Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Чедов К.В. 1 Солоницин Р.А. 2
1 ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
2 Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования "Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний"
Успешность здоровьесберегающей работы общеобразовательных организаций зависит от готовности педагогических кадров к осуществлению профессиональной деятельности в направлении сбережения и укрепления здоровья обучающихся, формирования их культуры здоровья. Повышение эффективности совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов возможно на основе консолидации ресурсов методических служб регионального, муниципального и институционального уровней, институтов повышения квалификации и развития образования, региональных учебно-методических объединений, профессиональных объединений педагогов и других организаций. Целью исследования являются разработка и апробация модели регионального кластера совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов. Описательная модель регионального кластера совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов включает три блока: теоретический; содержательный; результативный. Теоретический блок содержит цель, методологические подходы и принципы. Целью кластера является создание единого регионального научно-методического пространства непрерывного совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов. Методологической основой создания данного пространства служат системный, личностно-ориентированный, ресурсный и кластерный подходы. В основе создания и функционирования кластера лежат следующие принципы: сетевого взаимодействия, целостности, конвергенции, разносторонней профессиональной компетентности педагогов. Содержательный блок включает нормативно-методическое обеспечение функционирования кластера, краткую характеристику содержания деятельности координатора кластера, формы работы субъектов кластера. Оценочный блок модели содержит критерии и показатели оценки эффективности совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов. Результаты, полученные в ходе апробации разработанной модели, позволяют констатировать значимые сдвиги на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы в сторону повышения уровня здоровьесберегающей компетентности педагогов.
модель
региональный кластер
здоровьесберегающая компетентность педагогов
1. Казин Э.М., Працун Э.В., Краношлыкова О.Г., Федоров А.И. Формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов в инфраструктуре образовательных учреждений (методологические и организационно–педагогические аспекты) // Валеология. 2013. № 3. С. 38–44.
2. Карабаева С.И. Совершенствование здоровьесберегающей компетентности педагогов в процессе методической работы в дошкольной организации: дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2014. 240 с.
3. Киселев Н.Р. Образовательные кластеры как способ организации качественной профессиональной подготовки молодежи // Совет ректоров. 2010. № 12. С. 32–36.
4. Кулакова Л.И. Кластерный подход – основа эффективного развития // Российское предпринимательство. 2013. Т. 14. № 22. С. 121–130.
5. Batagan L., Boja С., Cristian I. Intelligent educational systems, support for an education cluster. World Scientific and Engineering Academy and Society (WSEAS): proceedings of the 5th European conference on European computing conference. 2011. Р. 468–473.
6. Федоров В.А., Чедов К.В. Принципы функционирования регионального кластера по формированию культуры здоровья обучающихся // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 8. С. 211–215.
7. Федоров В.А., Чедов К.В. Формирование культуры здоровья обучающихся на основе кластерного взаимодействия: потенциал регионального образовательного пространства // Образование и наука. 2019. № 21 (9). С. 186–220.

Проблемы здоровья подрастающего поколения, актуальность которых не требует доказательств, находятся в центре внимания современного человечества. В данной ситуации на образование как социальный способ наследования культуры, социализации и развития личности ложится ответственность по формированию культуры здоровья обучающихся. Особое место в решении данной проблемы отводится системе общего образования, так как она является единственной системой общественного воспитания, через которую проходит вся детско-подростковая популяция.

Эффективность здоровьесберегающей работы общеобразовательных организаций находится в прямой зависимости от готовности педагогических кадров к осуществлению профессиональной деятельности в направлении сбережения и укрепления здоровья обучающихся, формирования их культуры здоровья. Компетентность педагога в вопросах здоровьесбережения – важнейшая составляющая его профессиональной культуры.

В настоящее время дополнительное профессиональное образование педагогических работников в России представлено институтами развития образования; институтами повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров (как в качестве самостоятельных организаций, так и в качестве структурных подразделений в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования); иными организациями как государственного, так и негосударственного сектора, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным педагогическим программам. Однако в субъектах РФ отсутствует единая система научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников.

В связи с этим возникает необходимость в развитии на уровне региона процессов интеграции ресурсов различных учреждений и организаций для эффективной реализации дополнительного профессионального образования педагогических работников в направлении здоровьесбережения.

Цель исследования: разработка и апробация модели регионального кластера совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов.

Материал и методы исследования. Ведущей идеей исследования выступает положение о том, что эффективное развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов возможно благодаря созданию единой региональной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников, организационно и содержательно интегрирующей ресурсы методических служб регионального, муниципального и институционального уровней, институтов повышения квалификации и развития образования, региональных учебно-методических объединений, профессиональных объединений педагогов и других организаций.

Ведущими подходами для достижения цели исследования выступили системный, личностно-ориентированный, ресурсный и кластерный подходы.

В качестве методов исследования применялись анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта и результатов собственной практической деятельности по развитию здоровьесберегающей компетентности педагогов.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ исследований по проблеме компетентности педагогических кадров самых разных уровней (Э.М. Казин, Э.В. Працун, О.Г.Краношлыкова, А.И. Федоров [1]; С.И. Карабаева [2] и др.) дает основание здоровьесберегающую компетентность педагога трактовать как интегральную характеристику его профессионально значимых личностных качеств, определяющих результативность деятельности в направлении охраны и укрепления здоровья обучающихся, формирования их культуры здоровья. Будучи компонентом профессиональной компетентности, здоровьесберегающая компетентность проявляется в совокупности необходимых и достаточных теоретических знаний педагога о здоровье, а также практических умений и навыков применения соответствующих педагогических технологий, методов, средств и приемов.

В современных социально-педагогических условиях образовательные организации ориентированы на формирование у обучающихся ценностей здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. На уровне начального образования такая деятельность осуществляется на основе программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; в средней и старшей школе – программы воспитания и социализации. Эффективная деятельность по непрерывному развитию здоровьесберегающей компетентности как сложной и важнейшей составляющей профессиональной культуры педагога возможна при условии разработки и обоснования теоретических основ и механизмов интеграции и координации деятельности различных организаций региона, обеспечивающих повышение квалификации работников общего образования в направлении сбережения и укрепления здоровья детей и подростков, на основе кластерного подхода.

Отечественными и зарубежными исследователями достаточно полно изучены особенности применения кластерного подхода к развитию образовательных систем (Н.Р.Киселев [3]; Л.И. Кулакова [4]; L. Batagan, С. Boja, I. Cristian [5]; и др.). В понимании большинства этих исследователей кластерный подход в образовании – это методологическая основа для формирования и развития единого образовательного пространства в определенном учреждении или на определенной территории (в регионе, городе, районе, муниципальном образовании).

Результаты анализа работ вышеперечисленных авторов позволили прийти к выводу, что «кластер» (от английского сluster, буквально означает «скопление») – это группа взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга организаций, характеризующихся общностью деятельности и действующих в определенной сфере. В данном случае это субъекты региональной инфраструктуры дополнительного профессионального образования педагогических работников и другие организации, обладающие ресурсами для повышения квалификации педагогов в направлении сбережения и укрепления здоровья обучающихся, формирования их культуры здоровья.

На основе анализа данных научных исследований, а также обобщения результатов собственной опытно-поисковой деятельности [6, 7] разработана описательная модель регионального кластера совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов, включающая три блока: теоретический; содержательный; результативный.

Теоретический блок содержит цель, методологические подходы и принципы.

Целью кластера является создание единого регионального научно-методического пространства непрерывного совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов.

Методологической основой создания данного пространства служат системный, личностно-ориентированный, ресурсный и кластерный подходы. Системный подход отражает структурно-функциональные связи между компонентами кластера. Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию на личность педагога как субъекта непрерывного образования в направлении сбережения и укрепления здоровья обучающихся, формирования их культуры здоровья. Ресурсный подход обосновывает связи между ресурсами субъектов кластера и индивидуальной траекторией совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагога. Кластерный подход реализует административно-управленческий аспект совместной деятельности субъектов региональной инфраструктуры дополнительного профессионального образования педагогов и организаций, имеющих ресурсы для совершенствования их здоровьесберегающей компетентности.

Принципы, лежащие в основе создания и функционирования кластера: принцип сетевого взаимодействия субъектов кластера, обеспечивающего синергетический эффект от интеграции ресурсов партнеров, совместно реализующих задачи повышения квалификации педагогов; принцип совместного планирования и принятия решений, постановки задач и их решения на основе совместного плана работы в соответствии с имеющимися кадровыми, инфраструктурными и финансовыми ресурсами; принцип целостности – предполагает разработку пакета нормативно-методических документов, регулирующих совместную деятельность по достижению единой цели; принцип конвергенции – предполагает объединение, сближение, взаимопроникновение только тех ресурсов субъектов кластера, которые необходимы для достижения цели совместной деятельности; принцип разносторонней профессиональной компетентности педагогов – требует оперативного реагирования на их профессиональные дефициты и достижение высокого уровня компетентности во всех видах выполняемой педагогической деятельности: дидактической, проектировочной, исследовательской, организаторской, рефлексивной и др.

Содержательный блок включает нормативно-методическое обеспечение функционирования кластера, краткую характеристику содержания деятельности координатора кластера, формы работы субъектов кластера.

Нормативно-методическое обеспечение включает дорожную карту создания кластера, положение о региональном кластере, план проведения совместных мероприятий, соглашения о совместной деятельности.

Региональный институт развития образования (Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования) является инициатором сознания и координатором деятельности регионального кластера совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов, который:

– формирует на региональном уровне состав учреждений и организаций – субъектов регионального кластера – и координирует их совместную деятельность;

– формирует план мероприятий по развитию здоровьесберегающей компетентности педагогов на учебный год с учетом имеющихся ресурсов каждого субъекта кластера, специфики потребностей в профессиональном развитии педагогов и размещает его на своем информационном портале;

– при содействии регионального органа управления образования формирует состав и руководит деятельностью регионального профессионального сообщества педагогов по вопросам здоровьесбережения в образовании, каждый представитель которого координирует работу общеобразовательных организаций конкретного муниципального образования региона в направлении здоровьесбережения;

– транслирует на региональных информационных порталах передовой опыт педагогов по реализации методов и форм работы в направлении здоровьесбережения и формирования культуры здоровья обучающихся, выявляет профессиональные дефициты педагогов и оказывает им консультативную помощь в вопросах проектирования и реализации индивидуальной траектории профессионального развития в соответствии с планом деятельности кластера.

Субъекты кластера на основе консолидации своих ресурсов реализуют деятельность по развитию здоровьесберегающей компетентности педагогов в следующих формах: курсы повышения квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методические и научно-практические конференции, постоянно действующие семинары, мастер-классы, фестивали, вебинары, круглые столы, дистанционные и очные консультации, научно-методическое сопровождение инновационной педагогической деятельности, координация работы ассоциации педагогов.

Оценочный блок описательной модели включает критерии и показатели оценки эффективности совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагогов.

Анализ используемых в настоящее время в образовательной практике подходов к оценке результативности педагогической деятельности, направленной на сбережение и укрепление здоровья обучающихся, позволяет выделить три основания для оценки здоровьесберегающей компетентности педагогов:

1) объем необходимых и достаточных знаний в области здоровья растущего человека (когнитивный компонент);

2) персональная активность педагога в реализации практических действий, во-первых, по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в процессе организации их образовательной деятельности и, во-вторых, по стимулированию собственной деятельности обучающихся, обеспечивающих формирование у них культуры здоровья (деятельностный компонент);

3) включенность педагогов в рефлексивную деятельность по отслеживанию и оценке эффективности организуемых в образовательном учреждении здоровьесберегающих мероприятий (рефлексивный компонент).

Критерии и показатели, позволяющие выявить уровень сформированности здоровьесберегающей компетентности педагогов, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели здоровьесберегающей профессиональной компетентности педагогов

Критерии

Показатели

Когнитивный

1.Знания о здоровье растущего человека

2.Знания о способах сохранения здоровья обучающихся в образовательном процессе

3.Знания о способах организации здоровьесберегающего образовательного процесса

Деятельностный

4.Способность к сохранению и поддержанию своего здоровья в процессе профессиональной деятельности

5.Умение включать обучающихся в деятельность по сохранению и укреплению здоровья

Рефлексивный

6.Методическая подготовленность к организации здоровьесберегающего образовательного процесса

 

Апробация вышеописанной модели осуществлена в Пермском крае в течение 2021 г. Субъектами кластера являлись: Институт развития образования Пермского края, Региональный институт непрерывного образования Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Краевой центр медицинской профилактики, Региональный ресурсный центр по здоровьесбережению и экологии Пермского края.

С целью оптимизации объема аналитической информации относительно изучения уровня здоровьесберегающей компетентности педагогов сформирована опытная группа, в которую входят педагоги одной выборки – общеобразовательных организаций Кунгурского городского округа Пермского края. В исследовании приняли участие 24 педагога. В таблице 2 приведены данные оценки их здоровьесберегающей компетентности, полученные на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы.

Таблица 2

Сравнение здоровьесберегающей компетентности педагогов в начале и в конце опытно-поисковой работы

Измеряемое
качество

Этап опытно-поисковой работы

Приращение,

в баллах

Приращение,

в процентах

Достоверность
разницы
при p≤0,05

Констатирующий

Контрольный

Баллы,
ср. знач.

Уровень

Баллы,
ср. знач.

Уровень

Здоровьесберегающая компетентность педагогов

10,4

Средний

14,3

Высокий

3,9

37,5

Тэмп<Ткр

Для подтверждения достоверности полученных результатов в направлении повышения уровня здоровьесберегающей компетентности педагогов нами применен непараметрический критерий – Т-критерий Вилкоксона, который позволяет проводить статистический анализ данных для зависимых (связанных) выборок и измерять изучаемый признак (здоровьесберегающую компетентность педагогов) в порядковой шкале (в баллах).

Из таблицы 2 видно, что статистические значения измеряемого показателя на контрольном этапе опытно-поисковой работы достоверно превышают значения показателя на констатирующем этапе (Тэмп < Ткр при p ≤ 0,01), что свидетельствует о достоверном повышении здоровьесберегающей профессиональной компетентности педагогов в рамках функционирования инновационного регионального кластера.

Заключение. Анализ работ отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемой охраны здоровья подрастающего поколения, позволил выявить их позицию, согласно которой одним из важнейших условий эффективной деятельности общеобразовательных организаций в направлении сбережения и укрепления здоровья обучающихся является высокий уровень здоровьесберегающей компетентности педагогов. Настоящее исследование позволило осуществить теоретическое обоснование и эмпирическую проверку эффективности процесса научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников в вопросах здоровьесбережения посредством консолидации ресурсов учреждений региона, обеспечивающих повышение квалификации работников образования, на основе кластерного подхода. Результаты проведенной опытно-поисковой работы позволяют констатировать значимые сдвиги на констатирующем и контрольном этапах в сторону повышения уровня здоровьесберегающей компетентности педагогов.


Библиографическая ссылка

Чедов К.В., Солоницин Р.А. МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31551 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674