Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМ СООРУЖЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ДРУЖБА»)

Муртазин Ш.Н. 1 Бушева Ж.И. 1
1 БУ ВО ХМАО-Югры "Сургутский государственный университет"
В статье рассматриваются вопросы административно-правового регулирования и финансового управления спортивным комплексом как спортивным сооружением в оперативном управлении университета. Цель исследования выявить возможности повышения эффективности управления спортивным сооружением (на примере спортивного комплекса «Дружба»). Баланс спортивного комплекса в бюджете университета является огромным плюсом в оперативном управлении. Однако есть проблемы, которые не позволяют спортивному комплексу развиваться в полном объеме: отсутствие финансирования на текущие ремонты; отсутствие финансирования на развитие материально-технической базы; прочие расходы. Недостаточное финансирование заставляет искать альтернативные источники привлечения денежных средств для развития спортивного комплекса как студенческого физкультурно-оздоровительного спортивного сооружения. Для повышения эффективности управления спортивным комплексом как спортивным сооружением необходимо оптимизировать процедуру финансового управления и внести изменения в бюджет. От способа и механизма привлечения целевых денежных средств, их использования по назначению и сроков освоения будут зависеть успешность функционирования спортивного сооружения и повышение эффективности управления, что положительно повлияет на увеличение срока эксплуатации спортивного комплекса. Подобные мероприятия помогут оптимизировать образовательный процесс по физическому воспитанию в вузе и создать лучшие условия для проведения физкультурно-массовой работы среди населения разного возраста.
спортивное сооружение
спортивный комплекс
эффективность управления
физическая культура
студенческий спорт
1. Орлов Е.М. Управление крупными спортивными сооружениями в мегаполисе: автореф. дис. … канд. эконом. наук. Санкт-Петербург, 2004. 20 с.
2. Cапогова С.В., Першина С.В., Пиунова М.А., Шорохова Л.Б. Актуальные проблемы перехода к практике эффективного управления физкультурно-спортивными сооружениями // Теория и практика физической культуры. 2020. № 3. С. 69-71.
3. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. [Электронный ресурс]. URL: https://www.studmed.ru/view/petrov-dv-pravo-hozyaystvennogo-vedeniya-i-pravo-operativnogo-upravleniya_6977b8b1b6a.html (дата обращения: 25.11.2021).
4. Федеральный закон от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/e86e2978706ea551cf46ec2fd6bf0e2236c7e153/ (дата обращения: 25.11.2021).
5. Приказ Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ от 26.12.2011 г. N 1674 «О внесении изменений в Порядок формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений, утвержденный приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27.05.2011 № 469». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902324606 (дата обращения: 24.11.2021).
6. Федеральный закон от 30.12.2006 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установлении ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/58058132/ (дата обращения: 27.11.2021).
7. Федеральный закон от 18.07.1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10103745/ (дата обращения: 25.11.2021).
8. Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 29.11.2021).
9. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 8 июля 2010 г. N 160-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы и на период до 2015 года»». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/991023807 (дата обращения: 23.11.2021).
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.11.2021).

Составной частью материально-технической базы отрасли «Физическая культура и спорт» являются спортивные сооружения, которые занимают центральное место в системе физической культуры и спорта [1]. Количество и качество управления спортивными сооружениями влияют на эффективность функционирования всей физкультурно-спортивной деятельности [1]. В настоящее время существует актуальная проблема эффективного управления физкультурно-спортивными сооружениями без привлечения бюджетного финансирования [2]. В последние годы органы государственного и муниципального управления не уделяют достаточного внимания проблеме развития спортивных сооружений [1, 2, 3]. Особо можно выделить сферу управления старыми спортивными сооружениями. На сегодняшний день существуют следующие проблемы функционирования спортивного сооружения: высокая степень износа материально-технической базы, низкая эффективность использования, низкая загруженность помещений от нормативных показателей пропускной способности, низкая эффективность управления, дефицит бюджетного финансирования, отсутствие инвесторов и стратегических партнеров, низкий объем оказываемых услуг населению, низкий финансовый потенциал и пр.

Цель исследования ‑ выявить возможности повышения эффективности управления спортивным сооружением (на примере спортивного комплекса «Дружба»).

Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе спортивного комплекса «Дружба» (г. Сургут, ХМАО ‑ Югра). Изучалась финансовая и нормативно-правовая документация по управлению спортивным комплексом.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно ст. 37 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2020 г.), «объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры» [4]. Объекты социальной инфраструктуры, отдыха и туризма, санаторно-курортного назначения включают класс «объекты физической культуры и массового спорта», а к последним относят «объект спорта, включающий раздельно нормируемые спортивные сооружения (объекты) (в том числе физкультурно-оздоровительный комплекс)», а также «спортивное сооружение».

Спортивные сооружения и объекты спорта в соответствии с Перечнем основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного значения относятся к объектам физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения.

Согласно Порядку формирования и ведения Всероссийского реестра, «объекты спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц» [5]. Субъекты, которым отводится оперативное управление имуществом, могут обладать разными статусами и быть наделены разными задачами.

Рассмотрим пример правового механизма передачи имущества в оперативное управление. Спортивный комплекс «Дружба» (далее СК) был открыт 25.10.1982 г. Это первый крупный спортивный комплекс города, где под одной крышей четвертый десяток лет располагаются два универсальных спортивных зала для занятий игровыми видами спорта, помещения для настольного тенниса и оздоровительной гимнастики, а также тренажерный зал. С недавних пор к СК «Дружба» был присоединен и самый современный в городе зал для единоборств.

Административно-правовой статус СК «Дружба» в условиях общественной системы управления физической культурой и спортом определен в Департаменте образования субъекта Федерации. Вид собственности, который определяет работу СК, ‑ оперативное управление. Учредителем и собственником Сургутского государственного университета (далее СурГУ) является Правительство ХМАО ‑ Югры. Соответственно, все имущество СурГУ является собственностью правительства на основании Распоряжения Правительства субъекта РФ «О передаче спортивного комплекса в г. Сургуте» на праве оперативного управления физкультурно-оздоровительным комплексом.

Во исполнение постановления Правительства ХМАО ‑ Югры от 01.11.2005 г. № 864-ПП «О среднесрочной городской целевой программе развития объектов физической культуры и спорта в Сургуте на период 2005‑2007 гг.» в целях укрепления материально-технической базы СурГУ, а также эффективного использования вводимого в эксплуатацию объекта спортивной направленности СурГУ приняло предложение Департамента физической культуры г. Сургута о передаче СурГУ на праве оперативного управления СК «Дружба» площадью 3600,0 кв. м. После представления документов в Департамент имущества города Ханты-Мансийска и внесения в Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Ханты-Мансийска, с СурГУ г. Сургута был заключен контракт на право оперативного управления СК. Таким образом, СК «Дружба» не является самостоятельным субъектом административного права, а находится в оперативном управлении СурГУ.

Финансовые проблемы спортивных сооружений, возраст которых превышает 30 лет, на данный момент существуют постоянно, так как почтенный возраст данных объектов дает о себе знать возникновением различного рода поломок спортивного инвентаря, износом игровых площадок, устаревшими коммуникациями. Влияние северных условий (длительные морозы, резкий перепад температур и др.) также негативно сказывается на функционировании здания (сырость, «грибок» по стенам, что требует ремонта помещений) и его внешнем состоянии (течет крыша, трескаются фасад здания, крыльцо и т.д.). Вопрос недостатка дополнительных денежных средств еще острее встает тогда, когда нужно выполнять необходимые требования к эксплуатации здания, к числу которых относятся санитарно-гигиенические правила и нормы, требования к пожарной безопасности, требования к безопасности сотрудников на рабочем месте [1].

Проведен анализ существующих бюджетных и внебюджетных источников финансирования, доступных для данного спортивного сооружения.

Бюджет спортивного комплекса закладывается в бюджет университета, и финансирование идет полностью за счет источников государственного учредителя, т.е. Департамента образования субъекта РФ, и заключается в нескольких статьях расходов: заработная плата сотрудников; оплата услуг ЖКХ.

На базе СК «Дружба» реализуются образовательные программы высшего образования по учебным дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» для всех групп здоровья студентов, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ. Это делает спортивный комплекс студенческим. В рамках государственных и муниципальных заданий образовательной организацией выделяются средства на осуществление учебной деятельности для реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО).

К бюджетным источникам финансирования, выделяемым в рамках внеучебной работы, относятся средства для организации культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы с обучающимися в рамках Комплексной Спартакиады среди студентов институтов СурГУ, а также Первенства СурГУ по видам спорта среди институтов.

Отдельно финансируется деятельность студенческого спортивного клуба (ССК) СурГУ «Северные лисы», действующего на базе СК «Дружба». Финансирование ССК СурГУ «Северные лисы», созданного как добровольное общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, ориентировано на реализацию проектов в области студенческого спорта и поэтому ограничивается сроком реализации данных проектов.

Ко внебюджетным источникам финансирования СК «Дружба» относятся: средства образовательных организаций от приносящей доход деятельности; средства, полученные за счет грантов в форме субсидий. Для ССК доступны гранты, предоставляемые по итогам участия в грантовых конкурсах на реализацию молодежных проектов, проводимых государственными и негосударственными организациями; благотворительная деятельность; пожертвования физических и юридических лиц и др.

Необходимо привлечение дополнительных источников софинансирования спортивного сооружения. Прежде всего, следует полагаться на нормативно-правовую базу, где указано, на какие цели и какие денежные средства возможно привлекать в спорткомплекс. Направления для внебюджетного привлечения финансов: по обновлению морально устаревшей материально-технической базы спортивного объекта; по устранению ненадлежащего исполнения требований к безопасности жизнедеятельности в связи с неисправностью технического оборудования; по улучшению условий занятий физической культурой обучающихся вуза; по экономии затрат на жилищно-коммунальные услуги данного учреждения; по оказанию платных услуг населению и др.

Источниками внебюджетного финансирования могут являться: пожертвования градообразующих предприятий; депутатские наказы избирателей; спонсорская помощь коммерческих организаций; целевые денежные средства, выделяемые департаментом образования субъекта РФ для устранения какой-либо проблемы на основании предписания надзорного органа; создание малых инновационных предприятий на базе вуза; частные инвестиции; участие в грантах правительства субъекта РФ; реализация проектной деятельности.

От выбранного способа привлечения целевых денежных средств и использования их по назначению, а также сроков освоения будет зависеть успешность функционирования спортивного сооружения, что, в свою очередь, увеличит срок эксплуатации СК. Подобные мероприятия помогут оптимизировать процесс по физическому воспитанию в вузе, создать условия для проведения физкультурно-массовой работы среди населения разного возраста.

Необходимо отметить, что в СК «Дружба» может проходить любое мероприятие физкультурно-оздоровительной направленности, которое будет проводиться под патронажем вуза. В этом случае нужно только согласовать дату, время проведения и необходимый инвентарь. Таким образом, можно выделить еще один источник внебюджетного финансирования: аренда помещений (площадей) для проведения спортивно-массовых и развлекательных мероприятий; проведения тренировочного процесса. Предоставление физкультурно-оздоровительных услуг спортивным комплексом происходит на основании заключения договоров с контрагентом, которые оформляются на университет либо на малое инновационное предприятие, учрежденное университетом.

Существует огромный плюс в пребывании СК «Дружба» в оперативном управлении университета ‑ это баланс спорткомплекса в бюджете СурГУ. Однако есть проблемы, которые не позволяют СК развиваться в полном объеме: отсутствие финансирования на текущие ремонты; отсутствие финансирования на развитие материально-технической базы. Недостаточное финансирование заставляет искать альтернативные источники привлечения денежных средств для развития спортивного комплекса как студенческого физкультурно-оздоровительного спортивного сооружения.

На основании Федерального закона от 30.12.2006 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установлении ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума» [6] руководством СК «Дружба» и СурГУ было направлено письмо в градообразующее предприятие ООО «Газпромпереработка» с прошением о пожертвованиях в размере около 1 млн рублей для приобретения гардеробных ящиков в целях оснащения раздевалок, на которое был получен положительный ответ. Основываясь на Законе о спонсорстве ст. 19 Федерального закона от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» [7], спонсорством признается «осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым лицом рекламы о спонсоре или его товарах», СК «Дружба» было выделено около 200 тыс. рублей для обновления внешнего вида игрового зала № 2.

Привлечены дополнительные денежные средства как депутатские наказы избирателей согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8]. Из окружного и областного депутатских фондов было выделено около 500 тыс. рублей для приобретения специализированного тренажерного и гимнастического оборудования.

Университет обратил внимание финансового руководства Департамента образования ХМАО ‑ Югра на проблемы СК в отношении отсутствия пандусов для лиц с ограниченными возможностями здоровья. СК «Дружба» был включен в Целевую программу ХМАО ‑ Югры «Новая школа Югры на 2013 год» [9]. На решение данной проблемы было выделено 3 млн рублей. Все это стало возможно благодаря Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [10].

Еще одной проблемой является недостаточная разработанность контроля проведения Президентских программ развития видов спорта, которые были внедрены для развития и популяризации этих видов спорта, а также вклада денежных средств в развитие спортивных сооружений, на базе которого проводятся различные мероприятия. Однако, принимая во внимание огромный опыт организации физкультурно-спортивных мероприятия на базе СК «Дружба» и проведения им соревнований по мини-футболу, которые проходили под патронажем Президентской программы «Мини-футбол в вузы», никаких денежных вливаний на развитие студенческого спортивного комплекса не последовало.

Необходимо отметить также, что вызывает большую сложность освоение денежных средств по президентским программам, так как деньги, поступающие на счет университета на ремонт СК, после долгих процедур согласования приходят лишь к концу ноября, когда на реальное освоение денежных средств остается лишь один месяц.

Для дополнительного привлечения денежных средств в СК «Дружба», согласно уставу СурГУ, было учреждено ООО Малое инновационное предприятие «Движение+», одним из видов деятельности которого в Едином государственном реестре юридического лица является предоставление физкультурно-оздоровительных услуг. По соглашению МИП с СурГУ № 115-11-13 от 25.11.2013 г. заработанные денежные средства перечисляются на счет ООО МИП «Движение+», а уже затем осваиваются на нужды СК «Дружба». Таким способом извне привлечено 55,3% денежных средств.

К сожалению, не отработан механизм проведения платных тренировок на открытом воздухе. На базе СК «Дружба» не реализуются корпоративные программы для укрепления здоровья работников организаций города. Эти источники можно считать перспективными направлениями развития коммерческой деятельности спортивного сооружения.

Заключение. Баланс спортивного комплекса в бюджете университета является огромным плюсом в оперативном управлении. Однако есть проблемы, которые не позволяют спортивному комплексу развиваться в полном объеме: отсутствие финансирования на текущие ремонты; отсутствие финансирования на развитие материально-технической базы и прочие нужды. Недостаточное финансирование заставляет искать альтернативные источники привлечения денежных средств для развития спортивного комплекса как студенческого физкультурно-оздоровительного спортивного сооружения. Для повышения эффективности управления спортивным комплексом «Дружба» необходимо оптимизировать процедуру финансового управления и внести изменения в бюджет. От способа и механизма привлечения целевых денежных средств, их использования по назначению и сроков освоения будут зависеть успешность функционирования спортивного сооружения и повышение эффективности управления, что положительно повлияет на увеличение срока эксплуатации спортивного комплекса. Подобные мероприятия помогут оптимизировать образовательный процесс по физическому воспитанию в вузе и создать лучшие условия для проведения физкультурно-массовой работы среди населения разного возраста.


Библиографическая ссылка

Муртазин Ш.Н., Бушева Ж.И. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМ СООРУЖЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ДРУЖБА») // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31363 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674