Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО КЛУБА

Дударева Л.А. 1
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Статья посвящена проблеме формирования нравственных ценностей подростков младшего школьного возраста в инклюзивном образовании посредством работы детского клуба «Мы общаемся». В данной статье рассматриваются принципы духовно-нравственного развития в системе воспитания и образования в качестве развития и гармонизации личности ребенка через реализацию программы по формированию межличностных отношений подростков младшего школьного возраста с нормативным развитием и подростков младшего школьного возраста с особенностями развития здоровья. Наряду с этим в статье освещается проведённый анализ педагогической литературы и учёных, которые рассматривали вопрос. В статье на основе анализа показан результат изучения нравственных ценностей младших подростков, нормативно развивающихся и с ограниченными возможностями здоровья, в результате реализации программы по формированию нравственных ценностей в условиях инклюзивного образования, используя методики М. Рокича «Ценностные ориентации», «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина, методику «Ценностные ориентации подростков» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной. На основе результатов формирующего эксперимента был проведен сравнительный анализ для определения сформированности нравственных ценностей младших подростков школьного возраста. Статья рекомендуется для широкого круга читателей.
инклюзивное образование
дети с овз
младшие подростки
межличностные отношения
формирование
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: ACT: Люкс, 2005. 671 с.
2. Воронова А.Г. Структурирование ценностных ориентацией М. Рокича как алгоритм достижения жизненных целей подростка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. С. 103-109.
3. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9-30.
4. Семенов К.Б., Семенова А.С. Инклюзивный образовательный процесс и нравственные ценности // Право и образование. 2020. С. 35-41.
5. Мухаметова А.К., Филипенко Е.В. Формирование духовно-нравственных ценностей современных подростков // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 1407-1410.
6. Кулакова Е., Любимова М., Любимов М. Социальная педагогика в России // Научно-методический журнал. 2016. № 6. С. 14-23.
7. Агаева И.Б., Беляева О.Л., Дуда И.В. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: монография. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. 304 с.
8. Плэмэдялэ В.И. Формирование системы ценностей как основа духовно-нравственного воспитания подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 11 (79). С. 124-128.
9. Быкова Ю.Е., Котлярова В.В. Формирование нравственных ценностей подростков в современных социокультурных реалиях // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 8.
10. Ткачук В.Л. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей в подростковом возрасте // Организация работы с молодежью. 2019. № 6. С. 3.
11. Гориславец М. Формирование традиционных нравственных ценностей учащихся образовательной инклюзивной школы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. № 3 (30). С. 22-27.
12. Умеркаева С.Ш., Буянова Н.Б., Никитина Е.Н. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе приобщения к народной художественной культуре // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 215-228.
13. Соловьёва О.Ю. Березина Ю.Ю. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков // Академическая публицистика. 2019. № 2. С. 163-166.
14. Ветчинкина Ю.А. Средства массовой информации как один из факторов формирования нравственных ценностей у подростков // Аллея науки. 2017. Т. 5. № 16. С. 993-996.
15. Прозорова Н.В. Духовно-нравственные ценности в спектре социально-психологических условий образовательной среды, направленной на формирование целостной личности подростков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2018. № 8 (83). С. 37-40.

В настоящее время в современном мире значительно увеличились психолого-педагогические исследования, которые посвящены проблематике взаимоотношений подростков школьного возраста в инклюзивном образовании. И на сегодняшний день в педагогической практике выявлены различные подходы к понимаю данного явления, имеющие свой предмет изучения.

Подростки с особенностями развития имеют ограничения в жизнедеятельности, в том числе в общении со сверстниками с нормативным развитием. Из сказанного становится очевидным, что данные исследования указывают нам на тот факт, что такие ограничения у подростков с ограниченными возможностями приводят к их дезадаптации, у них возникают трудности в социализации среди сверстников с нормативным развитием. Также следует отметить, как следствие, у таких подростков происходит снижение самооценки, снижение интереса к жизни. Следует отметить, что негативное отношение подростков с нормативным развитием здоровья к подросткам с ограниченными возможностями влияет на эмоциональную составляющую в детском коллективе.

Одним из первых, кто обратил свое внимание на данный факт, стал советский психолог Лев Семенович Выготский [1], основоположник марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций, которая стала известна начиная с 1930-х годов. По мнению Выготского, необходима такая система обучения, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из жизни общества и имел возможность наряду со всеми развиваться и социализироваться. Таким образом, Л.С. Выготский стал одним из первых, кто обосновал идею интегрированного обучения.

Также нравственная и воспитательная концепция исконных отечественных ценностей рассматривалась такими православными мыслителями, как Феофан Затворник Вышенский, Иоанн Кронштадтский. В дальнейшем данная концепция была отражена в трудах российских философов XIX-XX вв.: Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, В.В. Зеньковским.

Проблематика духовно-нравственного развития достаточно широко раскрыта в трудах таких учёных, как Л.М. Архангельский, К.Д. Ушинский, Н.Е. Шуркова.

В.В. Игнатова, развивая ключевые идеи данной концепции, рассматривает духовно-нравственный потенциал личности как общность внутренних возможностей, потребностей, ценностей, которые определяют неразрывное выражение духовной и нравственной составляющих жизнедеятельности и тем самым определяют соответствующую направленность процессу развития.

Целью исследования статьи является предоставление анализа результатов изучения нравственных ценностей младших подростков, нормативно развивающихся и с ограниченными возможностями здоровья, после реализации программы по формированию нравственных ценностей в условиях инклюзивной практики, используя методики М. Рокича «Ценностные ориентации» [2], «Ценностные ориентации подростков» В.Ф. Сопова, Л.В.Карпушиной [3]. По результатам диагностики был проведен сравнительный анализ для определения сформированности нравственных ценностей младших подростков.

Материал и методы исследования. В результате теоретического анализа научной литературы нами была выделена проблема межличностных отношений подростков школьного возраста со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья, которая привлекает особое внимание исследователей и ранее рассматривалась рядом исследователей, таких как Семенов К.Б., Семенова А.С. [4], Мухаметова А.К., Филипенко Е.В. [5], Кулакова Е., Любимова М., Любимов М. [6], Агаева И.Б., Беляева О.Л., Дуда И.В. [7], работы которых указывают на то, что проблема понимания нравственных ценностей у подростков в современном мире актуализируется достаточно широко. Таким образом, мы видим, что на фоне постоянно изменяющейся духовной сферы у подростков наблюдается слабая устойчивость жизненных ценностей. Следовательно, вопрос построения доброжелательных взаимоотношений в детском возрасте является одним из самых важных и актуальных для дальнейшего развития детей.

По мнению Плэмэдялэ В.И. [8], Быкова Ю.Е., Котлярова В.В. [9], Ткачук В.Л. [10], Гориславец М. [11], Умеркаева С.Ш., Буянова Н.Б., Никитина Е.Н. [12], Соловьёва О.Ю., Березина Ю.Ю. [13], Ветчинкина Ю.А. [14], Прозорова Н.В. [15], нравственное развитие подростков школьного возраста в современном мире осуществляется в процессе социализации. Данный факт имеет немаловажное значение, так как на сегодняшний день в нравственном развитии мы можем наблюдать вариант последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Следует отметить, что одной из первостепенных задач государственной политики является обеспечение реализации права детей на образование, которая реализует условия того, чтобы качественное образование было доступным и в то же время соответствовало бы инновационному образованию на сегодняшний день. В современном обществе важно создать такую образовательную среду, в которой бы подростки с разным уровнем развития могли бы получить возможность социализироваться.

Сказанное заставляет полагать, что возникает необходимость в реализации программы детского клуба «Мы общаемся» по формированию межличностных отношений подростков школьного возраста работы.

Актуальность программы по формированию нравственных ценностей у подростков в инклюзивном образовании выражена в коррекции взаимоотношений подростков с нормативным развитием к сверстникам, которые имеют ограниченные возможности развития. Вместе с тем следует подчеркнуть, что особенно остро данный аспект просматривается при переходе подростков школьного возраста из начальной школы в среднее звено.

В соответствии с темой программы выдвинута следующая гипотеза: разработанная программа по формированию нравственных ценностей у младших подростков в инклюзивном образовании будет более результативной, если использовать внеурочную деятельность детского клуба «Мы общаемся», которая направлена на:

1) актуализацию знаний о нравственных ценностях младших подростков в инклюзивном образовании;

2) создание эмоционально-положительного принятия нравственных ценностей младших подростков в инклюзивном образовании;

3) вовлечение младших подростков в ценностно-смысловую деятельность детского клуба посредством использования социального проектирования, клубной деятельности и виртуальных платформ.

Новизна программы выражается в поддержке становления и развития духовно-нравственного, творческого, компетентного гражданина России. Следовательно, реализация программы позволит обеспечить одно из направлений духовно-нравственного воспитания и развития нравственных ценностей младшего подростка. Программа разработана для занятий внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Межличностные отношения, взаимоотношения - одно из главных условий пропорционального развития подростка школьного возраста в инклюзивном образовании, определяющий фактор формирования личности подростка, как один из важнейших видов деятельности человека, направленный на познание и оценивание самого себя через общение со своими сверстниками в условиях инклюзивного образования. Поэтому важным моментом в формировании нравственных ценностей у подростков школьного возраста становится знание правил общения и восприятия их ценности и необходимости в условиях инклюзивного образования.

Цель программы: формирование нравственных ценностей у подростков младшего школьного возраста в инклюзивном образования посредством реализации детского клуба «Мы общаемся» во внеурочное время, которая достигается через выполнение следующих задач:

1. Формирование представлений о нравственных ценностях и правилах духовно-нравственного поведения у подростков в условиях инклюзивной практики, о нравственных и этических нормах взаимоотношений в семье.

2. Определение правил поведения в образовательной среде (в школе, на улице, в группах по совместной деятельности).

3. Раскрытие понятия нравственных ценностей, взаимоотношений у подростков школьного возраста посредством взаимопомощи и взаимоподдержки.

4. Реализовывать приёмы и правила ведения дискуссии в группе подростков, не только высказывать своё мнение, но и внимательно слушать мнение собеседника.

Для реализации программы по формированию нравственных ценностей у подростков школьного возраста во внеурочной деятельности было принято решение проводить занятия в игровой форме. Ребята получили возможность через такую форму работы приобрести свой личный опыт нравственного поведения в социуме. Ребята с нормативным развитием и дети с отставанием в развитии получили возможность посредством игры, проведения беседы, экскурсий, участия в творческой деятельности, таких как организация и участие театральных, музыкальных постановок, участие и организация художественной выставки, приобрести личный опыт духовного и нравственного поведения в группе, в совместной деятельности.

Программа составлена на основе принципов духовно-нравственного развития и воспитания подростков школьного возраста в инклюзивном образовании:

- принцип, в котором главной целью является духовно-нравственное воспитание и развитие подростка в условиях инклюзивного образования;

- принцип, который выражается в объединении и взаимодействии всех участников образовательного процесса и где приоритетом является социальное единство всех субъектов образовательного процесса в образовательной среде;

- принцип интеграции образовательного процесса, отражает духовно-нравственные качества, морально-этические установки в аспекте всех сфер функционирования жизнедеятельности и заключается в комплексном и системном подходе к организации образовательного процесса в образовательной среде;

- принцип личностного подход, широко отражает принцип принятия личности подростка, где глубоко отражается признание восприятия его индивидуальности в том, чтобы в образовательном процессе взаимодействие педагога с обучающимися находило стремление участвовать в жизни подростков и в их дальнейшем развитии. В данном аспекте приоритет отдаётся межличностным отношениям подростков с нормативным развитием и подростков с особенностями развития в инклюзивном образовании, в умении общаться со сверстниками в диалоге как в образовательной среде, так и в повседневной жизни;

- принцип индивидуального подхода, где главная идея состоит в том, чтобы найти применение посредством индивидуального подхода к каждому подростку независимо от его психофизических возможностей, что является одним из важнейших аспектов, при котором учитываются интересы и потребности подростков как участников учебного процесса. Также акцентуируется внимание на уровень развития подростков с нормативным развитием и подростков с особенностями развития, следовательно, и на психофизические возможности и личные предпочтения подростков;

- принцип деятельностного подхода, является одной из важнейших форм реализации различных видов образовательной и игровой деятельности в образовательном процессе, при которой происходит оказание положительного влияния на формирование у подростка высоконравственной позиции;

- принцип образования, воспитания и обучения, который находит своё применение в содействии и в приобщении подростка школьного возраста к традиционным ценностям народа, к воспитанию уважительного отношения к культурам различных стран, в том числе и к культуре родной страны, с использованием программы по формированию нравственных ценностей у подростков в условиях инклюзивного образования;

- принцип соответствия задач, содержания, форм и методов психофизического и личностного развития, который предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.

В результате изучения курса 5 класса у учащихся должно сформироваться ценностное отношение к семье, школе, друзьям и окружающим. Учащиеся познакомятся с нормативными правилами поведения в самых различных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни, и получат опыт разрешения той или иной возникшей ситуации.

Учащиеся получат первоначальные представления о духовно-нравственных установках, встречающихся в исторической и культурной концепции нашей страны.

Первичное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 5» г. Дивногорска. В эксперименте принимали участие 26 обучающихся средней школы в возрасте 12-14 лет, из которых 8 обучающихся - дети с особенностями развития здоровья. В экспериментальном классе ранее нами осуществлялось исследование по сформированности нравственных ценностей у подростков в инклюзивном образовании с использованием методики М. Рокича «Ценностные ориентации», также была применена методика В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной «Ценностные ориентации подростков».

Результаты исследования и их обсуждение. Исходные данные проведенной первичной диагностики терминальных ценностей по методике М. Рокича показали нам, что для нормативно развивающихся подростков привлекательными являются жизненные сферы – профессиональной жизни (1,05%) и мира увлечений (2,6%), для подростков с особенностями развития здоровья – семейной жизни (2,0%) и образования (3,0%).

Также эти данные подтверждают полученные результаты диагностики ценностных ориентаций подростков (по методике В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной). В результате проведения данной диагностики нами было выявлено, что для нормативно развивающихся подростков в иерархии ценностных предпочтений занимают значимые места шкалы «Я - ценность» (2,2%), «Другой – ценность» (2,5%), «Общественно полезная деятельность» (2,4%); для подростков с особенностями развития здоровья более значимы шкалы «Ответственность как ценность» (2,2%), «Познание как ценность» (2,4%).

По результатам первичной диагностики нами было принято решение об осуществлении программы по формированию межличностных отношений подростков школьного возраста в условиях инклюзивного образования.

Опираясь на анализ результатов исследования по окончании реализации программы по формированию межличностных отношений младших школьников, можно сделать вывод, что наибольшее предпочтение терминальных ценностей испытуемые подростки с нормативным развитием отдают счастливой семейной жизни (2,6%), здоровью (2,3%) и материально обеспеченной жизни (3,1%). Подростки с особенностями здоровья также считают, что главное в жизни счастливая семейная жизнь (3,3%), уже на втором месте занимает творчество (3,6%), и последнее место среди значимых ценностей занимает познание (4,2%).

Данные исследования результатов диагностики в инструментальных ценностях указывают на то, что испытуемые подростки с нормативным развитием преимущество отдают ответственности – 3,1%. На втором месте – ценность эффективность в делах (3,6%). На последнее место обучающиеся ставят ценность воспитанность (3,8%).

Таким образом, можно выделить, что предпочтение такой инструментальной ценности, как ответственность, у младших подростков говорит о самостоятельном принятии решения, в том числе о возможности нести ответственность за принятые решения.

Далее мы видим, что на последнем месте по степени значимости стоит выбор такой ценности, как воспитанность. Мы хотим обратить внимание, что данный выбор указывает на то, что в современном мире большинство этических норм утратило свою актуальность, что предопределяет в большей степени общение в кругу семьи, где общение за последние годы остается на низком уровне.

Подростки с особыми потребностями в инструментальных ценностях определяют для себя на первом месте - воспитанность (2,9%), второе место занимает самоконтроль (3,1%), на третьем месте отмечена такая ценность, как жизнерадостность (3,4%).

Таким образом, мы видим, что подростки с особенностями развития ставят для себя воспитанность на первое место, показывая, таким образом, необходимость интегрироваться в современном обществе. На втором месте ценность самоконтроль, которая обуславливает потребность подростка вести себя «как все». И на последнем месте среди значимых инструментальных ценностей отмечена жизнерадостность. Этот выбор указывает на потребность в эмоциональном общении. Наименьшее предпочтение подростки с особенностями развития отдали терпимости.

Заключение

Посредством реализации данной программы мы содействовали положительной динамике в формировании нравственных ценностей у подростков младшего школьного возраста в инклюзивном образовании. Таких компонентов, как взаимные симпатии, статусные структуры и нравственные ценности в целом. Что свидетельствует о том, что выдвинутая гипотеза исследования подтверждена. Соответственно изменилась и продуктивность совместной деятельности младших подростков. Таким образом, мы рекомендуем и в дальнейшем использовать программу детского клуба «Мы общаемся» по формированию нравственных ценностей у подростков школьного возраста в инклюзивном образовании.


Библиографическая ссылка

Дударева Л.А. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО КЛУБА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31281 (дата обращения: 14.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674