Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID – 19 ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ Г. КРАСНОЯРСКА

Попельницкая И.М. 1 Шилина Н.Г. 2 Попельницкий Е.В. 3 Почекутов С.И. 1 Геращенко С.М. 1 Бухаров А.В. 1
1 ФГАО ВО «Сибирский федеральный университет», Институт экологии и географии
2 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»
3 Сибирский Юридический институт МВД Российской федерации
Применение дистанционных форм стало неотъемлемой частью учебного процесса в вузе в условиях вирусной пандемии. Во многих вузах, в том числе и в Красноярске, успешно использовали смешанный формат обучения, но в основном его дистанционная составляющая была направлена на организацию самостоятельной работы обучающихся. В результате возникло большое количество проблем, связанных с отработкой умений и навыков у студентов. Авторы считают, что сегодня необходим взвешенный анализ ситуации, связанный с поддержкой всех участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся, их родственников или окружения в общежитии, а также своевременной корректировкой контента учебной дисциплины. Авторы учитывали, что во всех вузах, где проходил опрос, работал штат квалифицированных IT–специалистов, методистов и педагогов, внедрявших и использующих в своей профессиональной деятельности методику дистанционного формата обучения, при этом они опирались и на свой опыт педагогической деятельности. Было проведено анкетирование студентов 1, 2, 4 курсов трех вузов г. Красноярска: Сибирского федерального университета, Красноярского государственного медицинского университета и Юридического института МВД РФ г. Красноярска. В опросе приняли участие 295 обучающихся в возрасте от 17 до 28 лет, из них 95 юношей и 200 девушек. Анализ результатов показал, что студенческая аудитория хорошо адаптировалась к дистанционному формату обучения, достаточно объективно оценила проблемы и положительные аспекты. Это дает возможность своевременно корректировать образовательный процесс, что ведет к улучшению показателей обучения, а также позволяет добиться более продуктивной коммуникации со студентами.
дистанционные образовательные технологии
пандемия
анкетирование
1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73645128/ (дата обращения: 21.11.2021).
2. Воробьева М.В., Канарская М. Дистанционное обучение: характеристики преимущества и недостатки // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 5. С. 65-69.
3. Попельницкая И.М. Экологическое образование // Практики развития: современный конфликт индивидуального и массового образования: материалы 23-й научно-практической конференции (Красноярск, апрель 2016 г.). Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. С. 175-180
4. Осипова Л.Б., Горева О.М. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. [Электронный ресурс].URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14612 (дата обращения: 06.12.2021).
5. Ратнер Ф.Л., Тихонова Н.В. Качество образования: педагогический аспект // Высшее образование России. 2019. Т.28. № 12. С. 87-96. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-87-96.
6. Минакова П.С. Организация деятельности преподавателя и студента на онлайн-занятиях в цифровой среде // Педагогика, психология, общество: актуальные исследования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 19 март 2021). Чебоксары: ИД «Среда». 2021. С. 164-167 DOI: 10.311483/r-97931.
7. Шилина Н.Г., Шапиро Л.А. Анализ удовлетворенности студентов 1 курса КрасГМУ дистанционным обучением // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинскоми фармацевтическом образовании. Красноярск, Тип. КрасГМУ. 2021. С. 355-360.
8. Сагин Г.А. Анализ предварительных результатов дистанционного образования во время пандемии COVID-19: взгляд студента на источник возникших проблем // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2020. № 2 (9). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Sagin_GA_2_2020 (дата обращения: 06.12.2021).

Пандемическая ситуация повлияла на все сферы жизни. Не стало исключением и высшее образование. Большинству российских вузов (Приказ № 397 от 14.03.2020 Министерства науки и высшего образования Российской Федерации) было рекомендовано организовать режим полностью дистанционного обучения «в целях обеспечения безопасности обучающихся и сотрудников в условиях пандемии» [1]. Большинство проблем, при переходе на дистанционный формат обучения, было обусловлено не только отсутствием организационной системы, но и стремительностью данного перехода. Во многих вузах, в том числе и в Красноярске до этого, успешно использовали смешанный формат обучения, но в основном его дистанционная составляющая была направлена на организацию самостоятельной работы обучающихся. В результате возникло большое количество проблем, связанных с отработкой умений и навыков у обучающихся при переходе на полное дистанционное обучение. Педагогическое сообщество не всегда однозначно оценивало возможности дистанционного формата обучения, были ярые сторонники и противники использования исключительно дистанционных технологий обучения [2]. Не все профессиональные навыки можно получить в дистанционном формате обучения. Вряд ли кто-то захочет лечиться у врача, который видел возможных пациентов только по ту сторону экрана. Проблемам, которые возникли при переходе в удаленный режим работы системы образования, уже посвящено большое количество исследований и, по-видимому, они еще будут продолжаться.

Процесс образования - это улица с двусторонним движением, поэтому необходимо активное участие в этом процессе не только преподавателей, но и самих обучающихся [3]. Насколько они будут мотивированы к данному формату обучения, будет ли оно для них комфортным – от этого, в первую очередь, будет зависеть реализация основных целей и задач образовательного процесса [4]. Следует отметить, что во всех вузах, где проходил опрос, работал штат квалифицированных IT–специалистов, методистов и педагогов, внедрявших и использующих в своей профессиональной деятельности методику дистанционного формата обучения.

Неоднократно отмечалось, что формат дистанционного обучения, наряду с проблемами, предоставляет также неограниченные возможности для совершенствования учебных курсов [5]. Сейчас как никогда становится необходимым анализ ситуации, связанный с поддержкой всех участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся, их родственников или окружения в общежитии, а также своевременной корректировкой контента учебной дисциплины. В связи с этим было интересно оценить мнение студентов о дистанционном формате обучения во время пандемии.

Цель исследования: изучить отношение студентов различных вузов г. Красноярска к переходу на дистанционную форму обучения в период пандемии.

Материалы и методы исследования

Был проведен анонимный опрос студентов. Использовались анкеты смешанной формы (открытые и закрытые), поэтому каждый респондент мог выразить свое мнение, независимо от мнения педагогов и других участников опроса. В опросе приняли участие студенты трех вузов города Красноярска: Сибирского федерального университета (далее СФУ), Красноярского государственного медицинского университета (далее КрасГМУ) и Сибирского юридического института (далее СЮИ). Было опрошено 295 обучающихся, из них 95 юношей и 200 девушек. В опросе участвовали студенты 1, 2, 4 года обучения. Все студенты заполняли анкеты (по желанию это можно было делать анонимно, указывая обязательно только пол и возраст). Все вопросы в анкете были разбиты для анализа на 3 блока. Условно можно их обозначить так: 1 – адаптация к условиям ДО и мотивация; 2 – удовлетворенность процессом обучения в системе ДО; 3 – проблемы и положительные факторы при обучении в дистанционном режиме.

Результаты представлены в виде графиков и диаграмм, построенных в программе электронных таблиц Excel с последующей интерпретацией.

Результаты исследования и их обсуждение

Статистически достоверных отличий по гендерному признаку не выявлено (p ˃0,2), поэтому в дальнейшем при анализе результатов будут указаны средние результаты опроса юношей и девушек.

На рисунке 1 представлена диаграмма результатов адаптации опрошенных студентов различных вузов и курсов к дистанционному формату обучения, используемые сокращения указаны в материалах и методах исследований. Можно отметить, что лучше всего к дистанционной форме обучения адаптировались студенты четвертого курса.

 

Рис. 1. Результаты опроса по адаптации к новым условиям обучения (%)

Всего лишь 2,6% из них отметили сложности в адаптации, а остальные адаптировались хорошо и отлично, по-видимому, это можно объяснить их готовностью к самостоятельной работе и длительным навыком работы в электронной среде в предыдущие годы обучения. Так же хорошо адаптировались при переходе на дистанционный формат обучающиеся СЮИ, среди которых не было студентов первого курса. Наиболее сложным данный процесс оказался для студентов 1–го курса, которые обучались в университете всего один семестр, до перехода на дистанционную форму (рис. 1). У них период адаптации к обучению в университете совпал с переходом на совершенно новый формат обучения.

Часть усредненных результатов анкетирования приведена в таблице.

Сводные данные по результатам анкетирования

 

СФУ, 4 курс,

%

СФУ, 1 курс,

%

СЮИ, %

 

КрасГМУ,%

Уровень мотивации к обучению в рамках дистанционной формы

Увеличился

78,9

42,0

50,0

36,5

Не изменился

15,8

29,0

37,5

43,9

Уменьшился

0,0

21,7

7,5

8,1

Затрудняюсь ответить

5,3

7,2

5,0

11,5

Удовлетворены ли Вы процессом преподавания в дистанционном режиме?

Да

47,4

58,0

75,0

43,2

Скорее да, чем нет

5,3

21,7

12,5

43,2

Скорее нет, чем да

15,8

14,5

7,5

6,1

Нет

10,5

2,9

0,0

0,0

Затрудняюсь ответить

21,1

2,9

5,0

7,4

На Ваш взгляд, учебная нагрузка на студентов в период карантина…

В целом увеличилась

78,9

43,5

50,0

35,1

В целом уменьшилась

5,3

21,7

12,5

19,6

Не изменилась

10,5

21,7

25,0

33,8

Затрудняюсь ответить

5,3

13,0

12,5

11,5

На Ваш взгляд, нагрузка на преподавателей в период карантина…

В целом увеличилась

84,2

43,5

75,0

60,8

В целом уменьшилась

0,0

43,5

5,0

4,1

Не изменилась

10,5

8,7

20,0

16,9

Затрудняюсь ответить

5,3

4,3

0,0

17,6

Что Вам понравилось при обучении в дистанционном режиме?

Низкий риск заражения инфекцией

37,4

21,6

22,0

22,9

Самообучение

6,6

10,8

16,5

6,6

Индивидуальный темп обучения

11,0

8,1

11,0

21,0

Возможность повторно посмотреть видеозапись лекции, практических занятий

11,0

 

 

21,6

 

 

22,0

 

 

21,5

 

 

Использование современных технологий

13,2

 

13,5

 

22,0

 

11,7

 

Домашнее питание

16,5

21,6

5,5

14,6

Другое

4,4

2,7

1,1

1,7

Удовлетворены ли Вы организацией учебного процесса при дистанционном обучении?

Удовлетворен(а)

52,6

43,5

50,0

53,0

Частично удовлетворен(а)

36,8

36,2

25,0

27,0

Не удовлетворен(а)

7,9

7,2

12,5

12,0

Затрудняюсь ответить

2,6

13,0

12,5

8,0

Считаете ли Вы, что получаете достаточно информации по изучаемым дисциплинам при дистанционной форме обучения?

Да

63,2

43,5

50,0

56,0

Скорее да, чем нет

21,1

29,0

25,0

22,7

Скорее нет, чем да

10,5

14,5

12,5

14,0

Нет

5,3

13,0

12,5

7,3

При выборе смешанной системы обучения какую из форм занятий вы бы оставили на дистанционном режиме

Лекции

39,5

29,0

50,0

68,0

Практические занятия

13,2

21,7

5,0

0,0

Тестирование

39,5

43,5

45,0

32,0

Другое

7,9

13,0

0,0

0,0

Всегда ли Вы успевали сдавать задания в срок?

Да

25,2

30,3

55

43,0

Чаще всего да

15,5

15,4

15,5

17,6

Чаще всего нет

49,2

31,8

21

29,4

Нет

10,1

22,5

8,5

10,0

Что мешало выполнению заданий в срок?

Недостаточная самоорганизованность

40,5

 

20,6

 

15,2

 

10,5

Сложности с пониманием

5,6

30,2

20,4

12,5

Не умение правильно оформлять

2,8

 

20,4

 

25,2

 

20,0

Другое

51,1

28,8

39,2

57,0

Можно отметить, что уровень мотивации к обучению в дистанционном формате у большинства опрошенных увеличился, и только у пятой части студентов первого курса он уменьшился. В целом обучающиеся удовлетворены процессом преподавания в дистанционном режиме и его организацией, но при этом отмечают возросшую нагрузку, особенно студенты старших курсов (табл.). Большая часть респондентов отметила, что не успевают в срок сдавать задания, аналогичные результаты были отмечены и другими исследователями [6]. Хотя сами причины различны: это недостаточная самоорганизованность, непонимание материала, недостаточные навыки работы с электронными носителями, недостаток живой коммуникации и штрафные баллы, которые применяют преподаватели за задержку при сдаче работы, если в вузе принята рейтинговая система оценивания [7]. Нас приятно удивил тот факт, что тестируемые отметили возросшую нагрузку на преподавателей, так как оказалось, что студенты понимают, какие титанические усилия приложили преподаватели, создавая за короткий срок методические материалы, обсуждая с каждым (!) студентом его индивидуальную работу, рецензируя их задания. Среди достоинств образования в дистанционном режиме пятая часть обучающихся отметила низкий риск заражения, что является актуальным именно в данный период. Немаловажными для них также являются применение современных технологий и индивидуальный темп обучения, домашний тип питания. Некоторые из респондентов в качестве положительной стороны в разряде «Другое» отметили экономию времени и денег на поездки в университет и возможность просыпаться позже (табл.).

Интересным кажется выбор студентами видов занятий, которые бы они хотели оставить в дистанционном режиме. Наряду с лекциями, которые в большинстве вузов читались на высоком уровне, а также отдельные лекции студенты могли использовать повторно, отметили тестирование, а в графе «Другое» указали контрольные занятия, защиты курсовых и дипломных работ, что говорит, по-видимому, о возможности получить более высокую оценку при меньших затратах.

Анализ психологических трудностей, возникших при дистанционной форме обучения, представлен на рисунке 2.

Рис. 2. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе дистанционной работы? (N=295)

Более 35% опрошенных отмечает переутомление от длительной работы перед экраном.

Более пятой части опрошенных также отмечает недостаток общения и трудности в выполнении заданий при такой форме обучения (рис. 2). Десятая часть отмечает нестабильное психологическое состояние, большое количество опрошенных отмечает проблемы мотивации и самодисциплины, что отмечалось и другими авторами [8]. Некоторые в разделе «Другое» указали невозможность заниматься игровыми видами спорта.

Наряду с психологическими трудностями в период дистанционного обучения возникали и технические трудности, анализ которых приведен на рисунке 3.

 

Рис. 3. С какими техническими трудностями Вы столкнулись в процессе дистанционной работы? (N=295)

Массовый переход системы образования в дистанционный режим выявил много технических недостатков, с которыми столкнулись и преподаватели, и студенты. Более трети опрошенных отметили технические перебои в процессе воспроизведения материала, также недостаточную скорость Интернета, сложности в отправке заданий. Более 12% отметили, что у них не было достаточных навыков в работе с е-курсами, и это вызывало определенные проблемы при отправке заданий и их выполнении. В разделе «Другое» студенты отметили, что им пришлось покупать новую технику, так как иначе у них возникали сложности в обучении.

С учетом выявленных положительных и отрицательных составляющих дистанционного образования интересен выбор студентами образовательного процесса в будущем. Результаты ответа на вопрос «Какую бы форму обучения Вы выбрали?» представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Какую бы Вы выбрали форму обучения, если бы у Вас был выбор? (N=295)

Несмотря на ориентированность нашей молодежи на современные технические достижения, традиционную форму обучения и традиционную форму с элементами дистанционного обучения выбрали 65%, а 20% опрошенных выбрали полностью дистанционный формат обучения. Среди тех, кто не определился, большее количество составляют студенты первого курса.

Заключение

Анализ результатов показал, что в целом студенческая аудитория хорошо адаптировалась к новой форме обучения. Опрошенные обучающиеся достаточно объективно оценили положительные и отрицательные аспекты дистанционного образования. Это дает возможность преподавателям своевременно корректировать образовательный процесс в будущем, особенно в той части, которая посвящена дистанционным формам обучения. С учетом проблем студенческой аудитории необходимо вносит изменения в процесс обучения для улучшения его качества, а также объективного повышения показателей обучения. Анализ возникших проблем позволяет добиться более продуктивной коммуникации со студентами. Специфика специализации опрошенных - будущие медики, сотрудники МВД, экологи и природопользователи - по-видимому, предопределила их склонность к традиционной форме обучения.


Библиографическая ссылка

Попельницкая И.М., Шилина Н.Г., Попельницкий Е.В., Почекутов С.И., Геращенко С.М., Бухаров А.В. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID – 19 ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ Г. КРАСНОЯРСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31386 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674