Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,120

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИИ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Бондарев П.Б. 1 Конкина А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Толерантность личности в современном мире с высоким уровнем неопределенности выступает важным компонентом общественного развития. Определено социально-психологическое содержание толерантности как профессионально важного качества в профессиях социономического типа. В статье обоснована необходимость организации развития толерантности студентов, осваивающих социономические профессии, в образовательном процессе вуза. На сегодняшний день функцию развития толерантности студентов система высшего образования осуществляет недостаточно эффективно. Выявлены и описаны характеристики образовательной среды вуза, ориентированной на развитие толерантности студентов: цели, содержание и технологии обучения учитывают особенности социономических профессий и ориентированы на содействие активному социальному взаимодействию участников образовательного процесса, а преподавательский состав проявляет толерантную позицию в образовательном процессе. Студенты рассмотрены как субъекты образовательного взаимодействия, активизирующие элементы образовательной среды и тем самым конструирующие ее для себя. В эмпирическом исследовании проверялась гипотеза о том, что развитие толерантности у обучающихся, осваивающих социономические профессии, будет более успешным в образовательной среде, ориентированной на организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса. Было выявлено, что более высокие значения показателей развития толерантности имеют студенты, обучающиеся в образовательной среде, в которой реализована более активная и проблемно-ориентированная модель обучения и более выражена толерантная позиция участников образовательного взаимодействия.
высшее образование
развитие толерантности студентов
социономические профессии
образовательная среда
социальное взаимодействие
1. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска / под ред. Ю.П. Зинченко, А.В. Логинова. М.: ФИРО, 2011. 608 с. 2. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2003. № 1. С. 3–10.
2. Психология труда, инженерная психология и эргономика / под ред. Е.А. Климова, О.Г. Носковой, Г.Н. Солнцевой. М.: Издательство Юрайт, 2015. 618 с.
3. Третьякова В.С. Социономические профессии в парадигме социопсихологических требований к субъекту профессиональной деятельности // Акмеология профессионального образования: материалы 14-й Всероссийской научно-практической конференции (14–15 марта 2018 г., Екатеринбург). Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. С. 151–156.
4. Кисляков П.А. Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу // Экология человека. 2017. № 4. С. 42–50.
5. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2. С. 1–12.

В последние десятилетия проблематика развития толерантности в образовательном процессе приобретает все большую актуальность, что выразилось в увеличении количества и усложнении содержания социальных и психолого-педагогических исследований толерантности. Повышенный интерес к изучению этой темы объясняется произошедшим в первые десятилетия XXI в. всплеском актов терроризма, широким распространением межнациональной и межрелигиозной нетерпимости.

Анализ материалов межвузовских конференций по проблемам формирования толерантности и профилактики экстремизма, которые в последние годы активно проводились в нашей стране, показывает, что функцию развития толерантности студентов система высшего образования реализует недостаточно эффективно. Процесс формирования у обучающихся толерантности в практике вузовской подготовки осуществляется в основном стихийно. Среди работ, направленных на изучение формирования толерантности студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе, следует особо отметить работы академика РАО Б.С.Гершунского [1]. Вместе с тем он проблему развития толерантности обучающихся рассматривает в общем виде, акцент исследования смещен на изучение толерантности как необходимого качества преподавателей вузов.

В психологических работах, посвященных изучению толерантности, она рассматривается в качестве особой характеристики межличностного взаимодействия, которое проявляется в доброжелательности к иному и признании прав других, безусловном принятии человека как ценности. Содержание толерантного поведения составляют ориентация личности на диалог и сотрудничество, взаимоуважение и взаимопонимание сторон, а также принятие различий в ценностях или их интерпретации. Эти черты толерантности имеют значение для любого человека, но особую ценность представляют для студентов, осваивающих социономические профессии. Для них толерантность становится не только важным личностным, но и необходимым профессиональным качеством. Однако исследований, которые связывали бы между собой проблему развития толерантности и обучение студентов, осваивающих социономические профессии, практически не проводилось.

Цель исследования: исследовать особенности развития толерантности у студентов, осваивающих социономические профессии, в условиях их обучения в образовательных средах, имеющих различия по показателям, характеризующим взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Материал и методы исследования

Понятие «толерантность» происходит от латинского слова tolerantia, что буквально означает «терпение». Известный психолог Ю.П.Зинченко рассматривает толерантность как «механизм поддержки и развития разнообразия сложных систем, обеспечивающий расширение диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях и их устойчивость» [2, с. 7]. Толерантность личности в мире неопределенности, которая выступает важной характеристикой общественного развития в XXI в., положительно коррелирует с ее критическим мышлением – готовностью человека логично мыслить, критически относиться к оценочным суждениям, делать собственные выводы и заключения. Человек, толерантный к неопределенности, чувствует себя более уверенно и способен принимать на себя ответственность, не опасаясь возможной неудачи.

К профессиям социономического типа в системе классификации профессий Е.А.Климова [3, с. 82] отнесены профессии субъект-субъектного типа, т.е. те профессии, в которых основным объектом исследования и деятельности выступают люди разного возраста и социальные общности. Целью профессиональной деятельности представляется оказание содействия в разрешении разнообразных проблем другого человека (социальной общности). Содержанием становятся реабилитация и развитие основных социальных функций личности, ее интеграция в деятельность во всех сферах жизни общества. Области профессиональной деятельности: образование, социальная защита; здравоохранение; культура и т.п. Предметом социономических профессий выступают обучение, воспитание, социализация; индивидуально-личностное развитие и т.п.

Эти профессии являются социально-коммуникационными, они глубоко проникают в межличностное пространство. В их рамках предполагается формирование поддерживающих и помогающих отношений с другим человеком на основе толерантности. В.С.Третьякова отмечает, что для этих профессий «характерно оказание помощи одного человека другим людям в организации лучшей жизнедеятельности, развитии, личностном росте, в умении ладить с другими людьми», при этом «помогающая деятельность становится главным элементом профессиональной деятельности» [4, с. 152–153].

Студенческий период жизни является сензитивным для развития основных способностей человека в аспекте социономического типа деятельности. В процессе обучения в вузе формируется социально-ориентированный способ мышления, происходит развитие личностной толерантности. Как результат специально организованного обучения толерантность формируется под влиянием множества психолого-педагогических факторов и социальных переменных. Через них развивается направленность личности на толерантное социальное взаимодействие.

При традиционном подходе к вузовскому обучению основной целью является формирование сумм профессионально адаптированных знаний, умений и навыков. Так, объективно не способствуют, а часто препятствуют развитию толерантности многие компоненты традиционного содержания и технологий высшего образования. В вузовских учебниках практически отсутствует информационный материал, иллюстрирующий роль взаимопонимания, сотрудничества, взаимодеятельности, веротерпимости, добра, диалога в развитии личности, культуры и общества. Распространенные практики обучения в вузе, использующие традиционные формы монологического чтения лекций и их пересказа на семинарах, чтение рефератов, письменные опросы, пересказ студентами учебников, также не способствуют, а, скорее, препятствуют развитию компонентов толерантного сознания.

Специальная организация университетской среды, ориентированная на развитие толерантности студентов, затрагивает все ее структурные элементы. Для реализации такого подхода принципиальными становятся вопросы, касающиеся возможности самоопределения студентов, их развития по индивидуальной образовательной траектории, построения маршрутов собственного профессионального роста. П.А.Кисляков отмечает, что «обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы образовательной среды и тем самым конструирует ее для себя. При этом у него формируется некий образ среды…, который дает ему возможность действовать определенным образом» [5, с. 44].

Изменения, которые должны произойти в вузе, прежде всего, затрагивают формы и методы организации занятий – обучение приобретает практическую направленность, происходят разработка индивидуальных образовательных маршрутов, интеграция различных видов самостоятельной деятельности, пути получения знаний – самообразование, свободный доступ к информационным ресурсам; реализуются новые подходы к оценке деятельности студентов – накопительная кредитно-зачетная система, портфолио, рефлексия деятельности, рейтинговая оценка; происходит гуманизация взаимодействия студентов и преподавателя, предполагающая построение доброжелательных взаимоотношений.

Особое значение приобретает использование в учебном процессе интерактивных форм и методов обучения. Термин «интерактивное обучение» происходит от английского слова interaction, означающего взаимодействие. Интерактивность как подход в настоящее время проникает в высшее образование, преподаватель сосредоточен на организации процесса взаимодействия, создании условий для инициативы студентов. Ю.В.Гущин отмечает, что «интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта» [6, с. 2]. При таком подходе знание не «дается» студентам извне, а добывается ими в совместной деятельности. В соответствии с этим в практику обучения целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие развитию личностной толерантности студентов посредством организации видов деятельности, активизирующих процессы развития рефлексии, направленных на выявление у субъектов образования их потребностей в организации процесса социального взаимодействия, на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности.

Помимо организации образовательного процесса, фактором, влияющим на развитие толерантности студентов, является наличие толерантной позиции педагогов. При этом требования к толерантной позиции и коммуникативной компетентности преподавателя возрастают, так как именно он является носителем норм эффективного коммуникативного поведения. Преподаватель может пробудить мотивацию обучающегося к саморазвитию, поддержать его инициативу и проявления толерантности, организовать общение.

Гипотеза эмпирического исследования заключалась в предположении, что развитие толерантности у студентов, осваивающих социономические профессии, будет более успешным в образовательной среде, имеющей более высокие значения показателей, характеризующих взаимодействие субъектов образовательного процесса: 1) цели обучения в вузе учитывают характерные психологические особенности социономических профессий; 2) содержание обучения включает в себя информационный материал, раскрывающий роль взаимопонимания, сотрудничества, открытости, диалога в освоении профессионально важных качеств социономического типа; 3) применяемые технологии обучения обеспечивают активность позиции обучающихся и социально ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса; 4) профессорско-преподавательский состав проявляет собственную толерантную позицию в образовательном процессе.

Методы исследования: метод экспертной оценки студентами образовательной среды вуза, тестирование, сравнительно-сопоставительный анализ данных.

Методики исследования: «Экспертная карта оценки образовательной среды вуза» (Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова), тест-опросник «Социально-коммуникативная компетентность» (Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк), экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова).

Эмпирическое исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе исследования, на базе факультета управления и психологии и факультета истории, социологии и международных отношений ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» для участия в исследовании были выбраны 2 группы студентов: 25 студентов 4-го курса направления 39.03.02 Социальная работа (квалификация – «бакалавр») и 33 студента 4-го курса направления 44.03.05 Педагогическое образование (квалификация – «специалист») ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».

На втором этапе студентами выбранных групп заполнялась «Экспертная карта оценки образовательной среды вуза» Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой (адаптированная нами под задачи исследования). Проводился анализ особенностей характеристик образовательной среды указанных факультетов в части наличия признаков толерантной образовательной среды.

На третьем этапе исследования студентами выбранных групп изучались показатели толерантности с помощью опросников «Социально-коммуникативная компетентность» Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк, «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой.

На четвертом этапе исследования были выявлены особенности развития толерантности у студентов выбранных групп, обусловленные различиями образовательных сред факультетов по показателям, характеризующим взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе методики «Экспертная карта оценки образовательной среды вуза» Д.А.Иванова, К.Г.Митрофанова, О.В.Соколовой была выявлена и проанализирована направленность образовательной среды вуза на развитие толерантности студентов, осваивающих социономические профессии, на факультете управления и психологии и факультете истории, социологии и международных отношений ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». Вопросы методики были направлены на характеристику образовательного взаимодействия студентов и преподавателей в рамках лекционной и семинарской форм обучения, выявление проблемно-диалогического компонента в содержании учебников, особенностей применения активных и интерактивных методов обучения, наличия толерантной позиции у участников педагогического взаимодействия.

Были получены результаты, представленные в таблице 1 (исследование не было направлено на сравнение качества образования на разных факультетах, поэтому в дальнейшем выбранные факультеты будут условно обозначаться как факультет «А» и факультет «Б»).

Таблица 1

Средние значения (в баллах и процентах от максимальных значений) оценки студентами выраженности показателей толерантности образовательной среды

Показатели толерантности образовательной среды

Оценка студентов факультета «А»

Оценка студентов факультета «Б»

Максимально

возможные значения

1. Лекции (проблемно-диалоговые/монологовые)

 

8,75

13

20

43,75%

65%

100%

2. Семинары (активного/пассивного типа)

 

9,75

16

20

48,75%

80%

100%

3. Учебники (проблемное изложение/трансляция ЗУН)

 

12,5

12

20

62,5%

60%

100%

4. Применение в образовательном процессе активных и интерактивных методов обучения (да/нет)

15,75

16,5

35

45%

47,15%

100%

5. Толерантная позиция участников образовательного взаимодействия (проявляется/не проявляется)

15

18

25

60%

72%

100%

6. Итоговые значения выраженности показателей толерантной образовательной среды

61,75

75,5

120

51,46%

62,92%

100%

 

Таким образом, по показателям «ориентация учебников на трансляционное или проблемное изложение содержания» и «применение в образовательном процессе активных и интерактивных методов обучения» существенных различий в оценках студентов факультетов «А» и «Б» не было выявлено (в рамках статистической погрешности).

По показателям «проблемно-диалоговое изложение лекций», «проведение семинаров активного типа» различия в оценках студентов факультетов «А» и «Б» составили 21,25% и 31,25% соответственно, что характеризует существенные особенности в организации лекционно-семинарской формы проведения занятий. На факультете «Б» создана и реализуется более активная и проблемно-ориентированная модель обучения.

Показатель «толерантная позиция участников образовательного взаимодействия» в оценках студентов факультетов «А» и «Б» отличается на 12% с более выраженной степенью толерантности в оценках студентов факультета «Б».

Соответственно, итоговые средние значения выраженности показателей толерантной образовательной среды данных факультетов также различаются, и в оценках студентов факультета «Б» они оказались выше на 11,46%.

Затем у студентов, обучающихся на социономические профессии на факультетах «А» и «Б», изучались показатели толерантности с применением опросника «Социально-коммуникативная компетентность» Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк, «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой. В оригинальной методике СКК Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк шкалы «толерантность» и «фрустрационная толерантность» являются обратными – меньшее количество набранных баллов характеризует более высокий уровень толерантности. Для удобства представления материалов мы зеркально перевернули полученные значения, шкалы были преобразованы в прямые. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения показателей толерантности студентов, осваивающих социономические профессии

Показатели толерантности студентов, осваивающих социономические профессии

 

Студенты факультета «А»

Студенты факультета «Б»

Максимально

возможные значения

1. Толерантность

(СКК Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк)

25

31

60

41,7%

51,7%

100%

2. Фрустрационная толерантность

(СКК Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк)

31

35

60

51,7%

58,3%

100%

3. Индекс толерантности

(Г.У. Солдатова)

78

90

132

59%

68,2%

100%

4. Итоговые значения выраженности показателей толерантности студентов

134

156

252

53,17%

61,9%

100%

 

Данные эмпирического исследования показывают, что толерантность у студентов, обучающихся на факультете «А», по шкалам «фрустрационная толерантность» и «индекс толерантности» находится на среднем уровне, а по шкале «толерантность» – ниже среднего. У студентов, обучающихся на факультете «Б», показатели толерантности по всем шкалам находятся на уровне выше среднего. Итоговые значения показателей толерантности студентов, обучающихся на факультетах «А» и «Б», показали различие на 8,73%.

Проведенное исследование выявило наличие устойчивой тенденции связи более высоких значений показателей развития толерантности у студентов, осваивающих социономические профессии, с их обучением в условиях образовательной среды факультета, имеющей более высокие значения показателей, отражающих взаимодействие субъектов образовательного процесса, а именно: более активная и проблемно-ориентированная модель обучения и более выраженная толерантная позиция участников образовательного взаимодействия.

Выводы

В теоретической части работы обоснована необходимость развития толерантности как профессионально важного качества у студентов, осваивающих социономические профессии. При этом реализация устаревшей модели высшего образования, ориентированной на трансляцию традиционного содержания и применение репродуктивных технологий обучения, объективно не способствует, а часто препятствует развитию толерантности обучающихся. На развитие толерантности студентов направлена образовательная среда вуза, в которой цели, содержание и технологии обучения учитывают характерные психологические особенности социономических профессий и ориентированы на содействие активному социальному взаимодействию участников образовательного процесса, а преподавательский состав проявляет толерантную позицию в образовательном процессе.

Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о том, что развитие толерантности у студентов, осваивающих социономические профессии, будет более успешным в образовательной среде вуза, имеющей более высокие значения показателей, характеризующих взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Проведенное исследование обладает практической значимостью. Подобранные в работе диагностические методики, направленные на выявление уровня толерантности студентов, и экспертная карта оценки толерантно ориентированной образовательной среды вуза могут использоваться в процессе формирования и оценки развития толерантности студентов, осваивающих социономические профессии.


Библиографическая ссылка

Бондарев П.Б., Конкина А.В. РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИИ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31309 (дата обращения: 03.02.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.685