

2) обоснование конкретных методологических инструментов, позволяющих исследовать семью в северокавказской этнопедагогике.

В рамках задачи 1 уточним выделенные категории исследования. Отличительными особенностями северокавказской семьи являются приверженность семейному кодексу, традиционным этнокультурным семейным ценностям и религии. Семейный кодекс включает непререкаемый авторитет старших членов семьи и рода, верность супружеству, целомудрие, соблюдение семейных праздников, традиции жертвенности и взаимопомощи, сохранение и укрепление внутрисемейных отношений.

Этнокультурные семейные ценности сводятся к преемственности поколений, реализации потребности в любви и признании, родительстве, личностном росте, инкультурации. Б.Ш. Алиева дифференцирует ценности на самодостаточные и инструментальные [3]. Первые включают социальную значимость семьи, сопричастность к роду, ответственность перед ними, самоактуализацию, утверждение и реализацию, любовь и уважение к родителям, супругу и детям. К инструментальным ценностям исследователь отнесла аксиологические качества, отношения, знания, умения, навыки. Их формирование осуществляется в родительской семье.

Религиозные отличия проявляются в приверженности значительной части северокавказских горцев исламу, следованию семейной жизни, Корану и Сунне. В плане религиозного воспитания горских детей в семье выделяются выказываемое ими почтение по отношению к родителям, родственникам, предкам, семейным реликвиям, следование исламским ценностям. Последние предполагают равенство людей, чистоту, труд, милосердие и др.

Все выделенные выше понятия формируют компетентностное поле этнопедагогики. Данная область педагогического знания определяется ее родоначальником Г.Н. Волковым как наука, в фокусе исследования которой – педагогика семьи, а также воспитательный опыт и педагогические воззрения народа [4].

В наши дни этнопедагогика достигла достаточно высокого уровня развития и характеризуется методологичностью. Методологию этнопедагогического исследования В.В. Лезина и М.Х. Мальсагова интерпретируют как учение о принципах построения, формах и способах такой деятельности [2]. В контексте задачи 2 методология нашего исследования находится в гносеологическом поле семейной этнопедагогики. Она представлена этнопедагогическими трудами М.А. Абдуллаева (этнопедагогика дагестанской семьи), Р.А.Алихановой (воспитание детей в чеченской семье), М.М. Асильдеровой (социализация детей в дагестанской семье), Т.З. Бесаевой (воспитательные традиции осетинской семьи), М.В. Вагабова (обычаи воспитания в дагестанской семье), В.К. Гарданова (народно-педагогические традиции воспитания в адыгской семье), Х.В. Дзуева (эволюция осетинской семьи), Ф.Б. Саутиевой (ингушская семейная этнопедагогика).

Методологический инструментарий результативного решения проблемы нашего исследования включает на философском уровне культурный релятивизм (Ф. Боас, А.Кребер, Р. Бенедикт, М. Херсковиц и др.) и его идеи уникальности национальных типов разных народов, разные системы измерения культур и ценностей. Методология культурного релятивизма ориентирует на познание культур на основе принятых аксиологических приоритетов. У народов Северного Кавказа семейными приоритетами являются добродетель, сыновний долг, взаимопомощь, забота о старших и др.

На общенаучном уровне проблема нашего исследования решается в рамках междисциплинарного подхода, поскольку апеллирует к этнологии, этнопсихологии, социологии, культурологии. Особого внимания заслуживает этнопсихологическая школа (Р.Бенедикт, М. Мид и др.). В частности, Р. Бенедикт полагала, что в каждой культуре семья, воспитание, религия формируют неповторимую, уникальную структуру. Ее элементы (семейные отношения, доминантное поведение, превалирующие психологические характеристики и др.) коррелируют с этосом культуры.

М. Мид выделила три типа культуры – постфигуративную, конфигуративную, префигуративную культуру [5], иллюстрирующие внутрисемейные воспитательные отношения. В частности, у представителей постфигуративной традиционной культуры дети учатся у взрослых. Прошлое, его ценности и модели поведения составляют ежедневно воплощаемый опыт семейного воспитания. В конфигуративных рациональных культурах моделью поведения для людей являются настоящее и активно действующие поколения. В префигуративных культурах способы передачи знаний не являются определенными; родители могут учиться у своих детей. В монографии Р.М. Султыговой «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей 6–10 лет в российских традиционных обществах» [6] доказано, что северокавказская семья является носителем первого типа культуры. Это следует из преобладания (около 72%) в Северо-Кавказском регионе семей с традиционным укладом авторитарного воспитания, возведенным в моральный абсолют почитанием родителей и членов родственной группы, строгим соблюдением этикетных форм уважения старших.

На конкретно научном уровне приоритетным методологическим подходом является этнопедагогический (Г.Н. Волков, К.Ж. Кожахметова, Э.И. Сокольникова, К.Б. Семенов, С.М. Омаров, Р.М. Магомедов, Т.Г. Саидов и др.). Суть этого подхода состоит в использовании этнопедагогических знаний и воспитательного опыта этнических групп в современном образовании. В методологическом поле этнопедагогического подхода лежит этнопедагогика семьи. Согласно нему этничность является идеальной моделью семейного жизнеустройства, у детей формируется этническая идентичность как превалирующая ценность. С самого рождения и последующего научения ребенка в семье с применением собственного опыта под руководством старших осуществляется инкультурация. Ее механизмами являются поощрение и наказание, выбор и его ограничение, оценка. Данные механизмы составляют суть культурной трансмиссии, или передачи себя этнокультурным обществом «по наследству». Выделяются несколько видов культурной трансмиссии: вертикальная (делегирование культурных эталонов от родителей детям), горизонтальная (усвоение таких эталонов от ровесников), непрямая (воспитание с участием институтов социализации), практическая (воспитание в социальной группе родственников, членов общины, соседей). Этнопедагогический подход выделяет агентов социализации: опекунов, дисциплинаторов, социализаторов, воспитателей, сожителей, родственников. В северокавказских культурах такой набор является распространенным, за счет чего достигается качество семейного воспитания. В названном подходе воплощаются семейные обычаи и бытовые нормы, традиции, ритуальная обрядность, этикетные стереотипы, игра как наиболее эффективная форма воспитания. Механизмами внутрисемейного контроля выступают дисциплинирование детей, формирование у них духовно-нравственных качеств, ценностных приоритетов, чувств стыда и вины.

Наш дальнейший методологический поиск простирается в выделение средств исследования семьи в северокавказской этнопедагогике. К ним относятся материальные, информационные, логические, математические/квалиметрические, языковые. К первым традиционно относятся приборы (сотовый телефон, компьютер, часы, помещение), необходимые для реализации эмпирических исследований. Однако изучение воспитания в семье включает в круг материальных средств помещение, в котором проживает семья, предметы быта, одежду, игрушки. По ним можно судить о способах развития и воспитания ребенка в семье. Например, игрушки демонстрируют задатки ребенка: машины, летательные аппараты свидетельствуют о выраженных технических способностях, игрушечные музыкальные инструменты – о музыкальных задатках и др. Информационные средства предполагают использование компьютерной техники и системы Интернет, информационных технологий. Логические средства подразумевают апеллирование к истине, объективности, рассуждениям в процессе познания и экспериментальных исследований. В объяснении нуждаются северокавказские исторические обычаи аталычества, имянаречения, родства по материнской линии, символических подарков ребенку и др. Математические средства, в частности математическая статистика и квалиметрия, отражают количественные закономерности и зависимости. Такие средства выполняют функцию доказательства в экспериментальных исследованиях. Языковые средства касаются употребления терминологии, стилевых особенностей научной речи, обоснования методологии, построения рассуждений. Анализу подвержены лингвистические средства (семантические, морфологические), отражающие воспитательный языковой контекст. К нему В.В. Лезина, М.В. Мархиева, Ш.И. Джанзакова относят способы выражения одобрения, похвалы, порицания, моральной поддержки ребенка [7].

Важным методологическим аспектом, играющим существенную роль в исследовании этнопедагогики семьи, является факт. Он выступает в роли источника познания воспитания ребенка в семье и критерия истинности авторских допущений, выводов, заключений. Факты составляют основу для построения концептуальной системы, верифицируют гипотезу. К примеру, гипотетичность утверждения о наличии в северокавказской семейной воспитательной среде традиционных обрядов и ритуалов проверяется и доказывается фактами усаживания годовалого мальчика на коня, символического выбора младенцем предмета будущих занятий и др. Методологическая работа с фактами требует их формализации, классификации, абстрагирования, построения графических моделей, таблиц и формул, возведения в идеализированные понятия и представления.

Воспитательный потенциал северокавказской горской семьи определяется факторами. В их числе мега-, макро-, мезо- и микрофакторы [8]. Мегафакторы выражаются глобальными субстанциями планетарного масштаба: мир, глобализационные процессы и др. [9]. Макрофакторы концентрируются вокруг государства, народа, этноса, общества [10]. Мезофакторы проявляются в религиозных верованиях семьи, ландшафтных особенностях, типе поселения (город, село, аул и др.) [11]. Микрофакторы распространяются на взаимодействующие с семьей организации и учреждения, прежде всего, школу [12]. Фактор не проявляет себя автоматически; для превращения его в движущую силу необходимы определенные условия. К примеру, факторами, реально действующими на этнопедагогическое воспитание ребенка в северокавказской семье, являются: его обучение в школе, проживание в одной из Северо-Кавказских республик с типичными ландшафтными особенностями (горная местность, порожистые реки, преобладание лесного покрова др.), культурные особенности, национальные обычаи и традиции.

Заключение

В рамках предлагаемой статьи решена проблема обоснования методологии исследования семьи в этнической педагогике народов Северного Кавказа, что составляет новизну выполненной работы. С этой целью разработан и описан методологический инструментарий исследования. В частности, уточнены ключевые понятия: «северокавказская семья», «этнопедагогика», «методология». На философском уровне решение проблемы исследования коррелирует с идеей культурного релятивизма относительно семьи как культурного феномена. На общенаучном уровне целесообразным представляется раскрытие сути проблемы в методологическом поле междисциплинарного подхода и этнопсихологической школы. Они отражают научную многогранность исследуемого феномена. Доминантным подходом на конкретно-научном уровне признан этнопедагогический, передающий этническую суть воспитания в семье.

Выделены исследовательские методы: эмпирические (наблюдение, опрос, статистические данные), теоретические (анализ, исторический метод), контекстуальные (обращение к традициям и авторитетам). Определены средства материальные, логические, информационные, математические, языковые. Описаны факты и факторы исследования заявленной проблемы. Ее методологическое решение позволяет с высокой долей продуктивности осуществить этнопедагогические исследования, посвященные особенностям воспитания в кавказских семьях.


Библиографическая ссылка

Джумалиева А.А. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ В ЭТНИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31560 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674