Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Собянин Ф.И. 1, 2 Ирхина И.В. 1 Кондаков В.Л. 1 Демченко Л.В. 2 Клименко Т.И. 2 Кузнецова А.Н. 3
1 ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
2 «Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова»
3 «КГУ СОШ № 3»
Рассматривается ряд проблем функционирования системы высшего образования на основе культуролого-акмеологического подхода. В работе собраны данные с помощью анализа специальной литературы, электронных источников, изучения продуктов педагогической деятельности, наблюдения за образовательным процессом в российских и зарубежных вузах. В рамках культуролого-акмеологического подхода применялись такие наукоемкие классы явлений, как «традиции», «новации», «преемственность», «диалог культур». В работе участвовали аспиранты и преподаватели ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (Россия, г. Белгород), Западно-Казахстанского университета им. М. Утемисова (Республика Казахстан, г. Уральск), СОШ № 3 г. Уральска (Казахстан) в 2021 г. Результаты исследования, полученные при сравнении современных тенденций в вузах России, ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Молдавия, Украина) и дальнего зарубежья (Франция, Великобритания, Германия, США), свидетельствуют об их тесной связи с вопросами культурологии и акмеологии высшей школы в современных условиях развития общества. Высшие учебные заведения ближнего зарубежья условно разделяются на две группы: вузы, ориентированные на систему и тенденции в российской высшей школе, и вузы, ориентированные на модели стран дальнего зарубежья. Высшие учебные заведения дальнего зарубежья в основном структурно придерживаются концепции Болонского процесса, но содержательно стараются сохранить и развивать особенности национальных систем образования, сохранять свою культуру, учитывая достижения научно-технического прогресса, новые потребности национального и международного рынка, а также актуальные проблемы мультикультурации, роста финансирования высшего образования, сравнения с системами образования других стран.
проблемы
образование
культуролого-акмеологический подход
наукоемкие классы явлений
традиции
новации
преемственность
диалог культур
1. Петренко О.В., Собянин Ф.И., Николаева Е.С. Культуролого-акмеологический подход как методологическая основа повышения качества профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2016. № 1. С. 6-8.
2. Собянин Ф.И., Ирхина И.В., Кондаков В.Л., Умарова Б.Ж., Нариманова Ж., Ковалева Р.Е. Дистанционное обучение в период пандемии: за и против // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30762 (дата обращения: 27.09.2021).
3. Конкурсная документация на проведение открытого публичного конкурса на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами». [Электронный ресурс]. URL: https://rscf.ru/upload/iblock/367/36705bc4104fd791ecb708dfb8bad72b.pdf. (дата обращения: 27.09.2021).
4. Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/contest/o_2111309. (дата обращения: 26.09.2021).
5. Два возраста гениев: открытия совершаются в 25 и в 60 лет. [Электронный ресурс]. URL: https://newizv.ru/news/science/29-04-2019/dva-vozrasta-geniev-otkrytiya-sovershayutsya-v-25-i-v-60-let. (дата обращения: 27.09.2021).
6. В Приднестровье ввели смешанную систему обучения. Вести образования. [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/8/5/quality_of_education/14199-v_pridnestrovie_vveli_smeshannuyu_sistemu_obucheniya (дата обращения: 25.09.2021).
7. Юн С.М. Реформа и интернационализация высшего образования Узбекистана при президенте Ш.М. Мирзееве // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 62. С. 138-143.
8. Дудко Н.В. Основные тенденции развития системы высшего образования в Украине (с учетом европейских стандартов) // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4 (7). С. 94-97.
9. Бимаханов Т.Д. Воспитательные возможности традиций казахской народной педагогики // Инновационная наука. 2015. № 3. Т. 1. С. 77-80.
10. Рудица Н.Б. Тенденции формирования и развития высшего образования Казахстана // Известия высших учебных заведений. Социология, экономика, политика. 2016. № 1. С. 97-100.
11. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. Brussels, Belgium, 2015. 32 p.
12. Ces Pionnières du LMD. Supplément de La Lettre de l'éducation n 442 - 1 -er mars, 2004. Р. 1-4.
13. Лощилова М.А. Профессиональное и высшее образование Великобритании // Актуальные проблемы профессиональной педагогики. 2013. № 2 (10). С. 55-59.
14. Bundesministerium für Buildung und Forschung: Grund- und Strukturdaten 2000/2001, Bonn 2001 Statistisches Bundesamt: Buildung im Zahlenspiegel, Stuttgart 2001.
15. Намаканов Б.А., Расулов М.М. Особенности и проблемы современного высшего образования за рубежом (на примере США и Канады) // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С. 214-230.

За последние два десятилетия мы наблюдаем, как кардинально меняются общество, международная обстановка, фактически все сферы социальной деятельности, наши представления о состоянии общества и его дальнейшем развитии. Все это имеет огромное значение для эффективного функционирования такого важнейшего социально-культурного феномена, как система образования. На современном этапе анализ системы образования и построение ее перспектив теснейшим образом связаны с теорией культуры общества и теорией наивысших достижений в человеческой деятельности (акмеологией). В этой связи рассмотрение современных проблем развития системы высшего образования в меняющемся обществе с позиции культуролого-акмеологического подхода представляется весьма актуальным [1; 2].

Цель статьи – выявить и проанализировать ряд важнейших проблем в современной системе отечественного и зарубежного высшего образования на основе культуролого-акмеологического подхода.

Материалы и методы исследования. Материал исследования представляет собой избранный объем научной, популярной, специальной литературы, информации в электронных источниках, как отечественных, так и зарубежных, в которых освещаются основные проблемы современного высшего образования (более 125 источников). Соответственно материалу избраны методы исследования, представляющие собой изучение указанной литературы, сравнение, обобщение данных в различных источниках, их всестороннюю интерпретацию на основе культуролого-акмеологического подхода. Кроме того, проводилось изучение деятельности преподавателей и студентов в обследованных вузах и наблюдение за процессом обучения. Конкретным предметом изучения в данной статье является анализ наукоемких классов явлений в содержании высшего профессионального образования в современной России - категорий «традиции» и «новации», «преемственность», «диалог культур». Материал был собран силами аспирантов, преподавателей двух вузов: ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (Россия, г. Белгород), Западно-Казахстанского университета им. М. Утемисова (Казахстан, г. Уральск) и средней школы № 3 г. Уральска.

Результаты исследования и их обсуждение

Одна из главных современных проблем высшей школы – огромный объем учебной информации в вузах. Выделяются два основных способа овладения информацией: а) использовать внешние дополнительные средства, технические устройства; б) вскрывать внутренние резервы организма человека, его интеллектуальные возможности, развивать способности. Вряд ли можно приветствовать подход, в котором падает значение методики преподавания и методики самостоятельной работы студентов. Уменьшается количество публикаций учебно-методического содержания по работе в вузах. Доминирует акцент на новизну информации, ее исключительность. Вместе с тем вряд ли можно овладеть быстро, и главное - качественно, новым знанием или умением, если нет прочных основательных базовых знаний по учебным дисциплинам, особенно профильным. К сожалению, в средствах массовой информации продолжают развивать идею творчества независимо от подготовленности субъекта, часто по телевидению ведутся телепередачи, в которых пропагандируют быстрое экстремальное овладение какой-либо профессиональной деятельностью человеком, совершенно далеким от данной профессии.

Другая проблема: как сохранить в образовательном процессе здоровье человека и его связь с природой? Культурная среда покоряет природу, человечество ее обрабатывает, делает искусственной, но необходимо ограниченное, умеренное, бережное овладение природой. Технократический цивилизационный путь – это путь к уничтожению природы, а поскольку сам человек есть продукт природы – то уничтожение природы приводит к уничтожению и самого человека. Следовательно, в процессе высшего образования необходимо стараться сохранять человеческое в человеке, развивать его сущностные силы, а не подменять способности студентов новыми техническими возможностями компьютерной техники.

Важной проблемой является соотношение традиции (стереотипизированный опыт в сфере образования) и новации (антипод традиции, новое знание, новые технологии, методики в образовании). Смысл их соотношения в том, чтобы новации были действительно передовыми, были эффективнее и актуальнее традиций.

В таблице 1 представлены некоторые традиции и новации в системе высшего образования. В частности, смена цели на формирование культуры будущего специалиста может показаться действительно более прогрессивной, если предыдущая цель тоже решается в процессе образования. Однако качество подготовки специалиста в последние годы снижается, и потому необходимый уровень его культуры не достигается.

Таблица 1

Представление о характеристиках системы высшего образования через соотношение «традиции» и «новации»

п/п

Избранные характеристики

Традиции в системе образования до 1991 года

Новации в системе образования после 1991 года до 2021 года

1

Цель высшего образования

Подготовить высококвалифицированного специалиста

Сформировать культуру будущего работника

 

2

Ведущий подход

ЗУМ – формирование знаний, умений, навыков

Компетентностный подход

 

3

Средства и методы воздействия

Традиционные, ориентированные на взаимодействие типа «человек - человек»

Новые, ориентированные на взаимодействие типа «человек - человек», «человек - знаковые системы», «человек - техника»

 

4

Уровень качества образования

Высокий, признанный в мире

Снижение качества образования и признания в мировом рейтинге

 

5

Уровень вузовской науки

Высокий, признанный в мире

Снижение уровня признания российской науки в мире

 

6

Наличие мешающих факторов

Недостаток материально-технической базы, особенно в провинциальных вузах

Недостаток материально-технической базы, чиновничий произвол, навязывание культурно чуждой идеологии образования, излишнего бумаготворчества, повышенного строгого инспектирования образовательного процесса

 

В прошлой традиции упор в подготовке кадров был на знания, умения и навыки. В новых условиях его заменили на компетентностный подход. Причем что такое «компетенции» - до сих пор остается не до конца выясненным вопросом. Представление о компетенции размывается от знания - до чувства толерантности. В практике образования, несмотря на то что чиновники заставляют прорабатывать эти самые компетентности, преподаватели пытаются «привязать» их к конкретным дисциплинам, темам, занятиям – процесс этот выглядит искусственным, надуманным, и на самом деле образование по- прежнему ориентируется на знания, умения и навыки, как на конкретные, реально ощутимые и действительно актуальные результаты образовательного процесса.

Средства и методы образования получают новые ориентиры, которые возникают объективно, поскольку знаковые системы и технологии, техника все больше внедряются в образовательный процесс, окруженные ореолом всемогущей цифровизации. Однако, как уже было отмечено в ряде работ [2], нельзя полагаться полностью на возможности искусственных систем, забывая при этом, что мы готовим студентов не только к работе с техническими системами, но к разнообразной будущей профессиональной деятельности с людьми.

Еще одна очень серьезная проблема – это состояние воспитательной работы в вузах со студентами, особенно в студенческих общежитиях. За последнее время, к сожалению, встречаются случаи суицида среди студентов, нападения на преподавателей, взяток за зачеты и экзамены, а также жестокого расстрела студентами своих однокурсников и преподавателей. Все это издержки современной жизни, ее криминально-коммерческого уклада. Данное направление деятельности вузов необходимо пересматривать и уделять воспитательной работе внимания никак не меньше, чем учебному процессу.

Результаты образования теперь оцениваются по бумагам, по опросу студентов, преподавателей, вместо того чтобы оценивать вузы по деятельности и достижениям выпускников в профессии, а преподавателей – по их научным результатам и количеству, качеству подготовленных учеников, опубликованных трудов, сделанных открытий. В практике аккредитации вузов часто встречаются примеры, когда проверяющие вузы эксперты совершенно серьезно заявляют, что качество образовательного процесса зависит от состояния документации, строго прописанных компетенций. Так постепенно исключается человеческий фактор, искусство преподавателя, его реальные труды, результаты живого творческого процесса.

Все перечисленное выше постепенно приводит к снижению качества высшего образования, происходящему на фоне растущего количества сбивающих факторов (систематические проверки, аккредитации, лицензирование образовательных учреждений, увеличение количества отчетов, бумаготворчества, внедрение новых ненужных стандартов и прочее, что мешает нормальному течению образовательного процесса).

К сожалению, уходят в прошлое научные авторитеты, научные школы. Показательно, что в последние годы все чаще внимание обращают на молодых ученых и их перспективы. Например, в условиях участия в очередных грантах РФФИ, гранте президента РФ, гранте РНФ на 2022 год и других проектах предлагается включать в состав группы исследователей в одном случае до 50% молодых ученых до 39 лет, в других случаях ученых до 35 лет [3; 4]. Предложение довольно спорное. Так, по данным исследований, проведенных в Университете штата Огайо, у ученых (на примере экономистов, получивших Нобелевские премии) встречается два пика высших научных достижений: один пик в диапазоне 20-25 лет, а второй в диапазоне 50-60 лет [5]. Первый тип исследователей – это «концептуалисты». Они в большей степени теоретики, разрабатывают оригинальные идеи, гипотезы с применением математических моделей. Второй тип – «экспериментаторы», которые на основе глубоких теоретических и экспериментальных исследований, накопленного опыта приходят к научным достижениям. Ориентация исключительно на молодых ученых не только узка, но и в определенной мере ошибочна, потому что сейчас в России падает уровень школьного и вузовского образования, тяжелее найти не просто грамотного, но и фундаментально подготовленного молодого ученого. Следовательно, нужно привлекать к проектам и молодых, и зрелых ученых. Необходимо создавать группы разновозрастных ученых для того, чтобы передавать накопившийся ценный научный опыт, готовить продолжателей сложившихся научных школ и создавать новые.

В системе высшего профессионального образования актуальной является и проблема преемственности в его содержании (табл. 2). Если обратить внимание на методологию современного образования, то здесь наблюдается переход от фундаментального образования к фрагментарному. Информационный скачок, обусловленный научно-техническим прогрессом последних лет, привел к тому, что общее количество учебных дисциплин существенно выросло, но пострадали фундаментальные, профильные дисциплины. В результате студенты не получают научно-профессионального мировоззрения, основы знаний своей специальности.

Государственные образовательные стандарты при этом не выполняют свою полезную функцию. Они должны быть стратегическими с ориентацией на десятилетия и достижение реальных глобальных целей в образовании, а не тактическими сиюминутными, когда вдруг необоснованно возникает необходимость частичного изменения названия компетенций, их состава и прочих мелких коррекций, которые на самом деле никакого практического или методического значения не имеют, но зато требуют сил и времени для внесения исправлений в массу рабочих учебных документов. Отходят на задний план традиционные в прошлые годы и действительно актуальные вопросы о методике обучения учебным предметам, о межпредметных связях, о педагогическом мастерстве преподавателей и будущих специалистов и многие другие.

Таблица 2

Преемственность в образовательном процессе в вузах

№ п/п

Факторы преемственности в содержании высшего образования

Наличие преемственности и ее характер

1

Методология образования

Наблюдается переход от фундаментального образования к фрагментарному

2

Средства и методы образовательной деятельности

Преемственность имеется, но активно внедряется цифровизация, дистанционное обучение

3

Формы занятий

Преемственность имеется, новые формы занятий связаны с внедрением электронных систем и индивидуальной самостоятельной работы с ними при удалении преподавателя

4

Содержание образовательных дисциплин

Количество часов в дисциплинах резко уменьшается, сокращается содержание аудиторного обучения

5

Система оценивания образовательных результатов

Переход на новые способы оценивания с помощью сложных и трудоемких балльных систем, рейтингов

6

Принципы обучения

На первый план выдвигаются принципы самостоятельности учебной работы, готовности к работе с электронными системами

Средства и методы образовательной деятельности сочетают в себе традиционные и новые (табл. 2), но в условиях распространившейся коронавирусной пандемии пришлось активно внедрять цифровые технологии, дистанционное обучение, которое помимо достоинств имеет и существенные недостатки, снижающие качество образования, отделяя студента от общения с преподавателем и сокурсниками [2]. Причем быстрое обновление электронной техники влечет за собой и срочное совершенствование методики обучения. Этим обусловлены и новые формы проведения занятий, которые все больше индивидуализируют учебную деятельность студентов, что, с одной стороны, хорошо, но, с другой - лишают его непосредственного общения, имеющего большое значение для становления будущего специалиста и его личности.

Содержание образовательных дисциплин в результате фрагментации привело к резкому сокращению количества учебных часов на отдельные дисциплины, уменьшению объема аудиторных занятий. Этот факт отмечают и сами студенты, которые не успевают разобраться в одной дисциплине, как уже наступает время зачета либо экзамена, и происходит переход к следующему предмету. Особенно болезненно этот процесс выглядит на заочном отделении, где обучение предметам иногда снижается до двух занятий.

Система оценивания образовательных результатов студентов значительно унифицировалась и превратилась в, казалось бы, передовую, многоаспектную технологию в виде балльно-рейтинговой системы. Утверждается, что она действительно является объективной и стимулирует студентов к обучению. На самом деле эта система неуклюжая и весьма трудоемкая. Если преподаватель лишь по одному предмету постарается учесть все фиксируемые в рейтинге показатели на протяжении данного периода обучения и будет систематически вводить их в систему оценивания студентов, то он потратит уйму времени, а в итоге придет к тому же результату, как если бы он использовал прежнюю систему обычных оценок или упрощенный вариант балльно-рейтинговой системы с учетом всего 3-4 параметров. При этом у преподавателя еще оставалось бы время на совершенствование методики обучения студентов, редактирование и переработку рабочих программ, УМКД и прочих многочисленных учебных документов, появившихся за последнее время.

Что касается принципов обучения, то в вузах наблюдается их частичная преемственность, но в настоящее время на передний план выходит самостоятельность учебы студента, а также его постоянная готовность к смене условий обучения от традиционных до новационных, среди которых лидирует готовность работать с электронными средствами и системами.

Серьезной проблемой с позиции культуролого-акмеологического подхода является «диалог культур» в системе высшего образования. Ее можно рассмотреть в рамках диалога содержания высшего образования в странах бывшего союзного государства и диалога со странами дальнего зарубежья. В первом случае выделяются два основных вида диалога: некоторые страны ближнего зарубежья ориентированы на российское высшее образование, другие – на страны дальнего зарубежья (в этом случае стараются почти безоговорочно копировать зарубежный тип образования, но это сделать очень сложно в иной культурно-образовательной среде). Есть вариант и смешанный – когда система образования одновременно пытается учесть особенности российского образования и стран дальнего зарубежья. Так, в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется ориентация на российское образование, даже аккредитация проводится двукратно: по российским требованиям и по своим [2; 6]. В Узбекистане больше внимания обращают на образцы дальнего зарубежья, хотя внутренне тяготеют к российскому [7]. На Украине категорично отрицают российский тип высшего образования, склоняясь к западным моделям [8].

Интересно положение, сложившееся в Казахстане. Здесь одновременно пытаются частично придерживаться подходов в системе образования в России, но официально выстраивают образовательную деятельность по типу вузов дальнего зарубежья. В результате складывается противоречивая картина: в казахстанских, особенно провинциальных, вузах явно не хватает научно-педагогических кадров, не хватает других ресурсов, нет достаточной материально-технической базы и т.д. Однако там пытаются любыми способами соответствовать уровню вузов дальнего зарубежья и проходить аккредитацию по европейским требованиям. Кроме того, в рамках международного сотрудничества предлагают специальные гранты студентам, магистрантам, аспирантам, которые уезжают на обучение за рубеж и часто уже не возвращаются. Каков же действительный коэффициент полезного действия системы высшего образования страны, теряющей кадры в результате «утечки мозгов»? Самое главное, что в Казахстане без внимания остаются те культурные традиции, которые столетиями сохранялись в богатой народной педагогике казахов, и на этой основе можно было бы создать самобытную систему общего, среднего профессионального и высшего образования [9; 10].

В дальнем зарубежье также актуальны вопросы культуролого-акмеологического плана. Например, в Европе ставится задача максимального повышения качества образования для высших образовательных учреждений разных европейских стран, причем с сохранением своих культурно-национальных особенностей, а также широкий охват слоев населения для получения высшего образования. По сути, здесь предлагается мультикультурация образования путем повышения краткосрочной и долгосрочной мобильности студентов и преподавателей, с акцентом на усиление научно-исследовательской работы. Оценивание качества образования планируется осуществлять по единым положениям и критериям [11].

Однако в европейских вузах также много проблем в системе высшего образования. Во Франции, где высшее образование строится по нескольким структурам и в несколько этапов (например, студенты получают степени DEUG, лиценциат, мэтриз), эти структуры конкурируют между собой и не всегда согласуются с концепцией Болонского процесса [12]. В Великобритании система высшего образования имеет выраженную практическую направленность. Например, в Национальной профессиональной квалификации (NVQ) выделяют 5 уровней специальных навыков, которые необходимо освоить буквально на рабочем месте и доказать практическое владение ими на необходимом уровне. В дальнейшем обучающийся может переходить на последующие уровни овладения знаниями и умениями (Общенациональная профессиональная квалификация), на другие этапы образования вплоть до наивысшей программы с выполнением научно-исследовательской работы, защиты диссертации и получения степени магистра или доктора [13].

В высшей школе современной Германии в последние годы наблюдается постепенная децентрализация управления вузами, переход к корпоративному регулированию учебными заведениями. Высшее образование отличается открытостью, доступностью обучения в государственных вузах (их 98% в стране) и бесплатностью обучения. Тесная связь науки и практики не является показной: вузы имеют постоянные крепкие связи с ведущими национальными научными центрами, лабораториями, научными фондами и обществами, а также с предприятиями и фирмами. Здесь приветствуется широкий обмен учеными, академическая и научная мобильность, реализация совместных международных проектов. При этом немецкая система высшего образования не спешит реализовывать концепцию Болонского процесса. Она действует очень осторожно, сохраняет свои национальные культурно-образовательные традиции, сверяя качество своего образования с общеевропейскими параметрами. Эксперты констатируют: немецкая национальная традиционная система высшего образования одна из лучших в Европе, успешно адаптировавшихся в новых условиях развития общества [14].

В США система образования, изначально впитав некоторые традиции английской образовательной системы («свободные искусства») и немецкой научно-исследовательской работы, является сегодня одной из самых мощных в мире, но при этом тоже испытывает массу проблем [15]. В вузах США сохраняется классовое, расовое неравенство, обостряются проблемы мультикультурации при поступлении в вузы представителей разных стран мира, приеме в аспирантуру, усиливается постепенная специализация вузов в ответ на коммерческие запросы ведущих фирм, повышается плата за обучение, увеличиваются требования к преподавателям при снижении зарплаты и т.д. С точки зрения культуролого-акмеологического подхода в США наибольшие усилия высшей школы направлены на нужды экономики и структур, влияющих на управление вузами, система высшего образования теснее сближается с производством и бизнесом. При этом теряются некоторые позитивные традиции (бесплатное образование, помощь в обучении малоимущим), а новации выстраивают более жесткую и практическую систему.

Выводы

1. Исследование показало, что в современном содержании отечественного высшего профессионального образования новации преобладают над традициями. При этом недостаточно реализуется проблема преемственности, например, в фундаментальности образования, содержании образовательных дисциплин, в способах оценивания качества образовательного процесса.

2. К сожалению, преемственность в содержании отечественной высшей школы нарушается в результате ориентации на иностранные образцы и модели, слепого подражания им. Одновременно уходят в забвение лучшие традиции отечественной дидактической и научной школ, благодаря которым уровень, качество высшего образования на протяжении многих лет было конкурентоспособным в сравнении с образованием в других странах.

3. Опыт развития высшего образования на примере нескольких стран ближнего зарубежья показывает, что там фактически мало усилий прикладывается для сохранения своих национально-культурных традиций в вузах, но в большей степени делается ориентация на модели других стран. В то же время в системе высшего образования стран дальнего зарубежья стараются сохранять собственную культуру с учетом современных реалий и запросов общества, бизнеса, научно-технического прогресса.

4. Перспективы выздоровления системы высшего образования в России видятся в направлении создания новых государственных образовательных стандартов стратегического долговременного назначения, внедрения новых технологий обучения, рассчитанных на развитие индивидуальных способностей студентов, их познавательных потребностей и творческих потенциалов при условии обеспечения фундаментального образования в избранной области деятельности, где новации будут тесно связаны с традициями в науке и обучении.


Библиографическая ссылка

Собянин Ф.И., Ирхина И.В., Кондаков В.Л., Демченко Л.В., Клименко Т.И., Кузнецова А.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31215 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674