Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ПРОГРАММЫ «ИГРАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ» НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Бусловская Л.К. 1 Климова В.К. 1 Ковтуненко А.Ю. 1 Рыжкова Ю.П. 1
1 ФГАОУ ВО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет"
Стимуляция двигательной активности одно из непременных условий физического, психического развития и сохранения здоровья детей с ограниченными возможностями. Создание и реализация адаптивных программ физического воспитания, направленных на организацию оптимальных двигательных режимов, необходимое условие успешной социализации ребенка. В рамках регионального проекта «Здоровый дошкольник» для детей с амблиопией и косоглазием была разработана программа физического воспитания «Играйте на здоровье», которая предусматривала использование игр с элементами футбола, настольного тенниса, хоккея, бадминтона, баскетбола, «городков». При подборе игр для таких детей обязательно учитываются результаты медицинского и психолого-педагогического обследования. В ходе педагогического эксперимента анализировали функциональные возможности организма, физическое развитие и физическую подготовленность, психоэмоциональное состояние, что позволило оценить эффективность двигательных режимов реализуемой программы физического развития. Было установлено, что у детей с нарушениями зрения улучшилось функциональное состояние организма и его сердечно-сосудистой системы, увеличились функциональные резервы организма, о чем судили по результатам нагрузочных тестов, расчетов жизненных и силовых индексов, индексов Робинсона и Руфье, проб Штанге и Генче. Среднее физическое развитие до реализации программы имели только 33% обследованных детей, при этом 28% были развиты дисгармонично. После реализации уже 58% детей с нарушениями зрения имели гармоничное развитие среднего уровня. Соматическое здоровье, которое оценивали по состоянию основных систем организма после дозированных функциональных нагрузок, у детей после эксперимента также улучшилось, на 15% стало больше детей со средним уровнем. Повышение двигательной активности положительно повлияло на психоэмоциональное состояние дошкольников, улучшились настроение и поведение детей, среди них стало больше веселых и довольных, уверенных в себе, активных, легко устанавливающих контакты с другими детьми. В то же время детей с патологиями зрения, которые адаптировались удовлетворительно (АП≤2,1), в среднем после оказалось на 18% больше, чем до эксперимента. Таким образом, было установлено, что реализация двигательных режимов, предусмотренных программой физического воспитания «Играйте на здоровье», способствовала повышению уровней физического развития и соматического здоровья, функциональных резервов и адаптационных возможностей организма детей с нарушениями зрения.
адаптация
дошкольники
двигательная активность
физическое развитие
соматическое здоровье
физическая подготовленность
психоэмоциональное состояние
1. Седова А.С., Храмцов П.И. Мотивация к занятиям физической культурой и физическая подготовленность школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 11. С. 40-43.
2. Раднагуруев Б.Б., Уляева Г.Г. Отношение и мотивация современных школьников к занятиям физической культуры // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании: материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 184-190.
3. Храмцов П.И., Моргачев О.В. Комплексная характеристика функционального состояния организма младших школьников разного пола в обосновании дифференцированного подхода к организации физического воспитания // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 8. С. 17-20.
4. Estevan I., García-Massó, X., Molina García, J., Barnett L.M. Identifying profiles of children at risk of being less physically active: an exploratory study using a self-organised map approach for motor competence. Journal of Sports Sciences. 2019. Vol. 37 (12). P. 1356-1364.
5. Сварковская Л.А. Физическая культура личности ребенка и ее формирование в условиях дошкольной образовательной организации // Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального образования: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 134-142.
6. Замашнюк Е.В. Дифференциация обучения детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования // Евразийский союз ученых. 2018. № 8-6(53). С. 18-21.
7. Попова О.С., Пономарева Т.В., Горелов А.А. Особенности процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в образовательных организациях // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2019. № 4. С. 142-147.
8. Ивановская Ю.В., Курганова Е.В. Адаптивная физическая культура в тифлопедагогике // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. 2018. № 1. С. 107-110.
9. Волошина Л.Н., Курилова Т.В., Усачева И.И., Бовинова Г.В. Парциальная адаптивная программа физического воспитания детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием «Играйте на здоровье». Белгород: «Политерра», 2020. 166 с.
10. Година Е.З. Новые направления секулярного тренда в России: материалы Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в детско-юношеском спорте и спорте высших достижений. 2016. С. 721-726.
11. Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Надеждин Д.С. Сравнительный анализ методик оценки физического развития детей и подростков: бесконечная дискуссия в науке и практике // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2019. Т. 98. № 5. С. 196-200.
12. Апанасенко Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья // Гигиена и санитария. 2004. № 2. С. 55-58.
13. Ткач Е.Н., Курдюкова Н.Ю. Возможности цветовой диагностики социальных эмоций и ценностных ориентаций дошкольников // Ученые заметки ТОГУ. 2019. Т. 10. № 2. С. 121-132.
14. Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. М.: Советский спорт, 2014. С. 47.
15. Сарина М.В. Девочки и мальчики - два разных мира // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 6 (23). С. 25-29.
16. Долгушина Н.А., Кувшинова И.А., Антипанова Н.А., Котляр Н.Н., Линькова М.В. Оценка показателей состояния здоровья и адаптационных возможностей организма детей города Магнитогорска // Вестник новых медицинских технологий. 2019. № 5. С. 80-85.

Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья ‑ одна из важнейших задач педагогики, решение которой невозможно без повышения их физической активности и работоспособности [1, 2]. Двигательная активность является важнейшим условием нормального физического, умственного развития и сохранения здоровья детей. Оптимальный двигательный режим благотворно влияет на растущий организм, совершенствует физиологические функции, улучшает показатели физической подготовленности, способствует развитию детей в соответствии с возрастными нормами [3, 4].

Работа мышечного аппарата предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и тем самым стимулирует их функции. Под воздействием движений улучшается снабжение тканей и клеток тела кислородом, ускоряются обменные процессы, увеличиваются запасы энергии и биологически активных веществ, обеспечивается эффективная нейрогуморальная регуляция всех функций организма. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма, стимулируют иммунитет. Физическая активность не только обеспечивает нормальное физическое развитие, но и стимулирует познавательную деятельность детей, способствует развитию мыслительных процессов и коммуникативных способностей, улучшает социальную адаптацию и повышает самооценку ребенка [5].

Роль физических упражнений в развитии детей с нарушениями зрения трудно переоценить. Дети с амблиопией и косоглазием, овладевая двигательными навыками, сталкиваются с неудачами и трудностями, что вызывает негативные эмоции, неуверенность в собственных силах, приводит к самоизоляции и неадекватному поведению.

Ученые-тифлопедагоги отмечают, что дефекты зрения изначально ограничивают двигательную активность ребенка. Дети отстают в овладении ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и др. [6, 7]. Кроме того, дети с патологиями зрения отличаются меньшей подвижностью, низким темпом и недостаточной координацией движений. У них нарушается ритм движений, возникают затруднения при ориентировке в пространстве, все это сказывается на объеме двигательной активности. Для 50‑60% таких детей характерны сколиотические, лордотические и кифотические нарушения осанки и формы стопы [8].

В рамках регионального проекта «Здоровый дошкольник» для полноценного физического, психического развития и успешной социализации детей была разработана и апробирована адаптивная программа физического воспитания «Играйте на здоровье» [9]. Программа реализуется как часть ООП, планируемая по инициативе участников образовательного процесса, и предназначена для повышения двигательной активности и совершенствования двигательных навыков дошкольников старшего возраста с нарушениями зрения.

Программа предусматривает использование игр с элементами спорта: футбола, настольного тенниса, хоккея, бадминтона, баскетбола, «городков» ‑ на третьем физкультурном занятии, динамических часах, в самостоятельной двигательной деятельности и в индивидуальной работе. Воображаемые ситуации на занятиях по обучению играм («Путешествие в город мячей», «Волшебные зонтики», «В гостях у солнышка») помогают сделать задания интересными для ребенка. В работе с детьми, имеющими нарушения зрения, помимо традиционных, применяются и нетрадиционные инвентарь и материально-технические средства. При подборе игр для таких детей обязательно учитываются результаты медицинского и психолого-педагогического обследования.

Цель исследования ‑ оценка влияния двигательных режимов программы физического воспитания «Играйте на здоровье» на уровни физического развития и соматического здоровья, физическую работоспособность и психоэмоциональный статус детей с нарушениями зрения.

Материал и методы исследования. В эксперименте в условиях детских садов г. Белгорода в течение шести месяцев (с января по июнь 2021 г.) работали с детьми по программе физического воспитания «Играйте на здоровье». Программу применяли в соответствии с содержательным и организационным разделами в режиме дня экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста (5‑6 лет) с амблиопией и косоглазием в количестве 75 человек. Игры с элементами спорта: футбола, настольного тенниса, хоккея, бадминтона, баскетбола, «городков» ‑ проводили на третьем физкультурном занятии (по возможности на открытом воздухе), динамических часах, в самостоятельной двигательной деятельности, на индивидуальных занятиях и спортивных праздниках в соответствии с особыми образовательными потребностями, возможностями и интересами детей. Работа была организована в соответствии с разработанными авторским коллективом календарно-тематическим планированием, способами и методами работы, методическими рекомендациями воспитателям по развитию двигательной деятельности и конспектами занятий для инструкторов по физической культуре. Контрольная группа составила также 75 детей с нормальным зрением, двигательная активность которых была организована в соответствии с комплексной образовательной программой дошкольных учреждений «Детство».

Функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, уровни физического развития и его гармоничность оценивали до реализации программы и после ‑ по оценочным таблицам центильного типа и профилю развития на основании антропометрии [10, 11]. Параметры физической работоспособности изучали на основании результатов выполнения степ-теста, жизненных индексов, функциональных проб Руфье, Штанге и Генче. Уровни соматического здоровья устанавливали на основе анализа состояния основных систем организма после дозированных функциональных нагрузок по Г.Л. Апанасенко [12], психоэмоциональное состояние ‑ по тесту О.А. Ореховой [13]. Для оценки функциональных приспособительных реакций организма рассчитывали адаптационный потенциал по Р.М. Баевскому [14].

Полученный в эксперименте цифровой материал был обработан методом вариационной статистики с расчетом критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Функциональное состояние организма детей оценивали по работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В таблице 1 представлены средние значения систолического (СД), диастолического давлений (ДД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей до эксперимента и после.

Таблица 1

Параметры деятельности сердечно-сосудистой системы у дошкольников

Параметры

 

До эксперимента

После эксперимента

Группа

Группа

Контр.

Опыт

Контр.

Опыт

СД, мм рт. ст.

111,9±1,0

95,5±0,8

107,6±0,9

99,2±0,7

ДД, мм рт. ст.

68,3±2,1

71,7±0,9

63,3±1,0

65,5±0,9

ЧСС, в 1 минуту

95,4±0,9

90,1±1,0

94,0±0,8

98,1±1,0

Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является коэффициент выносливости (КВ), который рассчитывали по формуле Кваса по основным параметрам работы сердца и сосудов. У 82% детей контрольной группы после эксперимента КВ составил в среднем 23‑25 усл. ед., что соответствует возрастной норме. У 56% детей с нарушениями зрения коэффициент был выше (р≤0,05), в среднем 26‑29, что характеризует выносливость как низкую. До эксперимента КВ большинства детей с патологиями зрения (67%) составлял 30‑32 усл. ед., что считается неудовлетворительным результатом.

Оценку функциональных возможностей дыхательной системы детей проводили, рассчитывая жизненный индекс (ЖИ), который учитывает жизненную емкость легких. В наших исследованиях у большинства детей контрольной группы данный параметр соответствовал средним значениям. У мальчиков и девочек с нарушениями зрения ЖИ был ниже средней возрастной нормы (р≤0,05), что свидетельствует о низких функциональных возможностях аппарата дыхания; после эксперимента ЖИ у детей контрольной и опытной групп достоверно не различались.

Как было установлено в эксперименте, функциональные возможности организма детей с нарушениями зрения в целом ниже, чем у сверстников с нормальным зрением, особенно после дозированных физических нагрузок. Влияние повышения двигательной активности оценивали по степ-тесту (для детей 5‑7 лет высота ступеньки составляет 35,5 см, время восхождений ‑ 2 мин). Нормой считается увеличение пульса на 15‑20% при первой нагрузке и на 45‑60% ‑ при второй по отношению к исходному уровню. В наших исследованиях у детей контрольной группы пульс в среднем участился на 12‑15% после первой нагрузки, на 40‑47% ‑ после второй; в экспериментальной группе ‑ на 20‑25% ‑ после первой, на 55‑63% ‑ после второй, что оказалось значительно лучше, чем до эксперимента. Восстановление этих показателей до исходного уровня у здоровых детей происходило в среднем за 3 мин, у детей с патологиями ‑ за 4‑5 мин. Необходимо учитывать, что частота сердечных сокращений, которую отражает пульс, у детей подвержена значительным колебаниям и зависит от многих факторов.

Динамика соматометрических, соматоскопических и физиометрических параметров тела отражает процессы роста и развития ребенка и является интегральным показателем состояния здоровья детского организма.

Соматометрические параметры детей с патологиями зрения, по многочисленным данным, отстают от средней возрастной нормы и характеризуются дисгармоничностью. По данным Р.А. Толмачева, их рост ниже на 5‑7%, масса тела выше на 10‑15% по сравнению с нормально видящими детьми. Автор считает, что это происходит из-за недостаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориентации. С возрастом разница в росте детей увеличивается, а в массе тела ‑ снижается [14].

Таблица 2

Соматометрические параметры детей

Группы

Длина тела, см

Масса

тела, кг

Окружность грудной клетки, см

Экскурсия грудной клетки, см

Вдох

Выдох

Пауза

Контрольная

До

110,8±0,7

20,9±0,7

60,8±0,7

57,1±0,7

58,4±0,6

3,4±0,1

После

115,6±0,9

21,5±0,6

61,3±0,4

56,5±0,7

59,3±0,4

3,6±0,1

Опытная

До

105,7±0,6

21,6±0,5

61,4±0,5

58,3±0,5

59,4±0,5

3,5±0,09

После

108,5±0,7

22,1±0,5

62,5±0,3

58,9±0,3

60,5±0,3

3,7±0,1

В наших исследованиях после эксперимента у детей с нарушениями зрения уровень физического развития повысился, оно стало более пропорциональным. Около 58% обследованных детей имели гармоничное развитие среднего уровня, тогда как до реализации программы такой уровень развития имели только 33% детей с нарушениями зрения, при этом 28% были развиты дисгармонично.

Уровни соматического здоровья детей оценивали по функциональным возможностям основных систем организма при дозированных нагрузках. Было установлено, что в среднем до 62% всех детей с нарушениями зрения имели соматическое здоровье низкого уровня. После осуществления программы физической активности низкий уровень здоровья был характерен в среднем для 33% детей, средний уровень здоровья имели 45% детей, тогда как соматическое здоровье детей без патологий зрения в это время было в основном средним (88%). Среди девочек только 7% имели высокий уровень здоровья, среди мальчиков ‑ 12%.

Как известно, любая форма физического дизонтогенеза у детей сопровождается нарушениями эмоционально-волевой сферы, от которой напрямую зависят формирование личности и адекватность поведения ребенка. Кроме того, эмоциональное состояние является индикатором физического и психического благополучия ребенка, эмоции ‑ субъективные носители мотивации поведения, благодаря которым у детей происходит психическая регуляция общей динамики поведения.

В соответствии с информационной теорией эмоций П.В. Симонова, эмоциональные переживания ‑ это результат недостатка или избытка информации, необходимой для удовлетворения потребностей, в то время как дефицит информации влечет за собой эмоциональное напряжение. Эмоциональная устойчивость ребенка ‑ залог его психического здоровья и адекватных эмоциональных реакций. У детей с физическим дизонтогенезом нарушение привычных условий жизни может привести к появлению аффективных реакций, а неудовлетворение новых потребностей способно вызывать эмоциональную нестабильность.

Эмоциональные проявления у детей связаны с гендерной принадлежностью. У мальчиков и девочек эмоциональные проявления различаются уже с трехлетнего возраста. В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман считают, что мальчикам свойственны соревновательность и соперничество, стремление к победе и боязнь поражения. Девочки для игр объединяются в небольшие группы, проявляют заботу друг о друге. Игры девочек спокойнее и тише, в них больше эстетики и связи с природой, они отличаются эстетическим оформлением [15].

Реакции на эмоциональные факторы у мальчиков и девочек тоже различны. Мальчиков отличают яркость, избирательность эмоций, которые носят кратковременный характер. Эмоциональное напряжение у мальчиков быстро проходит, и они переключаются на продуктивную деятельность без каких-либо переживаний. У девочек в эмоциональной среде значительно возрастает общая активность, стимулируется деятельность коры головного мозга и тем самым готовность встретить неприятную ситуацию. Эмоциональное развитие ребенка может нарушаться из-за недостаточной сформированности функциональных систем и пластичности основных функций детского организма.

Диагностику эмоционального состояния у дошкольников мы проводили по преобладающему у них настроению: ребенок задумчив, вял, рассеян или весел и доволен; по социальным контактам: вовлекается в процесс с трудом, избирателен в общении, мало инициативен или легко, уверенно входит в коллектив, активно ищет и устанавливает социальные контакты со сверстниками; по поведению: без признаков депрессии, легкая депрессия или негативное отношение к детскому саду вплоть до полного нежелания туда идти.

Было установлено, что у дошкольников с нарушениями зрения эмоциональное состояние гораздо хуже, чем у их сверстников с нормальным зрением. В экспериментальной группе детей с отрицательными эмоциями, негативным отношением к детскому саду, детям и воспитателям было в среднем на 17% больше.

Известно, что эмоциональное состояние ребенка рассматривается как основа взаимосвязей с окружающим миром, основа формирования познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Положительные эмоции тонизируют кору больших полушарий головного мозга, стимулируют деятельность организма и все его функции, способствуя нормальному физическому и психическому развитию.

Физическая активность вызывает у ребенка положительные эмоции. Было отмечено, что после игр дети активно и с интересом участвуют в занятиях, пытаются все делать лучше, во всем разбираются самостоятельно.

В наших исследованиях повышение двигательной активности положительно повлияло на настроение и поведение детей, среди них стало больше веселых и довольных, уверенных в себе, активных, легко устанавливающих контакты с другими детьми.

Показатель силы мышечного аппарата является одним из важных критериев качественных характеристик мышц. Для того чтобы определить степень развития силы отдельных групп мышц относительно массы тела, рассчитывали силовой индекс и выявили, что у детей контрольной группы он соответствовал характерным для данного возраста нормам, у детей с патологиями зрения он был ниже в среднем на 3,9%.

Нарушения зрения у детей способствуют снижению двигательной активности, задерживают процесс формирования двигательного анализатора и развитие двигательных навыков [7, 8]. При этом страдают, прежде всего, быстрота и ловкость, а силовые и особенно статические упражнения вызывают у детей быстрое утомление. Гармоничное физическое развитие ребенка с нарушениями зрения возможно только при условии своевременного формирования двигательных навыков, что достижимо только при реализации программ физического воспитания и двигательной активности.

Было установлено, что большинству дошкольников с косоглазием и амблиопией по данным индекса Робинсона свойственны повышенная утомляемость и сниженные адаптационные возможности. Для таких детей были характерны более низкие функциональные резервы организма. Так, индекс Руфье до эксперимента по сравнению с теми же параметрами у детей контрольной группы оказался в среднем на 8,1‑14,5% ниже.

После эксперимента с повышением физической активности детей с достаточными функциональными резервами стало больше в среднем на 9‑11%, стали лучше результаты проб Штанге и Генче.

Приспособительные особенности детей оценивали по степени напряженности механизмов адаптации на основании величины адаптационного потенциала (АП). Выделяли удовлетворительную адаптацию, напряжение механизмов адаптации, неудовлетворительную адаптацию и срыв адаптации.

Адаптивные способности детей с нарушениями зрения характеризовали как удовлетворительные с достаточными функциональными возможностями организма в среднем в 45% случаев (при АП≤2,1). Но у 55% обследованных детей адаптационные процессы характеризовались напряжением функциональных механизмов, обеспечивающихся за счет резервов организма. Повышение двигательной активности в процессе реализации программы положительно сказалось на приспособительных особенностях организма, при этом детей с достаточными и высокими функциональными резервами в среднем оказалось на 18% больше, чем до эксперимента.

Таким образом, реализация адаптивной программы «Играйте на здоровье» оказала положительное влияние на функциональное состояние систем организма дошкольников с нарушениями зрения, о чем свидетельствуют коэффициенты выносливости, жизненные индексы, результаты выполнения функциональных нагрузочных проб. Благодаря стимуляции двигательной активности повысился уровень физического развития и соматического здоровья детей, увеличились функциональные резервы и адаптационные возможности организма, снизилась утомляемость, улучшилось психоэмоциональное состояние детей, что сказалось на настроении и поведении. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанных двигательных режимов и их оздоровительном влиянии на организм детей с амблиопией и косоглазием.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №19-013-00173


Библиографическая ссылка

Бусловская Л.К., Климова В.К., Ковтуненко А.Ю., Рыжкова Ю.П. ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ПРОГРАММЫ «ИГРАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ» НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31329 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674