Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВМЕСТНЫХ СТУДЕНЧЕСКО-ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА: ОПЫТ УЧАСТИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Копытина А.В. 1 Швец Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина"
В статье изложен опыт Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина (г. Бийск, Алтайский край) в совместной проектной деятельности преподавателей, студентов и школьников в рамках федеральных и краевых проектов «Кадры будущего для регионов. Алтайский край» и «Талант22» (2019–2021), описаны этапы работы (постановка проблемы, анализ задачи, разработка модели решения поставленной проблемы, выбор необходимого инструментария и его обоснование, планирование этапов проектной деятельности, выполнение плана, эффективная коммуникация и сотрудничество, подготовка отчетности, презентация и защита проектного продукта). Также в статье приведены результаты педагогического эксперимента по диагностике коммуникативных и организаторских умений студентов – будущих учителей, а также их мотивации к будущей профессиональной (педагогической) деятельности. К выводам исследования отнесем следующие: участие в совместных студенческо-школьных проектах под руководством опытных преподавателей вуза позволит: 1) студентам – будущим педагогам раскрыть возможности развития их социальной активности и опыта квазипрофессиональной деятельности, тем самым повысить уровень их конкурентоспособности на рынке труда; 2) школьникам – приобрести новые предметные и метапредметные знания, развить исследовательские, проектные, коммуникативные и иные умения и навыки, адаптироваться к условиям высшей школы, найти единомышленников, научиться общаться со старшими, студентами и педагогами и, возможно, определиться с выбором вуза и будущей профессией; 3) молодым и опытным педагогам – обмениваться опытом, развивать умения не только исследовательской, но и профессиональной деятельности, связанной с работой с современной молодежью и современными детьми, следовать новым трендам и новациям в образовательных и цифровых технологиях.
совместные студенческо-школьные проекты
проектная деятельность
повышение мотивации
профессиональная деятельность
Тьютор
талант22
кадры будущего для регионов
1. ФГОС: официальный сайт. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн. [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-54-03-01-dizayn-1004 (дата обращения: 24.11.2021).
2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.
3. Клепцова Е.Ю., Рубцова Д.О. Проблемы мотивации студентов вуза // Концепт. 2016. Т. 32. С. 60-66.
4. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 16.11.2021).
5. Кадры будущего для регионов // Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс] URL: https://asi.ru/leaders/initiatives/education_leaders/futurestaff/ (дата обращения: 25.11.2021).
6. В регионе определены лауреаты и победители стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов. Алтайский край». [Электронный ресурс]. URL: https://www.altairegion22.ru/region_news/v-regione-opredeleny-laureaty-i-pobediteli-strategicheskoi-initsiativy-kadry-buduschego-dlya-regionov-altaiskii-krai_912519.html (дата обращения: 25.11.2021).
7. Денисенко Т.А. Центр поддержки одаренных детей «Талант 22» подводит первые итоги. [Электронный ресурс]. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/254122050 (дата обращения: 21.11.2021).
8. Крылова А.В., Игнаткова И.А. Методика исследования мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 323-326.

Актуальность данного исследования можно обосновать с точки зрения современных условий обучения и внедрения в сферу образования высоких технологий и интерактивных форм, т.е. главным критерием является социальный запрос на новые форматы обучения. К тому же стоит отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты [1] одним из приоритетов ставят формирование проектных умений в процессе обучения; проектная деятельность, в свою очередь, имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования.

Проектную деятельность изучал коллектив авторов под руководством профессора Е.С. Полат, которая, говоря о методе проектов как об организованной «определенным образом исследовательской и поисковой деятельности учащихся», подчеркивает, что такая деятельность направлена не только на достижение результата, но и на организацию процесса достижения этого результата [2]. Кроме этого, авторы предлагают систему основных критериев, по которым различают типы проектов, об этом речь пойдет далее.

В трудах советского ученого-физиолога А.В. Леонтовича отражено, что именно благодаря исследованию и заключенной внутри него экспертной процедуры можно делать анализ возможных линий развития проекта и прогнозировать последствия, а также вносить необходимые коррективы как на предварительной стадии его подготовки, так и на различных этапах его реализации [3]. В идеях Джона Дьюи, Уильяма Килпатрика и Дэвида Колба речь идет о личном участии педагога в процессе обучения [4]. Можно сказать, что правильно выстроенный педагогом процесс работы над проектом и видение конечного продукта дают участникам максимальную гарантию высокого результата, даже если процесс обучения будет протекать дистанционно, но с контрольными точками.

Целью исследования стали организация и апробация преподавателями ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина» (г. Бийск, Алтайский край) (далее – АГГПУ) совместных студенческо-школьных команд под руководством авторов публикации, совместное участие в краевых и федеральных проектах, диагностика уровня мотивации студентов к дальнейшей педагогической деятельности и прогноз результатов совместных студенческо-школьных проектов в будущем с учетом разницы интересов и возрастных особенностей каждой категории участников.

Материал и методы исследования

В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, так как в учебной деятельности она стимулирует познавательный интерес обучающихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивирует не только к получению новой информации, но и к развитию творческих способностей путем создания конкретного продукта. Проектная деятельность подразумевает выполнение творческой работы, для чего требуется пройти определенные этапы. В ходе исследования школьники и студенты участвовали в двух проектах разного уровня.

Первый проект. Всероссийская стратегическая инициатива «Кадры будущего для регионов», направленная на формирование и развитие лидерских команд из активных, амбициозных и неравнодушных школьников и студентов, способных и готовых включиться в проектирование и реализацию важных для края социально-экономических проектов (август 2019 – апрель 2021 гг.). Организатор данного проекта – Агентство стратегических инициатив (г. Москва). В ходе реализации проектов школьникам и студентам предоставлена возможность социальных и профессиональных проб в разных отраслях экономики, на ключевых предприятиях региона, а также стажировки на производстве. К важным задачам данной инициативы среди прочих отнесем: расширение инструментов и механизмов выявления высокомотивированных и социально активных детей и молодежи; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей интеграцию основного, дополнительного и неформального образования детей и молодежи; развитие форм профессиональной навигации детей и молодежи, моделирование их профессиональной деятельности; внедрение новых форм наставничества [5].

В стратегической инициативе принимали участие 23 региона России. От Алтайского края приняли участие 27 команд, это около 150 школьников и 50 студентов, около 30 представителей предприятий и организаций края. На примере работы команд «Бийск молодой» и «Алтай – новые горизонты» под руководством наставников – преподавателей ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина» (авторов статьи) будут представлены этапы проектной деятельности совместных команд.

Постановка проблемы, анализ задачи. Первым этапом в работе над проектом была сформирована команда из подростков, ранее не знакомых друг с другом, не имеющих общих увлечений. Участники отборочного тура выбирали наставника по поставленной цели и задачам проекта, т.е. по общему интересу к результату проектной деятельности.

Разработка модели решения поставленной проблемы. Мозговой штурм и активная совместная работа позволили выявить социальную направленность проектов команд, общую идею участников и возможности каждого.

Выбор необходимого инструментария и его обоснование. Так как результатом проектов команд были электронно-цифровые дизайн-продукты для развития социокультурной среды Бийска – мобильное приложение для знакомства с достопримечательностями и 3D-модель спортивно-развлекательной территории, была установлена необходимость обучения членов команды работе в соответствующих программах.

Планирование этапов проектной деятельности. Кроме установленного графика для выполнения задач, на протяжении года для команд проводился ряд интересных мероприятий обучающего и мониторингового характера: мастер-классы, посвященные SMM-продвижению проектов в сети, специфике публичных выступлений, ораторского мастерства, развитию финансовых и других навыков школьников и студентов, «Фабрика предпринимательства», контрольные точки – представление проектов на взаимную и общественную экспертизу.

Выполнение плана, эффективная коммуникация и сотрудничество. Работа проводилась систематически, в соответствии с установленным планом. Были распределены обязанности среди членов команд по их умениям и интересам. Ученики обучались программам 3D-моделирования, видеомонтажу, графическому дизайну, web- и motion-дизайну и пр. Немаловажными считаем на данном этапе активное обсуждение всеми участниками команд выполнения каждой проектной задачи, вариантов преодоления возникающих в процессе работы сложностей, а также осуществление взаимообучения и взаимоподдержки.

Подготовка отчетности по проектному продукту. Проектными продуктами команд, полностью готовыми к реализации и полноценной работе, стали:

– мобильное приложение ALGO – для расширения знаний о малой родине, ее достопримечательностях, направленное на повышение интереса молодежи к изучению исторического и культурного наследия региона, а также промо-ролик о приложении;

– дизайн-проект спортивно-развлекательного комплекса на востребованной жителями города Бийска территории, а также мотивационный ролик, направленный на формирование здорового образа жизни.

Отчетность по проектным продуктам включала их текстовое описание, раскрывающее конкурентные преимущества, возможности внедрения и практическую пользу для региона.

Презентация и защита проектного продукта. Презентация и защита проектов проходили в очном режиме на базе филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» в г. Барнауле (апрель 2021 г.). Результаты работы команд были представлены жюри, компетентному в широком спектре областей современного общества. По итогам защит команда «Алтай – новые горизонты» (ALGO) под руководством автора публикации Н.А. Швец, преподавателя кафедры иностранных языков АГГПУ, стала победителем инициативы [6].

Возвращаясь к системе основных критериев Е.С. Полат, по которым различают типы проектов, можно определить, что проект «Кадры будущего для регионов» по доминирующему методу являлся практико-ориентированным, по признаку предметно-содержательной области – межпредметным, по продолжительности – долгосрочным, по составу участников – групповым, региональным. Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные критерии, можно охарактеризовать данный проект как инновационный.

Второй проект. Далее рассмотрим специфику проектной деятельности в рамках реализации школы для одаренных детей, проходившей на базе АГГПУ (апрель – май 2021). Школа инициирована региональным центром выявления и поддержки одаренных детей «Талант22» и направлена на развитие образовательной системы Алтайского края. Руководитель проекта Татьяна Денисенко подчеркивает, что «центр строится по модели образовательного центра “Сириус”, приумножая лучшие традиции, сложившиеся за годы плодотворной работы. Объединение детей, проявляющих выдающиеся способности в разных областях искусства, науки и спорта, в одном коллективе способствует максимальному развитию их социальных, коммуникативных, творческих навыков и формированию гармоничной личности» [7].

Этапы проекта были обусловлены: отборочным туром (по заявкам и портфолио школьников); работой школы в очном режиме по установленному расписанию; самостоятельной работой в дистанционном режиме на образовательной платформе; защитой проектов.

В программе обучения были определены три направления, с которыми школьники знакомились в течение 1 месяца: химико-биологическое; VR и робототехника; естественные науки и 3D-моделирование. Расписание школы было составлено таким образом, чтобы каждый ученик посетил все образовательные направления. Затем было проведено анкетирование, по результатам которого обучающиеся были распределены по 3 группам для дальнейшей работы над общим проектом. На протяжении 3 недель ученики, выполняя задания по подробным инструкциям на карточках образовательной платформы Trello, самостоятельно работали над проектом, но при этом каждый выполнял необходимый компонент для итогового продукта. Командой направления «Естественные науки и 3D-моделирование» был выполнен дизайн-проект коворкинг-центра для подростков под руководством автора публикации А.В. Копытиной, преподавателя кафедры изобразительного искусства, технологии и дизайна АГГПУ.

Данную школу как проект можно отнести по методу и виду деятельности к исследовательской, по признаку предметно-содержательной области – к монопроектам, по характеру контактов – к внутренним и групповым, по продолжительности – к краткосрочным.

Несмотря на разные критерии, проекты «Кадры будущего для регионов» и «Талант 22» имеют объединяющую цель – формирование и развитие лидерских команд школьников и студентов, а также выявление и поддержка таланта у каждого участника проекта.

Результаты исследования и их обсуждение

Стоит подчеркнуть важность работы студентов в данных проектах. В совместных студенческо-школьных командах будущие педагоги были определены как тьюторы (помощники наставника-преподавателя) и выполняли значительную организационную и педагогическую деятельность, имея различный уровень мотивации, что было выявлено на входном тестировании перед началом работы. Следует отметить, что после объяснения тьюторам, каким образом знания, полученные в процессе работы над проектом, пригодятся им в будущем, студенты были заинтересованы возможностью их практического применения. Также было очень важно, чтобы к преподавателю можно было обратиться за помощью во время процесса проектирования, обсудить волнующие вопросы. Все это создало атмосферу доверия, взаимопомощи и стремления к получению нового педагогического опыта. На личном примере педагог показал возможные пути решения профессиональных задач, но давал при этом возможность каждому из участников проявить свою индивидуальность.

В первом рассмотренном проекте тьюторами являлись 10 студентов выпускного курса педагогического направления по профилям «Дополнительное образование (Графический дизайн)» и «Иностранные языки», т.е. опыт, приобретенный в рамках прохождения ими педагогической практики, безусловно, положительно повлиял на профессиональную работу в проекте. Во втором проекте помощниками выступали 20 студентов по профилю «Дополнительное образование (Графический дизайн)».

Одной из задач вовлечения студентов в совместную проектную деятельность стало измерение уровня их коммуникативных и организаторских склонностей, а также их мотивации к будущей профессиональной (педагогической) деятельности. В рамках педагогического эксперимента на начальном этапе двух проектов со студентами было проведено тестирование по методике В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности», а также по методике А.В. Крыловой и И.А. Игнатковой [8] по определению мотивации и установке на профессиональную деятельность у студентов – будущих педагогов. Расчет по первой методике проводился по результатам ответов испытуемых, после чего были выявлены качественные особенности их коммуникативных и организаторских склонностей. Вторая методика представляет собой 23 суждения, по отношению к которым студенты должны были выразить степень своего согласия. Данный тест содержит 4 шкалы, 3 из которых предназначены для оценки мотивации. Чем выше показатель по шкале, тем более выражена у респондента установка на профессию или определенный вид мотивации. Данные тестирования приведены в диаграммах (рис. 1, 2):

Рис. 1. Результаты диагностики у будущих педагогов коммуникативных, организаторских умений и мотивации к профессиональной деятельности в рамках проекта «Кадры будущего для регионов» (n=10)

По данной диагностике можно судить о повышении уровня коммуникативных и организаторских склонностей студентов (тьюторов первого проекта) на 29%, а уровень мотивации к профессиональной деятельности остался практически на том же уровне. Это обусловлено тем, что изначально в проект были приняты студенты, планирующие после обучения работать по профессии.

Рис. 2. Результаты диагностики у будущих педагогов коммуникативных, организаторских умений и мотивации к профессиональной деятельности в рамках проекта «Талант22» (n=20)

По диагностике, проведенной в рамках второго проекта, прослеживается иная ситуация: прирост коммуникативных и организаторских склонностей составил 60%, прирост уровня установки на профессию – 29%, а уровень мотивации к профессиональной деятельности сместился на 33% выше того уровня, который был в начале проекта. В целом можно сделать вывод о приросте по всем показателям по окончании обоих проектов, что свидетельствует о практической результативности участия будущих педагогов в совместной со школьниками и опытными педагогами проектной деятельности.

Выводы

По окончании работы в данных проектах и по результатам проведенных диагностик можно сделать следующие выводы. Во-первых, проектная деятельность может стать одним из факторов развития социальной активности обучающихся, а также в дальнейшем может обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда. Во-вторых, мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе и в процессе формирования будущего профессионала. В-третьих, проекты, объединяющие работу педагогов, студентов и школьников, дают опыт не только исследовательской, но и профессиональной деятельности, обогащающей знания и умения обучающихся, что позволяет педагогу следовать новым трендам и новациям не только в образовании, но и в сфере современных технологий, обмениваться опытом и совершенствовать свою профессиональную и цифровую компетентность.

В завершение стоит сказать о пользе данных проектов с точки зрения профориентации для высших учебных заведений. Большое внимание современными родителями уделяется образовательной среде своих детей, и большое значение имеет психологическая атмосфера, в которую погрузится будущий студент. Знакомясь с высшим учебным заведением через общие проекты, школьник адаптируется к условиям высшей школы, находит единомышленников, учится общаться со старшими, студентами и педагогами и, возможно, выберет для обучения вуз, с которым знаком со школьной скамьи.


Библиографическая ссылка

Копытина А.В., Швец Н.А. РЕАЛИЗАЦИЯ СОВМЕСТНЫХ СТУДЕНЧЕСКО-ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА: ОПЫТ УЧАСТИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31336 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674