Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ И СОДЕРЖАНИЯ ОТЧЕТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Крючкова К.С. 1 Смыковская Т.К. 1
1 ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
В статье обоснована актуальность задач совершенствования учебно-методического обеспечения производственной (педагогической) практики бакалавров педагогических вузов, и в частности необходимость изменения форм представления результатов и содержания отчетов о ее прохождении в условиях цифровизации общества. Определяется место педагогической практики в основной образовательной программе высшего образования по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат) в соответствии с ФГОС ВО 3++. Раскрываются такие понятия, связанные с использованием цифровых технологий, как «цифровой след» студента, «цифровое портфолио» студента как часть цифрового следа образовательной, научной и творческой деятельности. Представляются результаты сравнительного анализа учебных рабочих программ педагогических практик ведущих педагогических вузов России по направлению «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) по профилям «Математика», «Информатика» и «Математика», «Физика» в аспекте выявления основных этапов и элементов содержания практик, установления типовых заданий, используемых информационных технологий и форм отчетов студентов по выполненным заданиям. Формулируются выводы об использовании в опыте передовых педагогических вузов традиционных форм представления результатов педагогической практики, а также артефактов деятельности практиканта, представленных в цифровом формате. Предлагаются в плане перспектив использования цифровых технологий в педагогической практике будущих учителей методические идеи и опыт Волгоградского государственного социально-педагогического университета по использованию информационной системы вуза, и конкретно портала электронного обучения.
педагогическая практика
педагогическая деятельность
цифровое портфолио
цифровой след
задание
педагогический вуз
будущий учитель
артефакт
1. Светоносова Л.Г. Педагогическая практика студентов-бакалавров вуза: целевой, содержательный и оценочный компоненты // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (36). С. 78-79.
2. Мантуленко В.В. Перспективы использования цифрового следа в высшем образовании // Преподаватель ХХI век. 2020. № 3-1. С. 34.
3. Пазухина С.В., Пономарева Т.М. Совершенствование учебно-методического обеспечения психолого-педагогических дисциплин в условиях цифровизации высшего образования // Педагогика и просвещение. 2021. № 2. С. 113-129. DOI: 10.7256/2454-0676.2021.2.33538.
4. Смыковская Т.К., Монахов В.М. , Нижников А.И. и др. Педагогическая практика: целеполагание, проектирование профессиональной деятельности и оптимизация проекта: учебное пособие. М.: МГОПУ, 1998. 139 с.
5. Производственная (педагогическая) практика: программа практики по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность (профиль): Физика и второй профиль по выбору (Информатика) Московского педагогического государственного университета. Москва, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://oc.mpgu.su/s/AKF993E4Lw6k7yE#pdfviewer (дата обращения: 27.10.2021).
6. Производственная педагогическая практика: программа практики по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность (профили): Математика и Физика Томского государственного педагогического университета. Томск, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://tspu.edu.ru/files/sveden2/opop/2020-2021/RPD/2911/1849018/_%D0%CF.pdf (дата обращения: 27.10.2021).
7. Педагогическая практика: рабочая программа производственной практики по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность (профиль): Математика и Информатика. Оренбург, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/u/0/folders/1AhbZS7INHcNdpK5pKUC1BAT3iBztMK1v (дата обращения: 27.10.2021).
8. Таблица дисциплин. Профили «Математика» и «Информатика» (ФГОС 3++) (очная форма). Педагогическая практика: рабочая программа производственной практики по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили (направленность): Математика и Информатика Ставропольского государственного педагогического института. Ставрополь, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://ios.sspi.ru/mod/dataform/view.php?id=17867 (дата обращения: 27.10.2021).
9. Производственная (педагогическая) практика (математика): программа практики по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Математика», «Информатика» Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Волгоград, 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.vspu.ru/files/programs/5f84689919fda2b1c04f5e44209b7.pdf (дата обращения: 27.10.2021).
10. Производственная практика 2021 (Математика 4 курс) // Портал электронного обучения Волгоградского государственного социально-педагогического университета [Электронный ресурс]. URL: http://lms.vspu.ru/courses/proizv_praktika_4/ (дата обращения: 02.11.2021).

В последние годы производственная (педагогическая) практика студентов-бакалавров становится одним из главных этапов в подготовке будущих учителей в педагогическом вузе в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения 3++, с ориентацией на овладение будущими учителями трудовыми функциями, заданными в профессиональном стандарте «Педагог», с усилением практической направленности подготовки будущих учителей и востребованностью сформированности у выпускников педвузов soft и hard skills компетенций. Функции педагогической практики заключаются в формировании у студентов опыта практической деятельности в условиях погружения в реальную профессиональную среду, в адаптации к такой среде; в возможности расширения и углубления теоретических знаний, полученных в стенах вуза, переноса этих знаний в практику взаимодействия с учениками; в мотивации бакалавров к постоянному профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту; в возможности рефлексии своих профессиональных возможностей, самоанализе, оценке себя в роли будущего педагога [1].

Определяя место педагогической практики в основной образовательной программе высшего образования по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат), необходимо обратиться к ФГОС ВО 3++. Заметим, что блок «Практика» представлен двумя видами практик – учебная и производственная, а, в свою очередь, производственная практика включает в себя следующие типы: педагогическая практика, технологическая практика и научно-исследовательская работа. Таким образом, тип рассматриваемой в данной статье практики – производственная, а вид – педагогическая. Так как в соответствии с ФГОС 3++ педагогических практик предполагается несколько (адаптационная, тьюторская, ранняя преподавательская, методическая), для данного исследования нами была выбрана производственная педагогическая практика (методическая). Целью методической практики является получение бакалавром опыта применения полученных теоретических психолого-педагогических и методических знаний в практической деятельности преподавателя по профильным предметам и классного руководителя; становление профессиональных качеств, навыков и умений будущего учителя.

В условиях цифровизации современного общества, повсеместного распространения цифровых технологий в различных областях человеческой деятельности, а также актуальности использования технологий дистанционного обучения и электронного обучения, связанных в том числе с эпидемиологической обстановкой в мире, важным становится определение тех изменений, которые неизменно коснулись и педагогической практики. ФГОС 3++ определяет, что работа преподавателя со студентами может иметь формат аудиторной работы, внеаудиторной, а также переносится полностью или частично в электронную информационно-образовательную среду вуза.

Пользуясь цифровыми технологиями, просматривая сайты и веб-страницы, публикуя различные посты и комментируя сообщения в Сети, выкладывая личную информацию о себе на страничках в социальных сетях, общаясь в мессенджерах, т.е. намеренно или нет оставляя информацию в Сети, мы невольно формируем так называемый цифровой след. Это может быть оставленная в электронном виде информация об образовательной, профессиональной или иной деятельности человека, а также его личные данные. Цифровой след студента, связанный с его учебной деятельностью, может содержать размещенные в Сети, в том числе в информационной сети вуза, студенческие работы – презентации, отчеты по практикам, эссе, рефераты, курсовые работы и проекты, а также на сторонних ресурсах – результаты выполненных образовательных онлайн-тестов, работы при освоении массовых открытых онлайн-курсов, авторские статьи, творческие работы, результаты участия в дистанционных конкурсах и научных конференциях [2]. Все это в конечном итоге формирует цифровое портфолио студента как часть цифрового следа образовательной, научной и творческой деятельности бакалавра.

Целью исследования являлось определение профессиональных ситуаций, которые порождаются артефактами - формами представления результатов производственной педагогической (методической) практики бакалавров на основе использования информационно-коммуникационных технологий с учетом цифрового следа практиканта. Для этого был проведен сравнительный анализ учебных рабочих программ педагогических (методических) практик ведущих педагогических вузов России по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат) с позиций выявления основных этапов и элементов содержания практик, установления типовых заданий, используемых информационных технологий, а также определения традиционных форм представления результатов педагогической практики и артефактов деятельности практиканта, представленных в цифровом формате, на основе «цифрового следа».

Материал и методы исследования

Для написания статьи использовались следующие методы: теоретические (изучение психолого-педагогической и методической литературы и нормативной документации по проблеме исследования, ее анализ и обобщение) и эмпирические (опытно-экспериментальная работа). Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете математики, информатики и физики Волгоградского государственного социально-педагогического университета (направление подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями)», профили «Математика», «Информатика»). Далее в статье приведены результаты исследования учебных рабочих программ педагогических практик ведущих педагогических вузов России в аспекте выявления основных этапов и элементов содержания практик, установления типовых заданий, используемых информационных технологий и форм отчетов студентов по выполненным заданиям.

Результаты исследования и их обсуждение

Обращаясь к вопросу педагогической практики бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», необходимо указать на актуальность задач совершенствования ее учебно-методического обеспечения, и в частности изменения форм представления результатов ее прохождения, на основе применения цифровых технологий, на возможностях использования цифрового следа практиканта. Исследователи данного вопроса предлагают, к примеру, модифицировать традиционную форму отчетности за педагогическую практику – дневник практиканта и представлять его не в печатном, а в электронном виде. Предполагается, что в таком дневнике студенты смогут создать целостный гипермедийный продукт своей деятельности, представленный посредством видеофрагментов проведенных уроков или занятий, видео- и фотоотчетами, а также рефлексивными комментариями о проведенных мероприятиях, видеоотзывами руководителей практики, наставников от образовательной организации – базы практики о студенте как будущем профессионале, видео- и аудиоотзывами учеников [3].

Таким образом, очевидна актуальность исследования форм представления результатов прохождения педагогической (методической) практики бакалавров в условиях цифровизации образования и формирования цифрового следа будущего учителя в период обучения в вузе. Проведем анализ содержания практик и обеспечения оценки качества их прохождения за счет различных форм представления результатов, исследуя рабочие учебные программы практик ведущих педагогических вузов страны. Для анализа были выбраны пять ведущих вузов, производящих обучение бакалавров по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) по профилям «Математика», «Информатика» и «Математика», «Физика»: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Томский государственный педагогический университет (ТГПУ), Оренбургский государственный педагогический университет (ОГПУ), Ставропольский государственный педагогический институт (СГПИ), Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ВГСПУ).

Проанализировав учебные программы педагогических (методических) практик, приходим к выводу о целесообразности разбиения данной практики на несколько этапов. Унифицировав названия таких этапов, выделенные различными вузами, и объединив некоторые этапы вместе (исходя из форм представления результатов), определим: подготовительный (сюда же отнесем выделенный некоторыми вузами в качестве отдельного ознакомительный этап), основной и итоговый, что не противоречит ранее разработанным нами моделям [4].

1. МПГУ. Подготовка по профилям «Физика», «Информатика» реализуется в Московском педагогическом государственном университете Институтом физики, технологии и информационных систем. Исследуемая рабочая учебная программа производственной (педагогической) практики разработана для набора бакалавров 2020 г. очной формы обучения.

Цель производственной (педагогической, методической) практики, что следует из программы, заключается в апробации теоретических знаний бакалавров, приобретенных ими на занятиях в стенах университета, в ходе реальной практической педагогической деятельности с учениками в средней школе [5].

Формами представления результатов прохождения педагогической практики бакалаврами профилей «Физика» и «Информатика» в МПГУ, полученных на подготовительном этапе, являются составленный план прохождения практики и подготовленная индивидуальная книжка, в которой на последующих этапах практики студентом самостоятельно фиксируется ход и результаты проведенных уроков или занятий с учениками, а также внеклассных по предмету и воспитательных мероприятий. В ходе ознакомительного этапа бакалавры собирают информацию о школе, знакомятся с учителями-предметниками, посещают их занятия; изучают оборудование кабинетов и лабораторий; анализируют программно-методические материалы по организации образовательного процесса в образовательной организации: планы работы образовательной организации, классного руководителя, тематические и поурочные планы учителей, и готовят в качестве отчетного задания протоколы анализа посещенных уроков учителя. Большая часть отчетных работ, конечно же, создается студентами в период прохождения основного этапа практики. Это такие традиционные формы отчетности, как разработка сценариев проводимых студентом уроков и протоколы самоанализа этих уроков; разработка сценария внеклассного мероприятия или мастер-класса и протокол самоанализа данного мероприятия. Отдельной формой представления результатов педагогической практики являются разработанные студентом самостоятельно наглядные пособия и дидактические материалы, которые он использовал при проведении уроков и внеклассного мероприятия (мастер-класса), а также в ходе профориентационной работы с учениками. Программой педагогической практики предусмотрены задания по работе в качестве помощника классного руководителя: разработка и проведение отдельных воспитательных мероприятий (например, беседы с учениками, классные часы, тематические вечера), взаимодействие с родителями или лицами, их заменяющими. В связи с этим предусмотрен еще один отчет – рефлексивный журнал по итогам участия в родительском собрании. Аналитический и завершающий этапы педагогической практики заканчиваются заполнением индивидуальной книжки практиканта с отчетом по практике и анализом всех видов деятельности, проводимых в этот период. Также студентом готовится выступление на заключительной конференции, а в качестве формы отчетности – презентация о прохождении практики с предоставлением артефактов деятельности.

Анализируя программу практики [5] с позиций использования цифровых технологий, необходимо отметить, что в ней также указывается на тот факт, что в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий программное обеспечение включает в себя «систему электронной поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения МПГУ ИнфоДаMoodle». Кроме этого, программное обеспечение включает в себя и сервисы для проведения мероприятий практики в режиме видеоконференцсвязи. Интересен тот факт, что разработчиками программы в традиционный для всех вузов перечень программного обеспечения включена программа SilhouetteStudio (для создания и печати рисунков, которая совместима с большинством моделей режущих плоттеров CAMEO и Portrait, предназначенных для вырезания любых трафаретов или изображений из различных нетвердых материалов), следовательно, используя программу SilhouetteStudio, студенты могут создавать различные надписи и изображения и вырезать их при помощи плоттера на цветной бумаге, пленке, самоклеящейся бумаге, картоне, пергаменте, тисненой бумаге, ткани, что также может стать артефактами, включаемыми в цифровое портфолио студента.

2. ТПГУ. Проанализируем учебную программу производственной (педагогической, методической) практики бакалавров направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по профилям «Математика», «Информатика» и «Математика», «Физика» Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Разработчиком программы является кафедра математики, теории и методики обучения математике ТПГУ.

Цель производственной (педагогической, методической) практики в явном виде в рабочей учебной программе не сформулирована, но из содержания ясно, что цель заключается в приобретении бакалавром опыта практической деятельности учителя-предметника (в соответствии с профилем обучения) и классного руководителя [6].

Структура практики состоит из трех основных этапов: организационно-подготовительного, основного и итогового, что не противоречит обозначенным выше этапам.

В ходе организационно-подготовительного этапа проводится инструктаж со студентами, формулируются задачи практики; отчетности как таковой за этот этап не предусмотрено.

Основной этап педагогической практики предусматривает отчетности по обязательному и индивидуальному заданиям. Отличительная особенность содержания данной практики от аналогичных программ других вузов России состоит в том, что предусмотрена специальная работа практиканта с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так, например, в перечне знаний и умений специально выделены позиции: «знать психолого-педагогические закономерности и принципы индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями», «владеть образовательными технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования»[6].

Обязательное (общее) задание [6] состоит из следующих подзаданий (группировка по видам работ произведена авторами статьи):

1. Проведение и самоанализ уроков по предметам каждого профиля подготовки на основе использования современных предметно-методических подходов и образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС основного и среднего общего образования, с уровнем развития современной науки и с учетом возрастных особенностей обучающихся.

2. Разработка и проведение, а также самоанализ внеклассного мероприятия.

3. Использование и описание средств обучения предмету, обеспечивающих комфортную образовательную среду с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества образовательного процесса.

4. Знакомство с системой сопровождения детей с ОВЗ в конкретной образовательной организации.

5. Разработка и проведение, а также самоанализ образовательного мероприятия, в рамках профориентационной деятельности учеников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Разработка диагностического и дидактического разноуровневого материала для обучающихся (в том числе для детей с ВОЗ) и с использованием ИКТ, цифровой среды образовательной организации.

Индивидуальное задание конструируется студентом самостоятельно в рамках темы выпускной квалификационной работы, руководитель практики от профильной организации согласовывает данное задание. Подзадания данного задания могут включать в себя постановку эксперимента, анкетирование и тестирование учеников и учителей, диагностику в соответствии с целями выпускной квалификационной работы.

Формой представления результатов прохождения итогового этапа (в том числе и всей практики) является комплексный отчет об итогах производственной педагогической практики, в котором студенты должны представить конспекты уроков и их самоанализ; внеклассные мероприятия, профориентационные мероприятия и их самоанализ; диагностический и дидактический разноуровневый материал для учеников (в том числе для детей с ВОЗ); результаты выполнения индивидуального задания; описание используемых педагогических методов и средств достижения целей и задач; характеристику умений, опыта и компетенций, приобретенных в период практики; выводы о результатах практики (наиболее удачные и результативные виды деятельности, трудности, апробация материала практики); предложения и рекомендации по организации практики. Вторым документом отчетности является учетная карточка практики, представляющая собой рейтинговый лист по основным мероприятиям и артефактам практики.

Одним из важных показателей результатов практики, отраженным в разделе программы «Результаты обучения» [6], является их представление в виде доклада и электронной презентации. В приложении к рабочей учебной программе производственной (педагогической) практики бакалавров ТГПУ в качестве основных требований к сопровождающей доклад спикера электронной презентации указываются «наличие выводов о результатах деятельности практиканта, его личном отношении к работе и ее результатам; использование в презентации изображений, видеоматериалов, звукового ряда, которые организованы в единую среду; наличие в презентации структуры, организованной для удобного восприятия информации» [6].

3.ОГПУ. Анализируя рабочую программу (2019г.) производственной (педагогической, методической) практики по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) по профилям подготовки «Математика», «Информатика» Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ)[7], необходимо отметить ее большой объем по сравнению с предыдущими анализируемыми программами (82 стр.) и наличие в ее содержании всех методических материалов для работы студентов. Данные материалы включают в себя: технологические карты уроков, схемы анализа и самоанализа проведенных уроков, методические рекомендации по подготовке и проведению урока, внеклассного мероприятия, технологические карты внеклассного предметного мероприятия, воспитательного мероприятия, листы наблюдения и оценки урока и мероприятия по предмету, показатели и критерии оценивания урока, внеклассного мероприятия, вариативные индивидуальные задания, а также шаблон итогового отчета по практике. Анализ указанной программы производственной (педагогической) практики показал ее идентичность с вышеописанными программами.

Целью данной практики, как следует из документа, является «применение теоретических знаний бакалавров в ходе практической педагогической деятельности в качестве учителя-предметника и классного руководителя» [7].

Уже в самом начале учебной программы в перечне планируемых результатов обучения обозначена важность и необходимость использования цифровых технологий в учебном процессе. Указано, что бакалавр в ходе прохождения педагогической практики «овладеет современными образовательными технологиями обучения предмету, включая информационные, сможет использовать для обучения цифровые образовательные ресурсы; приобретет навыки реализации программы обучения учеников по конкретному учебному предмету (математике, информатике, физике) с использованием современных методик и технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий» [7].

Содержание практики не разбито на этапы. Но, говоря о формах отчетности студентов, необходимо заметить, что они достаточно традиционны и их предусмотрено достаточно много.

Перечислим формы отчетности по общему заданию студентов:

- планы (графики) проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий в образовательной организации (месте прохождения практики);

- планы (графики) участия в методической деятельности образовательной организации;

- конспекты / технологические карты уроков по математике и физике / информатике;

- анализ посещенных уроков педагога;

- технологические карты внеурочного предметного и воспитательного мероприятия;

- самоанализ проведенного воспитательного мероприятия [7].

В плане использования студентами в ходе выполнения педагогической практики цифровых технологий, а также дистанционных образовательных технологий интересны вариативные индивидуальные задания. Студентам предлагается в качестве одного из заданий участие в проектировании информационно-образовательной среды (ИОС) образовательной организации (места прохождения практики) [7]. Для выполнения задания бакалавру необходимо собрать необходимую информацию и добавить некоторые информационные материалы на страницы сайта организации. Студентам также необходимо организовать методическую поддержку образовательного процесса в информационной среде организации, создавая электронные образовательные ресурсы, сценарии и материалы к мероприятиям и размещая их в ИОС. Формой представления результатов такого задания являются информационные материалы для страниц сайта организации, скриншоты страниц сайта, ссылки на созданные электронные образовательные ресурсы, планы и программы мероприятий, даты заполнения электронного дневника, презентации к урокам и внеклассным мероприятиям. В качестве критериев выполнения данного задания на отметку «отлично» указано, что бакалавр во время практики «обязан систематически заполнять электронный журнал, своевременно подготавливать авторские презентации к самостоятельно проводимым пробным и зачетным урокам, эффективного применять их в ходе проведения уроков с учениками, изготавливать дидактические материалы и проводить уроки в системе дистанционного обучения для отдельных категорий учеников, создавать материалы к электронному тестированию учеников по предмету» [7].

Приведем в качестве примера еще одно вариативное индивидуальное задание, которое связано с темой курсовой работы по теории и методике обучения предмету. Формой отчетности по результатам выполнения данного задания является написанная студентом методическая статья, содержащая список литературы, в том числе электронные издания и издания, расположенные на информационных ресурсах в сети Интернет, с правильным оформлением библиографического списка и ссылок; а также перечень ресурсов сети Интернет, необходимых для написания курсовой работы; диагностические материалы, результаты анкетирования (с возможностью автоматизированного тестирования с применением компьютерных систем) обучающихся, педагогов или родителей, проведенные в ходе выполнения практической части курсовой работы; фрагменты календарно-тематического планирования по теме курсовой работы [7].

4.СГПИ. Рассмотрим рабочую программу (2020 г.) производственной (педагогической, методической) практики бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Математика» и «Информатика», Ставропольского государственного педагогического института (СГПИ) (необходимо сразу уточнить, что в СГПИ нет профиля обучения «Математика» и «Физика»).

Цель практики сформулирована достаточно широко, выделим главные акценты в ней. Прежде всего, это приобретение студентами «опыта практической педагогической деятельности на основе применения современных технологий и методик и становление у них профессиональных педагогических умений эффективной организации учебно-воспитательного процесса». Как следствие, это – «формирование потребности будущего учителя в непрерывном профессиональном самосовершенствовании и развитие у него основ профессиональной педагогической компетентности» [8].

В перечне планируемых результатов обучения при прохождении педагогической практики четко прослеживается необходимость использования цифровых технологий в ходе выполнения различных видов деятельности, но, к сожалению, в программе отсутствуют конкретные задания. Так, в качестве образовательного результата определено, что бакалавр должен «знать особенности использования ИКТ в образовательной деятельности; уметь использовать ИКТ, а также материалы электронных изданий и сетевых ресурсов для разработки целей, задач, диагностического инструментария, средств оценки результатов обученияи содержания образовательных программ по предмету» [8]. Он также должен иметь опыт организации учебного процесса как в реальной, так и виртуальной образовательной среде.

В формах же отчетности по результатам практики представлено все достаточно традиционно. При проведении подготовительного этапа практики бакалавры принимают участие в установочной конференции на факультете, получают инструкции и необходимые материалы, а форма отчетности не предусмотрена, руководитель практики осуществляет визуальное наблюдение за активностью студентов на установочной конференции.

Основной этап практики предполагает следующие формы отчетности:

1) дневник практики с подробным ежедневным описанием деятельности, а также ее анализом;

2) фотофиксация основных моментов и анализ уроков учителя;

3) разработанные технологические карты проводимых самостоятельно уроков;

4) сценарий внеклассного мероприятия и анализ его проведения;

5) методическая копилка;

6) самоанализ и взаимоанализ уроков студентов;

7) материалы по апробации выпускной квалификационной работы;

8) общий отчет по итогам педагогической практики;

9) доклад и презентация опыта деятельности в качестве учителя к итоговой отчетной конференции по практике [8].

Исходя из анализа раздела «Информационные технологии» рабочей учебной программы практики, можно предположить, что выполнение заданий практикантами должно происходить с использованием ИКТ: подготовка презентации к итоговой конференции с использованием средств мультимедийной программы презентаций, подготовка дидактических материалов для проведения уроков, созданных средствами цифровых технологий, использование на уроках интерактивной доски, проведение расчетных работ с использованием электронных таблиц (например, обработка результатов диагностик, проверочных тестов на уроках и др.).

5.ВГСПУ. Обратимся к опыту проведения производственной (педагогической, методической) практики бакалавров Волгоградского государственного социально-педагогического университета, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили «Математика» и «Информатика».

Целью производственной (педагогической, методической) практики бакалавров, как указано в программе [9], является развитие их «готовности к организации своей профессиональной педагогической деятельности в качестве учителя-предметника» (учителя математики, информатики).

В данной программе упор делается на использование ИКТ при прохождении бакалаврами практики в школах. Это нашло отражение в рубрике рабочей программы практики «Планируемые результаты». В качестве результатов практикант получает «опыт эффективной реализации образовательных школьных программ по профильным предметам на основе современных методик и технологий, в том числе информационных» [9].

Раздел «Информационные технологии» рабочей программы практики [9] указывает на наличие программного обеспечения для коммуникации, а также различных видов интерактивных досок, что предполагает возможность адаптации студента к особенностям информационной образовательной среды организации – базы практики.

Целью проведенной опытно-экспериментальной работы с бакалаврами ВГСПУ являлась апробация новых форм отчётности практикантов с учетом их цифрового следа.

В качестве формы отчетности выступает, прежде всего, портфолио практиканта (в печатном и/или электронном видах), содержащее артефакты по всем мероприятиям практики, в том числе проекты уроков или учебных занятий (план-конспект или технологическая карта) с указанием эффективных средств и приемов обучения в зависимости от типа и структуры урока, анализ проверочных работ обучающихся (качественный и количественный анализ), разработанные или скорректированные дидактические материалы и электронные образовательные ресурсы (сами продукты); самоанализ и анализ проведенных уроков. Также предусмотрен отчет по проектному заданию, которое весьма значимо в условиях перехода образовательного процесса в школах на смешанные формы обучения, – разработка краткосрочного обучающего онлайн-курса для учеников по одной из тем школьного учебного предмета и системы коммуникации в нем.

При выполнении проектного задания студенту необходимо создать следующие элементы онлайн-курса: видеолекции (продолжительность 2-10 мин.; содержание: приветствие, включающее оглашение темы лекции и обозначение ее актуальности; основное содержание, в котором акцент делается на современные тенденции и значение рассматриваемых вопросов в жизни людей), учебные электронную презентации (от 3 до 12 слайдов, с минимальной анимацией, наличие различных видов объектов на слайдах: текст, изображения, схемы (SmartArt), таблицы и др.), текстовый учебный материал (материал для просмотра с экрана или для скачивания), опросы в виде тестов (от 5 до 10 вопросов с автоматизированной проверкой, тестовые задания для осуществления оперативного контроля), формы общения обучающихся между собой и с преподавателем курса (чат, форум, личные сообщения и т.п.), инфографика (объекты инфографики, иллюстрирующие видеолекции, качественно обработанные с помощью программ обработки изображений).

Экспериментальная группа показала большую заинтересованность цифровыми видами отчетности по практике: разработкой итоговых отчетных презентаций, созданием учебных презентаций, инфографики, автоматизированных компьютерных тестов, элементов онлайн-курса к урокам, по сравнению с традиционными формами (печатным отчетом, дневником практиканта с печатными конспектами уроков).

В последние два учебных года отчеты по производственной (педагогической) практике бакалавры, обучающиеся на профилях «Математика», «Информатика», загружают в информационную систему вуза на портал электронного обучения ВГСПУ «Курсы» http://lms.vspu.ru/courses/ [10]. Данная система предполагает возможность размещения студентами на портале артефактов деятельности, описанных выше. Итоговый рейтинговый отчет формируется автоматически на основе оценок экспертов. Экспертами выступают наставники от образовательной организации, групповые и факультетский руководители практики от университета.

Результаты опытно-экспериментальной работы: на портале электронного обучения ВГСПУ «Курсы» создана автоматизированная информационная система «Производственная практика 2021 (Математика 4 курс)», позволяющая:

- размещать артефакты деятельности практиканта (в том числе – фрагмент краткосрочного онлайн-курса для учеников);

- формировать электронное портфолио студента;

- отслеживать цифровой след практиканта;

- организовывать совместную удаленную работу экспертов (от образовательной организации, групповых и факультетских руководителей практики от университета) по анализу и оценке работы практиканта;

- автоматизировать итоговый рейтинговый отчет работы практиканта.

Научная новизна исследования, научный результат исследования состоит в определении подхода, основанного на идеях артефакт-педагогики, к организации производственной педагогической (методической) практики в условиях цифровизации образования. Определена роль ИКТ в ходе организации и проведения педагогической практики в качестве средства: выполнения практикантом заданий, оформления результатов практики, педагогической коммуникации, а также создания автоматизированной информационной системы для электронного портфолио практиканта. Определены основные перспективные формы представления результатов производственной педагогической практики с учетом цифровизации общества, а именно: электронное портфолио практиканта, содержащее артефакты по всем мероприятиям практики, целостный гипермедийный продукт деятельности студента, представленный видео- и фотоотчетами проведенных уроков и мероприятий, а также проектное задание – разработка краткосрочного обучающего онлайн-курса для учеников по теме школьного учебного предмета и системы коммуникации в нем. Также выявлен огромный потенциал индивидуальных вариативных заданий (заданий по выбору), определяющих механизмы формирования индивидуального цифрового следа будущего учителя при выполнении им исследования в рамках выпускной квалификационной работы в ходе такой практики.

Заключение

Подводя итог анализа форм представления результатов прохождения педагогической (методической) практики бакалаврами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование», в ведущих педагогических вузах страны в условиях распространения цифровых технологий, необходимо сделать ряд выводов.

Во-первых, налицо наличие некоторого противоречия между провозглашаемым в рабочих учебных программах производственных (педагогических, методических) практик перечнем планируемых результатов, указывающим на ИКТ как на перспективную и необходимую современную технологию обучения, с одной стороны, и отсутствием заданий и форм отчетности по практике на основе данных технологий - с другой. Таким образом, приходится принимать тот факт, что формы отчетности в основном остаются традиционными: итоговый (печатный) отчет, дневник практиканта с конспектами уроков и мероприятий и их анализом (печатный или рукописный).

Во-вторых, все учебные рабочие программы практик содержат перечни современных информационных технологий, необходимых для обеспечения учебного процесса, и в том числе организации педагогической практики. И это наводит на мысль, что, возможно, их использование и предполагается при выполнении заданий и оформлении отчетов по результатам практики, но нет такого описания ни в программах, ни в фондах оценочных средств и методических материалах, следовательно, требуется доработка и модификация имеющихся программ в данном аспекте.

В-третьих, в исследуемых нами программах практик имеется огромный потенциал так называемых индивидуальных вариативных заданий (заданий по выбору), которые как раз и могут определить механизмы формирования индивидуального цифрового следа будущего учителя, задать ориентиры в работе студента по написанию и публикации в электронных версиях журналов статей по вопросам образования в современных условиях, по использованию диагностического компьютерного инструментария при выполнении исследования в рамках выпускной квалификационной работы, по овладению опытом работы в информационной системе образовательной организации, по созданию электронных образовательных ресурсов и их публикации в данной ИОС.

В-четвертых, в плане перспектив использования цифровых технологий в педагогической практике будущих учителей можем предложить методические идеи и опыт Волгоградского государственного социально-педагогического университета по использованию информационной системы вуза, и конкретно портала электронного обучения, для размещения электронного портфолио студента-практиканта с последующей экспертизой и оценкой представленных артефактов, а также авторских (студенческих) разработок краткосрочных онлайн-курсов по предмету как результата выполнения проектного задания.

Представленная публикация выполнена в ходе исследований по проекту «Сравнительный анализ результатов и оценки качества прохождения педагогической практики у студентов педагогических вузов на основе традиционных форм контроля и цифрового следа», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение от 21.07.2021г. № 073-03-2021-013/3 к соглашению от 18.01.2021 № 073-03-2021-013).


Библиографическая ссылка

Крючкова К.С., Смыковская Т.К. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ И СОДЕРЖАНИЯ ОТЧЕТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31211 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674