Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ

Шалаева И.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО "Волгоградская академия физической культуры"
В статье рассматривается актуальный вопрос реабилитации детей, имеющих различные заболевания. С этой целью было организовано исследование по выявлению деятельности сердечно-сосудистой системы детей с различными нарушениями в состоянии здоровья в процессе систематических занятий плаванием. Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы проводилось по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое и после нагрузки, артериального давления (АД), пробы функционального состояния (ПФС). В исследованиях принимали участие дети 7–9 лет с ограниченными возможностями здоровья с различными видами заболевания: с патологией органов кровообращения, дыхания, нарушением обменных процессов, с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), с ментальными нарушениями. В процессе двухлетних занятий плаванием дети достаточно адаптировались в водной среде и совершенствовали свои двигательные навыки. На протяжении всего периода наблюдений отмечалось постепенное уменьшение частоты сердечных сокращений в покое и после стандартной нагрузки у детей всех групп. В результате проведенного педагогического эксперимента было выявлено, что в процессе систематических занятий плаванием происходит совершенствование механизмов регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, что приводит к повышению уровня функциональных возможностей систем кровообращения и организма в целом. Выявление особенностей функционирования деятельности сердечно-сосудистой системы во время занятий по плаванию с детьми, имеющими различные заболевания, будет способствовать повышению безопасности обучения и эффективности тренировочного процесса.
деятельность сердечно-сосудистой системы
дети с ограниченными возможностями здоровья
плавание
реабилитация
1. Вельд Н.Е., Шалаева И.Ю. Организационно-методические особенности обучения плаванию детей с ограниченными возможностями: Учебно-методическое пособие. Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2007. 42 c.
2. Усачев Н.А., Сурнин Д.И. Особенности организации занятий по плаванию со студентами с ограниченными возможностями здоровья // Современные тенденции развития физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры: материалы Международной научно-практической конференции. Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова – Тян-Шанского; Институт физической культуры и спорта. 2016. С. 194-202.
3. Горелик В.В., Подлубная А.А. Особенность организации физического воспитания на основе анализа функциональных систем занимающихся // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 8. С. 95-97.
4. Волынская Е.В., Мищенко И.А., Червякова Е.В. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы у детей с детским церебральным параличом // Физическая культура и спорт в инклюзивном образовании детей и учащейся молодежи: материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции. Российский государственный социальный университет, Факультет физической культуры. 2016. С. 181-183.
5. Ковалева М.В., Груздева Н.А. К вопросу выбора средств повышения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сборник статей международной научной конференции. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2017. С. 175-179.

По статическим данным Организации Объединенных Наций (ООН), люди с нарушениями в состоянии здоровья составляют около 10% населения земного шара, из них 20–25% – дети в возрасте до 16 лет. В России каждый десятый человек имеет существенные нарушения в состоянии здоровья. Все эти люди нуждаются в реабилитации. Одним из основных и наиболее эффективных средств реабилитации является плавание, которое применяют при различных заболеваниях [1, 2].

На занятиях по плаванию с детьми с ограниченными возможностями необходимо контролировать и вовремя корректировать нагрузку, чтобы избежать перенапряжения ослабленных функциональных систем. В связи с этим очень актуальным является исследование динамики состояния сердечно-сосудистой системы у детей с ограниченными возможностями, имеющих различную патологию, в процессе систематических занятий плаванием.

Выявление особенностей функционирования деятельности сердечно-сосудистой системы во время занятий по плаванию с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, будет способствовать повышению безопасности обучения и эффективности тренировочного процесса [3].

Цель исследования: изучить влияние систематических занятий плаванием на деятельность сердечно-сосудистой системы детей с различными нарушениями в состоянии здоровья.

Материал и методы исследования

В качестве методов исследования использовались: анализ и обобщение данных литературных источников; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; тестирование функционального состояния сердечно-сосудистой системы по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), пробы функционального состояния (ПФС); методы математической статистики.

Исследования проводились в несколько этапов, в период с октября 2017 г. по ноябрь 2019 г. (всего 5 этапов). Тестирование проводилось каждые 6 месяцев. Более краткосрочные исследования, по нашему мнению, неэффективны, так как процесс обучения плаванию детей с ОВЗ достаточно длительный и оценить влияние плавания на деятельность сердечно-сосудистой системы можно только после первоначального обучения.

В исследованиях принимали участие дети 7–9 лет с различными видами заболеваний. Было выделено 3 группы.

1-я группа – дети с патологией органов кровообращения, дыхания, пищеварения, с нарушением обменных процессов (11 человек).

2-я группа – дети с последствиями ДЦП (9 человек).

3-я группа – дети с ментальными нарушениями: болезнью Дауна, аутизмом (10 человек).

Занятия с детьми проводились 2 раза в неделю. В программу занятий в бассейне входили: дыхательные упражнения с удлиненным выдохом; упражнения на расслабление мышц; скольжение на груди и спине; дозированное плавание на груди и спине по элементам и в полной координации (общий объем плавания до 300 м в зависимости от подготовленности); игры с различными предметами (мячами, тонущими и плавающими игрушками и т.д.) и свободное плавание.

Дети с существенными двигательными и ментальными нарушениями выполняли упражнения с помощью тренера или родителей. Большинство упражнений выполнялись с поддерживающими средствами.

Результаты исследований и их обсуждение

Изучение деятельности сердечно-сосудистой системы осуществлялось на основе анализа результатов исследований. Исходная величина частоты сердечных сокращений в покое (табл. 1) в начале эксперимента в среднем по группам была наименьшей в группе детей с последствиями детского церебрального паралича. Наибольшая величина этого показателя оказалась в группе детей с ментальными нарушениями – 17,1 уд/10 сек (3-я группа). Среднее положение в этом плане занимает группа детей с патологией сердца, органов пищеварения, бронхиальной астмой и сахарным диабетом – 16,7 уд/10 сек (1-я группа).

Таблица 1

Динамика показателей деятельности сердечно-сосудистой системы детей с ограниченными возможностями в процессе занятий плаванием

 

исследования

1-я группа (n=11)

2-я группа (n=9)

3-я группа (n=10)

ЧСС

(уд/10 сек)

ЧСС

(уд/10 сек)

ЧСС

(уд/10 сек)

В покое

После нагрузки

В покое

После нагрузки

В покое

После нагрузки

1.

16,7±0,7

27,6±0,4

16,5±0,6

25,5±0,5

17,1±0,6

27,3±0,5

2.

15,3±0,6

27,3±0,5

15,6±0,5

25,8±0,6

15,1±0,7

27,1±0,4

3.

16,0±0,5

27,2±0,5

15,1±0,6

25,3±0,5

14,6±0,8

26,5±0,6

4.

15,1±0,5

26,2±0,6

14,3±0,5

24,2±0,6

14,8±0,5

26,5±0,5

5.

14,7±0,6

25,9±0,5

13,8±0,7

23,6±0,5

14,7±0,7

25,1±0,4

На протяжении всего периода исследований это положение сохраняется с общей тенденцией к уменьшению среднего показателя частоты сердечных сокращений в покое во всех трех группах.

Более высокие показатели частоты сердечных сокращений в покое у детей с умственными нарушениями можно объяснить их повышенной возбудимостью. В то же время следует заметить, что систематические занятия плаванием оказывают успокаивающее действие на нервную систему этих детей и, как следствие, на регуляцию деятельности сердечно-сосудистой системы. Поэтому к концу исследований ЧСС в 1-й и 3-й группах одинакова.

Уменьшение частоты пульса в покое объясняется, прежде всего, тем, что с увеличением возраста наблюдается урежение частоты сердечных сокращений. Однако этот факт можно рассматривать как показатель повышения функциональных возможностей сердечной деятельности у детей с различными видами патологии в процессе систематических занятий плаванием.

Очень важным и достаточно информативным показателем деятельности сердца является реакция на дозированную нагрузку. Анализ динамики показателей пульса за первые 10 секунд восстановительного периода после проплывания в спокойном темпе 20-метрового отрезка выявил аналогичную картину. Кривая динамики частоты сердечных сокращений в группе детей с последствиями ДЦП оказалась значительно ниже кривых, отражающих динамику этого показателя в двух других группах.

На протяжении всего периода наблюдений отмечалось постепенное уменьшение частоты сердечных сокращений после нагрузки у детей всех групп. Уменьшение частоты пульса говорит об улучшении деятельности сердца в ответ на дозированную нагрузку и объясняется, прежде всего, тем, что дети в процессе двухлетних занятий плаванием достаточно адаптировались в водной среде и совершенствовали свои двигательные навыки.

Анализ данных показателей АД у детей различных групп показал следующее. Наибольший исходный показатель АД наблюдается у детей 1-й группы. Скорее всего, это связано с тем, что некоторые дети имеют значительные отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы. Во 2-й группе показатель АД наименьший.

В процессе исследования выявили следующую динамику АД (табл. 2).

Таблица 2

Динамика показателей АД в покое у детей с ограниченными возможностями в процессе занятий плаванием

исс-ния

АД в покое (мм рт. ст.)

1-я группа (n=11)

2-я группа (n=9)

3-я группа (n=10)

1.

97/68

91/60

95/63

2.

100/70

95/65

98/70

3.

102/70

98/65

100/70

4.

110/75

100/70

105/75

5.

118/76

105/70

110/75

К концу исследования в 1-й группе наблюдается увеличение АД до 118/76 мм рт. ст., во 2-й и 3-й группах – 105/70 и 110/75 мм рт. ст. соответственно. Полученные результаты подтверждают данные возрастной физиологии. У детей с возрастом АД увеличивается в соответствии с возрастными нормами. У детей с ограниченными возможностями АД может варьироваться в незначительных пределах. Исключение представляет 1-я группа, куда входят дети с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Методика проведения пробы функционального состояния заключалась в следующем.

Испытуемым раздавали бланки матриц, на которых они заполняли паспортную часть. Эти 2–3 мин необходимы, чтобы физиологические системы пришли в устойчивое состояние «оперативного покоя». Затем регистрируется исходный уровень ЧСС в графе «исходная». Затем дети проплывали 20-метровый отрезок любым способом с максимально доступной скоростью, в отдельных случаях – с поддерживающими средствами. После окончания заплыва начиналась регистрация ЧСС на матрице, она продолжалась в течение 3 мин восстановительного периода. У испытуемых 2-й и 3-й групп регистрация пульса производилась исследователем и его помощниками.

Регистрировались следующие показатели: исходная частота сердечных сокращений и динамика этого показателя на протяжении 3–5 мин восстановительного периода. Частота пульса регистрировалась каждые 10 секунд. Затем точки значения частоты сердечных сокращений на протяжении всего восстановительного периода соединяли и получали готовый график динамики частоты сердечных сокращений в первые минуты восстановительного периода.

Анализу подвергались:

1) исходная частота сердечных сокращений;

2) реакция на нагрузку (частота сердечных сокращений в первые 10 секунд восстановительного периода);

3) длительность восстановления после дозированной нагрузки;

4) характер восстановления;

5) динамика показателя функционального состояния в процессе занятий плаванием [4].

Динамика показателя функционального состояния отражает отчетливую тенденцию к увеличению его значения во всех группах испытуемых независимо от вида заболевания. Исключением являются показатели обследования, проведенного после эпидемии гриппа, когда в связи с болезнью многие дети пропускали занятия. Средняя величина показателя функционального состояния во всех группах после этого периода резко снизилась, затем в процессе занятий мы опять наблюдали постепенное увеличение этого показателя. Этот факт наилучшим образом подтверждает эффективность занятий плаванием для повышения функционального состояния сердечно-сосудистой системы и организма в целом (табл. 3).

Таблица 3

Динамика показателей ПФС у детей с ограниченными возможностями в процессе занятий плаванием

исс-ния

ПФС (у.е.)

1-я группа (n=11)

2-я группа (n=9)

3-я группа (n=10)

1.

118,3±7,2

138,5±8,3

117,3±8,0

2.

147,1±6,8

169,4±8,1

121,2±7,1

3.

137,6±7,1

157,4±7,2

167,8±8,5

4.

163,1±7,8

195,1±7,9

174,5±6,8

5.

185,9±6,7

206,7±7,9

196,5±7,8

Сравнительный анализ динамики показал, что на протяжении всего периода наблюдений величина ПФС в группе детей с последствиями ДЦП значительно выше, чем в других группах. Самый большой прирост величины показателя функционального состояния в процессе наблюдений был зарегистрирован у детей 3-й группы – с нарушением умственного развития.

Более высокие показатели частоты сердечных сокращений в покое и сразу после нагрузки у детей 3-й группы можно объяснить повышенной возбудимостью этих детей и в покое, и во время плавания, что подтверждается довольно бурными эмоциями, которые они часто проявляют на занятиях. Этот же факт объяснил и более низкий по сравнению с другими группами показатель функционального состояния в начале исследований.

Более низкие показатели частоты сердечных сокращений в первые секунды восстановительного периода после нагрузки у детей с последствиями ДЦП по сравнению с детьми других групп, прежде всего, объясняется тем, что интенсивность работы во время плавания у них ниже, так как плывут дети с нарушениями двигательных функций значительно медленнее детей из других групп и чаще с использованием поддерживающих средств.

Однако меньшая величина частоты пульса в покое у этих детей, частоты сердечных сокращений сразу же после нагрузки и стабильно высокий по сравнению с другими группами показатель функционального состояния говорят о более высоком уровне функционирования деятельности сердца. Вероятно, повреждение систем головного мозга, проявляющееся двигательными расстройствами, в определенной степени компенсируется более совершенной деятельностью механизмов регуляции других систем, в частности сердечно-сосудистой.

Регистрация частоты сердечных сокращений в течение 3 мин восстановительного периода на специальных матрицах дала возможность получить пульсограммы, которые характеризуют деятельность механизмов регулирования сердечной деятельности. Анализ типов кривых восстановления показал, что у большинства детей независимо от вида заболевания наблюдается III тип регулирования, характеризующийся замедленным (более 2 мин) восстановлением частоты сердечных сокращений до исходного уровня. У меньшего количества детей мы наблюдаем I и II типы кривых регулирования пульса. I тип – апериодическая кривая восстановления до исходного уровня за время менее 2 мин – означает оптимальное состояние аппарата быстрого рефлекторного регулирования кардиоритма. II тип – кривая восстановления, имеющая отрицательную фазу пульса в любой момент восстановления (перерегулирование, т.е. снижение ЧСС ниже исходного уровня), всегда является отражением преобладания тонуса парасимпатической иннервации. Наличие у большинства детей неблагоприятного типа регулирования деятельности сердечно-сосудистой системы свидетельствует о серьезных нарушениях в состоянии здоровья [5].

В таблице 4 представлен сравнительный анализ полученных результатов в начале и конце эксперимента.

Таблица 4

Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы у детей с различными заболеваниями в начале и конце эксперимента

Показатели

Группа

До эксперимента

После эксперимента

Т-критерий

ЧСС в покое

(уд/10 сек)

1

16,7±0,7

14,7±0,6

2,23*

2

16,5±0,6

13,8±0,7

2,91*

3

17,1±0,6

14,7±0,7

2,68*

ЧСС после нагрузки

(уд/10 сек)

1

27,6±0,4

25,9±0,5

2,62*

2

25,5±0,5

23,6±0,4

2,92*

3

27,3±0,5

25,1±0,5

3,14*

ПФС (у.е.)

1

118,3±7,2

185,9±6,7

6,52**

2

138,5±8,3

206,7±7,9

6,12**

3

117,3±8,0

196,5±7,8

7,06**

Примечание: * – р<0,05; ** – р<0,01.

Можно увидеть, что во всех группах произошли достоверные изменения исследуемых показателей, которые подтверждают положительное влияние систематических занятий плаванием на деятельность сердечно-сосудистой системы детей с различными заболеваниями.

Выводы

1. Анализ полученных результатов показал, что наименьшая исходная величина ЧСС в покое наблюдается в группе детей с последствиями церебрального паралича. Наибольшие значения ЧСС оказались у детей с проблемами умственного развития, средняя величина – у детей с вегетативными нарушениями. С возрастом и под влиянием систематических занятий плаванием показатели ЧСС снижаются, а показатели АД увеличиваются до возрастных норм.

В группе детей с заболеваниями сердца выявлена аналогичная положительная динамика, но темпы прироста показателей замедлены по сравнению с другими группами.

2. Сравнительный анализ динамики функционального состояния ССС показал, что в большей степени адекватно и реактивно реагируют на нагрузки дети с ДЦП. На протяжении всего периода наблюдений наибольшая величина ПФС зарегистрирована в данной группе детей, что говорит о более высоком уровне функционирования деятельности сердца. Наименьшие показатели зарегистрированы в группе детей с вегетативными нарушениями, в том числе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Это свидетельствует о наличии у большинства детей данной группы неблагоприятного регулирования деятельности ССС и серьезных нарушений в состоянии здоровья.

3. В процессе систематических занятий плаванием происходит совершенствование механизмов регуляции деятельности ССС, что приводит к повышению уровня функциональных возможностей систем кровообращения и организма в целом.


Библиографическая ссылка

Шалаева И.Ю. ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31362 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674