Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шинкарева Н.А. 1 Тыхенова В.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
Проблема развития творческого воображения становится все более актуальной в современных условиях. Развитие способности преобразовывать окружающую действительность, находить нестандартные решения в разных ситуациях особенно актуально для периодов развития общества, в которых наблюдаются неопределенность и неустойчивость. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческого воображения, предпосылки которого формируются в разных видах деятельности дошкольников. Творческое воображение выступает как особенный вид созидательного обучения, в пределах которого усваиваются способы и методы формирования образов. На этот процесс воздействует нарушение фактических связей вследствие введения предметов в не характерные для них условия, а также вследствие присваивания ролей и совмещения неоднородных предметов в новый образ. Одним из средств развития творческого воображения выступает творческая мастерская. В исследовании были изучены ресурсные возможности педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и уровень творческого воображения. Полученные результаты позволили осуществить дальнейшую работу по проектированию и реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в творческой мастерской и выполнить оценку динамики условий и уровня творческого воображения детей на контрольном этапе.
воображение
творческое воображение
дошкольный возраст
творчество
творческий потенциал
творческая мастерская
1. Костюк А.А. Роль воображения в структуре творческой деятельности // Вестник научной сессии факультета философии и психологии. 2019. С. 41-46.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Перспектива, 2020. 125 с.
3. Передня Н.В., Жучков В.В., Ахмерова Н.М. Проблемы формирования творческого воображения в старшем дошкольном возрасте // Актуальные вопросы современного образования. 2015. № 7. С. 44-47.
4. Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. СПб., 2014. 129 с.
5. Синицына А.Л. Организация творческих мастерских как одно из условий вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1. С. 247-250.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2016. 134 с.
7. Мальченко Л.Н., Ковалева О.С., Ковалева И.В. Организация творческих мастерских в ДОУ. В сборнике: Образование: традиции и инновации: материалы XII международной научно-практической конференции. 2016. С. 203-207.
8. Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М. 2014. 64 с.
9. Царегородцева Е.А., Владыкин Д.В. Возможности творческой развивающей среды детского сада в формировании способов творческого воображения дошкольников // Педагогика современности. 2021. № 1 (22). С. 61-65.

Проблема творческого воображения в современных психолого-педагогических исследованиях является одной из актуальных. Это обусловлено потенциалом творчества в развитии личности ребенка и сензитивностью дошкольного возраста к раскрытию творческого потенциала. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач является раскрытие творческого потенциала ребенка. Решение этой задачи базируется на развитии творческого воображения.

В старшем дошкольном возрасте творческое воображение начинает активно формироваться как вид воображения и указывает на то, что воображение из репродуктивного постепенно превращается в воссоздающее. Сущность творческого воображения состоит в его преобразующей функции. Благодаря ему ребенок преобразует окружающую действительность, комбинируя различные элементы, создавая новые образы.

Творческое воображение рассматривается как важнейшее условие развития личности, которое также влияет на эффективность образовательного процесса. На основе предпосылок, которые складываются в старшем дошкольном возрасте, у детей появляется способность предварять практическую деятельность, воображая образы, которые ребенок хочет получить. В этом плане мышление тесным образом связано с воображением. Благодаря тому что ребенок начинает управлять своим воображением, оно приобретает характер творческого.

Для творческого воображения характерен особый механизм действия, развитие творческого воображения обусловливает необходимость отбора средств, которые будут создавать оптимальные условия для его развития. Одним из таких средств может выступать творческая мастерская.

Актуальность проблемы позволила нам определить цель исследования, которая состояла в изучении возможностей творческой мастерской как способа развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленными задачами вначале мы проанализировали сущностные характеристики творческого воображения как психического процесса. А.А. Костюк считает, что основным отличием творческого воображения является то, что оно помогает создавать образы, которые не существуют в действительности и относятся к будущему. Они строятся на основе умственных действий, не восстанавливают, а перерабатывают сенсорный перцептивный опыт [1].

По мнению Л.С. Выготского, творческое воображение отличается тем, что с его помощью на основе имеющихся представлений создаются новые образы, совершенно новые, отличающиеся от того, что есть в реальности. При этом творческая деятельность воображения напрямую зависит от многообразия опыта человека, т.е. представления как фундамент для воображения играют важную роль [2].

Творческое воображение выполняет целый ряд функций, в частности оно помогает представлять действительность в образах и использовать эти образы для решения задач; с помощью творческого воображения регулируется эмоциональное состояние; творческое воображение участвует в произвольной регуляции психических процессов и состояний. Н.В. Передня, В.В. Жучков указывают, что творческое воображение начинает активно формироваться в старшем дошкольном возрасте [3].

Этому процессу предшествуют повышение лабильности образов, развитие навыка отходить от стандартных решений, готовность к созданию необычного, нестандартного изобретения разных вариаций повторяющейся темы. В старшем дошкольном возрасте образы воображения носят гибкий и динамичный характер, а благодаря развитию мышления дети могут вычленять различные особенности этих образов, переносить их, совмещать, формируя новые образы, вводить своеобразные детали. Формированию творческого воображения детей способствует специально организуемая работа. Одной из форм организации этой работы выступает творческая мастерская.

С помощью творческой мастерской создается благоприятная атмосфера эмоционального комфорта, в которой ребенок может раскрепоститься и проявить свой творческий потенциал. В рамках творческой мастерской деятельность детей менее регламентирована, создается больше возможностей для применения ребенком разных способов и приемов творческого воображения по сравнению с традиционной образовательной деятельностью.

В работе Н.И. Беловой мастерская определяется как специально организованное пространство, в котором есть все необходимое, интересное для привлечения детского внимания. Мастерскую рассматривают в современной литературе и как форму организации работы с детьми, и как технологию [4].

А.Л. Синицына, являясь представителем второго подхода, рассматривает и изучает технологию мастерских. По ее мнению, отличительными особенностями мастерской являются наличие мастера-педагога и то, что в работе мастерской реализуется задача включения ребенка в процесс творческой и познавательной деятельности [5]. Г.К.Селевко рассматривает мастерскую как форму работы [6]. Возможности мастерской связаны, прежде всего, с тем, что она способствует развитию творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Творческая мастерская может выступать в качестве одной из современных форм образовательной деятельности, привлекательной для детей. Как показывают современные исследования, творческие мастерские используются в различных направлениях деятельности детей. В творческой мастерской формируется ощущение свободы выражения себя и разнообразия жизни, способствующее развитию эмоциональной памяти детей.

Л.Н. Мальченко указывает, что появление термина «мастерская» в педагогике связано с его приходом из сферы творческой деятельности, где этот термин использовался для обозначения места, в котором создается что-то новое, оригинальное [7]. Основными критериями для классификации типов мастерских являются количество участников, цели и средства занятий и их продолжительность.

Мастерские по составу участников разделяют на занятия только для детей, только для педагогов и только для родителей. Кроме этого, выделяются занятия, которые проводятся со взрослыми и детьми одновременно. По целям и видам мастерские разделяют на художественные, театральные, мастерские игр и игрушек, сувенирные, архитектурные. Для каждого из видов мастерской характерны свои особенности.

Также мастерские разделяют и по временной продолжительности на одноактные, т.е. относящиеся к одному занятию, и длительного действия, которые включат в себя два-три занятия, когда деятельность прерывается, а потом продолжается снова.

Исследователи технологии мастерских отмечают, что она может быть использована в виде самостоятельной части в составе целого, в порядке досуговой деятельности и как форма организации обучения при проведении комплексного занятия.

Н.А.Коротковой выделяются условия организации творческой мастерской. Характеризуя условия, авторы обращают внимание на следующие аспекты: пространственный аспект, коммуникативный аспект, эмоциональный аспект [8].

Е.А. Царегородцева указывает, что пространство, которое организуется для занятий в творческой мастерской, должно отличаться от привычного. Прежде всего, оно должно быть удобным для деятельности и коммуникации всех участников мастерской. Такое пространство может представлять собой как один большой рабочий стол, так и специальные места для персональной работы, но выстроенные так, чтобы создавать некое единство. В пространстве предусматриваются места для всех участников творческой мастерской, в том числе и для воспитателя. Места для детей не должны быть четко фиксированными, потому что у ребят должна быть возможность более свободно передвигаться в случае необходимости или выбирать себе партнеров по деятельности [9].

Также творческую мастерскую отличает динамичная позиция воспитателя, который может на каждом занятии творческой мастерской располагаться рядом с тем или иным ребенком для того, чтобы уделить ему больше внимания и оказать ему помощь, поддержку в развитии тех или иных навыков. Благодаря организации рабочего пространства в творческой мастерской формируется чувство свободы, обеспечивается возможность видеть других участников, взаимодействовать с ними, непринужденно обсуждать разные рабочие вопросы.

Следующим условием, отражающим особенности коммуникации в творческой мастерской, является вероятность беседы участников, выступающей основным правилом взаимодействия.

Организационный аспект на занятиях в творческой мастерской тоже очень важен. Взрослый не должен принуждать или обязывать ребенка к включению в деятельность, а должен ориентироваться на привлечение внимания ребенка, формирование у него интереса к совместной деятельности. Педагог формулирует цели и предлагает разные материалы для реализации одной цели, поощряет активность детей, возможность предпочтения по увлечениям и выполнимости.

Одной из характерных особенностей творческой мастерской служит то, что воспитатель включается в деятельность наравне с детьми. Он выбирает цель и начинает действовать, выступая для детей образцом организации работы. Роль взрослого заключается именно в том, чтобы быть образцом, своими действиями побуждать детей к самостоятельной работе, а не контролировать работу и организовывать ее за детей. Взрослый должен вести себя непринужденно, поясняя свои действия и не препятствуя комментированию вслух.

Цель исследования: изучить педагогические условия развития творческого воображения детей в дошкольной организации и уровень творческого воображения детей.

Материал и методы исследования

В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 25 человек, педагоги дошкольной организации в количестве 14 человек и 25 родителей. Для решения исследовательских задач мы использовали комплекс методов. С помощью опроса «Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте» (авторский вариант), анализа планов мы изучили подготовленность педагогов к развитию творческого воображения детей; с помощью экспертизы развивающей предметно-пространственной среды группы (авторский вариант) мы выполнили характеристику среды, с помощью опроса проанализировали подготовленность родителей к развитию творческого воображения детей. Показатели творческого воображения, такие как гибкость, оригинальность, целостность, мы исследовали с помощью диагностических заданий. Представим полученные нами результаты исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение подготовленности педагогов к развитию творческого воображения показало, что 50% педагогов дошкольной организации реализовывают деятельность по развитию творческого воображения детей, но она отличается тем, что им не хватает целостности и взаимосвязанности отдельных видов работ: обнаруживаются недочеты, связанные с планированием, формулированием целей и задач работы, выбором методов и приемов работы в соответствии с условием развития творческого воображения. Анализ оснащенности развивающей предметно-пространственной среды группы показал, что для развития творческого воображения группа укомплектована лишь 60% материалов. Анализ сформированности представлений у родителей показал преобладание низкого уровня у 48% родителей. Низкий уровень представлений отличается тем, что у родителей не сформирована понятийная основа, они затрудняются в раскрытии содержания проблемы, значения творческого воображения, у них не проявляется интерес к проблеме, снижена мотивация участия в совместной деятельности.

Творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста развито в основном на среднем и низком уровне. Детям бывает сложно переключаться с одного объекта на другой, пополнять образ различными составляющими, в том числе и оригинальными; дети склонны создавать натуральный образ, характеризующийся также разрозненностью. Имеются трудности в воплощении придуманных образов, с которыми справляются при поддержке взрослого.

Результаты проведенного исследования показали, что актуальность проблемы развития творческого воображения подтверждается данными эмпирического исследования и обусловливает необходимость разработки содержания экспериментальной деятельности по формированию творческого воображения посредством творческой мастерской. В ходе экспериментальной работы нами была составлена программа занятий творческой мастерской, в которой мы представили разнообразные темы художественно-творческой деятельности, которая позволяла детям осваивать разные виды умений и навыков, связанных с творческим воображением. Приведем примеры тем: «Осенние фантазии» (из природного материала), «Лебедь» (из природного материала), «Дом, в котором я хочу жить» (пластилинография), «Георгины» (объемная аппликация), «Рябина» (квиллинг, оригами), «Барашек» (соленое тесто), «Эти забавные животные» (из природного материала). Отличительной особенностью работы в рамках творческой мастерской являлось то, что для активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста мы использовали разные приемы.

На начальном этапе работы для вовлечения детей в творческий процесс мы стремились заинтересовать их темой, показать им, как осуществляется преобразующая деятельность, какие получаются результаты, познакомить с приемами творческого воображения. Так, например, мы предлагали детям разные игры, в которых они сами изменяли исходный образ. Кроме того, мы развивали в процессе организованной работы все свойства творческого воображения. Для развития гибкости мы создавали условия для переключения детей с одного вида деятельности на другой, для развития оригинальности мы предлагали изменять образ кардинально, так, чтобы он не был похож на другие, используя для этого различные элементы, которые помогают это делать. Кроме того, мы уделили большое внимание созданию развивающей предметно-пространственной среды, прежде всего, среды творческой мастерской, ее оборудования.

За время экспериментальной работы нами были внесены туда разнообразные материалы, которые помогают создавать ситуации для проявления детьми творческого воображения самостоятельно, не под контролем взрослого. Кроме того, повышению эффективности нашей работы способствовало то, что мы осуществляли взаимодействие с педагогами и родителями. Это помогало объяснить родителям значимость старшего дошкольного возраста в плане развития творческого воображения и способствовало обучению педагогов необходимым умением и навыкам.

Организация работы мастерской по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста строилась на основе постепенного формирования у детей умений и навыков использования приемов творческой деятельности, связанных с комбинированием, преобразованием уже знакомых способов, приемов при создании готового продукта.

Кроме того, в процессе работы мы знакомили детей с приемами творческого воображения, демонстрируя возможности их применения на основе разных работ.

Одним из приемов, способствующим обогащению опыта детей на начальном этапе, являлось художественное экспериментирование. Внося в развивающую предметно-пространственную среду группы материалы, фрагменты изделий, выполненных в разных техниках, мы пробуждали тем самым у детей интерес и вовлекали их в совместную деятельность по рассматриванию этих материалов, совместному обсуждению, фантазированию, на что похож данный образ, как его можно изменить, трансформировать так, чтобы получить другой образ.

С помощью такой работы мы формировали у детей интерес к работе в рамках творческой мастерской. Используемые приемы уже на этом этапе способствовали развитию творческого воображения.

На основном этапе экспериментальной работы для развития творческого воображения детей мы применяли следующие виды работ: дополнение незавершенного образа, создание работы по собственному замыслу на основе готового изделия, комбинирование образов и приемов, предлагали детям поэкспериментировать.

За основу мы брали какой-либо элемент, материал и предлагали детям придумать, что можно сделать на его основе, какие материалы для этого понадобятся, какие уже известные приемы дети смогут применить при выполнении данного задания.

Кроме того, мы помогали ребятам дорабатывать свой образ, внося в него оригинальные элементы. Например, создавая одно и то же исходное изделие, затем мы предлагали детям добавить к нему такие элементы, чтобы оно стало не похожим на другие поделки и легко было узнать работу самому ребенка. Для этого ребятам предлагались разнообразные материалы, с помощью которых они могли вносить эти изменения.

На контрольном этапе, в ходе повторной диагностики, мы выявили положительную динамику при оценке уровня готовности педагогов: уровень готовности возрос на 20%. Мы установили, что уровень готовности повысился, равно как и повысился уровень готовности родителей на 25% и уровень оснащенности развивающей предметно-пространственной среды в группе на 25%. Диагностика родителей показала повышение уровня сформированности у них представлений о развитии творческого воображения; повысился и уровень развития творческого воображения у детей вследствие реализации намеченных мероприятий.

Заключение

Таким образом, результаты проведенной работы показали, что творческая мастерская как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста обладает большим потенциалом и позволяет достичь положительных результатов.


Библиографическая ссылка

Шинкарева Н.А., Тыхенова В.А. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31557 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674