Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА НА САМООРГАНИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Волова М.Р. 1
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
В научной статье выявлены сущность и содержание понятий «самоорганизация», «познавательная деятельность», «самоорганизация познавательной деятельности». Охарактеризованы критерии ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности: проектировочно-целевой, рефлексивно-оценочный и регулятивно-поведенческий. Названы уровни ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности: продуктивно-креативный, поисково-исполнительский, репродуктивно-подражательный. Указана информация по учащимся, попавшим в диагностируемую группу. Описан базовый и дополнительный диагностический инструментарий по определению уровня ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности. Представлены данные диагностического исследования по определению, на каком уровне самоорганизации познавательной деятельности находится обучающийся. Рассмотрены личностные компоненты, из которых состоит самоорганизация, и дано их описание: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, волевые усилия. Описан план лекционных занятий, практических занятий и самостоятельной работы по реализации педагогического обеспечения ориентирования студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности. Представлен анализ эссе и проектов, которые обучающиеся выполняли самостоятельно, позволяющий сделать выводы, что уровень ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности значительно вырос, обучающиеся освоили инструменты работы.
самоорганизация
познавательная деятельность
уровни самоорганизации
критерии самоорганизации
студент
обучающийся
1. Волова М.Р. Самоорганизация учебной деятельности как междисциплинарный феномен // Инновационные тенденции развития российской науки. Часть II: материалы XII международной научно-практической конференции молодых ученных (г. Красноярск, 8-9апреля 2019 г.). Красноярск: издательство Красноярского государственного аграрного университета, 2019. С. 141-145.
2. Волова М.Р. Эволюция понятия самоорганизация // Мир человека: материалы ежегодной конференции. Вып. 1 (47) (г. Красноярск). Красноярск: издательство СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2019. С. 15-18.
3. Сериков Г.Н. Готовность работника к профессиональному самообразованию // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Пед. науки». 2013. Т. 5. № 3. С. 34–41.
4. Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы: дис. … докт. пед. наук. Москва, 2002. 495 с.
5. Котова С.С. Формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 27 с.
6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 06.11.2021).
7. Волова М.Р. Изучение ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности // Проблемы современного педагогического образования: Сборник научных трудов. 2021. С. 81-85.
8. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: «Ассоциация строительных вузов», 2004. 224 с.
9. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87-111.
10. Гордеева Е.М. Правила постановки цели // Проза.ru. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2013/09/24/2127 (дата обращения: 05.11.2021).
11. Сидоров С.В. Через три года (Упражнение на целеполагание) // Сайт педагога-исследователя. [Электронный ресурс]. URL: http://si-sv.com/publ/cherez_tri_goda_uprazhnenie_na_celepolaganie/31-1-0-465 (дата обращения: 10.11.2021).
12. Макгонигал К. Сила воли. Как развить и укрепить. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 320 с.

Современный мир профессиональной деятельности в любой области устроен таким образом, что быть мастером своего дела мало. Все профессии претерпевают развитие каждый день, по этой причине обучающегося необходимо научить способам самоорганизации познавательной деятельности, чтобы после окончания университета он мог повышать уровень своих компетенций.

Вопросам самоорганизации посвящено множество научных трудов, это еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования. Самоорганизация рассмотрена в работах А.А. Вербицкого, С.С. Амирова, К.М. Варшавского, С.В. Кульневича, О.Ю. Петровой, Л.Б. Ительсона, С.Д. Эдкока,  М.М. Курнева,  В.П. Надымского и других ученых.

Цель исследования: выявить сущность и содержание понятия «самоорганизация познавательной деятельности», охарактеризовать критерии и уровни ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности, описать диагностический инструментарий по определению уровня ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности, представить данные диагностического исследования, описать план реализация педагогического обеспечения ориентирования студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности.

Материал и методы исследования. Для выявления теоретических предпосылок ориентирования студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности целесообразно в психолого-педагогическом контексте изучить и конкретизировать понятия «самоорганизация», «познавательная деятельность», «самоорганизация познавательной деятельности».

Нами была определена общая траектория теоретического анализа, позволяющая целенаправленно отобрать теоретический материал и систематизировать научные знания в соответствии с целью исследования: категориально-терминологический аспект позволяет конкретизировать понятие «самоорганизация познавательной деятельности» и уточнить его сущность в процессе профессиональной подготовки студента младшего курса университета; оценочно-диагностический аспект отражает выявление критериев и уровней ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности, разработку оценочно-диагностического инструментария; организационно-формирующий аспект предполагает выявление организационно-педагогического обеспечения, способствующего ориентированию студента университета на самоорганизацию познавательной деятельности.

В наших предыдущих научных трудах уже рассматривался исторический контекст интересующих нас понятий, давался глубокий и детальный анализ [1, 2]. В данной статье нами будет представлена интерпретация понятий, которых мы будем придерживаться в нашем научном труде.

Самоорганизация – это воспитание самодисциплины, исполнительности, умения доводить начатые дела до конца [3].

Познавательная деятельность – это свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия [4].

Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности – это деятельность студента, побуждаемая и направляемая целями самоуправления и саморегулирования своей профессионально значимой учебной работы, осуществляемая системой интеллектуальных действий, направленных на решение задач самостоятельной рациональной организации и осуществления своего учебного труда [5].

Поскольку в научной статье рассматривается проблема ориентирования студента университета, представим общую характеристику данного учебного заведения. Университет – это высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, – форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [6]. Современные образовательные стандарты, применяемые в университете, предполагают овладение универсальными компетенциями. Одной из категорий универсальных компетенции являются самоорганизация и саморазвитие, к ней относятся такие компетенции, как УК-6 (Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни) и УК-7 (Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности). Они предполагают включение студентов в конкретную учебно-профессиональную деятельность таким образом, чтобы в результате обучающиеся овладели универсальными компетенциями, среди которых можно выделить умение самоорганизации познавательной деятельности.

Критерии и уровни ориентированности студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности необходимы для составления диагностического инструментария, в своей предыдущей статье мы представили полное описание характеристик проявления и самой диагностики [7]. Для общего понимания в данном труде укажем название критериев и уровней и дадим их краткое описание, а также опишем диагностический инструментарий. Мы выделили три критерия: проектировочно-целевой (отражает готовность работать над личными проблемами), рефлексивно-оценочный (отражает способность оценивать свой уровень познавательной активности и переосмысливать пути самоорганизации познавательной деятельности), регулятивно-поведенческий (отражает способность и готовность добиваться результатов познавательной деятельности). Для каждого критерия характерны три уровня проявления: продуктивно-креативный, поисково-исполнительский, репродуктивно-подражательный.

Диагностический инструментарий выявления уровня ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности состоял из четырех опросников, два из которых входили в базовую часть, а два были дополнительными для подтверждения результатов. Базовая диагностика является авторской и разрабатывалась нами, она включала в себя: бланк опросника самооценки уровня ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности и бланк экспертной оценки уровня ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности. Дополнительная диагностика состоит из двух методик и включает в себя: бланк опросника «Диагностика особенностей самоорганизации и самообразования» (А.Д. Ишков) [8] и бланк опросника самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова) [9].

В исследовании принимали участие 70 человек, среди которых обучающиеся (61 человек), преподаватели (9 человек) из Сибирского Федерального университета, института Педагогики, психологии и социологии, 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Учитель начальных классов» (44.03.02.03) – группы ПП19-04Б (13 человек) и ПП20-04Б (21 человек), Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика» – группа К-1 (6 человек); 54.05.04 «Скульптура», специализация «Художник-скульптор» – группа С-1 (4 человека); 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества» – группа НХК (КФВТ)-1 (4 человека); 54.05.02 «Живопись», специализация «Художник-живописец (станковая живопись)» – группа Ж-1 (7 человек); 54.05.03 «Графика», специализация «Художник-график (станковая графика)» – группа Г-1 (6 человек).

Результаты исследования и их обсуждение. Для определения итоговых показателей по базовой и дополнительной диагностике нам было необходимо суммировать показатели всех опросов и посчитать среднее значение. Общие результаты педагогической диагностики изучения уровня ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности представлены по каждому критерию и уровню на рисунке.

Результаты педагогической диагностики изучения уровня ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности

Показатели, которые отражены на рисунке, свидетельствуют о том, что самое большое количество студентов находится на поисково-исполнительском уровне. Самым высоким уровнем владеет самое маленькое количество опрошенных. Данные результаты еще раз подтверждают актуальность описываемой проблемы и говорят о необходимости работы над повышением уровня ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности.

Нами было принято решение за основу разработки педагогического обеспечения ориентирования студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности взять теорию И.Д. Ишкова о том, что самоорганизация состоит из шести личностных компонентов. «Целеполагание» отражает уровень развития навыков принятия и удержания цели. «Анализ ситуации» показывает уровень развития навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели. «Планирование» отражает уровень развития навыков планирования человеком собственной деятельности. «Самоконтроль» показывает уровень развития навыков контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний. «Коррекция» отражает уровень развития навыков коррекции человеком своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом. Критерий «Волевые усилия» показывает уровень развития навыков регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Указанные компоненты демонстрируют развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия, характеризуют способность субъекта мобилизовать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана [8].

Для развития навыков самоорганизации познавательной деятельности мы провели два лекционных занятия. Первое занятие представляло собой проблемно-дискуссионную лекцию по результатам прохождения диагностики. Вторая лекция включила в себя анализ авторских понятий «самоорганизация», «познавательная деятельность», «самоорганизация познавательной деятельности» после выделения каждым студентом общего понятия для себя, а также изучение шести личностных компонентов, из которых состоит самоорганизация.

Теоритическая база дала возможность перейти к практическим занятиям. Каждому из шести личностных компонентов самоорганизации мы посвятили одно тренинговое занятие.

Занятия по компоненту «Целеполагание»: изучили основные понятия, такие как «цель», «мечта», «желание». Ознакомились с правилами постановки цели [10]. Формулировали свою цель, выполняли задание «Лестница достижений» и упражнение «Через три года» [11].

Занятие по компоненту «Анализ ситуации»: обсудили, что влияет на достижение цели, какие бывают факторы влияния. Выполняли задание на определение того, какие факторы оказывают большее влияние на достижение цели: внешние или внутренние.

Занятие по компоненту «Планирование»: определились с тем, что такое планирование, на какие сроки можно планировать для большей эффективности. Узнали «золотое правило» планирования. Ознакомились с рациональным ранжированием поставленных задач. Выполнили практическое задание по составлению списка задач на день, их ранжированию, определению сроков выполнения.

Задания по компоненту «Самоконтроль»: изучили понятие «самоконтроль», узнавали основные правила самоконтроля и способы распознавания своих эмоций. Учились вести дневник самоконтроля. Выполнили упражнение «Контроль эмоции».

Занятие по компоненту «Коррекция»: определились, что мы понимаем под понятием «коррекция». Обсудили, с какими закономерностями и ошибками в целеполагании и планировании сталкиваемся в повседневной жизни. Составили план действий по коррекции результатов, мешающих эффективному целеполаганию и планированию.

Занятия по критерию «Волевые усилия»: ознакомились с понятием «волевые усилия». Выполнили задание, в котором необходимо было записать все волевые усилия за день и проанализировать, какие из них соответствовали целям, а какие – нет. Узнали несколько техник по укреплению силы воли: «Додышать до самоконтроля», «Пятиминутная экологическая заправка силы воли» [12].

После прохождения всех практических занятий студенту в качестве самостоятельной работы было предложено выполнить два домашних задания. Первым заданием было написание эссе на тему «Мои ресурсы для повышения самоорганизации познавательной деятельности». Вторым заданием являлось написание проекта «Развитие личных способностей по конкретной специальности за счет самостоятельной работы посредством самоорганизации познавательной деятельности».

Детальный анализ выполненных студентами самостоятельных заданий дает нам основание говорить, что у обучающихся появилось понимание самоорганизации познавательной деятельности, в своих эссе почти каждый из них дает ей четкое определение. Ребята проанализировали свои ресурсы и понимают, какие их личностные качества, знания, умения, навыки могут им помочь при самоорганизации познавательной деятельности. Создание проекта помогло проделать большую работу по самоорганизации познавательной деятельности по их профилю, обучающиеся определили цель своего обучения, распределили ее по задачам, поставили сроки реализации. Задачи были разделены на важные и срочные, после чего определялась очередность их выполнения. Студенты раскрыли имеющиеся ресурсы для выполнения задач; описали риски или ресурсы, которых не хватает, это способствовало определению слабых мест; определили критерии оценки эффективности проекта и порядок контроля результатов проекта; предположили конечные результаты проекта; постарались описать долгосрочный эффект.

Заключение

По итогам написания научной статьи можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута: нами выявлены сущность и содержание понятия «самоорганизация познавательной деятельности», охарактеризованы критерии и уровни ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности, разработан диагностический инструментарий по определению уровня ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности, проведено диагностическое исследование и интерпретированы полученные результаты, описан план реализации педагогического обеспечения ориентирования студентов младших курсов университета на самоорганизацию познавательной деятельности, представлен анализ выполненных самостоятельных работ обучающихся, который позволяет сделать выводы по повышению уровня ориентированности студента младшего курса университета на самоорганизацию познавательной деятельности.


Библиографическая ссылка

Волова М.Р. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА НА САМООРГАНИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31251 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674