Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВИРТУАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Полякова В.А. 1
1 Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой»
Воспитательный процесс в обществе глобальной сетевой коммуникации предполагает активное взаимодействие педагога с обучающимися в виртуальной среде, однако по ряду субъективных (психологических, методических) и объективных (проблемы развития цифровой педагогики) факторов эффективность воспитательных практик в виртуальном пространстве невысока. Данное противоречие обусловило актуальность и определило цель исследования – теоретическое обоснование педагогических условий подготовки учителя к реализации ценностного потенциала виртуального воспитательного пространства. Методологическим основанием проведенного исследования стали положения теории А.С. Кондакова и И.С. Сергеева о развитии конвергентных образовательных систем: изменения в ценностных и смысловых установках в конвергентной среде; принципы и подходы к организации процессов воспитания, сопровождения социализации и самоопределения личности обучающегося, а также педагогического сопровождения процессов сетевой социализации и сетевой идентификации детей и подростков в обществе глобальной сетевой коммуникации. Методами исследования выступают теоретический анализ научных источников, а также анализ и обобщение эмпирических данных исследований регионального виртуального воспитательного пространства (на примере Владимирской области). Основным теоретическим результатом стало выявление и научное обоснование педагогических условий подготовки педагога к реализации ценностного потенциала виртуального воспитательного пространства. Данные результаты могут быть использованы как теоретическое основание для проектирования системы методической и психологической подготовки педагога к профессиональной деятельности в виртуальной среде. Практическую значимость имеет анализ результатов констатирующего эксперимента; практическую новизну – описание инновационных региональных практик воспитания.
профессиональное развитие педагога
воспитательное пространство
виртуальное пространство
конвергентная среда
ценности
инновационные практики воспитания
цифровизация образования
цифровая грамотность педагога
геймификация
1. Полякова В.А. Воспитывающий потенциал виртуального пространства // Научное мнение. 2020. № 11. С. 129-136.
2. Зернов В.А., Манюшис А.Ю., Валявский А.Ю., Учеваткина Н.В. Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. № 3. С. 304-322.
3. Кондаков А.М., Сергеев И.С. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы // Педагогика. 2020. № 12. С. 5 22.
4. Зимовина О.А. Виртуальная среда и ее воспитательные возможности // Вестник Университета Российской академии образования. 2017. № 3. С. 51-57.
5. Кондаков А.М., Сергеев И.С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. 2021. № 1. С. 5 24.
6. Денисова А.Б. Информационные и телекоммуникационные технологии как фактор социализации молодого поколения // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2016. № 1 (11). С. 20-34.
7. Ахметов Л.Г. Виртуальное учебное пространство: сущность, структура и проблемы управления // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 57. С. 42-47.
8. Корсак М.В., Цынцарь А.Л. Виртуализация образовательного пространства как социокультурный феномен // Педагогика и психология образования. 2017. № 2. С. 5-13.
9. Полякова В.А. Цифровая грамотность педагога: возможности региональной системы повышения квалификации // Нижегородское образование. 2019. № 2. С. 40-46.
10. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 194-196.
11. Горьковая О.П., Козловский Н.В., Матыкина В.С., Петров А.В. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2019. № 4 (53). С. 20-25.
12. Полякова В.А., Козлов О.А. Методологические основания разработки геймифицированных обучающих систем в контексте информационной безопасности личности // Человек и образование. 2017. № 1. С. 87-93.

В обществе глобальной сетевой коммуникации происходит неизбежный процесс расширения воспитательного пространства в виртуальную (цифровую) среду, что обусловило появление в педагогике термина «виртуальное воспитательное пространство». Под виртуальным воспитательным пространством мы понимаем значимую часть воспитательного пространства школы, муниципалитета, региона, имеющую ярко выраженный субъектный характер и обладающую общими для всех субъектов воспитательного процесса позитивными ценностями, мотивами, видами деятельности, взаимодействия и коммуникации [1, с. 131].

Успешность воспитания в новых условиях в первую очередь зависит от готовности и способности педагога эффективно работать в виртуальном воспитательном пространстве. Однако недавняя ситуация перехода образовательного процесса в дистанционный формат показала, что работа в виртуальной среде вызывает у педагога различные проблемы: инструментальные (какие инструменты выбрать); методические (какой материал отобрать и как организовать взаимодействие); психологические (готовность и желание работать в непривычных условиях) [2, с. 310]. Кроме того, в стадии становления находятся цифровая педагогика и дидактика, которые призваны помочь педагогам в выборе технологий и цифровых инструментов в работе с определенной возрастной категорией обучающихся. Таким образом, объективно существует противоречие между необходимостью успешного взаимодействия педагога с обучающимися в виртуальной воспитательной среде и неготовностью значительного количества педагогов к такого рода взаимодействию. В рамках научного проекта нами были проведены анализ литературы по теме и исследование регионального воспитательного пространства (на примере Владимирской области).

Целью исследования являются описание и обоснование выявленных в результате исследования педагогических условий, которые способствовали бы решению проблемы подготовки педагога к работе в виртуальном воспитательном пространстве.

Виртуальное воспитательное пространство является частью конвергентного образовательного пространства. Мы согласны с мнением А.С. Кондакова и И.С. Сергеева о том, что характерное для конвергентных систем доминирование «горизонтальных» коммуникаций над «вертикальными» требует иной организации образовательного и воспитательного процессов [3, с. 6]. О.А. Зимовина, в свою очередь, называет процесс интеграции очного и виртуального взаимодействия учащихся «распределенным» и подчеркивает, что только при такой организации возможна реализация «информационной схемы обучения», обеспечивающей эффективную самостоятельную образовательную и воспитательную работу школьников в образовательных и воспитательных проектах, а также индивидуализацию обучения и воспитания [4, с. 56].

Какие вызовы предъявляет конвергентное пространство образования педагогическому сообществу? Во-первых, изменения, происходящие в ценностных и смысловых установках в конвергентной среде, требуют особого внимания к вопросам системы ценностей (этики) сетевого общества, вопросам информационной безопасности. А.С. Кондаков и И.С. Сергеев считают целесообразным процесс разработки «научной характеристики образовательно значимых ценностей, регулирующих жизнедеятельность человека и социальных групп в контексте цифровой экономики и информационного общества, взаимодействие участников образовательных отношений, образовательную деятельность в цифровой среде» [5, с. 20]. Виртуальное пространство коммуникации, по мнению исследователей, создает «более широкое поле для построения собственной идентичности, чем физическая реальность», что расширяет потенциал воспитательного пространства в раскрытии новых качеств личности человека в формате «онлайновой» или сетевой идентичности [5, с. 20].

А.Б. Денисова в своем исследовании также констатирует изменение интересов, целей, потребностей, мотивов деятельности, форм психической и социальной активности в виртуальной среде. Изменяются подходы к организации деятельности и оценке возникающих проблем, стиль мышления и поведения личности [6, с. 23]. В виртуальном мире поступки и мнения человека определяются той коммуникативной информацией, порой мифологизированной, которую он получает в информационной среде [6, с. 25], что создает условия для манипуляции сознанием. Однако, говоря о ценностной картине мира ребенка, следует помнить о субъектном характере воспитательного пространства, который проявляется и на ценностном уровне. Так, Л.Г. Ахметов справедливо отмечает, что «ближе» к ребенку в воспитательном пространстве оказываются те ценности, события и явления, которые обладают для него наибольшей значимостью [7, с. 44]. Следовательно, педагогу необходимо иметь четкое представление о том, какие социально значимые ценности сетевого общества он может и должен удержать в своем управлении воспитательным пространством, а какие – нейтрализовать или минимизировать.

Во-вторых, необходимым условием эффективности воспитательного процесса в виртуальном пространстве является осознание педагогом сущности конвергентного воспитательного пространства и специфики компонентов: виртуального и реального (физического), которые его образуют. Особую сложность для педагогов представляют переход из реального воспитательного пространства в виртуальное или реализация воспитательной деятельности в смешанном формате (параллельно в двух компонентах воспитательного пространства). Часто в деятельности педагогов наблюдается практика некритичного переноса форм и методов воспитательной работы в реальной среде в виртуальную, что может значительно снижать эффективность деятельности. Другая крайность – это чрезмерное увлечение педагогов цифровыми инструментами в ущерб непосредственным контактам, в то время как необходим педагогический контроль над процессом виртуализации образовательного пространства, причем «живое» педагогическое взаимодействие для формирования личностных качеств ребенка многими исследователями признается более значимым [8, с. 12].

А.Б. Денисова считает, что организация виртуального пространства воспитательной деятельности предъявляет высокие требования к учителю: он должен осознанно подходить к выбору цифровых площадок для проведения мероприятий, коммуникации и взаимодействия, следить за соблюдением мер информационной безопасности и правил сетевого этикета. Адекватное использование разных инструментов под конкретные цели позволяет оперативно управлять деятельностью детских коллективов, одновременно решать «множество информационных и организационных задач, связанных с воспитательной деятельностью» [6, с. 30].

В-третьих, осознание педагогом сущности конвергентного воспитательного пространства и навыки работы в разных его компонентах тесно связаны с уровнем цифровой грамотности (компетентности) педагога. Анализ исследований по данной теме подробно изложен в наших предыдущих публикациях [9].

Наконец, успешность педагогической деятельности в виртуальном пространстве напрямую связана с уровнем сформированности у педагога soft skills («мягких», «гибких» навыков), которые являются надпрофессиональными и связаны с личностными качествами специалиста и степенью развития социальных навыков и способностей [10, с. 194]. А.С.Кондаков и И.С. Сергеев определяют общий вектор деятельности в конвергентном пространстве как направленность на совместное решение нестандартных задач, реализацию проектов и исследований в командах (в том числе распределенных), где каждый выполняет свои функции. Эта деятельность является значимой для всех участников. В такой ситуации педагог уже не транслятор ценностей, а организатор деятельности по решению нестандартных задач, формированию культуры деятельности [3, 5], в результате которой эти ценности осваиваются и перерастают в убеждения. В связи с этим среди значительного перечня гибких компетенций наиболее значимыми для воспитательного процесса в виртуальных средах мы считаем две, связанные с организаторской деятельностью педагога: развитие и мотивация других (навык, поддерживающий высокий уровень работоспособности в команде, умение определять значимые для всех общие цели и ценности, поддержать тех, кто испытывает затруднения) [11, с. 23]; делегирование (четкое распределение задач, обязанностей, доверие к членам команды, уверенность в успехе) [11, с. 24].

Таким образом, анализ исследований виртуального образовательного и воспитательного пространства позволил сформулировать некоторые педагогические условия как необходимые педагогу профессиональные и личностные качества, требуемые для эффективной работы в виртуальном воспитательном пространстве: способность/умение видеть динамику ценностей в конвергентном пространстве и удерживать социально и личностно значимые воспитательные цели и ценности; осознание/понимание педагогом сущности и специфики различных компонентов конвергентного воспитательного пространства; достаточный уровень цифровой грамотности педагога, который позволяет оптимально выбирать формы, приемы, методы для работы в условиях конвергентного воспитательного пространства; гибкие навыки в управлении (владение методами «мягкого» управления).

Материалы и методы исследования

Методология исследования основана на использовании общенаучных методов эмпирического и теоретического познания, таких как: наблюдение, описание, эксперимент (констатирующий), теоретизация, моделирование и др. В ходе исследования были использованы методы включенного педагогического наблюдения, анкетирование педагогов и обучающихся, вовлеченных в воспитательный процесс в конвергентном пространстве.

Проведенные нами ранее исследования [1] позволили сделать вывод о том, что виртуальный сегмент воспитательного пространства функционирует в цифровой среде посредством самоорганизации, способствует саморазвитию и самоопределению личности, однако достаточно слабо управляется через воздействие извне. При этом успешность реализации инновационных практик воспитания в первую очередь зависит от способности и готовности педагога управлять конвергентным воспитательным пространством. В рамках научного проекта нами было проведено исследование, выявившее, какие компетенции необходимы современному педагогу для реализации ценностного потенциала виртуального воспитательного пространства. В качестве эмпирического материала для исследования феномена виртуального воспитательного пространства нами были выбраны материалы регионального сайта проектной деятельности «WikiВладимир», на котором с 2007 г. активно проводятся дистанционные образовательные мероприятия для детей и взрослых.

Результаты исследования и их обсуждение

Констатирующий эксперимент проводился в форме анализа материалов проведения в течение 5 лет областного очно-дистанционного конкурса знатоков русского языка для обучающихся 7–8-х классов «Грамотеи.РУ». Также был проведен анализ результатов анкетирования трех категорий участников воспитательных мероприятий в конвергентном пространстве. Было проведено анкетирование 61 педагога и 74 обучающихся 7–11-х классов, принимающих участие в сетевых интернет-проектах. Кроме того, были опрошены 28 учителей русского языка и литературы – наставников школьных команд конкурса.

Нами были исследованы разные компоненты воспитательного пространства: ценностный (определяющий содержание); методический; инструментальный; личностный (субъектный) компоненты, что позволило дополнить перечень и содержание педагогических условий эффективности педагогической деятельности в виртуальном воспитательном пространстве, выявленных в результате анализа научно-теоретической литературы.

Ценностный компонент. Изучение ценностного компонента мировоззрения обучающихся – участников эксперимента выявило приоритеты современных школьников в системе как терминальных, так и инструментальных ценностей (по М. Рокичу). По результатам проведенного опроса в первую пятерку терминальных ценностей вошли: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) – 75%; здоровье (физическое и психическое) – 71%; материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) – 71%; уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) – 68%; свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) – 61%.

Наибольшее количество выборов в системе инструментальных ценностей получили: независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) – 79%; высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) – 61%; жизнерадостность (чувство юмора) – 57%; смелость в отстаивании своего мнения, взглядов – 57%; воспитанность (хорошие манеры) – 43%.

Как мы видим, все вышеперечисленные ценности носят социально значимый характер. Степень воздействия на ценностную сферу воспитательного пространства позволило выявить составление рейтинга факторов, влияющих на воспитание современного школьника. На первое место участники опроса поставили воспитывающий потенциал семьи и уровень культуры членов ближайшего социума (по 86%); на втором месте оказались понимание педагогами школы вызовов времени и готовность к применению инновационных воспитательных методов (71%). Таким образом, роль педагога в формировании ценностной картины школьников достаточно высока.

В качестве стратегической цели областного конкурса знатоков русского языка «Грамотеи.РУ» была определена цель воспитания любви, интереса и уважения к родному языку и малой родине. Известно, что при проведении воспитательных мероприятий патриотической направленности сложнее всего удержаться от прямого морализаторства, которое может вызвать неприятие и отторжение у детей и подростков. Следовательно, задачей педагога становится перевод социально значимой цели в личностно значимую. Механизмом такого перевода может стать виртуальное событие, например сетевой проект (конкурс, веб-квест).

Анализ анкетирования школьников показал, что больше половины опрошенных школьников выбирают в виртуальном воспитательном пространстве исследовательские, учебные и развлекательные (игровые) проекты. Младшие подростки охотнее участвуют в игровых, досуговых проектах, в которых их привлекает возможность интересно провести время, найти новых друзей. В ответах респондентов подчеркиваются также возможность расширения круга общения, возможность самореализоваться и повысить самооценку, получить удовлетворение от работы в команде.

Методический компонент. Целевые установки и содержание описываемого воспитательного проекта определяют и методику его проведения. В качестве основных принципов проектирования воспитательных событий в конвергентной среде мы выделяем следующие: проектирование события как геймифицированной системы (более подробно о методике разработки и проведения геймифицированных образовательных мероприятий мы писали ранее [12]); сочетание виртуального и очного взаимодействия участников (конкурс «Грамотеи.РУ» проводится в два этапа – дистанционный в сети Интернет и очный); командное выполнение заданий (это условие способствует развитию таких важных для современного человека компетенций, как умение работать в команде, распределять роли, эффективно взаимодействовать и коммуницировать в очном и дистанционном форматах); использование нестандартных творческих заданий (это условие для развития креативного и критического мышления – в части работы с интернет-источниками и соблюдения норм информационной безопасности в сети, самостоятельной аналитической деятельности). Гармоничное сочетание перечисленных принципов создает условия для перевода социально значимых ценностей в личностно значимые, а также внешней мотивации во внутреннюю.

Инструментальный компонент. В ходе исследования нами были выделены некоторые критерии отбора цифровых инструментов для организации проведения мероприятия, оперативной обратной связи, эффективной коммуникации: отсутствие регистрации для обучающихся, простота регистрации для педагога (через электронную почту или социальные сети); интуитивно понятный интерфейс; многофункциональность (вариативность использования под различные задачи); субъективные причины (простота использования, эстетика и др.).

Личностный (субъектный) компонент. Проведенное исследование позволило выявить также роль педагога в конвергентном воспитательном пространстве. Так, больше половины опрошенных педагогов (61,7%) видят себя в роли наставника или координатора, поскольку главным условием, обеспечивающим воспитывающий эффект виртуального пространства как одного из механизмов социального воспитания, является педагогическое руководство проектной деятельностью в сети Интернет. Это поддерживается и опросом школьников – участников проектной деятельности. Так, 63% респондентов также отводят учителю роль наставника. Следовательно, несмотря на то, что дети в виртуальном пространстве, как правило, чувствуют себя более уверенно, нежели взрослые, они все же нуждаются в помощи и поддержке, особенно когда дело касается ценностных и содержательных аспектов проектной деятельности.

Анкетирование школьников показало также значимость воспитательного пространства для формирования личностных качеств. Респонденты уверены, что полученные знания, новая информация пригодятся им в дальнейшей жизни (97,3% опрошенных), в выборе профессии (82,2% респондентов); есть также те, кто считает, что участие в виртуальных проектах, общение со сверстниками и взрослыми не только способствуют интеллектуальному развитию, но и меняют их взгляды на мир (73% школьников). Таким образом, включенность школьников в воспитательный процесс, их желание дойти до результата зависят, прежде всего, от организаторских умений педагога, уровня его информационной культуры, цифровой грамотности, от понимания педагогической целесообразности данного вида общения и взаимодействия, способности выполнять функции не только организатора, но и наставника, помощника.

Педагогическое наблюдение констатирует повышение значимости воспитательных мероприятий в конвергентном пространстве. Так, школьники – участники конкурса «Грамотеи.РУ» указывают участие и победы в конкурсе в своих портфолио как значимое достижение; в комментариях на странице конкурса в сети Интернет взрослые и юные участники пишут, что с нетерпением ждут нового сезона. Показателем успешности и востребованности данной инновационной практики можно считать ее тиражирование на муниципальном и школьном уровне: уже 3 года 60% муниципальных организаторов проводят свой этап в подобном формате.

Проведенное нами исследование позволило выявить и описать некоторые педагогические условия эффективной работы педагога в виртуальном воспитательном пространстве, которые могут быть дополнены или скорректированы в связи с быстро меняющейся ситуацией в отечественном и мировом образовании.

Выявленные педагогические условия призваны стать своего рода фундаментом для проектирования системы методической и психологической подготовки педагога к профессиональной деятельности в виртуальной среде. Учитывая конвергентный характер современного образования, такая система должна быть развернута как в реальном пространстве и предусматривать очное взаимодействие участников, так и в виртуальных средах, чтобы педагог имел возможность «прожить» ситуацию виртуального взаимодействия, «опробовать» на практике те или иные цифровые инструменты и методики. Чтобы гибко и оперативно реагировать на различные образовательные запросы педагогов, система должна иметь многокомпонентный характер, сочетая возможности формального, неформального и информального образования взрослых.

Заключение

Таким образом, анализ научно-теоретической литературы по проблемам виртуального воспитательного пространства, а также обобщение результатов констатирующего эксперимента позволили сформулировать педагогические условия эффективного работы педагога в виртуальном воспитательном пространстве:

– понимание педагогами вызовов времени и готовность к применению инновационных воспитательных методов;

– умение видеть динамику ценностей в конвергентном пространстве, не только удерживать социально значимые воспитательные цели и ценности, но и переводить их в личностно значимые для обучающихся;

– осознание педагогом сущности и специфики различных компонентов конвергентного воспитательного пространства;

– достаточный уровень цифровой грамотности педагога, в частности умение оптимально выбирать формы, приемы, методы для работы в условиях конвергентного воспитательного пространства;

– позиция педагога как наставника, координатора, а также гибкие навыки в управлении воспитательным пространством (развитие и мотивация других, поддержание высокого уровня работоспособности в команде, четкое распределение задач, обязанностей, доверие к членам команды, уверенность в успехе и др.).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Теоретические и методические основы проектирования инновационных практик воспитания» № 20-013-00611.


Библиографическая ссылка

Полякова В.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВИРТУАЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31325 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674