Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,120

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Камахина Р.С. 1 Мавлюдова Л.У. 2 Муратова И.Р. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
2 ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Благополучие человека и окружающей его среды является необходимым условием существования общества, и именно по этой причине в образовательном процессе уделяется особое внимание вопросам системного экологического образования и воспитания экологической культуры на всех уровнях образования. Особую актуальность имеет экологизация урочной и внеурочной деятельности как средство формирования и развития экологической культуры обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе и организаций, находящихся в сложных социальных условиях. В статье раскрыта сущность и компонентный состав экологической культуры личности, представлены диалектически элементы, такие как экологические знания, сознание и деятельность. Экологическое воспитание в широком смысле рассматривается как социализация, процесс усвоения человеком определенной системы экологических знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Авторы представили педагогическую модель формирования нравственного компонента экологической культуры обучающихся, а также ее теоретическое обоснование и результаты апробации. Данные результатов исследования убедительно доказывают ее эффективность и позволяют авторам сделать вывод о том, что разработанная авторская модель способствует формированию и развитию нравственного компонента экологической культуры у обучающихся общеобразовательных организаций. Данный эколого-образовательный проект является готовой программой для реализации эколого-нравственной воспитанности обучающихся.
экологическая культура обучающегося
экологическое воспитание
нравственный компонент экологической культуры
модель
эколого-нравственное пространство
аксиология
1. Перспективы энергетических технологий. В поддержку Плана действий «Группы восьми». Сценарии и стратегии до 2050 г. ОЭСР/МЭА, WWF России. (перевод на русский язык, ред. часть 1 А. Кокорин, часть 2 Т. Муратова. М., 2007. 586 с.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об охране окружающей среды". [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/FZ-ob-ohrane-okruzhajuwej-sredy/ (дата обращения: 02.11.2021).
3. Кокаева И.Ю., Агузарова И.Г. Современные подходы к формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов в поликультурной образовательной среде: монография. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2016. 187 с.
4. Бадьина Т.А., Моисеева Л.В., Ширшов В.Д. Формирование экологического мировоззрения у студентов-геологов: монография. Екатеринбург, 2018. 181 с.
5. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития // Образование и наука. 2016. № 5. С. 25-40.
6. Ларионова О.А., Сенькова Л.А., Апостолова Л.С., Ларионов Д.Ю. Модель формирования экологической культуры в системе дополнительного естественнонаучного образования детей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 5-1. С. 127-131.
7. Яковенко Т.В. Рейтинг экологических ценностных ориентаций личности учащихся старших классов общеобразовательной школы // Образование и саморазвитие. 2008. № 1 (7). С. 195-201.
8. Нугуманова Л.Н., Шайхутдинова Г.А., Яковенко Т.В. Технология смешанного обучения: модели, содержание, рекомендации // Современный ученый. 2019. № 4. С. 191-198.

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает педагогическая деятельность, направленная на формирование нового уровня экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Сложившаяся экологическая ситуация обусловлена ростом глобальных проблем, в том числе и экологических, спровоцированных не только природными катаклизмами, но и безответственным отношением к природе. Именно трансформация ценностей выступает в качестве необходимого катализатора изменения педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие нравственного воспитания человека, в том числе и экологического.

Важность формирования нового уровня экологической культуры подтверждается прогнозом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), так, по ее прогнозам, ко второй половине третьего тысячелетия мир лишится от 61 до 72% флоры и фауны, а сохранность природных территорий будет необратимо нарушена на 7,5 млн кв. км [1].

Проблемы окружающей среды интегрированы в новый тренд - «зеленая экономика». Благополучие человека и окружающей его среды является необходимым условием существования общества, и именно по этой причине в образовательном процессе уделяется особое внимание вопросам системного экологического образования и воспитания экологической культуры на всех уровнях образования, так, например, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», статья 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования», устанавливает систему всеобщего и комплексного экологического образования, включающую в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование [2], а также создание единого пространства для распространения экологических знаний. Статья 74. «Экологическое просвещение» того же закона определяет право образовательных организаций осуществлять экологическое просвещение обучающихся посредством распространения экологических знаний [2].

На всех этапах развития человеческого общества вопросам экологической культуры уделялось достаточно большое внимание, и интерес к этой проблеме остается актуальным и в настоящее время. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» только за неполный 2021 год разместила на своей площадке более четырех тысяч материалов, раскрывающих экологические проблемы, в том числе и проблемы экологического образования и воспитания.

В нашем исследовании мы рассматриваем экологическую культуру как систему: знаний, ценностей, норм и правил, умений и охраны. Опираясь на работы таких авторов, как Барышникова Т., Бобылева Л., Бельская О., Воедилова И., Данилюк О., Зверева И., КезинВ.Г., Копина Г., Коросов А., Макарова С., Николаева О., Чердымова Е., Хусаинова З., Цветкова Л., Яковлева А. и других, мы сформулировали цели, задачи и ключевые компоненты нашего исследования: знания, мышление, готовность к активным действиям. Все выделенные компоненты взаимосвязаны и взаимодополняемы, образуя целостность экологической культуры [3].

Мы считаем, что необходимо формировать экологическую культуру обучающихся, используя аксиологический подход, считая его основополагающим, формирующим личностно ответственное отношение к миру [4]. Процесс формирования и развития экологической культуры осуществляется в образовательном пространстве как урочной, так и внеурочной деятельностью обучающихся, что и явилось основой нашего исследования [5].

Потребность в высокой экологической культуре обучающихся обусловлена современными тенденциями развития [3] всех уровней образования и общества в целом. На современном этапе развития общества обнаруживается противоречие между потребностью в высокой экологической культуре и ее нравственном компоненте и недостаточной разработанностью вопросов педагогических условий эффективного формирования и развития экологической культуры и ее нравственного компонента.

Исследование раскрывает основные этапы педагогического процесса, направленного на формирование нравственного компонента экологической культуры личности обучающихся.

Актуальность данной темы заключается в том, что недостаточно разработаны содержательные аспекты формирования нравственного компонента экологической культуры личности обучающихся в образовательном процессе, что обуславливает необходимость в моделировании процессов формирования нравственного компонента экологической культуры обучающихся, а именно в создании педагогической модели, теоретически обоснованной и имеющей экспериментальное подтверждение ее эффективности на уровне основного общего образования городской школы, находящейся в неблагоприятных социальных условиях.

Модель раскрывает структуру, формы и процессы формирования экологической культуры обучающихся в условиях городской школы, находящейся в неблагоприятных социальных условиях на уровне основного общего образования, и содержит знаниевый, аксиологический, поведенческий и контрольно-оценочные блоки (рис. 1) [6].

рис1

Рис. 1. Модель формирования нравственного компонента экологической культуры

Необходимым условием для эффективной организации воспитания нравственного компонента является организация образовательного пространства городской школы, находящейся в неблагоприятных социальных условиях на уровне основного общего образования. Информационное поле имеет два доминирующих вектора: экологический и аксиологический. Контент единого образовательного пространства образовательной организации готовят привлеченные ведущие специалисты, эксперты, практики, также учителя осуществляют подбор информации из открытых источников с последующей общественно-профессиональной оценкой. Такой подход позволяет создать структурированный, информационно насыщенный и качественный контент.

Такой подход позволяет обучающимся оценить окружающую природу, осознанно реализовывать преобразующую деятельность, например: проводить озеленение, очистку берегов водоемов, территорий парков. Образовательное пространство представлено последовательностью блоков, так, последовательность, состоящая из первых трех блоков, содержит разработку системы взаимодополняющих мероприятий на институциональном, муниципальном и региональном уровнях, реализация которых осуществляется учителем как внеурочная деятельность, способствующая формированию и развитию нравственных качеств личности обучающихся.

В своем исследовании мы подтвердили наличие проблемы, обозначенной в работе Яковенко Т.В., а также в трудах ряда других авторов, состоящей в том, что формирование экологической культуры обучающихся не входит в число критериев оценки эффективности образовательного процесса и, следовательно, не входит в число приоритетов руководителей образовательных организаций и зону ответственности педагога. Традиционно развитие экологической культуры связывают, прежде всего, с экологическим образованием. Однако развитие экологической культуры только на основе традиционного экологического образования оказывается недостаточно эффективным [7].

Четвертый блок представлен системой мероприятий, обеспечивающих формирующее оценивание.

Следующая последовательность деятельности учителя: осуществление контроля, оценки исходного и фиксируемого на различных этапах реализации модели уровня нравственного воспитания учащихся, позволяет определить эффективность предлагаемых методов, выявить западающие зоны и своевременно внести коррективы в осуществляемую деятельность, направленную на формирование экологической культуры учащихся, в частности на формирование нравственного компонента [8]. В процессе исследования обучающимся были предложены тестовые задания, ориентированные на выявление уровня нравственного компонента на различных этапах апробации модели.

Апробация модели осуществлялась на базе образовательных организаций, участвующих в реализации регионального проекта, направленного на поддержку школ с низкими результатами обучения и находящихся в неблагоприятных социальных условиях. Проект реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». В эксперименте участвовали 72 учащихся возрастной группы 14-16 лет, 24 из них - экспериментальная группа.

На констатирующем этапе проекта проводилось тестирование на установление исходного уровня нравственного компонента у обучающихся возрастной группы 14-16 лет. Полученные результаты распределили участников на три группы. Первая группа с высоким уровнем нравственного компонента, вторая - достаточным, и, соответственно, третья группа имела элементарный уровень.

6FD0912C

Рис. 2. Уровни сформированности нравственного компонента обучающихся на констатирующем этапе эксперимента

На рисунке 2 продемонстрирована не существенная разница участников экспериментальной и контрольной группы по выбранному для исследования параметру.

На формирующем этапе педагогического эксперимента была реализована модель формирования нравственного компонента экологической культуры обучающихся.

Завершающим этапом нашего эксперимента стала итоговая диагностика участников экспериментальной и контрольной групп, результаты представлены на рисунке 3.

7A950C1A

Рис. 3. Уровни сформированности нравственного компонента обучающихся на диагностирующем этапе эксперимента

Полученные нами результаты демонстрируют значительное повышение уровня нравственного компонента экологической культуры обучающихся, принимавших участие в эксперименте. Полученные данные являются основанием для утверждения эффективности выбранного подхода и эффективности разработанной модели. Полученные результаты позволили составить сводную таблицу.

Уровни сформированности нравственного компонента обучающихся (%)

Уровни

Результаты экспериментальной группы, %

Результаты контрольной группы, %

Входная диагностика

Выходная диагностика

Входная диагностика

Выходная диагностика

Высокий

18,7

27,6

19,2

23,6

Достаточный

49,4

64,1

48,7

55,1

Элементарный

31,9

8,3

32,1

21,3

Результаты формирующего эксперимента отражены на рисунке 4.

7887BB38

Рис. 4. Уровни сформированности нравственного компонента обучающихся в сравнении на констатирующем и диагностирующем этапах

Таким образом, полученные в процессе апробации данные предоставляют нам убедительную доказательную базу, позволяющую сделать следующие выводы:

1. Экологическая культура в системе образования формирует основу нравственности человека.

2. Одним из ключевых компонентов экологической культуры является нравственный компонент.

3. Контент образовательного пространства должен носить ярко выраженную аксиологическую составляющую.

4. Образовательное пространство, организованное на основе предложенной авторами модели, позволяет решать не только вопросы формирования и развития экологической культуры личности, но и развития нравственного компонента обучающихся, что в свою очередь доказывает эффективность использования системного подхода к решению данной проблемы авторами.

5. Разработанная и апробированная педагогическая модель формирования нравственного компонента экологической культуры обучающихся может быть мультиплицирована на другие организации образования, так как доказала свою эффективность.

Использование предложенной модели является готовым решением для городской школы, находящейся в неблагоприятных социальных условиях на уровне основного общего образования.


Библиографическая ссылка

Камахина Р.С., Мавлюдова Л.У., Муратова И.Р. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31273 (дата обращения: 03.02.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.685