Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья ‑ одна из важнейших задач педагогики, решение которой невозможно без повышения их физической активности и работоспособности [1, 2]. Двигательная активность является важнейшим условием нормального физического, умственного развития и сохранения здоровья детей. Оптимальный двигательный режим благотворно влияет на растущий организм, совершенствует физиологические функции, улучшает показатели физической подготовленности, способствует развитию детей в соответствии с возрастными нормами [3, 4].
Работа мышечного аппарата предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и тем самым стимулирует их функции. Под воздействием движений улучшается снабжение тканей и клеток тела кислородом, ускоряются обменные процессы, увеличиваются запасы энергии и биологически активных веществ, обеспечивается эффективная нейрогуморальная регуляция всех функций организма. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма, стимулируют иммунитет. Физическая активность не только обеспечивает нормальное физическое развитие, но и стимулирует познавательную деятельность детей, способствует развитию мыслительных процессов и коммуникативных способностей, улучшает социальную адаптацию и повышает самооценку ребенка [5].
Роль физических упражнений в развитии детей с нарушениями зрения трудно переоценить. Дети с амблиопией и косоглазием, овладевая двигательными навыками, сталкиваются с неудачами и трудностями, что вызывает негативные эмоции, неуверенность в собственных силах, приводит к самоизоляции и неадекватному поведению.
Ученые-тифлопедагоги отмечают, что дефекты зрения изначально ограничивают двигательную активность ребенка. Дети отстают в овладении ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и др. [6, 7]. Кроме того, дети с патологиями зрения отличаются меньшей подвижностью, низким темпом и недостаточной координацией движений. У них нарушается ритм движений, возникают затруднения при ориентировке в пространстве, все это сказывается на объеме двигательной активности. Для 50‑60% таких детей характерны сколиотические, лордотические и кифотические нарушения осанки и формы стопы [8].
В рамках регионального проекта «Здоровый дошкольник» для полноценного физического, психического развития и успешной социализации детей была разработана и апробирована адаптивная программа физического воспитания «Играйте на здоровье» [9]. Программа реализуется как часть ООП, планируемая по инициативе участников образовательного процесса, и предназначена для повышения двигательной активности и совершенствования двигательных навыков дошкольников старшего возраста с нарушениями зрения.
Программа предусматривает использование игр с элементами спорта: футбола, настольного тенниса, хоккея, бадминтона, баскетбола, «городков» ‑ на третьем физкультурном занятии, динамических часах, в самостоятельной двигательной деятельности и в индивидуальной работе. Воображаемые ситуации на занятиях по обучению играм («Путешествие в город мячей», «Волшебные зонтики», «В гостях у солнышка») помогают сделать задания интересными для ребенка. В работе с детьми, имеющими нарушения зрения, помимо традиционных, применяются и нетрадиционные инвентарь и материально-технические средства. При подборе игр для таких детей обязательно учитываются результаты медицинского и психолого-педагогического обследования.
Цель исследования ‑ оценка влияния двигательных режимов программы физического воспитания «Играйте на здоровье» на уровни физического развития и соматического здоровья, физическую работоспособность и психоэмоциональный статус детей с нарушениями зрения.
Материал и методы исследования. В эксперименте в условиях детских садов г. Белгорода в течение шести месяцев (с января по июнь 2021 г.) работали с детьми по программе физического воспитания «Играйте на здоровье». Программу применяли в соответствии с содержательным и организационным разделами в режиме дня экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста (5‑6 лет) с амблиопией и косоглазием в количестве 75 человек. Игры с элементами спорта: футбола, настольного тенниса, хоккея, бадминтона, баскетбола, «городков» ‑ проводили на третьем физкультурном занятии (по возможности на открытом воздухе), динамических часах, в самостоятельной двигательной деятельности, на индивидуальных занятиях и спортивных праздниках в соответствии с особыми образовательными потребностями, возможностями и интересами детей. Работа была организована в соответствии с разработанными авторским коллективом календарно-тематическим планированием, способами и методами работы, методическими рекомендациями воспитателям по развитию двигательной деятельности и конспектами занятий для инструкторов по физической культуре. Контрольная группа составила также 75 детей с нормальным зрением, двигательная активность которых была организована в соответствии с комплексной образовательной программой дошкольных учреждений «Детство».
Функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, уровни физического развития и его гармоничность оценивали до реализации программы и после ‑ по оценочным таблицам центильного типа и профилю развития на основании антропометрии [10, 11]. Параметры физической работоспособности изучали на основании результатов выполнения степ-теста, жизненных индексов, функциональных проб Руфье, Штанге и Генче. Уровни соматического здоровья устанавливали на основе анализа состояния основных систем организма после дозированных функциональных нагрузок по Г.Л. Апанасенко [12], психоэмоциональное состояние ‑ по тесту О.А. Ореховой [13]. Для оценки функциональных приспособительных реакций организма рассчитывали адаптационный потенциал по Р.М. Баевскому [14].
Полученный в эксперименте цифровой материал был обработан методом вариационной статистики с расчетом критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение. Функциональное состояние организма детей оценивали по работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В таблице 1 представлены средние значения систолического (СД), диастолического давлений (ДД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей до эксперимента и после.
Таблица 1
Параметры деятельности сердечно-сосудистой системы у дошкольников
Параметры
|
До эксперимента |
После эксперимента |
||
Группа |
Группа |
|||
Контр. |
Опыт |
Контр. |
Опыт |
|
СД, мм рт. ст. |
111,9±1,0 |
95,5±0,8 |
107,6±0,9 |
99,2±0,7 |
ДД, мм рт. ст. |
68,3±2,1 |
71,7±0,9 |
63,3±1,0 |
65,5±0,9 |
ЧСС, в 1 минуту |
95,4±0,9 |
90,1±1,0 |
94,0±0,8 |
98,1±1,0 |
Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является коэффициент выносливости (КВ), который рассчитывали по формуле Кваса по основным параметрам работы сердца и сосудов. У 82% детей контрольной группы после эксперимента КВ составил в среднем 23‑25 усл. ед., что соответствует возрастной норме. У 56% детей с нарушениями зрения коэффициент был выше (р≤0,05), в среднем 26‑29, что характеризует выносливость как низкую. До эксперимента КВ большинства детей с патологиями зрения (67%) составлял 30‑32 усл. ед., что считается неудовлетворительным результатом.
Оценку функциональных возможностей дыхательной системы детей проводили, рассчитывая жизненный индекс (ЖИ), который учитывает жизненную емкость легких. В наших исследованиях у большинства детей контрольной группы данный параметр соответствовал средним значениям. У мальчиков и девочек с нарушениями зрения ЖИ был ниже средней возрастной нормы (р≤0,05), что свидетельствует о низких функциональных возможностях аппарата дыхания; после эксперимента ЖИ у детей контрольной и опытной групп достоверно не различались.
Как было установлено в эксперименте, функциональные возможности организма детей с нарушениями зрения в целом ниже, чем у сверстников с нормальным зрением, особенно после дозированных физических нагрузок. Влияние повышения двигательной активности оценивали по степ-тесту (для детей 5‑7 лет высота ступеньки составляет 35,5 см, время восхождений ‑ 2 мин). Нормой считается увеличение пульса на 15‑20% при первой нагрузке и на 45‑60% ‑ при второй по отношению к исходному уровню. В наших исследованиях у детей контрольной группы пульс в среднем участился на 12‑15% после первой нагрузки, на 40‑47% ‑ после второй; в экспериментальной группе ‑ на 20‑25% ‑ после первой, на 55‑63% ‑ после второй, что оказалось значительно лучше, чем до эксперимента. Восстановление этих показателей до исходного уровня у здоровых детей происходило в среднем за 3 мин, у детей с патологиями ‑ за 4‑5 мин. Необходимо учитывать, что частота сердечных сокращений, которую отражает пульс, у детей подвержена значительным колебаниям и зависит от многих факторов.
Динамика соматометрических, соматоскопических и физиометрических параметров тела отражает процессы роста и развития ребенка и является интегральным показателем состояния здоровья детского организма.
Соматометрические параметры детей с патологиями зрения, по многочисленным данным, отстают от средней возрастной нормы и характеризуются дисгармоничностью. По данным Р.А. Толмачева, их рост ниже на 5‑7%, масса тела выше на 10‑15% по сравнению с нормально видящими детьми. Автор считает, что это происходит из-за недостаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориентации. С возрастом разница в росте детей увеличивается, а в массе тела ‑ снижается [14].
Таблица 2
Соматометрические параметры детей
Группы |
Длина тела, см |
Масса тела, кг |
Окружность грудной клетки, см |
Экскурсия грудной клетки, см |
|||
Вдох |
Выдох |
Пауза |
|||||
Контрольная |
До |
110,8±0,7 |
20,9±0,7 |
60,8±0,7 |
57,1±0,7 |
58,4±0,6 |
3,4±0,1 |
После |
115,6±0,9 |
21,5±0,6 |
61,3±0,4 |
56,5±0,7 |
59,3±0,4 |
3,6±0,1 |
|
Опытная |
До |
105,7±0,6 |
21,6±0,5 |
61,4±0,5 |
58,3±0,5 |
59,4±0,5 |
3,5±0,09 |
После |
108,5±0,7 |
22,1±0,5 |
62,5±0,3 |
58,9±0,3 |
60,5±0,3 |
3,7±0,1 |
В наших исследованиях после эксперимента у детей с нарушениями зрения уровень физического развития повысился, оно стало более пропорциональным. Около 58% обследованных детей имели гармоничное развитие среднего уровня, тогда как до реализации программы такой уровень развития имели только 33% детей с нарушениями зрения, при этом 28% были развиты дисгармонично.
Уровни соматического здоровья детей оценивали по функциональным возможностям основных систем организма при дозированных нагрузках. Было установлено, что в среднем до 62% всех детей с нарушениями зрения имели соматическое здоровье низкого уровня. После осуществления программы физической активности низкий уровень здоровья был характерен в среднем для 33% детей, средний уровень здоровья имели 45% детей, тогда как соматическое здоровье детей без патологий зрения в это время было в основном средним (88%). Среди девочек только 7% имели высокий уровень здоровья, среди мальчиков ‑ 12%.
Как известно, любая форма физического дизонтогенеза у детей сопровождается нарушениями эмоционально-волевой сферы, от которой напрямую зависят формирование личности и адекватность поведения ребенка. Кроме того, эмоциональное состояние является индикатором физического и психического благополучия ребенка, эмоции ‑ субъективные носители мотивации поведения, благодаря которым у детей происходит психическая регуляция общей динамики поведения.
В соответствии с информационной теорией эмоций П.В. Симонова, эмоциональные переживания ‑ это результат недостатка или избытка информации, необходимой для удовлетворения потребностей, в то время как дефицит информации влечет за собой эмоциональное напряжение. Эмоциональная устойчивость ребенка ‑ залог его психического здоровья и адекватных эмоциональных реакций. У детей с физическим дизонтогенезом нарушение привычных условий жизни может привести к появлению аффективных реакций, а неудовлетворение новых потребностей способно вызывать эмоциональную нестабильность.
Эмоциональные проявления у детей связаны с гендерной принадлежностью. У мальчиков и девочек эмоциональные проявления различаются уже с трехлетнего возраста. В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман считают, что мальчикам свойственны соревновательность и соперничество, стремление к победе и боязнь поражения. Девочки для игр объединяются в небольшие группы, проявляют заботу друг о друге. Игры девочек спокойнее и тише, в них больше эстетики и связи с природой, они отличаются эстетическим оформлением [15].
Реакции на эмоциональные факторы у мальчиков и девочек тоже различны. Мальчиков отличают яркость, избирательность эмоций, которые носят кратковременный характер. Эмоциональное напряжение у мальчиков быстро проходит, и они переключаются на продуктивную деятельность без каких-либо переживаний. У девочек в эмоциональной среде значительно возрастает общая активность, стимулируется деятельность коры головного мозга и тем самым готовность встретить неприятную ситуацию. Эмоциональное развитие ребенка может нарушаться из-за недостаточной сформированности функциональных систем и пластичности основных функций детского организма.
Диагностику эмоционального состояния у дошкольников мы проводили по преобладающему у них настроению: ребенок задумчив, вял, рассеян или весел и доволен; по социальным контактам: вовлекается в процесс с трудом, избирателен в общении, мало инициативен или легко, уверенно входит в коллектив, активно ищет и устанавливает социальные контакты со сверстниками; по поведению: без признаков депрессии, легкая депрессия или негативное отношение к детскому саду вплоть до полного нежелания туда идти.
Было установлено, что у дошкольников с нарушениями зрения эмоциональное состояние гораздо хуже, чем у их сверстников с нормальным зрением. В экспериментальной группе детей с отрицательными эмоциями, негативным отношением к детскому саду, детям и воспитателям было в среднем на 17% больше.
Известно, что эмоциональное состояние ребенка рассматривается как основа взаимосвязей с окружающим миром, основа формирования познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Положительные эмоции тонизируют кору больших полушарий головного мозга, стимулируют деятельность организма и все его функции, способствуя нормальному физическому и психическому развитию.
Физическая активность вызывает у ребенка положительные эмоции. Было отмечено, что после игр дети активно и с интересом участвуют в занятиях, пытаются все делать лучше, во всем разбираются самостоятельно.
В наших исследованиях повышение двигательной активности положительно повлияло на настроение и поведение детей, среди них стало больше веселых и довольных, уверенных в себе, активных, легко устанавливающих контакты с другими детьми.
Показатель силы мышечного аппарата является одним из важных критериев качественных характеристик мышц. Для того чтобы определить степень развития силы отдельных групп мышц относительно массы тела, рассчитывали силовой индекс и выявили, что у детей контрольной группы он соответствовал характерным для данного возраста нормам, у детей с патологиями зрения он был ниже в среднем на 3,9%.
Нарушения зрения у детей способствуют снижению двигательной активности, задерживают процесс формирования двигательного анализатора и развитие двигательных навыков [7, 8]. При этом страдают, прежде всего, быстрота и ловкость, а силовые и особенно статические упражнения вызывают у детей быстрое утомление. Гармоничное физическое развитие ребенка с нарушениями зрения возможно только при условии своевременного формирования двигательных навыков, что достижимо только при реализации программ физического воспитания и двигательной активности.
Было установлено, что большинству дошкольников с косоглазием и амблиопией по данным индекса Робинсона свойственны повышенная утомляемость и сниженные адаптационные возможности. Для таких детей были характерны более низкие функциональные резервы организма. Так, индекс Руфье до эксперимента по сравнению с теми же параметрами у детей контрольной группы оказался в среднем на 8,1‑14,5% ниже.
После эксперимента с повышением физической активности детей с достаточными функциональными резервами стало больше в среднем на 9‑11%, стали лучше результаты проб Штанге и Генче.
Приспособительные особенности детей оценивали по степени напряженности механизмов адаптации на основании величины адаптационного потенциала (АП). Выделяли удовлетворительную адаптацию, напряжение механизмов адаптации, неудовлетворительную адаптацию и срыв адаптации.
Адаптивные способности детей с нарушениями зрения характеризовали как удовлетворительные с достаточными функциональными возможностями организма в среднем в 45% случаев (при АП≤2,1). Но у 55% обследованных детей адаптационные процессы характеризовались напряжением функциональных механизмов, обеспечивающихся за счет резервов организма. Повышение двигательной активности в процессе реализации программы положительно сказалось на приспособительных особенностях организма, при этом детей с достаточными и высокими функциональными резервами в среднем оказалось на 18% больше, чем до эксперимента.
Таким образом, реализация адаптивной программы «Играйте на здоровье» оказала положительное влияние на функциональное состояние систем организма дошкольников с нарушениями зрения, о чем свидетельствуют коэффициенты выносливости, жизненные индексы, результаты выполнения функциональных нагрузочных проб. Благодаря стимуляции двигательной активности повысился уровень физического развития и соматического здоровья детей, увеличились функциональные резервы и адаптационные возможности организма, снизилась утомляемость, улучшилось психоэмоциональное состояние детей, что сказалось на настроении и поведении. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанных двигательных режимов и их оздоровительном влиянии на организм детей с амблиопией и косоглазием.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №19-013-00173
Библиографическая ссылка
Бусловская Л.К., Климова В.К., Ковтуненко А.Ю., Рыжкова Ю.П. ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ПРОГРАММЫ «ИГРАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ» НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31329 (дата обращения: 21.11.2024).