Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПОВОЛЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

Закиров Т.Р. 1 Валеева Э.Э. 2
1 ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
2 ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Статья посвящена анализу эффективности подготовки бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Физическая культура профилю Спортивный менеджмент, в Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма. Основными задачами высшего образования являются подготовка высококвалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям работодателей, а также успешное трудоустройство выпускников, что служит одним из основных показателей эффективности вузов. Анализ эффективности подготовки выпускников университета в соответствии с требованиями работодателей производился на основе данных, полученных в результате анкетирования и устного интервьюирования руководителей организаций, которые сотрудничают с университетом в научной и учебной деятельности. В качестве респондентов были выбраны физкультурно-спортивные организации Республики Татарстан и орган местного самоуправления (Комитет физической культуры и спорта Исполнительного комитета г. Казани). В статье приводятся данные по требованиям работодателей и их степени удовлетворенности профессиональными навыками выпускников профиля подготовки Спортивный менеджмент. На основе полученных данных был сделан вывод, что руководители организаций различных организационно-правовых форм придают разные значения профессиональным знаниям, умениям и навыкам выпускников. Проведенное исследование показывает высокий уровень удовлетворенности работодателей выпускниками университета, а также определяет вектор дальнейшего совершенствования подготовки специалистов в сфере управления в области физической культуры и спорта.
высшее образование
спортивный менеджмент
трудоустройство
выпускник
1. Еремина В.А. Трудоустройство выпускников как показатель эффективности образовательной деятельности // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 2 (42).
С. 279-282.
2. Меренков А.В., Сандлер Д.Г., Шаврин В.С. Особенности изменений ориентаций выпускников бакалавриата на трудоустройство // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 10.
С. 116-142.
3. Сулимова Е.А., Федорова О.А. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений как социальный процесс // Социология. 2019. № 6. С. 298-303.
4. Васнева Н.В. Профессиональные стандарты. Практический опыт // Электронный научный журнал. 2017. № 2-2 (17). С. 92-97.
5. Васильева М.В., Костина Н.В. Профессиональные стандарты и информационные ресурсы: точки соприкосновения в процессе формирования компетенций выпускников вуза // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 4-4 (40). С. 19-23.
6. Закиров Т.Р., Валеева Э.Э. Содержание учебной практики для подготовки спортивных менеджеров Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29473 (дата обращения: 15.12.2021).
7. Закиров Т.Р., Савосина М.Н. Логика построения рабочих программ профессионально-ориентированных дисциплин для бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26042 (дата обращения: 15.12.2021).

Основной задачей современной системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям работодателей. Трудоустройство выпускников служит одним из основных показателей эффективности деятельности вузов в этом направлении [1].

Авторы работы [2] указывают на ряд проблем, связанных с трудоустройством молодых специалистов после окончания вузов. Среди многих факторов, влияющих на успешное трудоустройство, выделяется отношение работодателей к уровню подготовки выпускников и качеству образования в вузах. Часто работодатели считают, что существует необходимость дополнительного обучения или даже переучивания молодого специалиста для того, чтобы он смог начать выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с требованиями организации [2]. В сложившейся ситуации вузы предпринимают все необходимые меры для того, чтобы помочь своим выпускникам найти работу по специальности и удовлетворить требования работодателей [3].

В 2016 г. были разработаны профессиональные стандарты, включающие характеристики квалификаций, которыми должен обладать работник для выполнения профессиональных задач в определенной сфере деятельности [4]. Профессиональные стандарты разрабатываются непосредственно профессиональными сообществами и отражают современные требования тех или иных организаций. Для уменьшения разрыва между подготовкой специалистов в вузах и ожиданиями работодателей основные квалификационные характеристики и трудовые функции профессиональных стандартов легли в основу отбора компетенций при разработке учебных планов и рабочих программ дисциплин всех направлений подготовки бакалавров и магистров в университетах [5].

С целью закрепления и расширения знаний, полученных студентами в вузе, организуются различные практики. Традиционно практика студентов проводится в организациях, деятельность которых отражена в общетрудовых функциях профессиональных стандартов. Это позволяет вузам вести образовательный процесс в тесном контакте с работодателями и готовить студентов к реальным трудовым обязанностям и решению профессиональных задач [6].

В условиях постоянно меняющегося рынка труда необходимо своевременно отслеживать все изменения, связанные с профессиональными требованиями работодателей к молодым специалистам. Наиболее кардинальные изменения происходят в сферах управления и экономики, которые быстро реагируют на высокую конкуренцию на современном рынке услуг. Одной из развивающихся специальностей является спортивный менеджмент в области управления физкультурно-спортивными объектами. Для решения целого ряда проблем, связанных с взаимодействием университетов и работодателей в области спортивного менеджмента [7], необходимо проводить анализ требований и ожиданий физкультурно-спортивных организаций. Это требуется для быстрой корректировки образовательного процесса и подготовки спортивных менеджеров, обладающих нужными компетенциями.

В настоящее время опубликовано большое количество исследований по анализу требований работодателей и мотивации выпускников в зависимости от региона России и от направления подготовки выпускников. В данной статье проанализированы требования работодателей к студентам профиля Спортивный менеджмент Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (ПГУФКСиТ) с целью оптимизации рабочих программ дисциплин по развитию навыков принятия управленческих решений, руководства малыми коллективами, организации и проведения соревнований различного уровня.

Целями данной работы являются изучение и детальный анализ требований к выпускникам бакалавриата направления подготовки 49.03.01 Физическая культура профиля Спортивный менеджмент, а также оценка удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников ПГУФКСиТ.

Материал и методы исследования

В качестве методов исследования использовались анкетирование, интервьюирование и математическая обработка данных. На основе обработки полученных данных был проведен анализ требований и удовлетворенности работодателей выпускниками профиля подготовки Спортивный менеджмент.

Результаты исследования и их обсуждение

Данное исследование проводилось на кафедре «Экономика и управление в спорте» ПГУФКСиТ, которая занимается подготовкой бакалавров и магистров в области спортивного менеджмента.

Для сбора данных по требованиям работодателей, предъявляемым к молодым специалистам в области спортивного менеджмента, и для анализа их удовлетворенности профессиональными навыками выпускников на кафедре «Экономика и управление в спорте» ПГУФКСиТ были опрошены руководители организаций, являющихся базами для проведения практик по профилю «Спортивный менеджмент». Опрос производился с помощью анкеты, разработанной отделом качества образования ПГУФКСиТ.

В анкету вошли вопросы, касающиеся самой организации (организационно-правовая форма; направления деятельности, направления сотрудничества с университетом; количество выпускников университета, работающих в данной организации, и др.).

В анкету также вошли вопросы, касающиеся требований организации к выпускникам университета, а именно:

1. Какими профессиональными навыками должен обладать выпускник для работы в вашей организации?

2. Оцените уровень профессиональных компетенций выпускников университета по пятибалльной шкале, где 1 ‑ минимальный уровень, 5 ‑ максимальный уровень:

1) уровень теоретической подготовки;

2) уровень практической подготовки;

3) владение навыками поиска, анализа и использования нормативно-правовых документов в профессиональной деятельности;

4) способность работать в коллективе, команде;

5) способность к управлению персоналом;

6) способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;

7) способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий;

8) способность эффективно представлять себя и результаты своего труда;

9) способность к самоорганизации и самообразованию;

10) нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие;

11) эрудированность, общая культура.

3. Оцените важность вышеперечисленных профессиональных компетенций выпускников университета, расположив их в порядке убывания.

Для оценки удовлетворенности работодателей профессиональными навыками выпускников университета в анкету были включены следующие вопросы.

1. Как в целом вы оцениваете качество профессиональной подготовки выпускников университета? (выберите наиболее подходящий вариант ответа):

а) полностью соответствует современным требованиям;

б) в целом соответствует современным требованиям;

в) в большинстве случаев соответствует современным требованиям;

г) во многом не соответствует современным требованиям;

д) полностью не соответствует современным требованиям;

е) затрудняюсь ответить.

2. Как изменилось за последние годы качество подготовки выпускников университета? (выберите наиболее подходящий вариант ответа):

а) значительно улучшилось;

б) незначительно улучшилось;

в) без изменений;

г) незначительно ухудшилось;

д) значительно ухудшилось;

е) затрудняюсь ответить.

3. Какие изменения необходимы для повышения качества подготовки выпускников университета (возможны несколько вариантов ответов):

а) проведение профориентационных мероприятий для обучающихся университета на базе организаций;

б) включение обучающихся в производственный процесс организаций;

в) совмещение обучающимися направлений подготовки (многопрофильность);

г) выполнение обучающимися выпускных квалификационных работ по заказу организаций;

д) стажировки профессорско-преподавательского состава университета на базе организаций;

е) совместное выполнение научно-исследовательских проектов / грантов;

ж) другое.

4. Намерены ли вы в дальнейшем принимать выпускников университета на работу?

а) да;

б) нет.

5. Намерены ли вы рекомендовать выпускников университета другим работодателям?

а) да;

б) да, но не всех;

в) нет.

6. Вы удовлетворены результатами обучения выпускников университета?

а) да, в полной мере;

б) частично;

в) нет, не удовлетворен.

Для сбора данных в качестве респондентов были выбраны физкультурно-спортивные организации Республики Татарстан (фитнес-клубы, Дирекция спортивных и социальных проектов) и органы местного самоуправления (Комитет физической культуры и спорта Исполнительного комитета г. Казани). Выбор данных организаций был обусловлен видом их профессиональной деятельности, который соответствует направлению и профилю подготовки выпускников кафедры «Экономика и управление в спорте», а также многолетним сотрудничеством кафедры в области профориентации, научного и грантового сотрудничества, организации спортивно-массовых мероприятий и различных видов практик для студентов.

Было определено, что на сегодняшний день в подобных организациях работают более 70% выпускников кафедры. При устном интервьюировании респондентов было установлено, что выпускники университета занимают следующие должности: менеджер групповых программ в фитнес-клубе, инструктор-методист по видам спорта, специалист отдела антидопингового обеспечения спортивной деятельности, руководитель пресс-службы федераций по видам спорта, помощник руководителя федераций по видам спорта и др.

Результаты анкетирования показали, что 54% респондентов считают, что необходимость в кадрах отсутствует, 46% считают, что кадров не хватает. Необходимо отметить, что удовлетворенность количеством кадров наблюдается в коммерческих организациях, которые до настоящего времени не были привязаны к профессиональным стандартам. Организации, финансируемые за счет средств регионального или муниципального бюджетов, руководствуются в подборе кадров профессиональными стандартами.

При подборе молодых специалистов 30% респондентов обращают внимание на направление подготовки и уровень образования, 23% ‑ на уровень профессиональной подготовки, 14% и 12% ‑ на наличие опыта работы и личностные качества соответственно, остальные отмечают корпоративную культуру, форму образования (очное или заочное) и репутацию вуза в регионе.

При анализе профессиональных компетенций и их актуальности для работодателей было выявлено, что все компетенции, указанные в анкете, важны, так как респонденты оценили их от 4,3 до 4,8 балла по пятибалльной шкале.

Для коммерческих организаций важна теоретическая подготовка. Однако, по их мнению, выпускники не в полной мере соответствуют уровню данного показателя. Необходимо отметить, что для коммерческих организаций навык поиска, анализа и использования нормативно-правовых документов в профессиональной деятельности не так важен, несмотря на то, что они отмечают высокий уровень владения данным навыком выпускниками. Коммерческие организации высоко оценивают навык находить управленческие решения и готовность нести за них ответственность. Данный показатель оценивается ими недостаточно высоко при анализе работы выпускников.

Однако органы местного самоуправления оценивают все вышеперечисленные навыки как наиболее важные для будущей профессиональной деятельности выпускников. Оценка их удовлетворенности выпускниками отмечается как «высокая» по всем перечисленным профессиональным навыкам.

При анализе удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников кафедры было определено, что 53% респондентов считают, что качество профессиональной подготовки в целом соответствует современным требованиям, 33% считают, что качество полностью соответствует современным требованиям, и 14% считают, что в большинстве случаев качество подготовки соответствует современным требованиям.

Была отмечена динамика уровня подготовленности выпускников кафедры: 51% респондентов считают, что качество подготовки значительно улучшилось за последнее время, 23% ‑ улучшилось незначительно, 14% и 12% ‑ не заметили изменений и затрудняются ответить соответственно.

Для повышения качества подготовки выпускников университета и развития профессиональных компетенций 43% респондентов выступают за включение студентов в производственный процесс организаций, 22% выбрали проведение профориентационных мероприятий, 14% ‑ совмещение направлений подготовки (многопрофильность), 11% ‑ выполнение выпускных работ по заказу организаций.

Все опрошенные работодатели намерены в дальнейшем принимать выпускников на работу и рекомендовать выпускников другим организациям соответствующего профиля деятельности.

Заключение

В результате исследования был сделан вывод, что руководители организаций различных организационно-правовых форм придают разное значение профессиональным знаниям, умениям и навыкам выпускников.

Автономные некоммерческие организации, например Дирекция спортивных и социальных проектов, придают большое значение навыкам коммуникации. Органы муниципальной власти считают важными навыки управленческого решения. Коммерческие организации полагают, что необходимо уделять больше внимания формированию навыков общекультурной коммуникации, а также нацеленности на карьерный рост и профессиональное развитие.

Проведенное исследование показывает высокий уровень удовлетворенности работодателей выпускниками кафедры. Это характеризует успешность подготовки специалистов по спортивному менеджменту, а также определяет вектор дальнейшего совершенствования подготовки специалистов в сфере управления в области физической культуры и спорта на кафедре «Экономика и управление в спорте» ПГУФКСиТ.

Эффективность подготовки обусловлена комплексным практико-ориентированным подходом при разработке и реализации профильных дисциплин [7], таких как «Теория и практика спортивного менеджмента», «Профессиональное физкультурное совершенствование», «Организация и управление в сфере физической культуры и спорта» и «Документирование управленческой деятельности». Данные дисциплины нацелены на развитие компетенций выпускников вуза в соответствии с профессиональными стандартами для сферы физической культуры и спорта. Кроме этого, работодатели обращают особое внимание на личные качества молодых специалистов, такие как коммуникабельность, исполнительность, инициативность, способность к самосовершенствованию и творческий подход к решению управленческих проблем.


Библиографическая ссылка

Закиров Т.Р., Валеева Э.Э. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПОВОЛЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31326 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674