Развитие современных технологий приблизило нас к новой промышленной революции, или Индустрии 4.0, характеризующейся не только изменениями на уровне технологий, но и актуализацией ценности человеческого ресурса. Именно человеческое воображение и инновации будут стимулировать экономический рост.
Индустрия 4.0 предусматривает цифровизацию всех процессов, что приведет к частичному сокращению рабочих мест, а появляющиеся профессии потребуют от персонала новых компетенций, отличающихся от существующих сегодня на рынке труда. Согласно последним исследованиям, в течение ближайших 20 лет от трети до половины рабочих мест в промышленно развитых странах будут заменены роботами, компьютерными программами и другими автоматическими решениями [1, 2]. Существующая сегодня система высшего образования не соответствует потребностям даже третьей промышленной революции (информатизации), а в дальнейшем, с появлением и развитием технологий, это отставание будет только нарастать.
В сложившихся условиях возрастает актуальность пересмотра требований к подготовке специалистов, в том числе в рамках вузовского обучения. Поэтому целью нашего исследования является теоретическое обоснование модели экосистемы подготовки HR-менеджеров для Индустрии 4.0.
Материалы и методы исследования. В ходе исследования использовались методы анализа научной литературы и имеющегося практического опыта подготовки HR-менеджеров в системе дополнительного образования вуза, синтеза компонентов образовательного процесса и моделирования экосистемы подготовки HR-менеджеров для Индустрии 4.0.
Результаты исследования и их обсуждение. Отмечается необходимость пересмотра системы образования, ее переориентации на подготовку специалистов не с большим объемом знаний, а с умением творчески подходить к использованию полученной информации, поиску нестандартных решений, основанных на имеющихся знаниях, и применению полученных знаний на практике. Связь обучения и практики возрастает, перенос практических занятий на предприятия и в организации станет необходимостью. В учебных заведениях возрастет роль практических лабораторий, использующих инструменты погружения слушателей и студентов в игровые модели реальных производственных и организационных процессов. Одними из инструментов, обеспечивающих эффект присутствия на производстве, могут стать инструменты виртуальной реальности.
Потребуется перестройка системы основного и дополнительного профессионального образования, учитывающая необходимость в быстром переобучении и переподготовке персонала. Развитие системы дистанционного образования (системы E-learning) позволит проводить переобучение персонала с минимальным отрывом от работы.
Происходящие изменения потребовали пересмотра требований к уровню компетенций HR-менеджеров. Рассмотрим основные тенденции. Одно из основных требований, предъявляемых работодателями к HR-профессионалам сегодня, – это проактивность. Руководители и собственники бизнеса ожидают от менеджеров по персоналу не рутинных действий, направленных на решение текущих кадровых проблем: «загорелось – погасили», а стратегического мышления. HR-менеджеры должны уметь прогнозировать будущие изменения на рынке труда, связанные с появлением новых профессий, понимать, какие люди завтра могут понадобиться в компании и как с ними работать: подбирать, оценивать, мотивировать и т.д. [3].
Ожидается изменение соотношения основных HR-процессов: на 15% увеличится время, которое будут тратить HR-менеджеры на уникальные операции (executive) и автоматические процессы, и сократится время, затрачиваемое на типовые операции.
Активное заполнение рынка труда представителями поколений Y и Z требует готовности HR-менеджеров к работе с новыми поколениями. На первый план выходит «менеджмент свободой»: учет индивидуальных потребностей, управление вовлеченностью, предоставление хороших сервисов.
Автоматизация рутинных операций, прежде всего процессов подбора и отбора, на которые тратится больше половины суммарного рабочего времени менеджера по персоналу, потребует освоения роли методолога данных процессов: необходимы принятие решения об использовании тех или иных инструментов оценки, построение профилей для каждой специальности и т.д.
Возрастет роль маркетинговых компетенций в управлении персоналом: для продвижения HR-бренда, использования социальных сетей в целях закрытия вакансий и работы с возражениями потенциальных соискателей и клиентов.
Одной из самых актуальных компетенций станет непрерывное управление эффективностью, подразумевающее предоставление сотрудникам оперативной обратной связи, внедрение в повседневную практику мобильных приложений для работы в проектных командах и сетевых структурах.
Изменятся требования и к корпоративному обучению персонала, а вместе с этим – требования к менеджерам по персоналу, организующим это обучение. Открытый доступ к неограниченному объему знаний потребует перехода от обучения сотрудников по заранее утвержденным программам без учета индивидуальных потребностей к обучению с поощрением самостоятельного получения знаний из самых разных источников исходя из актуальных потребностей конкретного работника. Корпоративные программы обучения фактически станут порталом, облегчающим доступ к соответствующим материалам и способствующим общению с экспертами-практиками.
Быстрые изменения в обществе и развитие технологий приведут к устареванию профессий и более частой смене места работы и специальностей. В связи с этим возрастет роль мобильности персонала, приоритетом станет внутриорганизационная мобильность. Возможность смены специальности и содержания труда без смены при этом организации явится одним из механизмов удержания персонала.
Изменения требований к HR-менеджерам потребуют пересмотра подходов к подготовке и обучению представителей данной профессии.
На наш взгляд, существующая система вузовского образования не способна в полной мере удовлетворить запросы рынка к уровню подготовки компетентных, обладающих современными знаниями и практическими умениями специалистов. Необходимо актуализировать у студентов потребность в самообучении как альтернативу репродуктивному обучению, создать условия для изменения культуры молодых людей. С этой задачей успешно справляется приобретающая особое значение в последние годы концепция «экосистема обучения» (Learning Ecosystem). Идею создания экосистем в системе образования нельзя назвать новой. Системы E-Learning широко используются с 2000-х гг., а с 2013 г. в практике организаций и отдельных образовательных организаций среднего общего образования появляются попытки создания образовательных экосистем [4].
Рассмотрим преимущества образовательной экосистемы для подготовки современных специалистов в системе высшего образования. Отличительная особенность любой экосистемы – это возможность взаимодействия в совместной окружающей среде с любым другим организмом, а также с инновационными продуктами, технологиями (создавая таким способом благоприятную среду для обмена информацией), снижения сопротивления к изменениям и формирования единой организационной культуры.
Экосистема подготовки HR-менеджеров в Индустрии 4.0
На рисунке изображена предлагаемая экосистема подготовки HR-менеджеров в системе высшего образования. Ниже представлено описание ее основных элементов. Представляется необходимым выделить субъекты экосистемы подготовки HR-специалистов.
1. Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Управление персоналом», – это представители поколений Y и Z. Отличительной чертой представителей этого поколения является свободная ориентация в цифровом мире. Они свободно владеют современными информационными технологиями и легко ориентируются в новаторских разработках, у них широкие взгляды и область интересов и почти отсутствует шаблонность мышления. Однако если они теряют интерес к учебе или практической деятельности, то с легкостью бросают начатое дело, вплоть до смены профиля обучения. Преподавателям необходимо отказываться от традиционных форматов лекций и практик и переходить в формат дистанционного обучения, доступности изучения курса в мобильных приложениях в любое время и в любом месте. Студентов поколений Y и Z необходимо поощрять в плане индивидуального и группового проектирования, поиска новых нестандартных решений, креативных идей.
2. Преподаватели вуза в большинстве своем относятся к представителям поколения Х, владеющим классическими формами обучения: лекции, семинарские и практические занятия, выполнение курсовых и дипломных проектов. В консервативной профессорско-преподавательской среде наблюдается высокий уровень сопротивления изменениям, обусловленным переходом к Индустрии 4.0. Согласно опросам, около 80% преподавателей применяют в учебном процессе презентации, видео- и аудиоматериалы, но менее 20% преподавателей используют дистанционные лекции и компьютерное тестирование. Информация отсутствует в открытом доступе, студенты могут получить ее, только посещая лекции и семинары. Кроме того, следует отметить необходимость создания особой коммуникативной среды, отличительными чертами которой станут свобода высказываний и обмена мнениями, отсутствие у студентов страха задавать вопросы.
3. Особую роль в профессиональном становлении будущих специалистов играют работодатели, представители бизнес-сообщества, успешные практики. Именно они формируют ожидания в отношении будущих HR-менеджеров, определяют актуальные компетенции для сегодняшних специалистов в области управления персоналом. Однако ключевыми задачами бизнес-практиков являются обмен информацией и опытом в процессе подготовки молодых специалистов, создание особой среды не только во время прохождения студентами производственных практик на предприятиях и в организациях, но и во время обучения студентов.
Основной идеей экосистемы служит создание особой среды, основанной на единой системе ценностей, объединенной общей организационной культурой. Элементами предлагаемой нами экосистемы подготовки HR-менеджеров являются организационная культура образовательной среды и комплекс новых образовательных технологий. Рассмотрим каждый элемент в отдельности.
Оценивая роль организационной культуры в создании экосистемы подготовки HR-менеджеров, необходимо уделить внимание содержанию и сущности организационной культуры. Организационная культура представляет собой совокупность отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Единство этих норм и ценностей в значительной мере влияет на качество выполняемых работ и определяет способ взаимодействия людей в коллективе [5]. В качестве центрального звена образовательной экосистемы формируются ключевые ценности, которые создают у участников образовательного процесса потребности в самообразовании и саморазвитии. В качестве таких ценностей могут выступать:
- готовность к проявлению инициативы;
- заинтересованность в получении и развитии необходимых компетенций;
- адаптивность к изменениям;
- критическое мышление и креативность;
- открытость, готовность к взаимодействию и обмену информацией и опытом.
Среда, формируемая подобной организационной культурой, дает возможность студентам обучаться по собственной образовательной траектории, в комфортном темпе, зависящем от возможностей и интересов. Стимулом к обучению будет служить сама среда (экосистема обучения) с возможностью открытого обмена знаниями и опытом как с педагогами, так и с ведущими практиками в области HR-менеджмента. Задача педагогов и практиков заключается в погружении обучающихся в информационное поле современных HR-технологий и тенденций.
Создание возможностей для обмена опытом предполагает разработку и внедрение новых форм обучения. К ним можно отнести:
- организацию Клуба молодых HR-ов, в рамках которого регулярно проводятся мастер-классы, выступления в формате TED talks, тренинги и презентации успешных проектов от ведущих практиков;
- проектное обучение с возможностью создания смешанных проектных групп (педагоги вуза, практики и студенты) с целью совместной разработки и реализации проектов по запросу организаций и предприятий;
- активное использование информационных технологий, создание условий для открытого обмена информацией в рамках единых сервисных систем, доступа к видеолекциям и электронным учебникам;
- внедрение элементов геймификации в обучение (создание симуляторов, игровых платформ);
- создание условий для удовлетворения информационных потребностей учащихся привычным и удобным для них способом – путем использования в образовательном процессе современных гаджетов (планшетов, смартфонов, медиасредств и т.д.);
- создание систем удаленного сотрудничества, предназначенных для online взаимодействия в процессе обучения.
Заключение. Очевидно, что экосистема подготовки HR-менеджеров требует больших организационных и информационных затрат, связанных с вовлечением в активную деятельность по изменению образовательной среды не только профессорско-преподавательского состава вузов, но и работодателей, представителей бизнес-сообщества, ведущих практиков. В настоящий момент мы сталкиваемся с проблемами, которые требуют оперативного решения, такими как:
- неготовность отдельных представителей профессионального HR-сообщества к обмену опытом и обучению современным технологиям работы с персоналом;
- высокий уровень сопротивления изменениям и недостаточный уровень владения современными информационными технологиями у профессорско-преподавательского состава вузов;
- отсутствие индивидуального подхода к студентам, учитывающего особенности поколений Y и Z.
От эффективности решения данных проблем зависит успешность подготовки квалифицированных специалистов в области HR-менеджмента в условиях образовательной экосистемы.
Библиографическая ссылка
Максакова И.В., Чистякова С.В. РАЗРАБОТКА ЭКОСИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ HR-МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ 4.0 // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31478 (дата обращения: 07.12.2024).