Проблема оптимизации физической подготовки будущих специалистов к службе в органах внутренних дел не теряет своей актуальности. Наряду с нормативными документами по физической культуре особую роль играют методические разработки, позволяющие делать процесс физического воспитания более гибким. В последнее время в исследованиях значительное место отводится подбору специальных средств, помогающих более целенаправленно управлять процессом физической подготовки к службе в органах внутренних дел. Важный фактор надежных действий будущих специалистов – способность эффективно передвигаться на местности, преодолевая самые разнообразные препятствия.
Каким же образом должна осуществляться подготовка к такого рода действиям? Например, в рабочих программах дисциплин разработаны специальные полосы препятствий для сопряженного формирования навыков и развития необходимых физических качеств. Данную проблему возможно решить с помощью подбора и применения специальных скоростно-силовых упражнений, качественно воздействующих на необходимые мышцы, которые наиболее часто задействованы в профессиональной деятельности. Как известно, оптимальная физическая подготовленность с необходимым качественным запасом – важнейший фактор надежного выполнения профессиональных действий в экстремальных условиях [1].
Спортивная деятельность – весьма надежная модель для изучения общих закономерностей управления деятельностью человека. В психологическом плане она интерпретируется как совокупность сознательных действий, требующих интеллектуальной активности в постоянно меняющихся условиях тренировки и соревнований [2]. Есть множество примеров, подтверждающих мнение о том, что выдающиеся спортсмены, направляемые талантливыми тренерами, уже в подростковом возрасте отличались самостоятельностью и активностью, собранностью и самодисциплиной.
Реформа высших учебных заведений в числе основных своих принципов выдвинула овладение будущими специалистами навыками самостоятельных занятий физкультурой и спортом. Достаточно высокий уровень морфофункционального развития значительной части будущих специалистов позволяет проводить целенаправленную работу уже с этого периода. Замечено, что у будущих специалистов возрастает потребность в самовоспитании, но происходит это на фоне потери интереса к приобретению знаний [3].
Общепризнанно, что главная стратегия учения должна состоять не только в овладении готовыми знаниями. Следует учить как алгоритму решения, так и алгоритму поиска, позволяющего самостоятельно открывать другие алгоритмы и методы [4].
В рамках данной статьи мы сочли целесообразным рассмотреть ряд теоретических положений и связать в единое исследуемое звено самостоятельную деятельность, процессы самоуправления (СУ) и самообучения (СО).
Человек относится к естественным самоуправляемым системам (СУС). Крайне важны теоретические выводы о том, что живые СУС сами могут производить информацию, необходимую для СУ и СО, что процесс самообучения не управляется извне и реализуется часто путем проб и ошибок. С момента рождения способность человека к самообучению связана с функцией мозга. Возможны весьма неожиданные результаты мыслительных процессов, характеризующихся самопроизвольными скачками. Вот почему нельзя предсказать до конца, к какой «классификации входных сигналов» придет самоуправляемая система. Но, чем шире в СУС применяется самоулучшающий поиск и чем больше положительных обратных связей, тем полнее накопление новой информации, а значит, и обогащение личного опыта [5].
Исходя из вышеизложенного полезно уточнить функцию самообучения, которая в спортивной педагогике не всегда трактуется однозначно. Видимо, не следует в процессе самообучения обучающегося рассматривать самостоятельные действия по заданию преподавателя или тренера тождественно с действиями, возникающими непредсказуемо, внезапно и неуправляемо. Целесообразно включить в систему самостоятельной деятельности весь комплекс психопедагогических модуляций обучающего и обучаемого, в том числе и самообучение, выделив в нем присущие любой деятельности внешние и внутренние стороны. Внешние действия и составляют процесс реализации спортивных движений, планируемых внутренними действиями, на основе которых они возникают. Вместе с тем внутренняя, когнитивная сторона деятельности даже у взрослых спортсменов часто остается неразвитой. Значит, необходимы такие воздействия, которые побуждали бы к самопознанию и самосовершенствованию. В этом плане «нужна помощь извне с точки зрения более раннего... научения тому, как это делать» [6].
Самостоятельные действия будущих специалистов в учебно-тренировочном процессе неразрывно связаны с проявлениями принципов сознательности и активности. Однако при их реализации порой допускаются серьезные ошибки, не учитываются эмоциональные устремления будущих специалистов, недостаточно используются игровые и соревновательные методы. Признанным средством организации активной самостоятельной работы остается программированное обучение. И, хотя универсализация этого способа себя не оправдала, ценность его в современной системе обучения неоспорима. Сохраняет свою актуальность вопрос разработки не только методических материалов для стимулирования самостоятельной деятельности будущих специалистов, но и обучающих машин, тренажерных и вспомогательных устройств.
В отдельных областях профессиональной деятельности созданы модельные сенсорные эталоны, с помощью которых эффективнее решаются практические и познавательные задачи учебного, игрового и трудового характера. Кроме того, существует мнение, что с помощью системы последовательных приемов можно заставить работать такой индивидуальный механизм творчества, как подсознание [7].
Разработанные целым рядом авторов и получившие широкое применение, в частности в спортивной гимнастике, обучающие программы также могут быть использованы в процессе самостоятельного обучения двигательным действиям, но преимущественно взрослыми спортсменами. В отдельных работах сделаны попытки создать обучающую программу для самостоятельной работы будущих специалистов, отличающуюся от программы обучения для тренеров, соответствующую известной классификации видов программированных материалов по их назначению [8].
Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование средств развития скоростно-силовых качеств, позволяющих преимущественно развивать наиболее профессионально значимые группы мышц для обеспечения надежности в действиях будущих специалистов.
Материал и методы исследования: Важность той или иной группы мышц и необходимые особенности их развития определялись посредством корреляционного анализа результатов обследования 19–20-летних будущих специалистов, нацеленных на службу в органах внутренних дел, имеющих опыт в преодолении препятствий. В качестве показателя их мастерства были взяты результаты преодоления 60-метровой экспериментальной полосы препятствий. Качественный уровень развития основных групп мышц определялся по их максимальной и стартовой силе (выраженной через градиент силы), измеряемой в стандартных положениях.
Физическая работоспособность, как известно, – один из важнейших параметров, характеризующих состояние здоровья человека. Для физической культуры и спорта диагностика физической работоспособности имеет большое прикладное значение и служит критерием отбора одаренных и спортивной ориентации, определения эффективности проводимого тренировочного процесса и др.
Однако у будущих специалистов, тренирующихся в видах спорта, развивающих преимущественно выносливость, физическая работоспособность с учетом индикаторов биологического возраста изучена еще недостаточно.
Под наблюдением находились 19–20-летние будущие специалисты мужского пола, выполняющие современные тренировочные нагрузки в видах спорта на выносливость (лыжники, бегуны на средние и стайерские дистанции и др.). В зависимости от степени физического развития анализировали абсолютные и относительные величины PWC170 с учетом общей обезжиренности массы тела (ОМТ). ОМТ определяли с использованием метода калиперометрии. С учетом общей массы тела анализ PWC провели у 344 курсантов-спортсменов при изменении суммарной степени физического развития через каждый балл (всего по восьми группам) (табл. 1).
Таблица 1
Данные PWC170 19–20-летних будущих специалистов, тренирующихся в видах спорта на выносливость (M±m)
Показатели |
Суммарная степень физического развития |
|||||||
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Абсолютная PWC170, Вт Относительная PWC170, Вт/кг |
128,5± 3,06 n=28 3,25± 0,04 |
139,8± 3,54 n=30 3,16± 0,05 |
149,1± 3,88 n=26 3,21± 0,06 |
160,7± 4,11 n=28 3,21± 0,07 |
187,5±3,32 n=72 3,40± 0,04 |
206,8± 2,91 n= 64 3,65± 0,04 |
225,5± 3,09 n=41 3,60± 0,04 |
252,2± 4,58 n=40 3,55+ 0,05 |
Результаты исследования и их обсуждение. Как видно из таблицы 1, физическая работоспособность курсантов-спортсменов, тренирующихся в видах спорта с преимущественным развитием выносливости, зависит от степени физического развития. Абсолютные величины данного параметра неуклонно увеличиваются с нарастанием и повышаются почти в 2 раза. Более выраженный прирост отмечается у оцениваемых по суммарной в 4 и более баллов по сравнению с менее подготовленными спортсменами. Относительные величины PWC на 1 кг ОМТ за период возрастают в значительно меньшей степени, чем абсолютные. При этом не всегда обнаруживается прямая связь между нарастанием и увеличением относительной работоспособности. Так, у будущих специалистов, находящихся на начальных стадиях физической подготовленности, по сравнению с менее зрелыми изучаемый параметр не только не увеличивается, но и имеет тенденцию к снижению, а с учетом ОМТ даже уменьшается. Так, у курсантов-спортсменов PWC составила 3,69±0,05 Вт/кг, у более зрелых, имеющих начальные стадии физической подготовленности, – 3,53±0,05 Вт/кг, что достоверно ниже (р<0,05). Прирост относительной величины PWC начинается на промежуточных стадиях физического развития. Наибольшим значение данного параметра оказалось на этапе перед завершением формирования физической активности с учетом как общей, так и обезжиренной массы тела. У последних величина PWC составила 4,0±0,6 Вт на 1 кг веса, что достоверно выше (р<0,01), чем у менее зрелых курсантов.
Из результатов корреляционного анализа (табл. 2) видно, что наиболее высокий уровень связей – у показателя времени преодоления экспериментальной полосы с качественными показателями мышц бедра и туловища.
Таблица 2
Коэффициенты корреляции показателя преодоления экспериментальной полосы препятствий (э. п/п) с качественными показателями основных групп мышц
Время преодоления э. п/п |
Рука (плечо) |
Нога (бедро) |
Подошвенные сгибатели стопы |
Становая сила |
Сгибатели туловища |
||||||||
Разгибатели |
Сгибатели |
Разгибатели |
Сгибатели |
||||||||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
I |
II |
|
-0,296 |
-0,408 |
-0,248 |
-0,232 |
-0,481 |
-0,558 |
-0,480 |
-0,419 |
-0,350 |
-0,440 |
-0,577 |
-0,435 |
-0,611 |
Примечание: I – абсолютная сила, II – стартовая сила (р<0,05).
Причем при высоких корреляционных связях показателя времени преодоления полосы с показателями абсолютной и стартовой силы мышц-разгибателей ноги достаточно высокие корреляционные связи имеют и аналогичные показатели мышц-сгибателей ноги. Наиболее высокие коэффициенты корреляции у качественных показателей мышц туловища.
В подборе специальных средств большую помощь могут оказать результаты сравнения коэффициентов корреляции абсолютной и стартовой силы по каждой группе мышц. Так, у мышц-разгибателей руки коэффициент корреляции стартовой силы существенно выше, чем абсолютной. То же можно сказать о мышцах-разгибателях ноги и подошвенных сгибателях стопы, а также о сгибателях туловища.
Принимая во внимание определенную разницу тесноты связи, можно утверждать, что профессионально важными являются как скоростные способности этих групп мышц, так и собственно силовые способности. У мышц же сгибателей ноги большую величину имеет коэффициент корреляции показателя абсолютной силы и достаточно высок коэффициент корреляции стартовой силы, т.е. для этих групп мышц при некоторой разнице в тесноте связи также важна многосторонняя направленность в развитии.
Таким образом, анализ корреляционной матрицы позволил определить характер и наиболее профессионально важные особенности скоростно-силовой подготовленности, что и является основой для подбора специальных средств скоростно-силовой подготовки.
Упражнения, позволяющие дифференцированно развивать определенные группы мышц, выдерживая необходимую качественную направленность в их развитии, были объединены в следующие группы: прыжки малой, средней и высокой интенсивности; силовые упражнения с партнером общего и локального плана; специальные беговые упражнения с акцентированной направленностью воздействия в каждом на определенную группу мышц. Большая часть упражнений была направлена на развитие мышц нижних конечностей и туловища.
Эффективность экспериментальных средств определялась путем проведения 14-недельного сравнительного педагогического эксперимента. По его окончании была выполнена контрольная проверка. Экспериментальная группа по сравнению с контрольной показала более высокие результаты в преодолении полосы препятствий: 45,07±8,4 и 54,41±6,75 соответственно (различия достоверны).
Выводы. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы. Эффективными средствами физической подготовки будущих специалистов к службе в органах внутренних дел являются упражнения интенсивного общего и локального характера с акцентом на преимущественное развитие наиболее профессионально важных групп мышц:
1) прыжки: малой интенсивности (сложнокоординационные прыжки на месте); средней интенсивности (многоскоки с ноги на ногу на одной ноге, на двух ногах); высокой интенсивности (спрыгивания с возвышений более 2 м);
2) силовые упражнения с партнером: общего плана (приседания с партнером на плечах, выходы на возвышение, переходы с ноги на ногу); локального плана (упражнение с партнером для укрепления задней поверхности бедра лежа, упражнение для укрепления голеностопа);
3) специальные беговые упражнения (бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, бег, не сгибая ног в коленях, и др.) [9].
Тренировочные упражнения целесообразно включать не только в урочные занятия по физической культуре, но и в утреннюю физическую зарядку и индивидуальные занятия.
Итак, оценка степени физического развития спортсменов-курсантов, тренирующихся на выносливость, дает возможность прогнозировать тенденцию развития физической работоспособности, выявлять более или менее благоприятные периоды для ее развития. Эти данные необходимо использовать как при отборе, так и при управлении тренировочным процессом в воспитании надежности в действиях будущих специалистов.
Библиографическая ссылка
Тюкин В.Г., Попова Н.В. СПЕЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ВОСПИТАНИЯ НАДЕЖНОСТИ В ДЕЙСТВИЯХ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31310 (дата обращения: 16.09.2024).