Растущие сложность и неопределенность современной жизни, взаимосвязанность и зависимость социальных, экономических и экологических проблем приводят к переосмыслению будущего сценария развития человечества и актуализируют задачу развития наиболее перспективных и предпочтительных в создавшихся условиях форм и способов организации социально-экономических пространств, отношений и действий в них различных акторов. В качестве образца в последнее время все чаще предлагаются экосистемы как открытые, сложные, постоянно развивающиеся мультиакторные образования, компоненты которых находятся в состоянии взаимовыгодных взаимодействий, в том числе информационного, в результате которых возникает коэволюция возможностей и способностей участников-акторов в создании общей ценности. Важным условием формирования и развития экосистем является объединение компонентов в единую информационную сеть, благодаря которой расширяется диапазон взаимодействий участников экосистемы между собой и с внешним окружением.
В качестве базового и наиболее комплексно отражающего основные характеристики экосистем определения воспользуемся дефиницией, представленной в работах Г.Б. Клейнера, который под экосистемой понимает «пространственно локализованный комплекс неконтролируемых иерархически организаций, бизнес-процессов, инновационных проектов и инфраструктурных систем, взаимодействующих между собой в ходе создания и обращения материальных и символических благ и ценностей, способный к длительному самостоятельному функционированию за счет кругооборота указанных благ и систем» [1]. Значимость экосистемного подхода в эпоху продвижения к обществу знаний подчеркивается в современных исследованиях М. Якобидеса, К. Кеннамо и А. Гавера, Р. Аднера, А.Ю. Асриева, Б.В. Олейникова, С.А. Подлесного, М.А. Боровской, М.А. Масыч и других авторов.
Несмотря на то что экосистемный подход является понятием биологической науки, по мнению ряда авторов [2, 3,4], он становится основным и при анализе современного социально-экономического пространства как открытой системы и взаимодействующих между собой подсистем и элементов. Однако, по нашему мнению, распространение экосистемного подхода на совокупность социально-экономических систем, в том числе систему образования, требует более тщательного исследования существенных признаков экосистем различного масштаба и направления.
Целями исследования являются уточнение терминологического аппарата экосистемного подхода в части категориальной определенности важнейшего свойства экосистем различного происхождения, масштаба и уровня – устойчивости – и выявление факторов, способных оказывать на него воздействие.
Материал и методы исследования. В процессе исследования использовались общенаучные методы: анализ зарубежных и российских научных публикаций, отражающих современное состояние образовательных систем, Национальных проектов «Образование», «Наука», национальной программы «Цифровая экономика РФ»; системный подход, методы сравнительного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. В качестве основной экосистемной характеристики, первичного качества любой системы заявляется устойчивость, которая в природных системах проявляется «в ответах системы на возмущения различного вида» [5]. Считается, что системы, не обладающие устойчивостью, не способны к существованию, поэтому категориальная определенность указанного свойства экосистем будет способствовать более глубокому пониманию происходящих в них процессов и позволит выделить факторы, которые в определенных условиях могут стать ограничивающими для развития экосистемы и влиять на ее устойчивость.
В данной статье под устойчивостью понимается внутреннее свойство экосистемы противостоять дестабилизирующим факторам внешней среды и возвращаться в заданные параметры развития, базирующееся на функциональных взаимодействиях различных компонентов/организмов системы и на процессах по передаче от них необходимых ресурсов/способностей.
В связи с тем, что цели в области устойчивого развития, провозглашенные мировым сообществом [6, 7], сопряжены с необходимостью непрерывного совершенствования человеческого капитала и постоянного привлечения в народно-хозяйственный оборот знаниевых и интеллектуальных ресурсов, важнейшим генератором и аккумулятором которых является система образования, образовательные экосистемы выступают в качестве ключевых экосистем в современном обществе знаний.
Несмотря на многочисленность имеющихся в настоящее время определений, в качестве основной дефиниции, раскрывающей смысл и основные характеристики экосистемы образования, примем определение, приведенное в докладе Global Education Futures «Образование для сложного общества. Образовательные экосистемы для общественной трансформации» [7], в котором под образовательной экосистемой понимается «динамически эволюционирующая и взаимосвязанная сеть образовательных пространств, состоящая из индивидуальных и институциональных «поставщиков» (провайдеров) образования, которые предлагают разнообразные образовательные ресурсы для индивидуальных и коллективных учащихся на протяжении их жизненного цикла».
Уровнем локализации образовательного пространства могут быть определены макро-, мезо- и микрообразовательные экосистемы, пространства которых могут состоять из функционирующих разноуровневых экосистем образования. В свою очередь, различные подсистемы и элементы одних экосистем могут одновременно являться взаимодействующими компонентами других, что приводит к дублированию системных связей и повышает их устойчивость.
Жизнедеятельность образовательных экосистем базируется на совокупности процессов производства, распределения, обмена и потребления, т.е. процессов циркуляции информации и знаний, как основных ресурсов и продуктов функционирования, входящих в экосистему элементов и подсистем с окружающей средой, а эффективность экосистемы обеспечивается кооперацией на взаимовыгодных условиях интеллектуальных, материальных, кадровых, инфраструктурных и других потенциалов разнообразных участников, между которыми выстраиваются новые виды взаимодействия, поддерживающие жизнеспособность экосистемы. В связи с тем, что основной ценностью образовательной экосистемы являются выпускники, компетенции которых соответствуют новым технологическим и производственным трендам, устойчивость образовательных экосистем можно идентифицировать как их способность обеспечивать непрерывность информационного и других видов взаимодействия между компонентами экосистем и преобразовывать полученную информацию в востребованные компетенции.
Устойчивость гарантируется взаимообусловленностью интересов участников образовательной экосистемы, включая представителей государства и бизнес-сообщества, их замотивированностью на положительные изменения в образовательной экосистеме и широким спектром взаимодействий между участниками и с внешним окружением. Чем более разнообразными являются участники образовательной экосистемы и виды их взаимодействий, тем легче и быстрее проходит процесс ее адаптации к трансформации внешних условий.
Особую роль в этих процессах играет экосистема высшей школы, деятельность которой в наибольшей степени должна быть сконцентрирована на исполнении запросов общества, связанных с повышением качества человеческого капитала через «обеспечение всеобщего и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» [8]. Именно высшее образование формирует у студентов навыки, необходимые для их дальнейшей социальной мобильности.
Однако на протяжении уже нескольких десятилетий исследователями констатируется кризис современной системы высшего образования [8, 9], длительность которого указывает на необходимость принятия кардинальных мер, соответствующих глубине и глобальности проблемы.
В соответствии с используемой терминологией длительное кризисное состояние экосистемы высшей школы указывает на риск утраты внутренних механизмов регуляции устойчивости, что выражается в дезориентации в приоритетах развития и подтверждается наличием диспропорций между спросом и предложением на рынке труда выпускников вузов и несоответствием приобретенных ими компетенций требованиям работодателей. Так, по данным мониторинговых исследований ВШЭ, примерно 30% выпускников вузов 2016–2018 гг. работают не по специальности [10].
Исследования тенденций, происходящих в высшем образовании и инициирующих широкую дискуссию среди экспертов по поводу его будущего, позволяют выделить ряд факторов, которые в определенных условиях могут стать ограничивающими для развития экосистемы высшей школы и влиять на ее устойчивость. В качестве подобного фактора в эпоху развития цифровых технологий и общества знаний может выступать устаревание ее образовательного контента, что требует постоянного мониторинга запросов основных акторов экосистемы.
Ускоренная цифровизация хозяйственной и социальной жизни, а также принятые в период изоляции меры по снижению распространения COVID-19 и связанное с этими обстоятельствами перемещение различных бизнес-процессов в онлайн способствовали модификации условий и содержания труда и привели к актуализации тренда на цифровые компетенции работников. По данным Forbes [11, 12], в создавшихся условиях в различных сферах занятости востребованными оказались как самые базовые навыки, например возможность удаленной работы, так и более продвинутые в области ИТ – создание и техническое сопровождение сайта, сетевое и системное администрирование, разработка и использование специализированного программного обеспечения, настройка цифрового оборудования, кибербезопасность, веб-дизайн, разработка игр и др.
В некоторых сферах занятости, особенно на должностях, функционал которых не реализуется удаленно, в настоящее время отмечается процесс замены человеческого труда машинным, что замедляет появление на рынке труда новых рабочих мест и обостряет конкуренцию среди работников, не обладающих нужными навыками. А вследствие того, что цифровизация существенно сокращает сроки жизни технологий и способствует ускоряющейся «инфляции квалификаций» [13], необходимость повышать их уровень в соответствии с современными запросами, совершенствовать умения и навыки мотивирует к постоянному обучению, что поднимает вопросы актуализации образовательных программ и всего образовательного контента, актуализирует задачу привития обучающимся навыков саморазвития, начиная с первых лет обучения, и постоянного отслеживания запросов участников образовательной сети, в том числе представителей государства и бизнес-сообщества.
Следует отметить, что экосистемная организация требует определенного уровня технического развития, поэтому информационные технологии успешно применяются в образовательном пространстве вузов. Исследователями отмечаются изменения в сфере содержания образования и методик преподавания, технологий педагогического дизайна курсов, вызванных трансформацией цифрового образовательного окружения и запросов рынка труда. Цифровизация образовательного процесса позволяет привлекать обширный информационный контент, произведенный в разных точках мира, за счет использования глобальных образовательных платформ, осуществлять его подбор под способности и потребности каждого обучаемого, предоставляет условия для саморазвития студента, оказывает содействие в выстраивании личной траектории обучения и необходимых коммуникаций.
Совмещение человеческого и искусственного интеллекта в образовательной деятельности повышает эффективность учебного процесса и открывает перспективы организации оптимальной индивидуальной стратегии каждого студента в режиме постоянного обучения на протяжении всего периода трудовой жизни, что позволит адаптировать их индивидуальные способности под потребности рынка труда в постоянно меняющихся условиях его функционирования для дальнейшего профессионального роста.
Указанное повышает значимость цифровой грамотности студентов для работы в новой действительности и побуждает образовательные организации расширять спектр взаимодействий всех компонентов образовательной экосистемы между собой и с внешним окружением посредством цифровых технологий, благодаря чему в экосистеме образования ускоряется процесс циркуляции жизненно необходимых для нее ресурсов – информации и знаний, обеспечивающий непрерывность формирования актуальных на рынке труда компетенций.
Необходимо учитывать, что междисциплинарный характер новых технологий определяет на рынке труда спрос на такие компетенции, как кросс-дисциплинарность, кросс-функциональность, которые подтверждают потребности бизнеса в более широких наборах навыков выпускников вузов.
Кроме компетенций, связанных с цифровой грамотностью, на турбулентном рынке труда повысился спрос на социально-эмоциональные компетенции, которые позволяют быстро адаптироваться к новым задачам, условиям работы, укладу жизни. В докладе экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia [7] указывается, что наличие социально-эмоциональных компетенций определяет профессиональную успешность работника на 85%, в то время как профессиональных навыков – лишь на 15%. Российские агрегаторы рынка труда, вузов, дополнительного образования отмечают в качестве наиболее востребованных навыки критического и системного мышления, постановки целей и выбора путей их достижения, навыки решения проблем, определения приоритетов, работы с людьми, кросс-культурность и др. [10].
В условиях резких изменений в социальной и профессиональной жизни и возможных потерь занятости приобретают все большую актуальность и востребованность такие универсальные компетенции, как резильентность, селф-менеджмент, активное обучение. Так, в период первой волны пандемии только за март месяц 2020 г. на платформе Coursera был зарегистрирован рост обучающихся на курсах по осознанности и управлению стрессом на 1200% по сравнению с тем же периодом 2019 г. [10].
Заключение. Таким образом, режим постоянного обучения а протяжении всего периода экономической активности человека требует выработки навыков к самообучению, сотрудничеству и переговорам, управления собой и своим временем, эмпатии, стремления актуализировать свой инструментарий и иных, которые не могут быть сформированы мгновенно, а требуют перманентных усилий и особой среды, позволяющей обеспечить их формирование и непрерывность актуализации в процессе взаимодействия с компонентами образовательной экосистемы, функционирующей на основании единой информационной сети и «экосистемных» принципов отношений между участниками. В свою очередь, мотивационная ценность и своевременность реагирования на запросы внешней среды, взаимообусловленность интересов, переориентация на новые процессы за счет формирования и развития взаимодействий разнообразных участников способствуют приведению образовательного контента в соответствие с запросами и повышают способность образовательной экосистемы выполнять функции, релевантные задачам общества знаний и цифровизации, после выведения ее из равновесного положения внешними факторами.
Категориальная определенность такого важнейшего свойства экосистем, как устойчивость, под которой в настоящей статье понимается внутреннее свойство экосистем противостоять дестабилизирующим факторам внешней среды и возвращаться в заданные параметры развития, базирующееся на функциональных взаимодействиях различных компонентов/организмов системы и на процессах по передаче от них необходимых ресурсов/способностей, по нашему мнению, будет способствовать более глубокому пониманию происходящих в них процессов и позволила в качестве фактора, оказывающего влияние на устойчивость образовательной экосистемы, выделить непрерывную актуализацию знаний.
Библиографическая ссылка
Подберезный В.В., Паничкина М.В., Зарубина Р.В. НЕПРЕРЫВНОСТЬ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКОСИСТЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31499 (дата обращения: 07.12.2024).