Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И МЕХАНИЗМОВ ВЫБОРА ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ РОССИЙСКОГО ВУЗА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Мёдова С.Ю. 1 Ерофеева В.В. 2, 3, 4
1 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
3 Российский университет дружбы народов
4 Московский технический университет связи и информатики
Показатель численности иностранных студентов – это своего рода маркер конкурентоспособности сектора высшего образования, отражающий амбициозность целей государственной образовательной политики в системе высшего образования. Цель данного исследования – выявление специфики критериев, на основании которых иностранные студенты остановили выбор на вузах Российской Федерации. Анализ работ, посвященных экспорту российского образования, опубликованных за последнее десятилетие, показал, что механизмы сдерживания развития экспортной составляющей в образовании авторы связывают с проблемами стратегического планирования системы высшего образования. Ключевое отличие данного исследования связано с оценкой особенностей и механизмов выбора российских вузов именно иностранными гражданами. В ходе работы в рамках проведенного опроса иностранных студентов выделены ключевые факторы, определяющие специфику выбора, и определены основные источники получения информации о российском высшем образовании иностранными гражданами. Полученные данные могут быть использованы для повышения уровня привлекательности вузов для иностранных студентов, которые выбрали для обучения высшие учебные заведения Российской Федерации, поскольку данные учитывают важность того или иного фактора для иностранных абитуриентов. Информационно-аналитическая база мониторинга результативности, рассчитанной для совокупности принимаемых вузами мер, анализ новых источников данных, основанных на свободном анкетировании-опросе иностранных студентов, информации, взятой из электронного ресурса Russia.Study и ГИС Электронного бюджета в части приоритетного российского проекта под названием «Экспорт образования», значительно расширили методологическую базу самого исследования по рассматриваемой тематике.
иностранные студенты
выбор российского вуза
квота
экспорт образования
механизм поддержки
1. Клячко Т.Л., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России // Экономика науки. 2015. № 1 (2). С. 102-108.
2. Беляков С.А., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в России и в мире // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 26-34.
3. Арефьев А.Л. Тенденции экспорта российского образования. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. 238 с.
4. Арефьев А.Л. Экспорт российского образования: основные показатели и тенденции // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 6-17.
5. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 6. Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Социоцентр, 2016. 408 с.
6. Бровко П.М., Карастелев Б.Я., Якубовский Ю.В., Пикула Е.И. Выбор стратегии экспорта услуг высшего образования (на примере Приморского края) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 103-107.
7. Рогова О.А., Янукович Е.И. Интернационализация БГТУ как определяющий фактор вхождения университета в международное научное и образовательное пространство // Труды БГТУ. Сер. «История, философия, филология». 2015. № 5. С. 203-219.
8. Мировой опыт инновационной политики: очерки. Выпуск 2 / под ред. С.В. Вольфсона. Томск: Издательство ТГУ, 2013. 288 с.
9. Штыхно Д. Экспорт образования как потенциальный фактор развития регионов Российской Федерации // Федерализм. 2018. № 4. С. 195-203.
10. Глухов А.П. Образовательный экспорт в системе высшего образования: кейс томских вузов // Вестник ТГПУ. 2018. № 7 (196). С. 142-147.
11. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер «Международные отношения». 2015. Т. 15. № 3. С. 203-219.
12. Бирюков А. В. Интернационализация российского высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 10. С. 76-83.
13. Аржанова И.В., Воров А.Б. Потенциал экспорта образования ведущими российскими университетами // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С.6-17.
14. Petruk G.V., Lebedinskaya Y.S., Korostelev A. A., Klescheva N.A. Internationalization of higher education of China as the factor of university competitiveness increase. Revista San Gregorio. 2018. no 25. [Электронный ресурс]. URL: https://revista.sangregorio.edu.ec/index.php/REVISTASANGREGORIO/article/view/766/23-GAL (дата обращения: 20.02.2022).
15. Руденко А.А., Лу Т.В. Об особенностях управления конкурентоспособностью и инновационной деятельностью вуза на рынке образовательных услуг // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. «Экономика и управление». 2010. № 1. С. 55-56.
16. Шамин А.Е., Касимова Ж.В. Особенности предоставления образовательных услуг в региональных вузах // Вестник НГИЭИ. 2018. № 10 (89). С. 119-134.
17. Демцура С.С., Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Рынок образовательных услуг и современные тенденции развития образования в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 114-117.
18. ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvfu.ru/ (дата обращения: 20.02.2022).
19. Knight J. Internationalization remodeled: Definition, approaches, and rationales. Journal of studies in international education. 2004. vol. 8. no 1. P. 5-31.
20. Marginson S. Dynamics of National and Global Competition in Higher Education. Higher Education. 2006. vol. 51. no 1. P. 1-39.
21. Дроздов В., Погребинская В., Золотарева В. Эволюция моделей догоняющей модернизации России во второй половине XIX – начале XXI в. // Федерализм. 2018. № 4. С. 181-194.
22. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник. Выпуск 9. Министерство высшего образования и науки Российской Федерации. М.: Центр соц. иссл., 2019. 536 с.
23. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ч.1. Ст. 7598.
24. Рейтинг стран мира по Индексу человеческого развития. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index (дата обращения: 20.02.2022).
25. Кемп Н. Новые тенденции международного рынка образования // Международное высшее образование. 2016. № 85. С. 19-22.
26. Классификатор услуг ГАТС («Классификационный перечень секторов услуг»). Принят 24 мая 1991 г. [Электронный ресурс]. URL: https://studylib.ru/doc/2640380/klassifikator-uslug-gats--«klassifikacionnyj (дата обращения: 20.02.2022).
27. Education Policy and Analysis: Focus on Higher Education, 2021-2024. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org (дата обращения: 20.02.2022).
28. Мировая экономика и международные экономические отношения. Полный курс: учебник / под ред. А.С. Булатова. 3-е изд. М.: КНОРУС, 2017. 916 с.
29. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 10 / Министерство науки и высшего образования РФ. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 2020. 557 с.
30. Основные направления развития экспорта на период до 2030 года: основные положения. [Электронный ресурс]. URL: https://old.economy.gov.ru/minec/resources/9b12cffa-3ce8-46c0-97fc-b0a04579e826/Основные+направления_основные+положения_08122014.pdf (дата обращения: 20.02.2022).
31. Internationalization in Higher Education in the OECD countries. OECD Center-HSE. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://bit.ly/HED1Kr6 (дата обращения: 20.02.2022).
32. The value of education: Higher and higher. 2017. [Электронный ресурс]. URL: www.hsbc.com (дата обращения: 20.02.2022).
33. Обзор международных рейтингов университетов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings (дата обращения: 20.02.2022).

Процесс глобализации влияет не только на производственные сферы, но и на сферу образования. При этом экспорт образования превратился в глобальный бизнес, расширяющий и трансформирующий международные отношения. В этих условиях экспорт услуг в сфере образования является механизмом усиления мер экономического и политического характера, которые могут оказать значительное воздействие на участников международного пространства. Экспорт образовательных услуг выступает существенным источником покрытия дефицита бюджета многих государств. Учитывая, что механизмы развития экспорта образования определены транснациональными процессами, анализ международного опыта в области привлечения иностранных граждан на обучение в систему вузовского образования позволяет определить основные тенденции в указанном вопросе.

Одним из ключевых доказательств активного развития мер, предпринимаемых странами мира по увеличению численности иностранных студентов, могут служить национальные стратегии развития систем образования, включающие показатели эффективности национальных вузов по набору иностранных студентов (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Плановый показатель эффективности национальных вузов по набору иностранных студентов в соответствии с национальными стратегиями развития вузовской системы образования, 2020 г.

Тема экспорта высшего образования широко представлена в научных трудах российских и зарубежных исследователей. Проанализировав более 150 работ, посвященных экспорту российского образования, опубликованных за последнее десятилетие, мы отметили, что большая часть статей связана либо с экономическим аспектом, определяющим важность данного направления развития системы образования, либо с выделением механизмов сдерживания развития экспортной составляющей в образовании и предложением рекомендаций по расширению данного направления. Сущность экономического аспекта экспорта образования в экономике страны раскрывается в работах Т.Л. Клячко, Г.А. Красновой [1], С.А. Белякова [2], которые детально анализируют рынок высшего профессионального образования и конкурентоспособность России на международном образовательном рынке (включая оценку вклада иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации, в экономику страны). В работах А.Л. Арефьева [3, 4] на основе информационно-аналитического обзора раскрываются основные тенденции в обучении иностранных граждан в общем и профессиональном образовании, анализируется доходная часть бюджета, получаемая от экспортного процесса в рамках рынка образовательных услуг Российской Федерации. Подробная аналитика, которая относится непосредственно к экспорту услуг сферы образования, а также к высшим учебным заведениям с разными формами собственности и ведомственными подчиненностями, охватывает временной промежуток 1950–2012 гг. и представлена в работе А.Л. Арефьева, Ф.Э. Шереги [5], где авторами приведена подробная статистическая информация по каждому вузу в части аспектов, которые затрагивают экспорт образовательных услуг и специфику обучения граждан из других стран в вузах Российской Федерации. В последнее время фиксируется и рост числа научных статей, раскрывающих сущность регионального аспекта в развитии экспорта образования: исследование применяемых стратегий экспорта образовательных услуг среди университетов Приморского края (включая выделение проблем действующих стратегий и рекомендаций при выборе стратегии экспорта образовательных услуг вузами Приморского края) [6] и включение международного аспекта во все компоненты управления университетом – интернационализация на уровне вуза [7]; в части экономической составляющей – проект социологической направленности, проведенный в рамках научного исследования «Инвестиционная активность студентов университетов г. Томска» [8] и новой инвестиционной привлекательной экспорта образования в регионах Российской Федерации [9, 10]. Рекомендации по расширению международной студенческой мобильности и определению влияния на нее механизмов управления высшим образованием приводятся в работах В.М. Филлипова [11], А.В. Бирюковой [12], И.В. Аржановой [13]. Перечень ключевых особенностей, которые в значительной степени формируют специфику закрепления международных связей, а также нюансы экспортоориентированных мероприятий высших учебных заведений Российской Федерации представлены в трудах А.А. Руденко, А.Е. Шамина, Ж.В. Касимовой и др. [14–17]. Вместе с тем вопрос возможных причин выбора иностранными гражданами высших учебных заведений, которые расположены именно в Российской Федерации, не освещается, как правило, в исследованиях, малоизученность данного аспекта требует особого внимания и понимания причин такого выбора [18–21].

Отличительной особенностью данной работы является оценка самого выбора иностранных граждан, выбравших для обучения российский вуз. Базисом исследования служат анализ специфики и основных побуждений, исходя из которых студенты из других стран выбирают вузы Российской Федерации, а также оценка предпочтений иностранных граждан, которую они формируют при выборе высших учебных заведений [22–24]. Важно определить, чем руководствуются иностранные абитуриенты, выбирая для обучения частный или государственный вуз в России, форму обучения, тип программ, специализацию и пр. В связи с этим ключевой исследовательский вопрос связан с выявлением этих особенностей и механизмов выбора российского вуза иностранными студентами, в этом и состоит новизна данной работы. Ответ на поставленный вопрос позволит определить, как эти особенности и механизмы можно использовать для повышения уровня привлекательности для студентов из других стран, выбирающих вузы Российской Федерации. В связи с этим актуальность и важность настоящего исследования ориентированы не на отдельно взятый вуз, но на формирование ключевых подходов при трансформации систем управления в вопросах экспорта образования.

Показатель численности иностранных студентов – это своего рода маркер конкурентоспособности сектора высшего образования, отражающий амбициозность целей государственной образовательной политики в системе высшего образования [25–27]. Для достижения этих целей правительствами стран реализуются национальные проекты и инициативы, направленные на повышение привлекательности национального образования для иностранных граждан. Россия не является исключением. Так, с 2017 г. началось исполнение приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (утвержден президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.05.2017 г., протокол № 6). Главными задачами обозначенного проекта были выделены поиски ресурсов для обеспечения иностранных студентов хорошими условиями; постепенное улучшение качества предоставляемых в высших учебных заведениях Российской Федерации знаний, что позволило бы создать среду для последующего конкурирования с вузами других государств; приобретение высокого статуса, узнаваемости при обучении иностранных граждан. Такой подход будет направлен на наращивание несырьевого экспорта Российской Федерации.

С 2019 г. началась подготовка ряда мероприятий, направленных на полноценную реализацию федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16), что способствовало бы значительному увеличению количества студентов из других стран, которые выбрали обучение в высших учебных заведениях Российской Федерации. Ожидаемый прирост – более 400 тыс. человек. Прирост должен быть обеспечен инвестированием в улучшение состояния инфраструктуры, а также государственными вложениями в реализацию экспорта образовательных услуг. В качестве итогового ожидаемого результата был выделен рост конкурентоспособности, узнаваемости и востребованности образования на международном уровне. Конечный срок реализации проекта – 2024 г.

Все предпринимаемые шаги обеспечили положительную динамику показателей экспортной составляющей в системе высшего образования. В межгосударственном рейтинге, составленном Федеральным государственным автономным научным учреждением «Социоцентр» и Институтом статистики Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, по показателю суммарного количества студентов, прибывших учиться в высшие учебные заведения из других стран, Российская Федерация располагается на шестом месте (в каждом году к нам приезжают около 250 тыс. студентов из других стран) [13].

Россия, являясь общепризнанным участником образовательного рынка, активно развивает механизмы по привлечению студентов из других государств. Предлагается обучение по различным программам высших учебных заведений. Право использования образовательными организациями механизмов международного сотрудничества в сфере образования закреплено действующим ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [23].

Несмотря на то что Российская Федерация обладает конкурентным преимуществом в ценовой конкуренции – в среднем образование в России обходится иностранному студенту в 5–7 раз дешевле, чем в странах Европы или США, отечественное образование отличается высоким качеством образовательных услуг, особенно в «традиционных» областях профессионально-образовательного характера, где наша стран является лидером.

Среднемесячный бюджет иностранного студента варьирует от 250 до 450 долл. США (из них 50–100 долл. США приходится на проживание в общежитии и транспорт, остальное расходуется на питание и досуг). Средняя стоимость годовых программ: бакалавриат – от 1,3 до 3 тыс. долл. США, магистратура – от 1,5 до 4 тыс. долл. США, аспирантура и ординатура – от 1,7 до 4 тыс. долл. США. Важным для понимания работы фактом является и то, что по качеству образование в РФ не уступает международному: российские университеты регулярно входят в подборку 500 лучших по отобранным критериям высших учебных заведений по версии авторитетного мирового рейтинга QS, и количество таких российских вузов в рейтинге растет. Так, в ежегодный рейтинг лучших университетов мира QS World University Rankings вошли 28 российских вузов – это на 3 больше, чем в версии рейтинга за 2020 г., из них 17 вузов поднялись в обновленном рейтинге. Активно развиваются и механизмы поддержки и стимулирования иностранных студентов. Так, с 2020 г. иностранные студенты могут законно работать в России без каких-либо специальных разрешений. Данные обстоятельства предопределили рост численности иностранных граждан, которые сделали выбор в пользу получения высшего образования в вузах Российской Федерации.

Отправной точкой роста численности иностранных граждан, отдавших предпочтение получению высшего образования в организациях Российской Федерации, можно считать середину 2000-х гг. – это период, когда наблюдается активное развитие государственных мер поддержки экспорта образования. Рывок в улучшении характеристик экспортной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации определен вводом программ поддержки высшего образования (в том числе и появлением новых институциональных форм образовательных организаций высшего образования), среди которых – создание федеральных университетов (2009–2015 гг.), развитие национальных исследовательских университетов (2009–2013 гг.), определение опорных вузов (2016–2019 гг.), а также принятием программ и проектов – Федеральной целевой программы «Русский язык» (2011–2015 и 2016–2020 гг.), Федеральной целевой программы развития образования (2011–2015 гг.), Национального проекта «Образование» (2018–2020 гг.), Национального проекта «Наука и университеты» (2021–2024 гг.). Особенно ярко эта тенденция проявилась в период с 2013 по 2019 гг. в условиях реализации Проекта по повышению конкурентоспособности ведущих высших учебных заведений Российской Федерации в сравнении с научно-образовательными центрами мирового масштаба, также известного под кодовым названием «Проект 5-100». Исполнение программы академического превосходства должно увеличить позиции университетов Российской Федерации в общем рейтинге высших учебных заведений мира, при этом развивая исследовательский и научно-технический потенциал государства.

В 2020 г. при завершении Проекта 5-100 среди результатов отмечается прирост значений ряда ключевых показателей, связанных с интернационализацией российских университетов и повышением их роли на международной арене. Так, в университетах – участниках Проекта 5-100 обучается каждый 5-й иностранный гражданин, который прибыл из другого государства в целях получения образования в Российской Федерации. Названные обстоятельства оказывают существенное влияние на появление новых иностранных граждан, обучающихся в высших учебных заведениях Российской Федерации. Полученная информация о возросшем количестве студентов из других государств позволяет сделать вывод, что спрос на услуги в сфере образования будет демонстрировать положительную динамику. За последние 3 года, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, удается достигать плановых значений, обеспечивая их рост. При этом за период с 2013 по 2021 гг. количество студентов, прибывших из других стран, увеличилось более чем в 3 раза (2005 г. – 100,9 тыс. человек, 2021 г. – 342,6 тыс. человек). Важно заметить, что темпы прироста показателя по количеству иностранных студентов, выбравших для получения высшего образования вузы Российской Федерации, также становятся больше (если в период с 2018 по 2019 гг. количество студентов из других стран составляло 273, 96 тыс. человек, то в последние 2 учебных года данный показатель превысил отметку в 342 тыс. человек). Оценивая изменение количества студентов из других стран в процентах от суммарного количества студентов, которые получают высшее образование в российских вузах за последние 5 лет, необходимо отметить сохранение четырехпроцентного рубежа (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Динамика изменения доли студентов из других стран от суммарного количества студентов в высших учебных заведениях Российской Федерации, % [22]

Студенты, имеющие гражданство страны из Содружества Независимых Государств, составляют более чем 60% от суммарного количества иностранных студентов.

При этом более половины иностранных студентов приходится на четверку стран Средней Азии – стран СНГ (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Десятка стран – лидеров по доле иностранных граждан от суммарного количества граждан других стран, которые проходят обучение по одной из программ высшего образования в высших учебных заведениях Российской Федерации в 2019–2020 учебном году, %

Источник: федеральное статистическое наблюдение ВПО-1, 2020 г.

Одной из причин выявленных тенденций, в частности доминирования количества иностранных студентов, имеющих гражданство как минимум одной из стран СНГ, во многом выступает тот факт, что учебную визу не надо оформлять студентам, которые приезжают в российские вузы из Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Южная Осетия, Армения, Абхазия, Украина. Кроме того, диплом, полученный в России, высоко котируется в мире, в том числе в странах СНГ. Так, гражданам СНГ не придется проходить процедуру признания диплома после завершения учебы в России: российский диплом по умолчанию действителен в странах Союза. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации, въехать в Россию могут студенты из эпидемиологически благополучных стран. Список таких стран регулярно обновляется, на настоящий момент в него входят 25 государств [24].

Вернуться в Россию уже сейчас могут студенты из Казахстана, Киргизии, Египта, Индии, Абхазии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Вьетнама, Греции, Катара, Танзании, ОАЭ, Эфиопии, Мальдив, Швейцарии, Сингапура, Южной Осетии, Турции, Сербии, Республики Сейшельские острова, Южной Кореи, Финляндии, Японии, Кубы. Оценивая специфику выбора иностранными гражданами российских вузов, важно уточнить, что данный выбор ориентирован, прежде всего, на государственные вузы, в 2 раза реже иностранные абитуриенты выбирают обучение в частных российских вузах (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Выбор иностранными гражданами направлений высшего образования в высших учебных заведениях Российской Федерации (частных и государственных) в 2019–2020 учебном году, % Источник: федеральное статистическое наблюдение ВПО-1, 2020 г.

Выявленное предпочтение связано с рядом причин, прежде всего – с уровнем развития механизмов господдержки и продвижения государственных вузов за рубежом, начиная с развития источников информации в странах-импортерах, включая конструктивную работу с местными образовательными учреждениями и заканчивая международной кампанией по популяризации российских вузов, весь перечень предпринимаемых шагов ориентирован в большей степени на государственный сектор высшего образования. Оценка выбора иностранными гражданами программ высшего образования показала, что программы специалитета и магистратуры иностранными гражданами, планирующими обучение в российских вузах, выбираются в 3 раза реже, чем программы бакалавриата (диаграмма 5).

Диаграмма 5. Распределение приема граждан иностранных государств в российские вузы по трем направлениям образовательных деятельностей (специалитета, бакалавра, магистратуры), 2020 г., %

Источник: федеральное статистическое наблюдение ВПО-1, 2020 г.

Выбор программ бакалавриата иностранными студентами, с одной стороны, помогает освоиться им в новой стране и адаптироваться в ее образовательной системе, повысить уровень русского языка и обрести новые навыки, обязательные для успешной учебы в российском вузе, с другой – является базой для получения диплома магистра в другой стране (четвертая часть иностранных студентов, завершивших обучение по программам бакалвриата, продолжает обучение в других странах). Также необходимо отметить, что уровень трудоустройства в зарубежных странах у бакалавров выше (особенно имеющих опыт работы), в отличие от магистров, у которых работодателями отмечается overqualified («сверхквалификация»).

Оценка специфики выбора иностранными гражданами программ обучения в системе российского высшего образования на бакалавриате показала, что абсолютным лидером по выбору среди иностранных абитуриентов является область образования «Науки об обществе» (на ее долю приходится более половины иностранных граждан, избравших обучение в российских вузах), включающая укрупненные направления подготовки «Экономика» (шифр 38.03.01), «Менеджмент» (шифр 38.03.02), «Юриспруденция» (шифры 40.03.01, 40.06.01) и пр. Вторую позицию в выборе гражданами из других стран вузов нашей страны занимает область образования «Здравоохранение и медицинские науки», и тройку лидеров замыкает область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» из области математических наук Российской Федерации (диаграмма 6).

Диаграмма 6. Распределение приема граждан иностранных государств в российские вузы по перечню областей образования, 2020 г., % Источник: федеральная служба государственной статистики, федеральное статистическое наблюдение формы ВПО-1, 2020 г.

Исходя из анализа количественных показателей, связанных с иностранными студентами, которые получают высшее образование в вузах Российской Федерации, можно сделать вывод о специфике предпочтений при выборе укрупненных групп подготовки и специальностей, что позволяет определить десятку лидеров укрупненных групп подготовки и специальностей – «предпочтений выбора» (диаграмма 7).

Диаграмма 7. Уровень распределения приема граждан иностранных государств в высшие учебные заведения Российской Федерации, установленный квотой Правительства на образовательные программы обучения граждан из других стран, бакалавриат, 2020 г., %

Источник: федеральное статистическое наблюдение ВПО-1, 2020 г.

Десятка укрупненных групп подготовки и специальностей по программам бакалавриата обеспечивает около половины приема (48,5% в 2020 г.), среди которых абсолютным лидером является укрупненная группа подготовки в экономической сфере деятельности. При этом отмечается, что данный тренд на превалирование среди поступающих в российские вузы иностранных абитуриентов экономического направления сохраняется на протяжении последних десятилетий. Исторический аспект выделяется и в следующем факторе: большая часть поступивших на данный профиль направления подготовки – это граждане из стран СНГ. Учитывая, что численность иностранных граждан, поступающих в российские вузы на бакалавриат, в 2 раза превосходит численность иностранцев, поступающих на программы магистратуры и специалитета, важность развития механизмов стимулирования и обновления программ обучения по данным направлениям неоспорима.

Наиболее высокий уровень дифференциации приема граждан иностранных государств в российские вузы отмечается по специалитету. Достаточно высокая доля количества иностранных граждан от общего числа студентов была вызвана, в том числе, и квотой на образование студентов из других стран, выделенной Правительством Российской Федерации по укрупненной группе подготовки «Лечебное дело». На долю данного профиля направления подготовки в 2020 г. приходилось 53% от общего приема. Кроме этого, тридцатипроцентный рубеж обеспечен за счет областей образования «Здравоохранение и медицинские науки», «Искусство и культура», «Инженерное дело, технологии и технические науки» (диаграмма 8).

Диаграмма 8. Уровень распределения приема граждан иностранных государств в высшие учебные заведения Российской Федерации, установленный квотой Правительства на образовательные программы обучения граждан из других стран, специалитет, 2020 г., %

Источник: федеральное статистическое наблюдение ВПО-1, 2020 г.

Десятка укрупненных групп подготовки и специальностей по программам специалитета обеспечивает около трети приема (32% в 2020 г.). Однако за последние 5 лет наблюдается активный рост численности абитуриентов из других стран в области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» с общепринятым российским классификатором ОК 009-2016. При этом среди поступивших на профили данных направлений подготовки наблюдается рост в большей степени иностранных граждан дальнего зарубежья, растет и численность граждан из стран СНГ, выбирающих для обучения российские вузы. Таким образом, интерес к российскому инженерному образованию нарастает. Однако темпы прироста по сравнению с бакалавриатом замедляются. Высокая численность иностранных граждан на прием в российские вузы по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» обусловлена положительным имиджем российского медицинского образования, относительно невысокой стоимостью и рядом передовых, прорывных достижений в сфере здравоохранения. При этом сохраняется высокая доля поступивших иностранных студентов из стран Ближнего Востока и Средней Азии.

Структура выбора иностранными гражданами программ магистратуры отличается разнообразием и связана с индивидуализацией и узкой специализацией программ подготовки. По этой причине десятка лидеров направлений подготовки иностранных студентов по магистратуре, обеспечивающая 46% от общего приема иностранных студентов, более равномерно распределена среди тех же областей образования (диаграмма 9).

Диаграмма 9. Уровень распределения приема граждан иностранных государств в высшие учебные заведения Российской Федерации, установленный квотой Правительства на образовательные программы обучения граждан из других стран, магистратура, 2020г., %

Источник: федеральное статистическое наблюдение ВПО-1, 2020 г.

Предпочтение областей образования «Науки об обществе», «Инженерное дело, технологии и технические науки» и «Гуманитарные науки» на программах магистратуры гражданами иностранных государств в российских вузах связано с возможностью дополнения, углубления уже полученного образования или кардинальной сменой профессиональной деятельности, а также с возможностью продолжения обучения в аспирантуре. В случае с иностранными студентами это чаще первое.

Важно выделить тот фактор, что в данный момент иностранные студенты обучаются в российских образовательных организациях высшего образования на контрактной и бюджетной основе в соответствии с документами Российской Федерации международного уровня (договоры) и федерального уровня (законы). Один из примеров регламентирующих деятельность документов – ФЗ от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Отбор иностранных студентов происходит точно так же, как и для граждан Российской Федерации. Он соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В данном постановлении указан и другой тип отбора, в случае которого иностранные абитуриенты и лица без гражданства могут получить квоту от Правительства Российской Федерации, что официально утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 № 844. Министерство иностранных дел, Министерство науки и высшего образования, а также Федеральное агентство по делам СНГ – те органы, которые имеют прямое отношение к отборочной кампании высших учебных заведений. В их обязанности входят предварительное планирование и организационные процессы, связанные с обеспечением проведения кампании.

В период с 2019 по 2020 гг. на платной форме обучения числилась наибольшая доля студентов из других государств (диаграмма 10).

Диаграмма 10. Количество иностранных студентов, распределенных по различным формам обучения (платной или бесплатной с дополнительным разделением источников финансирования) в высших учебных заведениях Российской Федерации по состоянию на 2020 г., %

Источник: федеральное статистическое наблюдение ВПО-1, 2020 г.

Показанное на диаграмме 10 распределение иностранных абитуриентов, поступивших на первый курс бакалавриата, специалитета или магистратуры, характерно не только для 2020 г., но и для последних десятилетий (с учетом незначительных отклонений). Основными причинами преобладания студентов, поступивших на платную форму обучения, являются как принципы установления государственной квоты для обучающихся с гражданством другой страны, так и стоимость самого обучения. Однако при получении более высокого уровня образования фиксируется рост доли государственного финансирования затрат на оказание услуг в сфере образования в высших учебных заведениях. По сути, речь идет о развитии научного потенциала в виде молодых исследователей, поскольку подготовка по программам, нацеленным на получение магистерской степени, предусматривает основательное изучение теории и практическую подготовку к научно-исследовательской деятельности.

Анализ, проведенный на основании полученных по государствам заявок, продемонстрировал неравномерность распределения квот между студентами. Так, несмотря на то, что в 2020 г. в конкурсе принимало участие около 8 заявок на 1 государственную квоту, в некоторых государствах на специальность было подано 0 заявок, а в других количество могло доходить до 650 человек на квоту (табл. 1).

Таблица 1

Конкурс заявок, поданных на получение государственной квоты в разных государствах, единиц (источник данных – сайт Russia.Study)

Страна

Всего заявок за 2019 г.

Количество заявок на 1 место

Саудовская Аравия

650

650,0

Марокко

3251

154,8

Буркина-Фасо

250

125,0

Пакистан

2068

121,6

Объединенные Арабские Эмираты

120

120,0

Гаити

862

86,2

Алжир

6643

79,1

Австралия

58

58,0

Гондурас

53

53,0

Габон

651

50,1

Анализ спроса на квоты на отдельные направления по референтным группам государств, ведущих сотрудничество с Российской Федерацией, указывает на то, что, в то время как российские компании реализуют инвестиционные проекты в этих странах, нарастает потребность в квалифицированных кадрах из числа граждан этих стран. Однако краткосрочность данных проектов определяет незначительную численность (ограниченность запросов со стороны компаний – участников проектов) в подготовке таких специалистов, спрос у зарубежных абитуриентов на такие программы подготовки невысок. Это, возможно, объясняется, с одной стороны, слабой информированностью иностранных граждан, а с другой – отсутствием в двухсторонних соглашениях и договорах отдельных обязательств сторон по подготовке кадров, а также выделением незначительного количества квот стране, не учитывающей масштабы двухстороннего сотрудничества по проектам такого рода. В связи с этим совершенствование механизма распределения квот является крайне актуальной задачей, хотя и не входит в задачи и мероприятия реализуемых федеральных проектов, связанных с экспортом российского образования. При этом в целом ряде других законодательных документов и программ, таких как Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года», федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», совершенствование механизма распределения квот и увеличение количества квот являются важным направлением. Несмотря на выявленную специфику, важно отметить наличие еще большей дифференциации, наблюдаемой при анализе количества студентов из других государств, которые получают высшее образование в высших учебных заведениях Российской Федерации, дифференцированным по регионам и федеральным округам. Самое большое число иностранных студентов было выявлено в высших учебных заведениях из Центрального федерального округа, на 2-м месте оказался Приволжский федеральный округ, а на 3-м – Сибирский федеральный округ. Минимальные значения численности иностранных студентов фиксируются в вузах Дальневосточного федерального округа (диаграмма 11).

Диаграмма 11. Доля иностранных студентов, получающих высшее образование в вузах Российской Федерации, с распределением по федеральным округам в 2019–2020 учебном году, %

Источник: федеральное статистическое наблюдение ВПО-1

Такая территориальная диспропорция вызвана рядом факторов, среди которых и уровень развития образовательной инфраструктуры, ее качество и современность, и уровень научно-образовательного потенциала федерального округа, в котором вуз фактически расположен, и инновационность, качество реализуемых образовательных программ, и, наконец, уровень открытости и доступности для иностранных граждан информации о деятельности российских вузов.

Оценивая экспортную составляющую, изучая особенности и механизмы выбора иностранными студентами российского вуза для обучения, важно отметить роль самих вузов в развитии экспортного потенциала страны.

В тройку высших учебных заведений, занимающих первые позиции по численности приехавших из других государств обучающихся интернов, студентов, ординаторов, стажеров и докторантов, традиционно входят вузы Москвы и Санкт-Петербурга (диаграмма 12).

Диаграмма 12. Доля численности приехавших из других государств студентов, интернов, ординаторов, стажеров и докторантов от суммарного количества обучающихся в высших учебных заведениях, занимающих первые 10 позиций рейтинга, 2019–2020 учебный год, %

Источник: федеральное статистическое наблюдение ВПО-1

В высших учебных заведениях, занимающих первые позиции по суммарному количеству интернов, иностранных студентов, ординаторов, стажеров и докторантов, в период с 2019 по 2020 гг. следует отметить значительный прирост числа иностранных обучающихся, взятого в процентах от суммарного количества студентов (диаграмма 13).

Диаграмма 13. Соотношение студентов, имеющих гражданство Российской Федерации, и студентов, имеющих гражданство другой страны, по вузам с самым большим суммарным количеством иностранных обучающихся по различным формам подготовки в 2019–2020 учебном году, %

Источник: федеральное статистическое наблюдение ВПО-1

Важно отметить, что наиболее высокий процент иностранных граждан, получающих высшее образование, взятый от суммарного количества всех студентов, обучающихся в вузе, фиксируется в медицинских вузах. Среднее соотношение числа российских и иностранных студентов в медицинских вузах составляет 6,8. Из 54 медицинских вузов 12 входят в ТОП-30 по соотношению российских и иностранных студентов [26] (диаграмма 14).

Диаграмма 14. Десятка вузов-лидеров с самым высоким процентом иностранных студентов, взятым от суммарного числа студентов данных вузов, в 2019–2020 учебном году, %

Источник: федеральное статистическое наблюдение ВПО-1

Среднее соотношение российских и иностранных студентов в сельскохозяйственных вузах составляет 0,5%, из них максимальный показатель – 3,4% – зафиксирован в Иркутском государственном аграрном университете имени А.А. Ежевского.

Среднее соотношение российских и иностранных студентов в спортивных вузах составляет 0,29%, из них максимальное число на 2020 г. (2,6%) наблюдалось в ГЦОЛИФК – Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (учебное заведение находится в Москве).

Среднее соотношение российских и иностранных студентов в вузах культурной направленности составляет 2,7%, из 86 вузов один входит в ТОП-30 по соотношению российских и иностранных студентов.

Среднее соотношение российских и иностранных студентов в транспортных вузах составляет 0,4%, из 31 вуза 1 входит в ТОП-30 по соотношению российских и иностранных студентов. В ТОП-30 входят 4 частных университета экономического и социального профиля.

В ходе проведенного исследования среди иностранных граждан из Российского университета дружбы народов особенностей и механизмов выбора иностранными студентами российского вуза удалось определить, какие критерии были для них приоритетными. Выборку составили 5% от суммарного количества всех иностранных студентов, которые проходят обучение на дневной форме (90% опрошенных). При этом большинство опрошенных (70% из общего числа респондентов) закончили школу, четверть респондентов перед поступлением в вуз закончили лицеи (школы с углубленным изучением отдельных предметов), и лишь около 5% опрошенных закончили профильные колледжи и продолжили обучение в России по специальности. Такая специфика указывает на необходимость развития информационных механизмов для иностранных абитуриентов (каналов информации в виде социальных сетей), направленных, прежде всего, на формирование интереса у будущих абитуриентов, поступавших по окончании школы, и их родителей, расширение информированности студентов, заканчивающих обучение в профильных колледжах [27–29].

Среди основных источников информации, повлиявших на выбор респондентами российского вуза для обучения, в Российском университете дружбы народов особое место занимает информация от выпускников РУДН (45% респондентов при выборе вуза ориентировались именно на этот источник) [30] (диаграмма 15).

Диаграмма 15. Распределение ответов иностранных студентов об основных источниках информации, повлиявших на выбор РУДН, %

Источник: по данным анкетирования иностранных студентов РУДН, 2021 г.

По данным проведенного опроса, важным источником информации о деятельности вуза являются и информационные ресурсы национальных министерств, отвечающих за регулирование сферы профессионального образования и науки. Четверть опрошенных получили информацию, определившую их выбор, именно из этого источника. Высока доля и тех, кто получил необходимую информацию из открытых источников РУДН – с сайта вуза.

Немаловажным аспектом является и сама готовность абитуриентов, их семей к обучению за рубежом. Большинство опрошенных (35%) отметили, что хотели учиться именно в России. Это обстоятельство связано с ростом имиджа нашей страны в сфере образования, науки и культуры. При этом выбор российского вуза у четверти опрошенных связан с возможностью учиться бесплатно, что указывает на необходимость совершенствования экономических механизмов поддержки развития экспорта образования [31–32].

Важно отметить, что 25% респондентов приняли решение переехать в Россию на обучение, так как в их стране нет обучения по специальности, которую они хотели бы приобрести.

Диаграмма 16. Распределение ответов иностранных студентов об основных причинах выбора российского вуза

Источник: по данным анкетирования иностранных студентов РУДН, 2021 г.

Таким образом, представляется важным не только развивать новые профили направлений подготовки обучающихся, но и учитывать программы стратегического развития стран, из которых прибывают получать высшее образование студенты, в целях своевременного реагирования при формировании предложений в области как образовательных программ высшего образования, так и программ профессиональной переподготовки иностранных граждан.

По результатам проведенного опроса выявлено, что среди основных факторов, определяющих выбор иностранными гражданами российских вузов, сами иностранные обучающиеся выделяют 7 ключевых факторов, которые необходимо учитывать при формировании государственной политики в области расширения экспорта образования.

1. Позитивное отношение социума к наличию в стране и высшем учебном заведении студента из другого государства.

2. Приемлемая цена за платную форму обучения.

3. Грамотное регулирование миграции населения.

4. Наличие образовательных программ с распространенным языком обучения. Стоит отметить, что на данный момент среди иностранных граждан наиболее востребованы немецкий, английский, французский, испанский и русский языки.

5. Возможность найти работу как во время получения высшего образования, так и после выпуска из высшего учебного заведения.

6. Высокое качество образования. В высших учебных заведениях, которые занимают верхние позиции в рейтингах лучших вузов мира, всегда наблюдается высокий процент иностранных обучающихся (в среднем 20–40%).

7. Признание документов высших учебных заведений Российской Федерации, свидетельствующих о получении высшего образования.

Так, иностранные студенты отмечают, что наиболее важным фактором, определяющим окончательный выбор конкретного государства, является все же стоимость обучения. При этом в анкетах отмечена важность учета комфортных условий не только самого обучения, но и проживания студентов. А это значит, что вопрос создания инновационных образовательных кампусов во многом определяет возможности привлечения большего числа иностранных абитуриентов для обучения в российские вузы. Кроме того, к ключевым факторам, определяющим рост заинтересованности абитуриентов из других стран обучаться в российских вузах, относятся и возможность получать высшее образование с обучением на английском языке, и наличие программ поддержки иностранных студентов при изучении русского языка, на котором в основном идет процесс обучения, и прочие факторы (диаграмма 17).

Диаграмма 17. Основные факторы, определяющие выбор российских вузов иностранными гражданами, %

Источник: по данным итогов анкетирования иностранных студентов РУДН, 2021 г.

Выводы. Таким образом, в перечень механизмов, способствующих расширению участия иностранных абитуриентов в российской системе высшего образования, входят как обновление источников информации, их расширение и развитие, т.е. развитие коммуникационных механизмов, так и развитие экономических инструментов поддержки экспорта российского высшего образования. Также следует выделить приоритетность факторов торгового, исторического, геополитического и миграционного характера, выраженных в международных отношениях Российской Федерации с другими государствами мира. В существующих на данный момент политических объединениях (ЕС, НАФТА), а также в регионах со связями исторического характера (СНГ, Франкофония – Международная организация сотрудничества франкоязычных стран мира, 58 стран-участниц, 3 ассоциированных члена, 26 наблюдателей, куда входят многие страны Африки, Швейцария, Франция, Канада и др.). Учитывая тот факт, что целый ряд ведущих стран – экспортеров образования реализует государственные программы по привлечению иностранных студентов, рост конкуренции за иностранных студентов будет увеличиваться в краткосрочной и долгосрочной перспективе [33].

Также в ходе исследования выявлено, что к проблемам, замедляющим повышение уровня экспорта высшего образования Российской Федерации, относятся: недостаточное число комнат в общежитиях, принадлежащих высшим учебным заведениям; незнание иностранными студентами языка, на котором ведутся занятия, предусмотренные программой обучения; отсутствие действенных рекламных инструментов, которые могли бы продвигать сферу образования на международном уровне; отсутствие инициативы в предоставлении иностранным студентам стажировки; недостаточное финансирование сферы образования в целом и в международном масштабе; отсутствие льгот и дополнительных выплат для иностранных обучающихся, которые отличились достижениями в культурной, научной, спортивной, творческой сфере; недоработка либо неэффективность программ по трудоустройству студентов; отсутствие маркетинговых кампаний, в которых мог быть представлен не только высокий уровень образования в Российской Федерации, но и положительный образ государства в целом (качество жизни, научно-технический и инновационный потенциал, преимущества трудоустройства на территории страны); неопределенность, выраженная в недостатке сведений о развитии рынка образования в дальнейшем.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что все перечисленные факторы развития рынка образовательных услуг Российской Федерации на международном уровне можно отнести к одной из двух групп – внешних или внутренних факторов.

Внешние факторы представляют собой такие факторы, которые направлены на улучшение внешнеэкономической деятельности и укрепление международных отношений в целом. К данной категории целесообразно отнести:

– негативную динамику количества иностранных граждан, которые знают русский язык либо имеют желание его изучать;

– политический аспект (участие в военных конфликтах, ухудшение отношений с Украиной);

– демографический кризис, характерный для большинства стран СНГ (Армении, Беларуси, Украины);

– финансово-экономический аспект, связанный с девальвацией валюты, безработицей и понижением уровня жизни граждан, что уменьшает вероятность успешного трудоустройства иностранных студентов;

– усиление конкуренции Российской Федерации и других стран мира, которые закрепили свои позиции на рынке экспорта образовательных услуг или демонстрируют резкое увеличение спроса в последние годы (таких как Новая Зеландия, Япония, Китайская Народная Республика и др. [28, 29]).

Внутренние факторы:

– эффективность работы национальных университетов, которая будет способствовать повышению рейтинга в международных статистических исследованиях, их представленность на крупных образовательных площадках, цифровых платформах и пр.;

– создание большего числа ограничительных мер для получения виз и свободного выезда из страны, чтобы ослабить террористическую деятельность внутри государства;

– реализация приоритетных программ, связанных с финансированием высших учебных заведений.

При формировании механизмов поддержки и развития экспорта образования необходимо учитывать особенность всех групп факторов, определяющих уровень развития отношений на рынке образовательных услуг. Вместе с тем фиксируемое усиление конкуренции в сфере высшего образования влечет за собой не только необходимость увеличения бюджетного финансирования, но и рост расходования внебюджетных средств самих вузов для повышения привлекательности для иностранных студентов [30–32]. В этих условиях выбор модели развития экспорта образования очень важен: либо это ориентир на рост доли иностранных студентов, обучаемых на бесплатной основе, как в государствах с самыми высокими показателями по экспорту сферы услуг (например, Франция, Германия), – «мягкая модель», либо «жесткая модель», при которой главной целью является увеличение дохода, либо комбинированная модель, где за основу берется стратегия поддержки переселения работников с высокой квалификацией, что характерно для Америки, Соединенного Королевства и Австралии. Важно отметить, что развитие механизмов привлечения иностранных студентов пока не является составным элементом социально-экономических стратегий развития российских регионов, но имеет перспективы развития.

Представляется целесообразным продолжить данное исследование для уточнения целесообразности ввода новых механизмов поддержки образовательной миграции в Российскую Федерацию.


Библиографическая ссылка

Мёдова С.Ю., Ерофеева В.В. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И МЕХАНИЗМОВ ВЫБОРА ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ РОССИЙСКОГО ВУЗА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31553 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674