По статическим данным Организации Объединенных Наций (ООН), люди с нарушениями в состоянии здоровья составляют около 10% населения земного шара, из них 20–25% – дети в возрасте до 16 лет. В России каждый десятый человек имеет существенные нарушения в состоянии здоровья. Все эти люди нуждаются в реабилитации. Одним из основных и наиболее эффективных средств реабилитации является плавание, которое применяют при различных заболеваниях [1, 2].
На занятиях по плаванию с детьми с ограниченными возможностями необходимо контролировать и вовремя корректировать нагрузку, чтобы избежать перенапряжения ослабленных функциональных систем. В связи с этим очень актуальным является исследование динамики состояния сердечно-сосудистой системы у детей с ограниченными возможностями, имеющих различную патологию, в процессе систематических занятий плаванием.
Выявление особенностей функционирования деятельности сердечно-сосудистой системы во время занятий по плаванию с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, будет способствовать повышению безопасности обучения и эффективности тренировочного процесса [3].
Цель исследования: изучить влияние систематических занятий плаванием на деятельность сердечно-сосудистой системы детей с различными нарушениями в состоянии здоровья.
Материал и методы исследования
В качестве методов исследования использовались: анализ и обобщение данных литературных источников; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; тестирование функционального состояния сердечно-сосудистой системы по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), пробы функционального состояния (ПФС); методы математической статистики.
Исследования проводились в несколько этапов, в период с октября 2017 г. по ноябрь 2019 г. (всего 5 этапов). Тестирование проводилось каждые 6 месяцев. Более краткосрочные исследования, по нашему мнению, неэффективны, так как процесс обучения плаванию детей с ОВЗ достаточно длительный и оценить влияние плавания на деятельность сердечно-сосудистой системы можно только после первоначального обучения.
В исследованиях принимали участие дети 7–9 лет с различными видами заболеваний. Было выделено 3 группы.
1-я группа – дети с патологией органов кровообращения, дыхания, пищеварения, с нарушением обменных процессов (11 человек).
2-я группа – дети с последствиями ДЦП (9 человек).
3-я группа – дети с ментальными нарушениями: болезнью Дауна, аутизмом (10 человек).
Занятия с детьми проводились 2 раза в неделю. В программу занятий в бассейне входили: дыхательные упражнения с удлиненным выдохом; упражнения на расслабление мышц; скольжение на груди и спине; дозированное плавание на груди и спине по элементам и в полной координации (общий объем плавания до 300 м в зависимости от подготовленности); игры с различными предметами (мячами, тонущими и плавающими игрушками и т.д.) и свободное плавание.
Дети с существенными двигательными и ментальными нарушениями выполняли упражнения с помощью тренера или родителей. Большинство упражнений выполнялись с поддерживающими средствами.
Результаты исследований и их обсуждение
Изучение деятельности сердечно-сосудистой системы осуществлялось на основе анализа результатов исследований. Исходная величина частоты сердечных сокращений в покое (табл. 1) в начале эксперимента в среднем по группам была наименьшей в группе детей с последствиями детского церебрального паралича. Наибольшая величина этого показателя оказалась в группе детей с ментальными нарушениями – 17,1 уд/10 сек (3-я группа). Среднее положение в этом плане занимает группа детей с патологией сердца, органов пищеварения, бронхиальной астмой и сахарным диабетом – 16,7 уд/10 сек (1-я группа).
Таблица 1
Динамика показателей деятельности сердечно-сосудистой системы детей с ограниченными возможностями в процессе занятий плаванием
№ исследования |
1-я группа (n=11) |
2-я группа (n=9) |
3-я группа (n=10) |
|||
ЧСС (уд/10 сек) |
ЧСС (уд/10 сек) |
ЧСС (уд/10 сек) |
||||
В покое |
После нагрузки |
В покое |
После нагрузки |
В покое |
После нагрузки |
|
1. |
16,7±0,7 |
27,6±0,4 |
16,5±0,6 |
25,5±0,5 |
17,1±0,6 |
27,3±0,5 |
2. |
15,3±0,6 |
27,3±0,5 |
15,6±0,5 |
25,8±0,6 |
15,1±0,7 |
27,1±0,4 |
3. |
16,0±0,5 |
27,2±0,5 |
15,1±0,6 |
25,3±0,5 |
14,6±0,8 |
26,5±0,6 |
4. |
15,1±0,5 |
26,2±0,6 |
14,3±0,5 |
24,2±0,6 |
14,8±0,5 |
26,5±0,5 |
5. |
14,7±0,6 |
25,9±0,5 |
13,8±0,7 |
23,6±0,5 |
14,7±0,7 |
25,1±0,4 |
На протяжении всего периода исследований это положение сохраняется с общей тенденцией к уменьшению среднего показателя частоты сердечных сокращений в покое во всех трех группах.
Более высокие показатели частоты сердечных сокращений в покое у детей с умственными нарушениями можно объяснить их повышенной возбудимостью. В то же время следует заметить, что систематические занятия плаванием оказывают успокаивающее действие на нервную систему этих детей и, как следствие, на регуляцию деятельности сердечно-сосудистой системы. Поэтому к концу исследований ЧСС в 1-й и 3-й группах одинакова.
Уменьшение частоты пульса в покое объясняется, прежде всего, тем, что с увеличением возраста наблюдается урежение частоты сердечных сокращений. Однако этот факт можно рассматривать как показатель повышения функциональных возможностей сердечной деятельности у детей с различными видами патологии в процессе систематических занятий плаванием.
Очень важным и достаточно информативным показателем деятельности сердца является реакция на дозированную нагрузку. Анализ динамики показателей пульса за первые 10 секунд восстановительного периода после проплывания в спокойном темпе 20-метрового отрезка выявил аналогичную картину. Кривая динамики частоты сердечных сокращений в группе детей с последствиями ДЦП оказалась значительно ниже кривых, отражающих динамику этого показателя в двух других группах.
На протяжении всего периода наблюдений отмечалось постепенное уменьшение частоты сердечных сокращений после нагрузки у детей всех групп. Уменьшение частоты пульса говорит об улучшении деятельности сердца в ответ на дозированную нагрузку и объясняется, прежде всего, тем, что дети в процессе двухлетних занятий плаванием достаточно адаптировались в водной среде и совершенствовали свои двигательные навыки.
Анализ данных показателей АД у детей различных групп показал следующее. Наибольший исходный показатель АД наблюдается у детей 1-й группы. Скорее всего, это связано с тем, что некоторые дети имеют значительные отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы. Во 2-й группе показатель АД наименьший.
В процессе исследования выявили следующую динамику АД (табл. 2).
Таблица 2
Динамика показателей АД в покое у детей с ограниченными возможностями в процессе занятий плаванием
№ исс-ния |
АД в покое (мм рт. ст.) |
||
1-я группа (n=11) |
2-я группа (n=9) |
3-я группа (n=10) |
|
1. |
97/68 |
91/60 |
95/63 |
2. |
100/70 |
95/65 |
98/70 |
3. |
102/70 |
98/65 |
100/70 |
4. |
110/75 |
100/70 |
105/75 |
5. |
118/76 |
105/70 |
110/75 |
К концу исследования в 1-й группе наблюдается увеличение АД до 118/76 мм рт. ст., во 2-й и 3-й группах – 105/70 и 110/75 мм рт. ст. соответственно. Полученные результаты подтверждают данные возрастной физиологии. У детей с возрастом АД увеличивается в соответствии с возрастными нормами. У детей с ограниченными возможностями АД может варьироваться в незначительных пределах. Исключение представляет 1-я группа, куда входят дети с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Методика проведения пробы функционального состояния заключалась в следующем.
Испытуемым раздавали бланки матриц, на которых они заполняли паспортную часть. Эти 2–3 мин необходимы, чтобы физиологические системы пришли в устойчивое состояние «оперативного покоя». Затем регистрируется исходный уровень ЧСС в графе «исходная». Затем дети проплывали 20-метровый отрезок любым способом с максимально доступной скоростью, в отдельных случаях – с поддерживающими средствами. После окончания заплыва начиналась регистрация ЧСС на матрице, она продолжалась в течение 3 мин восстановительного периода. У испытуемых 2-й и 3-й групп регистрация пульса производилась исследователем и его помощниками.
Регистрировались следующие показатели: исходная частота сердечных сокращений и динамика этого показателя на протяжении 3–5 мин восстановительного периода. Частота пульса регистрировалась каждые 10 секунд. Затем точки значения частоты сердечных сокращений на протяжении всего восстановительного периода соединяли и получали готовый график динамики частоты сердечных сокращений в первые минуты восстановительного периода.
Анализу подвергались:
1) исходная частота сердечных сокращений;
2) реакция на нагрузку (частота сердечных сокращений в первые 10 секунд восстановительного периода);
3) длительность восстановления после дозированной нагрузки;
4) характер восстановления;
5) динамика показателя функционального состояния в процессе занятий плаванием [4].
Динамика показателя функционального состояния отражает отчетливую тенденцию к увеличению его значения во всех группах испытуемых независимо от вида заболевания. Исключением являются показатели обследования, проведенного после эпидемии гриппа, когда в связи с болезнью многие дети пропускали занятия. Средняя величина показателя функционального состояния во всех группах после этого периода резко снизилась, затем в процессе занятий мы опять наблюдали постепенное увеличение этого показателя. Этот факт наилучшим образом подтверждает эффективность занятий плаванием для повышения функционального состояния сердечно-сосудистой системы и организма в целом (табл. 3).
Таблица 3
Динамика показателей ПФС у детей с ограниченными возможностями в процессе занятий плаванием
№ исс-ния |
ПФС (у.е.) |
||
1-я группа (n=11) |
2-я группа (n=9) |
3-я группа (n=10) |
|
1. |
118,3±7,2 |
138,5±8,3 |
117,3±8,0 |
2. |
147,1±6,8 |
169,4±8,1 |
121,2±7,1 |
3. |
137,6±7,1 |
157,4±7,2 |
167,8±8,5 |
4. |
163,1±7,8 |
195,1±7,9 |
174,5±6,8 |
5. |
185,9±6,7 |
206,7±7,9 |
196,5±7,8 |
Сравнительный анализ динамики показал, что на протяжении всего периода наблюдений величина ПФС в группе детей с последствиями ДЦП значительно выше, чем в других группах. Самый большой прирост величины показателя функционального состояния в процессе наблюдений был зарегистрирован у детей 3-й группы – с нарушением умственного развития.
Более высокие показатели частоты сердечных сокращений в покое и сразу после нагрузки у детей 3-й группы можно объяснить повышенной возбудимостью этих детей и в покое, и во время плавания, что подтверждается довольно бурными эмоциями, которые они часто проявляют на занятиях. Этот же факт объяснил и более низкий по сравнению с другими группами показатель функционального состояния в начале исследований.
Более низкие показатели частоты сердечных сокращений в первые секунды восстановительного периода после нагрузки у детей с последствиями ДЦП по сравнению с детьми других групп, прежде всего, объясняется тем, что интенсивность работы во время плавания у них ниже, так как плывут дети с нарушениями двигательных функций значительно медленнее детей из других групп и чаще с использованием поддерживающих средств.
Однако меньшая величина частоты пульса в покое у этих детей, частоты сердечных сокращений сразу же после нагрузки и стабильно высокий по сравнению с другими группами показатель функционального состояния говорят о более высоком уровне функционирования деятельности сердца. Вероятно, повреждение систем головного мозга, проявляющееся двигательными расстройствами, в определенной степени компенсируется более совершенной деятельностью механизмов регуляции других систем, в частности сердечно-сосудистой.
Регистрация частоты сердечных сокращений в течение 3 мин восстановительного периода на специальных матрицах дала возможность получить пульсограммы, которые характеризуют деятельность механизмов регулирования сердечной деятельности. Анализ типов кривых восстановления показал, что у большинства детей независимо от вида заболевания наблюдается III тип регулирования, характеризующийся замедленным (более 2 мин) восстановлением частоты сердечных сокращений до исходного уровня. У меньшего количества детей мы наблюдаем I и II типы кривых регулирования пульса. I тип – апериодическая кривая восстановления до исходного уровня за время менее 2 мин – означает оптимальное состояние аппарата быстрого рефлекторного регулирования кардиоритма. II тип – кривая восстановления, имеющая отрицательную фазу пульса в любой момент восстановления (перерегулирование, т.е. снижение ЧСС ниже исходного уровня), всегда является отражением преобладания тонуса парасимпатической иннервации. Наличие у большинства детей неблагоприятного типа регулирования деятельности сердечно-сосудистой системы свидетельствует о серьезных нарушениях в состоянии здоровья [5].
В таблице 4 представлен сравнительный анализ полученных результатов в начале и конце эксперимента.
Таблица 4
Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы у детей с различными заболеваниями в начале и конце эксперимента
Показатели |
Группа |
До эксперимента |
После эксперимента |
Т-критерий |
ЧСС в покое (уд/10 сек) |
1 |
16,7±0,7 |
14,7±0,6 |
2,23* |
2 |
16,5±0,6 |
13,8±0,7 |
2,91* |
|
3 |
17,1±0,6 |
14,7±0,7 |
2,68* |
|
ЧСС после нагрузки (уд/10 сек) |
1 |
27,6±0,4 |
25,9±0,5 |
2,62* |
2 |
25,5±0,5 |
23,6±0,4 |
2,92* |
|
3 |
27,3±0,5 |
25,1±0,5 |
3,14* |
|
ПФС (у.е.) |
1 |
118,3±7,2 |
185,9±6,7 |
6,52** |
2 |
138,5±8,3 |
206,7±7,9 |
6,12** |
|
3 |
117,3±8,0 |
196,5±7,8 |
7,06** |
Примечание: * – р<0,05; ** – р<0,01.
Можно увидеть, что во всех группах произошли достоверные изменения исследуемых показателей, которые подтверждают положительное влияние систематических занятий плаванием на деятельность сердечно-сосудистой системы детей с различными заболеваниями.
Выводы
1. Анализ полученных результатов показал, что наименьшая исходная величина ЧСС в покое наблюдается в группе детей с последствиями церебрального паралича. Наибольшие значения ЧСС оказались у детей с проблемами умственного развития, средняя величина – у детей с вегетативными нарушениями. С возрастом и под влиянием систематических занятий плаванием показатели ЧСС снижаются, а показатели АД увеличиваются до возрастных норм.
В группе детей с заболеваниями сердца выявлена аналогичная положительная динамика, но темпы прироста показателей замедлены по сравнению с другими группами.
2. Сравнительный анализ динамики функционального состояния ССС показал, что в большей степени адекватно и реактивно реагируют на нагрузки дети с ДЦП. На протяжении всего периода наблюдений наибольшая величина ПФС зарегистрирована в данной группе детей, что говорит о более высоком уровне функционирования деятельности сердца. Наименьшие показатели зарегистрированы в группе детей с вегетативными нарушениями, в том числе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Это свидетельствует о наличии у большинства детей данной группы неблагоприятного регулирования деятельности ССС и серьезных нарушений в состоянии здоровья.
3. В процессе систематических занятий плаванием происходит совершенствование механизмов регуляции деятельности ССС, что приводит к повышению уровня функциональных возможностей систем кровообращения и организма в целом.
Библиографическая ссылка
Шалаева И.Ю. ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31362 (дата обращения: 09.09.2024).