Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Домур-Оол Ч.Д. 1 Тюлюш М.К. 1
1 ФГБОУ ВО Тувинский государственный университет
В современном образовательном пространстве вопросы подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзии являются одними из актуальных. Однако практика показывает неготовность учителей к работе в условиях инклюзивной образовательной среды, что обусловлено недостаточной их мотивацией к работе с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Мотивационные ориентации будущего учителя определяются не только наличием представлений у студентов знаний об особенностях обучения детей с ОВЗ и о профессиональной деятельности учителя информатики в условиях инклюзии, но и самооценкой собственных способностей и возможностей осуществлять профессиональные функции в условиях инклюзивного образовательного учреждения; пониманием уровня своей предметной и методической подготовки для применения в практической деятельности, признанием деятельности в условиях инклюзии как профессиональной и личностной ценности. В статье предлагается в процессе методической подготовки будущих учителей информатики к работе в условиях инклюзии делать упор на задания, моделирующие методическую деятельность педагога инклюзивного образовательного учреждения. В частности, обучение должно быть направлено на формирование умений разрабатывать дидактические материалы для детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей, использовать современные средства информационных технологий для разработки образовательного контента для детей с ОВЗ, проводить оценку содержания обучения с целью адаптации его для инклюзивного обучения, организовывать свою методическую деятельность. Результатом организованной таким образом учебной деятельности стали не только повышение уровня мотивационного компонента методической готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ, но и подготовка методически грамотного учителя информатики.
мотивы
методическая готовность
мотивационный компонент
инклюзивное образование
дети с ограниченными возможностями здоровья
электронно-образовательные ресурсы
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения: 29.02.2022).
2. Кателлани Н., Ильясов Д.Ф., Черепов Е.А., Севрюкова А.А., Селиванов Е.А., Кудинов В.В., Николов Н.О. Развитие психологической готовности учителей физической культуры к реализации инклюзивного образования // Человек. Спорт. Медицина. 2018. № 1. С. 125-137.
3. Данилова О.В., Борисова Е.Ю., Козина И.Б. Готовность педагогов общеобразовательных организаций к работе по социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием в условиях инклюзивного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. C. 52.
4. Catellani N., Ilyasov D.F., Cherepov E.A. Development of psychological readiness in physical education teachers for the implementation of inclusive education. Human. Sport. Medicine. 2018. vol. 18. no 1. P. 125-137. DOI: 10.14529/hsm180111.
5. Ахметжанова Г.В., Степанько А.А. Подготовка будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования: мотивационный аспект // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1 (22). С. 181-184.
6. Кантор В.З., Проект Ю.Л. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретико-экспериментальная модель психологической готовности преподавателей // Образование и наука. 2021. № 3. С. 156-182. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-3-156-182.
7. Куулар Д.О. Формирование мотивационного компонента методической готовности бакалавров образования профиля «Информатика» к работе с ИТ-одаренными тувинскими учащимися // Современный ученый. 2017. № 1-1. С. 164-167.
8. Емельянова Т.В., Степанько А.А. Модель процесса формирования мотивационной компетенции будущих педагогов инклюзивного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1(22). С. 237-240.
9. Bezliudnyi O.I. Training a would-be teacher the educational principles of inclusive education in Pavlo Tychyna Uman state pedagogical university. Scientific Vector of the Balkans. 2019. vol. 3. no 1 (3). P. 13-15.
10. Demchenko I.I. Inclusive education in a would-be teacher training: methodological aspect // Balkan Scientific Review. 2019. vol. 3. no 1 (3). P. 21-25.
11. Кетриш Е.В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования // Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2018. 120 c.
12. Босова Л.Л. Практикум по информатике. 7 класс. М.: Бином. Лаборатория занятий, 2015. 48 c.
13. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 210 с.

Вопросы инклюзивного образования, в том числе подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзии, являются одними из актуальных в современном образовательном пространстве. В профессиональном стандарте педагога, действующем с 2017 г., среди квалификационных требований к учителю средней школы применительно к инклюзивному обучению выделены такие умения, как: использование подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании; освоение инклюзивных психолого-педагогических технологий; применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу с учащимися [1]. Таким образом, в современной образовательной политике и в нормативных документах, регулирующих деятельность учителя, отражены новые задачи профессиональной подготовки для работы в инклюзивной среде. Однако практика показывает неподготовленность учителей к работе в условиях инклюзии, хотя следует отметить, что для успешной работы учителю необходимы не только навыки, но и осознанное желание работать с детьми с особыми образовательными потребностями и возможностями [2, 3, 4].

В контексте проблемы формирования мотивационной составляющей методической готовности будущего учителя к работе в инклюзивных условиях актуальны концептуальные вопросы формирования мотивов (К.Альдерфер, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн), исследования готовности педагогов к инклюзивной деятельности (С.В.Алёхиной, И.В.Возняк, Д.В.Воробьёвой, Т.В.Емельяновой, Н.Н.Малярчук, Ю.В.Шумиловской, И.М.Яковлевой), современные проблемы формирования мотивационного компонента будущего педагога (Г.В.Ахмеджанова, Т.А.Емельянова, Е.П.Ильин, В.З.Кантор, Е.В.Кетриш, Д.О.Куулар, Ю.Л.Проект, А.А.Степанько).

В своем исследовании Г.В.Ахмеджанова и А.А.Степанько мотивационную компетенцию трактуют как «способность личности выполнять определенные профессиональные действия на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного образования» [5,с. 182]. По мнению В.З.Кантор, мотивационно-ценностный компонент психологической готовности включает в себя принятие ценностей инклюзивной культуры, убеждения и установки преподавателя, касающиеся инклюзивного образования[6]. Доминирующая роль в мотивационной ориентации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» отводится познавательным мотивам, которые признаны «ядром» мотивационной сферы [7].

Выбрав моделирование как ведущий метод познания, Т.А.Емельянова и А.А.Степанько предлагают модель процесса формирования мотивационной компоненты будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образовательного процесса. В данной модели выделены этапы формирования мотивационной компетенции (профессиональной идентификации, профессиональной самопроекции, профессиональной коммуникации) и методы обучения, реализуемые на каждом этапе [8]. В качестве основного педагогического требования формирования мотивационного компонента методической готовности будущих учителей информатики Д.О. Куулар определяет содержание обучения с использованием принципа региональности, при этом упор делается на учебные задачи с применением национально-региональной тематики [7]. Говоря о процессе формирования профессиональной готовности учителя к работе с образовательной инклюзией, О.И.Безлюдный предлагает внести изменения в учебный план, добавив в него дисциплину «Основы инклюзивного образования»[9]. О необходимости использования образовательных квазипрофессиональных технологий на примере курса «Инклюзивное образование в школе», позволяющих обновить содержание, формы, методы, средства и технологии обучения студентов, говорится в работе И.И.Демченко [10].

Несмотря на наличие исследований проблематики инклюзивного образования, вопросы методической готовности, в частности ее мотивационной компоненты, представлены весьма ограниченно. Решение данной проблемы, по нашему мнению, должно начинаться на этапе профессионального обучения студентов, что позволит сформировать необходимые компетенции педагога инклюзивного образовательного учреждения.

Целью данного исследования является определение содержания обучения, способствующего формированию мотивационного компонента методической готовности будущих учителей информатики к работе в условиях инклюзивного образования.

Согласно Е.В.Кетриш, содержательная составляющая включает формирование ценностных ориентаций и мотивов профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых личностных качеств, теоретико-методологической системы знаний в области инклюзивного образования; владение конкретными методами и приемами инклюзивного образования [11].

Материал и методы исследования

В данном исследовании в качестве метода научного исследования применялся анализ нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Мотивационный компонент методической готовности будущих учителей информатики к работе в условиях инклюзии был диагностирован с помощью анкетирования; собеседования; анализа результатов специально разработанных заданий и тестов.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью формирования методической готовности будущих педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии в учебные планы бакалавров ТувГУ, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили «Информатика» и «Математика»), были включены такие курсы по выбору, как «Информационно-коммуникационные технологии в инклюзивном образовании», «Электронно-образовательные ресурсы для детей с особыми образовательными потребностями». Для каждого курса по выбору были разработаны учебные электронные курсы на базе LMS Moodle, которые позволили эффективно использовать современные средства информационных технологий в обучении.

В процессе методической подготовки будущих учителей информатики к работе с детьми с ОВЗ акцент был сделан на выполнении заданий, моделирующих методическую деятельность учителя; решение реальных ситуационных задач, а также на работу над образовательными проектами.

Выполнение заданий, направленных на формирование методической готовности будущего учителя информатики к работе в условиях инклюзии, преследовало цели формирования специальных компетенций (разработанных авторами), в результате чего студент будет:

– знать особенности восприятия учебной информации детей с ОВЗ;

– уметь разрабатывать дидактические материалы для детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей;

– знать возможности и аспекты применения ИКТ для обучения детей с ОВЗ;

– уметь использовать современные средства ИКТ для разработки образовательного контента для детей с ОВЗ;

– проводить оценку содержания обучения с целью адаптации его для инклюзивного обучения;

– организовывать свою методическую деятельность.

Приведем примеры таких заданий. Студентам предлагалось на основе определенного задания школьного курса информатики разработать адаптированные задания для детей с конкретной нозологией, например задание «Обработка и создание растровых изображений» для слабовидящих учащихся 7-го класса, представленное в таблице1. Задание было составлено с учетом рекомендаций для учащихся данного типа нозологии: визуализируемый материал должен быть крупным, хорошо видимым по цвету, контуру, без мелких деталей[12].

Таблица 1

Пример адаптированного задания «Обработка и создание растровых изображений»

Задание «Обработка и создание растровых изображений»

Задание, адаптированное для детей с нарушением зрения

1. Рассмотрите представленный на рисунке орнамент. Выделите в нем повторяющийся фрагмент.

https://ornamentov.net/images/stories/virtuemart/product/_________________4f5b89b589695.jpg

2. Изобразите повторяющийся фрагмент в графическом редакторе.

3. Путем копирования и поворотов фрагмента воспроизведите орнамент.

4. Сохраните рисунок в личной папке под именем Орнамент.

1. Рассмотрите представленный на рисунке тувинский орнамент «Узел счастья». Выделите в нем повторяющийся фрагмент.

2. Изобразите повторяющийся фрагмент в графическом редакторе.

 

 

3. Путем копирования и поворотов фрагмента воспроизведите орнамент.

4. Сохраните рисунок в личной папке под именем Орнамент.

Таким образом, решение учебно-методических задач формирует у студентов дополнительные специальные компетенции, которые позволят им разрабатывать авторские методические материалы для детей с различными нозологиями, апробировать их и внедрять в процесс обучения.

В процессе изучения дисциплины «Электронно-образовательные ресурсы для детей с особыми образовательными потребностями» студенты рассматривали возможности цифровых инструментов и сервисов с целью разработки учебного контента, электронных образовательных ресурсов, дистанционных учебных курсов для учащихся разных нозологий. Были рассмотрены сервисы для создания интеллект-карт coggle.it (https://coggle.it/), для разработки интерактивных тренировочных заданий learningapps.org (https://learningapps.org/), интерактивная рабочая тетрадь skysmart.ru (https://skysmart.ru/) для работы с видеоинфографикой (скрайбинг) powtoon.com (https://www.powtoon.com/), программа для записи видео с экрана Free Cam 8, Google формы. Необходимо отметить, что для будущего учителя информатики изучение и использование подобных систем не представляют особой сложности и позволяют достаточно быстро разрабатывать обучающие, тестирующие, моделирующие или демонстрационные учебные материалы.

Ниже приводится пример задания, разработанного в виде скринкаста с субтитрами на тему «Визуализация информации в текстовых документах» для слабослышащих учащихся 7-х классов (рис.1). Для лучшего восприятия информации были использованы не только субтитры, ее содержание и форма представления были адаптированы для обучающихся данного типа нозологии.

Рис. 1. Скринкаст с субтитрами на тему «Визуализация информации в текстовых документах»

Для определения уровня мотивационного компонента методической готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования было проведено эмпирическое исследование на базе федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тувинский государственный университет». В нем приняли участие 60 студентов, обучавшихся по направлению подготовки 44.05.03 Педагогическое образование, профили Информатика и Математика. Был разработан авторский диагностический инструментарий (анкеты, специальные задания, тесты), позволяющий выявить ведущие мотивы, а также уровень методической готовности к работе в условиях инклюзивного образования. Диагностика мотивационного компонента методической готовности студентов проводилась до и после экспериментальной работы, реализованной в процессе обучения курсов по выбору. Для определения уровня сформированности мотивационного компонента студентов был использован переработанный тест А.И.Доровского «Определение склонности учителя к работе с детьми с ОВЗ» [13]. В соответствии с тестом, чем больше баллов набирал студент, тем выше был уровень сформированности мотивационного компонента. Результаты эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики мотивационного компонента методической готовности будущих учителей информатики

Уровни

До

эксперимента

После

эксперимента

Низкий (29–18 баллов)

30,2

18,9

Средний (42–30 баллов)

47,2

45,3

Высокий (54–43 балла)

22,6

35,8

Представим полученные данные на диаграмме, выразив их для объективности в процентном соотношении (рис. 2).

Рис. 2. Динамика изменений мотивационного компонента методической готовности будущих учителей информатики к работе в условиях инклюзивного образования

В результате экспериментальной работы студенты экспериментальной группы не только проявили большую нацеленность на овладение профессией, но и продемонстрировали достаточно высокий уровень готовности работать в условиях инклюзии. У данных студентов отмечаются положительное отношение к совместному обучению детей с разными возможностями здоровья, уверенность в успешности своей профессиональной деятельности, достаточно высокий уровень сформированности специальных компетенций, связанных с методической работой в инклюзивном классе, наличие умений адаптировать учебный материал для детей с ОВЗ различных нозологий, в том числе с использованием цифровых инструментов и сервисов.

Заключение

Значимую роль в готовности будущего педагога к работе в условиях инклюзии играют мотивы, потребности, интерес студента, которые формируются и развиваются в процессе обучения в вузе.

Результаты экспериментальной работы показывают необходимость специальной работы по формированию мотивов будущих педагогов к работе в инклюзивном образовательном учреждении. Мотивационный компонент методической готовности будущего педагога к работе в условиях инклюзии формируется на основе системы теоретических и методических знаний, практических умений, необходимых учителю, работающему в инклюзивном классе; владения конкретными методами, способами и приемами обучения детей с ОВЗ.

Проведенное исследование показало, что в процессе методической подготовки будущих учителей информатики к работе с детьми с ОВЗ эффективной является учебная деятельность, моделирующая методическую работу педагога инклюзивного образовательного учреждения. Данная деятельность направлена на формирование умений разрабатывать дидактические материалы для детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей; использовать современные средства ИКТ для разработки образовательного контента для детей с ОВЗ; проводить оценку содержания обучения с целью адаптации его для инклюзивного обучения; организовывать свою методическую деятельность. Результатом организованной таким образом учебной деятельности стало не только повышение уровня мотивационного компонента методической готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ, но и подготовка методически грамотного учителя информатики.


Библиографическая ссылка

Домур-Оол Ч.Д., Тюлюш М.К. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31559 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674