В рамках современной государственной образовательной политики в области высшего педагогического образования происходят значительные изменения, связанные с модернизацией его содержания, что находит свое отражение в подготовке будущих педагогов, обладающих не только профессиональными компетенциями, но и soft-skills, 4-К компетенциями, включающими в себя критичность мышления, кооперацию, коммуникацию и креативность. Данная тенденция объединяет в себе и национальные, и культурные традиции российского образования с инновационным вектором развития.
Стратегия национальной безопасности РФ определяет основные духовно-нравственные ценности, которые относятся к категории традиционных. Исходя из них, выстраивается основная миссия педагогического образования, заключающаяся в подготовке специалиста, ориентированного на воспитание подрастающего поколения в контексте национальных ценностей народов России, имеющего активную жизненную, гражданскую и нравственную позицию, чей личный пример будет способствовать укреплению внутреннего мира ребенка и стимулировать его стремление к постижению общечеловеческих ценностей: добра, истины, красоты и т. д.
В этой связи повышается социальная значимость высшего педагогического образования, и появляются новые перспективы его развития. Увеличивается количество бюджетных мест на педагогическое направление, становится востребованным компетентный педагог, несущий личную ответственность за духовно-нравственное становление будущего поколения страны, способный эффективно осуществлять воспитательную деятельность и создавать воспитывающую среду в образовательных организациях.
В статье авторы ставят целью рассмотреть и описать роль воспитывающей среды в структуре профессиональной подготовки будущего педагога.
Материал и методы исследования. Материал статьи подготовлен на примере образовательного пространства ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» и проведенного онлайн-опроса в апреле-мае 2021 года. Анализ педагогической литературы позволил дать определение воспитывающей среды образовательной организации и выделить её компоненты. Благодаря этому авторами статьи представлены особенности организуемого воспитательного процесса данного университета.
Результаты исследования и их обсуждение. Проблематика изучения содержательного наполнения воспитывающей среды в образовательных организациях имеет интегральный характер.
Так, Е.И. Тихомирова, занимающаяся рассмотрением воспитывающей среды образовательной организации, даёт несколько её трактовок:
- среда, характеризующаяся как воспитывающая и относящаяся к ОО, прежде всего, социальная, ориентированная на процессы становления, развития и воспитания личности, а также включающая преподавателей и обучающихся, определенное содержание реализуемого образовательного процесса, специфические образовательные технологии;
- исходя из того что воспитывающая среда обладает социальными и педагогическими характеристиками, неотъемлемым также является тот факт, что на её становление и функции оказывает влияние личность, в связи с этим можно говорить о биосоциальном значении данного вида среды (В. Бехтерев);
- обращаясь к воспитывающей среде как к системному явлению, можно говорить о приоритетности в её понимании «будущего» над «прошлым». Это обосновывается тем, что воспитывающая среда имеет цель, а значит, движется вперед. При этом реализуется принцип активности, проявляющийся во влиянии внешних факторов на внутренние механизмы [1].
По утверждению И.Н. Поповой, наполнение воспитывающей среды – это «совокупность условий, которые, влияя на воспитанников, вызывают у них личностный рост. Данные условия могут выражаться тремя аспектами: материальными, которые определяются по внешнему виду воспитывающей среды – зданию образовательной организации, его дизайну, материально-техническому оснащению; социальными – взаимоотношения членов образовательной организации, выстроенная между ними коммуникация; духовными – ценности, смыслы, установки, идеалы, традиции, которые существуют в образовательной организации» [2, с. 172]. Таким образом, определить воспитывающую среду можно через ее компонентный состав.
Следовательно, воспитывающую среду невозможно представить без духовного, материально-предметного, событийного и информационного компонентов. Всё это наполняет жизнедеятельность личности, создаёт условия, благодаря которым происходит её «социализация, саморазвитие, развитие личностно-творческого потенциала. Воспитывающая среда – это социокультурные и психолого-педагогические условия, которые в результате положительного взаимодействия помогают личности пройти этапы развития и становления» [3; 4].
Таким образом, воспитывающая среда образовательной организации определяется как часть среды социальной, в которую входят компоненты-условия (общественные, материальные, духовные). В такой среде происходит личностное становление и самореализация субъектов образовательного процесса в результате их активного взаимодействия со средой, удовлетворения и развития позитивных личностных потребностей [5].
Именно образовательное пространство ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» располагает широким спектром средств, возможностей и ресурсов, открывающих возможности для профессионально-личностного становления будущего педагога. Под воспитывающей средой социально-педагогического университета мы понимаем, прежде всего, совокупность социально-культурных и социально-ценностных факторов, оказывающих влияние на профессионально-личностное развитие будущего педагога, принятие им ценностей предстоящей педагогической деятельности, обуславливающих наиболее успешное вхождение в профессию.
Ядром воспитывающей среды социально-педагогического университета являются ценностные ориентиры педагогической деятельности, отраженные в положениях Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Необходимо отметить, что все субъекты учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки реализуют свою деятельность в нескольких направлениях: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, культурно-просветительское, научно-образовательное, профессионально-трудовое, экологическое, здоровьесберегающее. В результате активного включения студентов в создание и реализацию воспитательных событий/мероприятий происходит развитие социальной, профессионально-культурной компетентности будущих педагогов, развитие личности, которая может осуществлять выбор своей жизненной траектории, уважает права и свободы окружающих её людей, способна к социальному взаимодействию в конструктивном русле.
Качественное, прогрессивное социальное развитие личности будущего педагога может осуществляться в условиях, когда субъект вовлечен в разнообразные формы самоорганизации, которая обязательно носит коллективный характер. Успешность и эффективность профессионального становления студента в ВГСПУ во многом определяется степенью сознательности, гражданской зрелости студенчества, а также его уровнем развития управленческой культуры, что является показателем качества системы студенческого самоуправления университета. В ВГСПУ оно представляет собой особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи университета, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив [6].
Таким образом, компонентами воспитывающей среды социально-педагогического вуза, на наш взгляд, являются: предметно-эстетический компонент, предполагающий наличие визуальной среды вуза, которая создает благоприятный климат в образовательной организации, а также визуальную эстетику среды; содержательный компонент, направленный на создание системы воспитывающих ситуаций, встроенных в контекст профессиональной подготовки будущих педагогов; ориентированный на эффективное взаимодействие участников среды, которое развивает ее субъектов через повседневное общение, задающее эталонные нормы и объединяющее её участников в ценностно-смысловом, эмоциональном и деятельностном отношении; ценностно-деятельностный компонент, включающий в себя систему социально значимых ценностей (гражданственность, патриотизм, духовность, нравственность) будущих педагогов образовательной организации высшего образования, проявляющихся в их мировоззрении через систему ценностно-смысловых ориентиров и установок, принципов и идеалов, взглядов и убеждений, отношений и критериев оценки окружающего мира, что в совокупности образует нормативно-регулятивный механизм их жизнедеятельности и в предстоящей профессии.
Успешное развитие ФГБОУ ВО «ВГСПУ» является результатом создания особенной воспитывающей среды, которая ориентирована на возвышение профессии Учителя благодаря углублению в профессионально-педагогическую направленность.
Во исполнение положений Федерального закона от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» образовательная организация к 1 сентября 2021 года должна предоставить в печатном и электронном виде, а также разместить на сайте вуза следующие документы: Рабочую программу воспитания образовательной организации высшего образования, где определены основные характеристики осуществляемой в вузе воспитательной деятельности; Рабочие программы воспитания как часть ОПОП, разрабатываемые и реализуемые в соответствии с действующим ФГОС; Календарный план воспитательной работы на учебный год, где конкретизируется перечень событий/мероприятий воспитательной направленности.
При создании рабочей программы воспитания ВГСПУ нами была изучена воспитывающая среда и содержание воспитательной работы данной образовательной организации. В период с апреля по май 2021 года нами было проведено анкетирование среди студентов и педагогов ВГСПУ с целью выявления роли социально-педагогического университета в общественной жизни г. Волгограда, а также значимости воспитывающей среды в профессиональном воспитании будущего педагога. Таким образом, мы получили результаты, отражающие процент согласия с набором высказываний, которые мы предложили оценить респондентам. В анкетировании приняли участие 662 человека, из них 106 преподавателей и 556 студентов. Данным исследованием были охвачены все институты и факультеты вуза, занимающиеся подготовкой студентов по направлению «Педагогическое образование». В анкетировании приняли участие студенты 1, 3, 4 и 5 курсов. Полученные нами данные были переведены в проценты и представлены в таблице ниже.
Процентное соотношение высказываний, с которыми респонденты полностью согласны
№ |
Высказывания |
Преподаватели, % |
Студенты, % |
1. |
Одним из значимых культурно-исторических центров г. Волгограда является социально-педагогический университет |
41 |
36% |
2. |
Наш вуз является перспективной и инновационной площадкой в подготовке будущих специалистов для региона и области |
48 |
52 |
3. |
Считаю, что социально-педагогический университет привлекателен для потенциальных абитуриентов страны |
25 |
41 |
4. |
Согласен(на) с тем, что одним из составляющих имиджа г. Волгограда является социально-педагогический университет |
35 |
37 |
5. |
Вуз не имеет никакого значения в общественной жизни города |
4 |
7 |
6. |
Разделяю мнение о том, что цель воспитательной деятельности в вузе - это формирование гражданской позиции будущего педагога, а также его профессиональное саморазвитие |
49 |
51 |
7. |
Готовность будущего педагога к организации воспитательной деятельности в школе - приоритетная цель воспитательной деятельности в вузе |
47 |
56 |
8. |
Согласен(на) с тем, что работа куратора/наставника и социально-психологической службы, участие в волонтёрской деятельности сопровождает процесс профессионального воспитания будущего педагога |
37 |
59 |
9. |
Создание воспитывающих ситуаций/мероприятий преподавателями, а также реализация студенческого самоуправления способствуют профессиональному воспитанию будущего педагога |
49 |
57 |
10. |
Студенческое самоуправление является ориентиром в профессиональном воспитании будущего педагога |
32 |
62 |
11. |
Деятельность, направленная на формирование уважения к закону и правопорядку, способствует патриотическому воспитанию будущего педагога |
42 |
45 |
12. |
Соблюдение будущим педагогом законодательства, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства содействует его патриотическому воспитанию |
51 |
49 |
13. |
Разделяю мнение о том, что патриотическое воспитание осуществляется через деятельность, направленную на уважение старшего поколения |
45 |
40 |
14. |
Патриотическое воспитание будущего педагога возможно через деятельность, направленную на бережное отношение к природе и окружающей среде |
55 |
52 |
15. |
Разделяю мнение о том, что воспитывающий потенциал предметно-эстетической среды вуза заключается в значимости историко-культурного прошлого для профессиональной подготовки будущего педагога |
44 |
47 |
16. |
Согласен(на) с тем, что воспитывающий потенциал предметно-эстетической среды вуза заключается в актуализации ценностно-смысловых оснований будущей профессиональной деятельности |
46 |
46 |
17. |
Воспитывающий потенциал предметно-эстетической среды вуза способствует осознанному отношению студентов к созданию структурной среды вуза эстетической направленности |
41 |
43 |
18. |
Информационная среда нашего вуза (смешанный формат обучения, вузовские медиа, цифровизация) способствует успешному профессиональному обучению и воспитанию |
31 |
45 |
19. |
В вузе взаимодействие между деканатом, студентами и студенческим активом организовано на высоком профессиональном уровне |
34 |
43 |
20. |
Считаю, что профессиональное воспитание студентов отражает гражданско-патриотическую направленность как в рамках изучения дисциплин, так и во внеучебной деятельности |
37 |
35 |
21. |
Программа воспитания будущих педагогов должна быть ориентирована на формирование готовности к осуществлению профессиональной деятельности |
66 |
65 |
22. |
Разделяю мнение о том, что Программа воспитания будущих педагогов должна быть ориентирована на общую государственную стратегию воспитания социально необходимого типа личности |
46 |
34 |
23. |
Согласен(на) с тем, что Программа воспитания будущих педагогов должна быть ориентирована на развитие личностных качеств, необходимых в профессии |
65 |
65 |
Результаты анкетирования показали, что цель воспитательной деятельности в вузе заключается в формировании гражданской позиции будущего педагога, а также в его профессиональном саморазвитии. Соблюдение будущим педагогом законодательства, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства содействует его гражданской позиции. Самореализация и развитие личностных качеств, по мнению большинства опрошенных преподавателей, являются ведущими мотивами студентов для активного участия в мероприятиях воспитательной направленности. Педагогами было определено и назначение программы воспитания будущих педагогов – она должна быть ориентирована на формирование готовности к осуществлению профессиональной деятельности, на развитие личностных качеств, необходимых в профессии, а также и то, что именно студенческое самоуправление должно стать ориентиром в профессиональном воспитании будущего педагога.
Исходя из анализа анкет и содержания воспитательной работы ВГСПУ, представим один из разделов рабочей программы воспитания – «Особенности организуемой в ВГСПУ воспитательной деятельности». Программа утверждена решением Ученого совета ФГБОУ ВО «ВГСПУ» (Протокол № 6 от 29 марта 2021 г.) [7].
«Особенности организуемой в ВГСПУ воспитательной деятельности»
Образовательное учреждение ФГБОУ ВО «ВГСПУ» относится к системе высшего образования и осуществляет образовательную деятельность по реализации ОПОП, целью которых является формирование у студентов системы универсальных и общепрофессиональных компетенций на основе использования ресурсов учебной, внеучебной и социально ориентированной деятельности; а также подготовка к профессиональной деятельности по воспитанию подрастающего поколения в образовательных организациях. ФГБОУ ВО «ВГСПУ» является центром образования и науки региона.
Эффективность работы ВГСПУ во многом зависит от ряда новых вызовов, с которыми сталкивается университет: развитие цифровых технологий; изменение ценностных ориентиров молодежи; конкуренция между федеральными вузами; высокий рост численности иностранных обучающихся; отток молодежи из региона. Наряду с этим Волгоградский государственный социально-педагогический университет можно охарактеризовать как центр подготовки педагогических кадров по укрупненной группе специальностей и направлений 44.00.00 «Образование и педагогические науки», а также подготовки специалистов в социогуманитарной и естественно-научной сферах. В его состав входят 5 факультетов, 6 образовательных институтов. В университете реализуется более 150 ОПОП, из них – 88 на бакалавриате, 2 – на специалитете, а также 62 магистерские программы и 10 программ подготовки аспирантов.
Численность обучающихся на 01.06.2021 г. достигает 3706 человек (очное отделение), 2258 человек (заочное отделение), 169 человек (очно-заочное отделение); трудовой коллектив (ППС) включает в себя 430 работников. Особенностью контингента ВГСПУ является то, что, как и в целом педагогическое образование в региональных вузах, носит во многом «внутрирегиональный» характер. Именно эта специфика позволяет будущему педагогу в своей профессиональной деятельности помочь детям освоить традиции, культурные и исторические особенности своей малой родины.
Следует сказать о высоком педагогическом потенциале и сложившихся за многие годы научных школах: концепция целостного учебно-воспитательного процесса (В.С. Ильин); теория непрерывного педагогического образования, концепция и технология становления университетских комплексов как эффективной формы организации отечественного непрерывного педагогического образования (Н.К. Сергеев); концепция личностно развивающего образования, раскрывающая целевые, содержательные и процессуальные аспекты формирования опыта личностного саморазвития как системы смыслов и ориентировочной основы непрерывного образования (В.В. Сериков); исследования по проблеме качества подготовки специалистов, мониторинга качества подготовки специалистов в условиях непрерывного образования, контроля и оценки в системе управления качеством подготовки специалистов (Е.И. Сахарчук); историко-педагогический анализ российского образования и педагогической мысли, проблемы становления и развития национального образования и национальной школы в России, взаимодействие традиций и инноваций в педагогической науке и практике (С.В. Куликова); направление сравнительных научных исследований в области образования (Н.Е. Воробьев, И.С. Бессарабова); изучение проблем теории целостного учебно-воспитательного процесса, методологии педагогических исследований (А.А. Глебов); теория гендерного воспитания (Л.И. Столярчук); методологические основы исследования проблем духовно-нравственного воспитания (И.А. Соловцова); развитие личности ребенка в современном социокультурном пространстве, управление дошкольным образованием (М.В. Корепанова); образовательные стратегии и технологии личностно-профессионального развития педагога в системе непрерывного педагогического образования (М.В. Николаева).
Волгоградский государственный социально-педагогический университет отличается особой организацией воспитательной работы – все обучающиеся, независимо от курса обучения, вовлечены в воспитательную деятельность по разным направлениям, где приоритетными являются патриотическое, гражданское и духовно-нравственное, - которой присуща атмосфера конструктивного диалога, со-бытийности, что заключается и во взаимодействии студентов друг с другом в форме коллективов, между педагогами и студентами, между сообществами, реализующими научную деятельность. Особое место занимает деятельность кураторов, заключающаяся в укреплении у обучающихся интереса и любви к изучаемой профессии, воспитании у них необходимых профессиональных качеств.
Говоря об особенностях организуемого в вузе воспитательного процесса, следует сказать и об инфраструктуре образовательной организации, обеспечивающей реализацию программы воспитания.
ФГБОУ ВО «ВГСПУ» обладает необходимыми ресурсами, которые обеспечивают оптимальность и эффективность учебно-воспитательного процесса университета, труд, отдых и оздоровление как сотрудников, так и студентов. Периодически в вузе происходит обновление материально-технической базы в соответствии с актуальными требованиями (информатизация образовательного процесса). К зданиям вуза относятся строения учебного и социально-бытового назначения, в том числе 4 учебных корпуса общей площадью свыше 48 тыс. кв. м; 2 общежития общей вместимостью 1900 чел.; 2 библиотеки в главном учебном корпусе и учебном корпусе № 2, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ОВЗ; ботанический сад, имеющий свыше 1300 видов травянистых, древесных и кустарниковых растений, бассейн. В университете имеются учебные и лабораторные аудитории, пункты, осуществляющие общественное питание, спортивные залы (баскетбольный, волейбольный, гимнастический, теннисный, тренажерный, фитнес-зал), а также шахматный клуб, футбольное поле. Для охраны здоровья студентов и сотрудников в вузе функционируют санаторий-профилакторий, медицинский пункт и медицинский пункт плавательного бассейна.
Необходимо отметить и перечень историко-культурных объектов города Волгограда, обладающих высоким воспитывающим потенциалом и находящихся рядом с университетом, а именно: историческое наследие времен Второй мировой войны в виде памятников, мемориалов, музеев, статус города-героя; объекты культурного наследия в виде федеральных памятников культуры, театры, библиотеки, природные парки Волгоградской области и многое другое. Более того, являясь региональным образовательным центром, Волгоградский государственный социально-педагогический университет аккумулирует в себе историко-культурный потенциал и инновационные технологии в сфере профессионального образования будущих педагогов.
На базе университета создан Окружной координационный центр Южного федерального округа для реализации проекта по созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления «Всероссийская школа вожатых». В рамках данного проекта реализуется курс «Основы вожатской деятельности», отвечающий современным требованиям подготовки вожатых. Практико-ориентированный курс предусматривает психолого-педагогическое и информационно-медийное сопровождение деятельности вожатого в лагере, обеспечивает знаниями по нормативно-правовой основе, этической составляющей вожатства, а также по безопасности жизнедеятельности и оказанию первой медицинской помощи. Реализация проекта «Всероссийской школы вожатых» способствует активному взаимодействию между всеми участниками, заинтересованными в организации качественного и безопасного отдыха и воспитании подрастающего поколения.
На базе ВГСПУ в соответствии с договором о научном сотрудничестве между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия образования» (РАО) и ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» от 17 декабря 2014 года был создан Волгоградский научно-образовательный центр Российской академии образования (ВНОЦ РАО). Данный договор позволяет ВГСПУ выполнять некоторые функции РАО по координации научных исследований в сфере наук об образовании, которые проводятся научными и образовательными организациями в регионе, а также осуществлять экспертизы их результатов; анализировать состояние исследований в области наук об образовании в регионе; проведению по согласованной с РАО тематике научных исследований и внедрению их результатов в деятельность образовательных организаций региона; проведению общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки региона и др. Данный центр отличается тем, что стал первым в России полноправным региональным представительством Российской академии образования.
В структуру ВНОЦ РАО входят центры и лаборатории, в частности лаборатория «Проблемы школы и педагогики за рубежом» (руководитель – д.п.н., профессор Н.Е. Воробьев), миссия которой заключается в научно-методическом обеспечении исследований в сравнительно-сопоставительном плане современного состояния и основных тенденций развития образования в странах дальнего и ближнего зарубежья.
«Центр гендерных исследований в образовании» (руководитель – д.п.н., профессор Л.И. Столярчук), деятельность которого направлена на развитие взаимодействия с образовательными учреждениями региона, осуществляющими инновационный поиск по реализации инновационных гендерных практик в образовательных учреждениях.
Лаборатория «Управление качеством подготовки специалистов» (руководитель – д.п.н., профессор Е.И. Сахарчук) – курирует мониторинговые процессы, затрагивающие подготовку специалистов образования, и отвечает за соответствие уровня качества между требованиями внешних и внутренних потребителей и той работой, которую проводит вуз.
«Центр образования родителей» (руководитель – к.п.н., доцент Е.С. Евдокимова), деятельность которого направлена на развитие педагогического образования современных родителей – нового направления деятельности ВГСПУ и учреждений-партнеров, ориентированного на решение стратегических задач сохранения и развития семейных ценностей, совершенствование общекультурной и педагогической компетентности матери и отца в вопросах семейного воспитания.
«Ресурсный методический центр» (руководитель – д.п.н., профессор В.В. Зайцев), деятельность которого направлена на повышение качества методического обеспечения профессиональной подготовки студентов ВГСПУ, обучающихся по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»; методическое сопровождение взаимодействия ВГСПУ с учителями и другими категориями педагогических работников городских округов и муниципальных районов Волгоградской области.
«Центр научно-методического сопровождения воспитательной деятельности» (руководитель – к.п.н., доцент И.А. Макарова), обеспечивающий координацию действий с организациями, реализующими стратегические инициативы в сфере воспитания; повышение качества методологической подготовки субъектов воспитательной деятельности; повышение качества инновационной деятельности в сфере воспитания.
В 2021 г. с целью социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в университете создан «Социально-психологический центр», деятельность которого направлена на улучшение психического здоровья, внутреннего душевного состояния студентов и преподавателей, обеспечение повышения уровня психологической культуры и толерантности, что позволит на ранних стадиях выявить личностные и социальные проблемы, поспособствует формированию ценностей института семьи, так как период обучения в вузе тесно связан с этапом родительства.
Сохранение и развитие выстроенной в вузе воспитывающей среды необходимо, потому что она благоприятно влияет на личностное и профессиональное становление, активизирует познавательный и творческий потенциал. Условия, созданные в вузе, позволяют обучающимся принимать участие в жизни университета, проявлять свою активную гражданскую позицию, повышать свой интеллектуальный, культурный, нравственный и физический потенциал. Это осуществляется через мероприятия, проводимые профкомом ВГСПУ, например фестиваль «Студенческий марафон ВГСПУ», в его рамках проводятся более 15 творческих, спортивных и интеллектуальных мероприятий: игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», турниры по волейболу, гандболу, дартсу, турнир по мини-футболу среди юношей и др.
В ВГСПУ активно работает Совет обучающихся, который, как и профком, способствуют развитию студенческого самоуправления. Благодаря организации и проведению мероприятий студенты обмениваются опытом с коллегами из других факультетов/институтов. Происходит взаимодействие как студентов бакалавриата/специалитета, магистрантов нашего вуза, так и студентов других педагогических университетов страны. Такой опыт служит ориентиром профессионального воспитания будущих педагогов, позволяет повысить свой уровень универсальных компетенций, а также даёт возможность определиться с более точной сферой профессионального развития.
Особое место в воспитательной работе ВГСПУ занимает волонтерское движение «Волонтеры Победы». Ежегодно активисты движения оказывают волонтерское сопровождение ключевых мероприятий, приуроченных к годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Участие студентов в волонтерской деятельности говорит об их активной гражданской позиции, а также участии в воспитывающей среде не только университета, но и города, так как реализация такой деятельности возможна и на базе других организаций, в том числе и образовательных.
В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете принято проводить ежегодные мероприятия, посвященные Дню учителя, Дню студента, празднованию Масленицы, 8 Марта и 23 февраля, кубок первокурсников, школа студенческого актива, «Витязь и Краса ВГСПУ», традиционной стала акция «Педагогический диктант». Среди ежегодных научных мероприятий необходимо отметить Региональную конференцию молодых исследователей Волгоградской области и апрельские научные конференции студентов ВГСПУ. Одним из значимых мероприятий является и «День открытых дверей», с привлечением волонтеров (студентов вуза), которые представляют будущим абитуриентам научный и творческий потенциал ВГСПУ.
Данный спектр мероприятий, традиционных и событийных, а также созданные на базе университета подразделения, например ТВ-Центр ВГСПУ и газета «Учитель», позволяют приобрести студентам личностный опыт практической деятельности, дают возможность саморазвития и самореализации, что является значимым на этапе профессионального становления будущего учителя.
Представленное описание воспитательной деятельности ВГСПУ позволяет говорить о том, что весь комплекс выделенных компонентов воспитывающей среды находит свою реализацию в Рабочей программе воспитания данной образовательной организации, что отражается не только в самом описании, но и в модульной архитектуре построения рабочей программы воспитания.
Так, к основным модулям рабочей программы воспитания мы относим: «Учебно-профессиональная деятельность», «Институт кураторства и наставничества», «Студенческое самоуправление и развитие студенческих клубов», «Профессиональная социализация», «Волонтерство», «Социокультурное творчество», «Противодействие экстремизму и ксенофобии в молодежной среде». Дополнительными модулями являются: «Ключевые вузовские события и мероприятия», «Вузовские медиа», «Молодежные общественные объединения», «Международное студенческое сотрудничество», «Организация предметно-эстетической среды вуза», «Социально-педагогическое взаимодействие студенчества с лицами с инвалидностью и ОВЗ (в условиях инклюзии)».
Вышеописанные модули отражаются в компонентном составе воспитывающей среды социально-педагогического университета в нижепредставленной схеме.
В связи с тем что воспитательная работа является частью образовательного процесса и составляющей университетской среды, модуль «Учебно-профессиональная деятельность» нами рассматривается как связующее звено в ОПОП между образовательной и воспитательной деятельностью. То есть в этом модуле мы отражаем воспитательную работу в рамках ОПОП, которая найдет свое воплощение в системе воспитывающих ситуаций, в их основу будет положена педагогическая идея, аккумулирующая в себе ценности педагогической профессии и регионально-культурный потенциал Волгоградской области. Остальные же модули будут работать за пределами ОПОП, но ориентированы на создание воспитывающей среды вуза.
Заключение. Представленный потенциал воспитывающей среды ФГБОУ ВО «ВГСПУ» является необходимой составляющей профессиональной подготовки будущего педагога, объединяя в себе историко-культурную, природообразующую составляющую и сложившиеся векторы в профессиональной подготовке специалистов Волгоградской области. Понимаемая в данном контексте воспитывающая среда ФГБОУ ВО «ВГСПУ» наполняется смыслами и духовными ценностями, свойственными региону. Спроектированная таким образом воспитывающая среда вуза позволит повысить качество профессиональной подготовки будущего педагога.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-313-90045. The reported study was funded by RFBR according to the research project № 20-313-90045.
Библиографическая ссылка
Макарова И.А., Петрученя Н.В., Дорожкина Е.С. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВУЗА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31218 (дата обращения: 07.12.2024).