Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 6–10 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОГО, ИНГУШСКОГО, ОСЕТИНСКОГО И ДАГЕСТАНСКОГО НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)

Целоева Д.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
В предлагаемой широкой педагогической общественности статье проанализирован процесс духовно-нравственного воспитания детей 6–10 лет на материале народов Северного Кавказа. Проиллюстрирована роль национальных традиций народов Северного Кавказа в духовно-нравственном воспитании детей. Уточнен смысл понятий «дух» и «нравственность» в северокавказской собирательной культуре. Охарактеризована специфика этого процесса у народов Дагестана, ингушей, чеченцев. Раскрыта суть морально-этических кодексов «Эхь-эздел», «Адыгэ Чабзэ», «Тау адет». В работе исследуется роль семьи и школы как главных социальных институтов в формировании духовно-нравственной личности. Предложены и проанализированы эффективные технологии, методы и формы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к национальной культуре. Показано, что духовно-нравственную личность эффективнее воспитывать, объединив усилия всех участников учебно-воспитательного процесса. Выявлены формы этого процесса: урок, воспитательное классное или общешкольное мероприятие, соревнование, факультативное занятие, праздник, краеведческая работа, внеклассное чтение, игра, экскурсия, художественная выставка, самостоятельные исследования школьников и др. Приведены пословицы и поговорки, отражающие ситуативные проявления духовно-нравственного воспитания. Определены педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания школьников. Разработанные педагогические условия и технологии могут быть рекомендованы образовательным учреждениям для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по формированию духовно-нравственной личности школьника посредством приобщения к национальной культуре.
младший школьник
духовно – нравственное воспитание
национальные традиции
обычаи
формы воспитания
педагогические условия
1. Буровкина Л.А., Ноздрачева М.В. Народная культура как комплексная система трудового, духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения // Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса. М., 2018. С. 214–220.
2. Лезина В.В. Историко-педагогическая ретроспектива национально-языковой образовательной политики в поликультурном обществе Северного Кавказа. Пятигорск: ПГУ, 2019. С. 144.
3. Султыгова Р.М. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей 6-10 лет в российских традиционных обществах: монография. Пятигорск: ПГУ, 2020. С. 90.
4. Чухин С.Г., Левичев О.Ф. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: уч. пособие для вузов. 2-изд., переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2021. 113 с.
5. Землянская Е.Н. Педагогика начального образования: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2021. 247 с.
6. Большой толковый словарь русского языка / Гл.ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2002. 1536 с.
7. Латышина Д.И., Хайруллин Р.З. Этнопедагогика: учебник для вузов. 2 изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021.394 с.
8. Хамчиев С.А. Ингушская народная педагогика: учеб.-методич. пособие. Назрань: Пилигрим, 2006. 277 с.
9. Целоева Д.М. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях этнокультуры ингушского народа // Педагогика и психология как основа развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Саратов, 15 августа 2019 г.). 2019. С. 204-210.

Духовно-нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений современных педагогических исследований. Актуальность исследования очевидна, поскольку формирование системы моральных ценностей осуществляется в школьном возрасте и определяется необходимостью преодоления духовно-нравственного кризиса в российском обществе. Духовно-нравственному воспитанию детей большое внимание уделяется в ключевых документах: Законе «Об образовании в Российской Федерации» и в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). ФГОС НОО, разработанный с учетом региональных и этнокультурных особенностей народов РФ, уделяет большое внимание духовно-нравственному воспитанию обучающихся, воспитанию ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры. Это еще раз доказывает актуальность данной темы.

«Реализация современных задач воспитания предполагает координацию традиционных и современных форм существования культуры и искусства, опору на этнические, общекультурные, духовные интересы человека» [1, с. 214]. Выполнению этих задач способствует приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, что, в свою очередь, формирует духовно-нравственную сферу. Большую роль в этом процессе играют семья и школа как главные социальные институты. Они создают условия для сохранения традиционных ценностей, которые и есть основа духовности, нравственности и человечности.

Цель нашего исследования – выяснить роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника, а также выявить педагогические условия и разработать педагогические технологии формирования основ духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Материал и методы исследования

В процессе исследования нами применялись общетеоретические методы: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: наблюдение, беседа.

Духовность и нравственность были объектами внимания таких философов, педагогов и религиозных деятелей, как В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластёнин, В.А. Сухомлинский, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов, Е.В. Бондаревская и др.

Наличествуют и современные исследования данной проблемы. В частности, В.В. Лезина исследует историко-педагогическую ретроспективу национально-языковой образовательной политики в поликультурном обществе Северного Кавказа [2], Р.М.Султыгова посвятила монографию духовно-нравственному развитию и воспитанию детей 6–10 лет в российских традиционных обществах [3], данной теме также посвящено учебное пособие С.Г. Чухина и О.Ф. Левичева [4] и др.

Современных педагогов волнует вопрос о кризисе нравственности и бездуховности подрастающего поколения. Изменилось общество, изменились дети, появились новые информационные технологии. Школьники много времени проводят за компьютером, получают избыточное количество информации из Интернета, посещают сомнительные сайты. «Часто телевизионные фильмы, передачи, компьютерные игры имеют сомнительную нравственность и содержат недостоверные сведения. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не может критически оценить эти сведения» [5, с. 18]. Все это приводит к негативным последствиям и влияет на становление личности ребенка. Большой объем информации и напряженный ритм приводят к нервным перегрузкам, переутомляемости [5].

На основании имеющихся научных трудов мы выдвинули гипотезу: духовно-нравственное воспитание школьников будет эффективным, если:

– определить в нем роль таких социальных институтов, как семья и школа;

– предложить педагогические технологии и формы взаимодействия для всех участников учебно-воспитательного процесса;

– выявить педагогические условия эффективности формирования духовно-нравственной личности.

Ценностные представления формируются еще в дошкольном возрасте. Они отражаются в разных видах деятельности, в отношении к миру, в межличностном общении, в отношении к старшим и родителям. Духовность и нравственность, заложенные семьей и педагогами, способствуют адаптации детей 6–10 лет к классному коллективу, правильному поведению в конфликтных ситуациях, его рефлексии.

Существуют различные точки зрения, связанные с понятиями «духовность» и «нравственность». Вслед за С.И. Ожеговым мы считаем, что духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

«Нравственность – это совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемых такими качествами, как добро, справедливость, долг, честь, которые проявляются в отношении к людям и природе» [6, с. 659]. А. Эйнштейн называл духовно-нравственное воспитание основой формирования личности.

Показателем духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является сформированность базовых национальных и общечеловеческих ценностей. Национальные традиции проявляются в ритуалах, обычаях, обрядах, духовных ценностях и нормах поведения.

Нами проведено исследование на предмет духовно-нравственного воспитания детей 6–10 лет посредством приобщения к национальной культуре. Проследим, как национальные традиции помогают воспитать духовно-нравственную личность, на примере горских народов Северного Кавказа. В этом регионе проживает почти 50 народов, только в Дагестане их около 30 [7]. На первом плане в воспитании детей стоит духовно-нравственное воспитание. Главным в таком воспитании у северокавказских народов являются выработка и закрепление у детей следующих нравственных ценностей: уважение к старшим и родителям, трудолюбие, тактичность, чувство собственного достоинства, долг, скромность и др. Все эти ценности так или иначе связаны с общечеловеческими ценностями.

Почти у всех народов, проживающих в данном регионе, есть свой кодекс чести. У осетин он называется «Аланский кодекс чести». С самого раннего детства дети воспитываются в соответствии с данным кодексом. Родители и педагоги своим примером показывают примеры нравственности, уважения к традициям, обычаям осетинского народа.

В образовательных учреждениях Республики Северная Осетия – Алания реализуется национально-региональный компонент. Самобытность и культура осетинского народа изучаются интегрированно в курсе учебных дисциплин: осетинского языка и литературы, истории, географии, музыки, изобразительного искусства, физической культуры. На уроках и во внеурочное время обучающиеся знакомятся с родной литературой, изучают родословную своей семьи, составляют генеалогическое древо. Осетинские поговорки гласят: «Знай и помни родословную свою от основателя рода», «Не считай себя осетином (аланом), пока не усвоишь языка, обычаев, песенного и танцевального искусства своего народа», «С великим почтением относись к старикам, а более всего к родителям, даровавшим тебе жизнь».

Основа духовной культуры осетин – фольклор, который характеризуется высоким синкретизмом. В нем сочетаются поэзия, музыка, танец, театральное и декоративное искусство. Фольклор способствует сохранению в веках народных обычаев, традиций, ментальности [7].

В осетинском фольклоре образ матери и отца занимает главное место в системе ценностей. «Не подведут, не изменят отец да мать» – гласит осетинская поговорка. «Уважай женщину, она мать твоих детей и хранительница домашнего очага» – гласит дагестанский кодекс чести. Осетинский фольклор богат сказками, героическими песнями, историческими сказаниями.

Нартский эпос раскрывает такие народные традиции, как патриотизм, трудолюбие, честь и достоинство. Нартский эпос – основа эпоса почти всех народов Северного Кавказа [7]. Он занимает центральное место в устном народном творчестве. Это сказание о древних богатырях – нартах. Фольклор народов Дагестана также содержит богатый материал для воспитания дружбы и товарищества, трудолюбия и бережливости, храбрости и мужества, интернационализма.

Таким образом, фольклор и эпос, народная педагогика, обычаи и этнокультурные традиции горцев, учебная и внеклассная работа, семейное воспитание способствуют формированию духовно-нравственной личности младших школьников и позволяют сформировать мировоззрение, толерантность, патриотизм, уважение к другим народам.

Одной из главных задач духовно-нравственного воспитания ингуши и чеченцы считают формирование у детей морального и этического кодекса – «Эхь-эздел» (инг.). Данный кодекс символизирует благородство, нравственную культуру [8, с. 13]. У адыгов аналогичный свод нравственно-культурных законов именуется «Адыгэ Хабзэ», у дагестанцев – «Намус», у балкарцев и карачаевцев – «Тау адет». Эти кодексы охватывают почти все основные общечеловеческие ценности. Это исторические неписаные законы и обычаи, регулирующие поведение людей во всех областях общественной жизни.

По мнению С.А. Хамчиева, «…в этих кодексах и законах заложены такие нравственные понятия, как совесть, честь, достоинство, благородство, уважение и почитание старших, вежливое и учтивое отношение к родителям, стыд, сдержанность, скромность, терпимость, снисходительность, культура поведения и взаимоотношений, потребность ориентироваться на непреходящие ценности народного искусства и др.» [8, с. 6]. Несоблюдение нравственных ценностей приводило к отторжению человека обществом.

Целью нравственного воспитания кавказские горцы считают превращение нравственных принципов поведения в личные убеждения и выстраивание своего поведения в соответствии с ними. Нормы нравственного поведения закладываются в семье и получают свое дальнейшее развитие в образовательных учреждениях. Каждый из этих институтов стремится воспитать достойного человека, соблюдающего данный кодекс [8, с. 7, 10].

Уважение к старшим, почитание стариков, честность, благородство, достоинство воспитываются у всех горских народов Кавказа, и эта работа начинается с детьми дошкольного возраста. Для них пример взрослых и сверстников является наиболее действенным средством. При поступлении в школу педагоги помогают становлению личности обучающегося, развивая духовность и такие качества, как доброта, уважение к другим людям, сострадание, толерантность и др. Это достигается не только на учебных занятиях, но и во внеклассной работе, в мероприятиях с привлечением родителей. Учитель для школьника является примером нравственности.

Историю, культуру, национальные традиции горских народов школьники изучают на уроках истории, чтения, литературы, окружающего мира, физической культуры, изобразительного искусства, музыки, на тематических классных часах, факультативах. Во всех регионах Северного Кавказа родной язык и родная литература являются региональным компонентом Базисного учебного плана. В образовательных учреждениях проводятся мероприятия, посвященные национальной культуре и традициям, спортивные соревнования, художественные выставки. А экскурсии в краеведческие музеи позволяют ближе соприкоснуться с историей, культурой и бытом народа, оставляя глубокий след в сознании школьников. В проведении этих мероприятий участвуют не только школьники и педагоги, но и родители.

Мы выявили, что обучение детей 6–10 лет по данному направлению в регионах Северного Кавказа реализуется на уроках географии, краеведения, истории и родного языка; проводятся путешествия по родному краю. На уроках рисования педагоги дают обучающимся задание нарисовать «Г1алаж» (башни предков), «Поселение карачаевцев». На уроках музыки младшие школьники знакомятся с национальными песнями и музыкой, а затем изучают их. На уроках технологии дети изготавливают макеты башен предков и кавказской бурки, обучаются технологии выделывания войлока, шьют сначала элементы, а затем и полностью национальные костюмы. На уроках физкультуры проводятся народные горские игры и соревнования на ловкость и силу. С большим удовольствием младшие школьники устраивают состязания на знание пословиц, поговорок, загадок, участвуют в различных викторинах. Ни одно из этих мероприятий не обходится без лезгинки и национальных блюд.

Все это дает возможность не только демонстрировать свои знания по истории, географии, естествознанию, краеведению, но и воспитать у школьников духовность и нравственность, терпимость и уважение, любовь к родному краю, его культуре, традициям, уважение к людям другой национальности. Создается особая воспитательная среда для воспитания нравственной личности. Формирование такой среды является одним из педагогических условий духовно-нравственного воспитания школьников.

Созданные в произведениях литературы и искусства образы служат эталонами нравственного поведения. На примерах положительных героев воспитываются целые поколения. Большую роль в духовно-нравственном воспитании детей играет роман ингушского писателя И. Базоркина «Из тьмы веков». Данное произведение рекомендуем изучить на уроках внеклассного чтения, на классных часах, вместе с родителями организовывать семейные чтения. После изучения данного произведения советуем провести совместную дискуссию со школьниками и родителями, а с младшими школьниками – соревнование «яхь» (соревнование в чести и совести), выявить победителей и тех, кому надо поработать над собой. Победителей в соревновании «яхь» следует наградить грамотами «Эздий саг» (инг. – «культурный, воспитанный человек»).

В образовательных учреждениях Северного Кавказа традиционно проводится праздник «В гостях у горцев» с приглашением уважаемых старейших членов рода, города, людей труда, родителей. На празднике исполняются национальные песни, на родном языке демонстрируются спектакли по произведениям горских писателей, сюжеты из жизни литературных героев горцев. С большим удовольствием школьники участвуют в конкурсе по оформлению национальных костюмов [9]. В подготовке и проведении праздников участвуют родители. Все эти педагогические технологии и формы способствуют выполнению духовно-нравственной цели и являются одним из педагогических условий решения поставленной задачи.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников играют пословицы и поговорки: «Грязного не отмоешь и водой, чистого не прожжешь и огнем», «Ищущий зло не избавится от плохого», «Подведешь другого – пострадаешь сам», «Колючка с самого начала растет острой», «Красота до вечера, а доброта до смерти»; «Будь добрым с людьми, будто завтра умрешь» (инг., чеч., дагест.) и др.

Кдревним традициям иобычаям относятся общественная взаимопомощь, взаимовыручка, гостеприимство. Входе взаимопомощи (белхи (инг.)) ингуши, чеченцы, дагестанцы оказывали и оказывают бескорыстную помощь при строительстве дома, пахоте, уборке урожая. В первую очередь она оказывается родственниками и соседями. Они собираются вместе, чтобы помочь родным и соседям, старикам и семьям, потерявшим кормильца, сиротам. Эти традиции, передаваемые из поколения в поколение, наглядно помогают воспитать детей милосердными, добрыми.

Воспитать духовно-нравственную личность помогает и отношение к старшим, к родителям. Моральные качества культивируются кавказскими народами с самого раннего детства. Об этом гласит вайнахская поговорка: «З1амига волаж 1омадэр – кхерий т1а даь йоазув» («Усвоенное в детстве – как высеченный камень»). Дагестанцы говорят: «Палку гни, пока сырая, а засохнет – не согнешь» [9]. Слово отца для всей семьи закон. С малых лет детей учат с уважением относиться к старшим: в семье, в роду, к старшему по возрасту.

Глава семьи у всех горских народов пользуется непререкаемым авторитетом. Без его согласия не решается ни один важный вопрос. Сын перед отцом при посторонних людях не садится, младшие перед старшими – тоже. Так воспитывается уважение к старшим. Если отец умирает, то старший в роду берет на себя ответственность и заботу о его детях и семье. Детей учат гуманному отношению к старым людям. Ингушские пословицы по этому поводу гласят: «Потомство вырастает похожим на своих родителей», «Кто чтит предков, тот возвышает свою честь».

Уважение к старшим прослеживается и в обычае размещения за столом, и в порядке приема пищи. Мужчины и женщины садятся за разные столы. Самого старшего в роду сажают на почетное место, ему первому подают лучший кусок, затем дедушке, а потом остальным по старшинству. О почитании старших говорят дагестанские пословицы и поговорки: «Кто не уважает старших, тот плохой человек, и он не достоин уважения», «Кто отца родного не уважает, тот и родину не почитает»; ингушские: «Стыдись старшего, жалей младшего», «Старшего чти сам, а младшего заставь чтить себя», «У того, кто плохо относится к своим родителям, вырастет жестокое потомство» и др. Аналогичные пословицы и поговорки есть у всех кавказских народов. Все это воспитывает уважение и почитание к родителям у подрастающего поколения. Ярким примером тому является тот факт, что у кавказских народов нет домов для престарелых. Обычай почтительного отношения к старшим передается из поколения в поколение. Он играет важную роль в формировании и воспитании нравственной личности.

Особое место у кавказских народов занимает гостеприимство. Трепетное отношение к гостю воспитывается с раннего детства. Гостя встречают радушно и с почестями. У всех кавказских народов для приема гостей отводится специальная комната – кунацкая. Гостя угощают лучшей едой, за ним хорошо ухаживают, он находится под защитой хозяина. О горском гостеприимстве написано немало. Поэтому будем краткими в этом вопросе. Подчеркнем только, что ребенок впитывает традиции, которые передаются из поколения в поколение. В этом значима роль семьи. Далее эти традиции культивируются в школе. В Дагестане проводятся общие трудовые праздники: «Праздник первой борозды», «Праздник урожая» и др. Разнообразный и эмоционально насыщенный ритуал горских трудовых праздников преследует цели трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Нравственное воспитание у горцев издревле было тесно связано с трудовым воспитанием, которое начиналось с ранних лет.

Нравственные нормы горцев трудно рассматривать в отрыве от исламских ценностей. Как известно, ислам исходит из принципов: равенство всех людей, трудовой образ жизни, чистота, трезвость, целомудрие, милосердие к слабому и милостыня для нуждающихся.

Нами выявлены сходства, отличия и проблемы национальной культуры народов Северного Кавказа. Сходства заключаются в том, что у данных народов выработан свой морально-этический кодекс чести, в которых почитание старших, образ матери и отца занимают главное место; этнокультурные традиции, обычаи в образовательных учреждениях изучаются интегрированно, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Родной язык и родная литература включены в национально-региональный компонент Базисного учебного плана образовательных учреждений. В школах проводятся праздники, посвященные национальной культуре. Большую роль играет семья как самый важный социальный институт.

Вместе с тем выявлены и отличия. Северокавказский регион характеризуется полиэтничностью, религиозным синкретизмом (синтезом местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама). Отличия имеют место в обычаях, обрядах, формах общения и взаимоотношений. В школах Осетии организованы факультативы «Мир предков» для дополнительного изучения осетинской культуры, а в учебный план в дагестанских школах введен новый предмет «Культура и традиции народов Дагестана». В чеченских, ингушских, дагестанских школах изучаются основы ислама. Еще одно отличие: Дагестан – полиязычный регион. Здесь проживает до 30 дагестанских народностей, нет понятия «дагестанский язык», все народности изучают свой родной язык. Языком межнационального общения является русский язык.

На Северном Кавказе имеют место и проблемы. Многие школьники забывают или плохо знают родной язык, особенно проживающие в городах. Это относится к ингушским детям. Это последствия глобализации и социальных конфликтов, которые могут привести к печальным последствиям. Нужны новые подходы к осмыслению и решению данной проблемы.

Мы предлагаем методические рекомендации для педагогов: разработать программу духовно-нравственного воспитания школьников с учетом возраста; изучать, внедрять и распространять семейный опыт духовно-нравственного воспитания школьников; проводить конкурсы «Знатоки родного края», «Национальные блюда», «Национальные костюмы», праздники «В гостях у горцев», дискуссии по прочитанным книгам национальных писателей на родном языке, проводить олимпиады по родному языку и родной литературе, общешкольные мероприятия: «Лучший джигит», «Лучшая амазонка» (соревнования в силе и ловкости), рекомендовать родителям проводить семейные чтения; все мероприятия проводить в системе и всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Мы рекомендуем изучать народные обычаи и обряды, знакомить школьников с народными песнями, фольклором, изучать историю родного края, на классных часах проводить беседы и дискуссии. Хорошо зарекомендовали себя конкурсы «Знатоки истории родного края», «Знатоки культуры родного края». На факультативных часах рекомендуем проводить беседы, дискуссии и доклады, посвященные духовно-нравственному воспитанию обучающихся на материале национальных традиций. Для отслеживания динамики сформированности духовной культуры необходимо разработать критерии.

Для этого нужны и педагогические условия:

– создание соответствующей образовательной и воспитательной среды;

– создание атмосферы этнической среды;

– этнопедагогическая подготовка учителей;

– соответствующая научно-методическая база;

– мониторинг динамики сформированности духовной культуры;

– интеграция учебно-воспитательного процесса (единство обучения и воспитания);

– мотивация всех участников образовательного процесса.

Таким образом, нравственные и культурные традиции народов являются неисчерпаемым источником общечеловеческих ценностей. Они несут в себе большой воспитательный потенциал и способствуют социализации личности, а приобщение к национальной культуре формирует духовно-нравственную личность.

Заключение

В результате проведенного исследования нами был проанализирован процесс духовно-нравственного воспитания школьников в Северо-Кавказском регионе на примере чеченского, ингушского, осетинского, дагестанского народов. Выявлена роль семьи и школы как главных социальных институтов воспитания духовно-нравственной личности детей 6–10 лет, даны рекомендации для педагогов.

Предложенные нами педагогические технологии и формы взаимодействия для всех участников учебно-воспитательного процесса и разработанные педагогические условия значительно повысят эффективность формирования духовно-нравственной личности детей 6–10 лет.


Библиографическая ссылка

Целоева Д.М. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 6–10 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОГО, ИНГУШСКОГО, ОСЕТИНСКОГО И ДАГЕСТАНСКОГО НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА) // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31312 (дата обращения: 12.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674