Воспитание курсантов военных вузов войск национальной гвардии является важнейшей частью общей системы профессионального образования. В современных условиях практики военной школы возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми к выпускнику военного вуза войск национальной гвардии, и уровнем сформированности его духовных ценностей и норм поведения. Данное противоречие диктует необходимость пересмотра подходов к воспитанию будущих офицеров войск национальной гвардии. По нашему мнению, одним из направлений деятельности по разрешению сложившегося противоречия является моделирование организации воспитательной деятельности кураторов подразделений в военных вузах войск национальной гвардии на основе культурологического и аксиологического подходов как его теоретической основы.
Цель исследования – рассмотреть теоретические основы моделирования организации воспитательной деятельности кураторов вузов на основе культурологического и аксиологического подходов, учитывая особенности деятельности высших военных образовательных организаций.
Материал и методы исследования
Культурологический подход является важной основой моделирования организации воспитательной деятельности в любой образовательной организации, в том числе и военной. О.Л. Колоницкая подчеркивала, что применение культурологического подхода позволяет провести «анализ любой сферы социальной и психологической жизни и деятельности человека через призму системообразующих культурологических понятий» [1, с. 147].
Специалист любой сферы деятельности, если стремится стать профессионально востребованным и конкурентоспособным, должен стать транслятором культуры, передающим опыт, накопленный поколениями. Это, несомненно, является важной составляющей воспитательной деятельности.
Анализ работ известных ученых-философов и педагогов позволил рассматривать культурологический подход как основу построения системы воспитания и выявить его основные положения в рамках данного исследования:
– курсанты являются субъектом культуры, обладающим духовными ценностями и нормами поведения, а также способностью овладевать ею и развивать ее [2, 3];
– воспитание – это культурный процесс, строящийся на основе организации целенаправленной деятельности и воспитательных мероприятий, в ходе которого субъекты осваивают индивидуально-творческие аспекты культуры и способы культурного коммуникативного взаимодействия [1, 4];
– высшее военное учебное заведение – это культурно-воспитательное пространство, в котором интеграция культуры и воспитания представляет собой педагогически целесообразно выстраиваемую воспитательную среду в различных видах деятельности и отношений: дисциплинарно-правовой, информационно-воспитательной, социально-психологической, военно-социальной, культурно-досуговой и медиотехнической составляющих [4].
Таким образом, реализация культурологического подхода способствует подготовке «специалиста – носителя национальной и профессиональной культуры, что выражается в его культурных образцах, нормах и правилах, а также в проявлении ценностных ориентаций как в повседневной, так и в военно-профессиональной жизни» [3, с. 84].
Далее рассмотрим сущность аксиологического подхода к воспитанию.
В основе аксиологического/ценностного подхода (М.С. Каган [2], Н. Е. Щуркова [5] и др.) представлена философская теория ценностей, в соответствии с которой основой воспитания является усвоение общечеловеческих ценностей, проявляющееся в сформированном отношении к миру, человеку, обществу в процессе человеческой деятельности.
Для настоящего исследования важно, что категория ценности имеет два аспекта – личностный и социальный, которые находятся в строгой взаимосвязи. Личностный аспект проявляется в значимости для личности предметов и явлений окружающего мира, а социальный аспект, в свою очередь, обнаруживает себя в созданных человечеством значимых, положительных явлениях и событиях, которые определяют ценности и идеалы человечества. Ценность согласно исследованиям по данной проблематике – это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала, которые так необходимы современным военнослужащим [6, 7].
В проводимом исследовании была использована типология М. Рокича [7] как наиболее разработанная в теоретическом и эмпирическом планах. Автор в своей классификации опирается на воспитательно-образовательные цели и цели, имеющие общественный статус, который в данном исследовании представлен как обеспечение безопасности страны:
– ценности-цели, раскрывающие значение целей организации воспитательной деятельности кураторов и становления их концепции «Я-воспитатель»;
– ценности-средства, влияющие на осуществление профессиональной деятельности и общения, применение технологий и инноваций воспитания;
– ценности-отношения, обнаруживающие значение отношений куратора к курсантам, своей профессиональной деятельности и коллегам;
– ценности-знания, выявляющие значение для кураторов психолого-педагогических знаний о воспитании и их использование в практической деятельности;
– ценности-качества, определяющие значение качеств личности куратора для организации воспитательной деятельности курсантов;
– ценности-сотрудничества, выявляющие способность кураторов к творчеству, осуществлению педагогического сопровождения процесса становления будущего офицера, и т.д.
Представленные ценности легли в основу разрабатываемой модели. Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что аксиологический подход способствует осуществлению поиска ценностно-смысловой основы воспитания в условиях высшего военного образования, а его реализация ведет к сохранению нравственных ценностей и смыслов, а также национальной идентичности и взаимодействия с реальным миром.
Таким образом, культурологический и аксиологические подходы являются базисом моделирования организации воспитательной деятельности кураторов вузов.
В процессе моделирования организации воспитательной деятельности кураторов необходимо учитывать специфику военной организации, когда воспитательный процесс осуществляется в общих границах военно-педагогического процесса при выполнении требований Общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации и других документов военного вуза по регламентации жизнедеятельности курсантов. При этом в первую очередь требуется оценить заказ на подготовку высококвалифицированных командиров подразделений с соответствующим уровнем их военно-профессионального мастерства и высокие личностные качества. Во вторую очередь следует учитывать специфику работы кураторов, осуществляющих воспитательную деятельность в условиях военных вузов войск национальной гвардии. Исследование показывает, что подавляющее большинство кураторов курсантских подразделений – это профессиональные военные с большим стажем управления подразделением и незначительным опытом преподавательской деятельности [4, 8].
Специфика военного вуза войск национальной гвардии накладывает отпечаток и на его воспитательную систему. Этими особенностями являются: четкое определение целей воспитания исходя из будущей социальной роли офицера войск национальной гвардии; жесткая иерархия в звеньях «командир – подчиненный», постоянный внутренний и внешний контроль за курсантами в процессе обучения; возраст, пол и социальный статус курсантов военного вуза войск национальной гвардии; структурированность всех сфер быта курсантов и профессорско-преподавательского состава (частично); проблема ограниченности внешних социальных связей курсантов и кураторов.
Для решения научной задачи использовался метод моделирования, которой при всей его сложности позволяет изучить исследуемое педагогическое явление в действительности и представить его в виде схем или таблиц, отражающих его сущность и компонентный состав. Нельзя не согласиться с мнением В.И. Загвязинского о том, что модель – это всестороннее представление сложных объектов, которое включает в себя «…подходящим образом выбранные существенные стороны физических объектов и ситуаций» [9, с. 84], в рассматриваемом случае – ситуации организации воспитательной деятельности кураторов военных вузов.
Все представленные выше идеи привели авторов к тому, что модель рассматривается как обоснованное структурированное педагогическое явление, отражающее общечеловеческие и профессиональные ценности, которые формируются в воспитательной системе при использовании куратором различных форм и методов межличностного и профессионального взаимодействия, что ведет к достижению высокого уровня профессиональной воспитанности будущего офицера ВНГ России как результата. В основу авторского определения легла идея В.А. Штоффа, представляющего модель как систему, «…которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его тем, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [10, с. 182]. Такое замещение возможно в данном случае, когда и реальный объект (воспитательная система в вузе), и модель организации воспитательной деятельности кураторов военных вузов имеют общие составляющие: цель, содержание, способы и приемы, результат.
Результаты исследования и их обсуждение
Метод моделирования в научной литературе рассматривается как метод, представляющий наглядно через схемы и их краткие словесные характеристики представить педагогическое явление в виде целостного динамического образования. Создание модели и ее реализация обеспечивают непрерывную связь между педагогической теорией и практикой, а также являются действенным средством проверки корректности теоретических представлений в области исследуемого явления.
При моделировании организации воспитательной работы кураторов нами выделяются следующие характеристики рассматриваемого процесса как социального образования:
– целостность, обеспечивающая взаимосвязь всех ее компонентов и определяющаяся педагогически целесообразной целью воспитания с учетом специфики деятельности вуза;
– целенаправленность, предполагающая наличие обоснованной цели и обеспечение средств ее достижения, что позволяет четко определить целевое назначение воспитания и результат для существующих условий;
– ценностная ориентация цели, позволяющая определить систему ценностей с учетом организации военного образовательного процесса и обеспечить усвоение курсантами общечеловеческих и профессиональных ценностей;
– нелинейность, при которой куратор должен учитывать многовариантность, ритмичность и способность быстрого развития воспитательного процесса;
– открытость воспитательного пространства вуза, позволяющая установить всестороннее взаимодействие с внешней средой, используя ее положительное и нейтрализуя отрицательное влияние;
– сложность и неопределенность, проявляющиеся в невозможности получить верные сведения обо всех компонентах модели в определенный период и их взаимообусловленности, что затрудняет прогнозирование будущих результатов;
– саморегулируемость, предполагающая возможность самоуправления, при котором воспитательный процесс, взаимодействуя с внешними условиями, может привести к отклонениям от запланированных действий и включению механизма саморегулирования;
– неравновесность, определяющаяся невозможностью достижения равновесных компонентов модели, а также обоснования направлений протекания исследуемого процесса;
– прогностичность результатов, осуществляемая с учетом того, что одни и те же воспитательные действия не обеспечивают гарантии достижения высокого уровня воспитанности всех курсантов.
Представленные выше характеристики будут учитываться в рассматриваемом процессе.
В рамках изучения проблемы проведен анализ теоретических моделей, который показал их разнообразие и возможность воспроизведения в различных условиях. Рассмотрим некоторые из них.
В раскрытии понятия «педагогическая модель» опираемся на определение, данное И.Э. Рахимбаевой, где отмечено, что модель как методологическое средство (образ) отображает и представляет важные структурно-функциональные связи исследуемого педагогического объекта. При этом именно благодаря данной модели эти связи воспроизводятся и представляют новые знания об исследуемом объекте [11]. Это позволяет отметить, что модель организации воспитательной деятельности куратора следует строить на основе системы взаимосвязанных блоков, отражающих процесс развития во всей его полноте – от педагогических условий и принципов до диагностических методик по оценке эффективности функционирования представляемой модели.
Р.Г. Свердев и Е.А. Александрова, определив оптимальный состав модели воспитательной деятельности куратора подразделений в военном вузе, выделяют такие ее компоненты, как теоретико-методологический, процессуально-коммуникативный и контрольно-диагностический. Интерес представляет процессуально-коммуникативный блок, где подробно рассматриваются направления, субъекты, методы, формы и средства совершенствования воспитательной деятельности куратора [8].
При изучении модели педагогической системы воспитательной деятельности куратора студенческой группы, разработанной Л.Н. Зайнуллиной, выявлены следующие компоненты: цель, направления, функции его воспитательной деятельности, методы воспитания, руководящие принципы и предполагаемый результат во взаимосвязи с педагогической диагностикой [12]. Возможно, данный компонентный состав следовало бы расширить условиями, которые во многом определят эффективность действия системы.
Анализ работы М.А. Горшковой по разработке модели воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе показал, что авторская модель состоит из целевого, содержательно-структурного, процессуального блоков [13]. Автор отмечает, что реализация модели способствует последовательному формированию рассматриваемого качества благодаря воспитательной деятельности куратора. М.А. Горшкова выделяет социально-психологический показатель для оценки эффективности воспитательной деятельности куратора, подчеркивая важность ценностных ориентаций, эмоциональной направленности, самооценки в процессе работы [13, с. 19]. Вызывает недоумение тот факт, что при глубоком рассмотрении результата и его диагностике автор не включил в модель результативный компонент.
Ю.Б. Байрамуков и Ю.Ю. Лушников в модели воспитательной системы учебного военного центра при гражданском вузе выделяют мотивационно-целевой, структурно-содержательный, функционально-технологический и оценочно-результативный компоненты. Последний компонент представлен как эффективность влияния на формирование у курсантов качеств, необходимых защитнику Отечества и военному профессионалу [14], что представляет особый интерес для настоящего исследования.
Изученные теоретические вопросы моделирования показывают многообразие возможностей для создания педагогической модели организации воспитательной деятельности куратора, но не отражают специфику военного вуза войск национальной гвардии. В модели, разрабатываемой авторами, определяется оптимальный состав моделируемых компонентов рассматриваемой организации: ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, диагностико-результативный и рефлексивно-управленческий. Этапы организации воспитательной деятельности куратора будут выглядеть следующим образом: 1-й этап – изучение индивидуальных особенностей курсантов курируемых взводов; 2-й этап – проведение воспитательных мероприятий в курируемых взводах; 3-й этап – контроль результатов воспитательной деятельности кураторов, выраженный в уровне профессиональной воспитанности курсантов курируемых взводов.
Заключение
Таким образом, результатом данного теоретического исследования явится собственный вариант структурной модели организации воспитательной деятельности куратора. Она строится с учетом особенностей деятельности военного вуза и состоит из ряда взаимосвязанных блоков, отражающих воспитательную деятельность во всей ее полноте – от цели, принципов, этапов деятельности до использования диагностических методик оценки эффективности воспитательной деятельности куратора и реализации педагогических условий.
Библиографическая ссылка
Рахимбаева И.Э., Петрунин М.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31417 (дата обращения: 08.12.2024).