Современный выпускник специалитета фармацевтического профиля – провизор должен быть конкурентоспособным в сфере своих профессиональных навыков и умений. В связи с этим рабочие программы специальных фармацевтических дисциплин должны быть максимально адаптированы с сохранением вариабельности к новым задачам интенсифицированного и компетентностно-ориентированного учебного процесса [1]. Дополнительно в процессе обучения необходимо учитывать инновационный вектор экономики, постулированный как неизбежность в современном мире, который требует наличия у специалистов-провизоров не просто суммы профессиональных знаний. Для успешного функционирования у выпускника-провизора за время освоения профильных дисциплин должны быть развиты, помимо профессиональных, его творческие способности и сформирован капитал личностной креативности: инициативность, самостоятельность, позволяющие реализовывать творческий подход к решению возникающих проблем и успешно решать задачу фармацевтического консультирования пациентов при применении лекарственных средств.
Вполне логично и целесообразно для достижения заданных результатов обучения использовать современные технологии образования, включающие в себя научно обоснованное построение курса дисциплины, использование активных методик и кейс-технологий. Сочетание указанных методов позволяет в процессе обучения в наибольшей степени смоделировать реальную практику работы провизора в современной аптеке и сформировать у студентов алгоритмы решения реальных задач в единстве с формируемой креативностью. В связи с этим актуальной педагогической проблемой является повышение уровня овладения профессиональными компетенциями, востребованными на современном фармацевтическом рынке, что достигается созданием практико-ориентированной подготовки в системе фармацевтического образования.
Среди общеизвестных профильных дисциплин по специальности «Фармация» нами особо выделена «Фармакогнозия», или лекарствоведение лекарственных средств природного происхождения. С одной стороны, более половины современных лекарственных средств имеют природный генезис и в общем являются предметом данной дисциплины. С другой стороны, фармакогнозия представляет собой взаимосвязанный комплекс теоретических знаний различных фундаментальных наук, таких как ботаника, химия, физика, и практических навыков. В рамках обучения по курсу фармакогнозии происходит подготовка выпускников как к практической деятельности провизора, так и к научно-исследовательской работе по данной научной дисциплине.
При разработке всего курса лекарствоведения природных средств мы исходили из того, что совокупность требуемых компетенций по вопросам фармакогнозии должна быть сформирована к моменту итоговой аттестации выпускника специалитета. Для эффективного формирования таких профессиональных компетенций на современном этапе требуется органичное сочетание традиционных и интерактивных технологий обучения студентов в условиях, максимально моделирующих реальные ситуации в практической работе провизоров.
Цель исследования: обобщение опыта формирования и использования практико-ориентированной системы подготовки провизоров, обеспечивающей формирование в результате обучения специалиста-провизора, готового к функционированию в условиях современного фармацевтического рынка.
Материал и методы исследования. Теоретический анализ научной литературы по теме, проведение практических, лабораторных и лекционных занятий со студентами 3–5-х курсов по дисциплине, разноуровневый контроль знаний студентов, анкетирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Необходимые компетенции были объединены в укрупненные группы компетенций:
– компетенции, обеспечивающие качество ЛРС и ЛРП;
– компетенции, обеспечивающие эффективность применения ЛРП.
С указанных позиций нами был разработан общий курс подготовки провизоров по компетенциям, связанным с фармакогнозией [2], временная схема которого приведена на рисунке 1.
Рис. 1. Временная схема организации курса «Фармакогнозия»
Как видно из представленной схемы, основной объем теоретических знаний и практических умений формируется в течение 5–7-го семестров. Главной целью обучения на этом этапе является накопление суммы компетенций категории «знать» и основных компетенций категории «уметь». Поставленная цель может быть достигнута при решении триединой задачи:
а) изучение природных источников биологически активных соединений, а также методов их стандартизации с целью обеспечения требуемого качества ЛРП;
б) изучение вопросов ресурсоведения ЛРС, а также способов заготовки сырья, обеспечивающих его качество;
в) изучение фармакотерапевтической классификации лекарственных растений и особенностей медицинского применения лекарственных препаратов из таких ЛР, обеспечивающих эффективность их применения врачами в рамках фитооздоровления и фитотерапии.
Таким образом, можно выделить в рабочей программе два крупных блока:
– 5-й, 6-й семестр – в рамках этого блока изучаются лекарственные растения, которые группируются по общности химической природы содержащихся в них БАС [3], в чем состоит главное отличие от имеющихся курсов данной дисциплины [4, 5];
– 7-й семестр посвящен изучению ЛРП и фитопрепаратов, которые группируются согласно общности их применения при группе близких нозологий.
Таким способом был сформирован следующий учебно-тематический план (табл. 1).
Таблица 1
Учебно-тематический план
№ |
Наименование тем (разделов) |
|
Семестр 5 |
||
1. |
Введение в дисциплину |
|
1.1. |
Тема 1. Лекарствоведение. Основные понятия и термины |
|
1.2. |
Тема 2. Краткий экскурс исторического развития фармакогнозии |
|
1.3. |
Тема 3. БАС лекарственных растений |
|
1.4. |
Тема 4. Биосинтез БАС |
|
1.5. |
Тема 5. Морфологический анализ различных групп ЛРС |
|
2. |
БАС основного метаболизма |
|
2.1. |
Тема 6. ЛР, содержащие полисахариды, макро- и микроэлементы |
|
2.2. |
Тема 7. ЛР, содержащие липиды, серосодержащие БАС и энзимы |
|
2.3. |
Тема 8. Качественный и количественный анализ БАС основного метаболизма |
|
2.4. |
Тема 9. ЛР – источники БАС основного метаболизма и ЛРП на их основе (контрольное занятие) |
|
3. |
БАС терпенового метаболизма |
|
3.1. |
Тема 10. ЛР, содержащие терпеноиды |
|
3.2. |
Тема 11. ЛР, содержащие сапонины |
|
3.3. |
Тема 12. ЛР, содержащие кардиостероиды |
|
3.4. |
Тема 13. Качественный и количественный анализ терпеноидов |
|
3.5. |
Тема 14. ЛР – источники терпеноидов и ЛРП на их основе (контрольное занятие) |
|
4. |
БАС фенольного метаболизма |
|
4.1. |
Тема 15. ЛР, содержащие простые и димерные фенилпропаноиды |
|
4.2. |
Тема 16. ЛР, содержащие циклизованные фенилпропаноиды и цианогликозиды |
|
4,3. |
Тема 17. ЛР, содержащие хиноиды |
|
4.4. |
Тема 18. Качественный и количественный анализ фенилпропаноидов и их производных |
|
4.5 |
Тема 19. ЛР – источники фенилпропаноидов и цианогликозидов и ЛРП на их основе (контрольное занятие) |
|
4.6. |
Тема 20. БАС со структурой дифенилалканоидов и флаванов |
|
Семестр 6 |
||
|
БАС фенольного метаболизма (продолжение) |
|
4.7. |
Тема 21. ЛР, содержащие флавоноиды, стильбены и ксантоны |
|
4.8. |
Тема 22. ЛР, содержащие производные флавана и полифенолы |
|
4.9. |
Тема 23. Стандартизация ЛРС, содержащего флавоноиды и полифенолы |
|
4.10. |
Тема 24. ЛР – источники дифенилалканоидов и флаванов и ЛРП на их основе (контрольное занятие) |
|
5. |
Эфирные масла и эфирномасличные растения |
|
5.1. |
Тема 25. ЛР, содержащие эфирные масла (ч. 1) |
|
5.2. |
Тема 26. ЛР, содержащие эфирные масла (ч. 2) |
|
5.3. |
Тема 27. Качественный и количественный анализ эфирных масел |
|
5.4. |
Тема 28. Эфирномасличные ЛР и ЛРП на их основе (контрольное занятие) |
|
6. |
БАС азотного метаболизма |
|
6.1. |
Тема 29. ЛР, содержащие алкалоиды |
|
6.2. |
Тема 30. Качественный и количественный анализ ЛРС, содержащего алкалоиды |
|
6.3. |
Тема 31. Алкалоидоносные ЛР и ЛРП на их основе (контрольное занятие) |
|
7. |
Лекарственное сырье (ЛС) нерастительного происхождения. Гомеопатическая фармакогнозия |
|
7.1. |
Тема 32. ЛС животного происхождения |
|
7.2. |
Тема 33. ЛС минерального происхождения |
|
7.3. |
Тема 34. Гомеопатическая фармакогнозия |
|
8 |
Пищевые растения, БАДы |
|
8.1. |
Тема 35. БАС пищевых растений |
|
8.2. |
Тема 36. БАДы и сборы ЛР |
|
8.3. |
Тема 37 ЛС нерастительного происхождения. БАДы. Сборы ЛР (контрольное занятие) |
|
9 |
Ресурсоведение ЛР и заготовка ЛРС |
|
9.1 |
Тема 38. Методы определения запасов ЛР |
|
Семестр 7 |
||
8. |
Фармакогностический анализ ЛРС и ЛРП |
|
8.1. |
Тема 39. Определение подлинности и доброкачественности измельченного ЛРП |
|
8.2. |
Тема 40. Определение подлинности и доброкачественности порошкованного ЛРП |
|
8.3. |
Тема 41. Анализ известного сбора лекарственных растений |
|
8.4. |
Тема 42. Анализ неизвестного сбора лекарственных растений |
|
9. |
Приемка ЛРС и ЛРП |
|
9.1. |
Тема 43. Приемка ЛРС |
|
9.2. |
Тема 44. Приемка ЛРП |
|
9.3. |
Тема 45. Товароведческий анализ ЛРП (контрольное занятие) |
|
10. |
Современные проблемы фармакогнозии |
|
10.1. |
Тема 46. Современные методы анализа природных БАС и стандартизации ЛРС |
|
11. |
Фармакотерапевтическая классификация ЛР. Лекарствоведение фитотерапии. Доказательная фитотерапия |
|
11.1. |
Тема 47. Основы доказательной фитотерапии |
|
11.2. |
Тема 48. Безопасность и эффективность лекарственных растений |
|
11.1. |
Тема 49. ЛРП, применяющиеся при заболеваниях дыхательной системы |
|
11.2. |
Тема 50. ЛРП, оказывающие влияние на пищеварительную систему |
|
11.3. |
Тема 51. ЛРП, оказывающие влияние сердечно-сосудистую систему |
|
11.4. |
Тема 52. ЛРП, обладающие диуретическим действием |
|
11.5. |
Тема 53. ЛРП, оказывающие влияние на эндокринную и нервную системы |
|
11.6 |
Тема 54. ЛРП, применяемые в косметологии и дерматологии |
|
11.7 |
Тема 55. ЛРП, применяемые в фитотерапии (контрольное занятие) |
|
12. |
Курсовая работа с элементами УИРС |
|
12.1 |
Тема 56. Защита курсовой работы |
|
13. |
Тема 57. Деловая игра «Фармакогнозия в практической работе провизора» |
|
Естественно, в соответствии с разработанным учебно-тематическим планом был разработан и лекционный курс дисциплины из 24 лекций. Для выполнения основных модулей в 5-м и 6-м семестрах нами разработаны фармакогностические практикумы, в которых студенты проводят самостоятельную работу перед занятиями и заполняют основные характеристики изучаемых ЛР, а на практических занятиях дополняют результатами определения диагностических признаков, химического состава, особенностями заготовки и фармакологического действия.
Указанный практикум разбит на 5 частей:
– часть 1 – биологически активные вещества основного метаболизма;
– часть 2 – биологически активные вещества терпенового метаболизма;
– часть 3 – биологически активные вещества фенольного метаболизма;
– часть 4 – эфирные масла;
– часть 5 – алкалоиды.
Занятия в 5–6-м семестрах строятся по однотипным модулям (табл. 2).
Таблица 2
Содержание типового модуля
№ |
Занятие |
Активность обучающегося |
1. |
Тема 10. ЛР, содержащие терпеноиды
Фармакогностический анализ ЛРС и производящих растений |
1. Изучает ЛР и ЛРС. Выявляет и фиксирует в практикуме диагностические признаки 2. Дополняет рабочую тетрадь по ЛР и ЛРС 3. Определяет микроморфологические диагностические признаки и зарисовывает их в практикуме |
2. |
Тема 11. ЛР, содержащие тритерпеноиды – сапонины
Фармакогностический анализ ЛРС и производящих растений |
1. Изучает ЛР и ЛРС. Выявляет и фиксирует в практикуме диагностические признаки 2. Дополняет рабочую тетрадь по ЛР и ЛРС 3. Определяет микроморфологические диагностические признаки и зарисовывает их в практикуме |
3. |
Тема 12. ЛР, содержащие тритерпеноиды – кардиостероиды
Фармакогностический анализ ЛРС и производящих растений |
1. Изучает ЛР и ЛРС. Выявляет и фиксирует в практикуме диагностические признаки 2. Дополняет рабочую тетрадь по ЛР и ЛРС 3. Определяет микроморфологические диагностические признаки и зарисовывает их в практикуме |
4. |
Тема 13. Качественное и количественное определение терпеноидов
|
– собеседование по теме – лабораторная работа – анализ результатов и оформление рабочей тетради – защита работы |
5. |
Тема 14. ЛР, источники терпеноидов и ЛРП на их основе |
– отвечает на вопросы билета; – диагностирует ЛР, ЛРС и примеси к ним – решает кейс |
В 7-м семестре модули строятся несколько иначе (табл. 3).
Таблица 3
Типовой модуль в 7-м семестре
№№ |
Занятие |
Описание активной работы |
1. |
Тема 50. ЛРП, оказывающие влияние на пищеварительную систему
|
1. Изучает ЛРС и изготавливаемые на его основе ЛРП. Классифицирует их по группам БАС 2. Дополняет конспект по ЛРП 3. Анализирует основные показания к применению, побочное действие и противопоказания к применению 4. Решает кейс |
Для формирования современных компетенций уровня «уметь» и особенно «владеть» традиционных лекций и лабораторно-практических занятий недостаточно. Учитывая их высокую эффективность, необходимо использовать симуляционные технологии [6, 7], а также технологии «Case-study» [8, 9].
В программе предусмотрено выполнение студентами самостоятельной учебно-исследовательской работы (УИРС [10]) на актуальную тему в области фармакогнозии. Результаты УИРС оформляются в виде курсовой работы с научным обобщением полученных результатов и последующей публичной защитой выполненной работы. Кроме того, в конце каждого модуля предусмотрено занятие по решению кейсов следующих видов.
1. В аптеке присутствует сбор из 5 видов ЛРС:
………………………..
Охарактеризуйте компоненты по отдельности, укажите связь химического состава и фармакологического действия. Укажите показания и противопоказания. Предложите критерии стандартизации сбора и методы определения показателей качества сбора.
2. По рекомендации врача-фитотерапевта мужчина пришел в аптеку, чтобы приобрести ЛРП. В аптеке этого препарата не оказалось.
Какое действие оказывает ЛР – источник получения данного ЛРП, для лечения каких патологий применяется?
Какую синонимическую или альтернативную замену может предложить провизор?
Укажите названия ЛРС, производящих растений и семейства на русском и латинском языках. Какие группы БАС обеспечивают проявление фармакологического эффекта?
3. В аптеке присутствует сбор из 5 видов ЛРС:
…………………..
Охарактеризуйте компоненты по отдельности, укажите связь химического состава и фармакологического действия. Укажите показания и противопоказания. Обоснуйте ответ. Укажите латинские названия производящих растений.
4. В аптечную организацию обратился пациент (женщина, 46 лет) с просьбой порекомендовать сбор при ОРВИ. При этом пациентка сообщила, что у нее астения.
1. Составить сбор (из 4 компонентов – ЛРС).
2. Указать на русском и латинском языках названия производящих ЛР, ЛРС и семейств.
3. Объяснить выбор компонентов (ЛРС). Определить значение каждого компонента в
составе лекарственного растительного препарата.
4. Определить суммарное фармакологическое действие лекарственного растительного
препарата.
5. Дать рекомендации по применению в домашних условиях (приготовление лекарственной формы).
6. Указать противопоказания и нежелательные лекарственные реакции при применении этого лекарственного средства.
Решение кейсов, моделирующих реальные ситуации в работе провизора по вопросам рационального применения, эквивалентной и обоснованной замены ЛРС в составе многокомпонентных фитопрепаратов с учетом нежелательных и аллергических реакций, проводится с разделением студентов на ролевые группы «пациент – посетитель аптеки», «провизор-первостольник» и преподаватель в роли заведующего аптекой.
Выводы
Предложена программа изучения фармакогнозии для уровня специалитета, в которой для достижения заданных результатов использована совокупность современных технологий образования. Сочетание методов позволяет в процессе обучения в наибольшей степени смоделировать реальную практику работы провизора в современной аптеке и сформировать у студентов алгоритмы решения реальных задач в единстве с формируемой креативностью.
Библиографическая ссылка
Круглов Д.С., Величко В.В., Прокушева Д.Л. ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ФАРМАКОГНОЗИИ ДЛЯ УРОВНЯ СПЕЦИАЛИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31294 (дата обращения: 07.10.2024).