Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: «АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО КУРСУ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ»

Дьячков В.А. 1 Щукин Ю.В. 1 Рубаненко А.О. 1 Пискунов М.В. 1 Трусов Ю.А. 1 Глазистов А.В. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В данной статье представлен подробный обзор мультимедийного электронного учебного пособия, созданного преподавателями кафедры пропедевтики внутренних болезней ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России. Данное пособие предоставляет возможность изучать методику осуществления базовых практических навыков, которые необходимы при обследовании пациента терапевтического профиля. Методика выполнения практических навыков, изложенная в данном электронном пособии, может осваиваться обучающимися самостоятельно или под контролем со стороны своего преподавателя. Пособие содержит материал, посвященный методике выполнения базовых навыков, и включает в себя подробный алгоритм действий, необходимых для полноценного и качественного обследования терапевтического пациента. Знание практических навыков клинического обследования пациентов является, несомненно, важным этапом постановки верного диагноза, что в дальнейшем будет требоваться для проведения адекватной терапии пациента и улучшения качества жизни. Мультимедийное пособие содержит в себе главы, посвященные методике пальпации лимфатических узлов, исследованию органов дыхания, органов кровообращения, органов пищеварения, мочеотделения, эндокринной системы. Также оно включает необходимый и важный раздел, посвященный методике регистрации электрокардиограммы (ЭКГ), сведения о зубцах и интервалах нормальной ЭКГ. К несомненным достоинствам электронного пособия следует отнести систему персонифицированного контроля знаний, полученных при изучении представленного материала. Представленный набор тестовых заданий состоит из определенного количества вопросов, выбираемых случайным образом из каждого раздела электронного пособия. Итоговое заключение, полученное после прохождения тестового контроля, является комплексной оценкой, в которой указывается процент правильных ответов. Применение данного мультимедийного электронного пособия при реализации современного образовательного процесса дает возможность значительно повысить качество и степень усвоения изучаемого материала, вовлеченность студентов в образовательный процесс при изучении такой важной клинической дисциплины, как «Пропедевтика внутренних болезней». Предлагаемое электронное пособие имеет широкие возможности, в том числе и при использовании дистанционного образовательного процесса.
практические навыки
симптомы
пропедевтика внутренних болезней
мультимедийное пособие
дистанционное образование
1. Поликлиническая терапия / под редакцией И.Л. Давыдкина, Ю.В. Щукина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. 840 с.
2. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. 848 с.
3. Щукин Ю.В., Дьячков В.А. Порядок выполнения практических навыков при обследовании терапевтического пациента. Самара: ООО «АсГард», 2014. 106 с.
4. Зарипов С.Н. Использование мультимедиа в образовательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10312 (дата обращения: 12.01.2022).
5. Жакбаров О.О., Косимов Э., Жакбарова Д.Х. Этапы создания учебных мультимедийных средств // Молодой ученый. 2017. № 9 (143). С. 324-326.
6. Колсанов А.В., Иванова В.Д., Гелашвили О.А., Воронин А.С., Назарян А.К. Цифровизация процесса преподавания морфологических дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28009 (дата обращения: 12.01.2022).
7. Ярцев С.С. Большой атлас ЭКГ. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. 664 с.
8. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардиография: учебное пособие 14-е изд., перераб. М.: МЕДпреcс-информ, 2017. 360 с.

Знание и умение грамотно применять практические навыки при проведении клинического обследования пациента является важнейшим компонентом при постановке клинического диагноза и определении тактики дальнейшего лечения. От умения правильно выполнить ту или иную врачебную манипуляцию, адекватно оценить результаты лабораторного или инструментального исследования часто зависит судьба пациента [1].

К практическим навыкам в широком смысле слова можно отнести всю врачебную деятельность, осуществляемую при проведении общего обследования, постановке диагноза и дальнейшем лечении больного.

Учебное пособие содержит базовые сведения о порядках и алгоритмах выполнения основных практических навыков, необходимых для клинического обследования пациента терапевтического профиля. Данное электронное пособие дает большие возможности для самостоятельного и дистанционного освоения материала [2, 3].

Цель исследования – внедрение в современный образовательный процесс электронного мультимедийного пособия «Алгоритмы выполнения практических навыков по курсу пропедевтической терапии» для повышения качества усвоения материала и эффективности самостоятельной подготовки обучающихся при изучении дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» [4-6].

Задачи:

1. Сделать максимально результативным процесс освоения основных практических навыков, применяемых при клиническом обследовании терапевтического пациента.

2. Повысить персонифицированный контроль за качеством полученных знаний у студентов, включающий в себя аналитический этап для оценки выявленных ошибок.

3. Способствовать более эффективному внедрению дистанционной системы изучения практических навыков.

Материалы и методы исследования. Преподавателями кафедры пропедевтической терапии Самарского государственного медицинского университета в 2021 г. на базе имеющегося печатного учебного пособия [3] было разработано мультимедийное электронное учебное пособие, предназначенное для студентов, обучающихся по образовательной программе высшего образования по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (рис. 1).

Рис. 1. Мультимедийное электронное пособие «Алгоритмы выполнения практических навыков по курсу пропедевтической терапии»

В электронном пособии содержится информация об алгоритмах выполнения базовых практических навыков при исследовании терапевтического пациента. Подробно и на высоком методическом уровне представлен материал, содержащий алгоритмы выполнения практических навыков, включая такие разделы, как «Цель», «Показания», «Оснащение», «Подготовка к процедуре», «Последовательность действий», «Окончание процедуры», «Достигаемые результаты» (рис. 2). Пособие включает в себя богатый иллюстративный материал, а также содержит банк задания для проведения самоконтроля полученных знаний.

Рис. 2. Пальпация лимфатических узлов

Результаты исследования и их обсуждение. Данное мультимедийное электронное пособие состоит из нескольких разделов.

В пособии представлена информация об основных практических навыках, используемых при исследовании лимфатических узлов, органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеотделения, эндокринной системы, показаны основные болевые точки и симптомы. Также в данном пособии изложены алгоритмы регистрации электрокардиограммы [7, 8] с описанием методики и порядка наложения электродов, основных зубцов и интервалов нормальной ЭКГ (рис. 3).

Рис. 3. Регистрация ЭКГ

В данном электронном пособии представлен раздел, необходимый для проведения персонифицированного контроля качества знаний, полученных при освоении обучающего материала. Он включает в себя тестовые задания, которые генерируются случайным образом из имеющегося банка данных тестовых заданий (рис. 4).

Рис. 4. Тестовые задания

Выборка тестов состоит из 100 случайно определенных вопросов, содержащихся в представленных разделах данного пособия. Заключение о результатах прохождения тестового контроля представляет собой комплексную оценку с указанием процентного соотношения правильных ответов.

При окончании работы в данном разделе пособия выдается информация о количестве баллов, набранных во время тестирования (рис. 5).

Рис. 5. Результат тестирования

В конце электронного пособия имеется раздел, содержащий сведения об авторах и разработчиках (рис. 6).

Рис. 6. Информация о программе

В настоящее время мультимедийное электронное пособие «Алгоритмы выполнения практических навыков по курсу пропедевтической терапии» успешно используется при преподавании дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» студентам Самарского государственного медицинского университета. После применения данного мультимедийного пособия в образовательном процессе отмечаются ощутимый рост успеваемости у студентов и повышение степени усвоения представленного материала при освоении методики мануального обследования пациентов.

Заключение. Представленное мультимедийное электронное пособие позволяет в значительной степени улучшить владение студентами практическими навыками клинического обследования пациентов терапевтического профиля, а также осуществлять индивидуальную интегральную оценку полученных знаний. А возможность применения данного электронного пособия в дистанционном образовательном процессе делает его очень востребованным.


Библиографическая ссылка

Дьячков В.А., Щукин Ю.В., Рубаненко А.О., Пискунов М.В., Трусов Ю.А., Глазистов А.В. МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: «АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО КУРСУ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31480 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674