Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,120

АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК ВОСПИТАНИЯ

Разумовская Т.В. 1
1 ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой»
Статья посвящена анализу зарубежных и отечественных теоретических и практических источников по проблемам изменений в воспитании, в ней проводится анализ инновационных практик воспитания во Владимирской области за последние 10 лет. Рассматривались вопросы: какие новшества в практику воспитания были привнесены в последние 10 лет; какие изменения претерпела воспитательная практика? Инновация в воспитании понимается как принципиально новый подход на основе идеи, которая значительно меняет сложившиеся воспитательные технологии, предполагает обновленный тип школьной организации и воспитательной системы школы в целом. Сущность инновационной практики воспитания рассматривается как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств (по А.В. Хуторскому). Для инновационной практики воспитания характерно введение новых целей, содержания, методов, средств и форм воспитания, технологий организации совместной деятельности учителя, классного руководителя, воспитанника, родителей и социума. Структура инновационной практики воспитания рассматривается через структуру воспитательного процесса (в рамках научной школы Л.И. Новиковой), которая представлена относительно самостоятельными, но взаимодействующими и взаимозависимыми элементами (компонентами): целевым, содержательным, операционно-деятельностным (процедуры по воспитанию и взаимодействию участников процесса), результативным (оценка и анализ эффективности воспитания). Анализ инновационных практик воспитания, выделенных из разных источников, проведен на основе определения общего, особенного единичного (индивидуального). Анализ состояния инновационных практик воспитания в школах Владимирской области позволил дифференцировать эти практики по уровням соответствия современным вызовам времени.
инновационная практика воспитания
структура инновационной практики воспитания
целевой компонент
содержательный компонент
операционно-деятельностный компонент
результативный компонент
воспитательная система
воспитательное пространство
1. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. С. 270-275.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 22 марта 2019 г. № 21н «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72487934/ (дата обращения: 09.11.2021).
3. Инновационная деятельность в образовании. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/innovatsionnaia-deiatelnost-v-obrazovanii.html (дата обращения: 09.11.2021).
4. Селиванова Н.Л. Введение инноваций в воспитательную систему образовательного учреждения на основе исследовательской деятельности педагогов-практиков // Грани познания. 2013. № 4 (24). С. 99-104.
5. Модели инновационных практик воспитания: от теории к реализации / Под ред. канд. пед. наук Поляковой В.А. Владимир: ВИРО, 2014. С. 5-9; 9-15; 95-97.
6. О внедрении примерной программы воспитания в общеобразовательные организации и основных задачах воспитательной деятельности на 2020-2021 учебный год. [Электронный ресурс]. URL: http://bsk.edu22.info/images/sampledata/doc/005z.pdf (дата обращения: 09.11.2021).
7. Примерная программа воспитания, Москва 2020. С. 4-5. [Электронный ресурс]. URL: https://akr.gppc.ru/wp-content/uploads/2020/06/Primernaya-programma-vospitaniya_2020.pdf (дата обращения: 09.11.2021).
8. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха /пер. с англ. Ч. Фадель, [предисл. А. Асмолова]. М.: Точка, 2018. 240 с.
9. OECD. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/education/2030-project/about/ (дата обращения: 09.11.2021).
10. New Vision for Education Unlocking the Potential of Technology. [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_New-VisionforEducation_Report2015.pdf. (дата обращения: 09.11.2021).
11. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра: предвар. выводы междунар. докл. о тенденциях трансформации шк. образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
12. Добрякова М.С., Юрченко О.В., Новикова Е Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. М.: НИУ ВШЭ, 2018 72 с.
13. Кондаков А. Образование: время перемен. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/32184471-Obrazovanievremya-peremen-aleksandr-kondakov-prezident-oooinstitut-mobilnyh-obrazovatelnyh-sistem-d-p-n-chlenkorrespondent-rao.html (дата обращения: 09.11.2021
14. Основы моделирования инновационных практик воспитания в условиях введения ФГОС: коллективная монография / Под научной редакцией кандидата педагогических наук В.А. Поляковой. Владимир: ВИРО, 2015. С. 17.
15. Латышева Н.В., Максименко Н.Л. Проект «Формирование ценностно-смыслового пространства цифровой школы как условие личностного развития обучающихся» // Эффективное управление современной школой: проектный подход: итоги регионального конкурса инновационных проектов, Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2021. С. 33-38.

Время неумолимо диктует необходимость осмысления происходящих изменений в воспитании и развитии инновационной практики в этой сфере. Инновационная практика ‑ это не только создание, но и распространение новшеств ‑ изменений, которые вносят сущностный характер в образ деятельности и стиль мышления (А.И.Пригожин) [1, с. 270‑275]. Именно нововведение обеспечивает появление в воспитательной системе образовательной организации качеств, компонентов, связей, которых раньше не было.

На основные направления деятельности инновационных площадок (образовательных организаций) указывается в тексте приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2019 г. № 21н «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования», а именно:

«разработка, апробация и (или) внедрение:

‑ новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;

‑ примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях…» [2].

Сущность понятия «инновация в воспитании» мы будем раскрывать с позиций идей научной школы Л.И. Новиковой ‑ как принципиально новый подход на основе идеи, которая существенно меняет сложившиеся воспитательные технологии, привносит изменения в организацию школьной жизни и приводит к возникновению нового типа межличностных и межгрупповых отношений в воспитательной системе.

Инновационная воспитательная практика ‑ это, прежде всего, новация как «внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью» [3], которое отражает уровень интеллекта и творчества человека, вложенных в открытие, изобретение и рационализацию в виде новых идей, отличных от других. Внедрение инновационных практик в воспитание всегда характеризуется:

‑ появлением новых продуктов интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научным потенциалом;

‑ развитием новых личностных качеств субъектов, которые станут предметом совершенствования;

‑ популярностью новых технологий, направленных на повышение уровня творческого мышления воспитанников, их самостоятельности (таких как тренинговые формы, квест-игры, геймификация, воспитательные дела эмоционально-ценностного характера и др.). Однозначно, внедрение инновационных практик воспитания будет способствовать качественному изменению личности обучающегося.

Рассматривая инновационную деятельность в воспитании, Н.Л.Селиванова включает в это понятие творчество, свободу действий и определенную независимость от внешних управленческих рекомендаций. Присутствие инновационной деятельности в школе, активное включение в нее педагогов приводят к изменению характеристик психолого-педагогического климата. Вовлечение педагогов в исследовательскую деятельность определяет попытку осмысления новой ситуации, поиск путей повышения эффективности воспитания, постановку и апробацию новых целей и задач, проектирование решения возникающих проблем. Для получения значимого результата становятся определяющими исследовательские и творческие устремления педагогов, их коммуникативная компетентность и опыт организационной работы.

Н.Л.Селиванова описывает проблемы внедрения инноваций в воспитательную практику: неготовность педагогов к инновационной деятельности, низкая мотивация к достижению высоких результатов, невысокий уровень аналитических и рефлексивных умений, большие временные рамки инновационного процесса, низкий уровень управления воспитательным процессом [4].

Анализируя различные подходы к осмыслению понятий «инновация», «инновационный процесс в образовании и воспитании» (Т.И.Шамова, А.Н. Малинина, М.Х. Байбаевой, И.В.Бестужева-Лады, А.А.Бовина, Л.Е.Чередниковой, М.В. Кларина, М.С.Бургина, В.И.Загвязинского, С.Д.Полякова, В.М.Полонского, М.М.Поташника,Н.Р. Юсуфбековой, И.П.Подласого, В.А.Сластенина, А.В. Хуторского, Г.Ю. Беляева, Н.Л. Селивановой и др.), мы определили сущность понятия «инновационная практика воспитания» как комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств (по А.В. Хуторскому). Она предполагает введение чего-либо нового ‑ целей, содержания, методов, средств и форм воспитания, технологий организации совместной деятельности учителя, классного руководителя, воспитанника, родителей и социума [5, с. 5‑9].

Какие новшества в практику воспитания были привнесены в последние 10 лет? Какие изменения претерпела воспитательная практика в школе?

Основательные изменения заданы государственной политикой страны в сфере воспитания, в которой с 2012 г. появилось несколько развивающих инициатив. Так, в новые государственные федеральные стандарты начального общего, основного общего, среднего общего образования были включены вопросы воспитания. С 2015 г. реализуется Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., в которой приоритетной задачей воспитания становится «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

В октябре 2015 г. создана общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», работа которой призвана повысить эффективность патриотического воспитания, формирования ответственности и уважительного отношения к миру, открыть обучающимся новые возможности самореализации (указ Президента РФ № 536 от 29 октября 2015 г.).

В конце июля 2020 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся». Данный Закон утверждает единую систему организации воспитания в образовательных организациях, определяя программу воспитания составной частью общеобразовательных программ.

Какие именно изменения внесены в воспитание обучающихся?

Во-первых, расширяется само понятие «воспитание» в соответствии с трактовкой Стратегии развития воспитания в РФ.

Во-вторых, образовательным организациям всех уровней предписано максимально обеспечить решение задач воспитания через: учебные программы (воспитание на уроке), программы внеурочной деятельности (на занятиях и событиях вне урока) и дополнительного образования (на занятиях и мероприятиях), программы воспитательной работы классных руководителей (в жизни классных коллективов, индивидуальной работе, работе с родителями), создание развивающей воспитательной среды (оформление аудиторий, пространств образовательных организаций, обновление оборудования и средств) [6].

В-третьих, в соответствии с поправками к Федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2021 г. в школах России обновляется система организации воспитательной работы ‑ вводится новый формат Программы воспитания как части общеобразовательной программы [6].

Изменения в программе воспитания коснулись целей, условий, форм осуществления воспитательного процесса и управления им в образовательной организации:

1) новый формат программы воспитания определяет личностное развитие обучающихся как единую цель воспитания во всех общеобразовательных организациях, которое может быть обеспечено: в усвоении ими социально значимых знаний, развитии их социально значимых отношений, приобретении опыта осуществления социально значимых дел (т.е. опыта поведения, соответствующего социальным нормам и ценностям, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике) [7, с. 4‑5];

2) новые цели воспитания направлены на приобщение к национальным базовым ценностям, выделенным во ФГОС и «Примерной программе воспитания обучающихся» с учетом современных социально-экономических условий, вызовов общества, целей и задач трансформации экономики страны;

3) воспитание рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность воспитуемого, а как своеобразное педагогическое взаимодействие с ней, т.е. в воспитании получают приоритетность субъект-субъектные отношения;

4) главным ориентиром воспитания остается национальный воспитательный идеал России, обоснованный с учетом изменившейся образовательной ситуации;

5) воспитание признается ведущим приоритетом в образовательном пространстве;

6) ожидаемые результаты ФГОС (предметные, метапредметные и личностные) и «Примерной программы воспитания обучающихся» могут быть получены только в процессе обновленного содержания воспитания, скорректированного на новые цели и ориентиры [5, с. 9‑15].

На трансформацию воспитания оказывает влияние цифровизация, которая влечет за собой изменения практики воспитания под воздействием цифровых технологий и средств (Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко, М.С. Кудлаев, Ньюфелд Гордон).

Мы не можем игнорировать выводы глобального международного проекта «Образование-2030» [8, 9] и рекомендации Всемирного экономического форума 2015 г. Отчет «Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий» (New Vision for Education) [10] определил приоритетные компетенции, которые будут иметь решающее значение для обучающихся в создаваемом будущем, ‑ это три группы навыков: базовая грамотность (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, ИКТ-грамотность, культурная и гражданская), компетенции «4К» (креативное мышление, критическое мышление, коммуникативные навыки, командная работа/сотрудничество) и личностные качества (любознательность, инициативность, настойчивость, адаптивность, лидерство, социальная и культурная грамотность).

Новый взгляд на образование получил дальнейшее развитие в исследовании российских ученых Высшей школы экономики в проекте «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра» [11]. Опираясь на выводы ученых, проводивших это исследование, мы выделяем компоненты трансформации воспитания в новом целеполагании и ориентирах на универсальные навыки:

1) научить детей решать проблемы и принимать решения посредством развития критического и креативного мышления, что возможно через совместную коллективную, творческую деятельность в сотрудничестве и взаимодействии;

2) воспитать коммуникативную культуру через развитие эмоционального интеллекта, культуру мышления и речи в активном общении, событиях межвозрастного взаимодействия, освоении виртуального образовательного пространства;

3) воспитать гражданскую позицию, ответственность перед собой и окружающими, целеустремленность к самоопределению и самореализации через проектную, исследовательскую, волонтерскую деятельность [11].

Новые цели и ориентиры в воспитании всколыхнули организаторов инновационных воспитательных практик и обозначили проблему недостаточности рекомендательной методической базы и педагогического опыта. Но, тем не менее, на сегодняшний день запущены инновационные процессы в системах школьного образования и воспитания: в процессе пересмотра находятся как знания и умения (компоненты содержания образования), которые понадобятся обучающимся для достижения успеха, так и образовательные и воспитательные методики и способы развития соответствующих универсальных навыков [12].

В подтверждение новой тенденции А.М. Кондаков в работе «Образование: время перемен» наряду с ключевыми компетенциями обучающихся (самостоятельно добывать и критически оценивать информацию, овладеть навыками работы в команде, умением работать на результат и добиваться успеха) определяет приоритетность воспитания конкретных личностных качеств: лидерских, инициативности, ответственности, целеустремленности, силе воли. По мнению ученого, воспитание выпускника школы 2030 г. напрямую связано с организацией инновационной практики [13].

Анализ зарубежных и отечественных работ по проблемам изменений в воспитании (Дж. Кэролла, Б. Блума, Д. Хамблина, Г. Гейса, В. Коскарелли, М.И. Бочарова, Ю.Г. Коротенкова, А.В. Мудрика, Т.В. Регера, С.А. Смирнова, А.Н. Сафроновой, Н.О. Вербицкой, Н.А. Молчанова, Л.Б. Доржиевой) показывает, что с начала XXI в. практически все тенденции воспитательной практики связаны с разработкой новых или корректировкой традиционных подходов и технологий:

- произошла замена сущности воспитательного идеала с социально ориентированной на личностно ориентированную (и даже персонифицированную) ‑ первая тенденция;

- новые технологии в воспитательной практике (формирование компетентностей обучающихся, личностной, социальной и семейной культуры, коммуникативной культуры, духовно-нравственного воспитания) занимают свое место и реализуются рядом с устаревшими ‑ вторая тенденция;

- получила широкое признание идея воспитания успешного человека XXI в. с универсальными навыками коммуникации, критического и креативного мышления, кооперации (работе в команде и сотрудничеству), она входит в практику как отечественной, так и зарубежной школы ‑ третья тенденция;

- практически во всех программах воспитания нашли место ориентации на воспитание личностных качеств человека будущего: инициативности, любознательности, настойчивости, адаптивности, лидерства, глобальной грамотности ‑ четвертая тенденция;

- в содержании воспитания востребованными оказались целевые программы и проекты, открывающие возможности для самоактуализации и самореализации личностного потенциала обучающихся (психологических возможностей, духовно-нравственных ценностных ориентаций, развития эмоционального интеллекта и др.); включение их в преобразовательную деятельность ‑ пятая тенденция;

- в содержании воспитания нашли место идеи подготовки обучающихся к жизни в полиэтническом, мультикультурном мире ‑ шестая тенденция;

- активно развивается направление воспитания обучающихся в сетевом взаимодействии, мультимедийном пространстве школы, в условиях виртуального пространства, распространения технологий виртуальной и дополненной реальности ‑ седьмая тенденция.

Мы вынуждены констатировать, что новые практики воспитания вводятся медленно и редко разрабатываются с учетом региональных условий. В тексте нового стандарта и других актуальных документов говорится об изменениях в содержании, направлениях, условиях, формах, но нет ссылок на конкретные инновационные воспитательные технологии, нет предложений по проектированию инновационных практик воспитания с учетом привнесенных изменений.

В условиях перечисленных изменений воспитательная практика приобретает инновационный характер. Инновационная практика воспитания в школе получает развитие через осознание педагогами новизны образовательной ситуации и поиск путей ее изменения в содержании, средствах, методах и технологиях, которые позволят повысить эффективность воспитания.

В своем исследовании мы опираемся на ряд источников, отражающих развитие системы воспитания Владимирской области:

1) Программа развития воспитания в системе образования Владимирской области «Край Владимирский ‑ колыбель России» на 2017‑ 2025 гг.;

2) программы региональных инновационных площадок по воспитательным практикам с 2015 г. (37 программ из 118);

3) материалы региональных форумов, конференций по проблемам воспитания (региональная научно-практическая конференция «Управляем будущим» 2016 г., «Воспитание патриотов в поликультурном обществе» 2020 г. и др.) за последние 5 лет;

4) материалы региональных конкурсов по вопросам воспитания (региональный конкурс воспитательных систем образовательных организаций 2017 г., методических разработок «Воспитание: взгляд в будущее» 2020 г., «Воспитательная система школы: от теории к практике реализации» 2021 г.) и управленческих проектов («Секреты эффективного управления образовательной организацией»» 2018 г., «Эффективные решения в управлении современной образовательной организацией: проектный подход» 2021 г., номинация «Управление воспитательной системой школы» и др.);

5) материалы конкурса общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы 2015‑2020 гг.

Опираясь на методологию структурно-системного анализа, мы постараемся выделить в инновационных практиках воспитания общее, особенное и единичное (индивидуальное). Структуру инновационной практики воспитания мы рассматриваем через компоненты воспитательного процесса: целевой, содержательный, операционно-деятельностный (процедуры по воспитанию и взаимодействию участников процесса), результативный (оценка и анализ эффективности воспитания) [14, с. 17].

Направленность инновационных практик воспитания определяет целевой компонент, содержание которого задается целеполаганием. Требования стандарта и новой Программы воспитания цели воспитания и социализации обучающихся включают социально-педагогическую поддержку и сопровождение личностного развития будущего достойного и полноценного гражданина России.

Общим для целеполагания инновационных практик воспитания региона является ориентация на создание условий для личностного развития обучающихся (а иногда и всех субъектов воспитательного взаимодействия) через формирование компетентностей, личностной культуры, навыков проектирования и др. В большинстве своем задачи воспитания отражают личностно ориентированный характер, т.е. подход к воспитаннику как к субъекту собственного развития и взаимодействия:

- формирование образованной, нравственной личности, способной к саморазвитию, самовыражению и самопознанию;

- воспитание в каждом ребенке духовно-нравственной личности, которая бережно относится к миру культуры, природе, окружающим людям и самому себе;

- развитие креативности, творчества, культуры совершенствования интеллектуального развития и здоровья;

- развитие субъектности воспитанника, его готовности к самореализации и др.

Особенность составляют 62% инновационных практик воспитания, которые посвящены формированию социальных компетентностей: социально-трудовых, социальной активности, социальной культуры и социальной инициативы. В задачах мы находим направленность на:

- формирование гражданского самосознания,

- развитие партнерских отношений с родителями и общественностью, заинтересованными сторонами;

- сохранение исторической памяти среди подрастающего поколения;

- создание условий для формирования ценностного отношения к Родине, воспитание чувства гордости за страну, малую родину, город, в котором родился;

- развитие различных форм самоуправления: детского, родительского, управляющих советов;

- совершенствование работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

Заслуживают внимания ряд идей:

1) разработка механизма реализации воспитательного потенциала социума ‑ ценностной вертикали, которая позволяет эффективно формировать социальную культуру обучающихся в учебное и внеурочное время;

2) создание (моделирование и апробация) развивающей метапредметной среды, которая позволяет создать условия для успешного саморазвития, самосовершенствования и самореализации обучающихся в различных сферах жизнедеятельности;

3) создание условий для комплексной безопасности обучающихся, педагогов и сотрудников школы через формирование здоровьесберегающей среды как основы успешной реализации учебно-воспитательного процесса; формирование ценностного отношения к жизни и здоровью.

Индивидуальные (единичные) отличия инновационных практик воспитания стали появляться постепенно, медленно расширяясь и неуверенно заявляя о себе. Таких практик 4,3% из общего числа, их объединяет поиск путей (средств, форм, содержания, механизмов) формирования успешной личности. Ориентация на создание ситуаций успешности проектируется с учетом возрастных особенностей обучающихся, привлечения их к участию в социальных практиках и профессиональных пробах, создающих условия для эффективного творческого (креативного) развития.

Целеполагание этих практик основано на проектировании воспитательной системы нового типа, например содействие становлению воспитательной системы нового типа «Школа ‑ Издательский дом», реализация которой позволяет: развивать творческие способности всех участников через включение каждого в издательскую деятельность; развивать школьное самоуправление и детскую инициативу; расширить интеграцию в воспитательном пространстве сельского социума школы. Создание организации «Издательский дом» можно рассматривать как симбиоз просвещения и полиграфического производства, позволяющий формировать читательскую грамотность, осваивать способы командной работы, формировать опыт взаимодействия и коммуникаций, осваивать информационно-коммуникационные технологии.

Еще пример ‑ разработка модели Центра профессиональной идентификации обучающихся как условие успешной самореализации личности. Реализация такой цели рассматривается через:

- моделирование нового формата профориентации;

- конструирование среды, содействующей развитию сетевого и межведомственного взаимодействия, социального партнерства;

- разработку и апробацию механизмов профессиональной идентификации;

- совершенствование системы управления школой, кадровое и методическое обеспечение модели центра профессиональной идентификации;

- разработку и апробацию мониторинга результативности модели центра.

Одна из самых молодых практик с целеполаганием ‑ формирование ценностного воспитательного пространства цифровой школы как условия личностного развития обучающихся, которое реализуется через:

- разработку структуры ценностного воспитательного пространства цифровой школы на основе диагностики среды;

- создание пространства, объединяющего и обучающихся, и педагогов, и родителей через общие приоритеты и интересы;

- организацию межвозрастных сообществ воспитательного пространства для обретения школой индивидуального лица;

- разработку и апробацию программы жизнедеятельности пространства школы, определяющей его ценностно-смысловую направленность;

- организацию событийного взаимодействия всех участников воспитательного пространства как основы личностного развития и процесса интеграции усилий;

- подготовку педагогов к освоению новых ролей ценностно-смыслового пространства;

- введение в практику школы мониторинга результативности модели ценностного воспитательного пространства цифровой школы.

Актуальность целей и задач инновационных практик воспитания отражается в содержании ‑ оно содействует развитию личности, формированию таких качеств выпускника, которые позволят ему успешно выстраивать взаимоотношения с людьми, культурой, природой и самим собой. Как правило, присутствуют ориентиры на воспитание общих качеств личности, таких как: адаптивность; мобильность; готовность к самоопределению; ориентация на общечеловеческие ценности; физическое, духовное, нравственное и психологическое здоровье; способность к самостоятельному освоению знаний, гражданская активность, инициативность и ответственность.

Направленность на формирование таких качеств присутствует практически во всех практиках воспитания, так как она задана стандартом: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, здоровьесберегающее, социокультурное воспитание, работа с родителями.

Особенность составляют практики воспитания, реализующие редкие направления: медиакультурное, культуротворческое, эстетическое, правовое, культура безопасности, коммуникативная культура, экологическая культура, а также деятельность детских сообществ, добровольных общественных объединений.

Содержательный компонент инновационной практики раскрывают разноплановые целевые программы внеурочной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования: по здоровьесбережению, развитию лидерства, музейного дела, волонтерского движения, экологического воспитания, детского самоуправления, по работе с семьей и многие другие.

Содержательный компонент изменений в практиках воспитания с 2018 г. отличают программы модулей воспитания вариативных форматов: общешкольного проекта «Я в этом городе родился, я этот город знаю» (Стародворская школа Суздальского района), центра коворкинга «Волонтеры» (СОШ № 7 г. Муром), учебного профориентационного кластера «Школа будущего инженера УСТИНОВЕЦ» (СОШ № 23 г. Коврова), Детского общественного объединения «Великая Галактика» (сокращенно ДОО «ВеГа» (Панфиловская СОШ Муромского района)), детского общественного объединения «Школьное агентство социальных инициатив» (ШАСИ) (СОШ № 3 г. Вязники), проект «“4К” современного школьника: формирование навыков XXI в. во внеурочной деятельности» (СОШ № 9 г.Вязники) и ряд других.

Индивидуальность (единичность) инновационных практик воспитания региона представляют программы школьных воспитательных систем: «Территория успеха» с маршрутами «Активное добротворчество», «Восхождение к культуре», «Жизнь! Здоровье! Спорт!», «Курс профессиональной навигации» и др. («Лингвистическая гимназия № 23 им. А.Г. Столетова» г. Владимира), школьный проект «Школа ‑ Издательский дом» (Иванищеская СОШ Гусь-Хрустального района), школьный «МЕДИА-холдинг» (СОШ № 43 имени диктора Ю.Б. Левитана г. Владимира), «Школа социальной культуры» (СОШ № 28 г. Муром).

Перечисленные практики отличает системность в разработке целостной программы ценностно-ориентированной жизнедеятельности школы, в которой сохранены лучшие традиции, созданы условия для развития детских сообществ, реализации преобразовательной деятельности, социального партнерства, межвозрастного взаимодействия, формирования развивающей воспитательной среды.

Операционно-деятельностный компонент инновационных практик воспитания раскрывает процедуры взаимодействия участников воспитательного процесса. Общим для представленных практик является организационное взаимодействие на общешкольных праздниках и в ключевых общешкольных делах: фестивалях, турнирах, спортивно-оздоровительных мероприятиях, Днях здоровья, научно-практических конференциях, концертах и др. Вариативность видов деятельности имеет широкий диапазон: игры, конкурсы, проекты, викторины, соревнования, трудовые десанты, волонтерские акции, музейные выставки, экскурсии, походы. Вместе с тем в большинстве практик отсутствует целеполагание этих мероприятий на развитие субъектности, т.е. активности, инициативности, самостоятельного поиска, возможности самореализации.

Особенности в операционно-деятельностном компоненте составляют инновационные практики воспитания, которые отличает активный поиск новых форм и средств воспитательного взаимодействия. В целях самореализации для воспитанников создаются площадки (в некоторых практиках их называют коворкинг-центрами), где каждому появляется возможность попробовать свои силы, удовлетворить интересы, найти друзей, оказаться полезным и нужным для сообщества: «Музей», «Лаборатория», «Мастерская», «Газета», «Патруль», «Студия», «Клуб», коворкинг-центр «Кумир» (центр проектной деятельности на выбор: «Наш кумир ‑ герой войны», «Я ‑ бренд», клуб журналистов «Твой формат», «Команда Я, Ты, Он, Она!»).

Индивидуальность в операционно-деятельностном компоненте инновационных практик воспитания определяют технологии событийного подхода и межвозрастного взаимодействия, которые отличает высокий воспитательный потенциал. Основная идея в поддержке и сопровождении личностного развития заключается в межвозрастном взаимодействии детей, педагогов, родителей, всех заинтересованных лиц из социального окружения школы.

Например, система воспитания «Школа ‑ Издательский дом» строится на основе идей: деятельностного и событийного подходов, педагогики сотрудничества, успеха, заботы, музейной педагогики и теории организации исследовательской деятельности. Моделируются взаимодействие разновозрастных субъектов воспитательного пространства и все сферы жизни. Примерная структура «Издательского дома» практически копирует структуру крупного издательства. Каждый отдел или отдельный сотрудник ответственен за то или иное направление. Направления деятельности организуются на двух уровнях (для начинающих и продвинутых): 1) студии: самопознание, самореализация, проектирование успешности; 2) издательская деятельность (по отделам и мастерским). При получении опыта деятельности в Издательском доме каждый обучающийся собирает свой кейс. Организация деятельности носит модульный характер (1-й модуль на полугодие, два за год при соблюдении уровневости) [5, с. 95].

«Издательский дом» ‑ это не только место, в котором могут найти себя учащиеся, увлекающиеся журналистикой (согласитесь, их немного), а все жители «школьной страны». «Издательский дом» ‑ это место познания и реализации себя посредством получения начальных знаний и практического опыта в разных сферах деятельности, проектирования собственной успешности [5, с. 96‑97].

Еще один пример. В школе создан МЕДИА-холдинг ‑ открытая структура, в которой происходит постоянное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса. Организация МЕДИА-холдинга позволяет выстраивать деятельность обучающихся вокруг конкретных ценностей: самореализации, образования, любимой работы, престижа, известности, славы, творчества, коммуникации и ценностей, связанных с достижением успеха: денег, независимости, ощущения себя нужным и свободным. Таким путем расширяется и дополняется список ценностей, по которым школа уже работает в контексте ФГОС [15, с. 33‑38].

Школьный «МЕДИА-холдинг» ‑ это мультимедийное средство сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе через деятельность медиаактивов классов. Школьное медиаобразование выступает как особая педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии на основе формирования «Навыков XXI века». МЕДИА-холдинг ‑ это структура, которая занимается сбором позитивной и полезной информации, а также ее тиражированием в школьную жизнь через рекламу, новости, телепередачи, радиопередачи, газеты, журналы, листовки. «МЕДИА-холдинг» активно использует интерес современных детей к гаджетам и электронным технологиям и переносит его в продуктивное русло [15, с. 33‑38].

Оба примера иллюстрируют технологическое и методическое системное обеспечение развития личности как субъекта, включающего его готовность к смыслотворчеству, самоизменению, самообновлению, готовность к осознанному выбору и ответственности, гибкость в адаптации к быстро меняющемуся миру, инициативность и активность.

За последние 10 лет практически все инновационные практики воспитания в регионе были разработаны и апробировались как пути повышения качества образования; среди ожидаемых результатов ‑ предметные и личностные (формальные) достижения обучающихся.

Результативный компонент инновационных практик воспитания расширяет ряд особенностей: показатели уровня ценностного отношения (к Родине, природе, знаниям, людям и т.д.), занятость обучающихся, уровень социальной, личностной, семейной культуры (по требованиям к ожидаемым результатам ФГОС), метапредметные результаты (развитие универсальных учебных действий). И, наконец, индивидуальный результативный компонент появляется тогда, когда присутствует ориентация на воспитанность, развитие универсальных навыков XXI в., созданный благоприятный климат (атмосферу), освоенную воспитательную среду (и даже ценностно-смысловое пространство), удовлетворенность всех участников воспитательного процесса организацией жизнедеятельности школы.

Анализ источников о состоянии обновления практик воспитания в школах Владимирской области позволяет нам дифференцировать эти практики по уровням соответствия современным вызовам времени.

1-й уровень ‑ это практики индивидуального порядка, которые отвечают новым требованиям времени и тенденциям развития воспитания. Их отличают актуальность, инновационность, системность, оригинальность идей, новизна проектирования направлений воспитания. Таких практик мало, они единичны, но перспективны и вызывают интерес.

2-й уровень ‑ инновационные практики воспитания, которые характеризуют присутствие общих ориентаций на изменения, отдельных элементов нововведений в воспитании, поиск путей повышения эффективности воспитания в школе.

3-й уровень ‑ инновационные практики воспитания, ориентированные на освоение новых технологий, средств, идей, но с опорой на традиционные подходы и позиции. К сожалению, таких практик довольно много.

Завершая анализ и систематизацию инновационных практик воспитания, нельзя не вспомнить слова учителя Людмилы Ивановны Новиковой: «Воспитание успешно, если оно системно!» Именно системный подход выделяет практику воспитания в число ведущих инновационных практик.

Статья выполнена в рамках проекта РФФИ № 20-013-00611 А «Теоретические и методические основы проектирования инновационных практик воспитания»


Библиографическая ссылка

Разумовская Т.В. АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31295 (дата обращения: 27.01.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.685