Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Чжу Т.-. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Образование является важной и ключевой ступенью для успешной творческой деятельности. Уровень и качество образования в большинстве случаев коррелируют с профессионализмом выпускников. В статье рассматривается современное состояние российского вузовского вокального образования в контексте формирования вокально-исполнительской культуры будущих специалистов, анализируются теоретические работы на эту тему. Кроме того, автором изучены учебные планы рабочих программ оперного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В результате сделаны выводы о значительной эффективности компетентностного и интеграционного подходов в учебном процессе вокального класса как методологических инструментов не только овладения студентами профессиональными знаниями и навыками пения, но и формирования вокально-исполнительской культуры как ключевой компетенции будущих специалистов. Однако учебный план специалитета российских вокальных вузов может быть доработан с учетом адаптации обучения азиатских студентов. Кроме того, в отличие от европейских учебных стандартов бакалавриата, российские рассчитаны на широкое и разнообразное образование и не ориентированы в достаточной степени на более узкие специализации, что может быть важно при подготовке профессионалов в определенной области пения.
вокальное образование
вокально-исполнительская культура
обучение вокалу
учебный план
пение
1. Полякова Н.Ю., Абрамович Ю.Б. Роль образования для достижения успеха в жизни // Эпоха науки. 2020. № 24. С. 316-320.
2. Шатилов А.Б., Заугаров В.В. Академическая мобильность как фактор «Мягкой силы» российской федерации: пути совершенствования // Власть. 2019. № 6. С. 30-34.
3. Чжэнь Н. Сущность и структурно-содержательные характеристики понятия «Вокальная культура младшего школьника» // Инновационная наука. 2021. № 7. С. 129-135.
4. Сенцова А.Г., Полищук Л.Л. Вокальная культура как психологический феномен: к истории вопроса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Тольятти. 2018. Т.7. № 3 (24). С. 377-380.
5. Смелкова Т.Д. Вокально-исполнительская культура в современном образовательном пространстве // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 1. С. 56-60.
6. Густякова Д.Ю. Опера в фокусе массовой культуры: парадоксы репрезентации классики Большим театром России // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 274-280.
7. Экнадиосов В.С. Учебный оперный спектакль и его роль в формировании певца-профессионала // Южно-Российский музыкальный альманах. 2015. № 2 (19). С. 10-14.
8. Антоненко Н. Некоторые Актуальные вопросы вокального образования в контексте современного исполнительского искусства // Южно-Российский музыкальный альманах. 2014. № 4 (17). С. 17-21.
9. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. М.: Просвещение, 1984. 110 с.
10. Курдина Е.С. Формирование учебной самостоятельной деятельности вокалистов в дополнительном музыкальном образовании // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 114-119.
11. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография. Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. 210 с.
12. Ковальчук Н.Н., Ставер Т.Г. Реализация компетентностного подхода в системе высшего образования (теоретический аспект) // МНКО. 2018. № 2 (69). С. 409-411.
13. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2003. 101 с.
14. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. Самара: Профи, 2001. С. 28-32.
15. Останина С.А., Птицына Е.В. Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5 (7). С. 1-12.
16. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.
17. Мхитарян О.В. Информационная культура музыканта как условие готовности к профессиональному саморазвитию // Культура: теория и практика. 2014. № 2. С. 6.
18. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. 317 с.
19. Назаренко И. К. Искусство пения. М.: Музыка, 1968. 624 с.
20. Фомина В.П. Раннебарочная вокально-интерпретационная модель как необходимый атрибут профессионального образования вокалиста: сущность и структура // Музыкальное искусство и образование. 2015. № 4 (12). С. 133-139.

Вопросы соответствия образовательного процесса существующим практикам профессии, в которой будут строить карьерный путь выпускники, волнуют специалистов в разных областях и разных странах. Если образование дает выпускнику соответствующие навыки и компетенции, то он выходит на рынок подготовленным специалистом [1, с. 319], если же нет, то образование можно считать некачественным. Второй момент, который показывает качество образования, – заинтересованность иностранных абитуриентов в образовании [2, с. 30] и наличие таких предметов, которые помогут им успешно закончить курс обучения и стать востребованными специалистами в своей стране или стране обучения. С этих двух точек зрения мы проанализируем российское вокальное образование в данной статье.

Цель исследования – показать на примере современных учебных планов двух ведущих консерваторий страны возможности использования компетентностного и интеграционного подходов в формировании вокально-исполнительской культуры студентов.

Материал и методы исследования

Исследование проведено посредством анализа научно-исследовательских теоретических работ, посвященных современному российскому образованию, изучения рабочих программ вокальных факультетов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского 2020 г. (специальность 53.05.04 «Музыкально-театральное искусство», специализация программы: «Искусство оперного пения», уровень специалитета).

Результаты исследования и их обсуждение

В данной статье мы будем рассматривать актуальные педагогические подходы в современном российском вокальном образовании в формировании вокально-исполнительской культуры студентов, в том числе из других стран. К данной проблематике обращаются многие известные педагоги-вокалисты, в частности Л.Б.Дмитриев, В.А.Багадуров, И.К.Назаренко, Г.П.Стулова и др.

Китайский исследователь Ни Чжэнь, опираясь на концепции российской вокальной школы в этой сфере, отмечает, что сущность определения вокальной культуры заключается в комплексе воспитания певца в рамках музыкальной науки, где уровень культуры является отражением профессионального уровня исполнительской деятельности [3, с. 131]. В свою очередь, А.Г.Сенцова, Л.Л.Полищук говорят о роли личности вокалиста-исполнителя в формировании вокально-исполнительской культуры [4, c. 377–380].

При анализе феномена вокально-исполнительской культуры мы также будем опираться на описание феномена высокой вокально-исполнительской культуры, данное исследовательницей Т.Д. Смелковой, согласно которой этот феномен определяется «совокупностью профессиональных компетенций исполнителей, включающих высокие навыки пения и уровень сценического мастерства, художественную целостность образа, создаваемого вокалистом» [5, с. 56].

Таким образом, мы можем охарактеризовать современную вокально-исполнительскую культуру как сочетание национальных культурно-исторических исполнительских традиций с профессиональным уровнем певцов, их личностной интерпретацией произведений.

Российская вокально-исполнительская культура, в свою очередь, является отражением национальных культурных особенностей в целом и богатого наследия русской оперной традиции. Мировая вокально-исполнительская культура формируется из взаимодействия и интеграции культурных традиций разных стран, исполнительских школ и творческого взаимодействия исполнителей. Так, российская вокально-исполнительская культура влияет на формирование общей мировой вокально-исполнительской культуры, о чем свидетельствует вклад российских оперных вокалистов во всемирно известные оперные постановки.

И наоборот, общая тенденция к интеграции культур разных стран и народов, глобализация, развитие технологий привели к формированию единой, не имеющей границ мировой вокально-исполнительской культуры, где творческий путь вокалиста-исполнителя, как никогда, зависит от выхода его деятельности на международную арену. Таким образом, мировая оперная практика в какой-то мере диктует условия для воспитания и подготовки конкурентноспособных вокалистов. Все это требует определенной корректировки учебного процесса вокального класса, внедрения инновационных педагогических технологий и подходов.

Изменения в мировой исполнительской культуре, связанные с тем, что последние десятилетия существует просветительская тенденция постановок классических произведений, стремление их популяризировать (например, прослеживается влияние массовой культуры на постановки в Большом театре России [6]), разумеется, требуют изменений и в современном образовательном пространстве. Одной из главных целей современного вокального образования становится стремление обеспечить конкурентоспособность и дальнейшее трудоустройство молодого специалиста за счет развития творческого мышления исполнителя в контексте актуализации и модернизации классических произведений оперного жанра.

Современные оперные постановки часто отличают свобода интерпретации сценического текста, перенос времени действия в современный мир, а также новые режиссерские видения, отвечающие актуальным проблемам общества. Новая оперная среда в некотором роде бросает вызов классической подготовке оперных вокалистов, требуя от них все большего уровня владения современной сценической культурой.

Безусловно, в программах обучения академических вокалистов в высших учебных заведениях присутствуют уроки актерского мастерства и сценического искусства. Однако вопросом для дискуссии остается то, насколько сценический опыт, получаемый при обучении, соответствует реальной картине будущей профессиональной деятельности исполнителя [7, с. 10].

Стремление к развитию креативного мышления и способность к быстрому поиску и анализу информации, на наш взгляд, являются важными качествами современного вокалиста, позволяющими ему «влиться» в современную профессиональную культуру. И именно педагог в первую очередь способствует развитию этих качеств.

Студент во время обучения максимально приближается к пониманию ценностных характеристик вокально-исполнительской культуры. Преподаватель же должен являться не неким «оригиналом», с которого ученик должен создать свою «копию» (к примеру, скопировать стиль исполнения), а проводником-посредником к созданию уникальной индивидуальной творческой личности [7, с. 10]. Еще в конце XX в. исследователь Б.Корнетов заметил, что в современной образовательной парадигме педагог и студент становятся «соавторами» [цит. по 8, с. 17], которые объединены единой целью создания произведения искусства.

Однако мы бы хотели подчеркнуть, что педагог не перестает быть примером для подражания для вокалиста. Скорее, в современном подходе к вокальному образованию в рамках общей вокально-исполнительской культуры смещается акцент с полного копирования исполнительского стиля к развитию индивидуальных интерпретационных качеств молодого музыканта.

Следовательно, личный пример педагога-вокалиста в рамках российской вокальной школы также является важнейшей частью формирования вокально-исполнительской культуры. Так, известный педагог-музыкант Л.Г.Арчажникова пишет о том, что именно личный пример педагога-исполнителя формирует культуру будущего вокалиста путем грамотного погружения учащегося в сферу музыкального искусства, совместного с педагогом исполнительского творчества и характеризует педагога как «проводника музыкальной культуры» [9, с. 11].

Именно поэтому современная российская педагогика в том числе обращается к вопросу места личности в пространстве музыкального социума. Так, Е.С. Курдина подчеркивает, что личность становится «источником общественного прогресса как абсолютная ценность» [10, с. 114], причем именно художественное образование, в том числе музыкальное, формирует ее основные качества. И немалую роль в этом играют самостоятельность и целостность личности.

Влияние личности на выполнение профессиональных обязанностей отмечается в разных сферах, связанных с трудоустройством молодого специалиста. В сфере найма сотрудника в любой области существует разделение на hard skills (англ. «жесткие навыки») и soft skills (англ. «мягкие навыки»). Hard skills – это список обязательных измеримых требований, предъявляемых к профессии. Так, для вокалиста примерами «твердых» навыков могут быть умение читать нотный текст, владеть голосовым аппаратом, обладать базовыми навыками аккомпанемента. Навыки «твердые» легко проверяются с помощью экзаменов в высших учебных заведениях.

«Мягкие» навыки – это то, без чего сотрудник не сможет влиться в команду, социализироваться, это то, как проявляются личные и психологические качества в рабочей среде. Важность таких навыков была давно отмечена в педагогике, и они получили название «компетенции».

Формирование компетенций специалиста, которые позволят ему стать полноценным участником профессионального сообщества и осуществлять педагогическую и исполнительскую деятельность, подробно рассматривает в своем исследовании А.Э.Федоров. Он характеризует компетентностный подход к обучению как «постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций» [11, c. 31].

Целью компетентностного подхода, по мнению Н.Н. Ковальчук и Т.Г. Ставер[C1], является создание образовательной среды, где в психологически комфортных условиях (что, на наш взгляд, особенно важно для вокального исполнителя) происходит организация образовательного процесса, отличающегося целостностью, высокой функциональностью и креативностью [12, с. 410].

Исследователь Д.А.Иванов видит в данном подходе создание правильного профессионального предложения (где предложением выступает специалист) с точки зрения спроса на рынке труда [13, с. 21]. В свою очередь, Е.Я. Коган характеризует процесс обретения профессиональных компетенций с точки зрения умения специалиста мыслить комплексно для дальнейшего решения профессиональных задач [14, с. 28–32]. С.А. Останина отмечает, что фокус современной образовательной парадигмы при применении компетентностного подхода смещается от человека «знающего» в сторону человека «подготовленного» к профессиональным трудностям, и к системе знаний добавляется умение решать проблемы в своем профессиональном поле [15, c. 5].

Резюмируя различные позиции по данной проблематике, сошлемся на основополагающий тезис И.А.Зимней, считающей, что компетентностный подход становится одним из основных принципов современной педагогики из-за смены образовательной парадигмы и поиска нового пути постсоветской педагогики, а также желания создать единую «архитектуру» для образования, чтобы оно коррелировало с европейскими и мировыми стандартами [16, с. 10]. В свою очередь добавим – это оптимизирует карьерный путь выпускника в условиях глобализации.

Исследователи А.Э.Федоров, С.Е.Метелев, А.А.Соловьев и Е.В.Шлякова выделяют в педагогике пять направлений компетенций: компетенции, связанные с социальными коммуникациями и работе в команде; компетенции, связанные с толерантностью к другим культурам, религиям; компетенции, определяющие уровень владения устной и письменной речью; компетенции, помогающие быстро осваивать новые технологи; компетенции, влияющие на обучаемость и желание учиться [11, c. 32]. Отдельно овладение информационными технологиями музыкантом как частью его интеграции в высокотехнологичную среду изучает О.В.Мхитарян, доказывающая, что профессиональное саморазвитие напрямую зависит от способности музыканта адаптироваться к информационной среде [17, с. 6].

Таким образом, исходя из вышеобозначенных позиций мы можем сделать вывод, что современное вокальное образовательное пространство должно отвечать динамике развития карьерных компетенций профессии исполнителя, тенденции всех областей современного знания к глобализации и внедрению инновационных технологий.

Рассмотрим, как данные компетенции развиваются в условиях современного вокального образования. Участие в совместных проектах и работа в команде присутствуют в практике сценического искусства и совместного исполнения вокальных номеров. Также в более широком смысле компетенции, связанные с управлением командой и принятием решений, могут быть развиты на дисциплинах по музыкальному менеджменту и бизнесу.

Способность взаимодействовать с другими культурами, с пониманием и на равных относиться к отличным от родной культуры участникам профессионального сообщества развивается при изучении этикета, истории разных стран и народов, изучении иностранных языков. В целом, иностранные языки для вокалиста в современном пространстве вокально-исполнительской культуры – это не только инструмент сценической деятельности, но и основа коммуникации и демонстрации компетенций в области грамотной устной и письменной речи.

Что касается информационных технологий, очевидно, что в современных оперных постановках активно используются мультимедийные технологии, 2D- и 3D-декорации, развиваются направления работы с технологиями звучания. И, хотя исполнитель и не обязан вникать во все тонкости сценического производства, несомненно, важны компетенции, помогающие быстро обучаться и использовать новые технологии в этом контексте.

Таким образом, роль вокалиста в современной вокально-исполнительской среде, становление его профессиональной карьеры во многом определяются способностью адаптироваться и обучаться. Далее в данной статье мы проанализируем дисциплины Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, чтобы рассмотреть, как учебная программа отвечает формированию этих важных направлений компетенций обучающихся.

Современная международная вокально-исполнительская культура действительно показывает тенденции к глобализации образовательного пространства. Ориентируясь на интеграцию с современными международными стандартами, российское вокальное образование стремится к более тщательной проработке технологий и методик. Многие ученые отмечают этот процесс. В частности, Г.Корнетов характеризует цель современной педагогики как «множественную», «подвижную», «предельно индивидуализированную» [цит. по 8,с. 17].

Мы склонны согласиться с этими утверждениями, когда речь идет о воспитании творческого субъекта в современной вокально-исполнительской культуре. И, на наш взгляд, речь идет, с одной стороны, о роли личности в вокально-исполнительской культуре, а с другой – о влиянии открытости и доступности международного исполнительского опыта на рост и развитие молодого исполнителя.

Но при этом исполнителю недостаточно обладать базовыми компетенциями. Как мы уже сказали выше, для профессиональной деятельности необходимы не только «мягкие» компетенции, но и «твердые» профессиональные навыки, основывающиеся на единой системе знаний. Более того, эта система навыков и знаний, как и компетенции, должна отвечать «вызовам» времени в эволюции вокального искусства.

Одним из самых инновационных явлений в современном образовании, обеспечивающим приобретение учащимся единой системы знаний, является интегративный подход. Так, исследователи И.В.Яковлев и Н.О.Яковлева отмечают, что такой подход рассматривает образование в рамках разных плоскостей интеграции (внутрипредметной, личностной, внутриличностной, межпредметной) [18, c. 44–45]. Интегративный подход к обучению вокалиста способствует единству понимания теоретических и практических аспектов пения и воспитанию высокой вокально-исполнительской культуры в российских высших учебных заведениях.

Рассмотрим интегративный подход именно к вокальному искусству с точки зрения разных плоскостей интеграции. Известный петербургский вокальный педагог Т.Д.Смелкова пишет, что данная модель обеспечивает «понимание закономерностей певческого процесса и знания истории вокального искусства» [5, с. 57], а также помогает «достичь единства вокально-исполнительской практики и задач вокального образования» [5, с. 57]. Т.Д. Смелкова выдвигает теорию о том, что для модернизации современного образовательного пространства ключевым моментом является реализация таких задач, как интеграция творческого потенциала преподавателя и студента, разработка программ, сочетающих всесторонний взгляд на современную музыкальную культуру. Здесь, на наш взгляд, речь идет о межпредметной и внутрипредметной интеграции, когда подробно прорабатывается навык в рамках одной дисциплины (к примеру, сольное пение), а также создается связь между смежными дисциплинами.

Такого же подхода придерживается и исследователь И.К.Назаренко, утверждающий, что вопрос преемственности музыкальных традиций и знания своей истории является ключевым для формирования единой культуры, так как полное практическое познание вокального искусства невозможно без осознания опыта и нравственно-художественных ориентиров предыдущих поколения: «Без высокой музыкальной культуры не может быть и речи о правильном интонировании в широком понимании этого слова» [19, с. 409].

Мы солидарны с этим утверждением. Познание единой культуры способствует межличностному и личностному росту исполнителей в рамках российской, а затем и мировой вокально-исполнительской культуры. Это знание культуры и традиций, формирующее личные и социальные психологические и нравственные качества.

К примеру, ошибки в исполнении оперных произведений могут осуществляться, в том числе, из-за недостаточной интеграции знаний в рамках обучении оперному искусству. Так, В.П. Фомина отмечает, что сегодня оперные произведения, написанные до XIX в., часто исполняют в романтической традиции, хотя это способствует потере смысла произведения. Она настаивает на тщательном анализе исторической эпохи и определении верной интерпретационной модели для каждого оперного произведения [20, с. 134]. Таким образом, именно интегративный подход к обучению отвечает необходимости в сочетании правильного историко-культурного контекста, в том числе выражающегося в следовании вокальной традиции, и качественного вокального исполнения.

Таким образом, мы можем выделить несколько ключевых принципов интегративного подхода в вокальном образовании: взаимодействие и связь между преподаваемыми дисциплинами, обеспечивающие единую логичную и интегрированную систему знаний ученика; предоставление учащемуся возможности анализировать и сравнивать вокальные школы разных стран и эпох для различения и сохранения вокальных традиций, а также избежание культурно-исторических неточностей в исполнении (если творческая задача не предполагает иного); использование в учебном процессе разных творческих форматов обучения (мастер-классов, концертов, семинаров, творческих мастерских).

Проанализируем, действительно ли принципы интегративного и компетентностного педагогических подходов реализуются в современном российском вокальном образовании, на примере учебных планов вокальных факультетов Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова и Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Для анализа мы выбираем именно эти два ведущих учебных заведения, лучших в России.

В программе обучения обеих консерваторий присутствуют дисциплины «Сольное пение», «Камерное пение», проводимые в формате индивидуальных занятий, на которых осуществляется внутрипредметная интеграция знаний через формирование индивидуальной манеры пения, отличающейся высокими качественными характеристиками, чистым интонированием, формированием правильной певческой позиции и дыхания, развитием персональных артистических и психологических исполнительских качеств. На наш взгляд, это именно те дисциплины, в которых способно максимально проявиться творческое соавторство студента и педагога. Так развиваются навыки пения, являющиеся первоосновой профессиональных навыков исполнителя, а также формируются компетенции самостоятельной вокальной работы.

Также в учебных планах обеих консерваторий уделено немалое внимание развитию актерского потенциала учащихся с помощью дисциплин «Актерское мастерство», «Танец», «Актерская пластика», которые в дальнейшем помогут исполнителю создавать цельные и запоминающиеся сценические образы. Дисциплина «Исполнительская практика» и практика работы в оперном театре позволяют студентам непосредственно познакомиться с реалиями будущего профессионального пути, а также проявить творческий потенциал во взаимодействии с другими студентами при создании отдельных номеров и оперных постановок. На наш взгляд, в совокупности перечисленные дисциплины по вокальному и сценическому искусству создают систему знаний, интегрирующую ученика в будущее профессиональное пространство, а также отвечают требованиям интеграции смежных сценических дисциплин.

Богатая история российского вокального образования нашла отражение в изучении таких дисциплин, как «История зарубежной музыки», «История исполнительского искусства», «История русской музыки». Сочетание данных дисциплин обусловлено историческим процессом формирования русской вокальной школы, сочетающей национальные русские традиции и зарубежные веяния. Помимо этого, исторический ракурс создает интегрированную систему знаний об искусстве и культуре разных стран, и это отвечает современной тенденции образования к глобализации.

Особое внимание нужно обратить и на то, что образовательные программы Санкт-Петербургской и Московской консерваторий адаптировались к тому, какие требования предъявляет карьера вокалиста к личностным и психологическим характеристикам исполнителя. Как мы уже не раз упоминали, конкуренция в сфере вокального исполнения требует от вокалиста высоких коммуникативных навыков, определенной гибкости в общении, а также понимания процессов, происходящих в мировом музыкальном менеджменте.

Так, в образовательных программах российских высших учебных заведений обязательно присутствует изучение иностранного языка и основ профессионального общения на английском языке. Кроме того, в Санкт-Петербургской консерватории изучаются дисциплины «Основы поведенческого этикета Западной Европы» и «Основы российского поведенческого этикета». Этикет наряду с изучением культуры и истории, на наш взгляд, формирует личность исполнителя, уважающего обычаи своей культуры и культуры той страны, в которой ему предстоит работать. Безусловно, атмосфера уважительного делового и личного общения формирует более высокий уровень вокально-исполнительской культуры. Конечно, данные дисциплины, на наш взгляд, больше отвечают принципам компетентностного подхода к педагогике, где приобретаются компетенции, развивающие социальные навыки будущего исполнителя. Кроме того, знание этикета других стран позволяет создать на сцене более точные образы, что уже относится к необходимым профессиональным «твердым навыкам».

В свою очередь, Московская консерватория включила в учебный план вокалистов дисциплину «Менеджмент в музыкальном искусстве». На наш взгляд, эта и подобные дисциплины позволяют обеспечивать общее понимание процессов, происходящих в музыкальном бизнесе, отвечают запросам на широкую квалификацию молодых специалистов. Так, к примеру, выпускники, проявившие больший интерес к кураторству, организации концертов, конкурсов и просветительских проектов, могут продолжить свой карьерный путь не в качестве исполнителя, а в качестве музыкального агента, менеджера.

Таким образом, междисциплинарное обучение значительно расширяет карьерные возможности и возможности трудоустройства. Следовательно, знание вокального маркетинга формирует также общие компетенции исполнителя в профессиональной карьере и может стать полноценным «твердым» навыком специалиста.

Таким образом, в ходе обучения российских вокалистов в высших учебных заведениях реализуются следующие дидактические принципы: получение комплекса практических знаний в сфере вокально-исполнительской подготовки, включающего самостоятельную работу студентов; комбинирование внутриклассной учебной деятельности с внеаудиторной исполнительской практикой; преподавание вокальных дисциплин, обеспечивающих связь теории и практики вокального искусства, а также интеграцию междисциплинарных знаний и изучение межпредметных связей. Такое сочетание разных форматов обучения отвечает одному из выделенных нами принципов интегративного подхода к обучению вокальному искусству.

На примере Санкт-Петербургской и Московской консерваторий мы рассмотрели возможность реализации интегративного подхода, создающего единую систему знаний, – компетентностного подхода, подкрепляющего эту систему соответствующими навыками, расширяющими музыкально-творческие и общекультурные ресурсы исполнителя в мировом вокально-образовательном пространстве.

Вместе с тем считаем необходимым отметить, что в программах российских консерваторий, в отличие от подобных ученых заведений в Европе, отсутствуют занятия по дикции при пении на разных языках. Некоторые исследователи российского образования, к примеру Т.Д.Смелкова, обращают внимание на то, что «отсутствие занятий по артикуляции на разных языках влияет и на практику обучения иностранных студентов в России» [5, с. 58]. Так, при изучении русского и западноевропейского репертуара особые трудности без соответствующих занятий испытывают студенты из Кореи и Китая по причине сильно отличающегося произношения в их родном языке. Кроме того, в российских консерваториях не практикуется подготовка по более узким специализациям, как это реализуется, к примеру, в программах по изучению барочного вокального искусства в Германии.

Заключение

На основе анализа работ известных ученых и вокальных педагогов-практиков мы обозначили вокально-исполнительскую культуру как сочетание национальных культурно-исторических исполнительских традиций с профессиональным уровнем певцов, их личностной интерпретацией произведений. Было рассмотрено, как данные спецификации находят свое отражение в рабочих программах двух ведущих консерваторий России.

Кроме того, мы кратко охарактеризовали современные понятия на музыкальном «рынке труда» – hard skills (англ. «жесткие навыки») и soft skills (англ. «мягкие навыки») – и показали, как развитию базовых профессиональных «жестких навыков» способствует применение интеграционного подхода к вокальному образованию, включающее в себя внутрипредметную интеграцию, углубляющую и корректирующую навыки в конкретном сегменте (пример – сольное пение); межпредметную, создающую систему знаний в смежных дисциплинах; личностную и внутриличностную, обеспечивающую психологическую адаптацию исполнителя при сольном исполнении и в рамках взаимодействия в творческом коллективе.

Однако «мягкие» навыки обеспечивают скорость принятия решений, умение плодотворно сотрудничать в коллективе с разными культурами и нациями, быть толерантным, грамотно и аргументированно отстаивать свою творческую позицию, использовать инновационные певческие технологии, психологически адаптироваться к поставленным исполнительским задачам, демонстрировать способности к дальнейшему обучению и самосовершенствованию. Это те компетенции, которые сложнее измерить, нежели конкретные профессиональные навыки, однако они являются ключевым фактором успеха молодого специалиста в дальнейшей творческой деятельности.

Подчеркнем, что многопрофильное вокальное образование способствует качественному формированию вокально-исполнительской культуры. В этом процессе педагог и его воспитанник выступают в творческом соавторстве в парадигме уважения к культуре, истории и личности. При этом акцент в теории современного вокального образования смещается с личности педагога как «образца» к уникальности личности будущего исполнителя, а «знаниевый» педагогический подход замещается «компетентностным». Таким путем развиваются навык более самостоятельного и комплексного мышления студента, критическое и мотивированное отношение к будущей профессии.

В учебных программах Санкт-Петербургской и Московской консерваторий присутствуют дисциплины, развивающие как вокальные данные исполнителя, так и способствующие развитию его сценических качеств. В свою очередь, интегративный подход реализуется через дисциплины, посвященные истории и культуре разных стран, а также изучению специфики национальных этикетов. Внимание уделяется, в том числе, изучению иностранных языков, а также общему пониманию специфики музыкального бизнеса (дисциплина «Менеджмент в музыкальном искусстве»). Мы определили, как в различных музыкальных дисциплинах могут одновременно присутствовать и интеграционный, и компетентностный подходы к учебному процессу вокального класса, что обеспечивает формирование комплексной системы знаний и сопутствующих компетенций, целями которых в конечном итоге являются конкурентоспособность вокалиста в вокально-исполнительском пространстве мировой культуры, понимание традиций разных вокальных школ и сохранение их богатого наследия.

Мы показали на примере учебных программ двух ведущих консерваторий России возможности использования компетентностного и интеграционного подходов в формировании вокально-исполнительской культуры студентов. Есть все основания полагать, что дисциплины Московской и Санкт-Петербургской консерваторий в значительной мере отвечают проблеме формирования целостной вокально-исполнительской культуры молодых специалистов. У них складывается система знаний, позволяющая не только развивать исполнительские технологии, но и понимать процессы развития различных вокальных стилей и национальных школ. Кроме того, актуализируются коммуникативные навыки взаимодействия с членами профессионального сообщества, расширение сценической практики, возможности деловых взаимоотношений в музыкальном бизнесе, т.е. создаются условия для качественного улучшения вокально-исполнительской культуры молодых специалистов.


Библиографическая ссылка

Чжу Т.-. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31429 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674