Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Останина С.А. 1 Птицына Е.В. 2 Анцева В.П. 1
1 ФГБОУ ВО "Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова"
2 ФГБОУ ВО "Петрозаводский государственный университет"
В современных условиях преподаватель вуза должен владеть цифровой компетентностью на общепедагогическом и предметном уровнях, уметь исследовать вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения, создавать учебно-методические материалы, организовывать и сопровождать процесс обучения с использованием информационно-компьютерных технологий. Анализ исследований показывает, что вопросы развития цифровой компетентности преподавателей вуза являются малоизученными. В статье актуализируется проблема использования дистанционных технологий в образовательном процессе вуза в контексте цифровизации образования, изменения подходов к процессу взаимодействия преподавателей и студентов. Актуальность исследования состоит в том, что развитие и внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ставят проблему востребованности преподавателей, умеющих эффективно работать в электронной информационно-образовательной среде вуза. В данной статье авторы приводят результаты исследования, проведенного в период экстренного перехода на дистанционный формат (2019 2020 и 2020 2021 гг.) в двух вузах г. Петрозаводска Петрозаводском государственном университете и Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова. Авторы описывают преимущества и недостатки выстраивания образовательного процесса вуза в дистанционном формате. Проведенное исследование позволило определить готовность преподавателей и студентов к обучению в дистанционном формате с применением цифровых технологий.
цифровизация образования
цифровая компетентность
онлайн-образование
высшее образование
пандемия
дистанционное обучение в вузе
преподаватель
студент
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: nesco.org/ark: /48223/pf0000368076 (дата обращения: 21.10.2021).
2. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers/ Опубликовано в 2018 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.u (дата обращения: 21.10.2021).
3. Программа «Цифровая экономика». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 23.10.2021).
4. Экспертно-аналитическое сопровождение федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://digitalskills.center/ (дата обращения: 26.10.2021).
5. Доклад исследовательской сети «Эвридика» о Цифровом Образовании. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csee-etuce.org/ru/news/archive/3223-eurydice-report-on-digital-education-teachers-need-quality-initial-and-continuous-training-in-digital-skills-2. (дата обращения: 26.10.2021).
6. Приходько О.В. Особенности формирования цифровой компетентности студентов вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 235-238. DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0055.
7. Зеер Э.Ф., Ломовцева Н.В., Третьякова В.С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26-39. DOI: 10.26170/po20-03-03.

Интеграция российского образования в мировое образовательное пространство становится одной из актуальных проблем развития государства. В процессе развития системы образования закономерно происходит видоизменение используемых методов, форм и средств обучения, в том числе и интенсивное развитие электронного образования и дистанционных образовательных технологий. Современная система образования нуждается в специалистах, умеющих исследовать важные вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения, создавать учебно-методические материалы, организовывать и сопровождать процесс обучения с учетом тенденций цифровизации образования.

Цифровые компетенции ‑ это навыки XXI в. Необходимость подготовки специалистов в области применения цифровых технологий подчеркивается в национальных проектах и государственных программах. Так, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение [1]. В Рекомендациях ЮНЕСКО предлагается структура цифровых компетенций педагога на следующих уровнях использования информационно-коммуникационных технологий: понимание роли ИКТ в образовательной политике; учебная программа и оценивание; применение навыков работы с цифровыми технологиями; организация и управление образовательным процессом [2].

В Программе «Цифровая экономика» обозначены базовые направления: нормативное регулирование использования цифровых технологий, подготовка кадров и системы образования, формирование исследовательских и информационных компетенций, развитие информационной инфраструктуры и безопасности [3]. Федеральные проекты «Образование» и «Цифровая образовательная среда» предусматривают подготовку грамотных специалистов в области цифровых технологий, формирование цифровой компетентности педагогов на общепедагогическом и предметном уровнях, способных владеть цифровыми технологиями и быть успешными в условиях цифровизации образовательного пространства. Одной из приоритетных задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» является «совершенствование системы образования и подготовки кадров для цифровой экономики РФ» [4, 5].

Цель исследования заключается в выявлении проблем использования дистанционных технологий в образовательном процессе вуза в контексте цифровизации образования.

Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ научной литературы по рассматриваемой теме, изучение передового педагогического опыта, анкетирование, наблюдение. Основой развития системы цифровизации образования являются ресурсы сети Интернет. В настоящее время не существует единого перечня умений и навыков, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и Интернета, нет единого понимания понятия «цифровые компетенции». Исследователи под цифровыми компетенциями понимают способности человека использовать ИКТ в различных сферах для повышения эффективности деятельности, что предполагает уверенное применение технологий информационного общества во всех сферах жизни. В основе лежат умения и навыки в области информационно-коммуникационных технологий (использование компьютеров для поиска, оценки, представления, хранения и обмена информацией, общения через электронные средства и Интернет) [6].

Непредвиденная ситуация в стране в 2020 г., связанная с пандемией и режимом самоизоляции, внесла свои коррективы и существенно изменила организацию образовательного процесса. Произошел стремительный и повсеместный переход на дистанционную форму обучения, что, безусловно, повлекло за собой проблемы разного характера для большинства педагогических коллективов образовательных организаций, обучающихся и их родителей. В результате критической ситуации возникла экстренная необходимость создания мобилизующих условий цифровой трансформации образовательного процесса, широкого применения цифровых технологий.

Результаты исследования и их обсуждение. В данной статье мы приводим анализ работы в дистанционном формате и результаты исследования, проведенного в 2019‑2020 и 2020‑2021 учебных годах в двух вузах г. Петрозаводска ‑ Петрозаводском государственном университете и Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова. Организация образовательной деятельности в дистанционном формате в данных учреждениях потребовала от всех преподавателей умения работать с информационными технологиями. Обучение осуществлялось с помощью следующих программ: Zoom, Skype, WhatsApp, JitsiMeet и др.

Как показало исследование, не все преподаватели в полной мере владеют техническими умениями работы в различных программах. Помимо этого, далеко не всегда было возможно обеспечить качественную и непрерывную связь в процессе дистанционного обучения; не все студенты и преподаватели имели возможность своевременно подключаться к определенным программам. Также не все преподаватели смогли обеспечить себя всеми необходимыми техническими средствами для осуществления удаленной работы.

Преподаватели, преподававшие групповые и поточные дисциплины в режиме онлайн, были загружены дополнительной работой ‑ организацией и проведением занятий, необходимостью охвата большого количества студентов одновременно, еженедельной проверкой заданий, присылаемых студентами, необходимостью осуществлять индивидуальный контроль за успеваемостью. Обратной стороной этого процесса явилась и загруженность студентов большим объемом заданий, которые нужно было выполнить и отправить на проверку. В сложившихся условиях преподавание ряда дисциплин учебного плана было переведено преподавателями в разряд сугубо самостоятельной работы студентов. Изучаемый материал не был представлен обучающимся ни в виде записанных лекций, ни в виде презентаций, и т.д.

Как показала практика, преподаватели часто высылали пакет необходимых заданий и список литературы, которую студенты должны были самостоятельно освоить. В связи с этим хотелось бы напомнить, что переход на дистанционное обучение не подразумевает полного изменения формы проведения занятий. Следовательно, не всем преподавателям и студентам удалось организовать полноценное обучение в дистанционном формате с полной отдачей всех необходимых часов по учебному плану.

Дистанционный формат обучения затронул и выпускные курсы. Так, Государственная итоговая аттестация проходила со следующими изменениями: пришлось отказаться от проведения государственного экзамена (специальности) и проводить только защиты выпускных квалификационных (дипломной работы, реферата) работ в режиме онлайн. Тем не менее в прошедшем учебном году студенты вуза смогли продемонстрировать свои учебные достижения только в процессе защиты выпускных квалификационных работ. Председатели государственных экзаменационных комиссий подключались и работали в дистанционном формате, в связи с чем возникали технические сложности. Особые трудности были связаны с подключением иностранных студентов. В этом режиме значительно увеличилась нагрузка специалистов учебных отделов, которые выполняли функции главных организующих и связующих звеньев образовательной цепочки.

В первую очередь специальные (профильные) дисциплины показывают сформированную компетентность выпускника. В этот период особой проблемой стало проведение части специальных (профильных) дисциплин и занятий творческих коллективов (оркестров, хора, ансамблей). Сложности были связаны с качеством видео- и аудиосвязи, искажением звука при игре на музыкальном инструменте, невозможностью организации коллективного музицирования.

Отчетливо осознавая, что элементы дистанционного обучения могут сохраняться в образовательных организациях еще неопределенное время, Университет и Консерватория провели анкетирование преподавателей и студентов. В анкетировании приняли участие 300 студентов (1‑5-х курсов) и 100 преподавателей. Основная цель: изучение состояния проблемы использования дистанционных технологий и дистанционной формы обучения в период пандемии. Вопросы для преподавателей  были следующими.

1. Какие площадки/программы вы использовали для организации обучения в дистанционном формате? 

2. Как вы адаптировались в новых условиях дистанционного обучения?

3. Как вы оцениваете работу студентов в рамках дистанционного обучения?

4. Удовлетворены ли вы процессом обучения в дистанционном формате?

5. С какими трудностями вы столкнулись в ходе дистанционного обучения?

6. Как вы оцениваете приобретенный опыт?

Для проведения видеоконференций наиболее часто педагоги использовали сервисы Zoom (80%), Skype (20%), Google Class (5%) и VooV Meeting (5%) при работе с иностранными студентами. При этом преподаватели отмечают, что они активно использовали электронную информационно-образовательную среду вуза: сайт образовательной организации, портфолио студентов и преподавателей, электронные библиотечные системы, электронную почту, электронные курсы в системе Moodle. Важно отметить положительную динамику проведения онлайн-занятий в первый (конец 2019/2020 учебного года) и второй (начало 2020/2021 учебного года) периоды дистанционного обучения: на начальном этапе работы лишь 40% преподавателей проводили уроки в онлайн-формате, в дальнейшем их количество увеличилось до 80%.

Результаты анкетирования показали, что 20% педагогов ранее уже имели практический опыт проведения дистанционных занятий. Многие из них оценивают уровень собственной адаптации на «удовлетворительно» в первый период и «хорошо» во второй. Однако в целом большинство преподавателей (70%) считают, что они не смогли полностью адаптироваться в системе онлайн-обучения (рисунок).

        

Уровень адаптации преподавателей и обучающихся к дистанционному обучению

Среди основных трудностей респонденты называют: недостаточное владение компьютерными технологиями, отсутствие личного контакта со студентами, большой объем проверяемых материалов, сложность проведения практических дисциплин по специальности, организацию контроля знаний во время занятий.

Работу студентов в этот период 60% преподавателей оценивают на «удовлетворительно», 20% ‑ «хорошо», по 10% ‑ «отлично» и «по-разному». Интересуясь степенью удовлетворенности дистанционным обучением, мы получили следующие ответы: «скорее нет, чем да» ‑ 70% преподавателей, «нет» ‑ 20%, «да» ‑ 10%. Преподаватели отмечают, что им требовалось значительно большее количество времени как на подготовку к занятиям, так и на проверку выполненных заданий. В целом преподаватели считают полезным приобретенный опыт: им удалось самостоятельно освоить и внедрить формы дистанционного обучения, разработать дистанционные образовательные ресурсы, они готовы использовать полученные умения и навыки в дальнейшей профессиональной деятельности.

Студентам были предложены следующие вопросы.

1. Как вы адаптировались в новых условиях дистанционного обучения?

2. Удобно ли вам обучаться в дистанционном формате?

3. С какими трудностями вы столкнулись в ходе дистанционного обучения?

4. Оцените качество обучения в период пандемии.

5. Каковы достоинства онлайн-обучения в данный период?

6. Каковы недостатки онлайн-обучения в данный период?

Результаты анкетирования показывают, что студенты, в отличие от преподавателей, высоко оценивают свой уровень адаптации: «отлично» ‑ 15%, «хорошо» ‑ 70%, «удовлетворительно» ‑ 10%, «плохо» ‑ 5% (рисунок). Они усматривают в процессе дистанционного обучения значительно больше положительных моментов. По их мнению, обучение в дистанционном формате позволяет выбирать индивидуальный темп обучения, выстраивать учебный процесс более гибко, использовать современные технологии обучения, а также дает существенную возможность самообучения.

Среди основных достоинств дистанционного обучения студенты называют: доступность; экономию времени; комфортный режим работы; возможность совмещать учебу с работой и другим обучением; освоение онлайн-платформ для дальнейшей практической деятельности, развития цифровой компетентности. А среди недостатков: увеличение объема заданий для самостоятельной работы, что требует больше времени и сил, проведения большого количества времени за компьютером; недостаточную готовность преподавателей к обучению в дистанционном формате; недостаточность личного общения; сложность в организации своей работы, в планировании времени.

В целом, 70% студентов оценивают качество дистанционного обучения на среднем уровне, 20% ‑ высоко, 10% ‑ низко. Они отмечают, что, несмотря на то, что им удобно работать в онлайн-режиме, возникают трудности, которые связаны с особенностями организации практических занятий по специальным дисциплинам; отмечаются сложность выполнения некоторых заданий, большой объем материалов для самостоятельного изучения, плохая связь в процессе дистанционного общения. Анализ результатов анкетирования студентов позволил сделать выводы, что большая их часть готова учиться дистанционно, однако внезапный повсеместный переход на новую форму обучения создал для них определенные проблемы.

Подводя итоги анкетирования, отметим, что не все преподаватели и студенты в достаточной степени владеют компьютерными технологиями для участия в онлайн-обучении; многие отметили и частое неудобство использования дистанционных площадок (плохая связь, временные отключения, отсутствие Интернета и т.д.). При этом все участники образовательного процесса подчеркнули, что далеко не все дисциплины в вузе можно изучить дистанционно.

Выводы. Безусловно, выстраивание образовательного процесса вуза в дистанционном формате имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести: гибкий график обучения, доступность, открытость, максимальное использование ресурсов цифровой среды, а это, в свою очередь, обеспечивает индивидуализацию обучения и быструю адаптацию. При всех преимуществах можно обозначить и недостатки: такой формат характеризуется значительной теоретизацией обучения, поэтому не подходит для направлений подготовки, где наибольшей составляющей являются практика, общение с людьми и работа в команде; возникают проблемы с контролем успеваемости обучающихся, а также актуальным становится недостаточное развитие навыков в области информационно-коммуникационных и дистанционных технологий как у преподавателей, так и у студентов.

Опыт экстренного перехода образовательного процесса вузов в дистанционный формат показал, что данная форма будет в дальнейшем использоваться в современном образовании. При этом нужно четко выделить зоны ее применения без ущерба для качества образования. Цифровое образование и дистанционные образовательные технологии будут гармонично существовать в случае активности преподавателей, их мотивации к повышению компетенций в области информационно-коммуникационных и дистанционных технологий, преодолении барьеров в их освоении [7]. Наиболее эффективным может стать использование дистанционных технологий для осуществления образовательной деятельности в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации в стране или конкретном регионе, когда обучающиеся и преподаватели не будут иметь возможности проведения аудиторных занятий, обучения по отдельным предметам на профильном уровне.

В связи с этим возникает вопрос о готовности преподавателей вузов к работе в новых условиях, о сформированности у них цифровой компетентности, позволяющей осуществлять преподавательскую деятельность наиболее эффективно. На современном этапе развития высшего образования преподаватели должны уметь работать в дистанционном режиме, применять при необходимости информационно-коммуникационные средства, использовать в образовательной деятельности ресурсы сети Интернет для организации занятий со студентами. Итогом этого станет изменение в системе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. 


Библиографическая ссылка

Останина С.А., Птицына Е.В., Анцева В.П. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31257 (дата обращения: 09.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674