Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ УМЕНИЙ ПРОЕКТИРОВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ

Черкасова А.М. 1
1 ФГБОУ ВО Астраханский государственный университет
В статье описана методика организации работы по формированию у будущих учителей начальной школы профессиональной компетенции ПК-1, предполагающей способность проектировать и реализовывать образовательный процесс в сфере начального общего образования с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе особых образовательных потребностей. В качестве действующего метода выбран метод проектов. Раскрыта суть понятий «проект», «метод проектов». Представлен план организации студентами проекта, проводимого ими в рамках изучения дисциплин «Методика преподавания математики в начальной школе» и «Производственная практика». Выделены пять этапов организации проектов. Описана работа студентов на каждом этапе. Приведен пример выполненного студентом проекта «Создание дифференцированных заданий для учащихся 2-го класса по теме “Площадь прямоугольника”». В рамках выполнения данного проекта студентом представлены задания с разным уровнем подсказок для учащихся 2-го класса. Уровень подсказок определялся индивидуальными возможностями учащихся и их успеваемостью. Описана методика составления и применения заданий с тремя уровнями подсказок. Описаны результаты педагогического эксперимента по выявлению влияния сформированности у студентов профессиональной компетенции ПК-1 с помощью метода проектов на развитие у них умений проектировать и реализовывать процесс обучения младших школьников математике.
студент
профессиональная компетенция
методика
метод проектов
начальная школа
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. 44.03.01. Педагогическое образование. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf. (дата обращения: 30.10.2021).
2. Бледнева Е.В. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся начальной школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С. 28-31.
3. Вохменцева Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. С. 58-65.
4. Кравченко Г.В. Организация проектной деятельности студентов в системе Moodle // МАК-2014: сборник трудов семнадцатой региональной конференции по математике, посвященной 40-летию факультета математики и информационных технологий. (Барнаул, июнь 2014 года). / гл. ред. Н. М. Оскорбин. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. С. 148–152.
5. Корякина И.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности студента среднего профессионального образования в условиях новой образовательной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2013. 26 с.
6. Юрловская И.А. Проектные технологиии в реализации стандартов высшего профессионального образования третьего поколения // Науковедение: интернет-журнал. 2014. Вып. 2 Март-апрель. [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/127PVN214.pdf. (дата обращения: 29.10.2021).
7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников.М.: Просвещение, 2006. 192с.
8. Данилова Н.А. Организация проектной деятельности студентов – будущих учителей математики // Актуальные проблемы современного образования. Организация исследовательской деятельности в научно-образовательных учреждениях: сборник научных трудов VIII международной научно-практической конференции / Науч. Ред.: Н.В. Аммосова, А.М. Черкасова. Астрахань: Изд-во ИП Н.В. Забродина, 2021. 416 с.
9. Черкасова А.М. Начальное математическое моделирование как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2014. 25 с.

Согласно ФГОС ВО, у студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование, в процессе обучения в вузе большое значение имеет формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций. Одной из профессиональных компетенций является ПК-1: «Способность проектировать и реализовывать образовательный процесс в сфере начального общего образования с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе особых образовательных потребностей» [1]. Данная компетенция предполагает организацию личностностного подхода в учебном процессе, учитывающего индивидуальные способности учащихся. ПК-1 целесообразно формировать у будущих учителей начальной школы и в рамках изучения дисциплин «Методика преподавания математики в начальной школе» и «Производственная практика». Большинство студентов хорошо справляются с планированием учебного процесса младших школьников в рамках изучения дисциплины «Методика преподавания математики в начальной школе» на занятиях, где их работа часто заключается в разработке фрагментов уроков, внеклассных мероприятий и их реализации посредством дидактической (ролевой, деловой и иного вида) игры в своей учебной группе. Однако во время прохождения производственной практики студентам по разработанным конспектам необходимо проводить уроки математики, т.е. работать с детьми. На этом этапе у будущих учителей возникают трудности, связанные с тем, что уровень усвоения материала у всех учащихся класса разный и у каждого ребенка свой темп работы. В связи с этим у студентов возникает необходимость приспосабливаться к возникшим ситуациям и находить выход из сложившейся обстановки. Поэтому на занятиях по дисциплине «Методика преподавания математики в начальной школе» следует предоставить студентам возможность опробовать методические пути достижения усвоения учебного материала каждым ребенком. С целью формирования способности проектировать и реализовывать учебный процесс младших школьников с учетом их социальных, возрастных и индивидуальных особенностей считаем целесообразным при обучении студентов в вузе использовать метод проектов. Он позволяет обучающимся закрепить полученные теоретические знания и одновременно применить их на практике для самостоятельного решения сформулированной проблемы. Студенты, чтобы достичь поставленные на уроке обучающие и другие цели, применяют индивидуальный подход к детям, заготавливая карточки-подсказки разного уровня, т.е. создают условия для освоения учебного материала каждым учащимся. В рамках дисциплины «Производственная практика» обучающиеся применяют усвоенный методический путь в ученическом классе, где проходят практику. Для тренинга студентов в выполнении такой работы и используется метод проектов на занятиях в вузе.

Цель исследования: рассмотреть метод проектов как один из методов обучения студентов в вузе, способствующий формированию профессиональной компетенции ПК-1, описать методику организации проектной деятельности при обучении будущих учителей начальной школы дисциплинам «Методика преподавания математике в начальной школе», «Производственная практика», экспериментально проверить эффективность предложенной методики, сделать выводы.

Материал и методы исследования. Работы многих исследователей (таких как Е.С. Полат, С.Т. Шацкий, М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и многие другие) посвящены методу проектов в обучении. Они рассматривали разные аспекты проектной деятельности. Так, Е.В. Бледнева занималась организацией проектной деятельности младших школьников с целью развития их исследовательской деятельности [2], Е.А. Вохменцева рассматривала проектную деятельность как средство формирования ключевых компетенций школьников [3], Г.В. Кравченко работал над организацией проектов в вузе с помощью информационных технологий [4], И.В. Корякина рассматривала проектную деятельность как средство формирования профессиональных компетенций студентов СПО [5]. Однако этими направлениями не исчерпывается сфера применения метода проектов. В частности, целесообразно использование метода проектов при формировании у студентов вузов профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование. Напомним сущность этого метода. По словам И.А. Юрловской, проектный метод – это «инновационная технология обучения, при которой обучающиеся приобретают новые ЗУНы в процессе поэтапного, самостоятельного (под наставлением педагога) планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий, аспектов проблемы, ее микротем» [6]. Проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени, а проектирование – это практическая деятельность, в которой новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи [7]. Суть метода проектов, осуществляемого при обучении студентов в вузе, состоит в том, что студенты самостоятельно под руководством педагога разрешают проблемную ситуацию, связанную с их профессиональной деятельностью [8]. В научно-методической литературе, как сказано выше, уделено недостаточно внимания проектной деятельности как средству формирования профессиональных компетенций будущих учителей начальной школы, обучающихся в вузе.

Выполнение проекта по организации работы с младшими школьниками на уроке математики с целью усвоения учебного материала каждым учащимся при изучении какой-либо конкретной темы программы предлагаем осуществлять по плану, подобному представленному ниже, который разрабатывается студентами – будущими учителями начальной школы совместно с преподавателем. План предусматривает этапы:

· ознакомление (ставится проблема);

· планирование (под руководством педагога определяются этапы выполнения проекта);

· выполнение (студенты последовательно выполняют намеченные этапы);

· представление (студенты представляют свои проекты студенческой группе);

· оценивание (оцениваются выполненные проекты) [9].

С целью формирования у будущих учителей начальной школы умений проектировать и реализовывать процесс обучения математике младших школьников предлагается организация проекта по созданию дифференцированных заданий для учащихся 2-го класса с учетом их индивидуальных возможностей, которые можно применять на уроке математики для закрепления полученного нового знания, например по теме «Площадь прямоугольника». Данный проект организуется в рамках самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика преподавания математики в начальной школе», предусмотренной учебным планом по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование. Составленные задания студенты апробируют сначала в своей учебной группе, а затем – в ученическом классе при прохождении производственной практики на 3-м курсе.

Тема проекта: создание дифференцированных заданий для учащихся 2-го класса по теме «Площадь прямоугольника».

Цель проекта: сформировать у студентов умения проектировать и осуществлять дифференцированный подход при обучении младших школьников математике для усвоения учебного материала каждым учащимся.

Приведем этапы данного проекта.

Этап ознакомления

До выполнения проекта студентам дается домашнее задание, заключающееся в посещении и анализе урока математики во 2-м классе по теме «Площадь прямоугольника». Студенты выявляют трудности второклассников по усвоению данной темы и приходят к выводу, что не все учащиеся класса могут без помощи учителя справиться с усвоением формулы нахождения площади прямоугольника. Делается вывод о том, что необходимо использовать дифференцированные задания с подсказками разных уровней, помогающими всем детям в классе выполнить задание самостоятельно. Ставится проблема – составить дифференцированные задания по данной теме, которые будут использоваться на уроке на этапе закрепления полученного знания.

На этапе ознакомления студенты учатся ставить проблему и намечать пути ее решения.

Этап планирования

На этом этапе студенты совместно с преподавателем определяют этапы выполнения проекта, основываясь на знаниях, полученных при изучении дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Математика», «Методика преподавания математики в начальной школе».

1. Изучить методику преподавания данной темы в начальной школе, используя видеоуроки на образовательных платформах Якласс, Учи.ру и др.

2. Выявить уровень успеваемости учащихся того класса, в котором будете проходить производственную практику, и разделить учащихся класса по уровням успеваемости.

3. В зависимости от уровня успеваемости учащихся составить 2 задания с тремя уровнями подсказок (1-й уровень – для учащихся, имеющих в среднем оценку 4; 2-й уровень – для учащихся, имеющих в среднем оценку 3; 3-й уровень – для учащихся, имеющих в среднем оценку 2), применимых на этапе закрепления новой темы.

На данном этапе у студентов формируются умения планировать и распределять во времени свою деятельность. Такими умениями должен обладать каждый учитель.

Этап выполнения

Студенты выполняют проект по указанным этапам.

Этап представления

Студенты представляют выполненные задания перед группой в виде презентации. Эта работа способствует формированию умений выступать перед аудиторией, что является очень важным в профессиональной деятельности учителя.

Этап оценивания

Студенты высказывают друг другу свои замечания, дают рекомендации и совместно с преподавателем выставляют баллы (по 100-балльной системе оценивания). На этом этапе формируются способности студентов работать в команде, толерантно относиться друг к другу.

Результаты исследования и их обсуждение. В качестве результата проекта по теме «Создание дифференцированных заданий для учащихся 2-го класса по теме “Площадь прямоугольника”» приведем пример выполнения пункта 4 этапа планирования проекта, т.е. составление дифференцированных заданий с тремя уровнями подсказок, представленный одним из студентов.

Задание 1. Начерти прямоугольник, ширина которого 2 см, а длина 5 см. Найди его площадь.

Подсказка 1-го уровня

Вспомни, как мы находили площадь прямоугольника, если известны его длина и ширина.

Подсказка 2-го уровня

Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.

Подсказка 3-го уровня

Посмотри на прямоугольник. Заполни пустые квадраты, и ты найдешь площадь

прямоугольника.

2 см

 

5 см

S = 2 × =

Часть детей самостоятельно справляется с заданием. Школьники, затрудняющиеся в выполнении задания, получают от студента-практиканта подсказки. Подсказка 1-го уровня дается детям, которые знают материал и помнят, как они выполняли подобное задание, но не поняли, что надо обратиться именно к этому моменту. Подсказка 2-го уровня дается детям, которые не помнят основного факта – формулы площади прямоугольника, и в подсказке она им сообщается. Подсказка 3-го уровня дается детям, которые не знают нужной формулы и не могут понять, что делать с данными в условии задачи числами.

В подсказке 1-го уровня студент «наталкивает» ученика на выполнение задания, напоминая ему, что подобное задание ребята уже выполняли на уроке. Нужно только вспомнить, каким образом они это делали.

В подсказке 2-го уровня дается правило нахождения площади прямоугольника. Дети строят прямоугольник с заданными сторонами и, воспользовавшись правилом, находят площадь прямоугольника.

В подсказке 3-го уровня прямоугольник с заданными сторонами уже построен, и дается равенство, в котором пропущены второй множитель и результат произведения. Подставив пропущенные числовые значения в равенство с опорой на рисунок, ребята найдут площадь прямоугольника.

Задание 2. Начерти прямоугольник, площадь которого 8 , а длина 4 см.

Подсказка 1-го уровня

Длина и площадь прямоугольника известны. Чтобы начертить прямоугольник, тебе нужно узнать его ширину.

Подсказка 2-го уровня

Чтобы найти ширину прямоугольника, воспользуйся формулой:

Длина х Ширина = Площадь

Площадь / Длина = Ширина

Подсказка 3-го уровня

Найди ширину прямоугольника по формуле и начерти прямоугольник.

Площадь / Длина = Ширина

8 : = см

Часть детей, как всегда, самостоятельно справляются с заданием. Ученики, затрудняющиеся в выполнении задания, получают от студента-практиканта подсказки. Подсказка 1-го уровня дается детям, которые знают материал, т.е. формулу площади прямоугольника, но затрудняются в выборе пути решения. Подсказка 2-го уровня дается школьникам, которые не помнят основного факта – формулы площади прямоугольника, и потому не могут начать выполнять задание. Подсказка 3-го уровня дается детям, которые не знают нужной формулы, не знают пути решения, не могут понять, что делать с данными в условии задачи числами.

В подсказке 1-го уровня детям поясняется: чтобы начертить прямоугольник, необходимо найти его ширину. Вспоминая формулу нахождения площади прямоугольника по его длине и ширине, ребята выражают из формулы ширину через площадь и длину. Так как площадь и длина прямоугольника известны, они находят ширину.

В подсказке 2-го уровня дается формула нахождения площади прямоугольника по его длине и ширине. Ниже выводится формула нахождения ширины через площадь и длину.

В подсказке 3-го уровня дается формула нахождения ширины прямоугольника в общем виде. Указывается равенство, с помощью которого нужно найти ширину. В равенстве указаны математическое действие и один из компонентов. Дети подставляют известный делитель, проводят вычисления и узнают ширину, затем чертят прямоугольник.

Составленные задания студенты апробируют во время прохождения производственной практики, а вернувшись после практики на занятия, осмысливают результаты использования примененной методики.

Заключение. В эксперименте по формированию у студентов умений проектировать и реализовывать процесс обучения младших школьников принимали участие студенты двух групп с одинаковым средним баллом успеваемости – 72 балла (по 100-балльной системе оценивания). В контрольной группе обучение велось без использования метода проектов, а в экспериментальной группе – с использованием метода проектов. В конце эксперимента средний балл успеваемости по дисциплинам «Методика преподавания математики в начальной школе» и «Производственная практика» в контрольной группе был 72, а в экспериментальной – 84. Было установлено и экспериментально подтверждено, что обучение студентов экспериментальной группы с применением проектной деятельности способствовало формированию умений студентов проектировать и осуществлять процесс обучения младших школьников с использованием дифференцированного подхода в обучении. Организация проектов на аудиторных занятиях и самостоятельной работы студентов способствует более прочному усвоению знаний, выработке умений и навыков, формированию профессиональных компетенций, в частности ПК-1.


Библиографическая ссылка

Черкасова А.М. ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ УМЕНИЙ ПРОЕКТИРОВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31313 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674